Научная статья на тему 'Интеграция искусств: Восток – Запад'

Интеграция искусств: Восток – Запад Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / мультикультурализм / опера «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли / Алим Гасымов / Фаргана Гасымова / азербайджанский танец / восточная средневековая миниатюра / танцевальная группа Марка Морриса / ансамбль «Шелковый путь» под руководством виолончелиста Йо-Йо Ма / integration / multiculturalism / opera «Layla and Majnun» by Uzeyir Hajibeyli / Alim Qasimov / Fargana Qasimova / azerbaijani dance / Eastern medieval miniature / Mark Morris Dance Group / Silk Road Ensemble under the direction of cellist Yo-Yo Ma
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция искусств: Восток – Запад»

Гусейнова А.

доктор философии по искусствоведению, с.н.с. Института архитектуры и искусства Национальной академии

наук Азербайджана

afag_h@yahoo.com

ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ: ВОСТОК - ЗАПАД

Ключевыве слова: интеграция, мультикультурализм, опера «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли, Алим Га-сымов, Фаргана Гасымова, азербайджанский танец, восточная средневековая миниатюра, танцевальная группа Марка Морриса, ансамбль «Шелковый путь» под руководством виолончелиста Йо-Йо Ма.

Keywords: integration, multiculturalism, opera «Layla and Majnun» by Uzeyir Hajibeyli, Alim Qasimov, Fargana Qasimova, azerbaijani dance, Eastern medieval miniature, Mark Morris Dance Group, Silk Road Ensemble under the direction of cellist Yo-Yo Ma.

Восприятие европейского индивидуума восточной культуры и искусства и последующее его образное преломление и творческое развитие в европейском культурном пространстве - это особое, очень интересное, креативное явление, требующее глубокого изучения. Вспомним поразительный выход развития средневековой восточной миниатюры, выставки которой проходили в европейских культурных центрах (например, выставка в Мюнхене в 1910 году). Представленные на ней миниатюры так поразили В. Кандинского (он откликнулся на выставку изумительной статьей о восприятии мира восточной миниатюры), что они породили новое направление в его творчестве - абстракционизм! (рис. 1).

Рисунок 1. В. Кандинский. Композиция VI .1913 г.

Очень интересен ракурс выделения основной доминанты восхищения в восприятии восточного искусства европейским художником: колорит чистых цветов, композиционное решение плоскости, обратная перспектива, при обобщенности образов необыкновенная выразительная характерность линий силуэтов, изощренная игра цветовых и композиционных ритмов и т.д. Привычные для восточного зрителя художественные приемы, представленные в генезисе восточного индивидуума, в восприятии европейского художника вдруг выявили специфический, неожиданный ракурс, проекцию, преломленную через призму генезиса европейского индивидуума и щедро породили взрыв модернистских течений в европейском искусстве (в театре, музыке, изобразительном искусстве) начала XX века (вспомним творчество Матисса, Дягилевские сезоны и т.д.). Так, некоторые традиционные искусства Востока, уже пережившие кризис пресыщения, в творчестве современных европейских художников получили креативное, свежее, обновленное развитие.

Мугам (традиционный жанр азербайджанской музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение) сегодня - мощнейший творческий катализатор синтеза искусств, жанров, стилей. Первая на всем Востоке профессиональная мугамная опера «апостола» шушинской народной консерватории Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун» на сюжет поэмы азербайджанского поэта Физули была написана в 1907 году и поставлена в Баку в театре известного мецената и нефтепромышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева 12 (25) января 1908 году (рис. 2). Она имела оглушительный успех и разошлась по мировым сценам Востока и Запада. Дальнейшее его (мугама) интереснейшее развитие в симфонических мугамах Фикрета Амирова, Назима Аливердибекова, джаз-мугаме Вагифа Мустафазаде, «Мугам саягы» Фрянгиз Ализаде и др. требуют пристального анализа и изучения. Эти креативные формы развития мугама имеют блистательный выход за рамки национального, интегрируясь в европейское западное искусство, сохраняя мультикультуралистические принципы развития национального в синтезе культур.

