Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В СОВРЕМЕННЫХ БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ'

ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В СОВРЕМЕННЫХ БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическое мировоззрение / Низами Гянджеви / балеты по сюжетам поэм «Хамсэ» Низами Гянджеви / the humanistic worldview / Nizami Ganjavi / ballets based on the themes of the poems «Khamsa» by Nizami Ganjavi
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В СОВРЕМЕННЫХ БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ»

Гусейнова А.

доктор философии по искусствоведению, с.н.с. Института архитектуры и искусства НАН Азербайджана

ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В СОВРЕМЕННЫХ БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ

Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, Низами Гянджеви, балеты по сюжетам поэм «Хамсэ» Низами Гянджеви.

Keywords: the humanistic worldview, Nizami Ganjavi, ballets based on the themes of the poems «Khamsa» by Nizami Ganjavi.

Творческое вдохновение, интерпретация и воплощение исторического культурного наследия современными деятелями искусств - явление сложное, многогранное, иногда полярное. История развития сценически-балетного спектакля, его режиссура, стилистика преподношения, трактовка сюжетов и образов - хрустальный многогранник, отражающий своими гранями разные эпохи, стили, национальные школы. Особенно этот процесс интересно прослеживать, если источник вдохновения и претворения энциклопедическая личность Востока XII века. Что же связывает современный мир искусства со столь своеобразной, животрепещущей и контрастной эпохой?

Эпоха Восточного Ренессанса (IX-XII вв.) породила величайшие умы Человечества - ученых-поэтов Фирдоуси, Рудаки, Саади, Хафиза, Хагани, Джами, Навои, Дехлеви и др., среди которых особое место занимает гениальный азербайджанский поэт и мыслитель Низами Гянджеви. После выхода Азербайджана из состава Арабского халифата, Гянджа управлялась тюркскими династиями Саджидов и Саларидов, далее с середины XII в. до середины XIII в. Гянджа была резиденцией государства Атабеков или же тюркской династии Ильдегизидов. В XII веке город Гянджа, где родился и провел почти безвыездно свою жизнь великий поэт, являлся пересечением важнейших торговых путей (Шелковый путь и др.), крупным экономическим и культурным центром Ближнего Востока. Выдающиеся ученые -академики Е.Э. Бертельс, И.Ю. Крачковский, автор статьи о Низами в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» А.Е. Крымский, азербайджанские ученые Г. Араслы, Дж. Хеят, Р. Алиев и др. неизменно подчеркивали тюркские (азербайджанские) корни творчества Низами Гянджеви. Так, Ю.Н. Марр (востоковед, сын академик Н.Ю. Марра) писал: «Неизменный образ "тюрчанки" как поэтический символ женской красоты <...> многочисленные афористические выражения, языковые обороты, характерные именно для тюркского (азербайджанского) фольклора, народного языка (на что часто указывают специалисты), многие прямые указания и намеки самого поэта, - все это обличает в Низами азербайджанского поэта, говорит о глубоких народных корнях его творчества. Недаром представители персидской интеллигенции, филологи признают, что "Низами - не персидский поэт, он жил и работал в азербайджанской среде, и стихи его непонятны персу"»1.

Что же явилось основополагающим для формирования гениального поэта и мыслителя Низами Гянджеви, создателя «Хамсе» (5 поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искен-дер-наме») и букета лирических газелей, рубаи, касыд? Рано потерявший своих родителей Низам ад-Дин Абу Мухам-мад Ильяс ибн-Юсуф ибн-Заки ибн-Муайад (1141-1209 гг.) - таково полное имя поэта, был воспитан своим дядей-братом матери и получил блестящее по тем временам образование. Его поэмы и лирика убедительно свидетельствуют о гуманистическом мировоззрении, свойственном выдающимся деятелям Восточного Ренессанса, и об его энциклопедическом образовании, глубочайшем изучении персидской, арабской, турецкой литературы, медицины, астрономии, астрологии, математики, геометрии Эвклида, ботаники, богословия, христианства, исламского права, иудаизма, иранской, индийской мифологии, философии, эзотерики, этики, архитектуры, музыки, танца, изобразительного искусства и др. Продолжая, развивая, творчески опираясь на ренессансное мировоззрение гуманизма, веры и утверждения достоинства и прав человека таких титанов Восточного Ренессанса, как Джахиз, Табари, Рудаки, Фирдоуси, Саалиби, Балами, Фараби, Бируни, Ибн Сина, Фахри Гургани, Санаи, Хагани и др., Низами возвел, поднял флаг Гуманизма на высочайшие высоты, при этом облекая каждую мысль, событие в оригинальную поэтическую оболочку. Он начал писать стихи еще в юные годы. Его бессмертной музой стала его жена - гордая, разумная, прекрасная Афак, которая была подарена ему как строптивая рабыня правителем Дербента Дара Музаффар ад-Дином в 1170 году. Низами, освободив Афак, женился на ней. От неё у него родился сын Мухаммад (р. ок. 1174). Афак умерла в 1179 гг., когда Низами заканчивал свою вторую поэму «Хосров и Ширин». Все прекрасные женские образы в его поэмах вдохновлены и посвящены были ее образу. После написания Низами своей третьей поэмы «Хамсэ» «Лейли и Меджнун» слава о нем, как о талантливейшем поэте, пронеслась по всем восточным странам.

