Научная статья на тему 'Учет результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ'

Учет результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варпаева И. А.

C введением в действие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» появился новый экономический и правовой механизм, стимулирующий государственные вузы продвигать научные результаты своей деятельности на рынок, участвовать в прибыли, управлении хозяйственными обществами. В статье рассмотрены основные проблемы бюджетных научных и образовательных учреждений на первых этапах создания хозяйственных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ»

Всё для бухгалтера

УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОБЩЕСТВ

И. А. ВЛРПАЕВЛ, старший преподаватель кафедры Бухгалтерский учет и аудит Нижегородский коммерческий институт

В процессе образовательной деятельности вузов все чаще используются интерактивные учебные пособия и деловые игры, программы ЭВМ и базы данных, в том числе разработанные сотрудниками учебных заведений. В работе академий наук, научных учреждений, имеющих статус бюджетных организаций, важная роль принадлежит созданным ими полезным моделям, промышленным образцам, селекционным достижениям и т. п. Такие объекты при выполнении определенных условий признаются в бюджетном учете нематериальными активами (НМА).

Несмотря на большое количество принятых и введенных в действие в последнее время нормативных актов, учету объектов НМА по сей день не уделяется должного внимания. Существуют определенные проблемы организационного и методического характера — оценка активов, документальное оформление и корреспонденция счетов по хозяйственным операциям с объектами НМА и т.д.

Данные проблемы особенно актуальны в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)

результатов интеллектуальной деятельности» (далее — Закон № 217-ФЗ). Вузы, являющиеся бюджетными учреждениями, получили возможность без согласия собственника их имущества, с уведомлением вышестоящего федерального органа исполнительной власти, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ1.

При этом высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких коммерческих обществ вносят предоставление им права на использование результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД)2 путем заключения лицензионного договора на право использования РИД.

Исчерпывающий перечень РИД включает в себя:

• программы для электронных вычислительных

машин;

• базы данных;

1 Возможность учреждения вузами хозяйственных обществ должна быть предусмотрена их уставами с учетом письма Минобрнауки России от 18.09.2009 № АХ-692/04, писем Рособразования от 21.09.2009 № 20-1398 и № 20-1399.

2 Исключительное право как составляющая интеллектуального права — это имущественное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право наследования, право доступа и другие) на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1226 ГК РФ).

• изобретения;

• полезные модели;

• промышленные образцы;

• селекционныедостижения;

• топологии интегральных микросхем;

• секреты производства (ноу-хау).

С введением в действие Закона № 217-ФЗ появился новый легитимный экономический и правовой механизм, стимулирующий государственные вузы продвигать созданные научные результаты и знания на рынок, участвовать в прибыли и управлении создаваемых с их участием хозяйственных обществ. Это, несомненно, явилось важным шагом в направлении создания инновационной экономики страны, ориентированном на преодоление существующих барьеров в использовании и внедрении результатов научно-технической деятельности. Для вузов ценность данного механизма заключается не только в возможности получения дивидендов от прибыли учрежденных хозяйственных обществ, но и в углублении сотрудничества и стратегического партнерства с различными секторами экономики в области подготовки кадров и осуществления научных исследований на всех этапах жизненного цикла инноваций.

Очевидно, что для полноценной реализации Закона № 217-ФЗ необходимо разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, создать в вузах и научных организациях соответствующую организационно-техническую инфраструктуру и методическую базу, подготовить или привлечь необходимых специалистов. После решения правовых вопросов в дальнейшем на первый план по своей значимости выйдут экономические аспекты: объективная оценка инновационного потенциала научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности, маркетинговый анализ, бизнес-планирование, привлечение инвестиций, участие в управлении, контроле учрежденных обществ и др.

В данной статье рассмотрены основные проблемы бюджетных научных и образовательных учреждений (далее — бюджетных учреждений) на первых этапах создания хозяйственных обществ:

1) выявление и идентификация (анализ) РИД;

2) правовая охрана РИД;

3) постановка на бухгалтерский учет и оценка РИД.

