УДК: 930.1:93/94 (575.3)
ИСТОРИОГРАФИЯ ТАДЖИКСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В
КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI вв.
НАБОТОВ ФАЙЗИДИН САЙФУДИНОВИЧ
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Государственного образовательного учреждения «Бохтарский государственный университет
имени Носира Хусрава» г. Бохтар, Таджикистан
Аннотация: В данной статье автор пытается исследовать таджикскую внешнюю трудовую миграцию и ее историографию. Автор отмечает, что путь к трудовой миграции в начале 90-х годов открыли вынужденные трудовые мигранты и это имела вынужденный характер, по причине нестабильности политического положения люди вынуждены были покинуть страну, а в стране пребывания для того, чтобы прокормить себя и свои семьи начали заниматься разной трудовой деятельностью. Как видно сначала эти люди были беженцами, мигрантами, а затем превратились в трудовых мигрантов.
Далее автор объясняет, что в мировой практике трудовая миграция не является рискованным и неуправляемым процессом, а наоборот, в настоящее время она превратилась в цивилизованный и управляемый процесс.
Автор приходит к такому мнению, что очень много специалистов изучали проблему трудовой миграции и о географии трудовой миграции из Таджикистана в Россию предоставил немало информации. Надо отметить, что в настоящее время внешняя трудовая миграция является одним из путей развитие экономики и семей и страны.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, переселенцы, мигранты, беженцы, рабочая сила, страны пребывания, легализации трудовых мигрантов.
Основные страны, куда едут трудовые мигранты являются Россия, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и другие страны СНГ. При этом подчеркивается, что «РФ является основной страной, принимающей трудовые мигранты. Почти четверть таджикских трудовых мигрантов едут в крупные города РФ» [7, с.18-19], но не называется ни одного города или области РФ.
Проблема трудовой миграции граждан Республики Таджикистан ее теория, осуществления и предложения очень хорошо освещена в диссертации К.Х. Гулмирзоева [3, с.9-10]. Во - первых, он считает началом трудовой миграции из Таджикистана конец Х!Х в. [3, с.9-10]. А затем, освещая трудовую миграцию Советского периода, которая приходится на 5060 годы ХХ, дает ей правильную оценку. Например, подёнщину колониального периода (империя царской России 1867-1917 гг.) называет зарабатыванием хлеба насущного, а подёнщину и челночный бизнес 50-80 гг. ХХ в. называет как способ улучшения экономического положения семьи [3, с.9].
Отчасти о вынужденных трудовых мигрантах у него есть оценки, где мы с ним согласны. Например, он считает, что путь к трудовой миграции в 1992-1993 гг. открыли вынужденные трудовые мигранты [3, с.9], и мы со своей стороны согласны с этим мнением.
А также мы согласны с таким мнением, что трудовая миграция 1992-1997 гг. имела вынужденный характер. То есть по причине нестабильности политического положения люди вынуждены были покинуть страну, а в стране пребывания для того, чтобы прокормить себя и свои семьи начали заниматься разной трудовой деятельностью. Значит, сначала эти люди были беженцами, мигрантами, а затем превратились в трудовых мигрантов.
Исследователь Х. Умаров ее началом считает 1994 [16, с.30], А.А. Артыков считают, что трудовая миграция в той форме, в которой существует в настоящее время (2011 г.) начиналась в 1993 -1994 гг. [16, с.30]. Но и конкретно называет и 1993 г. [7, с.9].
Необходимо отметить, что характер деятельности мигрантов (беженцев) можно признать, как трудовую, что находится ближе к истине. Здесь надо подчеркнуть, что нам необходимо найти правильное название миграции населения республики в 1992-1997 гг. Дело в том, что всех граждан республики, которые покинули республику, выехали в другие республики СССР в эти годы, нельзя называть мигрантами, беженцами или вынужденными беженцами.
Примечательно, что тех граждан, которые в 1992-1997 гг. покинули республику Таджикистан, называют по - разному: переселенцы, мигранты, а те, кто после 1994 вернулись в республику, называют беженцами. Большинству из них, которые воспользовались статусом беженца и не занимались трудовой деятельностью, можно назвать путешественниками. Те граждане, которые в 1992-1997 гг. покинули территорию страны, и относятся к группам переселенцев и беженцев, их можно называть трудовыми мигрантами.
