Научная статья на тему 'К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу?'

К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1362
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюция психических функций / психика и мозг / локализация психических функций / психика как ориентировочная основа активности / генезис рефлексивности / evolution of mental functions / psyche and brain / localization of mental functions / psyche as an indic-ative basis of activity / the genesis of reflexivity

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — С. В. Маланов

Обсуждается два направления выдвижения содержательно противоположных гипотез об эволюционном развитии психических функций. Первое направление характеризуется тем, что развитие психических функций связывается с формированием специализированных органов чувств и нервной системы у животных организмов, которые по мере эволюционного развития порождают все более сложные формы психики. Формирование органов чувств, нервной системы и мозга рассматриваются в качестве причины появления и развития психических функций. Во втором направлении психические функции выводятся из эволюционно совершенствующихся взаимодействий организмов с окружающей средой. Это предполагает локализацию психических функций не внутри организма, а между организмом и предметными условиями окружающей среды. В таком теоретическом контексте психические функции выступают уже не следствием, а одной из причин эволюционного отбора анатомо-физиологических особенностей организма, в частности органов чувств, нервной системы, мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the evolutionary development of mental functions: from the brain to the psyche or from the psyche to the brain?

Two directions of proposing substantively opposite hypotheses on the evolutionary development of mental functions are discussed. In the first direction, the development of mental functions is associated with the evolutionary formation in animal organisms of specialized sense organs and the nervous system, which give rise to more and more complex forms of the psyche. The formation of the sensory organs, the nervous system and the brain are considered as the cause of the emergence and development of mental functions. In the second direction, mental functions are derived from evolutionarily improved interactions of organisms with the envi-ronment. This implies the localization of mental functions not inside the organism, but between the organism and the objective environmental conditions. In such a theoretical context, mental functions are no longer a con-sequence, but one of the reasons for the evolutionary selection of the anatomical and physiological characteris-tics of an organism, in particular the sense organs, the nervous system, the brain.

Текст научной работы на тему «К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу?»

С.В. Маланов

К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу?

Сведения об авторе

Аннотация. Обсуждается два направления выдвижения содержательно противоположных гипотез об эволюционном развитии психических функций. Первое направление характеризуется тем, что развитие психических функций связывается с формированием специализированных органов чувств и нервной системы у животных организмов, которые по мере эволюционного развития порождают все более сложные формы психики. Формирование органов чувств, нервной системы и мозга рассматриваются в качестве причины появления и развития психических функций. Во втором направлении психические функции выводятся из эволюционно совершенствующихся взаимодействий организмов с окружающей средой. Это предполагает локализацию психических функций не внутри организма, а между организмом и предметными условиями окружающей среды. В таком теоретическом контексте психические функции выступают уже не следствием, а одной из причин эволюционного отбора анатомо-физиологических особенностей организма, в частности органов чувств, нервной системы, мозга.

Ключевые слова: эволюция психических функций, психика и мозг, локализация психических функций, психика как ориентировочная основа активности, генезис рефлексивности.

Цитирование: Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? // Теоретичш дослщження у психологи: монографiчна серiя / Сост. В.О. Медшцев. Том VII. 2019. С. 47-71 10.24411/2616-6860-2019-00007

Построение теоретических оснований научно ориентированной психологии необходимо предполагает поиск ответов на вопросы: а) как в процессе эволюции живых организмов зарождаются и развиваются психические функции; б) как в период антропогенеза человечество, опираясь на совершенствующиеся психические функции, порождает тот спектр явлений, которые изучаются гуманитарными и социальными науками. Вопрос, без разрешения которого невозможно построить последовательную научную теорию психических явлений, каковы исходные предпосылки и биологическое значение возникновения психических функций у живых организмов в процессах эволюции?

При обсуждении эволюционного происхождения психики выделяется два направления выдвижения содержательно противоположных гипотез. Во-первых, развитие психических функций связывается с формированием специализированных органов чувств и нервной системы у животных организмов, которые по мере эволюционного развития порождают все более сложные формы психики. Формирование органов чувств, нервной системы и мозга рассматриваются в качестве причины появления и развития психических функций. Такую гипотезу часто поддерживают как представители

естествознания, так и психологии (Марков, 2011; Корниенко, 2010, 2018; Палмер, 2004; Чуприкова, 2015; Фритт, 2014). Во-вторых, психические функции выводятся из эволюционно совершенствующихся взаимодействий организмов с окружающей средой. Это предполагает локализацию психических функций не внутри организма, а между организмом и предметными условиями окружающей среды. В таком теоретическом контексте психические функции выступают уже не следствием, а одной из причин эволюционного отбора анатомо-физиологических особенностей организма, в частности органов чувств, нервной системы, мозга.

Две указанные гипотезы соответствуют периодически возобновляемой дискуссии о том, какова центральная линия биологического детерминизма: эволюционное развитие анатомических структур организмов лежит в основе зарождения новых психических функций или, напротив, актуализация во взаимодействиях с окружающей средой новых функций детерминирует направления естественного отбора структурных особенностей организмов? Как правило, если участники таких обсуждений строят аргументацию на том, что живое вещество обладает спонтанной активностью, то ве-

дущим признается направление детерминизма от зарождения новых функций к отбору новых структур. Если аргументации строится на представлениях об исходной реактивности живых организмов, то в качестве ведущего часто признается направление детерминизма от зарождения новых структур к отбору новых функций (Александров, 2014). Это приводит к постоянному соскальзыванию с одной логики рассуждений на другую и порождает противоречия.

Могут ли психические функции получить объяснение в качестве эволюционно совершенствующихся взаимодействий организмов с окружающей средой, а не в качестве эволюции функций мозга, таинственным образом порождающих психику?