Для анализа РИД бюджетных учреждений можно воспользоваться Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее — РНТД), утвержденными распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюстом

России от 22.02.2002 № 1272-р/Р-8/149. В данном документе обозначены основные мероприятия по осуществлению научно-технического, правового и экономического анализа РНТД для выявления в них потенциально охраноспособных и пока не являющихся объектом исключительных прав.

В процессе инвентаризации РИД целью научно-технического анализа (технологического аудита) является выявление РНТД. Цель экономического анализа — определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав на них. Правовой анализ направлен на идентификацию субъектов прав на выявленные результаты и выработку рекомендаций по получению (оформлению) правовой охраны, на использование их в гражданском обороте, включает установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя (охранные документы, договоры об уступке прав, лицензионные договоры, учредительные документы, документы, связанные с выполнением НИОКР, первичные учетные документы, отражающие факт поступления или выбытия соответствующих объектов учета и т. п.).

При оформлении прав на интеллектуальную собственность проводятся патентные исследования в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 и при наличии признаков охраноспособности и перспективности РИД для коммерческой реализации осуществляется его правовая охрана одним из выбранных способов: патентование, регистрация или введение режима коммерческой тайны.

Первые два способа достаточно освещены в нормативно-правовых актах РФ. Для РИД, которые предполагается охранять в режиме коммерческой тайны, бюджетное учреждение должно разработать и принять положение о коммерческой тайне на основании Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Если результаты проведенных вышеуказанных исследований свидетельствуют о возможности коммерциализации РИД путем учреждения хозяйственного общества, то составляется бизнес-план инновационного проекта, в котором дополнительно рассматриваются вопросы менеджмента, организационная структура, производство и сбыт, а также анализируются возможные риски. На этом этапе целесообразно провести предварительные переговоры с возможными соучредителями предприятия и определить возможные вклады сторон.

После принятия предварительного решения об учреждении хозяйственного общества необходимо оценить расходы бюджетного учреждения на создание (приобретение) РИД с целью их последующей постановки на бухгалтерский учет и установления

нижней границы денежной оценки прав на использование РИД, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал3.

Постановка РИД на бухгалтерский учет в качестве объекта нематериальных активов производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Согласно п. 24 данной Инструкции активы признаются объектом НМА при одновременном выполнении следующихусловий:

1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

2) возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

4) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

5) не предполагается последующая перепродажа данного актива;

6) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т. п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Объекты НМА принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости — сумме фактических вложений в приобретение (создание) объектов, включающей в себя:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорам;

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов НМА;

• регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты НМА;

3 Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении (создании) РИД.

• таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;

• затраты по доставке объектов НМА в места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

• расходы по созданию (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций ит. д.).

• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием объектов НМА. Первоначальной стоимостью объектов НМА,

полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Корреспонденция счетов по формированию первоначальной стоимости объектов НМА на счете 0 106 02 320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы» в случае их приобретения или создания представлена в табл. 1.

Очевидно, что необходимость привести учет РИД бюджетных учреждений в соответствие с приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция № 148н) зачастую создаст ситуацию, когда возникнет необходимость принятия к учету нематериального актива, не числящегося на балансе учреждения. Оприходование излишков объектов НМА отражается в бюджетном учете по рыночной стоимости по статье ЭКД 180 — «Прочие доходы»:

Д-т сч. 0 102 01 320 К-т сч. 0 401 01 180.

Одновременно при оприходовании таких излишков придется решать вопрос сопоставления рыночной стоимости РИД с нижней планкой стоимости — затратами на их создание, т. е. эту информацию придется восстанавливать.

Расходы по оценке РИД бюджетного учреждения отражаются по статье ЭКР 226 — «Прочие услуги». Списание таких расходов обоснованно производить за счет прочих доходов (табл. 2).

