Научная статья на тему 'Отражение как всеобщее свойство материи'

Отражение как всеобщее свойство материи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2037
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отражение / сознание / формы отражения / отражение в неживой природе / биологическое отражение / социальное отражение. / reflection / consciousness / forms of reflection / reflection in inanimate nature / biological reflection / social reflection.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костоева Аза Аслановна

Каждый из нас является обладателем сознания, но наши знания о том, что оно собой представляет, каково его происхождении, сущность, структура – ограничены. Проблема сознания является сложной не только для обычного понимания, но и очень сложной научной и философской проблемой. В данной статье проблема сознания рассматривается с позиций философов-материалистов, который определяют сознание как всеобщее свойство материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION AS A UNIVERSAL PROPERTY OF MATTER

Each of us is the owner of consciousness, but our knowledge about what it is, what its origin, essence, structure is limited. The problem of consciousness is difficult not only for ordinary understanding, but also a very complex scientific and philosophical problem. In this article, the problem of consciousness is viewed from the standpoint of materialistic philosophers, which is defined by consciousness as a universal property of matter.

Текст научной работы на тему «Отражение как всеобщее свойство материи»

<<ШУШМУМ-ШУГМа1>#3(Ш7)),2©1]9 / РНПШШРИ&Ак SCHNC1S

в поколение генетическим путём, например, инстинкт самосохранения и другие. Но есть и такое содержание бессознательного, которое представляет собой вытесненные из сознания человека в силу их асоциальности желания, влечения, стремления человека.

Бессознательное формируется в эволюции всего человеческого рода, которая начинается с древнейших времён, когда человечество представляло собой стадо, где не было ни морали, ни религии, ни права, ни государства. Оно трансформируется на протяжении всего исторического развития человечества. Кроме того, бессознательное образуется за счёт возникших уже в социально-культурном человеческом опыте желаний, но желаний эгоистических, деструктивных, при реализации которых людям и обществу наносится вред. Поскольку сознание - это своего рода преграда, стоящая на пути такого рода желаний, то, не имея возможности реализоваться, они уходят в бессознательное и там дожидаются случая, чтобы проявиться.

Сознание в психике человека - это своего рода цензор, который блокирует проявление бессознательного в поступках людей, словах, деятельности. [2, с. 21]

Сверхсознание, по Фрейду, - это интериоризи-рованные индивидом морально-нравственные, религиозные, правовые нормы, правила, которые устанавливаются в обществе и, транслируясь от общества к индивиду, закрепляются в его структурах. Это общество, каким оно присутствует в человеческой психике, а сознание находится между двумя структурами: с одной стороны, на него давит бессознательное, а с другой, общество с его правилами, законами, нормами и т.д. [3, с. 7-8] До поры до времени сознанию удаётся сдерживать этот натиск, в особенности, натиск бессознательного. Но наступают периоды, когда бессознательная энергия, накопившись в достаточном количестве и перейдя из количественного в качественное состояние, про-

51

рывается наружу, и тогда наступает эпоха социальных катаклизмов: войн, революций, восстаний и т.д. Эту разрушительную энергию бессознательного, по аналогии с древнегреческой мифологией, Фрейд называет Танатосом - инстинктом смерти.

Возникает вопрос, чему мы обязаны научными, философскими, религиозными и многими другими достижениями общества? Оказывается, они тоже не есть результат сознательной деятельности общества. Когда бессознательное не может проявиться открыто, не может преодолеть препятствие, которое представляют собой сознание и сверхсознание, то оно проявляет себя в превращён-ной форме, которую Фрейд называет «сублимацией». Это скрытая форма, когда энергия бессознательного проявляется в творческой деятельности индивидов.

Таким образом, получается, что и деструктивные и конструктивные формы деятельности общества связаны с бессознательной структурой человеческой психики. Встаёт вопрос, какая роль отводится сознанию? Оказывается, у сознания только одна роль - сдерживать до определённого момента времени проявление бессознательного. Это удаётся, иногда в течение продолжительных промежутков времени, например от одной войны до другой и т.д., но не всегда, поэтому человеческая история полна войн и других социальных катаклизмов. Значит, зависимость сознания от бессознательного определяющая. Отсюда человек в сущности есть существо инстинктивное, биологическое, а не социально-культурное. Таков общий вывод из учения о бессознательном З. Фрейда.

Библиографический список:

1. Фрейд, З. Я и оно // М.: Издательство «Эксмо», 2015. - 689 с.

2. Бойко, А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках // Киев: Вища школа, 1978. -135 с.

3. Лем, С. Проблема сознания в современной западной философии // М.: «Знание», 1963. - 150 с.

УДК: 117

Костоева Аза Аслановна

студентка 4-го курса проф. "Бухучёт, анализ и аудит» Ингушского государственного университета

ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Kostoeva Aza Aslanovna,

student of 4 course Ingush State University, ISU

REFLECTION AS A UNIVERSAL PROPERTY OF MATTER

Аннотация:

Каждый из нас является обладателем сознания, но наши знания о том, что оно собой представляет, каково его происхождении, сущность, структура - ограничены. Проблема сознания является сложной не только для обычного понимания, но и очень сложной научной и философской проблемой. В данной статье проблема сознания рассматривается с позиций философов-материалистов, который определяют сознание как всеобщее свойство материи.