Возможные направления такого объяснения происхождения психики в эволюционном развитии животных организмов намечены А.Н. Северцовым в работе «Эволюция и психика»:

1. Биологическая приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций живого организма условиям той среды, где оно обитает. Поэтому скорость изменения строения и функций в популяциях

организмов должна быть не ниже скорости изменения условий окружающей среды.

2. Изменения строения и функций у организмов в процессе приспособления могут быть наследственными и не наследственными (приобретенными в онтогенезе). Возможные направления изменений организмов в процессе эволюции задаются динамикой изменения различных факторов окружающей среды, которые могут изменяться медленно или быстро по отношению к времени существования отдельных живых организмов и их популяций:

• Приспособление к медленным изменениям среды (геологическим, климатическим) может обеспечиваться: а) наследственными изменениями анатомического строения (морфологии); б) наследственными изменениями в функциональной организации двигательных возможностей в популяциях живых организмов (рефлексы, инстинкты).

• Приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды может обеспечиваться: а) изменением строения организмов путем развития в онтогенезе физиологических функций и соответствующих органов; б)

функциональными изменениями поведения (научением).

3. У высших животных межиндивидная изменчивость реализуется не только за счет морфологических характеристик организма, а также за счет возрастающего диапазона возможных функциональных изменений в поведении. Для существования живого организма в быстро меняющихся условиях окружающей среды необходимы формирующиеся и совершенствующиеся в процессе эволюции функциональные механизмы, обеспечивающие прижизненное развитие индивидуальных особенностей поведения - научение. Линия эволюционного формирования и развития таких механизмов и представляет собой развитие психофизиологических и психических функций (Северцов, 1922).

В сформулированных гипотезах А.Н. Северцов объясняет эволюционное усложнение поведения не функциями мозга, а результатом эволюционного отбора в популяциях таких организмов, которые наиболее эффективно взаимодействуют с окружающей средой. При этом психика начинает рассматриваться в качестве важнейшего фактора, который детерминирует эволюцию животных организмов, но не получает относительно строгого определения. Такой подход к анализу Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функци

эволюционного развития психических функций необходимо ведет к постановке вопроса: как связаны психические функции животного организма с анатомическими структурами и физиологическими функциями?

В отечественной физиологии направления такого анализа закладывались в работах И.М. Сеченова, где исходно намечалась тенденция вывести психические явления из отношений между организмом и средой (Сеченов, 1952). В последующих исследованиях И.П. Павлова неявно присутствовала тенденция сведения (редуцирования) психических явлений к условно рефлекторным связям, которые устанавливаются между функциями внутри организма и взаимодействиями с внешней средой. А в конечном итоге - к физиологическим механизмам образования временных нейрофизиологических связей в коре головного мозга, физиологическим механизмам высшей нервной деятельности. Вместе с тем в первой половине ХХ века в теориях П.К. Анохина и А.Н. Бернштейна концепция условного рефлекса была преобразована в концепцию «рефлекторного кольца» с обратными связями, реализующимися посредством «обратной афферентации» и «сенсорно-перцептивных коррекций». Была показана зависимость широкого

круга физиологических функций у животных организмов (физиологических функциональных систем, функциональных органов) от психических функций, обеспечивающих постановку и вынесение в будущее целей и подчинение таким целям жизнедеятельности.

Взаимодействия животных организмов с окружающей средой начинают рассматриваться не в качестве реакций на внешние раздражители, а как активно организуемые животными целенаправленные формы поведения. В основу «теории функциональных систем» П.К. Анохина оказались имплицитно заложены представления о локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира. Такие функциональные системы психофизиологических процессов в организме исходно определяются мышечными движениями и движениями органов чувств, направленными на объект - предметно-практическими и сенсорно-перцептивными операциями и действиями. Организация и реализация таких операций и действий, в свою очередь, актуализирует множество физиологических процессов, как в органах чувств и в нервной системе, так и в различных органах и тканях организма, включая и сложнейшие комплексы вегетативных изме-

нений, которые подстраиваются под особенности активных взаимодействий организма со средой. Из таких представлений вытекает гипотеза о том, что «психические образы» строятся и актуализируются как функциональные системы на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, выступая результатом взаимодействий субъекта с предметными свойствами объектов окружающего мира. А системно-динамические изменения вегетативных (органических) функций вносят в любой психический образ компоненты переживаемой эмоционально-оценочной пристрастности (Анохин, 1978).

В работах Н.А. Бернштейна затрагивается вопрос о том, каковы центральные линии развития сенсомотор-ных и нейрофизиологических функций в процессе эволюции? Эволюция органов чувств, нейрофизиологических функций и анатомической организации мозга ставится в зависимость от результатов взаимодействий популяций организмов с окружающей средой (Бернштейн, 1991, 1997, 2003).

При дифференциации и специализации тканей в процессе эволюции у многоклеточных животных часть клеток, лежащих на поверхностях организма, начинает

выполнять функции раздражимости и чувствительности (рецептивные функции). Другие клетки, расположенные внутри организма начинают выполнять функции изменения формы на основе сокращений (контрактильные функции). Дифференцируется мышечная ткань. Между рецептивными клетками поверхности тела и клетками мышечной ткани появляются: а) химические вещества-посредники (медиаторы), возбуждающие сокращения мышечных клеток; б) дифференцируются нервные клетки, обеспечивающие связь между рецептивными и контрактильными клетками и тканями. В ответ на воздействие определенных факторов внешней среды возникают общие неупорядоченные движения тела (Бернштейн, 1991, с. 45).

