"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНОВ
УДК 323.1+ 379.8.093
Е.В. СЕБЕЛЕВА, И.П. СКВОРЦОВ
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК)
Себелева Екатерина Владимировна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Скворцов Игорь Петрович, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации важное место занимает деятельность муниципальных учреждений культуры. В статье проведен анализ их роли на примере города Геленджика. Показаны направления, имеющийся потенциал и проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры.
Ключевые слова: межнациональные отношения, культурная политика, культура межнационального общения, муниципальные учреждения культуры, Геленджик.
УДК 323.1+ 379.8.093
E.V. SEBELEVA, I.P. SKVORTSOV
EXPERIENCE AND PROBLEMS OF ACTIVITY OF MUNICIPAL CULTURAL INSTITUTIONS AT THE HARMONIZATION OF INTERETHNIC RELATIONS (ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL FORMATION RESORT CITY OF GELENDZHIK)
Sebeleva Ekaterina Vladimirovna, the graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Skvortsov Igor Petrovich, head of department of socio-cultural activities, PhD (philosoph.), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. In harmonization of the international relations in the Russian Federation the important place is taken by activity of municipal authorities of culture. In article the analysis of their role on the example of the city of Gelendzhik is carried out. The directions, the available potential and problems of activity of municipal authorities of culture are shown.
Keywords: international relations, cultural policy, culture of international communication, municipal authorities of culture, Gelendzhik.
На заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, состоявшемся 31 октября 2016 года в Астрахани, были рассмотрены актуальные вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики России. Открывая этот форум, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства» [1].
№ 1 (64), 2017
"Культурная жизнь регионов"
Интерес к проблемам национальных отношений в России был всегда в центре особого внимания ученых, педагогов и политиков. К этому перечню категорий специалистов, занимающихся проблемами гармонизации общества, можно по праву отнести и работников культуры.
В Основах государственной культурной политики РФ указана важность сохранения этнических культурных традиций и поддержки основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности [2].
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что важной задачей по содействию национально-культурному развитию российского общества является обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма [3].
Сохранение и приумножение культурного наследия народов Российской Федерации происходит среди прочих путем расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России. Очевидно, что в решении указанных задач важное место занимает осуществляемая различными субъектами социально-культурная деятельность, в том числе на муниципальном уровне.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории муниципального образования город-курорт Геленджик проживают представители 88 национальностей, народностей и этнических групп. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере культуры относятся вопросы организации досуга населения, создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов [4].
Программами деятельности учреждений культуры предусмотрено развитие фольклорных и национальных коллективов, укрепление социальной стабильности, гражданского согласия между различными этническими группами. В городском округе развивается музыкальная, песенная и танцевальная культура различных народностей. В учреждениях культуры и школах искусств Геленджика сегодня созданы и работают 21 этнический и фольклорный творческий коллектив и клубные формирования, в которых проводят свое свободное время 474 человека, в том числе 206 детей. По национальной принадлежности состав этих коллективов разнообразен, в них проводят свой досуг представители более 10 национальностей. Указанные коллективы по видам национальных культур делятся следующим образом: украинские - 1, славянские - 2, греческие - 2, русские - 5, армянские - 1, кубанские казачьи - 10.
Вместе с тем состав участников национальных творческих коллективов формируется не по национальной принадлежности, а по творческому интересу. Например, в народном ансамбле греческого танца «Эльпида» Дома культуры Кабардинского сельского округа, среди участников не только греки, но и армяне, русские, украинцы, эстонцы. В составе детских ансамблей славянской песни «Щедрик» и «Горница» обучаются представители таких национальностей, как русские, белорусы, украинцы, татары, евреи. Они исполняют песни на русском, польском, сербском, болгарском и украинском языках, а также кубанском казачьем наречии.
В вопросе укрепления духовного, культурного и целостного единства общества определенную роль играют национальные и культурные объединения, некоммерческие организации, являющиеся активным сектором гражданского общества и взаимодействующие с государством на основе взаимного доверия и партнерства [1].
В городском округе на протяжении ряда лет наблюдается взаимодействие творческих коллективов с местными национальными диаспорами и обществами, такими как греческое и украинское общества, армянская и осетинская диаспоры, еврейская община,
"Культурная жизнь Юга России" 100 ;
№ 1 (64), 2017
городское и районное казачьи общества, что дает возможность проведения в городе на протяжении ряда лет праздников национальных культур народов.
