Научная статья на тему 'К истории становления детской оперы в Азербайджане с учетом особенностей детского развития'

К истории становления детской оперы в Азербайджане с учетом особенностей детского развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ОПЕРА / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОПЕРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ / THE HISTORY OF FORMATION OF CHILDREN'S OPERA IN AZERBAIJAN / СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / STYLE AND GENRE FEATURES / ИСПОЛНИТЕЛИ / PERFORMERS / АВТОРЫ ЛИБРЕТТО / LIBRETTO AUTHORS / AZERBAIJANI CHILDREN'S OPERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Садыгзаде Хиджран Азизага Кызы

В истории музыкальной культуры создание музыкально-сценических произведений для детей занимает относительно небольшой отрывок времени. Этот процесс получил развитие в связи с появлением в разных странах школ, дающих музыкальное образование, в том числе специализированные средние школы. Создание в Азербайджанской Республике детских опер, предназначенных для исполнения как самими детьми, так и взрослыми, способствовало росту музыкальной культуры подрастающего поколения, равно как и общей культуры, а также формированию детей как зрелой личности, уважающей духовные ценности, активно использующие их в своих жизненных ориентирах. Со временем некоторые учащиеся, принимавшие активное участие в исполнении детских опер, стали признанными музыкантами, им были присвоены такие почетные звания, как заслуженный артист, народный артист Республики, это Самир Джафаров, Теймур Амрах, Заур Амирасланов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF CHILDREN''S OPERA IN AZERBAIJAN

Creation of musical stage works for children covers a relatively recent period in the musical culture’s history. This process started developing in connection with establishment in different countries of schools giving musical education and specialized secondary schools. The creation of children’s operas in Azerbaijan designed for performance, by both children and adults, contributed to the growth of musical culture of the younger generation, as well as general culture and maturation of children respecting cultural values ​and actively using those values in their life benchmarks. Over time, some students who took an active part in the performance of children's operas have recognized musicians and were awarded honorary titles such as the honored artist, People's Artist of the Republic, these are Samir Jafarov, Teymur Amrakh, Zaur Amiraslanov, etc.

Текст научной работы на тему «К истории становления детской оперы в Азербайджане с учетом особенностей детского развития»

УДК 372: 782: 94(479.24)

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОПЕРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2016

Садыгзаде Хиджран Азизага кызы, кандидат культурологии, заведующая отделом театра

Гимназия искусств

(1073 Az, Азербайджан, Баку, ул. ГДжавида, квартал 506, д.4, e-mail: [email protected])

Аннотация. В истории музыкальной культуры создание музыкально-сценических произведений для детей занимает относительно небольшой отрывок времени. Этот процесс получил развитие в связи с появлением в разных странах школ, дающих музыкальное образование, в том числе специализированные средние школы. Создание в Азербайджанской Республике детских опер, предназначенных для исполнения как самими детьми, так и взрослыми, способствовало росту музыкальной культуры подрастающего поколения, равно как и общей культуры, а также формированию детей как зрелой личности, уважающей духовные ценности, активно использующие их в своих жизненных ориентирах. Со временем некоторые учащиеся, принимавшие активное участие в исполнении детских опер, стали признанными музыкантами, им были присвоены такие почетные звания, как заслуженный артист, народный артист Республики, это Самир Джафаров, Теймур Амрах, Заур Амирасланов и т.д.

Ключевые слова: азербайджанская детская опера, стилевые и жанровые особенности, исполнители, авторы либретто, история становления детской оперы в Азербайджане.

FEATURES OF FORMATION OF CHILDREN'S OPERA IN AZERBAIJAN

© 2016

Sadigzade Hijran Azizaga, Cultural Studies PhD, Head of Theatre Department

Gymnasium of Arts

(1073 Az, Azerbaijan, Baku, Huseyn Javid Street, Quarter 506, 4, e-mail: [email protected])

Abstract. Creation of musical stage works for children covers a relatively recent period in the musical culture's history. This process started developing in connection with establishment in different countries of schools giving musical education and specialized secondary schools. The creation of children's operas in Azerbaijan designed for performance, by both children and adults, contributed to the growth of musical culture of the younger generation, as well as general culture and maturation of children respecting cultural values and actively using those values in their life benchmarks. Over time, some students who took an active part in the performance of children's operas have recognized musicians and were awarded honorary titles such as the honored artist, People's Artist of the Republic, these are - Samir Jafarov, Teymur Amrakh, Zaur Amiraslanov, etc.

