Научная статья на тему 'Особенности становления оперного жанра в Азербайджане (1908-2007)'

Особенности становления оперного жанра в Азербайджане (1908-2007) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРНАЯ МУЗЫКА АЗЕРБАЙДЖАНА / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Садыхзаде Хиджран Азизага Кызы

Рассмотрены вопросы развития музыкальных жанров и их места в общей музыкальной культуре Азербайджана с точки зрения дальнейшего развития духовной культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления оперного жанра в Азербайджане (1908-2007)»

References

1. Arnaudov M. Psihologiya literaturnogo tvorchestva [Psychology of literary creation]. Moscow, 1970.

2. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki [The questions of literature and esthetics]. Moscow, 1975.

3. Gedgafova E. Hudozhestvenno-stilevye tendentsii kabardinskoi poezii 1970-1990-kh godov [Artistically-style tendencies of Kabardian poetry of 1970-1990 years]. Nal'chik, 2007.

4. Kashezheva L. The majority of the pen // Essays about the creation of Kabardino-Balkarian writers. Nalchik, 1968.

5.Musukaeva A. Otvetstvennost' pered vremenem [The responsibility to time]. Nal'chik,

1987.

6. Tolgurov Z. V kontekste duhovnoi obsh'nosti [In context of spiritual community]. Nal'chik, 1991.

УДК 782: 94(479.24) Х.А. САДЫХЗАДЕ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРНОГО ЖАНРА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1908-2007)

Садыхзаде Хиджран Азизага кызы, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом театра Гимназии искусств (Азербайджан, Баку, пр-т Гусейна Джавида, квартал 506), mamedovtariyel@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены вопросы развития музыкальных жанров и их места в общей музыкальной культуре Азербайджана с точки зрения дальнейшего развития духовной культуры общества. Ключевые слова: оперная музыка Азербайджана, западноевропейские традиции, музыкальная культура, общечеловеческая культура.

UDC 782: 94(479.24) KH.A. SADYKHZADE

PECULIARITIES OF FORMATION OF OPERA GENRE IN AZERBAIJAN (1908-2007)

Sadykhzade Khijran Azizaga, head of opera department at the gimnasium of arts (Azerbaijan, Baku, the prospect of Huseyn Javid, block 506), mamedovtariyel@gmail.com

Abstract. Issue of development of musical genres and their place in the general musical culture of Azerbaijan is important in terms of further development of spiritual culture of the society.

Keywords. Azerbaijan'soperamusic, Western European traditions, connection with the folk music, musical culture, common culture.

Развитие музыкальной культуры Азербайджана в XIX-XX веках характеризовалось усиленной интеграцией в мировую музыкальную культуру. В частности, было много попыток привнести в национальную музыку жанровое и интонационное своеобразие музыки Европы. Важное место в этом процессе занимает формирование оперного жанра, ставшего сегодня одним из показателей зрелости музыкального искусства, вносящего важный вклад в общемировое развитие культуры в целом.

Имя и деятельность корифея азербайджанского музыкального искусства Узеира Гаджибекова известно далеко за пределами страны. Уже в 1912 году он написал и в 1913 году поставил в Баку оперетту «Аршин мал алан». Она нашла сценическое вплощение во многих странах мира.

"Культурная жизнь Юга России" 140 ;

№ 4 (63), 2016

У. Гаджибекову принадлежат также две знаменитые оперы - «Лейли и Меджнун» (поставлена в Баку 25 января 1908 года), «Кероглу» (30 арпеля 1937 года). Многие оперы, также написанные великим композитором, - «Шейх Сенан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршуд Бану» (1912), «Асли и Керем» (1912), «Гарун и Лейла» (не поставлена) - имеют под собой народную основу из многих сказок и эпосов устного народного творчества. Здесь проповедуются мотивы любви, дружбы, труда.

Как драматург У. Гаджибеков продолжил в своих либретто лучшие традиции видного азербайджанского писателя XIX века М.Ф. Ахундова. В этом ему помогла его журна-листско-публицистическая деятельность. В своих музыкальных комедиях Гаджибеков высмеивал недостатки своего времени: бескультурье, отсталость, в особенности, это характерно для комедии «Не та, так эта».

Разоблачение бесправного положения женщин красной нитью проходит в музыкальной комедии композитора «Муж и жена». А в комедии мирового масштаба «Аршин мал алан» («Торговец с рук») ведется критика патриархальных устоев того периода в Азербайджане, звучит протест против запрета на права и свободы женщин, слышен призыв на борьбу за эти права. В указанной музкомедии широко применяется азербайджанский городской фольклор начала ХХ столетия в городе Баку.

