Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ'

ОТРАЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ / STATEMENT OF FINANCIAL RESULTS / НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ / TAX SANCTION / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башкатов В.В., Ким А.Э., Сюбаева А.И., Залозный П.П.

В статье рассмотрено содержание налоговой санкции, ее понятие, а также причины возникновения. Подробно описаны два подхода к отражению сумм налоговых санкций в бухгалтерском учете: во-первых, признание в качестве расхода, поскольку начисление штрафа приводит к возникновению у организации обязательства, во-вторых, в качестве платежа за счёт прибыли. Приведены документы, которые целесообразно использовать при различных способах отражения данной операции в бухгалтерском учете. Проанализированы случаи, когда пени и штрафы были начислены по страховым взносам, по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу. Рассмотрены случаи, когда организация принимает решение об оспаривании фискальной санкции. Подробно рассмотрено, как отражаются штрафные санкции в отчете о финансовых результатах.The article deals with the content of the tax sanction, its concept, as well as the reasons for its occurrence. Two approaches to reflecting the amount of tax sanctions in accounting are described in detail: first, recognition as an expense, since the accrual of a penalty leads to the occurrence of an organization's obligation, and secondly, as a payment for the account of profit. The documents that are useful to use in various ways of reflecting this operation in accounting are given. The cases when fines and penalties were assessed on insurance premiums, income tax, VAT, personal income tax, corporate property tax, transport and land tax were analyzed. There are cases when an organization decides to challenge a fiscal sanction. A detailed consideration of how penalties are reflected in the Statement of Financial Results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башкатов В.В., Ким А.Э., Сюбаева А.И., Залозный П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ»

«Расчеты по пеням». Аналогичный подход применяется и к налогам и сборам, взимаемым с прибыли или доходов организации, такие как единый налог по УСН, ЕНВД и т.п.

Возможна ситуация, когда фискальный платеж может включаться в стоимость какого-либо актива. Например, таможенные пошлины и сборы не всегда относятся на расходы отчетного периода, а чаще формируют стоимость активов, за «растаможку» которых уплачиваются, т.е. указанные фискальные платежи включаются в стоимость внеоборотного актива. Включение связанной с таким платежом санкции (например, штрафа за занижение таможенной стоимости) в стоимость актива привело бы к необоснованному завышению его оценки, поскольку санкция ни в коем случае не может считаться необходимой для создания или приобретения актива. Такой расход логичнее квалифицировать как не относящийся к обычной деятельности организации (прочий расход).

Например, по результатам камеральной проверки декларации за 2 квартал 2017 г. организации доначислили НДС, пени и штраф в связи с неправомерным применением налоговых вычетов (несколько счетов-фактур оформлены с нарушениями) и оспаривать решение инспекции организация не планирует. Доначисление суммы НДС, пеней и штрафа по налогу в бухгалтерском учету отражено записями по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по НДС», субсчет второго порядка «Расчеты по налогу» («Расчеты по пеням», «Расчеты по штрафам»).

Случается, что момент признания самой фискальной санкции, относимой на расходы, не совпадает с периодом признания этого расходы, и никакие события после отчетной даты уже не могут быть корректирующими в свете норм п. 3 и 7 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». В таком случае фискальная санкция по смыслу попадает в указанную в п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» категорию «убытки прошлых лет, признанные в отчетном году». Её в таком случае следует признавать расходом, не относящимся к обычной деятельности организации, т.е. прочим расходам.

Например, в октябре 2017 г. страхователю доначислены страховые взносы за 2015-2016 гг., а также начислены соответствующие пени по страховым взносам и штраф, и оспаривать решение организация не планирует. База по страховым взносам была занижена в 2015-2016 гг. Фискальные санкции начислены после истечения периода событий после отчетной даты (после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за указанные годы). При таких обстоятельствах суммы пеней и штрафов бухгалтер отразит в составе прочих расходов 2017 г. по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 по аналитической позиции «убытки прошлых лет, признанные в отчетном году».

Если организация принимает решение оспаривать фискальную санкцию, необходимо оценить, возникает ли у нее обязанность признать в учете оценочное обязательство. Такая обязанность возникает в случае:

- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий её хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

- вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;

- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена (п.5 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»).

Организация должна оценить вероятность уменьшения в будущем экономических выгод (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций) и величину оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций). Обязанность начисления оценочного обязательства не зависит от того, является ли сумма предстоящих расходов (фискальных санкций) существенной. Если условия, отраженные в п.5 ПБУ 8/2010, выполняются, то оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете и оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату.