Keywords: Azerbaijani children's opera, style and genre features, performers, libretto authors, the history of formation of children's opera in Azerbaijan.

В отличие от прочих музыкальных жанров, опера порой с трудом воспринимается молодым поколением. Именно поэтому, начиная уже с детского сада, с младшего школьного возраста у детей необходимо формировать музыкальный вкус. Известно, что у детей тоже есть потребность воспринимать музыку, в том числе и сценическую. Потому готовить к этому следует в соответствии с их развитием, возрастными особенностями и вкусом. Партии в операх для детей пишутся для исполнения как взрослыми, так и самими детьми. Данный подход, тем более в отношении оперы, давно, начиная с конца XVII века, сформировался в странах Европы и в России.

Анализ оперных произведений для детей, написанных азербайджанскими композиторами, является главной задачей данной статьи. Для этого мы рассмотрели детские оперные произведения, написанные азербайджанскими композиторами с 40-х годов ХХ столетия. Для анализа проблемы мы проанализировали тексты опер, записанных в разные годы, а также отзывы музыкальных критиков.

Сценические произведения для детей в Азербайджане начали создаваться уже в 40-е годы прошлого столетия. Первая детская опера была создана видным азербайджанским композитором Солтаном Гаджибековым и называлась «Искендер и пастух». Автор посвятил ее 800-летию со дня рождения великого Низами. Здесь заложен глубокий философский смысл, опера по своему замыслу имеет также большое воспитательное значение. Следует отметить, что в целом творчество Низами всегда привлекало внимание исследователей своим философским и социально-нравственным содержанием. Здесь представлен героический образ выдающейся исторической личности Искендера (Александра Македонского) [4, с.75].

В опере созданы образы Александра Македонского, Служащего, Визиря, Парикмахера и Пастуха (Чобана). Сюжет основан на взаимоотношениях этих героев. При написании оперы использованы многие народные музы-

кальные произведения, в том числе песни, танцы, мугам и т.д. Интересно, что опера исполняется не взрослыми, а детьми.

В 1961 году С. Гаджибековым была также создана опера-балет для детей «Лиса и Алабаш». Либретто оперы написано С. Дадашевым, на основе знаменитой народной басни о лисе и собаке. Опера-балет представляет собой единство вокала и танцев. Премьера состоялась в 1963 году. Она также была исполнена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета. Герои оперы - это пес Алабаш, Лиса, Волк, Заяц, Курица, Петух и др. Здесь идет борьба между добром и злом, между лисой, охотящейся на цыплят, и храбрым защитником-псом, которого боится даже Волк. Лиса смогла провести пса. Однако в конце концов справедливость восторжествовала [3, с.118].

Поскольку произведение посвящено сельской жизни, здесь широко использованы интонации народной музыки.

В 1962 году композитор Р. Мустафаев, в связи со столетним юбилеем выдающегося азербайджанского поэта М. А. Сабира, написал на основе его произведений одноактную детскую оперу «Упрямый козлик». Либретто также принадлежит Р.Мустафаеву. Впоследствии данная опера была записана Комитетом радио- и телепередач (ее исполнял детский хор) и вошла в золотой фонд музыкальных произведений страны.

Композитор Огтай Зульфугаров, значительная часть творчества которого была посвящена детям, написал множество детских песен, музыкальных сценок, а также опер. В 1964 году О.Зульфугаровым была создана опера «Кот и воробей», которая исполняется на сцене всего 20 минут, поскольку рассчитана на очень маленьких зрителей. Опера включает в себя 10 музыкальных картинок. Для фонда это произведение было исполнено и записано в 1964 году, солисты - Алла Рагимова и Кязым Мамедов [4, с.122-145].

