Научная статья на тему 'К вопросу о поиске психических функций внутри организма. Комментарий к статье: Корниенко А.Ф. Сущность психики и психиче-ской формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичні дослідження у психології / Збірник статей. Том. III. / Сост. В.О. Мєдінцев. – Х.: Монограф, 2018 – С. 177-192.'

К вопросу о поиске психических функций внутри организма. Комментарий к статье: Корниенко А.Ф. Сущность психики и психиче-ской формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичні дослідження у психології / Збірник статей. Том. III. / Сост. В.О. Мєдінцев. – Х.: Монограф, 2018 – С. 177-192. Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о поиске психических функций внутри организма. Комментарий к статье: Корниенко А.Ф. Сущность психики и психиче-ской формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичні дослідження у психології / Збірник статей. Том. III. / Сост. В.О. Мєдінцев. – Х.: Монограф, 2018 – С. 177-192.»

С. В. Маланов

К вопросу о поиске психических функций внутри организма

Комментарий к статье: Корниенко А.Ф. Сущность психики и психической формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичш дослдження у психологй' / Зб1рник статей. Том. III. / Сост. В.О. Медшцев. - Х.: Монограф, 2018 - С. 177-192.

Сведения об авторе

В связи с широким распространением теоретических оснований когнитивной психологии (науки) и информационного подхода к анализу и объяснению психических явлений, с одной стороны, и развитием идей системно-деятельностной культурно-исторической психологии - с другой, в последние годы явно обозначились два направления выдвижения содержательно противоположных гипотез о психических функциях и их развитии. Во-первых, развитие психических функций связывается с эволюционным формированием специализированных органов чувств и нервной системы у

животных организмов, которые по мере эволюционного развития порождают все более сложные формы психики. Органы чувств, нервная система, мозг начинают рассматриваться в качестве причины появления и развития психических функций. Такую гипотезу разделяет широкий круг представителей естествознания, физиологии и психологии. Во-вторых, психические функции выводятся из эволюционно совершенствующихся взаимодействий организмов с окружающей средой. Это предполагает локализацию психических функций не внутри организма, а между организмом и предметными условиями окружающей среды. В таком теоретическом

контексте психические функции выступают уже не следствием, а одной из причин эволюционного отбора анатомо-физиологических особенностей организма, в частности органов чувств, нервной системы, мозга.

Указанные гипотезы соответствуют периодически возобновляемым дискуссиям о том, какова центральная линия биологического детерминизма: эволюционное развитие анатомических структур организмов лежит в основе зарождения новых функций или, напротив, актуализация во взаимодействиях с окружающей средой новых функций детерминирует направления естественного отбора структурных особенностей организмов? Как правило, если участники таких обсуждений строят аргументацию на том, что живое вещество обладает спонтанной активностью, то ведущим признается направление детерминизма от зарождения новых функций к отбору новых структур. Если аргументации строится на представлениях об исходной реактивности живых организмов, то в качестве ведущего часто признается направление детерминизма от зарождения новых структур к отбору новых функций. Все это приводит к постоянному соскальзыванию с одной логики рассуждений на другую и порождает противоречия (Александров, 2014).

Именно такие противоречия и содержатся в статье А.Ф. Корниенко, где он с одной стороны поддерживает гипотезы о порождении психики мозгом, представленные, в частности, в работах Н.И Чуприковой, с другой стороны критично относится к тому, что А.Н. Леонтьев наделяет элементарными психическими функциями одноклеточные организмы, которые способны к избирательно направленному перемещению в окружающей среде (Корниенко, 2018, с. 177192). Вот некоторые цитаты: «Спрашивается, зачем наделять простейшие живые организмы вплоть до протобионтов способностью к психической форме отражения действительности? Ведь существуют и другие формы отражения: биохимическая, физиологическая, нейрофизиологическая. Психическая форма отражения является наиболее сложной и возникает, соответственно, на более поздних этапах эволюционного развития живых организмов»... «Психика должна рассматриваться не просто как свойство мозга, обеспечивающее отражение объективной действительности, а как некоторое его особое свойство, обеспечивающее отражение особого содержания действительности».