Исследователь К.Х. Гульмирзоев пишет следующее: «Начиная с 1997 г. миграция из РТ поменяла свой характер и превратилась в трудовую миграцию» [3, с.9-10].
Авторы, как и другие исследователи, Россию называют основным потребителем рабочей силы. И далее пишут, что таджикских трудовых мигрантов можно встретить во всех регионах Российской Федерации: Саратове, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинских областях, в городах Москве, Ленинграде, Астрахане, Самаре, Нижегороде, Красноярске, Омске, Томске, Иркутске, Пермском крае, Забайкалье, Республике Бурятия, Туве и Якутии [3. С.10].
В статье К.Х. Гульмирзоева очень хорошо освещена география таджикских трудовых мигрантов. Автор находит таджикских трудовых мигрантов во всех регионах Российской Федерации [3, с.10].
В 2001 - 2020 гг. поменялся характер трудовой миграции. Теперь трудовые мигранты для решения некоторых проблем едут на заработки: зарабатывать нужную сумму для организации своего бизнеса, для постройки жилья, для проведения разного рода мероприятия, для улучшения экономического положения семьи и для выведения своих семей из бедности и нищеты.
Самые серьёзные изменения в процессе трудовой миграции произошли тогда, когда на территории Российской Федерации начали образовываться общества таджиков, как постоянные, так и временные.
Большинства специалистов считают, что длительная трудовая миграция происходит за счет сельского населения, которые на территории РФ занимаются в основном сельскохозяйственными работами, работают трактористами, механизаторами, грузчиками и т.д. Такие мигранты в основном работают в Волгоградской, Астраханской, Саратовской и Краснодарской областей и близлежащих районах города Москвы. Первые таджикские общества появлялись именно в этих регионах.
Надо подчеркнуть, что первые таджикские общества появлялись на почве родственных связей, то есть членами общества были родственники (дети, братья, дяди, тети, земляки и прочие). Эти общества так и назывались именами районов, откуда происходили основатели этих обществ: Бохтарский, Кулябский, Раштский, Пянджский, Вахшский, Пянджекентский, Аштский, Ходжентский, Исфаринский. Региональные общества назывались Северное, Южное, Центрально-южное, а по областям назывались - Согдийская, Хатлонская, Бадахшанская [3, с.10].
Несмотря на то, что, начиная с 2001 г., отменили безвизовую систему и трудовая миграция столкнулась с еще более трудностями, но все - таки желающих выехать на заработки не уменьшилось. Трудовые мигранты ехали в Россию к знакомым, родственникам или к своим землякам.
Как подчеркивают авторы, в 2010 г. почти половина таджикских трудовых мигрантов ездили в Центральную Россию (Московская, Саратовская, Воронежская, Волгоградская, Астраханская области), и другая половина выбирали Московскую область для работы по
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
строительству, а также Черкизовский рынок - для занятия челночным бизнесом на внутреннем рынке.
По данным, которые имеются в наше распоряжение - таджикских трудовых мигрантов можно встретить во всех регионах Российской Федерации, даже на Камчатке и Сахалине. Но больше всего таджикские трудовые мигранты едут в Центральные районы РФ (Московская, Ленинградская, Саратовская, Воронежская, Волгоградская, Астраханская, Самарская, Пензенская области), где давно уже образовывались таджикские общества. В этом списке второе место занимает Республика Татарстан [5. С.76], на третьем месте - Западно-Южная Сибирь, на четвертом - Северный Кавказ и на пятом - Дальний Восток, на шестом месте -Карелия и затем Якутия и Камчатка.
Большинство авторов, касаясь регулирующих документов трудовой миграции в РФ (законов, постановлений, инструкций), считают их юридическими документами. После их изучения и анализа мы пришли к выводу, что причина, по которой в основном таджикские трудовые мигранты выбирают РФ, заключается в законодательстве о миграции РФ. Дело в том, что РФ до распада СССР уже принимала мигрантов, как на постоянное место жительство, так и на работу.