Abstract:

Each of us is the owner of consciousness, but our knowledge about what it is, what its origin, essence, structure is limited. The problem of consciousness is difficult not only for ordinary understanding, but also a very

52_philosophical юамашв / «ш^шмим-^игмак^щжщж

complex scientific and philosophical problem. In this article, the problem of consciousness is viewed from the standpoint of materialistic philosophers, which is defined by consciousness as a universal property of matter.

Ключевые слова: отражение, сознание, формы отражения, отражение в неживой природе, биологическое отражение, социальное отражение.

Key words: reflection, consciousness, forms of reflection, reflection in inanimate nature, biological reflection, social reflection.

Начало научному исследованию проблемы сознания в 20 веке положила философия психоанализа, поставив вопрос о качественном различии сознания и бессознательного. Конечно философия всегда имела в поле зрения эту проблему, но до формирования научного фундамента для рассмотрения и решения этой проблемы, философские версии сознания оставались умозрительными. Умозрительные концепции, при всей их важности, всё таки весьма проблематично применять на практике. [1]

Сознание - это форма отражения и отражение является фундаментом сознания. Отражение - это способность предметов и явлений воспроизводить в своей структуре и свойствах особенности других предметов и явлений в процессе взаимодействия с ними.

Конкретных отдельных форм отражения бесчисленное множество, но мы можем их разделить на определённые типы и в научной философии различают 3 таких типа: отражение в неживой природе, биологическое отражение и социальное отражение или сознание.

Отражение в неживой природе характеризуется относительной пассивностью, т.е. взаимосвязанные и взаимодействующие предметы, природные явления воспроизводят в себе черты, признаки, особенности тех предметов, с которыми они взаимодействуют, но не используют результаты этого взаимодействия в своём дальнейшем существовании и для построения обратного, в том числе элементарного, действия, в отношении тех систем, которые воздействует на данную систему.

Но здесь стоит отметить, что междисциплинарный подход (синергетика), который начал развиваться во второй половине 20 века, исходит из того, что активность и способность к построению обратных действий систем в ответ на воздействие на них каких-то факторов из вне есть всеобщее свойство материи, в.т.ч. и не живой. [2] Но пока закономерности таких взаимодействий не установлены и этот подход нуждается в дальнейшем обосновании. Сегодня мы исходим из того, что специфическая черта отражения в неживой природе - это пассивность, потому что неживые системы не обладают самодвижением и это лишает их возможности обратно влиять на те факторы внешней среды, которые на них воздействуют и с которыми они тем или иным образом связаны.

Биологическое отражение качественно отличается от отражения в неживой природе. Это отличие можно выразить в его специфических чертах: _ак-тивность, избирательный характер, опережающий характер и информационность. [3] Всякая живая система обладает инстинктом сохранения жизни и

всякая живая система взаимодействует с окружающим миром, обмениваясь с ним веществом, энергией и информацией. Поэтому уже у простейших живых организмов существует активность в отношении среды, которая проявляется в поиске питательных веществ, в ассимиляции этих веществ и в выделении продуктов ассимиляции. Скажем, растения не обладают способностью перемещаться в пространстве относительно других живых и неживых систем, но тем не менее они обладают способность роста, размножения и т.д.

Избирательность проявляется в том что живые системы обладают способностью различать биологически полезные, необходимые им условия среды и биологические вредные, разрушительные условия. Это не значит, что все живые системы обладают сознанием и преднамеренно производят отбор тех или иных факторов внешнего мира. Это имеет место быть на уровне инстинкта, который связан с потребностью сохранения и продолжения жизни.

Опережающий характер биологического отражения проявляется в том, что живые системы взаимодействуют с внешней средой как бы впрок заполучая из неё необходимые питательные вещества, которые используются ими в условиях когда у них такой возможности не существует, поскольку не всегда условия среды благоприятны.

Информационность биологического отражения проявляется в том, что живые системы реагируют не только на биологические значимые факторы внешней среды, но и на те факторы, которые такого значения не имеют, но только в том случае, если вторые неразрывно связаны с первыми и в этих случаях вторые факторы выполняют в отношении живых систем функцию оповещения об изменениях, которые происходят или в ближайшее время произойдут в окружающей среде. Заготавливание впрок питательных веществ - это проявление опережающего характера биологического отражения, а информационность заключается в том, что живая система как бы готовится к возможным изменениям в окружающей среде. Эти изменения еще не произошли, но они могут произойти, о об этом свидетельствуют какие-то нейтральные факторы, с которыми живая система также взаимодействует и эту информацию использует для того чтобы подготовиться к вариантам возможного будущего. Эта черта присуща даже простейщим низкоорганизованным живым организмам. Ярким примером информационного отражения являются опыты Павлова связанные с формированием у собак условных рефлексов. Опыт заключался в следующем: в помещении где находилась собака, прежде чем начать ее кормить зажигали свет, вначале собака не реагиро-

<<ШУШМУМ-ШУГМа1>#3(Ш7)),2©1]9 / РНПШШРИ&Ак SCHNCHS

вала на свет, потому что он не имеет для неё никакого биологического значения, но после того как процедура кормления была повторена несколько раз, уже при зажжении света у собаки наблюдалось обильное слюноотделение, т.е. она начинает реагировать на фактор, который жизненного значения для неё не имеет. Такие условные рефлексы формируются у многих животный, в особенности у высших, что свидетельствует о том, что эти животные способны научению, способны довольно адекватно ориентироваться в незнакомых условиях внешней среды.

Высшим уровнем биологического отражения является психика, она присуща тем животным, которые обладают органами чувств: осязанием, обонянием, зрением, вкусом и слухом. Для наличия органов чувств требуется наличие центральной нервной системы. Это очень высокий уровень развития живой материи.

Органы чувств животных способны создавать сложные чувственные образы, это: ощущения, восприятие и представления. У высших животных имеются и такие психические функции как память, эмоции и чувства, они способны предчувствовать наступление каких событий и переживать по этому поводу, они способны к построению сложных чувственных образов, которые синтезируют разнообразные ощущения и восприятия. Животные также способны к довольной сложной поисково-ориентировочной деятельности, правда на основе того чувственного опыта, который они накапливают в течение своей индивидуальной жизни. Правда эта поисково-ориентировочная деятельность преимущественно опирается на способ проб и ошибок, но тем не менее пробуя и ошибаясь и вновь пробуя животное научается целесообразно реагировать на те или иные ситуации и запоминает те решения и варианты поведения, которые оказались полезными при решении поставленных перед ним задач. И после формирования таких образов, которые сохраняются в памяти животного, научение идёт более успешнее, активнее и продуктивнее. Это очень важная черта психики животных, которая свидетельствует об очень высоком уровне её развития.

Животные их жизнедеятельность в основе своей инстинктивная и весьма ограниченная, она ограничена только теми задачами, которые связаны с сохранением и продолжением жизни, как отдельных животных особей, так и таксонов, к которым эти особи принадлежат. Других потребностей и интересов у них нет и даже те виды деятельности, которые они осуществляют опираются главным образом на инстинкты. Но помимо инстинктов у них иногда формируются сложный индивидуальный опыт, который ими активно используется в течение их жизни. Это говорит и о накоплении условных рефлексов и о сложной психической деятельности в которой интегрируются разные элементы чувственного отражения, ощущения, восприятия представления, образы которые хранятся в памяти животных, эмоции, чувства и т.д.

53

Порой поведение животных настолько целесообразно, что у нас возникают сомнения в том, что они понимают то, что они делают и нам кажется, что у них есть разум, мыслительная деятельность, что их отличает от нас в этом плане только то, что высказать свои представления, цели своей деятельности они не способны.

На самом деле сознания, разума в человеческом смысле этих слов у них нет. Их отражение все же остаётся крайне ограниченным. Оно ограничено деятельностью их органов чувств, оно ограничено чувственным отражением. У животных нет абстрактного-логического мышления, ибо для его возникновения и существования требуется совершенно иной уровень развития материи и требуется целый ряд факторов, которые детерминируют такое мышление. Ни одно животное не способно сформировать и использовать даже элементарное понятие, а понятийность есть специфическая характерная черта абстрактно-логического мышления.

Необходимо понимать, что интеллект и мыслительная деятельность животных сводятся к оперированию и преобразованию ими чувственных образов и эти процессы происходят в многочисленных и сложных двигательных процедурах и это преобразование связано с тем, что животное ищет выход из той или иной ситуации, в корой оно находится, тем более если эта ситуация неизвестная и информация о ней не содержится в генетической программе этого животного, поэтому инстинкт сохранения жизни заставляет животное двигаться, искать, иногда находить, иногда не находить, что зависит от многих дополнительных факторов, решение задачи которая стоит перед ним и при нахождении решения происходят сложные процессы преобразования чувственного образа в мозге животных.

Но мыслительной деятельностью, способностью выходить за пределы ситуации, размышлять, рассчитывать возможности реализации поставленной перед собой цели и способностью осуществлять действия для её достижения животные не обладают. Их научение осуществляет путём проб и ошибок и когда задача, поставленная перед пред ним, будет решена успех закрепится в мозге животного в соответствующих чувственных образах, после чего аналогичные задачи будут решаться быстрее и легче чем в первый раз.

Биологическое отражение прошло очень долгий и сложный путь эволюции начиная с отражения, которое называется чувствительностью и чувственностью, но ни чувствительность ни чувственность не являются сознательным отражением.

Библиографический список:

1. Гриненко Г.В. История философии // М.: Издательство Юрайт, 2014. - 706 с.

2. Панин А.В., Алексеев П.В. Философия // М.: Проспект, 2019. - 592 с.

3. Спиркин А.Г. Общая философия // М.: Издательство Юрайт, 2017. - 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.