У древнейших бесскелетных животных (типы кишечнополостных и иглокожих) с относительно медлительной гладкой мускулатурой преобладают отдельные телодвижения. При этом отсутствует: а) тонкое управление движениями, для которых нужен непрерывный контроль со стороны органов чувств; б) возможности изменять способы достижения тех результатов, которым подчиняются перемещения и движения организма. На такой исходной функциональной основе

организации движений эволюционируют многоклеточные животные с ротовым отверстием на передней части организма, с пищеварительной трубкой, тянущейся во всю длину тела и с анальным отверстием на задней части организма (типы червей и моллюсков). У таких животных на головной части организма, которая при перемещениях первой оказывается в новых условиях, начинают дифференцироваться разные виды контактной чувствительности - осязательная, температурная, вкусовая, химическая. Формируются органы чувств. При этом у низших животных механизмы контактной чувствительности исходно строятся на основе активных движений, обеспечивающих поиск стимулов вызывающих «ощущения». Последующая эволюция дистантных органов чувств и соответствующих им рецепторов обеспечивает постепенное расширение способов ориентировки животных в окружающей среде (окружающем мире) до многих сотен метров:

• Контактные формы химической чувствительности («вкус») - эволюционируют в дистантные формы химической чувствительности - органы обоняния.

• Контактные формы осязательной чувствительности избирательно эволюционируют в чувствительность

к частым и мелким колебаниям различных поверхностей (вибрациям), а затем к колебаниям, передаваемым через окружающую среду - органы слуха, регистрирующие колебания водной или воздушной среды.

• Контактные формы температурной чувствительности эволюционируют в избирательную восприимчивость к воздействию энергии электромагнитных излучений - тепловой и световой чувствительности. На этой основе формируются дистантные формы регистрации тепловых и световых источников излучений - дистантная термочувствительность и органы зрения (Берн-штейн, 1991, с. 48-49).

Дистантные формы чувствительности начинают обеспечивать взаимодействия животного с условиями окружающей среды не только на основе отдельных движений тела, а также на основе избирательно направляемых перемещений целостного организма в пространстве - появляются локомоторные формы поведения.

Для локомоторного передвижения тела организма в пространстве окружающей среды необходима согласованная деятельность мышц всего организма, перемещающая его как целое в едином требуемом направлении. На головном конце организмов в процессе эволюции

дифференцируются нервные центры, способные обеспечить организацию и согласование динамических сокращений мускулатуры тела. Формируется поперечнополосатые мышечные волокна, позволяющие повысить быстроту и мощность движений и перемещений животных. Это требует жесткой и прочной опорно-двигательной системы с хорошей подвижностью, обеспечивающей мышцам точки приложения сил для мощных и быстрых сокращений. С этого момента эволюционное развитие животных идет по двум центральным направлениям: а) беспозвоночные членистоногие с жестким внешним скелетом; б) позвоночные животные с внутренним подвижным в суставах скелетом.

У позвоночных животных жесткие кости, сочлененные между собою в суставах, располагаются по продольной оси каждого звена тела, а мышцы облегают их снаружи, обеспечивая, как устойчивую статичность, так и подвижность организма. Движения рыб - низших позвоночных (Pisces) - почти полностью состоят из плавательных локомоций. Для них характерны волнистые, плавные, монотонные движения, охватывающие все тело животного. Возможности дистантной ориентировки рыб в окружающем мире и организации на этой основе локомоторных форм поведения обеспечивает

дифференциацию в процессе эволюции способностей воспроизводить удачные последовательности направленных перемещений организма в окружающей среде.

Следующий за рыбами в последовательности эволюционного развития класс позвоночных - земноводные (Amphibia) - приобретает конечности, необходимые для перемещений на жесткой поверхности. Передвижения по суше в условиях воздушной среды с помощью конечностей это более сложная задача, чем перемещения в относительно однородной по всем направлениям водной среде на основе циклически повторяющихся плавательных движений. В постоянно изменяющихся условиях наземного обитания и перемещениях с опорой на конечности появляется необходимость выстраивать нестандартные движения и действия, которые требуют новых форм организации и регуляции. Все это необходимо предполагает эволюционное развитие множества функций, связанных с организацией и регуляцией перемещений по твердой поверхности с преодолением различных препятствий, что обусловливает формирование и развитие высших отделов головного мозга, которые подстраиваются под организацию новых движений на основе новых, более эффективных способов ориентировки - формируется таламо-паллидарная система.

Чувствительными (или рецепторными) центрами уровня паллидума (globus pallidus) служат зрительные бугры (thalamus). В них собираются нервные проводящие пути от осязательной чувствительности (прикосновения, давления, тепла, холода, боли и т.д.) и проприо-цептивной чувствительности. Дифференцируются нервные ганглии, расположенные вблизи таламусов, куда сходятся зрительные, слуховые и обонятельные нервы дистантной чувствительности, а также нервы ин-тероцептивной чувствительности, связывающие головной мозг с внутренними органами.

В процессе эволюции перцептивных и двигательных возможностей у следующего класса позвоночных - пресмыкающихся (Reptilia) - в головном мозге дифференцируется парное образование - стриатум (corpus striatum), функционально подчиняющее все нижележащие уровни организации и регуляции движений, которые характерны для земноводных и рыб. Также дифференцируются зачатки мозговой коры, функционально обслуживающие дистантные органы чувств. Вместе с тем, пресмыкающиеся имеют эволюционные ограничения: а) являясь холоднокровными организмами, они зависят от температуры окружающей среды и ограничены

в подвижности; б) будучи яйцекладущими организмами, они привязаны к определенному месту в период созревания и развития. Пресмыкающиеся вытесняются теплокровными животными - птицами и млекопитающими.

