"Культурная жизнь Юга России" 102 ;
№ 1 (64), 2017
2014 N 808 "About approval of Fundamentals of the state cultural policy].URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
3. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrja 2012 g. N 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [The presidential decree Russian Federation of December 19, 2012 N 1666 "About the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025"]. URL: http://zakonbase.ru/content/part/1293590
4. About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation [An electronic resource]: The federal law of October 6, 2003 No. 131-FZ (an edition 03.07.2016 No. 298-FZ). - Access mode: System ConsultantPlus (Date of the address: 31.10.2016)
5. About approval of the municipal target program "Support and Development of the Kuban Cossack Culture in the Municipality Resort Town of Gelendzhik" for 2007-2009": the decision of the Duma of the municipality the resort town of Gelendzhik of November 27, 2006 No. 348/ / Priboj. 2016. September 3. Page 33-67.
6. About approval of the municipal target program "Support of the Cossack Societies in the territory of the Municipality the Resort Town of Gelendzhik for 2013-2015": the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of December 29, 2012 No. 4036// Priboj. 2014. January 25.
7. About approval of the municipal target program "Preserving and Development of Local Traditional Amateur and Folk Arts in the Municipality the Resort Town of Gelendzhik" for 20122014": the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of February 17, 2012 No. 422// Priboj. 2011. December 29.
8. About introduction of amendments to the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of September 17, 2014 No. 2831 "About approval of the municipal program of the municipality the resort town of Gelendzhik "Cultural development for 2015-2017" (in edition of the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of February 24, 2016 No. 566): the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of August 15, 2016 No. 2615// Priboj. 2016. August 25.
УДК782: 94(479.24) А.Р. БАБАЕВА
РОЛЬ ХОРОВЫХ СЦЕН В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОПЕРАХ С ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКОЙ
Бабаева Айтен Рауф кызы, доцент, кандидат искусствоведения Азербайджанской государственной музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова (Азербайджан, А2-1014, Баку, ул. Ш. Бадал-бейли, 98), [email protected]
Аннотация. В представленной статье исследованы некоторые музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер с патриотической тематикой и рассмотрены хоровые сцены в контексте европейской и национальной традиции.
Ключевые слова: азербайджанская музыкальная культура, хоровые сцены, музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер.
УДК 782: 94(479.24) A.R. BABAYEVA
ROLE OF THE CHORAL SCENES IN THE AZERBAIJAN OPERAS
WITH PATRIOTIC THEME
Babaeva Aiten Rauf kyzy, associate professor, PhD (art history) of Music Azerbaijan state musical academy named after Uzeir Hajibeyli (Azerbaijan, AZ-1014, Baku, Badalbeyli str., 98), [email protected]
№ 1 (64), 2017
"Культурная жизнь регионов"
Abstract. In this paper have been considered some musical-dramaturgical peculiarities of Azerbaijan operas with patriotic theme have been investigated and the choral scenes in the context of European and national traditions.
Keywords. Azerbaijan musical culture, choral scenes, musical-dramaturgical peculiarities of the Azerbaijan opera.
Азербайджанская опера, продолжая западноевропейские и русские музыкальные традиции, вместе с тем отличается национальной самобытностью.
Опера «Кероглы» Узеира Гаджибекова - вершина азербайджанского оперного искусства, она посвящена борьбе азербайджанского народа против гнета феодалов. Глубоко народная по содержанию и языку, опера Гаджибекова является популярнейшим в Азербайджане музыкальным спектаклем: до сих пор «Кероглы» не сходит со сцены Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, неизменно привлекая к себе широкую народную аудиторию. Автор в данном произведении завершил и подытожил длительный путь исканий азербайджанских композиторов - от полуимпровизационных народных инсценировок типа «Лейли и Меджнун» до развернутых спектаклей, основанных на принципах классической оперы.
«Кероглы» - прежде всего опера о народной освободительной борьбе. Поэтому в ней большое место занимают массовые хоровые сцены и ансамбли, в которых с большой полнотой показан образ коллективного героя оперы - народа. Выразительны финал первого действия (хор о мести) и особенно героический хор в крепости Ченлибель, создающий образ восставшего народа [1, с. 38].
