Научная статья на тему 'Развитие межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере регулирования трудовой миграции (конец XX - начало XXI В. )'

Развитие межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере регулирования трудовой миграции (конец XX - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
474
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МИГРАЦИИ / ТАДЖИКИСТАН / РОССИЯ / ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / СТРАНА ВЫХОДА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назаршоева Сакина Фарухшоевна

Рассматриваются история и особенности развития межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в области регулирования трудовой миграции после распада СССР. Определены факторы, обусловливающие миграционные потоки из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию, охарактеризованы демографические тенденции в Таджикистане и их воздействие на миграционные потоки за рубежом. На основе широкого круга источников отражены меры, направленные на совершенствование правовой базы для трудовых мигрантов из Таджикистана в РФ. Акцентируется внимание на деятельности общественных объединений и культурных центров таджиков по защите прав и интересов трудовых мигрантов в Российской Федерации. Делается вывод о том, что проблемы трудящихся-мигрантов из Таджикистана требуют создания оптимальных условий для их трудовой деятельности в принимающей стране, совершенствования миграционного законодательства и трансформации общественного сознания как российских граждан, так и самих мигрантов, относительно проблем миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation Interstate Cooperation in the Field of Labor Migration Regulation (Late 20th - Early 21st Centuries)

The article considers the history and features of interstate cooperation development between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of regulation of labor migration (after the collapse of the USSR); determines the factors of the migration flows from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation; describes the demographic trend in the Republic of Tajikistan and its impact on migration flows abroad. On the basis of a wide range of sources, the measures directed at the improvement of legal base for labor migrants from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation are reflected. Attention is focused on the activities of public associations and cultural centers of Tajiks for the protection of the rights and interests of labor migrants in the Russian Federation. The conclusion is made that the problems of migrant workers from the Republic of Tajikistan require the creation of optimal conditions for their work in the host country, the improvement of migration legislation and the transformation of the public consciousness of Russian citizens and migrants themselves about migration issues.

Текст научной работы на тему «Развитие межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере регулирования трудовой миграции (конец XX - начало XXI В. )»

УДК 94(575.3):94(470):327 ББК 63.3(5Тад)64-6+63.3(2)64-6

Развитие межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере регулирования трудовой миграции (конец XX — начало XXI в.) С.Ф. Назаршоева

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Development of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation Interstate Cooperation in the Field of Labor Migration Regulation (Late 20th — Early 21st Centuries)

S.F. Nazarshoeva

Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассматриваются история и особенности развития межгосударственного взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации в области регулирования трудовой миграции после распада СССР. Определены факторы, обусловливающие миграционные потоки из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию, охарактеризованы демографические тенденции в Таджикистане и их воздействие на миграционные потоки за рубежом. На основе широкого круга источников отражены меры, направленные на совершенствование правовой базы для трудовых мигрантов из Таджикистана в РФ. Акцентируется внимание на деятельности общественных объединений и культурных центров таджиков по защите прав и интересов трудовых мигрантов в Российской Федерации. Делается вывод о том, что проблемы трудящихся-мигрантов из Таджикистана требуют создания оптимальных условий для их трудовой деятельности в принимающей стране, совершенствования миграционного законодательства и трансформации общественного сознания как российских граждан, так и самих мигрантов, относительно проблем миграции.

Ключевые слова: история миграции, Таджикистан, Россия, принимающее общество, страна выхода, трудовая миграция, денежные переводы, миграционная политика, адаптация.

DOI 10.14258/izvasu(2018)5-21

The article considers the history and features of interstate cooperation development between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of regulation of labor migration (after the collapse of the USSR); determines the factors of the migration flows from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation; describes the demographic trend in the Republic of Tajikistan and its impact on migration flows abroad. On the basis of a wide range of sources, the measures directed at the improvement of legal base for labor migrants from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation are reflected. Attention is focused on the activities of public associations and cultural centers of Tajiks for the protection of the rights and interests of labor migrants in the Russian Federation. The conclusion is made that the problems of migrant workers from the Republic of Tajikistan require the creation of optimal conditions for their work in the host country, the improvement of migration legislation and the transformation of the public consciousness of Russian citizens and migrants themselves about migration issues. Key words: history of migration, Tajikistan, Russia, host society, country of withdrawal, labor migration, money transmission, migration policy, adaptation.