Исходя из важной роли в сохранении межнационального мира и согласия обеспечения оптимальных условий для развития языков народов России, русского языка как языка межнационального общения в учреждениях культуры созданы и работают литературные объединения. Литературное творчество представителей разных национальных культур, но говорящих и пишущих на русском языке, способствует гармонизации межнациональных отношений. Например, в литературном объединении «Орфей», издающем одноименный литературно-художественный альманах на русском языке, среди 46 публикующихся авторов представители более десяти национальностей.
Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) - одна из целей, которые были обозначены в Стратегии государственной национальной политики. В муниципалитете учреждением, реализующим данную задачу, можно считать культурно-экскурсионный объект «Старый парк». Экспонаты, собранные и представленные в Доме Кавказа и Доме Востока отображают историю всех периодов и всех национальностей этих территорий, а также общую для всех народов историю Российского государства. Строительство на территории парка русской православной часовни, армянской церкви, католического костела и буддистского храма позволяет рассматривать этот проект как воспитание интереса к культурам разных народов.
Следует отметить, что в последние десять лет в городском округе развитие национальных культур осуществлялось с использованием программно-целевого метода планирования. В период с 2007 по 2009 годы в муниципалитете действовала целевая программа «Поддержка и развитие кубанской казачьей культуры в муниципальном образовании город-курорт Геленджик в 2007-2009 гг. [5]. Затем была принята программа «Поддержка казачьих обществ на территории муниципального образования город-курорт Геленджик на 2013-2015 годы», которой были предусмотрены расходы местного бюджета на развитие творческих казачьих коллективов и на участие в мероприятиях [6, с. 34].
В результате общегородской дискуссии с учетом мнений, высказанных представителями различных национальных обществ и диаспор, была принята муниципальная целевая программа «Сохранение и развитие местного традиционного народного художественного творчества в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2012-2014 годы» [7, с. 27-28]. В этой программе было учтено равноправие наций на культурное развитие. Однако решить с помощью указанной программы все обозначенные проблемы финансового и материального порядка не удалось. В силу ряда причин не было создано планировавшихся Центров национальных культур и народных ремесел, так необходимых для организации межнационального диалога и организации работы национально-культурных объединений, организаций.
Негативным моментом в формировании межнациональных отношений в городском округе может послужить такой факт, что на период с 2015 года в муниципалитете не принято программы, касающейся развития национальных культур и традиционного народного художественного творчества. Действующая муниципальная программа «Развитие культуры Геленджика на 2015-2017 годы» не предусматривает развитие этих направлений деятельности [8, с. 12-13].
В настоящее время эффективному внедрению программно-целевых инструментов на местном уровне мешает не всегда эффективная деятельность муниципальных управленческих структур. Кроме того, нуждается в улучшении методическая разработанность форм, элементов и подходов к социально-экономическому программированию на местном уровне. Эта проблема отмечалась на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями руководителем Федерального агентства по делам национальностей И.В. Бариновым: «Мы видим одну из причин, негативно влияющих на эффективность реализации национальной политики, в отсутствие учета государ-
№ 1 (64), 2017 "Культурная жизнь регионов" ^
ственными и муниципальными служащими этноконфессиональной специфики при принятии управленческих решений» [1].
Наряду с достаточно активной работой учреждений культуры по гармонизации межнациональных отношений в муниципальном образовании имеется ряд проблем. При формировании целевых программ в развитии национальных творческих коллективов, в построении программ мероприятий можно отметить, на наш взгляд, неравноценное внимание к развитию национальных культур. Развитие национальной культуры должно проводиться в соответствии со спецификой состава наций и народностей, проживающих на конкретной территории. Ведь для гармонизации межнациональных отношений в деятельности учреждений культуры необходима такая система взаимоотношений, которая на всех уровнях формировала бы общую культуру и общие ценности россиян при возможности каждого народа сохранить свои традиции, языки и культуру.
Литература
1. Заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53173. (Дата обращения: 20.10.2016).
