Научная статья на тему 'Эволюционное развитие и проблема локализации психических функций'

Эволюционное развитие и проблема локализации психических функций Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
1177
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / МОЗГ И ПСИХИКА / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Маланов Сергей Владимирович

Обсуждается проблема эволюционного развития и локализации психических функций с позиций «системно-деятельностной» «культурно-исторической» психологии. Выделяются направления научного анализа, где формирование и развитие психических функций рассматриваются как: а) процессы, локализованные между животными организмами и объектами окружающего мира; б) процессы, обеспечивающие ориентировку и организацию активных взаимодействий животных организмов с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionary development and the problem of mental functions localization

The study discusses the problem of evolutionary development and localization of mental functions from the standpoint of “system-activity” and “cultural-historical” psychology. The article highlighted the directions of scientific analysis, where the formation and development of the mental functions are considered to be: a) processes between animals and objects of the world; b) processes that ensure active interaction of living organisms with the environment.

Текст научной работы на тему «Эволюционное развитие и проблема локализации психических функций»

62

Психологические науки

УДК 159.9

С. В. Маланов

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Обсуждается проблема эволюционного развития и локализации психических функций с позиций «системно-деятельностной» «культурно-исторической» психологии. Выделяются направления научного анализа, где формирование и развитие психических функций рассматриваются как:

а) процессы, локализованные между животными организмами и объектами окружающего мира;

б) процессы, обеспечивающие ориентировку и организацию активных взаимодействий животных организмов с внешней средой.

Ключевые слова: эволюция психических функций, мозг и психика, локализация психических функций, эволюция психической ориентировки, функциональные системы и психические функции, сознательные формы психической ориентировки.

В настоящее время в отечественной психологии и нейропсихологии наблюдается вытеснение идей отечественной теоретической психологии и подмена их заимствованными гипотезами, на которые опирается когнитивная психология [4; 18; 20]. Широкое и некритичное распространение получила гипотеза о том, что психика (и сознание) локализуется в мозге и порождается мозгом. При этом эволюционное развитие мозга рассматривается в качестве причины развития психических функций. Эту гипотезу часто поддерживают и представители естествознания [9; 11; 23]. При этом все реже отмечается, что существует альтернативная система гипотез.

Такая альтернатива характеризует центральные направления психологических исследований в СССР и в России, которые складывались на основе анализа психических явлений с позиций эволюционного подхода. Выделение исходных предпосылок и биологического значения психических функций у живых организмов в процессах эволюции послужило центральным основанием для построения последовательной научно ориентированной теории психических явлений. В настоящее время это направление обозначается как «системно-деятельностный» «культурно-исторический» подход к анализу и объяснению психических явлений» [17; 21].

Каковы основные условия эволюционного развития психических функций? Давая ответ на этот вопрос, отечественные психологи отталкивались

от идей, сформулированных А. Н. Северцовым (1866-1936):

Скорость приспособления (изменения строения и функций) популяций организмов должна быть не ниже скорости изменения условий окружающей среды. В противном случае организмы гибнут, а популяция вымирает.

Изменения строения и функций у организмов в процессе приспособления могут быть наследственными и приобретенными в онтогенезе. Возможные направления изменения и развития строения и функций организмов в процессе эволюции задаются динамикой изменения различных факторов окружающей среды, которые могут изменяться медленно или быстро по отношению ко времени существования живых организмов. Приспособление к медленным изменениям среды (климатические, геологические изменения) может обеспечиваться: а) наследственными изменениями

морфологии (анатомического строения) живых организмов; б) наследственными изменениями в функциональной организации двигательных возможностей животного (рефлексы, инстинкты). Приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды может обеспечиваться: а) функциональным (прижизненным) изменением строения путем развития в онтогенезе функций и органов; б) функциональными изменениями поведения (научением).

Чем выше организация вида, тем в большей степени межиндивидная изменчивость реализуется

© Маланов С. В., 2015

С. В. Маланов

63

на основе возрастающего диапазона возможных изменений взаимодействий с окружающей средой (поведения). Для существования живого организма в быстро меняющихся условиях окружающей среды необходимы формирующиеся и совершенствующиеся в процессе эволюции функциональные механизмы, обеспечивающие прижизненное развитие индивидуальных особенностей поведения - научение. Линия эволюционного формирования и развития таких механизмов и представляет собой развитие психических функций [24].

Заметим, что в работах А. Н. Северцова поведение и научение выступают не функциями мозга, а результатом взаимодействий организма с окружающей средой.

Исходные направления теоретического анализа формирования и развития психических функций в процессе эволюции задаются в работах А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. При разработке общепсихологической теории А. Н. Леонтьев отталкивался от анализа тех критериев, на которые опирались в философии и естествознании в первой трети ХХ века при определении психических явлений:

• Религиозно-мистические гипотезы о происхождении психики: психика как самостоятельно существующая нематериальная субстанция.

• Гипотеза панпсихизма: у всех явлений имеется два типа свойств - психические идеальные и физические материальные; психические свойства в различной степени выраженности присутствует у любого явления.