Оценочные обязательства отражаются по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов», соответственно, списание и изменение величины оценочного обязательства на уплату фискальных санкций производится по правилам ПБУ 8/2010 и одно из них - отражение сумм затрат, связанных с выполнением организацией оценочных обязательств, при фактических расчетах по признанным в течение отчетного года оценочным обязательствам. Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при

необходимости мнений экспертов. Признавая оценочное обязательство, организация заблаговременно доводит до пользователей отчетности сведения о том, что ей в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

Исходя из п. 8 ПБУ 8/2010 величина признанного оценочного обязательства относится на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. В случае, если оценочное обязательство признано в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, данное обязательство относится в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Далее рассмотрим как раскрывается информация в Отчете о финансовых результатах. Организации отражают штрафные санкции в отчете о финансовых результатах в составе различных расходов. Одни списывают такие суммы в состав прочих расходов и включают их в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения», другие отражают их по строке «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не учитывая их в сумме прибыли (убытка) до налогообложения. Иногда высказывается мнение, что начисление указанных сумм может производиться за счет уменьшения нераспределенной прибыли и не включаться в отчет. В Рекомендация Минфин России отмечает, что штрафы и пени, уплаченные налогоплательщиком (кроме налога на прибыль и иных обязательных платежей) или подлежащие уплате, в отчете о финансовых результатах формируют прибыль (убыток) до налогообложения, поэтому они должны отражаться выше строки 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения». Если суммы санкций были отнесены на расходы (по основным видам деятельности или прочие), то в данном отчете они отражаются по соответствующим статьям затрат «Себестоимость продаж» (стр. 2120), «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы» (стр. 2220), «Прочие расходы».

Что касается налога на прибыль и аналогичных налогов (по УСН, ЕНВД, ЕСХН), то они не участвуют в формировании прибыли до налогообложения, но в отчете о финансовых результатах формируют чистую прибыль (убыток). Соответственно, отражаются ниже стр. 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения». Текущий налог на прибыль отражается по стр. 2410 отчета о финансовых результатах «Текущий налог на прибыль» (п. 22, 24 ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организации»).

В общем случае суммы налоговых санкций не подлежат включению в состав показателя в стр. 2410 отчета о финансовых результатах. Иные строки этого отчета также не предназначены для отражения информации о суммах начисленных налоговых санкций. В соответствии с приказом Минфина России №66н по стр. 2460 «Прочее» в отчете о финансовых результатах указываются показатели, не нашедшие отражения в предыдущих строках Отчета, но имеющие влияние на расчет такого показателя, как «Чистая прибыль (убыток)». Таким образом, сумма финансовых санкций может быть отражена по данной строке.

Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что поскольку на сегодняшний день порядок бухгалтерского учета фискальных санкций не урегулирован нормативными правовыми актами бухгалтерского учета, то организация сама должна разработать собственный порядок и закрепить его в учетной политике (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Предложенные в Рекомендациях Минфина правила отражения сумм фискальных санкций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации вполне логично закрепить в своей учетной политике с учетом специфики деятельности организации. Источники:

1. А. Б. Брусникина, Методология и практика учета / научный журнал М.: «Бухгалтерский учет», №12. - декабрь 2017. - С. 37 - 43.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2): Официальный текст. - М.: Издательство ЭЛИТ, 2016. - 792 с.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402 - ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №34н (ред. от 29 марта 2017 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

Sources:

1. AB Brusnikina, Methodology and practice of accounting / scientific journal M .: "Accounting", № 12. - December 2017. -

P. 37 - 43.

2. The Tax Code of the Russian Federation (Part 2): The official text. - M .: Publishing house ELIT, 2016. - 792 p.

3. Federal Law "On Accounting" dated December 6, 2011 No. 402 - FZ // Reference and Legal System "ConsultantPlus"

[Electronic resource].

4. The Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On the Approval of the Statute of Accounting and

Accounting Reports in the Russian Federation" No. 34n dated July 29, 1998 (Edited on March 29, 2017) // Reference and Legal System "ConsultantPlus" [Electronic resource ].