В миграционные процессы на современном этапе вовлечены представители различных народов и национальностей, говорящие на разных языках, име-

ющие разные культуры, традиции и обряды, исповедующие разные религии. Миграционные процессы всегда имели большое социальное, экономическое

и даже политическое значение в истории человечества, обогащали культуру и цивилизацию. Этот мировой факт очевиден, и Республика Таджикистан не является исключением.

Трудовая миграция для таджиков не является новым явлением. Еще в конце XIX — начале XX в. представители населения Восточной Бухары и Памира выезжали, чтобы заработать на промышленных стройках Туркестана — в Коканд, Фергану, Ходжент, Самарканд и Ташкент из-за произвола правителей и сборщиков налогов. В те времена такая форма миграции называлась «отходничество». Именно из отходников в дальнейшем образовался костяк рабочего класса в южных и северных районах Таджикистана [1, с. 99].

Советская миграционная политика в республиках Центральной Азии, в том числе в Таджикистане, проводилась в несколько этапов. С первых дней установления советской власти на территории Таджикистана началась принудительная миграционная политика с целью обеспечения специалистами и кадрами (в том числе военными) институтов новой власти.

Первые переселенцы из разных уголков советской России начали прибывать в Таджикистан еще в середине 1920-х гг. Это были инженеры, педагоги, квалифицированные сельскохозяйственные и промышленные рабочие и др. С помощью первых мигрантов-переселенцев в рамках советской миграционной политики индустриализация и коллективизация в Таджикистане проходили быстрыми темпами [2].

Среди первых специалистов-мигрантов, прибывавших в республику в первые советские годы, большинство составляли русские и украинцы. Перепись 1926 г. зафиксировала в Центральной Азии свыше 1,7 млн русских и около 959 тысяч украинцев [3, с. 138].

Вторая волна миграции началась в середине 1930-х гг., в период освоения новых площадей для выращивания тонковолокнистого хлопка на юге республики. Во время освоения новых земель, кроме ирригационных работ, нужно было решить огромное количество других задач. Поэтому новые квалифицированные кадры прокладывали дороги, осушали болота, рыли новые оросительные системы, возводили мосты, строили железные дороги и электрические станции. К концу 1930-х гг. к основной массе добровольных переселенцев присоединились первые политзаключенные сталинских лагерей.

Третья, самая масштабная миграция в республики Центральной Азии, в том числе в Таджикистан, была связана с началом Великой Отечественной войны [3, с. 139]. По мере продвижения немецких войск на восток целые заводы и фабрики, а также часть населения из западных областей Советского Союза были эвакуированы на юго-восток. После войны многие эвакуированные семьи, как и многие семьи

предыдущих переселенцев, остались на постоянное жительство в республике.

В середине 60-х гг. XX в. миграционные процессы в Таджикистане вновь усилились. Это было связано с началом строительства крупных объектов всесоюзного значения. В строительстве Нурекской ГЭС в 1960-1970-е гг. принимали участие десятки тысяч специалистов, представителей более 60 народов Советского Союза. Мощный идеологический аппарат КПСС разрабатывал новые механизмы реализации миграционной политики во всех республиках Советского Союза. Объявлялись всесоюзные или комсомольские стройки, в рамках которых проводилась успешная миграционная политика. В ходе реализации этой политики трудовые ресурсы всей страны перемещались из одной республики в другую. Благодаря этому в Таджикистане были построены крупные промышленные объекты [3, с. 140].

В начале 1970-х гг. демографическая ситуация в республике коренным образом изменилась. Это было связано с социально-экономическим ростом и улучшением жизни всей республики. Темпы роста населения в сельской местности были очень высокими. К концу 1970-х и в начале 1980-х гг. за счет демографического роста во многих регионах, особенно в горных районах республики, появились собственные трудовые резервы [3, с. 141]. В рамках всесоюзной кампании против безработицы советская власть пыталась перебросить эти трудовые резервы в другие регионы.

