♦----------
УДК 657.1
------------♦
А.И. Собачко
ОТРАЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Необходимым условием деятельности образовательных учреждений является привлечение дополнительных источников финансирования. В статье выделены факторы, влияющие на финансовую деятельность учреждений, оказывающих образовательные услуги. Рассматривается перспективный источник доходов высших учебных заведений - участие в деятельности хозяйственных товариществ, созданных вузами. Основное внимание уделено оценке результатов и постановке их на учет, а также отражению передачи права пользования РИД по договору.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, хозяйственные товарищества, результаты интеллектуальной деятельности, оценка РИД, учет РИД, права на использование РИД.
A.I. Sobachko
TRANSFER OF RIGHTS TO USE THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AS A CONTRIBUTION TO CHARTERED CAPITAL IN ACCOUNTING
The author argues that getting additional sources of financing is necessary for educational institutions. The author identifies factors influencing financial activity of institutions that provide educational services. The most promising source of income for educational institutions is their participation in economic activities of partnerships established with the help of higher educational institutions. The main attention is focused on the assessment and management of the results of intellectual activity as well as how the transfer of rights to use the results of intellectual activity is reflected in contracts.
The key words: higher educational establishments, partnerships, results of intellectual activity, assessment of the results of intellectual activity, management of the results of intellectual activity, copyright for the results of intellectual activity.
В соответствии с законодательством бюджетные научные и высшие образовательные учреждения имеют право создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности (далее - РИД).
Теперь бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Однако прежних доходов от платных образовательных услуг учреждения могут не получить по причине снижения показателей приема абитуриентов. По данным федеральной службы государственной статистики, за период 2007 - 2009 г. сократился прием в учреждения высшего профессионального образования [7 - 8].
В государственные и муниципальные образовательные учреждения прием студентов в 2009 г. составил 1 329,6 тыс. человек, что на 54,4 тыс. человек (3,93%) меньше приема 2007 г. В негосударственные образо -вательные учреждения прием абитуриентов в 2009 г. составил 214,0 тыс. человек, что по сравнению с 2007 г. меньше на 83,6 тыс. (28,09%).
Необходимо учесть еще одни немаловажный фактор - фиксирование цен на образовательные услуги. В соответствии с письмом Федерального агентства по
образованию от 26.11.09 г. № 2347/12-16 «О фиксации стоимости обучения студентов с полным возмещением затрат» стоимость обучения может быть выше, чем в предыдущем году приема на прогнозируемый уровень инфляции и должна быть установлена на весь период обучения студентов.
Такое изменение в законодательстве РФ ректорами вузов страны было принято неоднозначно. «Очень странно призывать заморозить на 5 лет цену в условиях такой девальвации», - удивляется ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Валерий Ковалев. По его словам, деятельность его вуза во многом связана с международными отношениями, у него велики затраты в иностранной валюте. «Так можно поставить себя в рамки убыточной деятельности. Это может просто привести к дефолту вуза», - опасается Ковалев [11].
С принятием такого решения вузы поставлены в рамки финансовой ограниченности.
При изучении конъюнктуры образовательных услуг И.Б. Николаева определила факторы, влияющие на спрос услуг, основными из которых являются «стоимость образовательных услуг, увеличение и уменьшение доходов потребителей, ... форма собственности, аккредитационный статус образовательного учреждения» [4, с. 55].
Таким образом, можно выделять следующие факторы, имеющие влияние на финансовую деятельность учреждений, оказывающих образовательные услуги:
♦
♦
- изменение процедуры финансирования их средств бюджетов учреждений, составляющих основную долю организаций, оказывающих образовательные услуги;
- расширение прав на доходы от предпринимательской деятельности;
- снижение численности абитуриентов, что связано с демографическим кризисом, а также с общеэкономическим состоянием в стране;
- фиксирование цен на образовательные услуги.
В условиях сложной экономической ситуации в стране, в обостряющейся конкурентной борьбе вузам для сохранения своего места на рынке образовательных услуг необходимо не только удерживать свое положение, но и динамически развиваться. И для этого следует направить внимание на поиск как дополнитель-ных источников финансирования, так и на расширение уже существующего спектра услуг. При этом альтернативные источники финансирования должны но -сить не разовый характер, а более постоянный и длительный. Ведь развитие вуза нужно планировать с перспективой.