Н. С. Власова

К., э., н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета,

Кубанский государственный аграрный университет им И.Т. Трубилина

N.S.Vlasova

Associate Professor of the Department of Accounting Theory,

Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University (n.s.vlasova@yandex.ru, 89184379010)

А.А. Дашковская магистрант

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

А А Dashkovskaya undergraduate,

Kuban State Agrarian University (anastasia-alexa15@mail.ru, 8-918-69-94-285)

Т. В. Решетникова магистрант

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

T. V. Reshetnikova undergraduate,

Kuban State Agrarian University (tanyazadorkina@yandex.ru, 8-918-29-80-252)

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие учетной политики. Обозначены основные аспекты регулирования учетной политикой таких сфер деятельности предприятия как бухгалтерский (финансовый) учет, бухгалтерский (управленческий) учет, налоговый учет. Нормативное регулирование финансового и управленческого учетов на государственном уровне и отражение данного вопроса в учетной политике хозяйствующего субъекта. Рассмотрены вопросы закрепления в учетной политики методики построения управленческого учета, способов его реализации посредством организации системы управленческой отчетности. Определены критерии, предъявляемые к информации, содержащейся в управленческой отчетности. Обозначена необходимость закрепления в учетной политики форм, сроков, периодичности и содержательного наполнения управленческой отчетности. Обоснована необходимость удовлетворения информации, содержащейся в управленческой отчетности таким критериям как - адресность, объективность, сопоставимость, достоверность и полезность.

Annotation. This article reveals the concept of accounting policy. The basic aspects of regulation of accounting policy of such spheres of activity of the enterprise as accounting (financial) accounting, accounting (managerial) accounting, tax accounting are designated. Normative regulation of financial and managerial accounting at the state level and reflection of this issue in the accounting policy of the economic entity. The questions of fixing in the accounting policies methods of construction of management accounting, methods of its implementation through the organization of the management accounting system. The criteria for the information contained in the management reports are defined. The necessity of consolidation of forms, terms, periodicity and content of managerial responsibility in accounting policy is outlined. The necessity to meet the information contained in the management reports such criteria as targeting, objectivity, comparability, reliability and usefulness is substantiated. Ключевые слова: учетная политика, закрепление методов учета, управленческий учет и отчетность, эффективность управления.

учет, анализ, управленческий учет, управленческая отчетность, учетная политика.

Key words: accounting policies, consolidation of accounting policies, management accounting and

reporting, management efficiency.

Учетная политика является основным рычагом управления на предприятии, она лежит в основе грамотной организации бухгалтерской службы, а значит правильность ее составления и соблюдения, установленных в ней норм, - один из важнейших аспектов эффективного ведения дел в организации. В ней совмещены основы ведения бухгалтерского (финансового) учета, налогового учета, а вот управленческому учету и отчетности отведено мало внимания. Таким образом, можно сказать, что вопросы закрепления в учетной политики правил организации и ведения управленческого учета и отчетности очень актуальны.

Когда в России наметился переход к рыночной экономике, стали изменяться и методы

ведения бухгалтерского учета. Так, тотальный государственный контроль заменило грамотное взаимодействие самостоятельных решений руководства компании и государственного регулирования аспектов бухгалтерского учета. Таким образом, каждая организация в праве самостоятельно принимать управленческие решения и вести бухгалтерский учет удобным ей способом, при условии, что это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Именно этот момент определяет составление учетной политики силами компании, и говорит о том, что учетная политика напрямую связана с управленческими решениями.

Рациональная учетная политика помогает сохранять устойчивое финансовое положение, при наличии достоверных данных бухгалтерского (финансового и управленческого) учета и налогового учета. Зачастую, в российских организациях, занижена значимость учетной политики в процессе управления предприятием.

Положения по составлению учетной политики в России содержатся в ПБУ1/2008 «Учетная политика организации». Для целей ПБУ под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Таким образом, можно прийти к выводу, что учетная политика -это отдельный нормативный документ организации, стандарт экономического субъекта, если рассматривать этот момент с точки зрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме учетной политики в целях бухгалтерского учета, в организациях составляется учетная политика для целей налогообложения. Данный раздел учетной политики помогает компании выбрать методы определения доходов и (или) расходов, их оценки; определить способы налогового учета финансовых показателей согласно НКРФ. Учетная политика для целей налогообложения рационально устанавливает взаимодействие между подразделениями, выявляет места, где присутствуют риски, помогает анализировать исчисление и уплату налогов в бюджет.

Всем известно, что учетная политика влияет на формирование показателей эффективности деятельности в компании. При ознакомлении с ней, пользователь имеет возможность проанализировать показатели финансового состояния организации за различные периоды времени.