При анализе психических функций важно заметить, что могут быть выделены функции целостного организма, которые реализуются во взаимодействиях с окружающей средой, а могут выделять функции отдельных органов и тканей внутри организма. Стремление вывести психику из функций мозга постоянно сталкивается с альтернативными позициями, где психика рассматривается в качестве особых функций целостного организма, эволюционное совершенствование которых ведет за собой отбор различных анатомо-физиологиче-ских особенностей организмов.

Так, например, в гипотезах А.Н. Северцова эволюционное усложнение поведения объясняется не функциями мозга, а результатом эволюционного отбора в популяциях таких организмов, которые наиболее эффективно взаимодействуют с окружающей средой. Так и в теориях П.К. Анохина и А.Н. Бернштейна показывается зависимость широкого круга физиологических функций у животных организмов (физиологических функциональных систем) от психических функций, обеспечивающих постановку и вынесение в будущее целей и подчинение таким целям жизнедеятельности. Взаимодействия животных организмов с окружающей

средой начинают рассматриваться не в качестве реакций на внешние раздражители, а как активно организуемые животными целенаправленные формы поведения. В основу «теории функциональных систем» П.К. Анохина оказываются имплицитно заложены представления о локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира. Такие функциональные системы процессов в организме исходно определяются активными, направленными на объект предметно-практическими и сенсорно-перцептивными операциями и действиями. Организация и реализация таких операций и действий, в свою очередь, актуализирует множество физиологических процессов, как в органах чувств и в нервной системе, так и в различных органах и тканях организма, включая и сложнейшие комплексы вегетативных изменений, которые подстраиваются под особенности активных взаимодействий организма со средой. Из подобных представлений вытекает гипотеза о том, что «психические образы» строятся и актуализируются как функциональные системы на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, выступая результатом взаимодействий субъекта с предметными свойствами

объектов окружающего мира. А системно-динамические изменения вегетативных (органических) функций вносят в психический образ компоненты переживаемой эмоционально-оценочной пристрастности (Анохин, 1978).

Таким образом, в ряде работ биологов и физиологов имплицитно намечается две взаимосвязанные гипотезы: а) об эволюционном развитии психических функций в составе активных взаимодействиях организма с окружающей средой; б) о том, что психика является не функцией отдельных органов, а функцией целостного организма. Развитие таких гипотез и послужило одним из оснований содержательного развития системно-дея-тельностной культурно-исторической психологии. А известные гипотезы Л.С. Выготского о том, что: а) особенности человеческой психики у ребенка формируются во внешних совместных с людьми взаимодействиях с предметами человеческой культуры и в общении; б) нейрофизиологические процессы в мозге функционально подстраиваются под такие взаимодействия, послужили основанием для теоретического анализа и выделения возможных причин формирования и развития психических функций в процессе эволюции

(Выготский, 1983; Выготский, Лурия, 1993). Направления такого анализа и задаются в работах А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца (Леонтьев, 1965, 2012; Запорожец, 1986).

Специфической особенностью жизненного процесса у животных организмов выступает целенаправленная активность животного (субъекта) взаимодействующего с внешней средой, в которой реализуется то или иное жизненное отношение (мотивационное отношение) к окружающему миру (Леонтьев, 1965, 2012). Отсюда, общий генетический ряд причинно-следственны1х связей, лежащих в основе эволюции психических функций у животных организмов, имеет следующую направленность: а) изменение окружающей среды; ^ б) изменения в поведении (деятельности) животных организмов, необходимые для выживания и приспособления; ^ в) необходимость в изменении способов ориентировки на основе совершенствования органов чувств, функционально необходимых для организации новых форм поведения; ^ г) изменение эволюционного отбора организмов в направлении новых анатомических особенностей - органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга и т.д. При этом в процессе эволюции наследственный, генетически транслируемый характер при-

обретают только анатомо-физиологические особенности живого организма, которые: а) обеспечивают врожденные формы актуализации поведения по отношению к определенному диапазону факторов окружающей среды; б) выступают предпосылками (задатками) для актуализации психических функций, а также для развития психических функций в онтогенезе (научения).