В 1965-66 годах О.Зульфугаров написал вторую оперу, основанную на материалах азербайджанских сказок,

- это «Лесная сказка». Она основана на известном сюжете о волке и маленьких козлятах. В азербайджанской сказке их зовут Шенгюль, Шюнгюль и Менгюль. Здесь также представлены образы мамы-козы, Волка, Лисы, Шакала, Зайца, Медведя и др. Данное произведение написано для маленьких актеров, то есть ее могут исполнять даже маленькие дети. Опера трехактная и может иметь музыкальное сопровождение и на фортепиано; ставилась также и на сцене средней школы г. Баку № 190, дети пели арии, они же участвовали в вокальных ансамблях и хоровых партиях [4, с.153-175].

В 70-х годах прошлого столетия были поставлены оперы Назима Аливердибекова «Джыртдан» и Закира Багирова «Старик Хоттабыч». Эти произведения способствовали обогащению музыкальной культуры Азербайджана. Одна из них, «Джыртдан» («Малыш»), была поставлена на основе одноименной народной сказки. Здесь же создан образ пионера, бывший неотъемлемым атрибутом советской идеологии.

То же можно сказать и об опере «Старик Хоттабыч»: наряду со сказочными героями, здесь нашли свое отражение образ пионера и прочие символы советской поры. Следует отметить, что это было необходимым условием оценки оперы и ее постановки [1, с.79-93].

Указанная опера Н. Аливердибекова написана в 1973 году, однако нашла свое сценическое воплощение лишь в 1978 году. Это говорит о проблемах, которые переживали композиторы и другие творческие люди в условиях советской цензуры. Все зависело от того, насколько произведение соответствовало советской идеологии.

Трехактная опера «Джыртдан» имела свои особенности. Джыртдан, чье настоящее имя было Аслан (в переводе означает «Лев»), пошел принести в решете воду для дива. По дороге вместе со своими друзьями убивает змею, заползшую на дерево, чтобы похитить из гнезда яйца. Тем самым он навсегда избавил людей от этой змеи, которая всегда угрожала им. Избавилась от страха и старушка, показавшая им дерево со змеей. Образы друзей Джыртдана - это Гусейн, Гасан, Зербали и Мердали раскрыты в интересных музыкальных формах. Образ бабушки, как один из ведущих, описан реально, именно такой обычно и представляют себе бабушку в народе. Значение оперы состоит в том, что здесь, путем эмоционально-нравственного воздействия на детей, формируются такие качества, как преданность, бесстрашие, справдивость, храбрость и т.д. [3, с.211-243].

З.Багиров, написавший много интересных музыкальных произведений в разных жанрах, завершил свою оперу «Старик Хоттабыч» в 1979 году, и она была поставлена на сцене Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова на русском языке. Либретто оперы было написано русским писателем С. Неведовым на основании повести Л.Лагина, текст стихов принадлежит поэту И.Петрову. Эта опера отражала в себе настроения общества 70-х годов прошлого столетия. В шестидесятые годы по этому произведению был снят одноименный знаменитый фильм (1956 г. (Ленфильм).

Главные герои оперы - это Джин, старик Хоттабыч, школьники Волька, Лейла, Гога. Основная идея этого произведения - дружба. Эту оперу можно считать первым образцом национальной детской музыки.

В 1980 году композитор Леонид Вайнштейн написал детскую оперу «Кот в сапогах». Она предусматривала исполнение взрослыми голосами. Следует отметить, что либретто также было написано самим композитором, на основе произведений Г.Габбе и Е. Шварца (для либретто были взяты именно произведения указанных авторов). Данное произведение впервые было поставлено на сцене Театра оперы и балета 25 декабря 1984 года. Здесь рассказывается о том, что Кот, который борется с волшебником, побеждает и способствует его гибели [4, с.178-196].

Молодой композитор Севда Ибрагимова в 1985 году поставила оперу «Песенные сказки моей бабушки» в

городе Самарканд (Узбекистан). Данное произведение имело большой успех. Главным дирижером и художественным руководителем этого произведения стал Ф. Ягубджанов. Опера также была поставлена в школьном театре школы-студии им. Шовкет Мамедовой при Азербайджанской государственной консерватории им. У.Гаджибейли в 1986 году. После редактирования опера была названа «Жили-были...». Вот краткое ее содержание: жители лесного царства Обезъяна, Слон, Заяц, Дятел, Олень, Медвежонок, Лебедь, и те, кто пытаются им навредить, это Тигр, Волк, Лиса, Шакал - живут во вражде и страхе друг перед другом. Здесь есть также и образы людей - это бабушка и ее внуки. Бабушка рассказывает своим внукам лесную сказку, при этом развертываются все события. В ходе действий добро побеждает зло.