Следующим шагом по учреждению хозяйственного общества является проведение денежной

Таблица 1

Корреспонденция счетов по формированию первоначальной стоимости объектов нематериальных активов бюджетных учреждений

Содержание операции Дебет счета Кредит счета

Отражена стоимость объекта НМА при приобретении за плату 0 106 02 320 0 302 20 730

Начислена заработная плата работникам, занятым созданием объекта НМА 0 106 02 320 0 302 01 730

Начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с заработной платы 0 106 02 320 0 303 02 730 0 303 07 730 0 303 08 730 0 303 10 730 0 303 11 730

Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве 0 106 02 320 0 303 06 730

Начислена амортизация объектов основных средств, задействованных в создании объекта НМА 0 106 02 320 0 104 00 410*

Отражена стоимость израсходованных материалов 0 106 02 320 0 105 00 440"

Отражены суммы пошлин и сборов 0 106 02 320 0 302 09 730

Принят к учету нематериальный актив 0 102 01 320 0 106 02 420

* Соответствующие аналитические счета. ** Соответствующие аналитические счета.

Таблица 2

Корреспонденция счетов по операциям оценки результатов интеллектуальной деятельности бюджетного учреждения

Содержание операции Дебет счета Кредит счета

Начислена кредиторская задолженность за услуги по оценке РИД 0 401 01 226 0 302 09 730

Произведена оплата организации-оценщику 0 302 09 830 0 304 05 226

Расходы по услуге организации-оценщика отнесены на уменьшение доходов 0 401 01 180 0 401 01 226

оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, проводится бюджетным учреждением самостоятельно или с привлечением независимого оценщика. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении (создании) РИД. Оценка любого неденежного вклада в уставный капитал (в том числе и права использования результатов интеллектуальной деятельности, вносимого по лицензионному договору) должна быть утверждена единогласным решением общего собрания учредителей (участников) общества. Кроме того, в соответствии с Законом № 217-ФЗ, если номинальная стоимость доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500тыс. руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Несомненно, оценка считается одной из ключевых проблем бухгалтерского учета. Если же говорить об оценке объектов интеллектуальной деятельности, сложность и неоднозначность этой процедуры возрастает многократно. Наряду с извечной дилеммой между первоначальной (исторической) и текущей (рыночной) стоимостью возникают дополнительные сложности, связанные как с применением

профессионального суждения при идентификации затрат, формирующих первоначальную оценку, так и с определением рыночной цены, которое затруднено отсутствием абсолютно идентичных результатов интеллектуальной деятельности.

Способ оценки имущества, основанный на затратном подходе, достаточно прост, но далек от объективной оценки рыночной стоимости. Кроме того, по мнению некоторых специалистов-оценщиков, применять затратный метод при оценке стоимости права использования РИД недопустимо. Ведь право использования РИД (если лицензия неисключительная) может предоставляться бюджетным учреждением неограниченному кругу лиц.

Оценка независимым оценщиком объективнее, но более сложна и требует определенных затрат. Кроме того, по мнению автора, рыночную стоимость имущественных интеллектуальных прав, которая оценена без предварительной объективной сертификации интеллектуальной собственности вне зависимости от регалий оценщика, толщины и аргументов его экспертного заключения, не всегда можно использовать. Формат сертификации объектов РИД опять же требует затрат времени и денежных ресурсов.

Следует подчеркнуть, что учреждение должно передать право пользования НМА или право

пользования РИД, а не сам нематериальный актив (исключительное право на РИД), поскольку в соответствии с Законом № 217-ФЗ актив должен остаться на балансе учреждения4. Взамен оно получает долю (акции) в уставном капитале хозяйственного общества. Право пользования объектом передается хозяйственному обществу в соответствии с лицензионным договором, подлежащим регистрации в установленном законодательством порядке.

Согласно лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности {лицензиар) предоставляет другой стороне {лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и действующие административные регламенты требуют регистрации отдельных видов лицензионныхдоговоров в Роспатенте (в частности, договоров о предоставлении права на использование следующих РИД: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

Гражданский кодекс РФ рассматривает два видалицензионныхдоговоров (ст. 1236 ГК РФ):

1) простая (неисключительная) лицензия — предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;

2) исключительная лицензия — предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). По мнению автора, так как в Законе № 217-ФЗ нет указания по поводу того, какой лицензией необходимо оформлять вклад в уставный капитал хозяйственного общества, то право использования РИД может предоставляться как по исключительной, так и по простой лицензии.