Демографическая ситуация в РФ (во - первых внутренний рынок) такова, что она не способна обеспечить развивающую экономику трудовой силой, и поэтому нуждается в иностранной рабочей силе.
Политики России, понимая ситуацию, кардинально поменяли своё отношения к трудовым мигрантам из бывших Советских республик.
Как было подчеркнуто, трудовая миграция с первых дней её организации, то есть в 1995 г. и по настоящее время (2022 г.) пережила все необходимые этапы, которые должна пережить трудовая миграция. Специалисты относят Республику Таджикистан к числу стран, которая имеет большой потенциал свободной рабочей силы. Некоторые специалисты считают, что таджикские трудовые мигранты имеют очень низкую производительность труда, что не соответствует действительности [5, с.76].
В мировой практике трудовая миграция не является рискованным и неуправляемым процессом, а наоборот, в настоящее время она превратилась в цивилизованный и управляемый процесс. Это мы встречаем на практике таких государств как, Филиппины, Таиланд, Тунис. В Республике Таджикистан также этот процесс приобретает цивилизованный характер. Практика показывает, что те страны, которые превратили отправку рабочей силы в зарубежные страны в политику государства, смогли преодолеть экономический кризис и стать на путь развития (Филиппины, Таиланд, Китай, Пакистан, Алжир, Тунис). Республика Таджикистан, начиная с 1999 г., приступила к регулированию процесса трудовой миграции. В 1997-1998 гг. было принято несколько основополагающих документов, касающиеся трудовой миграции (Национальная концепция миграции, Закон о миграции). Специалисты и исследователи считают, что первым шагом Правительства РТ по проблеме урегулирования трудовой миграции является то, что в Министерстве труда и социальной защите была организована Комиссия по выдаче лицензии на привлечение рабочей силы для отправки в зарубежные страны. До 2006 г. к этой комиссии обратилось более чем 30 товариществ на получении лицензии: (Ч,ММ) "Сокура", "Озгон иншаат тааххют вэ тичарат", "Технологияи асри XXI" (Технология XXI века), "Мехнат-сервис" (Труд-сервис), "Галаген-Т", "Компанияи инвеститсионии Хуалин Нанд" (Инвестиционная компания Хулин Нанд), "Шарк-Тянхсо" ("Восток-Тянхсо",), "ТАКОМ", "Мобиланд", "Баракат" (Изобилие), "Ориён Интернешнл", "Хиёбони медикал именик", "Дастони заррин" (Золотые руки), "Энке иншаат ВЕ Санайи Аномин Ширкат", "Глобус", "Брюссель-Душанбе текстил", "Абдукарим", "Кова", "Исттрейд", "Монолитстрой", "Содик", "Замин Трейд ХТФ" (Земля Трейд ХТФ), "Сарчашмаи чавонии ВОРЛД" (Молодежный источник ВОРЛД), "Хизматрасон" (Обслуживающий), "Рустам", "Асли" (Основной), "Фируз" (Победитель). В результате 20 из них получили лицензию на вывоз рабочей силы в зарубежные страны [9, с.60].
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
В законодательстве Таджикской ССР ничего не было сказано о трудовой миграции, а также в Конституции суверенного Таджикистана, которая была принята в 1994 г. ничего не сказано о трудовой миграции. В связи с тем, что трудовая миграция для суверенного Таджикистана считается новым явлением, поэтому в этих документах ничего не сказано о трудовой миграции. Но как мы подчеркнули выше, этот рискованный и неурегулированный процесс начался в Таджикистане по причине безработицы и бедности. Таким образом, мы видим, что Правительство Республики Таджикистан и таджикский народ столкнулись с новым мировым глобальным явлением, которое мы называем трудовая миграция.
Специалисты первым документом, который был принят со стороны Правительства Таджикистана в рамках стран СНГ, считают «Соглашение о взаимодействии в сфере трудовой миграции и социальной защиты мигрантов (15.04.1994)» [11, с.60].
В рамках этой проблемы 6 марта 1998 г. Республика Таджикистан присоединилась к «Соглашению о взаимодействии членов СНГ в борьбе с незаконной миграцией» [11. С.60].