Творческое наследие Низами Гянджеви имеет широкий диапазон мощного влияния как на дальнейшую литературу и философию Востока (многочисленные подражания Низами - назире на его «Хамсэ» Дехлеви, Джами, Навои и

1 Марр Ю.Н. Статьи и сообщения // Марр Ю.Н. Собр. соч.: В 2 т. - М.; Л.: АН СССР, 1939. - Т. 2. - С. 266.

622

др.) и Запада (Гете, Гейне, Шекспир). Сюжет поэмы «Семь красавиц» («Хафт пейкар») Низами послужил основой для написания оперы Джакомо Пуччини «Турандот» и др.), так и на смежные современные виды культуры и искусства: театр, кино, изобразительное искусство, скульптура и др. В искусстве как азербайджанского балетного театра, так и мирового, образ Низами Гянджеви и его творчество заняли одно из важных мест: балеты на его произведения «Семь красавиц» и «Лейли и Меджнун» Кара Караева, американская танцевально-вокальная постановка «Лейли и Меджнун» Уз. Гаджибейли, балеты «Низами» Ф. Амирова, «Шер ве Хейр» Т. Бакиханова неоднократно ставятся на бакинской и мировой балетной сцене в поисках достижения тех высочайших этико-эстетических философских высот, которые воздвигнул в своих поэтических произведениях Низами Гянджеви.

Балет «Семь красавиц» К. Караева был поставлен на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова к 800-летию великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви в 1952 году. Идею постановки этого балета подсказал К. Караеву И. Идаятзаде (либретто - И. Идаятзаде, Ю. Слонимский, С. Рах-ман, балетмейстер - П. Гусев, консультант и постановщик отдельных танцев - Г. Алмасзаде, художники - Ф. Гусак, Э. Алмасзаде). Роль Айши исполнила Л. Векилова, Бахрам шаха - Ю. Кузнецов, Мензере - К. Баташев, Визиря -А. Урванцев. (Последующие постановки: 1953 год, Ленинградский Малый театр балетмейстер П. Гусев, художник С. Вирсаладзе; Львов, Ташкент, Куйбышев, Саратов, Киев, Новосибирск, Прага, Дессау, Росток, Тегеран, Москва, Вашингтоне, Швеции и др.) Несмотря на то, что постановке этого спектакля предшествовала большая и длительная работа либреттистов, композитора, балетмейстера, художников, драматургия балета «утонула» в лабиринтах драм -балетного стиля, так как «Семь красавиц» - симфонический балет, созданный на стыке времен, когда действенный балет начал уступать место балетам с философски обобщенным сюжетом, драматургией. В 1959 году была осуществлена 2 авторская редакция П. Гусевым балета (балет сокращен до 3 актов с прологом, художник - В. Доррер, дирижер -Ниязи), который был показан на Декаде азербайджанского искусства и литературы в 1959 году. 3 редакция балета была осуществлена также П. Гусевым в 1969 году (либретто - М. Плахова, художник по костюмам - Н. Кирилова). Главных героев в этой редакции исполняли: Айша - Т. Ширалиева, Ч. Бабаева, Бахрам - В. Плетнев, Мензер - М. Мамедов -новая молодая, талантливая плеяда исполнителей азербайджанского балета. В 1978 году известные азербайджанские балетмейстеры Рафига Ахундова и Максуд Мамедов с благословления Кара Караева возобновили в своей творческой редакции балет «Семь красавиц» К. Караева. В новой редакции мимические сцены, поставленные П. Гусевым (веяние 50-х годов), как и весь балет, решены на основе принципиально нового подхода, основанного на симфонизации хореографического развития действия, в новой динамичной хореографической концепции (требования 70-х годов). Последняя редакция балета 2008 г. является абсолютно оригинальной постановкой (либретто - Яны Темиз, балетмейстер -Василий Медведев, художник по сценографии - Дмитрий Чербаджи, художник по костюмам - Таир Таиров, дирижер -Эльшад Багиров, Прекраснейшая - К. Гусейнова, Шах - И. Исламов) была сокращена до двухактного балета с 13 картинами. Посмотревший последнюю бакинскую редакцию спектакля, известный модельер Пьер Карден заявил: «Этот балет должен увидеть Париж!»1. Балет «Семь красавиц» К. Караева очаровал Париж на международном фестивале в семидесятом. При всем успехе балета, как мы понимаем, философская концепция Низами о совершенствовании мира и общества, о благородном возмужании, школе жизни Бахрам шаха и познание его законов мира в лице «Семи красавиц», которые в восточной суфийской философии ни в коем случае не воспринимаются как семь красавиц, а рассматриваются как олицетворение семи планет, ситуаций, характеров, цветов, нот (мугамов), врат Познания, направлений и т.д., в сценарном плане до сих пор не была «прочитана». В динамике этого балета все, безусловно, как у Низами, должно крутиться вокруг эволюции развития семи образов, характеров, цветов, значений и т.д. Балет «Семь красавиц» К. Караева имеет неисчерпаемый творческий потенциал постановочных решений, так как бездонная философия поэм Низами содержат глубинные тайники познания смысла жизни, а музыка Кара Караева еще ждет своего психологически углубленного хореографического решения, как на бакинской сцене, так и на лучших балетных сценах мира.

