№ 1 (64), 2017 "Культурная жизнь регионов" ^^
- жанр оратории и гимна, воплощая идею патриотизма, связан с образом народа и играет ведущую роль в хоровых сценах опер.
Таким образом, хоровые сцены играют решающую роль в патриотических операх и имеют большое значение. Основная идея хоровых сцен в патриотических операх есть выражение авторского отношения к событиям, происходящим на сцене.
Литература
1. Кафарова З. «Кероглы» Узеира Гаджибекова. Баку, 1981. 167 с.
2. Абезгауз И. Опера «Кероглы» Узеира Гаджибекова. О художественных открытиях композитора. М., 1987. 230 с.
3. Касимова С. Из истории Азербайджанской оперы и балета (1908-1988). Баку, 2006. 231 с.
4. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1957. 115 с.
5. Абдуллазаде Г. Музыка. Человек. Общество. Баку, 1991. 245 с.
6. Ордуханова Х. Франгиз Ализаде. Триумфальные пересечения Востока и Запада. Баку. 2009. 414 с.
7. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. М., 1971. 358 с.
References
1. Kafarova Z. "Kerogly" Uzeira Gadzhibekova ["^ragl^' by Uzeyir ^jibe^y]. Baku, 1981. 167 p.
2. Abezgauz I. Opera "Kerogly" Uzeira Gadzhibekova. O hudozhestvennyh otkrytijah kompozitora [Opera "Koroglu" by Uzeyir Hajiberav. On the artistic discoveries of the composer] Moskow, 1987. 230 p.
3. Kasimova S. Iz istorii Azerbajdzhanskoj opery i baleta (1908-1988) [From the history of the Azerbaijan Opera and Ballet (1908-1988)]. Baku, 2006. 231 p.
4. Gadzhibekov U. Osnovy azerbajdzhanskoj narodnoj muzyki [Basics of Azerbaijani folk music]. Baku, 1957. 115 p.
5. Abdullazade G. Muzyka. Chelovek. Obshhestvo [Music. Human. Society] Baku, 1991. 245 p.
6. Orduhanova H. Frangiz Alizade. Triumfal'nye peresechenija Vostoka i Zapada [Triumphant the intersection of East and West]. Baku, 2009. 414 p.
7. Jarustovskij B. Ocherki po dramaturgii opery XX veka [Essays on the drama of the opera of the XX century]. Vol. 1. Moscow, 1971. 358 p.
УДК 741
Л.Г. ЦЫБЕНОВА, Ж.Б. ЦЫБЕНОВ
ДИЗАЙН ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цыбенова Любовь Георгиевна, кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования, дизайна и технологии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40в, строение 1), nlg@yandex.ru
Цыбенов Жаргал Борисович, кандидат технических наук, доцент кафедры биомедицинской техники Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40в, строение 1), tsibenov@mail.ru
Аннотация. Предлагается способ создания иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала дошкольниками. Ключевые слова: иллюстрация, способ, набор, наглядность, обучение.
"Культурная жизнь Юга России" 106 ;
№ 1 (64), 2017
UDC 741
L.G. TSYBENOVA, Zh.B. TSYBENOV
DESIGN OF IMAGE FOR STUDY OF PRESCHOOL CHILDREN
Tsybenova Lyubov Georgievna, PhD (technical sciences), associate professor of design and technology at the East Siberian state university of technologies and management (Republica Buryatia, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40b, building 1), nlg@yandex.ru
Tzybenov Zhargal Borisovich, PhD (technical sciences), associate professor of design and technology at the East Siberian state university of technologies and management (Republica Buryatia, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40b, building 1), tsibenov@mail.ru
Abstract. A method of creating illustrations for teaching preschool children. The possibility of using illustrative and visual material in the learning process with the aim of increasing the effectiveness of the learning material preschool.
Keywords: image, method, set, visualization, education.
При обучении и развитии детей дошкольного возраста применять наглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления. Важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации [1].
Современные исследования по теме влияния иллюстрации на психическое и речевое развитие дошкольника показывают, что с помощью иллюстрации у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень.
Отойти от обыденности, уметь принять нестандартное решение, заставить мышление работать иначе, по-новому - вот основная задача методов развития творческих способностей дошкольников. Ведь каждый воспитатель должен прибегать к использованию различных наглядных методик и пособий. Однако по различным причинам он не всегда имеет возможность знать об этом и нередко пользуется устаревшими дидактическими средствами, неэффективными методиками обучения. А также порой выбирает такие средства, которые в данный момент оказались «под рукой», не всегда прогнозирует и учитывает степень эмоционального воздействия средств наглядности на обучающихся, и, таким образом, демонстрация наглядных средств не всегда логично вплетается в процесс обучения. Имеющиеся недостатки требуют осмысления причин возникновения, условий существования и устранения. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений.