• Гипотеза биопсихизма: психика - это неотъемлемое свойство, характеризующее все живые организмы.

• Гипотеза антропопсихизма: появление психики связано с появлением человека и человеческого сознания. Психика - это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету.

• Гипотеза нейропсихизма: психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.

Указанные гипотезы о первичных (исходных) формах психических явлений были признаны недостаточно удовлетворительными как с теоретических позиций, так и с позиции имеющихся в естествознании фактических данных [10; 16].

Каковы основные предпосылки формирования психики в процессе эволюции? Допсихические формы жизни обеспечиваются физиологическими процессами во внутренней среде организма, которые: а) запускаются при изменении параметров внутренней среды, а также при непосредст-

венном воздействии биологически значимых раздражителей (как полезных, так и вредных);

б) поддерживают жизнедеятельность и обеспечивают постоянство внутренней среды - гомеостаз. Такие формы отношений живого организма с внешней средой носят допсихический характер и могут быть обозначены как раздражимость. Так, у растительных организмов отсутствует активная ориентировка в окружающей среде и возможность активно контролировать и изменять условия своего обитания, на основе активного перемещения или воздействия на предметы окружающей среды.

Необходимым условием для формирования и развития психических функций в процессе эволюции выступает появление органов перемещения у животных организмов. Реализация любой формы поведения предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функции, обеспечивающие перемещение в среде обитания; б) функции ориентировки, обеспечивающие избирательность направлений перемещения в среде обитания. В связи с этим функции поведения задаются эволюционным развитием: а) специализированных органов передвижения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности во внешней среде.

Эволюционное формирование органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости к чувствительности - ориентировке организма на основе регистрации стимулов, сигнализирующих о располагающихся в окружающей среде (располагающихся вне организма) жизненно важных объектах, имеющих биологический смысл. Таким образом, наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики. По мере эволюционной дифференциации многоклеточных животных чувствительность дифференцируется: а) на переживания состояний организма (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность);

в) на способность ощущать и контролировать собственные движения (проприоцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде [2; 3; 16].

В чем заключаются центральные направления эволюционного развития двигательных и сенсорных функций, обеспечивающих взаимодействие животных организмов со средой обитания (поведение)? В процессе эволюции

64

Психологические науки

многоклеточных животных по мере дифференциации и специализации тканей, часть клеток, лежащих на поверхностях организма, начинает выполнять функции раздражимости и чувствительности (рецептивные функции). Некоторые клетки, расположенные внутри организма, начинают выполнять функции изменения формы на основе сокращений (контрактильные функции). Дифференцируется мышечная ткань. Между рецептивными клетками поверхности тела и клетками мышечной ткани: а) появляются химические вещества-посредники (медиаторы), возбуждающие сокращения мышечных клеток; б) дифференцируются нервные клетки, обеспечивающие связь между рецептивными и контрактильными клетками и тканями. В ответ на воздействие определенных факторов внешней среды актуализируются общие неупорядоченные движения тела. Так, у бесскелетных животных (классы кишечнополостных и иглокожих) с относительно медлительной гладкой мускулатурой преобладают отдельные телодвижения. При этом отсутствуют: а) тонкое управление движениями, для которых нужен непрерывный контроль со стороны органов чувств; б) возможности выбирать направления перемещений и движений организма.

На такой исходной функциональной основе организации взаимодействий с окружающей средой эволюционируют многоклеточные животные с ротовым отверстием на передней части организма, с пищеварительным трактом и с анальным отверстием на задней части организма (классы червей и моллюсков). На головной части таких организмов, которая при перемещениях первой оказывается в новых условиях, начинают дифференцироваться разные виды контактной чувствительности - осязательная, температурная, химическая - и формируются органы чувств. При этом у низших животных механизмы контактной чувствительности строятся на основе движений, которые обеспечивают «поиск стимулов, вызывающих ощущения».

Последующая эволюция дистантных органов чувств и соответствующих им рецепторов обеспечивает постепенное расширение способов ориентировки животных в окружающей среде (окружающем мире) до многих сотен метров:

• Контактные формы чувствительности к химическим веществам («вкус») эволюционируют в дистантные формы химической чувствительности - органы обоняния.

• Контактные формы осязательной чувствительности избирательно эволюционируют в чувствительность к частым и мелким колебаниям различных поверхностей (вибрациям), а затем

к колебаниям, передаваемым через окружающую среду. Появляются органы слуха, регистрирующие колебания, распространяющиеся в водной или воздушной среде.

• Контактные формы температурной чувствительности эволюционируют в избирательную восприимчивость к воздействию энергии электромагнитных излучений. На этой основе формируются дистантные формы термочувствительности и органы зрения [2, с. 45-49].