Замечательная азербайджанская балерина, хореограф и педагог Хумар Зульфугарова, будучи хореографом ансамбля «Джанги» (театр Рашида Бейбутова), поставила дивертисмент «Семь красавиц» по сюжету Низами Гянджеви на музыку К. Караева и «Севгили Джахан» У. Гаджибейли (солисты Джамиля Байрамова и Ханлар Баширов), который в 1996 году имел блистательный успех на гастролях ансамбля в Америке (Чикаго, Нью-Йорк) и Канаде (Торонто, Монреаль).

Американский хореограф Лаурель Виктория Грей - руководитель и хореограф танцевальной группы «Silk Road Dance Company» - поставила дивертисмент «Семь красавиц» на музыку К. Караева и др., и эта постановка имеет колоссальный успех в США, Канаде, Европе.

Специфика балетной музыки требует от композитора особых музыкально-выразительных технических приемов, создающих для балетмейстера широкое поле деятельности. Но история мирового балетного театра знает ряд успешных балетов, музыка которых, хотя и не была написана специально для балетного спектакля, все же создала блестящую канву для балетного исполнения (балеты «Мугам» Н. Аливердибеков, «Раст» Ниязи и др.). Так, симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» К. Караева создавалась специально и была впервые исполнена симфоническим оркестром Азербайджанской государственной филармонии под управлением Ниязи в Баку 29 сентября 1947 года на торжественном вечере, посвященном 800-летию Низами Гянджеви. В 1969 году молодой балетмейстер Наиля Назирова поставила на это произведение Кара Караева одноактный балет «Лейли и Меджнун» по мотивам третьей поэмы «Хам-сэ» Низами Гянджеви, который блестяще исполняли замечательные азербайджанские танцоры Тамилла Мамедова и Владимир Плетнев. Премьера балета «Лейли и Меджнун» К. Караева состоялась 25 мая 1969 года в Азербайджанском

1 Алиева У. Триумфальное возвращение. К 60-летию со дня первой постановки балета Кара Караева // Зеркало. 2012. -15 декабря.

театре оперы и балета им. М.Ф. Ахундова, либреттист и балетмейстер первой постановки - Н.М. Назирова, художник -Э.Г. Алмасзаде, дирижёр - Р. Д. Абдуллаев.