При этом право использования РИД не может предоставляться хозяйственным обществом третьим лицам по договору, атакже передаваться третьим лицам по иным основаниям. Данное ограничение, несомненно, может существенно повлиять на рыночную стоимость прав на использование РИД.

4 Заключение лицензионного договора о передаче права на использование РИД в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного обществарегламентируется ст. 1235—1238 ГК РФ и не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату.

Руководству бюджетного учреждения необходимо помнить, что в лицензионном договоре должны быть отражены следующие существенные условия:

• указание территории, на которой допускается использование РИД. Если это условие не выполнено, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории РФ;

• срок, на который заключается лицензионный договор (не может превышать срок действия исключительного права на РИД). В случае, когда срок действия договора не определен, договор считается заключенным на пять лет;

• предметдоговорапутемуказаниянаРИД, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или натакое средство (патент, свидетельство);

• способы использования РИД. Инструкция № 148н не содержит указаний на

то, как отразить в учете бюджетного учреждения, создающего хозяйственное общество, передачу права пользования РИД по лицензионному договору. Видимо, бюджетному учреждению в случае необходимости следует обратиться за разъяснениями по данному вопросу к главному распорядителю, либо в Минфин России. По мнению автора, при составлении корреспонденции счетов может быть использована следующая схема.

Бюджетным Планом счетов предусмотрен счет 0 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале», на котором учитываются вложения (инвестиции) средств бюджета в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ (паи, доли и тому подобное) и уставные фонды унитарных предприятий. Как следует из корреспонденции счетов, приведенной в Инструкции № 148н в учете учреждения доля в уставном капитале хозяйственного общества (акции) (дебет счета 0 204 02 530) появляется в трех случаях (табл. 3).

Первый случай (проводка № 1) означает, что у бюджетного учреждения на балансе ранее были отражены инвестиции в финансовые активы, в сумме которых впоследствии будет формироваться первоначальная стоимость акций и иных форм участия в капитале (дебет счета 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы»): Д-т сч. 0 215 00 530

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К-т сч. 0 302 24 730, 0 304 04 530, 0 401 01 180.

Другими словами — учреждение либо приобрело вложения в финансовые активы (Д-т сч. 0 215 00 530 К-т сч. 0 302 24 730), либо получило их безвозмездно (Д-т сч. 0 215 00 530 К-т сч. 0 304 04 530,

Таблица 3

Корреспонденция счетов по учету финансовых вложений бюджетных учреждений в уставные капиталы

Содержание операции Дебет счета Кредит счета

1. Учтены финансовые вложения в форме акций и иного участия в капитале 0 204 02 530 0 215 00 630

2. Отражено вложение средств в акции и иное участие в капитале 0 204 02 530 0 304 05 530 0201 01 610 0 201 07 610

3. Отражено вложение нефинансовых активов в уставный капитал

3.1. На суммы балансовой (остаточной) стоимости 0 204 02 530 0 101 00410 0 102 01 420 0 103 00 430 0 105 00 440 0 108 00 000

3.2. На суммы разницы между стоимостью акций и иных форм участия в капитале в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества

3.2.1. Дооценка 0 204 02 530 0 401 01 171

3.2.2. Уценка 0401 01 171 0 204 02 630

3.3. На сумму начисленной амортизации 0 104 00 000 0 101 00410 0 102 01 420

0 401 01 180). Очевидно, что оба варианта не соответствуют случаю получения бюджетным учреждением доли в уставном капитале хозяйственного общества, поскольку в учете не отражены вложения в финансовые активы, то есть отсутствует дебетовый остаток на счете 0 215 00 530 «Вложения в финансовые активы».