В Таджикистане, как и в других странах Центральной Азии, в последней четверти XX в. и начале XXI в. произошли глубокие трансформации в масштабах, структуре и причинах миграции населения. Процесс суверенизации Таджикистана и последовавшая затем гражданская война 1992-1997 гг., период политической нестабильности привели к глубокой трансформации общества. Миграция населения стала обусловливаться совершенно иными факторами, чем те, которые преобладали в последние десятилетия существования СССР. Кардинальные изменения в социальной, экономической и политической сферах привели к новым тенденциям в миграционных процессах, в которых выделяются два компонента: отток русскоязычного населения и рост внешней трудовой миграции местного населения, которая приобрела значительные масштабы.

Для Республики Таджикистан, которая ранее не сталкивалась с массовым выездом граждан с целью поиска работы в другие страны, понимание миграционных процессов с точки зрения государственного управления представляется крайне актуальной задачей.

Трудовая миграция является заметным штрихом в российско-таджикских отношениях, так как именно в России в основном сконцентрированы трудовые мигранты из Республики Таджикистан. По офи-

циальным данным, которые приводит таджикский ученый З.М. Ярашев, на конец 2006 г. в трудовой миграции в России находились около миллиона жителей Таджикистана [4, с. 84]. Исследования, проведенные в Согдийской области в апреле 2007 г., показали, что 92% от общего числа внешних трудовых мигрантов стремились в Российскую Федерацию, 8% — в Казахстан, 5% — в другие страны ближнего зарубежья и 2% — в другие страны мира [4, с. 85].

Российская Федерация в силу экономических и социально-политических потенциалов, которые соответствовали бы интересам граждан Республики Таджикистан, была и остается притягательной для них [5, с. 69]. Трудовые мигранты из Республики Таджикистан сосредоточены в основном в таких городах России, как Москва (25,7%), Санкт-Петербург (4,8%), Екатеринбург (4,5%), Новосибирск (4,1%), Самара (2,8%), Казань (2,6%), Иркутск (2,5 %) и др. [6, с 42]. Приведенные данные показывают, что развитые промышленные регионы европейской части России характеризуются повышенной привлекательностью для иностранной рабочей силы, более широкими возможностями для получения работы и социальных благ.

История взаимоотношений Республики Таджикистан и Российской Федерации имеет многовековые корни. Россия стала одной из первых стран, которая признала независимость и суверенитет Республики Таджикистан. Основой для установления нового типа взаимоотношений между Таджикистаном и Россией в условиях независимого развития послужил Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя государствами, подписанный 8 апреля 1992 г. в Душанбе [7].

4 мая 1992 г. в Душанбе было открыто посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан. 8 июня 1993 г. Постоянное представительство Республики Таджикистан в Москве было преобразовано в Постоянное представительство Республики Таджикистан в РФ, а 18 декабря 1993 г. на его базе открыто Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации [8].

Главным договорно-правовым документом российско-таджикских взаимоотношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписанный 25 мая 1993 г. (вступил в силу 17.11.1993) [9].

Взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией основываются на принципах доверия, взаимопонимания и делового партнерства. Этому в значительной степени способствует постоянный политический диалог на самом высшем уровне.

Главы двух государств регулярно встречались в рамках государственных визитов, рабочих поездок и на раз-

личных международных форумах. Во время встреч в различных форматах обсуждались наиболее острые вопросы таджикско-российского взаимодействия в военной сфере, обеспечения безопасности в регионе, расширения торгово-экономических связей и, конечно, регулирования трудовой миграции.

В 2003 г. было принято и ратифицировано законодательными органами Республики Таджикистан и Российской Федерации Межправительственное соглашение, которое заложило правовую основу для деятельности сторон, направленное на создание правовой системы и механизмов регулирования проблем внешней трудовой миграции [10, с. 125].