В этом смысле интереснейший интеграционный и мультикультуральный проект, начавшийся в Минай Центре (Meany Center) штат Калифорния и прошедший 6-8 октября 2016 года - постановка оперы «Лейлы и Меджнун» Узеи-ра Гаджибейли (мугамно-танцевальная композиция на 65 минут) в исполнении танцевальной группы Марка Морриса с ансамблем «Шелковый путь» и с вокальным исполнением Алима Гасымова и Фарганы Гасымовой, под инструментальным сопровождением ансамбля «Шелковый путь» (руководитель Йо-Йо Ма) открывает перед синтезом искусств Восток-Запад широкие творческие горизонты. В процессе реализации таких интеграционных проектов происходит очень плотное взаимопроникновение участников на каком-то ментальном уровне. Чем интересна интеграция? Участники не только творчески самореализируются, но и вбирают, проникаются замыслом партнера-соавтора, принимая его творческое видение, решение. Участники таких проектов хотят найти общие точки соприкосновения и идут на творческие уступки во имя успеха общего проекта. Тогда каждая сторона-участница проекта обогащается, преобразуется и создается новое искусство, новое течение, новый стиль.

Известного американского хореографа Марка Морриса вдохновила на проект адаптированная постановка оперы «Лейлы и Меджнун» Узеира Гаджибейли, выполненная еще в 2007 году руководителем ансамбля «Silk Road» и известным виолончелистом Йо-Йо Ма, как часть проекта «Шелковый путь» совместно со страстным пропагандистом творчества У. Гаджибейли Алимом Гасымовым и Фарганой Гасымовой в ролях Меджнуна и Лейли. Опера была сокращена с трех часов до часа. Проект несет в себе креативное осмысление традиций восточного мугама в современном европеизированном визуально-инструментальном прочтении. Так, в составе ансамбля «Шелковый путь», наряду с национальными восточными инструментами, такими, как тар, кяманча, ней (что обогатило звучание инструментальной музыки), звучат скрипки, виолончели, создавая «симфонические» оттенки исполняемых произведений.

Рисунок 2.

У. Гаджибейли. Афиша первого представления оперы «Лейли и Меджнун». Первый исполнитель роли Меджнуна. Г. Сарабский

Интересно, что любой звук рождается вследствие движения, а осознанное движение визуализирует звук. Звук возвращает движение, но не первичное - непосредственное, стихийное, а вторичное, уже опосредованное, ведомое звуком. Этот процесс напоминает волны. Бесконечную игру диалога между вдохом и выдохом, импульсом и отражением, порывом и замиранием. Мугам! Если основной закон Вселенной - обмен энергией, а вся Вселенная пронизана всеобъемлющим единым ритмом - дыханием, то мугам - это путь познания Вселенной! Все в нем пронизано единым ритмом - структурой - орнаментикой. «Кристаллическая решетка» ее структуры - это математическая завершенная найденность. Узеирбей Гаджибейли, в своем фундаментальном труде «Основы азербайджанской народной музыки», давая великолепную образную картину развития мугама писал, что «музыкальная культура народов Ближнего Востока достигла своего высшего расцвета к XIV столетию и гордо возвысилась в виде двенадцатиколонного и шестиба-шенного «сооружения» ^эз^ай), с высоты которого открывался вид на все четыре стороны света: от Андалузии до Китая и от Средней Африки до Кавказа. В строительстве этого «дворца музыкальной культуры» принимали участие такие ученые - зодчие, как Абу-Няср-Фараби - энциклопедист и знаток древнегреческой музыкальной теории, Абу-Али-Сина - ученый мыслитель, известный в Европе под именем Авиценна, Аль-Кинди и др.»1

Пропуская через себя танец, живопись, орнамент, вибрируя в них значимые контрапункты, вживляя в них беспрекословный диктат красоты Истины, Мугам оставляет им только жаждущую способность проникновения им - му-гамом, в силу своей способности достижения соответствия ему. Нанизывая на «матрицу» мугама свою атрибутику -

1 Гаджибеков Уз. Основы азербайджанской народной музыки. - Баку: АН Азерб. ССР, 1945. - С. 10.

690

танец - жест, рисунок - цвет - пространство жрицы смежных искусств заранее обречены на совершенство Вечности: потому что «закваска» - маясы - Мугам!