Таким образом, возникает проблема постановки на учет вложения в финансовые активы — в корреспонденции с каким счетом дебетовать счет 0 215 00 530, если описанные выше способы (покупка, безвозмездное получение) неприемлемы в данной ситуации? Обоснованно предположить, что если актив не приобретался за плату и не был получен безвозмездно, но имеется в наличии, то это излишки. Излишки отражаются в бюджетном бухгалтерском учете как доход. Значит, при постановке на учет должен кредитоваться счет 0 401 00 000 «Финансовый результат учреждения». Далее, исходя из того, что вклад в уставный капитал хозяйственного общества не может принести учреждению доход в течение текущего периода, а предполагает получение дохода в виде дивидендов в будущем, то разумно использовать счет 0 401 04 000 «Доходы будущих периодов».

Как отмечено выше, на балансе учреждения остается объект НМА, т. е. учреждение несет расходы по его содержанию (прежде всего это суммы начисленной амортизации). Возникает вопрос, на какой счет списывать указанные расходы? При этом следует учесть, что это расходы, которые после передачи права пользования РИД уже не являются

расходами учреждения в части исполнения им своих функций или целей, ради которого оно создано. В таком случае неправомерно применение счета 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов». По мнению автора, начисление амортизации по таким объектам необходимо отражать как уменьшение доходов будущих периодов. Что касается расходов на оплату услуг оценщика при оценке права использования РИД, то обоснованно предположить, что их списание следует производить также за счет доходов будущих периодов, так как они непосредственно связаны с получением таких доходов.

Таким образом, по мнению автора, передача права пользования РИД по лицензионному договору в уставный капитал коммерческих обществ и получение дохода в качестве дивидендов отражаются по следующей схеме (табл. 4).

По мнению автора, использование счетов 2 205 02 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности» и 2 401 01 120 «Доходы от собственности» в учете названных операций обоснованно, так как по своей сути передача прав на РИД по лицензионному договору тождественна передаче прав на объекты основных средств по договору аренды.

В специальной экономической литературе встречаются рекомендации по применению для учета вышеприведенных операций совокупности счетов 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» и 240101130 «Доходы от оказания платных услуг», на

Таблица 4

Корреспонденция счетов по передаче права пользования результатами интеллектуальной деятельности

Содержание операции Дебет счета Кредит счета

1. Отражено формирование вложений (инвестиций) в финансовые активы 2 215 00 530 2 401 04 100

2. Начислена кредиторская задолженность за услуги по оценке права пользования РИД 2 401 04 100 2 302 09 730

3. Переданы права пользования РИД по лицензионномудоговору в уставный капитал коммерческих обществ3 2 204 02 530 2 215 00 630

4. Начислена амортизация по объекту НМА 2 401 04 100 2 104 09 420

5. Начисленыдивиденды 2 205 02 560 2 401 01 120

6. Полученыдивиденды 2201 01 510 2 205 02 660

* В соответствии с иоди. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.

которых отражаются операции по рыночным продажам готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг бюджетных учреждений. Но такой вариант учета, по мнению автора, не вполне правомерен, так как в рассматриваемых операциях нет факта продажи и перехода права собственности.

Следует отметить, что доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных учреждений. Для реализации этой нормы бюджетными учреждениями должны быть внесены соответствующие изменения в их уставы и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым они подведомственны.

Таким образом, у бюджетных учреждений на первых этапах создания хозяйственных обществ возникает много проблем. При этом автором рассмотрена только часть вопросов, возникающих при применении Закона№ 217-ФЗ. Детального анализа требуют и такие аспекты, как, например: • порядок передачи бюджетными учреждениями в уставный капитал коммерческой фирмы имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, который прямо в ГК РФ не установлен;

• источник и порядок выплаты бюджетными учреждениями денежной компенсации учрежденному ими ООО в случае, если их право на РИД, которое они использовали для создания общества, досрочно прекратится (патент будет отозван) — указанная компенсация предусмотрена п. Зет. 15 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 27.12.2009) «Об обществах с ограниченной ответственностью». Таким образом, для получения реальной экономической отдачи от научно-технической и изобретательской деятельности бюджетных учреждений необходимо решить ряд организационно-правовых, финансовых и других проблем, обеспечить соблюдение прав и баланса интересов всех субъектов правоотношений, участвующих в создании этих результатов, включая государство.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ.

3. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ.

4. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.