Так учетная политика является не только рычагом контроля затрат, финансового положения и прибыли, а также является неотъемлемой частью планирования, помощником в регулировании споров и противоречий в бухгалтерском и налоговом учете.

В настоящее время, для многих небольших организаций, учетная политика -номинальный документ, который существует больше «для галочки», чем для реального применения на практике. Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Не определены документы, регулирующие состав учетной политики, но практика показывает, что учетная политика выражается в нескольких частях: методической, технической и организационной. Организациям не советуют разрабатывать излишне большую учетную политику, так как это снизит вероятность ее эффективности. Таким образом, необходимо выбрать «золотую середину», такой вариант учетной политики, где лаконично будут изложены положения, и они будут понятны сотрудникам данной компании. По факту разработка учетной политики зависит от организационно-правовой формы организации, вида деятельности, масштабов, структуры управления и стратегии компании.

Следует отметить, что учетной политике современных отечественных предприятий большое внимание уделяется методике организации и ведения бухгалтерского (финансового) учета и налогового учета. А вот аспекты организации и ведения управленческого учета в учетной политики практически не освещаются. В наше время большинство крупных организаций наряду с бухгалтерским финансовым учетом, налоговым учетом осуществляют ведение управленческого учета, основным элементом которого является бухгалтерская управленческая отчетность.

Проблема регламентации правил ведения управленческого учета и отчетности, в учетной политики современных предприятий, очень актуальна. Для принятия инвестиционных решений, выбора клиентов, поставщиков, прочих деловых партнеров, необходима информация управленческого учета и отчетности. Управленческая отчетность позволяет системно рассмотреть внутри организации вопросы оперативного планирования, контроля, анализа и

учета отдельных видов продукции и деятельности структурных подразделений компании. Управленческая отчетность выступает составной частью информационной системы организации.

Практика показывает, что вопросам регламентации ведения именно управленческого учета в учетной политике предприятия уделяется наименьшее внимание по сравнению с бухгалтерской или налоговой, что, конечно же, ведь именно управленческий учет способствует принятию решения, которые в дальнейшем могут повлиять судьбу компании. Важным отличием определения правил организации и ведения управленческого учета и отчетности является то, что бухгалтерская финансовая и налоговая отчетности составляются на основании федеральных законов, кодексов, постановлений и других нормативных документах. А управленческий учет и отчетность являются абстрактными, то есть создается с помощью человеческого мышления без определенного регламента. Так же следует отметить, что она составляется только по запросу пользователей, сроки ее составление и содержание могут быть разнообразными и не повторяться.

Многие вопросы касаемо экономического содержания управленческой отчетности в учетной политики предприятий не раскрыты в полной мере, даже название «управленческая отчетность» не является единым и в различных источниках литературы, можно встретить разные его трактовки: сегментарная отчетность, внутрихозяйственная отчетность.

Так, по мнению Адамова Н. и Адамовой Г. «Управленческая отчетность - это комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование предприятия как субъекта хозяйственной деятельности, и сгруппированных в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений».

Соколов А. Ю. определяет «управленческую отчетность по сути, как, совокупность способов получения итоговых сведений для целей управления компанией».

Мы видим лишь общую, абстрактную трактовку управленческой отчетности, а вот аспекты ее экономического наполнения, состав форм, сроки формирования, адресность предоставления, набор содержащихся в ней показателей - не достаточно определены. Все эти и другие моменты должны быть освещены в учетной политики организации. Управленческий учет и отчетность в каждой конкретной организации строится по собственным формам, с учетом потребностей конкретных пользователей в определенных областях и технологическими особенностями производства.

К сожалению, единых принципов построения управленческой отчетности в РФ не разработано, формированием управленческой отчетности занимаются сотрудники организации, из-за этого нет единства в терминологии, в содержание отчетов. Зачастую отчеты оказываются излишне усложненными. Для того, чтобы решить существующие проблемы необходимо создать единую методологию составления управленческой отчетности хотя бы на уровне предприятия и закрепить эти положения в учетной политики. Безусловно, деятельность организаций и методы ведения учета предприятий различны, но независимо от этого, информационное наполнение форм управленческой отчетности должно удовлетворять определенным критериям (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии, предъявляемые к информации, содержащейся в управленческой отчетности

Наименование критерия Содержание

Адресность Конфиденциальность информации и предоставление ее только определенной группе заинтересованных пользователей

Оперативность Информация должна быть предоставлена в установленные сроки

Достоверность Информация должна быть актуальной и содержать только реальные показатели

Сопоставимость Возможность сравнить информацию отчетного периода с предыдущими периодами

Объективность Информация должна быть корректной и беспристрастной

Полезность Информация должна быть использована при принятии решений

Информацию, которая не удовлетворяет хотя бы трём критериям из вышеперечисленных, можно в полной мере считать неэффективной для целей управленческого учета.

