Научная статья на тему 'Сущность, структура и происхождение сознания'

Сущность, структура и происхождение сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1318
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ФИЛОГЕНЕЗ / ОНТОГЕНЕЗ / ОТРАЖЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боброва Светлана Григорьевна

Сущность, структура и происхождение сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура и происхождение сознания»

Сущность, структура и происхождение сознания Боброва С.Г.

Боброва Светлана Григорьевна /Bobrova Svetlana Grigorjevna - студент, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация: актуальность этой темы - в попытке понять такой сложный феномен как сознание человека. Abstract: the relevance of this topic in an attempt to understand such a complex phenomenon as human consciousness.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, филогенез, онтогенез, отражение, адаптация, действительность.

Keywords: consciousness, unconsciousness, phylogeny, ontogeny, reflection, adaptation, reality.

Один из фундаментальных вопросов - это вопрос первоначального зарождения психики и ее эволюции в филогенезе. Трудность этого вопроса обуславливается тем, что мы не имеем возможности в данный момент воспроизвести те события, те метаморфозы, которые привели к рождению психики. Психология входит здесь в сферу построения предположений. Одна из любопытных научных гипотез в данной области, в результате осмысления которой появилась отечественная гипотеза о зарождении и эволюции психики, стала гипотеза К. Бюлера. Эта гипотеза описывает последовательность роста психики через этапы инстинкта, навыков (дрессуры), интеллекта. Пьер Тейяр де Шарден начало психического видит в таком понятии как «духовная энергия», сравнивая ее с «внутренней областью» материи. Далее, психическая энергия, как правило, противостоит физической. «Эти две энергии - физическая и психической, находятся соответственно на внутренней и внешней областях мира... непрерывно соединены и определенным образом перетекают друг в друга» [2, с. 25]. Живые клетки как первые формы жизни возникли благодаря взрывоподобному переходу в наиболее идеальное состояние психической энергии. В дальнейшем, эволюция психического, происходила уже вследствие того, что сформировалась у животных нервная система. В ее недрах понемногу аккумулировалась психическая энергия, образуя внутреннее напряжение, которое, через некоторое время, на уровне человека послужило причиной возникновения нового эволюционного прыжка, в этот раз - сознания и мысли. Если говорить о советской психологии, то в ней сложилась традиция трактовать психику как свойство материи. Именно на этом основывали свои работы по данному вопросу А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ю.Б. Гиппенрейтер, К. Фабри. В данной работе психика расценивается, в первую очередь, как рост иерархических степеней отражения, которые позволяют формировать субъективный образ объективной реальности. А.Р. Лурией отмечено: «Советская психология полагает, что психика не «добавляется» к жизнедеятельности на конкретном этапе роста, а формируется жизнедеятельностью организма в конкретных условиях, притом она зарождается известными конфигурациями бытия живой материи» [5, с. 37]. А.Р. Лурия считает что: «Новой особенностью, появившейся при трансформации растительной жизни в животную, стало то, что у животных формируется новый тип раздражимости: даже более примитивно построенное животное в определенных условиях способно откликаться не только на прямые, идущие в ходе обмена веществ биотические раздражения, которые всегда были нейтральными, но и те, которые смогут сигнализировать возникновение биотических раздражений. Новый тип раздражимости, обращенный к ранее нейтральным агентам, которые вступают во взаимодействие с биотическими условиями и приобретают сигнальную роль, назван чувствительностью. Появление чувствительности - новый качественный скачок, определяющий переход от растительной жизни к животной; оно привело к формированию абсолютно новых видов жизнедеятельности и возможно, служит главным объективным критерием для появления психики» [5, с. 23]. Ю.Б. Гиппенрейтер пишет что: «Смысл такой активности заключается в том, чтобы гарантировать биологический эффект там, где обстановка не позволяет реализоваться буквально, сразу. Вообразите себе на секунду, что подобная активность имелась бы у растений. В этом случае, они обязаны были бы, к примеру, разбегаться при звуках приближающихся шагов либо едущей машины, либо перебраться к реке в засуху, а затем возвратиться на места с наиболее плодородной почвой» [1, с. 10]. Автором концепции о зарождении и эволюции психики в филогенезе А.Н. Леонтьевым было отмечено что: «Под «чувственным» подразумевается не исключительно познавательная сторона акта отражения, но и его эмоциональная «переживаемая» сторона. В общем смысле «чувственное» характеризуется эмоционально-сенсорным, эмоционально окрашенным сенсорным отражением. Такое экстенсивное понимание «чувственности» всецело относится к отражению объекта, на котором сосредоточена деятельность, иначе говоря, биологически значимого объекта. Говоря, что сигнал от биологически важного предмета наделен биологическим жизненным смыслом, мы имеем в виду, что он обладает положительной или отрицательной эмоциональной окрашенностью; выступая в данном качестве, чувственность здесь понимается как имеющая важное для жизни эмоциональное аффективное значение» [4, с. 48]. Резюмируя, А.Н. Леонтьев обозначает: «Действительное толкование сознания имеет начало в общественных условиях и средствах той деятельности, которая формирует его надобность, - в деятельности трудовой. Данная деятельность определяется тем, что осуществляется ее овеществление в продукте» [3, с. 14]. Сознание индивида способно отражать не только объект потребности, данные задачи, но и то, что не попадает напрямую, ни в ближайшей, ни в представимой, дальнейшей перспективе, в «поле интересов» индивида. Подобного типа многоуровневое, многослойное отражение помогает индивиду не только адаптироваться к

реальности, но и трансформировать ее, и даже строить новые «миры». Сознание имеет способность преобразовать окружающую действительность, как и в лучшую сторону, так и разрушить ее.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Де Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. - М., 1987.

3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.