А также Парламент РТ своим постановление от 28 ноября 2001 г. присоединил страну к Международной конвенции по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Одним из специфических черт трудовой миграции 1994-1997 гг. жителей Таджикистана специалисты по трудовой миграции считают трудовую миграцию глав семей - старших и в основном специалистов [8, 179].
Например, Р. Мирзоев пишет следующее: «В 1994-1998 гг. в трудовую миграцию из Таджикистана в зарубежные страны в основном ездили старшее поколение, то есть главы семей» [8, с.180].
Государственная миграционная служба РТ с поддержкой Министерства труда и социальной защиты населения РТ, МОМ, Информационные центры трудовых мигрантов при ООН, негосударственная организация «Общество и право» в 2006 г. организовали семинары, встречи, и круглые столы на тему «Проблемы трудовой миграции, пути решения существующих проблем в этой сфере». Основная цель этих мероприятий заключалась в улучшении, эффективности и урегулировании данного процесса.
В эти мероприятия были приглашены все структуры, которые имели отношения к трудовой миграции (работники Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистана, специалисты и уполномоченные работники, международные и негосударственные организации, представители СМИ и организации), которые занимались отправкой рабочей силы в зарубежные страны [8, с.181].
В отечественной литературе, посвященной трудовой миграции, можно найти информацию о том, каким образом формировалась и развивалась государственная политика в области трудовой миграции. Например, Т. Хайбуллоев в своем докладе на октябрьском конференции в 2006 г. отмечал, что ещё в Конституции 1994 г. были заложены: защита прав и обязанности гражданина. Он приводит такой довод, что только защита прав личности или гражданина уже имеет под собой и другие права гражданина (миграционные, трудовые, медицинское обслуживание, общественное) [12, с.179].
Другой исследователь Р. Мирзоев началом освещения урегулирования трудовой миграции из Таджикистана считает указ Президента Республики Таджикистан от 25 июля 2001 г. под №608 «О порядке выдаче лицензии по отправке рабочей силы из Таджикистана и привлечения рабочей силы из-за рубежа на территорию Республики Таджикистан» [12, с.181], и далее пишет, что в РТ до 2006 г. 16 организации имели такое право, а в 2004 г. отправкой рабочей силы занимались только четыре организации.
Далее автор пишет, что для урегулирования деятельности таджикских мигрантов Правительство РТ от 31 марта 2004 своим постановлением организовал представительство Министерства труда и социальной защиты на территории Российской Федерации [12, с.181].
Исследователь Л.П. Соколова, говоря о таджикских трудовых мигрантах, пишет, что таджикские трудовые мигранты в основном едут в РФ и эта тенденция имеет характер увеличиваться. Но этот автор не пишет о том, в какие регионы едут трудовые мигранты, и в
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
каком количестве [10, с.203], тогда как есть большое количество информации о численности трудовых мигрантов.
Правительством Таджикистана были возложены решения некоторых проблем о трудовой миграции, наряду с Министерством труда и социальной защиты населения, на другие министерства и ведомства. А Министерством труда и занятости населения были заключены соглашения с администрациями Астраханской, Пензенской, Ленинградской, Иваново, Волгоградской, Краснодарской, Самарской и Свердловской областей по привлечению таджикских трудовых мигрантов на работу [8, с.181].
29-30 апреля 2004 г. в г. Душанбе, при поддержке Правительства Таджикистана и Фондом Сороса, была организована международная конференция под названием «Проблемы трудовой миграции: реальность, тенденции и перспективы» [13, с.219], и в работе этой конференции приняли участие представители миграционных служб РФ, Республики Казахстан, Узбекистан, Киргизии, Мексики, Филиппин, Венгрии и т.д.
Ученый И. Хакназаров в своей статье о трудовых мигрантов Горно -Бадахшанской Автономной Области РТ пишет, что они в основном едут в РФ. Этот автор в своей статьей в качестве рекомендации пишет следующее: «Для жителей ГБАО выгоднее всего выехать на заработки семьями. Выгоднее всего выбрать РФ и в течение 2-3 лет хозяйством, организованное на территории РФ, сможет помочь не только отдельным личностям, а всему народу ГБАО» [13, с.220].