В своей статье О.В. Мушаева отмечает значимость направления «на укрепление связей высших учебных заведений и бизнеса с целью создания оптимальных и взаимовыгодных форм сотрудничества» [3, с. 69].
Серьезным шагом в повышении практической значимости процесса образования, а также одним из основных источником поступлений денежных средств может стать создание хозяйственных товариществ вузами. Следовательно, целью учреждения вузом товарищества является прежде всего получение дохода, возможно, по величине равного доходам от основной деятельности (образовательных услуг), а также внедрение РИД в серийное производство. Для этого необходимо как соучастие специалистов разного уровня, наличие технических возможностей, так и законодательно урегулированные правила учета.
Таким образом, организация учета РИД при передаче их в создаваемые товарищества постепенно входит в число насущных проблем бухгалтеров бюджетного учета. Ведущими экономистами и бухгалтерами обозначены основные вопросы, связанные с оценкой РИД, постановкой их на учет, а также отражением передачи права пользования РИД по договору
Согласно методическим рекомендациям по созданию бюджетными научными и образовательными уч -реждениями хозяйственных товариществ постановка РИД на бухгалтерский учет в качестве объекта нематериальных активов должна производиться в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету утвержден -ной приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н. Результаты интеллектуальной деятельности по существу и значению относятся к нематериальным активам.
В соответствии с Инструкцией № 148н формирование первоначальной стоимости нематериальных активов осуществляется на сч. 0 106 02 320 «Увеличение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы» и отражается следующими проводками:
- Начислена заработная плата работникам, занятым созданием объекта НМА:
Дебет 0 106 02 320 «Увеличение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы».
Кредит 0 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».
- Начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с заработной платы:
Дебет 0 106 02 320 «Увеличение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы».
Кредит соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 303 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам».
- Отражена стоимость израсходованных материалов:
Дебет 0 106 02 320 «Увеличение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы».
Кредит 0 105 00 440 «Материальные запасы».
- Отражены суммы пошлин и сборов:
Дебет 0 106 02 320 «Увеличение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы».
Кредит 0 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».
Объекты принимаются к бюджетному учету в состав НМА по сформированной стоимости:
Дебет 0 102 01 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов».
Кредит 0 106 02 420 «Уменьшение стоимости капитальных вложений в нематериальные активы».
Следующим шагом по учреждению хозяйственного общества является проведение денежной оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества.
В законе №127 от 23.08.96 г. «О науке и государственной научно-технической политике» указано два способа оценки:
1. Утверждается единогласным решением общего собрания учредителей. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении (создании) РИД.
2. С привлечением независимого оценщика в случае, если номинальная стоимость доли или акций участника в уставном капитале составляет более 500 000 руб.
Сложность состоит в том, что в Инструкции №148н не содержится указаний на то, как отразить в учете бюджетного учреждения, создающего хозяйственное общество, передачу права пользования РИД по лицензионному договору. В данном случае учреждение передает не сам актив, а право пользование им, которое в отличие от самого актива не имеет стоимостной оценки. Экономисты предлагают разные способы решения проблемы.
По нашему мнению, в данном случае следует применить сч. 0 215 00 000 «Финансовые активы», так как в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету формирование первоначальной стоимости акций и иных форм участия в капитале осуществляется на указанном счете.
В корреспонденции со сч. 0 215 00 000 некоторые экономисты считают правильным применить сч. 0 401 04 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг». Так, И.А. Варпаева, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Нижегородского коммерческого института, исходит из того, что «вклад в уставный капитал хозяйственного общества не может принести учреждению доход в течение текущего периода, а предполагает получение дохода в виде дивидендов в будущем» [1].
Е.Е. Волкова, советник отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, рассматривает стоимость актива после ее оценки как дооценку. Предлагают применить правила отражения в
♦
♦
учете переоценки объекта и использовать сч. 0 401 01 171 «Доходы от переоценки активов».