Начиная с 2003 г. в ходе исполнения вышеуказанного соглашения были достигнуты значительные договоренности между заинтересованными министерствами, ведомствами и другими субъектами Республики Таджикистан и Российской Федерации. Примечательно, что благодаря встрече президентов В.В. Путина и Э. Рахмона на саммите в Сочи (июнь

2004 г.) политика в отношении мигрантов к началу

2005 г. коренным образом изменилась. Отныне в свете сочинских решений вопрос о введении въездных виз для таджикистанцев был снят. Наметился положительный вклад, который был внесен представителями законодательной и исполнительной власти обеих стран в решение проблем трудовых мигрантов из Таджикистана. В целях регулирования проблем внешней трудовой миграции и создания благоприятных условий для работы граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации в октябре 2004 г. было подписано Межправительственное соглашение «О трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан» [11, с. 70].

Итогом многолетней работы двух государств в сфере трудовой миграции стали трансформации, внесенные в Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля

2006 г. «О правовом положении иностранных граждан». Они способствовали созданию благоприятного миграционного климата, еще большему повышению авторитета Российской Федерации в вопросах гуманизации законодательства. Отныне основные проблемы граждан Республики Таджикистан в России — многочисленные факты трудоустройства без разрешения миграционной службы, мизерная заработная плата как следствие отсутствия ответственности работодателей должны были решаться работниками Представительства Минтруда Республики Таджикистан на месте пребывания трудовых мигрантов [11, с. 71]. С учетом масштабов трудовой миграции в посольстве Республики Таджикистан в Российской Федерации был создан отдел по работе с трудовыми мигрантами.

Постановлением правительства Таджикистана было создано представительство Министерства внутренних

дел республики в Российской Федерации, которое непосредственно занимается вопросами трудовой миграции и защитой законных прав мигрантов [11, с. 70].

В рамках сотрудничества между двумя министерствами было принято совместное решение о паспортизации трудовых мигрантов — граждан Республики Таджикистан на территории принимающей страны. В соответствии с ним в пяти крупнейших городах Российской Федерации были созданы рабочие группы из числа сотрудников МВД обеих стран. По состоянию на август 2006 г. 25 тысяч граждан Республики Таджикистан смогли получить общегражданские заграничные паспорта, тем самым легализовав свое пребывание на территории Российской Федерации, что является уникальным опытом среди стран СНГ по выдаче подобного документа, удостоверяющего личность [12, с. 14].

Важным результатом сотрудничества России и Таджикистана в сфере трудовой миграции стала ратификация Соглашения о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, так называемая дорожная карта, подписанная во время визита Президента России В.В. Путина в Таджикистан в октябре 2012 г. [13]. Документ устанавливает срок постановки таджикских граждан на учет в соответствующих органах регистрации в течение 15 дней, тогда как прежде он составлял 7 дней. Согласно Протоколу данного соглашения увеличивается срок выдаваемого гражданам Таджикистана разрешения на работу. Теперь он составлял три года вместо прежнего срока в один год. Продлевать срок действия разрешения на работу граждане Таджикистана могли без выезда за пределы страны. Реализуется Межправительственное соглашение об организованном наборе граждан Таджикистана на работу в Российской Федерации.

Следует отметить, что еще 7 сентября 1995 г. Республика Таджикистан и Российская Федерация подписали Договор об урегулировании двойного гражданства [14]. Согласно этому договору Республика Таджикистан признает за своими гражданами право приобрести гражданство Российской Федерации, не утрачивая при этом гражданства Республики Таджикистан.

Вступление в силу положений этого договора способствовало усилению эмиграции в Россию таджиков и узбеков из Республики Таджикистан. Двойное гражданство легализовало пребывание тысяч граждан с российским гражданством в Республике Таджикистан, предоставив им все права гражданина Таджикистана.

Для оказания помощи и поддержки трудовым мигрантам, защиты их прав в большинстве городов России созданы общественные объединения и культурные центры таджиков. Хотя эти организации и общества в соответствии со своими уставными задачами имеют культурный и социальный характер,

они в тесном сотрудничестве с дипломатическими представительствами и консульствами проводят значительную работу по защите прав и интересов трудовых мигрантов и регулируют их деятельность на основе действующего законодательства обеих стран. В ряде регионов Российской Федерации организованы и успешно действуют общественные организации, членами которых являются таджики-резиденты и нерезиденты (т.е. трудовые мигранты) — выходцы из Таджикистана. Так, например, региональный общественный фонд «Таджикистан», которым руководит Гавхар Джураева, и общественная организация поддержки беженцев и мигрантов из Таджикистана «Инсон» предоставляют мигрантам помощь в защите их прав, занимаются разрешением трудовых споров о невыплате заработной платы, поиском людей, разбирательством по фактам задержания и возбуждения уголовных дел в отношении граждан Республики Таджикистан.