Также этот автор рекомендует руководителям областей рассматривать проблему поставки рабочей силы с руководителями городов Костромы, Поволжья, Перми, Пензы и в общем, с регионами чернозёма РФ [7, с.16].
Авторы монографии «Трудовая миграция в структуре общественно-трудовых отношений РТ» как и другие специалисты, сообщают о регионах размещения трудовых мигрантов. В этой монографии авторы в общих чертах называют регионы пребывания трудовых мигрантов в странах СНГ [7, с.17]. Также называются Россию [7, с.17] и Казахстан [7, с.18]. Но в любом случае конкретно не называются регионы России и Казахстана.
Некоторые специалисты называют отдельные регионы пребывания трудовых мигрантов. Например, Р. Мирзоев пишет следующее: «В последние годы (1998-2003) таджикские трудовые мигранты в основном едут в РФ. В настоящее время в РФ находится где-то около 84 % таджикских трудовых мигрантов. Из этого количества больше половины находятся в Московской области. Остальная часть выбирают крупные промышленные города такие как, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Новокузнецк, Магнитогорск, Челябинск, Красноярск, Нижнекамск, Стерлитамак, Казань, Уфа и другие
В этих городах и в окрестностях этих городов таджикские трудовые мигранты работают на стройплощадках, на машиностроительных и химических заводах, на базарах, где продают овощи и фрукты, челночным бизнесом, в сфере обслуживания, сфере общего питания (столовых, ресторанах, кафе и пекарнях) [8, с.180]. «Где-то около 19 % таджикских трудовых мигрантов выбирают местом работы Западную Сибирь (Тюмень, Нижневартовск, Сургут). В этом регионе таджикские трудовые мигранты работают на нефтедобывающих предприятиях» [8, с.181]. Далее он пишет, что где-то 16 % трудовых мигрантов работают в такие города как, Самара, Волгоград и Саратов [8. С.181].
Исследователь Р. Мирзоев больше других специалистов называет регионы пребывания трудовых мигрантов.
Одной из важных и требуемых решения является проблема легализации трудовых мигрантов на территории Российской Федерации. По этому поводу К. Курбонов в своем докладе пишет следующее: «Трудовая миграция в зарубежные страны является сложным и многогранным явлением, и её необходимо изучать и регулировать в контакте с политическими, экономическими и социальными проблемами» [6, с.57], в частности, легализацией незаконных трудовых мигрантов [6, с.57].
На самом деле это первый автор, который затрагивает данную проблему и рассказывает о мероприятиях Правительства РТ и РФ и её субъектах. Он пишет о неделях и месяцах легализации таджикских трудовых мигрантов в Челябинской, Пензенской, Волгоградской Ленинградской, Самарской, Свердловской, Московской Рязанской, Астраханской областей и тем самым сообщает о местах пребывания таджикских трудовых мигрантов [15, с.134].
В этой статье автор также на основе миграционных карточек и тех трудовых мигрантов, которые в 2003-2006 гг. были легализованы, приводит следующие цифры: 2003 - 336754 от общего числа людей 347556; в 2004 г.- 404470 и 2005 г. составило - 496400 человек.
В литературе 1991-2020 гг. миграцию в общем и трудовую миграцию называли межгосударственной трудовой миграцией. Р.У. Ульмасов, О. Парфенцева, С.И. Исломов, В. Василенко, которые являются представителями экономических наук, также очень много раз использовали эти слова и словосочетания [15, с.134].
По поводу географии таджикских трудовых мигрантов исследователь З.А. Халимханов пишет в общих чертах и больше всего называет СНГ. По поводу миграции в России пишет следующее: «Наша стран с точки зрения межгосударственной трудовой миграции в РФ занимает одной из первых мест. Это говорит о том, что наши граждане предпочитают Россию, и Россия для них является более комфортным местом» [14, с.34].
Несмотря на все трудности трудовая миграция для наших граждан является спасением, особенно трудовая миграция в Российскую Федерацию. В связи с этим наши граждане все едут и едут на работу в РФ [14, с.111].