По нашему мнению, вышеуказанные способы учета спорны. Получение доли в деятельности другой организации следует расценивать как доход текущего периода, так как по методу начисления доход принимается в том периоде, в котором имел место. В данном случае взамен неисключительных прав на РИД учреждение получает актив - долю в созданном товариществе.
Использование сч. 0 401 04 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг», на наш взгляд, некорректно. Предполагаемый в будущем доход от участия в деятельности товарищества в форме дивидендов еще не существует, так как на момент создания товарищества отсутствует уверенность в получении самого дохода от его деятельности, предполагаемый доход еще не оформлен документально и не определен его размер.
Кроме того, необходимо четко разделять РИД как объект НМА и право использования РИД. Действительно, в случае переоценки РИД образовавшаяся разница относится на сч. 0 401 01 171 «Доходы от переоценки активов» в корреспонденции со сч. 0 102 01 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов».
Однако в качестве вклада в уставный капитал товарищества передается не сам РИД, а только неисключительные права на его использование. Поэтому оценку этих прав нельзя рассматривать как дооценку самого РИД, так как стоимость РИД при этом не изменяется. В данном случае, по нашему мнению, целесообразно применить сч. 0 401 01 180 «Прочие доходы», так как учреждение в этом случае получает актив (долю в учреждаемом товариществе) взамен переданных неисключительных прав на РИД. При этом выполняются следующие условия определения текущего дохода:
- наличие актива (доли в капитале товарищества);
- наличие надлежаще оформленных документов на актив (права зарегистрированы в ЕГРЮЛ);
- денежная оценка.
Таким образом, в бюджетном учете стоимость результатов интеллектуальной деятельности после ее оценки должна оформляться следующей проводкой:
Дебет 0 215 00 000 «Увеличение вложений в финансовые активы».
Кредит 0 401 01 180 «Прочие доходы».
Передача права пользования нематериальным активом оформляется следующей проводкой:
Дебет 0 204 02 530 «Увеличение вложений в акции и иные формы участия в капитале».
Кредит 0 215 00 000 «Уменьшение вложений в финансовые активы».
Расходы, связанные с проведением оценки, также следует отнести на текущий финансовый результат.
В бюджетном учете составляются следующие проводки:
- Начислена кредиторская задолженность за услуги по оценке РИД:
Дебет 0 401 01 226 «Расходы на прочие работы и услуги».
Кредит 0 302 09 730 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».
- Произведена оплата организации-оценщику:
Дебет 0 302 09 830 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».
Кредит 0 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате прочих работ, услуг».
Кредит 0 201 01 610 «Выбытие денежных средств со счетов».
- Расходы за услуги организации-оценщика отнесены на уменьшение доходов:
Дебет 0 401 01 180 «Прочие доходы».
Кредит 0 401 01 226 «Расходы на прочие работы и услуги».
Таким образом, смена приоритетов с платных образовательных услуг на практическое применение РИД в деятельности созданных товариществ занимает центральное место в выборе направления развития деятельности образовательных учреждений.
Поэтому вопросы отражения в учете результатов интеллектуальной деятельности и перехода права пользования по ним на сегодняшний день являются актуальными . Их решение особенно важно при изменении условий функционирования образовательных учреждений. Наличие разносторонних способов организации учета по данному вопросу свидетельствует о необходимости закрепления четкий правил учета законодательно.
1. Варпаева И.А. Учет результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 10.
2. Волкова Е.Е. О порядке отражения в бюджетном учете долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ, создаваемых высшими учебными заведениями // Бюджетный учет. 2010. № 4.
3. Мушаева О.В. Технико-внедренческие зоны в вузах -конкретный шаг в инновационном направлении // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2.
4. Николаева И .Б. Конъюнктура услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1.
5. Письмо Федерального агентства по образованию № 20-1834 от 03.12.2009 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности ».
6. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».
7. Социально-экономическое положение России - 2008 год. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.dp.ru/
8. Социально-экономическое положение России - 2009 год. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.dp.ru/
9. Федеральный закон № 127 от 23.08.96 г. «О науке и государственной научно-технической политике».
10. Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
11. URL: http://www.dp.ru/?ArticleID=8f78f51b-577a-4ab6-b421-692535d10144.