Музыкальные традиции У. Гаджибекова были продолжены его братом, З. Гаджибе-ковым, который написал в 1916 году мугам-оперу «Ашуг Гариб». Эта опера до сих пор пользуется заслуженной славой и не сходит со сцены. После братьев к оперному жанру обратился также Муслим Магомаев, который в 1916 году написал мугам-оперу «Шах Исмаил». Она впервые была поставлена в 1919 году. Здесь звучат арии, дуэты, хор и другие вокальные ансамбли и танцы, причем с большим мастерством. Здесь искусно использованы азербайджанские мугамы, диалоги из них. Все это стало для композитора своеобразным трамплином для написания оперы «Наргиз».

Большое влияние на развтие оперного жанра в Азербайджане оказал великий русский композитор, немец по происхождению, Рейнгольд Глиэр, который в 1924-1928 годах написал оперу «Шах Сенем» на основе сказания «Шах Сенем и Гариб». Тем самым он оказал большое влияние на процесс сближения национальной музыки с симфонической [7]. Следует отметить, что после этой оперы в Азербайджане стали создаваться более совершенные оперы в европейском стиле, основывающиеся на национальной музыке.

Следует отметить, что «Наргиз» - первая опера, посвященная современности. Опера же «Кероглу» была поставлена на сцене опрного театра в Баку 30 апреля 1937 года. Либретто оперы принадлежит писателям М.С. Ордубади и Г. Исмаиловой. Свои изменения внес сюда и сам композитор. Тема оперы связана с борьбой против местных богачей-угнетателей народного героя Кероглу (Ровшана), который помогал этим бедным людям.

В годы Отечественной войны (1941-1945) были созданы такие произведения, как «Народный гнев» А. Бадалбейли и Б. Зейдмана, М. Вайнштейна и М. Криштуля «Сигнал». Это были одноактные оперы, которые не имели длительной жизни на сцене. В этот же период, в конце 40-х годов в связи с 800-летним юбилеем великого Низами.

Ниязи написал оперу «Хосров и Ширин», которая увидела свет в 1942 году. Дирижировал сам автор. Режиссером-постановщиком был Г. Гидаятзаде. В опере раскрываются идеи великого Низами о долге, героизме, других нравственных качествах.

В годы Второй мировой войны были написаны многочисленные произведения на военно-патриотические темы. Среди них надо также назвать оперу К. Караева и Дж. Гаджи-ева «Родина». События в опере совершаются в одном из колхозов, а впоследствии развиваются на фронте. Опера была поставлена на сцене в 1945 году, дирижировал Ниязи.

В 1948 году комозитор Афрасияб Бадалбейли написал оперу «Низами». Либретто оперы составлено на основании романа М.С. Ордубади «Меч и перо». События в опере происходят в XII веке в Гяндже. Здесь изображены такие персонажи, как великий Низами, бывший свидетелем социально-политических процесов и событий в этот период, его любимая Рена и дочь Гянджинского амира Харизе - Азри. Дирижером оперы был А. Бадалбейли, режиссером - Г. Идаятзаде.

В 1953 году еще один великий азербайджанский композитор Фикрет Машади оглу Амиров написал оперу «Севиль», которая до сих пор успешно идет на сценах страны. Эта опера является второй красивейшей оперой Азербайджана, написанной в европейском стиле, после «Кероглу». Произведение ставилось на сцене в различные годы в разных редакциях (1955, 1959, 1962, 1980, 2000-е годы) и имело большой успех. Либретто оперы создали Талят Эйюбов на основании одноименного произведения Дж. Джаббарлы. Сюжет основан на современных событиях и изображает борьбу с женским бесправием (в отношении Севиль), победу над мракобесием.

В 1961 году известный композитор, народный артист Рамиз Миришли представил на сцене оперного театра в Баку оперу «Вагиф». Автором либретто является Фирудин Мех-тиев, режиссер - Солтан Дадашев, в заглавной роли был народный артист СССР Лютфи-яр Иманов. В 1962 году эта опера получила звание лауреата на Всесоюзном конкурсе.

В 1962 году в оперном театре им. М.Ф. Ахундова была поставлена опера народного артиста Сулеймана Алескерова «Бахадур и Сона». Это произведение создано на основе одноименной повести Наримана Нариманова. События происходят в Петербурге (Россия) и Азербайджане. Здесь изображены чувства христианки Соны и азербайджанца-мусульманина Бахадура. Эта любовь оказалась безрезультативна, поскольку против нее восстало общество с обеих сторон. В произведении определенную роль играет и исполнение мугама, и потому, наряду с вокальным исполнением, поют также ханенде (мугамисты).

В 1977 году на основе пьесы великого азербайджанского писателя, мыслителя, драматурга М.Ф. Ахундова «Обманутые звезды» (автором либретто был В. Пашаев - известный композитор, заслуженный деятель искусств) Мамед Кулиев написал одноименную оперу. Она была поставлена на сцене оперного театра, дирижером был Рауф Абдуллаев, режиссер - А. Неметзаде. В 1979 году силами коллектива этого же оперного театра была поставлена опера Джахангира Джахангирова «Судьба ханенде». В опере изображена трагическая судьба мастера, творца, потерявшего свою родину.