Композитор Рашид Шафаг, имеющий большие заслуги в развитии детской музыки, написал в 1985 году оперу «Глупый мышонок». Либретто этой оперы, предусмотренной для детских голосов, было написано совместно с Севдой Аскеровой на основе одноименного произведения советского поэта С. Маршака.

В 1986 году эта опера была поставлена силами детской вокально-хоровой студии города Таллина, в 1990 году - в детской школе-студии им. Ш.Мамедовой силами детского коллектива. В том же году она была издана в Москве со стороны издательства «Музыка».

В 1985 году композитор Октай Раджабов на основе одноименного либретто народной поэтессы Азербайджана Мирварид Дильбази создал детску оперу «Прекрасная Фатьма». Эта опера в 1987 году была исполнена на Пленуме Союза композиторов Азербайджана силами учеников Гимназии искусств. Впоследствии это произведение было снято в виде фильма азербайджанской киностудией им. Дж. Джаббарлы (1992).

Указанное произведение состоит из трех актов, шести картин. Опера предусмотрена для исполнения взрослыми голосами. Здесь изображена трудолюбивая сирота Прекрасная Фатьма, которая видела и перенесла в своей жизни много трудностей.

Наряду с написанием оригинальных музыкальных отрывков композитор в этой опере использовал образцы народных мелодий, мугамов, танцев, что делает эту оперу достаточно интересной и познавательной.

В 80-х годах прошлого века последняя из опер для детей в республике была создана Л. Вайнштейном в 1987 году - это опера «Золушка», которая предусмотрена для профессиональных исполнителей. В том же году она была поставлена в Азербайджанском государственном театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Опера создана на русском языке. В идее этой оперы есть определенные параллели с оперой «Прекрасная Фатьма».

В 90-е годы прошлого века, наша страна, наравне с другими постсоветскими странами, получила независимость, именно в этот период, наряду с прочими музыкальными жанрами, были написаны много детских опер. Именно в это десятилетие были созданы такие произведения, как «Добро и зло» О. Раджабова, «Приключения маленького Мука» А. Дадашева, «Песенная сказка» Р.Гасановой, «Шенгюль, Шунгюль, Менгюль» С. Фараджева, «Госпожа топ-топ» Дж. Зульфурагова, «Радостная весна» Дж. Аббасова, «Беседа сов» Р. Шафага, его же «Лисичка-сестричка». Тематика этих опер была выбрана безо всякого принуждения самими авторами.

Одним словом, условия свободы и суверенитета создали необходимые условия для творчества. Так, опера «Добро и зло» основана на философских идеях великого Низами, либретто же принадлежит народной поэтессе М. Дильбази. Композитор написал оперу в 1991 году, а в 1992 году она была поставлена на сцене Театра юного зрителя силами старшеклассников гимназии искусств. Спектакль записан Комитетом по теле- и радиовещанию Азербайджана, войдя в его золотой фонд [3, с.191-211].

Заслуженный артист Азербайджана, композитор Азер Дадашев является автором различных, достаточно интересных музыкальных произведений, в том числе очень ярких, запоминающихся жанров детской музыки. Среди них следует назвать оперу, созданную в 1992 году по мотивам одноименного романа Вильгельма Гауфа «Приключения маленького Мука». Текст оперы написан поэтом Гашамом Исабейли. Основные образы оперы -это Мук и старуха. Они имеют и негативную сторону. Активно участвуют в танцах и хоровых песнопениях и кошки старухи. Основное содержание произведения состоит в том, что Мук, старающийся обвести всех вокруг пальца, в итоге чудом спасает свою душу от преследователей. Как говорится, не пойман - не вор.

Премьера оперы состоялась в 1993 году в зале Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева. Хормейстером оперы был известный педагог Марк Шапиро и режиссер Алипаша Немет [4, с.181].