Появляющееся у пресмыкающихся двигательное ядро мозга стриатум, достигает наивысшего функционального развития у птиц (Aves). Вместе с ним развивается отдел мозга, обеспечивающий равновесие и «владения своим телом» - мозжечок (cerebellum). У птиц стриатум функционально подчиняет и иерархически организует постепенно развивавшуюся у позвоночных экстрапирамидную двигательную систему, в которую включаются: а) нижележащий, главенствующий у земноводных, уровень паллидума; б) самый древний, главенствующий у низших животных, уровень регуляции тонуса мышц. На основе высокого развития у птиц органов чувств и экстрапирамидной системы обеспечивается совершенное построение локомоций, опирающихся на управление конечностями - бег, лазанье, полет. Эти движения организуются уже не столько с помощью туловища (как у рыб и у пресмыкающихся) а с опорой на двигательные функции конечностей. Вместе с тем у птиц отсутствуют способности к приобретению

относительно сложных форм опыта и решению сложных двигательных задач.

У млекопитающих (Mammalia) при увеличении объема коры полушарий головного мозга в ее составе дифференцируются: а) сенсорные зоны, функционально связанные со всеми органами чувств; б) прямые нервные пути до двигательных нейронов спинного мозга -пирамидная двигательная система. При этом у млекопитающих сохраняются все функции экстрапирамидной двигательной системы, обеспечивающие те движения, которые сформировались у их далеких эволюционных предков. Стриатум и мозжечок, достигшие у птиц вершины своего функционального развития, у млекопитающих начинают подчиняться пирамидной двигательной системе. При этом:

• Контактная чувствительность - осязание, боль, мышечно-суставное чувство имеют обширные представительства в коре высших млекопитающих, но сохраняют тесную связь с главными ядрами таламусов.

• Дистантная чувствительность - зрение, слух и обоняние у высших млекопитающих и человека в области таламусов лишь переключаются и направляются в

отделы коры мозговых полушарий, захватывая в них обширные, тонко расчлененные сенсорные зоны.

Эволюционное развитие пирамидной двигательной системы обеспечивает млекопитающим новый диапазон движений и действий. У млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися и птицами значительно растет количество однократных целенаправленных действий, избирательно соответствующих предметным условиям и свойствам объектов. Наблюдается разнообразие манипулятивных действий. Появляются разнообразные выразительно-коммуникативные движения и действия. Наблюдается высокая способность к накоплению индивидуального жизненного опыта, и построению на этой основе новых комбинаций из движений и действий (Бернштейн, 1991, с. 59-118).

В исследованиях Н.А. Бернштейна анализируется, как в процессе эволюции под развитие способов активной организации взаимодействий животных организмов с предметными условиями окружающей среды функционально подстраиваются возможности опорно -двигательного аппарата и сенсорно-перцептивной системы организма. Совершенствование активных взаимодействий животных организмов с окружающей средой, в свою очередь, необходимо предполагает и

совершенствование нейрофизиологических функций, что ведет к дифференциации отделов головного мозга. Н.А. Бернштейн содержательно иллюстрирует и показывает, что эволюционное развитие нервной системы и психических функций вовсе не подчиняется известной логике, широко представленной и в научной и в популярной литературе: эволюционное развитие и дифференциация отделов головного мозга ^ формирование новых функций головного мозга, обеспечивающих появление новых психических функций и их развитие ^ организация на основе новых психических функций более эффективных форм поведения в окружающем мире. Естественное развития нервной системы и мозга прямо противоположно такой «традиционной» логике и протекает в направлении: от организации активных взаимодействий с окружающим миром, эффективность которых повышается; ^ к системной подстройке физиологических (психофизиологических) процессов в органах чувств, органах движения, нервной системе, мозге под новые взаимодействия с окружающим миром; ^ к отбору организмов с более эффективными функционально-структурными признаками.

Таким образом, в указанных работах биологов и физиологов имплицитно намечается две взаимосвязанные

гипотезы: а) об эволюционном развитии психических функций как результата активных взаимодействиях организма с окружающей средой; б) о том, что психика является не функцией отдельных органов, а функцией целостного организма. Развитие таких гипотез служило одним из оснований для содержательного развития си-стемно-деятельностной культурно-исторической психологии. А известные гипотезы Л.С. Выготского о том, что: а) особенности человеческой психики у ребенка формируются во внешних совместных с людьми взаимодействиях с предметами человеческой культуры и в общении; б) нейрофизиологические процессы в мозге функционально подстраиваются под такие взаимодействия, - в свою очередь, послужили основанием для теоретического анализа и выделения возможных причин формирования и развития психических функций в процессе эволюции (Выготский, 1983; Выготский, Лурия, 1993). Направления такого анализа задаются в работах А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца (Леонтьев, 1965, 2012).

При разработке общепсихологической теории А.Н. Леонтьев отталкивался от тех критериев, на которые опирались в философии и естествознании в первой половины ХХ века при определении психических явлений.

На фоне отрицания мистических и религиозных представлений выдвигался ряд альтернативных гипотез о появлении психики:

• Гипотеза панпсихизма: о существовании всеобщей одухотворенности природных явлений, имеющих два типа свойств (атрибутов) - психических и физических.

• Гипотеза антропопсихизма: появление психики связано с появлением человека и человеческого сознания.

• Гипотеза биопсихизма: психика это неотъемлемое свойство любых живых организмов.

• Гипотеза нейропсихизма: психика присуща организмам, имеющим нервную систему. Психика формируется с появлением в процессе эволюции нервной системы.