Каково центральное направление научного определения и анализа психических явлений? Как законы развития жизни, так и законы развития психики ошибочно искать во внутриклеточном химизме или внутриорганизменных процессах. И здесь мы согласны с аргументами, представленными в работах А.М. Сурмывы. Исследования внутриклеточных и внутриорганизменных процессов, позволяют выделить только материальный и функциональный субстрат, который обеспечивает возможность (необходимые условия) для появления живых организмов и развития психики (Сурмава, 2012, с. 124). Научные определения психических явлений, также как и определение жизни, следует искать не внутри исследуемого живого организма, а в системе его отношений и взаимодействий внутри более широкой целостности -окружающей природной среды. У представителей разных видов живых организмов наблюдается

многообразие форм предметной активности: от активности растений, прорастающих корнями по градиенту влажности почвы и разворачивающих цветы и листья в соответствии с градиентом освещенности, до активных локомоций и манипуляций подвижных животных (Сурмава, 2012, с. 80-99).

Активность это способность организма к действию «по форме предмета», обусловливающая жизнь в предметно-расчлененной среде. Активность характеризует спонтанность; продуктивность; предметность (Сурмава, 2012, с. 98-100). Поэтому неверно будет рассматривать раздражимость, как способность всех живых существ реагировать на воздействия окружающей среды и приходить под влиянием этих воздействий в активное состояние (Запорожец, 1986, с. 27). Введение категории «раздражимость», это «идеализация схемы лабораторного эксперимента над живыми объектами, в которой спонтанная активность экспериментатора, организующего систему воздействий на живой организм, заслоняет от него спонтанную активность самого организма, в которой как раз и заключена специфика живого субъекта перед объектами физической или химической природы». Уже пробионты обладали спонтанной активностью, которая представляет собой

свойство всего живого, а не реактивностью или «раздражимостью» (Сурмава, 2012, с. 107-108).

В контексте изложенных выше подходов психология может выделяться как наука о законах порождения и функционирования в жизнедеятельности живых организмов способов ориентировки в предметном мире, которые обеспечивают избирательную организацию и регуляцию взаимодействий с окружающим миром и позволяют реализовать направления жизненной активности. Подобное выделение предмета исследования представлено в работах П.Я. Гальперина, а также в ряде последующих работ отечественных психологов (Гальперин, 1998; Давыдов, 2008; Иванников, 2010). Поэтому ошибочным оказывается известное противопоставление психических функций «внутри организма» и действий «снаружи». И поэтому в системно-деятельностной культурно-исторической психологии относительно строго разводятся эмпирически регистрируемые особенности поведения и объяснительное понятие действие. В составе

действия выделяются психические составляющие в форме установления мотивационных отношений к чему-то в окружающем мире, постановки целей, ориентировки в предметных условиях и планирования способов достижения целей, исполнительных операций, операций контроля и коррекции. Все такие составляющие функционально производны от активных взаимодействий животного организма с окружающей средой (окружающими миром).

Вместо заключения приведем известную цитату: «Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет свой человеческий контакт с природой, мыслит также мало, как и мозг, изъятый из тела человека... Пытаться объяснить идеальное из анатомо-физиологических свойств тела мозга -такая же нелепая затея, как и попытка объяснить денежную форму продукта труда из физико-химических особенностей золота» (Ильенков, 1991, с 212-216).

Литература

Александров Ю.И. Системная психофизиология. // Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - С. 252-308. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978. - 400 с. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 608 с.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 5. Основы дефектологии. - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика, 1993. - 224 с.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986.

Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Издательство политической литературы, 1991.

Корниенко А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения организма, субъекта, личности. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХ1 век», 2010. - 185 с.

Корниенко А.Ф. Сущность психики и психической формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичш дослщження у психологи / Збiрник статей. Том. III. / Сост. В.О. Медшцев. - Х.: Монограф, 2018 - С. 177-192.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М.: Мысль, 1965. - 574 с.

Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.

Северцов А.В. Эволюция и психика. - М.: «Сабашниковы», 1922.

Сурмава А.М. Мышление и деятельность. - М.: НИУ МИЭТ, 2012. - 264 с.

Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). - М.: Языки славянской культуры, 2015 - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.