Было очень интересно, что именно арсенал азербайджанской и шире восточной танцевальной пластики использует хореограф Марк Моррис в своей интерпретации хореографической постановки на гениальную мугамную (глубинный восточный пласт) музыку Узеира Гаджибейли оперы «Лейли и Меджнун». Надо учитывать, что не только стиль музыки, но и музыкальные инструменты, аранжировка этой музыки уже диктуют, меняют язык танца. Там где звучит тар, кяманча, ней движения тяготеют к фольклорным, где скрипки, виолончель - к более классическим. Интересно, что хореограф и художник этого проекта, вдохновляясь средневековыми восточными миниатюрами (рис. 3), столь щедро иллюстрирующие этот любимейший сюжет на Востоке, изображающие то сцены в пустыне, то школу, то восточные меджлисы с музыкантами, танцами, певцами и т.д., совершенно индивидуально и по-западному масштабно использовали этот материал. В современной, танцевальной пластике Марка Морриса (в спектакле принимают участие всего 15 танцоров) движения и позы танцоров и танцовщиц, поэтично разбросанных по подиуму вокруг ханенде -певцов. Используя весь предложенный арсенал (азербайджанский танец, средневековая миниатюра, литература и др.), балетмейстер и режиссер постановки Марк Моррис выбрал, использовал, акцентировал восточный колорит хореографии намеками восточной пластики рук и поз, суфийскими верчениями против часовой стрелки, прыжками, притопами ног и т. д., которые несут дыхание Востока, «подчеркивают экстатический и импровизационный стиль музыки»1. Буквально, 10-15 «восточных» оттенков в танцевальной пластике хореографии, в деталях костюмов и сценографии, и для западного зрителя это - уже генетический Восток, этого уже достаточно, чтобы почувствовать мир Востока. Тогда как для менталитета восточного зрителя этого было бы мало, недостаточно полнозвучно.

__________________

Рисунок 3.

«Лейли и Меджнун в школе» «Хамсе» Низами Гянджеви, 1624-1625 гг., худ. Султан Мухаммед

Режиссура спектакля Марка Морриса зиждется на контрасте неподвижно сидящих в центре сцены певцов - ха-ненде и музыкантов и - какая роскошь! - буйство танцевальной пластики, движений, прыжков, поз. Танцоры носятся вокруг певцов, как выразилась Фаргана ханум, «визуализируя» энергию голосов певцов и звучания инструментов.

Сценография спектакля выполнена известным британским художником-абстракционистом Говардом Ходжки-ным ярко, броско: два (красный и зеленый) размашистых мазка фона несут символику Востока (Азербайджана). Так, «неискушенным, девственным» лаконичным взглядом художник-сценограф сочными, живописными, стремительными мазками на полотне отобразил свое понимание Восточного спектакля. Одежда Алим Гасымова, Фаргана Гасымовой, танцоров и танцовщиц, музыкантов, также выполненная Говардом Ходжкиным, несет в себе восточную аранжировку в деталях. Это, как мотивы на восточную тему. В костюмах - силуэты небесно-голубых рубашек (под тон одежды Меджнуна) с боковыми прорезами, шарфы на шее и руках навевают Восток. Расширенные к подолу силуэты алых платьев танцовщиц (под тон одежды Лейли) и скупо лаконичные облегающие силуэты танцовщиков - так представил

1 «New York Times», статья «Love, Ecstasy, Infinity: Mark Morris's «Layla and Majnun» 26 октября 2017 год.

691

себе известный английский художник Говард Ходжкин стиль восточных костюмов. Для европейского зрителя эти оттенки являются «полнозвучным» Востоком, адаптированным к их восприятию (рис. 4). Дизайн освещения выполнил Джеймс Ф. Ингаллс.

Рисунок 4.

Сцена из оперы-хореографии «Лейли и Меджнун»

Все полнозвучие палитры мугама представлено в исполнении роли Меджнуна Алимом Гасымовым и роли Лейли Фарганой Гасымовой. Их вокал - эта та вершина, чистота стиля, от которой спускаются потоки музыки и движения танца оперы.