В опере ярко обрисованы основные герои эпоса, в первую очередь - любимец народа Кероглы. Музыкальную речь Кероглы пронизывает мужественное волевое начало. Однако в образе героя много и лирических черт, связанных с его чувством к Нигяр, с душевным миром певца и поэта.
О музыкальном языке образа Кероглы автор писал: «Кероглы - ашуг, он и воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов» [2, с. 230]. Характерные особенности ашугских песен - двухдольный ритм, частое повторение одного и того же звука, подвижность и задорность мелодии - ярко проявились в первой песне Кероглы.
Для гармонии музыкального языка оперы весьма типичны квартовые звучания, вытекающие из настройки струн саза - неразлучного спутника ашуга. Для хоровых сцен характерны мелодическое богатство, ясность гармонии, стройность формы. Волевая, гневная музыка выражает смелость, отважность народа.
Придавая характеристикам народных героев индивидуальные черты, Гаджибеков вводит в оперу лейтмотивы, изложенные, главным образом, в оркестре. Большую роль в музыкально-драматургическом развитии оперы играет национальный музыкальный язык, т.е. мугамы. Этими приемами Гаджибеков интонационно объединяет характеристики народа и главных героев оперы.
В опере Гаджибекова «Кероглы» мы не находим подлинных фольклорных мелодий, но музыка оперы теснейшим образом связана с ладовыми, мелодическими, интонационными особенностями азербайджанской народной музыки. Стройная система азербайджанских ладов и строгие законы образования осмысленной мелодии не только не препятствуют введению многоголосия, но и, наоборот, представляют собой крепкий фундамент для строительства крупных многоголосных форм, основанных «...на живых и жизнеспособных ладах азербайджанской народной музыки» [3, с. 115].
Стремление автора к развитию народного музыкального стиля сказывается также и в области полифонии. В опере много имитаций, подголосков и т.п., всегда имеющих ясную художественную направленность.
Опера «Вэтэн» («Родина») К. Караева и Дж. Гаджиева - значительное произведение азербайджанской музыки, посвященное Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Опираясь
"Культурная жизнь Юга России" 104 ;
№ 1 (64), 2017
на оперные традиции Уз. Гаджибекова и русской классики, авторы сумели творчески, оригинально подойти к новой тематике. В «Родине» господствуют развернутые оперно-вокаль-ные формы - арии, ансамбли. Композиторы широко используют в ней сложные гармонические и полифонические средства, прибегают к симфоническому развитию. Несмотря на схематизм некоторых образов и сценических положений, в опере «Родина» успешно воплощена патриотическая идея [4, с.112].
В центре внимания Караева и Гаджиева - люди, борющиеся с фашистскими захватчиками. Активным действующим лицом оперы является народ. Его образ раскрывается в хорах и ансамблях. Наиболее значительные массовые номера - хоровые песни. Для раскрытия образов врагов композиторы используют целотонную гамму и систему увеличенных трезвучий, противопоставляя эти гармонические интонации музыкальным характеристикам людей. Этот прием заимствован из опыта русской классической оперы, где целотонность применялась для обрисовки злых, враждебных сил («Руслан и Людмила», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Пиковая дама» и др.) [5, с. 91].
Автор оперы «Азад» Джахангир Джахангиров - один из талантливых композиторов Азербайджана. Опера «Азад» - оптимистическое, трагедийное произведение, отразившее современную жизнь и борьбу народных масс Южного Азербайджана. Основная идея оперы - борьба народа, находящегося под игом помещиков, за свое освобождение и независимость. Ведущая тема народной борьбы переплетается в опере с лирической линией любви Сарии и Азада (героев произведения).
Носителем и выразителем главной идеи является народ. Отсюда обилие разнообразных по своему эмоциональному строю хоровых - массовых сцен. Многие хоровые эпизоды оперы отличаются глубоким психологизмом, широтой постепенного развертывания различных эмоциональных состояний - от глубокой печали до героики и эпической монументальности. В хоровых сценах оперы ярко выражена мелодическая щедрость, разнообразие приемов творческого преломления национального начала. Богатство полифонической техники позволяет говорить об «Азад» как о яркой, талантливой опере. Верный традициям У. Гаджибекова, Д. Джахангиров активно использует в своем творчестве весь богатейший комплекс средств и закономерностей национального фольклора, органично сочетая их с достижениями классики.