Если первые две гипотезы о первичных (исходных) формах психических явлений были признаны недостаточно удовлетворительными как с теоретических позиций, так и на основании отсутствия в естествознании фактических данных, то гипотезы биопсихизма и нейропсихизма широко представлены в различных теоретических обобщениях. Неоднозначность выделения

психических функций, потребовал поиска такого критерия, который позволит бы дать содержательно-генетическое определение психическим явлениям (Леонтьев, 1965, 2012; Запорожец, 1986; Александров, 2014).

Что выступает единицей жизнедеятельности животного организма в контексте психологического анализа? Наиболее простые формы жизни обеспечиваются физиологическими процессами во внутренней среде организма, которые: а) запускаются при изменении параметров внутренней среды, а также при непосредственном воздействии биологически значимых (как полезных, так и вредных) раздражителей; б) поддерживают жизнедеятельность, обеспечивая динамическое постоянство внутренней среды - гомеостаз; в) обеспечивают рост и пассивные формы размножения. Например, растительные организмы не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к избирательно направленному росту в определенной среде обитания. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском и избирательным перемещением, а случайными факторами и ростом. Такие формы отношений живого организма с

внешней средой могут быть обозначены как раздражимость. Так, выделяется критерий, по которому противопоставлены растительные и животные формы существования организмов: у растительных организмов отсутствует активная ориентировка в окружающей среде и возможность активно контролировать и изменять условия своего обитания на основе перемещения или воздействия на предметы окружающей среды.

Специфической особенностью жизненного процесса у животным организмов выступает целенаправленная активность животного (субъекта) взаимодействующего с внешней средой, в которой реализуется то или иное жизненное отношение (мотивационное отношение) к окружающему миру. Такие направления реализации жизненного процесса в отечественной психологии, вслед за А.Н. Леонтьевым, обозначаются термином «деятельность». Под исходными формами «деятельности» понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с внешней средой (окружающим миром), которые активно устанавливаются и воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном объектов и обеспечивают удовлетворение потребностей (Леонтьев А.Н., 1965, 2012).

Каковы центральные направления функционального совершенствования поведения животных организмов в процессе эволюции? Освоение все более сложных экологических ниш связано с переходом организмов от жизнедеятельности в относительно простой однородной среде - к условиям жизни в меняющейся предметной неоднородной среде. Такой переход необходимо предопределяет относительную дифференциацию процесса жизнедеятельности на: а) функции отправления - физиологическую активность, направленную на поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза); б) функции поведения - активные избирательные взаимодействия с окружающей средой. Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения предполагает: а) функции, обеспечивающие перемещение в среде обитания; б) функции, обеспечивающие избирательность направлений перемещения в среде обитания на основе предварительной ориентировки. В связи с этим функции поведения задаются эволюционным развитием: а) специализированных органов передвижения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориенти-

ровку, организацию и регуляцию двигательной активности во внешней среде (Запорожец, 1986, с 25-47). При этом беспозвоночные животные преимущественно эволюционируют в направлении приспособления к жизни в относительно стабильных условиях окружающей среды на основе: а) наследуемых анатомо-физиологи-ческих особенностей организма, обеспечивающих актуализацию видотипичных способов ориентировки и организации поведения; б) многочисленного потомства, большая часть из которого гибнет, не обнаружив таких условий и не достигая половой зрелости. Позвоночные животные эволюционируют в направлении приспособления к жизни в изменяющихся и нестабильных условиях окружающей среды на основе: а) постоянного совершенствования способов ориентировки и организации поведения; б) относительно малочисленного потомства, большая часть из которого достигает половой зрелости.

Что выступает исходной формой психических функций? Эволюционное формирование органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости - физиологических (у одноклеточных -биохимических) процессов, возникающих в организме

при непосредственном контакте с биологически значимым раздражителем, к чувствительности - ориентировке организма на основе выделения стимулов, сигнализирующих о располагающихся в окружающей среде жизненно важных (имеющих биологический смысл) условий и объектов. Эволюционное развитие таких функций и обеспечивает избирательность и целенаправленность перемещений в среде и взаимодействий с объектами.

Простейшие активные формы перемещения на основе ориентировки во внешней среде (чувствительность) в форме таксисов наблюдаются уже у одноклеточных организмов (Фабри, 1993; Мак-Фарленд, 1988; Лоренц, 1998). Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики. При этом чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная интероцептивная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстерорецепция); в) на способность контролировать собственные движения (проприоре-цепция). Этим обеспечивается регуляция отношений между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может избирательно «требовать» взаимодействия с разными условиями окружающей среды. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых состояний нужды (потребностей); б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на избирательное выделение объектов и условий (цели, мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.

Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций? Приспособление в процессе эволюции к сложным быстро изменяющимся предметным условиям окружающей среды необходимо требует усложнения функциональной структуры поведения (деятельности) у животных, что ведет к развитию психической ориентировки на основе дифференциации и совершенствования органов чувств. Общий генетический ряд причинно-следственных связей,

лежащих в основе эволюции психических функций у животных организмов, имеет следующую направленность: а) изменение окружающей среды; ^ б) изменения в поведении (деятельности) животных организмов, необходимые для выживания и приспособления; ^ в) необходимость в изменении способов ориентировки на основе совершенствования органов чувств, функционально необходимых для организации новых форм поведения; ^ г) изменение эволюционного отбора организмов в направлении новых анатомических особенностей - органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга и т.д. При этом в процессе эволюции наследственный, генетически транслируемый характер приобретают только анатомо-физиологические особенности живого организма, которые: а) обеспечивают врожденные формы актуализации поведения по отношению к определенному диапазону факторов окружающей среды; б) выступают предпосылками (задатками) для актуализации психических функций, а также для развития психических функций в онтогенезе (научения).