Напомним, что выдающийся азербайджанский композитор, Узеир Гаджибели (18 сентября 1885 - 23 ноября 1948) - основатель профессиональной азербайджанской композиторской школы, (учился в Московской и Петербурж-ской консерваториях) адаптировал мугамные принципы в европейскую профессиональную симфоническую музыку. Узеир Гаджибейли относится к таким личностям, влияние и основополагающая роль которых распространяется на всю духовную жизнь их эпохи и в то же время на каждую область искусства в отдельности. Потому что принципы, заложенные им в основу развития в азербайджанской профессиональной музыке, также действуют и в смежных видах искусств: азербайджанская средневековая миниатюра для современных художников, средневековые принципы зодчества - для современных архитекторов, традиции азербайджанского фольклорного танца - для азербайджанского современного танца и т.д. Эти вертикальные связи перекрещиваются также с горизонтальными основами законов структурных построений, единых пропорциональных гармоний, так как законы совершенства, гармонии, красоты вмещаются в код математических формул.

Постановка оперы-хореографии «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли в Америке имела такой колоссальный успех, что она была 19 раз показана в 15 штатах Америки в 2016-2018 гг.: в крупнейшем культурном центре Америки -Линкольн-центр в Нью-Йорке, в Кеннеди- центре в Вашингтоне и др.

Хореография Марка Морриса еще более обогатила эмоциональную выразительность постановки, визуально дав импульс энергии вокально-инструментальной основе оперы. Зрители жадно вбирали в себя причудливые голоса певцов и инструментов, экспрессивную пластику, размашистость сценографии. Они переживают настоящий катарсис, так как музыка и вокал мугама обладает космической мощью! Произведение исполняется на азербайджанском языке в аранжировке Алима Гасымова с Джонни Гандельсманом и Колин Якобсеном. Для полноты восприятия названия 5 сцен спектакля высвечиваются титрами на английском языке: школа, разлука, свадьба и т.д. После спектакля проходили творческие встречи с авторами постановки, на которых зрители засыпали артистов вопросами, провожали их на выходе из концертных залов (рис. 5). Творческий резонанс был совершенным. «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли постановке Марк Морриса, в вокальном исполнении Алима и Фарганы Гасымовых в инструментальном сопровождении ансамбля «Шелковый путь» под руководством виолончелиста Йо-Йо Ма также имел успешное продолжение в 2 выступлениях в Лондоне в 2018 году (London, Sader s Wells Theatre).

В успехе этого проекта, безусловно, сыграла большую роль участие в ней выдающихся артистов, принявших участие в спектакле.

Рисунок 5.

Встреча зрителей с творческой группой постановки «Лейли и Меджнун»

Танцевальная группа Марка Морриса - MMDG- Mark Morris Dance Group функционирует с 1980 года, а в 2001 году он открыл Центр танца Марка Морриса в Бруклине, штат Нью-Йорк. Марк Моррис создал свыше 150 танцевальных постановок и 20 балетных спектаклей. В его карьере - директорство в Королевском театре де ла Монна в Брюсселе, проведение фестивалей искусств в Линкольн-центре, Бруклинской музыкальной академии и др., постановки в «Метрополитен-опера», «Королевской опере» и др. Он основал проект «Белый дубовый танец» с Михаилом Барышниковым. Марк Моррис с 1991 года - член Фонда Мак Артура, член Академии искусств. Он преподавал в Университете Вашингтон, Принстонском Университете и др. Ему посвящены монографии. Он обладает престижными премиями и наградами в области искусства.

Музыку проекта «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли исполняет ансамбль «Шелковый путь» (The Silk Road Ensemble) основанный выдающимся виолончелистом Йо-Йо Ма в 1998 году, как некоммерческая организация, стремящаяся содействовать межкультурному содружеству, созданию инновационного искусства на традициях всего мира. Состав ансамбля - интернационален, что способствует созданию идентично впитывающей традиционной, мировой музыки и гибкого исполнительского искусства. Оригинально интерпретируя наше общее мировое наследство, ансамбль воистину является глашатаем искусства XXI века! Ансамбль ездил с программами по всему миру, выступал на престижных сценах, таких как Карнеги-холл, Центр исполнительского искусства имени Джона Ф. Кеннеди и др. The Silk Road Ensemble участвовал в праздновании Нобелевских премий в Стокгольме, фестивале Люцерна в Швейцарии и др. Группа записала шесть альбомов, выпустила номинант на премию Грэмми, о ней режиссер Морган Невилл снял документальный фильм.