2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ 41d526a877638a8730eb.pdf
3. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http:// zakonbase.ru/content/part/1293590
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (ред. 03.07.2016 №298-ФЗ). Режим доступа: Система Консультант Плюс (Дата обращения: 31.10.2016)
5. Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие кубанской казачьей культуры в муниципальном образовании город-курорт Геленджик» на 2007-2009 годы»: решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 ноября 2006 года № 348 // Прибой. 2016. 3 сентября. С. 33-67.
6. Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка казачьих обществ на территории муниципального образования город-курорт Геленджик на 2013-2015 годы»: постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 29 декабря 2012 года №4036 // Прибой. 2014. 25 января.
7. Об утверждении муниципальной целевой программы «Сохранение и развитие местного традиционного народного художественного творчества в муниципальном образовании город-курорт Геленджик» на 2012-2014 годы»: постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17 февраля 2012 года №422 // Прибой. 2011. 29 декабря.
8. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17 сентября 2014 года №2831 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город-курорт Геленджик «Развитие культуры на 2015-2017 годы» (в редакции постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 февраля 2016 года №566): постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15 августа 2016 года №2615 // Прибой. 2016. 25 августа.
References
1. Zasedanie Soveta po mezhnacional'nym otnoshenijam i vzaimodejstviju s religioznymi objedinenijami [A meeting of Council for the international relations and interaction with religious associations] [An electronic resource] - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53173. (Date of the address: 20.10.2016).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrja 2014 g. N 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki» [The presidential decree Russian Federation of December 24,
"Культурная жизнь Юга России" 102 ;
№ 1 (64), 2017
2014 N 808 "About approval of Fundamentals of the state cultural policy].URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
3. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrja 2012 g. N 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [The presidential decree Russian Federation of December 19, 2012 N 1666 "About the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025"]. URL: http://zakonbase.ru/content/part/1293590
4. About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation [An electronic resource]: The federal law of October 6, 2003 No. 131-FZ (an edition 03.07.2016 No. 298-FZ). - Access mode: System ConsultantPlus (Date of the address: 31.10.2016)
5. About approval of the municipal target program "Support and Development of the Kuban Cossack Culture in the Municipality Resort Town of Gelendzhik" for 2007-2009": the decision of the Duma of the municipality the resort town of Gelendzhik of November 27, 2006 No. 348/ / Priboj. 2016. September 3. Page 33-67.
6. About approval of the municipal target program "Support of the Cossack Societies in the territory of the Municipality the Resort Town of Gelendzhik for 2013-2015": the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of December 29, 2012 No. 4036// Priboj. 2014. January 25.
7. About approval of the municipal target program "Preserving and Development of Local Traditional Amateur and Folk Arts in the Municipality the Resort Town of Gelendzhik" for 20122014": the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of February 17, 2012 No. 422// Priboj. 2011. December 29.
8. About introduction of amendments to the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of September 17, 2014 No. 2831 "About approval of the municipal program of the municipality the resort town of Gelendzhik "Cultural development for 2015-2017" (in edition of the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of February 24, 2016 No. 566): the resolution of administration of the municipality the resort town of Gelendzhik of August 15, 2016 No. 2615// Priboj. 2016. August 25.
УДК782: 94(479.24) А.Р. БАБАЕВА
РОЛЬ ХОРОВЫХ СЦЕН В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОПЕРАХ С ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКОЙ
Бабаева Айтен Рауф кызы, доцент, кандидат искусствоведения Азербайджанской государственной музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова (Азербайджан, А2-1014, Баку, ул. Ш. Бадал-бейли, 98), [email protected]
Аннотация. В представленной статье исследованы некоторые музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер с патриотической тематикой и рассмотрены хоровые сцены в контексте европейской и национальной традиции.
Ключевые слова: азербайджанская музыкальная культура, хоровые сцены, музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер.
УДК 782: 94(479.24) A.R. BABAYEVA
ROLE OF THE CHORAL SCENES IN THE AZERBAIJAN OPERAS
WITH PATRIOTIC THEME
Babaeva Aiten Rauf kyzy, associate professor, PhD (art history) of Music Azerbaijan state musical academy named after Uzeir Hajibeyli (Azerbaijan, AZ-1014, Baku, Badalbeyli str., 98), [email protected]