В 1997 году композитор, заслуженный деятель искусств Джалал Аббасов написал оперу «Радостная весна». Либретто написала известная поэтесса Алла Ахундова. Следует отметить, что из-за запрета на проведение народного праздника Новруз в советские времена к этой теме не обращались и советские композиторы. Лишь в годы независимости, начиная с 1991 года, был снят запрет на проведение этого празника в стране. Деятели искусств также стали в своем творчестве уделять внимание данной тематике. В честь Новруза стали писаться стихи, песни, составляться различные музыкальные композиции. Дж. Аббасов, как уже отмечалось, создал оперу «Радостная весна». Эта опера была поставлена на сцене музыкальной школы № 2 города Баку силами учеников этой школы [3, с.91]. Основные образы оперы - это Ведущий, Весельчак, Плешивый, Бабушка, Малышка, Домохозяйка, хор мальчиков и девочек. Опера состоит из 14 музыкальных отрывков и сопровождается музыкальным спровождением на фортепиано. Основное содержание оперы состоит в изображении того, как зима постепенно сменяется весной и как при этом должны вести себя люди.

Рок-опера «Шенгюль, Шюнгюль и Менгюль», созданная композитором Сардаром Фараджевым, была впервые поставлена в 2000 году на сцене Театра юного зрителя. Содержание оперы взято из знаменитого одноименного стихотворения-сказки Микаила Мушвига. Опера написана для исполнения взрослыми голосами [5, с.18].

Следует отметить, что композитор, наряду с ритмами, присущими как западной, так и восточной музыке, использует также и народные ритмы, и приспосабливает их к изображаемым образам. Так, поступки и слова добрых героев сопровождаются ритмами и интонациями народной музыки, а жестокие, отрицательные образы сопровождаются рэпом, рок-н-ролом, и т.д.

В первое десятилетие XXI века в данном жанре в стране чувствовался определенный застой. Так, лишь композитор Р.Шафаг написал в 2003 году двухчастную оперу «Приключения гриба-дождевика». Этот музыкальный спектакль был поставлен на сцене Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии в 2008 году; режиссером данного спектакля был Юсиф Акперов [3, с.92].

Рост в Азербайджане числа гимназий искусств, наряду с музыкальными школами, увеличивает также и потребность в постановке здесь музыкальных спектаклей. Учитывая это, композитор Октай Раджабов написал в 2010 году одноактную оперу «Госпожа топ-топ», которая была поставлена на сцене Гимназии искусств в 2012 году, и заснята как музыкальный спектакль Компанией Общественного телевидения Азербайджана [4, с.76].

В опере О.Раджабова «Мой дребезжащий саз» («Воробушек»), написанной в 2012 году и изданной в том же году издательством «Мутарджим», использовано одноименное либретто Севиндж Нугуркызы._

В этой опере, как и в предыдущей опере, на протяжении всего действия поет хоровой коллектив. Именно он повествует о событиях оперы. Опера одноактная. Здесь созданы образы Воробушка, Коня, Осла, Птиц, Бабушки, Пастуха, Повара, Моллы, Ашуга и Гусей. В ходе действия исполняются хоровые и свадебные сцены, композитор мастерски использует здесь возможности азербайджанских народных мелодий [4, с.56].

Выводы. Из сказанного можно заключить, что создание известным азербайджанским композитором Солтаном Гаджибековым детской оперы «Искендер и пастух» в 1947 году стало основой для творческой деятельности в указанном направлении многих представителей музыкального искусства Азербайджана. Композиторы, наряду с продолжением оперных традиций западной музыкальной культуры, использовали также и национальные музыкальные жанры, привнося тем самым неповторимый колорит в оперное творчество азербайджанской музыкальной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багиров Закир. Старик Хоттабыч [Ноты]: детская опера в трех действиях. Клавир /З.Багиров; либретто. С. Неведова; поэтический текст И.Перловой. Москва: Советский композитор, 1984. 142 с.

2. Гаджибеков У. А. О воспитательном значении оперы // Газета «Каспий», 23 ноября 1917, № 256 (на азерб.языке)

3. Касимова С. Д. Оперное творчество композиторов советского Азербайджана [Текст]. Баку: изд. «Ишыг», 1986. 275 с. (на азерб.языке)

4. Касимова С. А., Багиров Н. Г. Азербайджанская советская музыкальная литература [Текст]. Баку: изд. «Маариф», 1984. 315 с. (на азерб.языке)

5. Раджабов О. «Дети и песни» [Текст]. Баку: изд. «Ишыг», 1985. 175 с. (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.