Учет в государственных
учреждениях
ОТРАЖЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЯ В ПОЛЬЗУ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Д. С. ИГНАТЬЕВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Встречаются случаи, когда организация по договору дарения передает автомобиль с нулевой остаточной стоимостью администрации города. При передаче автомобиля в пользу органа местного самоуправления сразу возникают вопросы: необходимо ли производить оценку передаваемого безвозмездно основного средства; если оценка будет произведена, то, каким образом следует отразить передачу автомобиля в пользу органов местного самоуправления в бухгалтерском и налоговом учете и какие налоговые последствия повлечет за собой данная сделка? Если оценка производиться не будет, и основное средство будет передано по акту передачи с нулевой стоимостью, не возникнут ли у организации налоговые риски? Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Юридические аспекты. В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает, либо обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Нормы ГК РФ не требуют обязательного указания в договоре дарения стоимости дара, равно как и проведения его оценки. Не предъявляют требований к обязательной оценке передаваемого общество
с ограниченной ответственностью по договору дарения имущества (самортизированных объектов основных средств) и нормы Федеральных законов от 29.07.1998 № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, организация может не прописывать в договоре дарения стоимости передаваемого администрации автомобиля, равно как и производить его оценку.
Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) (п. 1 ст. 247 НК РФ).
К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Поскольку при безвозмездной передаче объекта основных средств для целей налогообложения прибыли не возникает факта реализации (п. 1 ст. 39 НК РФ), то организация-даритель не должна признавать в налоговом учете дохода от реализации.
Кроме того, из ст. 41 НК РФ следует, что доходом для целей налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ.
По мнению экспертов, при безвозмездной передаче объекта основных средств у организации не возникает экономической выгоды, а следовательно, и внереализационного дохода, подлежащего учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, в связи с передачей объекта основных средств по договору дарения организация-даритель не должна признавать дохода в налоговом учете независимо от того, будет или нет производиться оценка стоимости дара.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации стоимость передаваемого по договору дарения объекта основных средств уже учтена при формировании налогооблагаемой прибыли. Поэтому в силу п. 16 ст. 270 НК РФ организация не сможет учесть в составе расходов лишь затрат, связанных с передачей дара.
Налог на добавленную стоимость. Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) урегулирован положениями гл. 21 НК РФ.
В общем случае операцию по передаче права собственности на принадлежащее российской организации имущество на территории РФ на безвозмездной основе для целей гл. 21 НК РФ следует рассматривать в качестве операции по реализации товара, являющейся объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 38, подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 147 НК РФ).
В то же время на основании подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам местного самоуправления не признается объектом обложения НДС.
Из ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) входят в структуру органов местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при безвозмездной передаче основного средства объекта обложения НДС у передающей стороны не возникает, а следовательно, и обязанности по начислению данного налога независимо от того, будет или нет производиться оценка стоимости дара.
Наряду с этим следует обратить внимание, что согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких основных средств для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в частности для операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Как было сказано, в силу подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам местного самоуправления.
Таким образом, на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при безвозмездной передаче основных средств в администрацию города необходимо восстановить ранее принятый к вычету «входной» НДС (дополнительно см. письмо Минфина России от 04.11.2012 № 03-07-09/158).
Однако в отношении основных средств восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости этих основных средств без учета переоценки (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ), поэтому, когда речь идет о полностью самортизированных объектах основных средств (с нулевой остаточной стоимостью), сумма НДС, подлежащая восстановлению, будет равна нулю. То есть, по сути, восстанавливать НДС не потребуется.
Транспортный налог. Организация, безвозмездно передающая основное средство, являющееся объектом налогообложения транспортным налогом, будет являться плательщиком данного налога до момента снятия данного объекта с регистрационного учета в органах ГИБДД (ст. 357 НК РФ).
Следует учитывать, что исчисление суммы транспортного налога (авансового платежа по транспортному налогу) в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода будет производиться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Бухгалтерский учет. При безвозмездной передаче объекта основных средств увеличения экономических выгод у организации-дарителя не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Пунктом 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, установлено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономических выгод (дохода) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае передачи по договору дарения. Сам по себе факт начисления амортизации по объекту основных средств в размере 100 % не является основанием для его списания с баланса.
Расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся в качестве прочих расходов, т. е. по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 31 ПБУ 6/01, пп. 11, 16—18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция).
В соответствии с Инструкцией для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и другое) к сч. 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбы-
вающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со сч. 01 на сч. 91.
В Инструкции к сч. 01 содержится положение о возможности (а не обязательности) списания стоимости объекта основных средств через отдельный субсчет «Выбытие основных средств». Поэтому организации следует закрепить в учетной политике конкретный порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию стоимости основных средств в бухгалтерском учете при их выбытии (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»).
В Инструкции к сч. 02 «Амортизация основных средств» также сказано, что при выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со сч. 02 в кредит сч. 01 (субсчет «Выбытие основных средств»).
Поскольку организация в данном случае передает по договору дарения полностью самортизированный объект основных средств, то в момент его выбытия расходы в виде остаточной стоимости признаваться не будут.
Учитывая изложенное, считаем, что операции, связанные с выбытием объекта основных средств, организация-даритель в данном случае может отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в эксплуатации» — списана первоначальная стоимость передаваемого автомобиля;
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной по передаваемому автомобилю амортизации.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
7. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
9. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
13. Письмо Минфина России от 04.11.2012 № 03-07-09/158.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru