Научная статья на тему 'Зигмунд Фрейд о природе бессознательного в психике человека'

Зигмунд Фрейд о природе бессознательного в психике человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5832
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоаналитическая философия / психика человека / сознание / бессознательное / инстинкты / сублимация. / psychoanalytic philosophy / human psyche / consciousness / unconscious / instincts / sublimation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костоева Аза Аслановна

В психоаналитической философии имеют место разные точки зрения относительно понятия «бессознательное». Данная статья посвящена рассмотрению философской категории «бессознательное» с позиций учения Зигмунда Фрейда о бессознательном, изучению природы и происхождения бессознательного, закономерностей его функционирования и развития. Тема исследования – изучение взаимодействия основных слоёв, составляющих психику человека, бессознательного с сознанием и выявление роли бессознательного в жизни людей и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGMUND FREUD ON THE NATURE OF THE UNCONSCIOUS HUMAN MENTAL

In psychoanalytic philosophy there are different points of view regarding the concept of "unconscious". This article is devoted to the consideration of the philosophical category of "unconscious" from the standpoint of the teachings of Sigmund Freud on the unconscious, the study of the nature and origin of the unconscious, the laws of its functioning and development. The main research topic is the study of the interaction of the main layers that make up the human psyche the unconscious with consciousness and the identification of the role of the unconscious in the lives of people and society as a whole.

Текст научной работы на тему «Зигмунд Фрейд о природе бессознательного в психике человека»

50_РшашшришАк юамашв / «эдушмум-лоугм&ь^щта

2. Гайденко, П.П. Античная философия. Эн- 3. Асмус, В.Ф. Античная философия // М.:

циклопедический словарь // М.: Прогресс-Тради- Высшая школа, 2009. - 400 с. ция, 2008 - 896 с. 4. Кессиди, Ф.Х. Сократ // М.: Алетейа, 2017.

- 346 с.

УДК: 159.964.21

Костоева Аза Аслановна

студентка 4-го курса проф. "Бухучёт, анализ и аудит» Ингушского государственного университета

ЗИГМУНД ФРЕЙД О ПРИРОДЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Kostoeva Aza Aslanovna,

student of 4 course Ingush State University, ISU

SIGMUND FREUD ON THE NATURE OF THE UNCONSCIOUS HUMAN MENTAL

Аннотация:

В психоаналитической философии имеют место разные точки зрения относительно понятия «бессознательное». Данная статья посвящена рассмотрению философской категории «бессознательное» с позиций учения Зигмунда Фрейда о бессознательном, изучению природы и происхождения бессознательного, закономерностей его функционирования и развития. Тема исследования - изучение взаимодействия основных слоёв, составляющих психику человека, - бессознательного с сознанием и выявление роли бессознательного в жизни людей и общества в целом.

Abstract:

In psychoanalytic philosophy there are different points of view regarding the concept of "unconscious". This article is devoted to the consideration of the philosophical category of "unconscious" from the standpoint of the teachings of Sigmund Freud on the unconscious, the study of the nature and origin of the unconscious, the laws of its functioning and development. The main research topic is the study of the interaction of the main layers that make up the human psyche - the unconscious with consciousness and the identification of the role of the unconscious in the lives of people and society as a whole.

Ключевые слова: психоаналитическая философия, психика человека, сознание, бессознательное, инстинкты, сублимация.

Key words: psychoanalytic philosophy, human psyche, consciousness, unconscious, instincts, sublimation.

Философия психоанализа возникла в начале 20 века. Психоанализ - это особый метод терапии в практике лечения неврозов, автором которого является австрийский врач-психотерапевт Зигмунд Фрейд. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии 20 века: фрейдизм, неофрейдизм и аналитическая психология.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира. Психика здесь рассматривается как состоящая из различных слоёв, основные из которых - сознание и бессознательное. Важнейшее место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием.

Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена значимостью роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

До возникновения психоаналитической философии, в классической философии сознание трактовалось как единственная составляющая человеческой психики. Традиционная философия понимала, что не всё содержание человеческого сознания находится в поле зрения индивида в данное время,

что часть информации как бы вытесняется из сознания в подсознание. Но жёстких разграничительных линий между подсознанием и сознанием не существует, и та информация которая имеется в подсознании, когда она актуальна, переходит в сознание, а из сознания в подсознание, когда она престаёт быть таковой.

Фрейд был первым, кто стремился доказать, что человеческая психика включает в себя такую составляющую как бессознательное и что оно не связано с сознанием, т.е. не переходит в сознательное; что оно имеет свою специфику, собственное происхождение и свои отличительные черты, которые отсутствуют у сознания. [1, с. 371]

В структуре человеческой психики Фрейд выделяет следующие 3 слоя:

5. низший - это бессознательное, которое Фрейд называет «Ид» или «Оно».

6. средний - это сознание, которое Фрейд называет «Эго» или «Я».

7. высший - это сверхсознание или «Супер-

эго».

Низший слой человеческой психики содержит в себе инстинкты, которые не подвластны сознанию и неподконтрольны человеческой воле. Эти инстинкты врождённые, передаются из поколения

<<ШУШМУМ-ШУГМа1>#3(Ш7)),2©1]9 / РНПШШРИ&Ак SCHNC1S

в поколение генетическим путём, например, инстинкт самосохранения и другие. Но есть и такое содержание бессознательного, которое представляет собой вытесненные из сознания человека в силу их асоциальности желания, влечения, стремления человека.

Бессознательное формируется в эволюции всего человеческого рода, которая начинается с древнейших времён, когда человечество представляло собой стадо, где не было ни морали, ни религии, ни права, ни государства. Оно трансформируется на протяжении всего исторического развития человечества. Кроме того, бессознательное образуется за счёт возникших уже в социально-культурном человеческом опыте желаний, но желаний эгоистических, деструктивных, при реализации которых людям и обществу наносится вред. Поскольку сознание - это своего рода преграда, стоящая на пути такого рода желаний, то, не имея возможности реализоваться, они уходят в бессознательное и там дожидаются случая, чтобы проявиться.

Сознание в психике человека - это своего рода цензор, который блокирует проявление бессознательного в поступках людей, словах, деятельности. [2, с. 21]

Сверхсознание, по Фрейду, - это интериоризи-рованные индивидом морально-нравственные, религиозные, правовые нормы, правила, которые устанавливаются в обществе и, транслируясь от общества к индивиду, закрепляются в его структурах. Это общество, каким оно присутствует в человеческой психике, а сознание находится между двумя структурами: с одной стороны, на него давит бессознательное, а с другой, общество с его правилами, законами, нормами и т.д. [3, с. 7-8] До поры до времени сознанию удаётся сдерживать этот натиск, в особенности, натиск бессознательного. Но наступают периоды, когда бессознательная энергия, накопившись в достаточном количестве и перейдя из количественного в качественное состояние, про-

51

рывается наружу, и тогда наступает эпоха социальных катаклизмов: войн, революций, восстаний и т.д. Эту разрушительную энергию бессознательного, по аналогии с древнегреческой мифологией, Фрейд называет Танатосом - инстинктом смерти.

Возникает вопрос, чему мы обязаны научными, философскими, религиозными и многими другими достижениями общества? Оказывается, они тоже не есть результат сознательной деятельности общества. Когда бессознательное не может проявиться открыто, не может преодолеть препятствие, которое представляют собой сознание и сверхсознание, то оно проявляет себя в превращён-ной форме, которую Фрейд называет «сублимацией». Это скрытая форма, когда энергия бессознательного проявляется в творческой деятельности индивидов.

Таким образом, получается, что и деструктивные и конструктивные формы деятельности общества связаны с бессознательной структурой человеческой психики. Встаёт вопрос, какая роль отводится сознанию? Оказывается, у сознания только одна роль - сдерживать до определённого момента времени проявление бессознательного. Это удаётся, иногда в течение продолжительных промежутков времени, например от одной войны до другой и т.д., но не всегда, поэтому человеческая история полна войн и других социальных катаклизмов. Значит, зависимость сознания от бессознательного определяющая. Отсюда человек в сущности есть существо инстинктивное, биологическое, а не социально-культурное. Таков общий вывод из учения о бессознательном З. Фрейда.

Библиографический список:

1. Фрейд, З. Я и оно // М.: Издательство «Эксмо», 2015. - 689 с.

2. Бойко, А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках // Киев: Вища школа, 1978. -135 с.

3. Лем, С. Проблема сознания в современной западной философии // М.: «Знание», 1963. - 150 с.

УДК: 117

Костоева Аза Аслановна

студентка 4-го курса проф. "Бухучёт, анализ и аудит» Ингушского государственного университета

ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Kostoeva Aza Aslanovna,

student of 4 course Ingush State University, ISU

REFLECTION AS A UNIVERSAL PROPERTY OF MATTER

Аннотация:

Каждый из нас является обладателем сознания, но наши знания о том, что оно собой представляет, каково его происхождении, сущность, структура - ограничены. Проблема сознания является сложной не только для обычного понимания, но и очень сложной научной и философской проблемой. В данной статье проблема сознания рассматривается с позиций философов-материалистов, который определяют сознание как всеобщее свойство материи.

Abstract:

Each of us is the owner of consciousness, but our knowledge about what it is, what its origin, essence, structure is limited. The problem of consciousness is difficult not only for ordinary understanding, but also a very

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.