Опера «Интизар» («Ожидание») Ф. Ализаде продолжает линию патриотической темы в азербайджанских операх. Патриотическая тема оперы Ф. Ализаде «Интизар» созвучна событиям современной азербайджанской реальности, и она составляет драматургическую линию оперы. В произведении отражены реалии современного периода. Жанр оперы можно определить как историческую оперу [6, с.79].
Хоровые сцены в патриотических операх играют решающую роль в драматургии оперы и имеют ряд интересных особенностей:
- в драматургическом развитии оперы массовые сцены занимают основное место;
- роль хоровых сцен более важна в патриотических операх. Хоры играют важную роль в раскрытии отношения к событиям, происходящим на сцене, они принимают участие в открытии оперы. Хоровые сцены отличаются активностью, имеют обозревательную функцию. Это обеспечивает непрерывность сценических событий в драматургическом развитии оперы;
- дух личной судьбы народа ясно выражен в судьбе героев [7, с. 28];
- в азербайджанских операх проявляются особенности на уровне музыкального языка хоровых сцен. Так, ладово-интонационные элементы национальной музыки, специфика мугамов использованы в хоровых сценах, которые формируют национальную самобытность;
- в хоровых сценах (в частности, в опере «Кероглы») широко используются полифонические формы;
- впервые в азербайджанских операх (что очень важно!) создается хоровой мугам (хор «Чаргях» из оперы «Азад» Дж. Джахангирова);
№ 1 (64), 2017 "Культурная жизнь регионов" ^^
- жанр оратории и гимна, воплощая идею патриотизма, связан с образом народа и играет ведущую роль в хоровых сценах опер.
Таким образом, хоровые сцены играют решающую роль в патриотических операх и имеют большое значение. Основная идея хоровых сцен в патриотических операх есть выражение авторского отношения к событиям, происходящим на сцене.
Литература
1. Кафарова З. «Кероглы» Узеира Гаджибекова. Баку, 1981. 167 с.
2. Абезгауз И. Опера «Кероглы» Узеира Гаджибекова. О художественных открытиях композитора. М., 1987. 230 с.
3. Касимова С. Из истории Азербайджанской оперы и балета (1908-1988). Баку, 2006. 231 с.
4. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1957. 115 с.
5. Абдуллазаде Г. Музыка. Человек. Общество. Баку, 1991. 245 с.
6. Ордуханова Х. Франгиз Ализаде. Триумфальные пересечения Востока и Запада. Баку. 2009. 414 с.
7. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. М., 1971. 358 с.
References
1. Kafarova Z. "Kerogly" Uzeira Gadzhibekova ["^ragl^' by Uzeyir ^jibe^y]. Baku, 1981. 167 p.
2. Abezgauz I. Opera "Kerogly" Uzeira Gadzhibekova. O hudozhestvennyh otkrytijah kompozitora [Opera "Koroglu" by Uzeyir Hajiberav. On the artistic discoveries of the composer] Moskow, 1987. 230 p.
3. Kasimova S. Iz istorii Azerbajdzhanskoj opery i baleta (1908-1988) [From the history of the Azerbaijan Opera and Ballet (1908-1988)]. Baku, 2006. 231 p.
4. Gadzhibekov U. Osnovy azerbajdzhanskoj narodnoj muzyki [Basics of Azerbaijani folk music]. Baku, 1957. 115 p.
5. Abdullazade G. Muzyka. Chelovek. Obshhestvo [Music. Human. Society] Baku, 1991. 245 p.
6. Orduhanova H. Frangiz Alizade. Triumfal'nye peresechenija Vostoka i Zapada [Triumphant the intersection of East and West]. Baku, 2009. 414 p.
7. Jarustovskij B. Ocherki po dramaturgii opery XX veka [Essays on the drama of the opera of the XX century]. Vol. 1. Moscow, 1971. 358 p.
УДК 741
Л.Г. ЦЫБЕНОВА, Ж.Б. ЦЫБЕНОВ
ДИЗАЙН ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цыбенова Любовь Георгиевна, кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования, дизайна и технологии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40в, строение 1), [email protected]
Цыбенов Жаргал Борисович, кандидат технических наук, доцент кафедры биомедицинской техники Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40в, строение 1), [email protected]
Аннотация. Предлагается способ создания иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала дошкольниками. Ключевые слова: иллюстрация, способ, набор, наглядность, обучение.