У животных не способных к научению в качестве врожденных предпосылок, необходимых для актуализации психических функций, выступают: а)

настроенность органов чувств на выделение ограниченного диапазона свойств внешней среды или признаков объектов (чувствительность к узкой системе «ключевых раздражителей») при актуализации определенной потребности; б) наследственно фиксируемые способы организации движений, актуализируемые при выделении (обнаружении) определенных ключевых раздражителей.

У животных способных к научению врожденные предпосылки для актуализации и последующего развития психических функций предполагают: а) потенциальные возможности для организации и построения разнообразных локомоторных и манипулятивных движений; б) потенциальная чувствительность к широкому диапазону факторов среды. Такие врожденные предпосылки (задатки) обеспечивают потенциальные возможности для построения все более сложных взаимодействий с предметными условиями окружающей среды на основе совершенствования индивидуальных способов ориентировки и функциональной дифференциации и подстройки физиологических и анатомических особенностей организма под активные взаимодействия с предметными особенностями окружающей среды. Изменение жизнедеятельности (поведения) животных в мозга к психике или от психики к мозгу? Со1: 10.24411/2616-6860-2019-00007

филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно связанных направлениях:

• Изменение и расширение биологического значения различных предметов и объектов окружающей среды, на которые избирательно направляется жизнедеятельность (развитие потребностей и мотивацион-ных отношений).

• Изменение и совершенствование поведения и приемов двигательных взаимодействий с внешней предметной средой (совершенствование состава действий, операций).

В зависимости от функциональной организации жизнедеятельности, особенностей психической ориентировки и способностей к научению А.Н. Леонтьевым выделяется три стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов (Леонтьев, 2012):

• Стадия элементарной сенсорной психики (стадия развития «ощущений») - врожденная актуализация видотипичного поведения животного на основе выделения ограниченного диапазона свойств окружающей среды при отсутствии способности к научению (ориентировка на основе выделения свойств окружающей среды).

• Стадия перцептивной психики (стадия развития «восприятия») - организация поведения на основе ориентировки в окружающей среде, обеспечивающей активное избирательное выделение биологически значимых объектов (предметов, явлений) по отношению к которым строятся новые способы организации взаимодействий.

• Стадия интеллекта (стадия развития относительно простых форм «мышления») - организация поведения животного на основе ориентировки, позволяющей выделять межпредметные связи и отношения, что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач. Такие способы ориентировки и организации поведения могут переноситься в другие ситуации, в другие предметные условия, в состав других действий.

Стадии эволюционного развития психических функций получают эмпирическую конкретизацию в многочисленных работах по зоопсихологии (Крушинский, 1991; Зорина, Полетаева, 2002; Новоселова, 2002; Зорина, Смирнова, 2006; Филиппова, 2004). Вместе с тем к содержанию теоретического анализа эволюции психики, намеченному в работах А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца выдвигаются критические замечания и уточнения (Корниенко, 2010; Сурмава, 2012). Критические от мозга к психике или от психики к мозгу? Со1: 10.24411/2616-6860-2019-00007

замечания сторонников гипотез о том, что психика -это результат развития функций эволюционирующего мозга («мозг порождает психику»), на наш взгляд, получают опровержения в работах и гипотезах, которые обсуждались выше. При этом существенные уточнения в теорию эволюционного развития психических функций вносят работы А.В. Сурмавы.

Каково центральное направление научного анализа психических явлений? Как законы развития жизни, так и законы развития психики ошибочно искать во внутриклеточном химизме или внутриорганизменных процессах. Исследования внутриклеточных и внутриорганизменных процессов, позволяют выделить только материальный и функциональный субстрат, который обеспечивает возможность (необходимые условия) для появления живых организмов и развития психики (Сурмава, 2012, с. 124). Научные определения психических явлений, также как и определение жизни, следует искать не внутри исследуемого живого организма, а в системе его отношений и взаимодействий внутри более широкой целостности -окружающей природной среды. Психику следует анализировать как способ действия живого организма, активно уподобляющегося с формой объекта. У

представителей разных видов живых организмов наблюдается многообразие форм предметной активности: от активности растений, прорастающих корнями по градиенту влажности почвы и разворачивающих листья в соответствии с градиентом освещенности, до активных локомоций и манипуляций подвижных животных (Сурмава, 2012, с. 80-99).

Что лежит в основе активности, свойственной живым организмам? Активность это способность организма к действию «по форме предмета», обусловливающая жизнь в предметно-расчлененной среде. Активность характеризует спонтанность; продуктивность; предметность (Сурмава, 2012, с. 98100). Поэтому неверно будет рассматривать раздражимость, как способность всех живых существ реагировать на воздействия окружающей среды и приходить под влиянием этих воздействий в активное состояние (Запорожец, 1986, с. 27). Введение категории «раздражимость», это «идеализация схемы лабораторного эксперимента над живыми объектами, в которой спонтанная активность экспериментатора, организующего систему воздействий на живой организм, заслоняет от него спонтанную активность самого организма, в которой как раз и заключена

специфика живого субъекта перед объектами физической или химической природы». Уже пробионты обладали спонтанной активностью, которая представляет собой свойство всего живого, а не реактивностью или «раздражимостью» (Сурмава, 2012, с. 107-108).

С увеличением пробионта его масса растет пропорционально кубу, а поверхность - квадрату линейных размеров. При достижении определенного предела поверхность такого растущего организма должна оказаться недостаточной для обеспечения минимально необходимого притока метаболитов к его живому веществу. Такой организм должен был либо погибнуть, либо разделиться на два дочерних организма, либо начать перемещаться относительно окружающей его среды по градиенту концентрации жизненно значимых веществ. Поэтому процесс питания пробионтов - избирательной ассимиляции ими определнных веществ - исходно выступает и причиной, и механизмом их направленной, предметной локомоции (Сурмава, 2012, с. 110-113).