В своей статье Б.А. Бахриддинов называет РФ основным направлением таджикских трудовых мигрантов, (82 % от общего числа) и численность таджикских трудовых мигрантов в этой стране в 2006 г. составляла 500 тысяч человек [2, с.12]. Но цель автора определение не численности трудовых мигрантов, а освещение прав трудовых мигрантов, по его мнению, где-то 60 % лишены медицинского обслуживания и 90 % - социальной защиты.
Очень много специалистов изучали проблему трудовой миграции: Р.М. Бабаджанов, Х.У. Умаров, Р.Х. Рахимов, Б.А. Бахриддинов, М.С. Хамроев, К. Курбонов, У.С. Раимдодов, М.Ш. Мамадбеков, Р. Мирзоев и т. д. О географии трудовой миграции из Таджикистана в Россию Ульмасов Р. предоставил немало информации. Помимо того, что Россия является крупнейшим потребителем таджикских трудовых мигрантов, хорошо описан и процесс регулирования трудовой миграции. В сравнении с другими авторами он сообщает, что по договорам между министерствами РТ и РФ, между регионами РТ и РФ по представительству Минтруда РТ в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске [17, с.213], что таджикских трудовых мигрантов можно увидеть во всех уголках России.
Таким образом, можно сделать вывод, что историография проблемы внешней трудовой миграции в Таджикистане в период независимости имеет глобальный характер и рост его в Таджикистане не заканчивается, трудовая миграция в качестве основы, опыта, законности начинается с 70-х годов ХХ века, где главной целью внешней трудовой миграции была высокая зарплата, специальность, ознакомление с людьми и миром, сегодняшний день под трудовой миграции подразумевается как естественный процесс общественного развития с экономическими, политическими, культурными и глобальными факторами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУР:
1. Бахриддинов Б.А. Освещение прав трудовых мигрантов в РФ/ Материалы республиканской научно-практической конференции. 26-27 окт. 2006г. - Душанбе, 2006. - С.11-14.
2. Василенко В., Ульмасов Р. Глобализация и вынужденная миграция народонаселения. -Душанбе, 2007. - 540 с.
3. Гулмирзоев К.К. Георграфические аспекты регулирования трудовой миграции (на материалах РТ). - Душанбе, 2019. - 25 с.
4. Исломов С.И. Биосоциальное развитие человека. Демографический и социальный переходы. - Душанбе, 2019. - С.134.
5. Каменский А.И. Международная трудовая миграция и участие в ней России. Дисс... на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук. - М., 2002. - 328 с.
6. Курбонов К. Проблемы регулирования процессов трудовой миграции граждан Таджикистана в Российской Федерации и пути их решения // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему: «Проблемы трудовой миграции и пути их решения», г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007 - С.57-59.
7. Миграционные процессы в Таджикистане (конец ХХ- начало XXI вв.). - Душанбе, 201120 с.
8. Мирзоев Р. Актуальные вопросы внешней трудовой миграции и методология их исследования /Материалы республиканской научно-практической конференции на тему: «Проблемы трудовой миграции и пути их решения», г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. -Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.179-185.
9. Получение лицензии на вывоз рабочей силы // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.60-64.
10. Соколова Л.П. Стратегия миграционной политики в области трудовой миграции // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.203-213.
11. Хамроева М.С. Проблемы трудовой миграции и пути их решения // Матер. республиканской научно-практической конференции, г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. -Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.69-75.
12. Хайбуллоев Т. Другие права и обязанности гражданина// Материалы республиканской научно-практической конференции на тему: «Проблемы трудовой миграции и пути их решения», г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007 С.179-184.
13. Хакназаров И. Миграция с Памира, ее особенности и ее позитивные и негативные последствия /Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. -Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.219-226.
14. Халимханов З.А. Современные тенденции внешней трудовой миграции и ее институциональное обеспечение (на примере РТ). - Душанбе, 2021. - 128 с.
15. Ульмасов Р., Парфенцева О. Миграция и рынок труда России и Таджикистана. Проблемы и перспективы. - Душанбе, 2010. - 256 с.
16. Умаров Х., Ульмасов Р.У. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане -Душанбе, 2006.178с.
17. Ульмасов Р. Гражданская война и миграция. - Душанбе, 2006. - 252 с.