В силу постоянно возрастающего объема информации, которую необходимо усваивать не механически, а осмысленно, требуются более совершенные формы, методы и приемы обучения. Предлагается новый способ использования наглядных средств для повышения эффективности обучения детей дошкольного возраста [2].
Несомненно, что в условиях дополнительной образовательной деятельности происходит полноценное знакомство детей с цветом и его оттенками. Именно наглядные пособия помогают детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Способ создания картинки может быть реализован в последовательном наложении прозрачных листов с определенным тоном цвета или цветов, который в результате демонстрирует образование нового цвета (рис. 1).
На рис. 1 представлена цветовая модель RGB, основанная на трех базовых цветах: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). Остальные цвета получаются путем сочетания базовых. Сочетание зеленого и красного дают желтый цвет, сочетание красного и синего - пурпурный, сочетание зеленого и синего - голубой, а сочетание всех трех цветов - белый. Данный способ образования картинки помогает ребенку ориентироваться в пространстве цветов, создавая нужный оттенок или цвет в любой цветовой модели.
№ 1 (64), 2017 "Культурная жизнь регионов"
Рис. 1. Цветовая модель RGB.
В игре «Посади цветочек в горшочек» необходимо подобрать цветочек в соответствии с цветом горшочка. Листы с изображениями горшочка и цветочка накладывают друг на друга, подбирая тем самым в соответствии с определенным цветом (рис. 2). В результате у дошкольника активизируется словарь за счет словесного использования цветов оттенков.
Рис. 2. Итоговая картинка наложения листов с изображениями цветочка и горшочка в соответствии с цветом.
Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки, например игра «Одень котенка». Основой картинки является непрозрачный материал, на который наносится заранее заданное главное изображение - котенок (рис. 3, а).
Далее происходит последовательное наложение прозрачных слоев с изображениями комплектов его одежды (рис. 4), при этом листов с изображением комплектов одежды неограниченное количество.
а б
Рис. 3. Лист с изображением котенка: а) до начала игры; б) после окончания игры
а) б) в) г) д)
Рис. 4. Прозрачные листы с изображениями комплекта одежды: а, б, в, г, д - варианты изображений комплекта одежды.
На рис. 3, б показана итоговая картинка после наложения всех слоев с изображением комплекта одежды и котенка, помещенная в бокс. Основное изображение «котенка» можно заменять разными по характеру рисунками.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
С помощью таких предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно-образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлений о композиции рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции.
Таким образом, вышеописанный способ применения иллюстративно-наглядного материала в учебно-воспитательном процессе имеет ряд преимуществ: развитие всех психических функций детей (мышление, речь, память, внимание и т.д.); легкое усвоение материала, а также углубление, закрепление и уточнение уже имеющихся представлений; возможность изменить общую картинку, меняя количество листов; повысить информативность за счет более частой смены листов с изображениями; повышение в обучении профессионального мастерства воспитателей.
Также к достоинствам таких наглядных учебных пособий относятся их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание дошкольников, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом предмете, явлении, направлять его на существенное, главное.
На способ создания иллюстративно-наглядного материала выдан патент РФ (№ 2560914 от 20.08.2015 г.).
Литература
1. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. СПб, 2009.
2. Способ создания картинки № 2560914 Российская Федерация, МПК B 44 C 1/00 / Цыбенова Л.Г., Цыбенов Ж.Б.; заявитель и патентообладатель: Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления. - № 2014138858/12; заявл. 25.09.14; опубл. 20.08.15, Бюл. № 23. 16 с. : ил.
References
1. Lebedeva I.N. Razvitie svyaznoy rechi doshkol'nikov. Obuchenie rasskazivaniyu po kartinke [The development of coherent speech of preschool children. Study on storytelling picture] Saint Petersburg, 2009.
2. Patent 2560914 Russian Federation, MPK V 44 S 1/00 Method of imaging / Tsybenova L.G., Tsibenov Zh.B.; the applicant and the patent holder: East-Siberian State University of Technologies and Management - N 2014138858/12; appl. 25.09.14; publ. 20.08.15, Bulletin N 23. 16 p.
УДК 371:351.851
И.Б. ШУВАНОВ, В.И. ШАПОВАЛОВ
СМИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Шуванов Игорь Борисович, кандидат психологических наук, завкафедрой общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета (Сочи, ул. Советская 26а), e-mail: schuvanov@rambler. ru
Шаповалов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета (Сочи, ул. Советская 26а) shapovalov_vi@mail.ru