В заключении, необходимо сказать, что подход к разработке эффективной учетной политики в части бухгалтерского (финансового) учета, бухгалтерского (управленческого) учета и отчетности, налогового учета должен быть эффективно проработанным. Это будет способствовать повышению качества управления компанией, выработке и принятию

менеджерами оперативных решений. Источники:

1. Трубилин А.И. Совершенствование управленческого учета и анализа затрат на предприятиях плодоовощной

перерабатывающей отрасли: монография / И. А. Трубилин, Ю.И. Сигидов, Н. С. Власова. - Краснодар.: Изд-во Кубанский ГАУ, 2007. - 262 с.

2. Власова Н.С. Совершенствование управленческого учета на предприятиях плодоовощной перерабатывающей

отрасли: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук 08.00.12. / Власова Наталья Сергеевна, Кубанский ГАУ. - Краснодар, 2008. - 24 с.

3. Власова Н. С. Совершенствование управленческого учета на предприятиях плодоовощной перерабатывающей

отрасли (на примере предприятий Краснодарского края): Дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.12. -Краснодар, 2008. - 223 с.

4. Власова Н. С. Организация системы управленческого учета как основа повышения эффективности управления

предприятием: монография / Н. С. Власова. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 214 с.

5. Власова Н. С. Особенности учета затрат на предприятиях плодоовощной перерабатывающей отрасли

Краснодарского края / Н.С. Власова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета . - 2007. - № 27. - С. 251-262.

6. Адаменко А.А. Системный подход к классификации методов учёта и затрат / А.А. Адаменко // Экономика. Право.

Печать. Вестник КСЭИ. - 2009. - № 1-3 (38-40). - С. 39-45.

7. Адаменко А.А. Анализ особенностей формирования учетной системы в сельскохозяйственных организациях /

А.А. Адаменко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - № 14. - С. 59-64.

8. Оценка финансового состояния и перспектив внедрения управленческого учета в сельскохозяйственных

организациях / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, А.А. Адаменко. - Краснодар, 2009. Sources:

1. A.I. Trubilin. Improvement of management accounting and cost analysis at enterprises of the fruit and vegetable

processing industry: monograph / IA Trubilin, Yu.I. Sigidov, N. S. Vlasova. - Krasnodar .: Publishing house Kuban State University, 2007. - 262 p.

2. Vlasova N.S. Perfection of the administrative account at the enterprises of a fruit and vegetable processing branch: the

author's abstract. dis. to the soisk. scientist. step. Cand. econ. Sciences 08.00.12. / Vlasova Natalia Sergeevna, the Kuban State University. - Krasnodar, 2008. - 24 with.

3. Vlasova NS Perfection of the administrative account at the enterprises of a fruit and vegetable processing branch (on an

example of the enterprises of Krasnodar territory): Dis .... kand. to the soisk. scientist. step. Cand. econ. Sciences: 08.00.12. - Krasnodar, 2008. - 223 with.

4. Vlasova NS Organization of the system of management accounting as a basis for increasing the efficiency of enterprise

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

management: monograph / N. S. Vlasova. - Kras-noar: KubGAU, 2017. - 214 p.

5. Vlasova NS Features of cost accounting at enterprises of the fruit and vegetable processing industry of the Krasnodar

Territory / N.S. Vlasova // Polymatic Network Electronic Journal of the Kuban State Agrarian University. - 2007. - No. 27. - P. 251-262.

6. Adamenko AA A systematic approach to the classification of accounting methods and costs. Adamenko // The Economy.

Right. Printing. Herald of KSEI. - 2009. - No. 1-3 (38-40). - P. 39-45.

7. Adamenko AA Analysis of the specifics of the formation of the accounting system in agricultural organizations / A.A.

Adamenko // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2008. - No. 14. - P. 59-64.

8. Assessment of the financial condition and prospects for the introduction of management accounting in agricultural

organizations / Yu.I. Sigidov, M.S. Rybyantseva, A.A. Ada Menko. - Krasnodar, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.