Хотя хореографическая и музыкальная драматургия имеют специфические законы, свойства и требования, в данном случае этот эксперимент имел блестящее претворение, он долго шел на азербайджанской сцене, был показан азербайджанской балетной труппой на гастролях во Франции, в Марокко и Непале в 1971-1973 годах и имел колоссальный успех. Следует отметить, что хореографическая драматургия этого балета, идя по следу симфонической музыке, носила обобщенно-символический характер, неся в своей танцевальной пластике обобщенную образность. Балет решен через призму восприятия и эмоционального накала чувств Меджнуна, когда Лейла являлась ему как недостижимая мечта. Юные влюбленные предстали перед нами возвышенными символами чистой любви. А кордебалет, исполняющий то роль препятствующих влюбленным гор, то облаков, в которых влюбленные утопают в своих мечтах, подчеркивали душевные коллизии героев. Постановка Н. Назировой легла в основу фильма-балета «В мире легенд», снятого творческим объединением «Экран» в 1975 году. В главных партиях снимались первые исполнители Тамилла Мамедова и Владимир Плетнёв.

В 2001 г. на сцене Азербайджанского Академического театра оперы и балета была осуществлена новая постановка одноактного балета «Лейли и Меджнун», теперь уже по одноимённой поэме Физули приглашенным балетмейстером Георгием Алексидзе. Премьера балета состоялась 17 февраля (солисты Р. Искендерова и Г. Мирзоев), 4 декабря того же года спектакль был показан на сцене Большого театра на проводимых в Москве днях памяти Кара Караева.

Чем отличались постановки друг от друга? В постановке Г. Алексидзе участвуют почти все персонажи поэмы Физули: Ибн-Салам, отец Лейлы и отец Кейса- Меджнуна, бедуины и даже сам Физули. Танцевальная балетмейстерская пластика решена конкретными характерами героев и эмоциональными сценками. Тогда как хореографическое решение Наили Назировой было обобщенно-абстрактным. Вот так по-разному «прочли» балетмейстеры это великое произведение Низами и Кара Караева - симфоническую поэму «Лейли и Меджнун».

Совершенно неожиданным синтезом восточной мугамной музыки, вокала и стилизованной в западной интерпретации восточной танцевальной пластики стал интереснейший проект в Минай Центре (Meany Center, штат Калифорния), прошедший 6-8 октября 2016 года (и имеющий успешное продолжение - 19 выступлений по крупным городам США и в Лондоне). Это постановка «Лейлы и Меджнун» Узеира Гаджибейли (мугамно-танцевальная композиция на 65 минут) в исполнении танцевальной группы Марка Морриса с ансамблем «Шелковый путь» (руководитель - известный виолончелист Йо-Йо Ма) и с вокальным исполнением Алима Гасымова и Ферганы Гасымовой, которая открывает перед синтезом искусств «Восток-Запад» широкие творческие горизонты.

Балет «Низами» Фикрета Амирова был написан в 1984 году перед кончиной автора. Он впервые был поставлен в 1989 году Наилей Назировой, но, к сожалению, пройдя весь постановочный процесс, вплоть до генерального показа, по непредвидимым обстоятельствам, так и не был показан зрителями. Н. Назирова как балетмейстер отличалась собственной, глубокой, скрупулезной разработкой не только хореографической, но и сюжетной драматургии, чему ярким примером может служить сцена рождения Низами в ее интерпретации в этом балете. Как известно, за два года до рождения поэта, город Гянджа был разрушен сильнейшим землетрясением. Это событие вдохновило Наилю Назирову в сценарной завязке своей фантазией соединить эти два события - рождение Поэта и землетрясение. Смещение горных пород, породившее озеро Гейгель и др., на сцене у нее вылилось в Сцену потока вод - нескончаемая вереница девушек в голубых льющихся одеяниях, спускавшихся прямо на зрителей на авансцену сверху вниз. Из этого потока стихии и в этом потоке стихии появляется Поэт, рожденной этой стихией! Прекрасная, очень выразительная сценическая метафора, мощный аккорд в композиции этого балетного спектакля! В ее спектакле образ Низами обретал яркие человеческие качества борющейся за свою свободу и счастье личности.