Все многообразие видов многоклеточных организмов происходит от обладавших способностью к активной локомоции одноклеточных жгутиковых.

Эволюция одноклеточных организмов строится на том, что каждая отдельная клетка находится в активном отношении со своим предметным окружением, относительно независимо от других подобных организмов. Эволюция жизнедеятельности

многоклеточных организмов определяется активными, предметными отношениями не отдельных клеток, а предметной активностью целостного организма. Активность каждой клетки в многоклеточном организме необходимо подчинена активности целостного организма в окружающей среде (окружающем мире). Живые клетки, образующие ткани и органы, находятся в эволюционно усложяющихся и совершенствующихся морфогенетических и морфофункциональных «рефлексивных» отношениях друг к другу, подчиненных направлениям реализации жизненной активности целостного организма. На основе рефлексивных отношений организм соотносится не с чем-то иным, внешним, а с самим собой, что обеспечивает сохранение его целостности (Сурмава, 2012, с. 122-125).

Каковы источники развития рефлексивности, как необходимого условия эволюции многоклеточных организмов? Если жизненная активность организма

выражается лишь в движении по градиентам жизненного пространства, то столь же малосодержательными будут и обеспечивающие такую активность рефлексивные отношения. Если жизненная активность организма реализуется в вещно-оформленном предметно-дифференцированном

жизненном пространстве, то и обеспечивающие активность организма рефлексивные отношения приобретают сложный и динамически противоречивый характер. «Противоположность двух указанных типов предметного пространства и соответствующих им типов рефлексивных отношений соответствует противоположности растительной и животной форм жизни» (Сурмава, 2012, с. 127-128).

Эволюция многоклеточных автотрофных растительных органимов не требует развития чувствительности, тогда как эволюция многоклеточных гетеротрофных животных организмов идет по пути ее последовательного развития и совершенствования. Это обусловлено различиями предметной активности, которая обсловливает различия в формировании рефлексивных форм активности. Предметная активность растений реализуется в континуальном предметном пространстве посредством не

локомоторной, а поступательной ростовой активности, а также на основе повышения или снижения внутриклеточного тургорного давления (Сурмава, 2012, с. 143-144).

Поэтому в известных гипотезах А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева эволюционное соотношение предметной и рефлексивной активности было представлено противоречиво (см. выше) и требует уточнения. Неверным является представление, согласно которому животная форма жизни произошла от эволюционно более ранней формы растительной. Не вегетативные отправления порождают активное поведение животных, а, наоборот, «первой и всеобщей формой жизни была именно внешнедвигательная активность или «поведение», а физиологические процессы внутри организма (функции отправления) есть не что иное, как снятая и забранная внутрь организма его экстрасоматическая предметная активность» (Сурмава, 2012, с. 142).

Каковы центральные направления развития рефлексивности, как необходимого условия эволюции многоклеточных организмов? Центральное направление биологической эволюции - это развитие кооперированной предметной активности сообществ й: от мозга к психике или от психики к мозгу? Со1: 10.24411/2616-6860-2019-00007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организмов. Совместная активность приводит к формированию «внешних рефлексивных отношений». Развитие внешних рефлексивных отношений в сообществах одноклеточных особей по мере формирования многоклеточных организмов обеспечивает образование внутренних рефлексивных отношений между кооперирующимися клетками тканей и органов. С этим связан переход от допсихических форм жизнедеятельности к жизнедеятельности «психической». Так, «уже на уровне организма, состоящего из двух субактивных единиц, связанных некоторым рефлексивным отношением, мы имеем явление, известное в психологии как ориентировка». С этого момента в процессе эволюции живых организмов активность и рефлексивность начинают содержательно определять друг друга. Рефлексивность обеспечивает функции обратной связи и морфофункциональной самонастройки организма, активно действующего в окружающей среде. Непрерывная морфофункциональная подстройка процессов в организме под активность в окружающей среде и лежит в основе эмоционально-органической регуляции (Сурмава, 2012, с. 131-137).

Таким образом, «... диалектическое отношение, в котором организм активно относится к своему предмету, лишь относясь к самому себе как к живому организму, и наоборот, лишь тогда находится в рефлексивном отношении с самим собой, когда активно формирует свой предмет и движется по его форме, есть психическое отношение, или психика как таковая» (Сурмава, 2012, с. 137).

Внешние рефлексивные отношения эволюционируют от морфологически гомогенных сообществ одноклеточных организмов, где формы активности всех особей подобны друг другу, к развитию морфологически гетерогенных сообществ. Например:

• на основе морфофункционального полового диморфизма у разных видов беспозвоночных и членистоногих, у которых внешняя рефлексивная связь отдельных особей обусловлена относительно узкой вариативностью индивидуальной активности;

• на основе морфофункциональной специализации у некоторых видов «общественных» насекомых (муравьи, термиты, пчелы, осы), когда различающиеся формы активности разных особей позволяет сохранять и поддерживать жизнедеятельность сообщества;

• на основе полового диморфизма в сообществах позвоночных, у которых внешняя рефлексивная связь отдельных особей обусловлена широкой вариативностью форм их индивидуальной активности.