Видный азербайджанский композитор Васиф Адыгезалзаде в 2003 году написал оперу «Натеван», которая в этом же году была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова. Либретто оперы принадлежит Назиму Ибрагимову, текст стихов - Рюзгяр Эфендиевой, дирижером стал сын автора Ялчын Адыгезалов. В ариозо Натеван включены интонации мугама, причем в самых разнообразных вариациях. Все это делает музыку достаточно привлекательной. Все события оперного сюжета связаны с Карабахом (Шушой), именно поэтому автор прибегает к возможностям сегяха как разновидности мугама и впоследствии использует также связанные с ним мугамы, теснифы и ренги.

В 2007 году всемирно известный музыкант, композитор, народный артист Фирангиз Ализаде на основе либретто Наргиз Пашаевой написал оперу «Интизар» («Ожидание»), которая была поставлена на сцене оперного театра города Баку. Режиссер-постановщик -Дженнет Салимова, дирижер - Джаваншир Джафаров. В 2010 году эта опера была представлена в новой постановке в качестве музкального проекта по лини Фонда имени Г. Алиева. Новым постановщиком стал народный артист России Дмитрий Бертман. Это произведение посвящено очень важной проблеме азербайджанского народа и государства -Карабаху. Опера состоит из двух актов и семи сцен.

Таким образом, начиная с 1908 по 2007 год, т.е. за 100 лет азербайджанскими композиторами было написано 23 оперы для взрослых, что позволило сформировать новый музыкальный вкус азербайджанского народа, его духовную культуру.

Литература

1. Гаджибеков У. От «Лейли и Меджнун» до «Кероглу» // Избранные произведения. Т. 2. Баку, 2005 (азерб. яз.).

2. Кафарова З. Рамиз Мустафаев. Баку, 2009 (азерб. яз.).

"Культурная жизнь Юга России" 142 ;

№ 4 (63), 2016

3. Амиров Ф. Музыкальные размышления. Баку, 1971.

4. Магомаев М. Азербайджанские тюркские песни. В., 1927. 100 с. (азерб. яз.).

5. Гаджибеков У. Избранные произведения. Т. 2. Баку, 2005. 456 с. (азерб. яз.).

6. Мамедов В. Музыкальный мир Физули. Баку, 1977 (азерб. яз.).

7. Касумова С., Багиров Н. Азербайджанская советская музыкальная литература. Баку, 1984 (азерб. яз.).

References

1. Hajibekov U. From "Leyli and Majnun" to "Koroglu" // Selected works. Vol. 2. Baku, 2005, p. 395-399 (azerb. lang.).

2. Gafarova Z. Ramiz Mustafayev. Baku, 2009 (azerb. lang.).

3. Amirov F. Muzikalnye razmyshleniya [Musical thoughts]. Baku, 1971.

4. Magomayev M. Azerbaidzhanskie tyurkskie pesni [Azerbaijani Turkish songs]. В., 1927. 100 p. (azerb. lang.).

5. Gadzhibekov U. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 2. Baku, 2005. 456 p. (azerb. lang.).

6. Mamedov V. Muzykal'nyi mir Fizuli [Music world Fizuli]. Baku, 1977 (azerb. lang.)

7. Gasimov S., Bagirov N. Azerbaidzhanskaya sovetskaya muzykal'naya literatura Azerbaijan Soviet musical literature. Baku: Maarif, 1984 (azerb. lang.).

УДК 78.072.2 С.Ю. КОЗУЛИНА

ОБРАЗНЫЙ МИР ЕСЕНИНСКОЙ ЛИРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. ПРОСТИТОВА

Козулина Светлана Юрьевна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), sveta-kozylina@mail.ru

Аннотация. Анализ поэтического и музыкального текста в вокальном цикле композитора Олега Проститова на стихи С. Есенина позволяет высказать соображение о наличии в произведении философской идеи «времен года» как олицетворения круговорота времени.

Ключевые слова: есенинская лирика, творчество, композитор, вокальный цикл, жанр, времена года.

UDC 78.072.2 S.YU. KOZULINA

IMAGINATIVE WORLD YESENIN'S POETRY IN THE WORKS OF O. PROSTITOV

Kozulina Svetlana Yuryevna, post-graduate student of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), sveta-kozylina@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the works of contemporary composer Oleg Leonidovich Prostitov, in particular his vocal cycle on verses S.S. Esenin. The analysis of poetic and musical text allowed to make observations about the presence in the product of the philosophical idea of «seasons» as the personification of the cycle time.

Keywords: Esenin poetry, art, composer, song cycle genre, seasons.

Есенинская лирика охвачена глубоким чувством любви к родной природе, именно природа является для поэта источником вдохновения. Любовная лирика Есенина раскрывает личные переживания и сожаления поэта, грусть, тоску, печаль. Сближаясь с темой любви, тема Родины проходит красной нитью через весь образный мир поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.