В 1991 году в честь 850-летия со дня рождения Низами Гянджеви балет «Низами» Ф. Амирова был заново поставлен приглашенным из Петербурга балетмейстером В. Будариным, сценография Т. Нариманбекова, художник по костюмам Т. Таиров, Низами - Б. Поладханов, Низами пожилой - Рамазан Арифулин, Афаг - Л. Поладханова. 2021 год указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, объявлен «годом Низами Гянджеви». Сегодня в честь празднования 880 лет со дня рождения великого поэта и мыслителя бакинский театр оперы и балета готовит постановку двухактного балета «Низами» Ф. Амирова. Музыкальным руководителем проекта является главный дирижер Театра оперы и балета, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Гулиев. Автором либретто балета стал драматург Аждар Улдуз. Балетмейстер спектакля - народная артистка Азербайджана, почетный профессор Международной академии хореографии Камилла Гусейнова. Художник-постановщик спектакля - заслуженный работник культуры Азербайджана Техран Бабаев. В сюжетной канве балета в события жизни Поэта вплетены его литературные герои и драматургические коллизии его поэм «Хамсэ». Инициатором и руководителем проекта является директор Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов. Желая успеха этому балету, мы надеемся встретиться с захватывающим спектаклем, наполненным средневековой восточной мудростью и современной актуальностью.

27 февраля 2008 года в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера спектакля по мотивам произведения «Хамсэ» Низами Гянджеви (новелла из поэмы «Семь красавиц») «Хейр ве Шер» выдающегося азербайджанского композитора, народного артиста республики, профессора Тофика Бакихано-ва в постановке народной артистки Азербайджанской ССР, лауреата Государственной премии СССР, кавалера ордера Шохрат Славы Тамиллы Ширалиевой. Музыкальным руководителем балета и дирижером был народный артист Азербайджана Джаваншир Джафаров, художником-постановщиком - заслуженный художник Азербайджана Таир Таиров. Главные роли в спектакле исполняли заслуженные артисты республики Гюльагаси Мирзоев, Римма Искендерова, Елена Скоморощенко и Самир Самедов. Произведение композитора было написано в 1990 году и уже имело экспери-

ментальную постановку, выполненную хореографом Рашидом Ахмедовым в Камерном балете (на сцене Бакинской музыкальной академии и ТЮЗа) в 1993 году. В постановке Т. Ширалиевой извечная борьба Добра и Зла интерпретирована как обобщенные образы Мироздания, где вечно бушующие силы Зла неизбежно обрываются, поглощенные всепобеждающими импульсами Жизни. Прекрасные хореографические находки балетмейстера - диагональная «лепка» мозаичности хореографического рисунка, контрастность гротескно-угловатой пластики Зла и нежной, льющейся пластики Добра и др., создают образ законченного хореографического полотна балета. Необходимо отметить, что лучшие азербайджанские балетные традиции здесь мастерски развиты и успешно претворены балетмейстером в «камерную» форму, в соответствии с потребностями современного зрителя.

Итак, сюжеты поэм «Хамсе» выдающегося поэта и мыслителя Низами Гянджеви на мировой балетной сцене имеют многочисленные и яркие сценические постановки. Они обогащают мировое балетное искусство интересными гуманистическими, философскими и необычайно человечными спектаклями, являя собой вершину творческих поисков мирового балетного искусства. Как прекрасно выразилась замечательный узбекский искусствовед Фазиля Сулей-манова в своем альбоме о миниатюрах, посвященных «Хамсэ» Низами: «Причина столь широкой популярности «Хамсы» Низами ... в том, что поэт сумел отразить в ней мечты и чаяния народов, пропагандировать высокие идеи гуманизма, свободы, справедливости, равноправия, чистой человеческой любви, возбуждал ненависть ко всякому насилию и угнетению, нещадно бичевал угнетателей, самовлюбленных эгоистов. В отличие от широко распространенной в то время официальной религиозной литературы и эпигонских произведений, восхваляющих деяния мелких и крупных правителей, Низами выдвинул актуальнейшие жизненные проблемы своего времени, создал галерею живых, ярких образов. Его творческий гений, своеобразный стиль, поэтичность - все это притягивало к себе внимание мастеров . искусства различных эпох»1.

Именно гуманистические идеи свободы и справедливости, любви и человечности, столь актуальные в любую эпоху развития человечества, облаченные в совершенную поэтико-философскую концепцию, бурным потоком изливающуюся со строк произведений великого поэта и гуманиста Низами Гянджеви, привлекают и делают актуальными его произведения и в наше время.

1 Миниатюры к «Хамсэ» Низами / Сост. альбома и автор предисловия Фазиля Сулейманова. - Ташкент, 1985. - С. 17-18.

625

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.