Внутренние рефлексивные отношения эволюционируют в направлении морфофункциональной дифференциации и интеграции клеток, тканей и органов у многоклеточных организмов. При этом врожденные схемы

Некоторые выводы

Анализ эволюционного развития психических функций обеспечивает выделения исходных основани для определения психических явлений и предмета изучения психологии. В контексте изложенных выше подходов психология может выделяться как наука о законах порождения и функционирования в жизнедеятельности животным организмов способов ориентировки в предметном мире, которые обеспечивают избирательную организацию и регуляцию взаимодействий с окружающим миром и позволяют реализовать направления жизненной активности. Подобное выделение предмета исследования представлено в работах П.Я. Гальперина, а также в ряде последующих работ отечественных психологов (Гальперин, 1998, 2002;

естественной рефлексивной активности у животных организмов могут быть жесткими и не перестраивающимися, и тогда с момента рождения наблюдается видотипичная актуализация способностей к определенным видам предметной деятельности без научения. Такова эволюция внутренней естественной рефлексивности у членистоногих. У позвоночных животных врожденные схемы рефлексивных отношений пластичны и предполагают индивидуальную подстройку под внешнюю предметную активность - научение (Сурмава, 2012, с. 151-155).

и следствия

Давыдов, 2008; Иванников, 2010). Поэтому ошибочным оказывается известное противопоставление психических функций «внутри организма» и действий «снаружи». И поэтому в отечественной психологии относительно строго разводятся эмпирически регистрируемые особенности поведения животных и объяснительное понятие действие. В составе любого действия необходимо присутствуют психические составляющие в форме разнообразных операций установления мотивационных отношений, постановки целей, предварительной ориентировки и планирования способов достижения целей, исполнительных операций, операций контроля и коррекции.

Способность людей к активному воспроизведению психических образов в форме субъективных представлений формируется в период антропогенеза. Это связано с тем, что отношения между предковыми формами современного человека и природной средой начинают осуществляться через совместную трудовую деятельность с использованием орудий, которая организуется с помощью языковых средств. Специфической видовой особенностью жизнедеятельности человека становится общественная трудовая деятельность, направленная на производство общественно-полезных продуктов - материальных и идеальных (Леонтьев, 2000; Гальперин, 1998).

В таких сообществах людей на основе накапливаемого и транслируемого культурно-исторического опыта потребности каждого субъекта начинают удовлетворяться не результатами индивидуальной деятельности, а на основе разделения действий в рамках совместной (общественной) деятельности через процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно создаваемых продуктов. Формируется общественное сознание - совместные обобщенные способы ориентировки и Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функци

организации действий, в составе которых прижизненно строится индивидуальное сознание и образ мира каждого человека (Леонтьев, 2000; Смирнов, 1985). Можно полагать, что в основе представлений и понятий лежит актуализация с помощью языковых и знаково-символических средств нейрофизиологических функций мозга, которые в свою очередь актуализируют локализованные на разных тканях и органах психофизиологические функциональные системы возможных способов ориентировки и возможных взаимодействий с возможными предметными ситуациями, образуя функционально-анатомический субстрат умственных действий (Леонтьев, 2002; Лу-рия, 1979).

Все изложенное выше позволяет конкретизировать известную позицию, на которую опиралась отечественная психология: нейрофизиологические процессы выступают только одним из необходимых условий формирования психических функций; другим необходимым условием и основной причиной их актуализации и развития выступают взаимодействия животного организма с окружающим миром. й: от мозга к психике или от психики к мозгу? Со1: 10.24411/2616-6860-2019-00007

Литература

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - Издательство «Институт практической психологии»;

Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 608 с. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. - М.: Смысл, 2003. - 330 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 5. Основы дефектологии. - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика, 1993. - 224 с. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж:

НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин - М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский

центр «Академия», 2008. - 176 с. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 424 с. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

Корниенко А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения

организма, субъекта, личности. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХ1 век», 2010. - 185 с. Корниенко А.Ф. Сущность психики и психической формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. // Теоретичш дослщження у психологи / Збiрник статей. Том. III. / Сост. В.О. Медшцев. - Х.: Монограф, 2018 - С. 177-192.

Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. Избранные труды - М.: Наука 1991. - 259 с.

Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М.: Мысль, 1965. - 574 с.

Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К.Лоренц. - М.: Республика, 1998. - 393 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Издательство Московского университета, 1979. - 320 с.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. - М., 1988. - 520 с.

Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. - М.: Астрель: CORPUS, 2011. - 512 с.

Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2004. - 384 с.

Северцов А.В. Эволюция и психика. - М.: «Сабашниковы», 1922.

Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. - 772 с.

Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 232 с.

Сурмава А.М. Мышление и деятельность. - М.: НИУ МИЭТ, 2012. - 264 с.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Издательство Московского университета, 1993.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М.: Академия, 2004. - 544 с.

Фритт К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир.- М.: АСТ, CORPUS, 2014 - 335 с.

Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). - М.: Языки славянской культуры, 2015 - 608 с.

S. Malanov

To the problem of the evolutionary development of mental functions: from the brain to the psyche or from the psyche to the brain?

Annotation. Two directions of proposing substantively opposite hypotheses on the evolutionary development of mental functions are discussed. In the first direction, the development of mental functions is associated with the evolutionary formation in animal organisms of specialized sense organs and the nervous system, which give rise to more and more complex forms of the psyche. The formation of the sensory organs, the nervous system and the brain are considered as the cause of the emergence and development of mental functions. In the second direction, mental functions are derived from evolutionarily improved interactions of organisms with the environment. This implies the localization of mental functions not inside the organism, but between the organism and the objective environmental conditions. In such a theoretical context, mental functions are no longer a consequence, but one of the reasons for the evolutionary selection of the anatomical and physiological characteristics of an organism, in particular the sense organs, the nervous system, the brain.

Keywords: evolution of mental functions, psyche and brain, localization of mental functions, psyche as an indicative basis of activity, the genesis of reflexivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.