Ханенде Алим Гасымов, блистательный исполнитель вокальной партии Меджнуна - всемирно известный пе-вец-мугаматист, неоднократно участвовавший в западных проектах. Алим Гасымов окончил Азербайджанский Университет искусств в 1989 году. Его педагогом был выдающийся ханенде Агахан Абдуллаев. Исполнительский стиль Алима - уникален. Он сочетает глубокие знания многовековых законов мугама со сложными инновациями, сочетая мугам с джазом, мугам с европейскими стилями. В 1999 году Алим Гасымов получил в знак признания его музыкального вклада в международное музыкальное искусство Международный музыкальный приз IMC-UNESCO. Он - Народный артист Азербайджана, награжден Орденом Славы.

Партию Лейлы в проекте исполнила Фаргана Гасымова - дочь, ученица и сподвижница Алима Гасымова. Она окончила отделение «Мугама» в Национальной Азербайджанской консерватории в 2000 году. С 16 лет выступает на концертах, гастролях с отцом. В 1999 году «Love's Deep Ocean», CD с участием Алима Гасымова и Фарганы Гасимо-вой был выпущен Network Medien во Франкфурте Германии. Фаргана выступала с ансамблем «Silk Road» и была представлена в 53-минутном документальном фильме, выпущенном в Бельгии в 2006 году.

Сценограф и художник по костюмам проекта - известный британский художник- абстракционист Говард Ход-

жкин.

Опытным консультантом проекта явилась этномузыковед, профессор университета штата Индиана и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова, которая также является автором текста буклета этого проекта для зрителей.

вез

Презентация «Layla и Majnun» состоялась благодаря Национальному танцевальному проекту New England Foundation for the Arts, при финансовой поддержке Благотворительного фонда Дорис Дюка и Фонда Эндрю У. Мелло-на при дополнительной поддержке Национального фонда искусств. Престижное американское издание «New York Times» опубликовало подробную восторженную статью о предстоящей премьере оперы Узеир Гаджибейли «Лейлы и Меджнун» 26 октября 2017 года в Lincoln Center в рамках White Light Festival в Нью-Йорке.

Язык искусства не требует перевода, это прямой доступ в сердца и мировоззрение зрителей, вне политики, религии и т.д. Интеграция предполагает взаимную адаптацию, чуткость к творческому видению замысла партнера - взаимное творчество и обогащение. И тогда рождается новый ракурс видения явления, претворения замысла спектакля. Когда новые художественные принципы успешно разбивают привычные стереотипы, каноны, рождаются новые стили и веяния, а также взаимное признание и обогащение культур. Экспрессия вокала и музыки, подхваченная всплеском танцевальной пластики горестных молодых влюбленных, описанная великими поэтами Востока Низами Гянджеви, Физули и др. в этом проекте приобрела новую современную жизнь на сцене, соединив Восток и Запад торжеством мультикультурализма и интеграции.

Это тот самый интеграционный и мультикультуральный проект, который объединяет разные культуры, он их синтезирует и гармонизирует их слияние. Притом, необходимо отметить, что ни певцы-ханенде, ни музыканты не изменили классически- восточного звучания своего исполнения, танцевальная «европезировано-восточная» хореография, «европезировано-восточные» костюмы и сценография сдвинули ракурс восприятия всей оперы-хореографии в другое измерение, создали качественно новый стиль оперы, замешанный на «восточно-западной» закваске, где полярные составляющие присутствуют, полнозвучно сохраняя свой менталитет. Триумфальный успех этого проекта лишний раз подтверждает, что такие совместные синтезированные проекты, каким предстал проект оперы-хореографии «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли с вокальным исполнением Алима Гасымова и Фарганы Гасымовой, в исполнении танцевальной группы Марка Морриса и инструментальным ансамблем «Шелковый путь» Йо-Йо Ма, являются творческим успехом в поисках новых путей на стыке культур, стилей, мировоззрений и взаимопониманий Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.