Правительство Таджикистана проводит значительную работу по упорядочению процесса трудовой миграции. Уместно отметить, что Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон использует каждую встречу во время своих визитов в те страны, где временно или постоянно проживают соотечественники, для встреч и бесед с ними. После этих встреч зачастую предпринимались эффективные меры для защиты их прав и свобод. Одним из результатов таких встреч является создание общественного объединения «Союз таджикистанцев России», который был создан 5 ноября 2007 г. на Первом форуме общественных организаций таджиков, проживающих в Российской Федерации. Создание этого форума было важным историческим событием в деле защиты прав мигрантов из Таджикистана.

Таким образом, можно сделать вывод, что стремление к диалогу и сотрудничеству, продемонстрированное правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации, свидетельствует об осознании того, что проблемы трудовой миграции в регионе не могут быть решены отдельными странами, действующими в изоляции или на односторонней основе. Только взаимодействие с государственными органами Российской Федерации по разрешению проблем внешней трудовой миграции позволит и в будущем положительно решать проблемы трудовых мигрантов и их легализации на территории принимающей страны.

Проблема трудовой миграции населения Таджикистана требует, помимо разработки миграционного законодательства, создания оптимальных условий для трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания, трансформации общественного сознания российских граждан относительно проблем миграции, изменения ориентиров и психологии самих мигрантов, а также интеграции различных народов, культур и традиций.

Библиографический список

1. Султанов Ш.М. К истории возникновения миграции таджиков на территории России в начале ХХ столетия // Вестник Такжикского гос. ун-та права, бизнеса и политики (ТГУПБП). — 2009. — №4 (40).

2. Чешко С.В. Средняя Азия и Казахстан: современное состояние и перспективы национального развития // Расы и Народы. — 1990. — Вып. 20.

3. Бобохонов Р.С. Миграционные процессы в Таджикистане (XX в.) и России // Политика и Общество [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nbpublish.com/ library_read_article.php?id=-18314.

4. Ярашев З.М. Тенденции развития процессов трудовой миграции в Таджикистане // Вестник Российско-Таджикского славянского университета. — 2010. — № 1(27).

5. Хасанов М. Состояние российско-таджикского сотрудничества в области трудовой миграции // Бизнес и политика. — 2006. — 24 авг.

6. Ульмасов Р., Парфенцева О. Миграция и рынок труда России и Таджикистана: проблемы и перспективы. — Душанбе, 2010.

7. Аршинов Ю.Е., Лапенко М.В., Рекеда С.В. Россия — Таджикистан: основные сферы сотрудничества (к 25-летию установления дипломатических отношений) // Евразийский юридический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_

content&view=article&id=5259:-------25—&

catid=1:eurasianintegration&Itemid=1.

8. Лякин-Фролов И.С. Об отношениях РФ и Таджикистана: динамичные и развивающиеся // Информацион-

ный портал today.tj [Электронный ресурс]. — URL: http:// today. tj/tadzhikistan/2127-lyakin-frolov-ob-otnosheniyah-rf-i-tadzhikistana-dinamichnye-i-razvivayuschiesya.html.

9. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г. / Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract/-/storage-viewer/bilateral/page-355/48458.

10. Азимов А.Д. Взаимодействие рынков труда Таджикистана и России в условиях трансформации демографических процессов // Вестник ТГУПБП. — 2014. — № 1/10.

11. Шарипова А.Г. Некоторые особенности внешней трудовой миграции в Республике Таджикистан и ее влияние на социально-экономическое положение страны // Проблемы трудовой миграции: трудности и перспективы. — Душанбе, 2013.

12. Мирзоев О.Х. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан // Вестник ТГПУ — 2006. — № 3.

13. Пауза парламентских контактов России и Таджикистана закончилась... // Народная газета. — 2014. — 12 марта.

14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства / Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract/-/storage-viewer/bilateral/page-291/47993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.