Дистантные формы чувствительности начинают обеспечивать не только сегментарные взаимодействия животного с условиями окружающей среды на основе отдельных телодвижений, а также избирательно направляемые перемещения организма в пространстве - локомоторные формы поведения. Для передвижения тела организма в пространстве окружающей среды необходима согласованная деятельность мышц всего организма. На головном конце организмов в процессе эволюции дифференцируются нервные центры, способные обеспечить организацию и согласование динамических сокращений мускулатуры тела. Формируется поперечнополосатые мышечные волокна, обеспечивающие повышение быстроты и мощности движений и перемещений животных. Это требует жестких и прочных опорных устройств с хорошей подвижностью, обеспечивающих мышцам точки приложения сил для мощных и резких сокращений. С этого момента эволюционное развитие животных организмов идет по двум центральным направлениям: а) беспозвоночные членистоногие с жестким внешним скелетом; б) позвоночные с внутренним относительно подвижным в суставах скелетом.

У позвоночных животных (классы рыб, земноводных, пресмыкающихся) жесткие кости, сочлененные в суставах, располагаются по продольной оси тела, а мышцы облегают их снаружи, обеспечивая как устойчивую статичность, так и подвижность организма. Так, в движениях рыб - низших позвоночных - преобладают плавательные локомоции, которые характеризуются плавными синергиями, охватывающими все тело. При этом перемещения все в большей степени начинают опираться на дистантные формы чувствительности. Возможности дистантной ориентировки в окружающем мире и организации на этой основе локомоторных форм поведения обеспечивает дифференциацию в процессе эволюции способности воспроизводить удачные последовательности направленных движений и перемещений организма в окружающей среде. Дифференцируются функции памяти.

С. В. Маланов

65

Следующий за рыбами по порядку эволюционного развития класс позвоночных - амфибии (земноводные) - приобретает настоящие конечности, необходимые для перемещений на жесткой поверхности. При переходе от перемещений в однородной по всем направлениям водной среде - к передвижениям по суше - позвоночным животным приходится решать более сложные задачи. В постоянно изменяющихся условиях наземного обитания возрастает число непредвиденных задач (усложняется ориентировка). Появляются эволюционные предпосылки для развития множества функций, связанных с организацией нестандартных движений и действий, которые требуют новых форм организации и регуляции. Этим детерминируется эволюционное формирование и развитие высших отделов головного мозга. У пресмыкающихся начинают дифференцироваться зачатки мозговой коры. Вместе с тем пресмыкающиеся, будучи холоднокровными организмами, зависят от температуры окружающей среды и оказываются ограниченными в подвижности. Класс пресмыкающихся вытесняется классами теплокровных животных - птицами и млекопитающими.

У птиц наблюдается высокий уровень развития ориентировки в окружающей среде на основе эволюционного совершенствования дистантных форм чувствительности и разнообразных локомоций - бег, лазанье, полет, которые организуются с опорой на двигательные функции конечностей. Связи между перцептивными и двигательными функциями обеспечиваются развитием экстрапирамидной мозговой системы.

В отличие от птиц, в коре полушарий головного мозга млекопитающих дифференцируются сенсорные зоны, функционально связанные со всеми органами чувств, а также прямой нервный путь до двигательных нейронов спинного мозга -пирамидная двигательная система. Эволюционное развитие пирамидной двигательной системы обеспечивает млекопитающим высокую избирательность однократных целенаправленных ма-нипулятивных и выразительно-коммуникативных движений и действий, соответствующих предметным условиям. Наблюдается высокая способность к накоплению индивидуального жизненного опыта и построению на этой основе сложных форм поведения [2; 3].

Таким образом, эволюционное «завоевание» организмами новых экологических ниш и усложнение условий окружающей среды, под существование в которых животным приходится подстраивать все более сложные формы поведения, опирается

на постоянное совершенствование способов организации взаимодействий с окружающей средой.

Каковы основные стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов? В зависимости от функциональной организации поведения, особенностей психической ориентировки и способности к научению А. Н. Леонтьев выделил три стадии в филогенетическом развитии психики [16]:

• Стадия элементарной сенсорной психики (стадия развития «ощущений») - актуализация врожденного, видотипичного поведения на основе выделения свойств окружающей среды при отсутствии способности к научению (ориентировка на основе выделения свойств окружающей среды).

• Стадия перцептивной психики (стадия развития «восприятия») - организация поведения животного на основе ориентировки в окружающей среде, обеспечивающей выделение целостных биологически значимых предметов и явлений. Приобретение навыков на основе овладения новыми приемами ориентировки, обеспечивающими новые способы организации взаимодействий с предметными условиями окружающей среды.

• Стадия «интеллекта» (стадия развития простейших форм мышления) - организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отношениях, что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач. При этом операции (способы ориентировки и организации поведения) могут отделяться от исходных действий и переноситься в другие ситуации, в другие предметные условия, в состав других действий.

Способность человека к актуализации объектов и явлений в форме субъективных осознаваемых представлений в образе мира анализируется в отечественной психологии в контексте теорий формирования высших психических функций, умственных действий и сознания, а также теории образа мира. Высший уровень развития психической ориентировки - общественное сознание человечества, выступающее необходимым условием для формирования индивидуального сознания у каждого человека во взаимодействиях с людьми, - формируется в период антропогенеза. Сознание обеспечивает такие способы ориентировки в окружающем мире, которые опираются на: а) выделение объективных, независимых от субъективного состояния индивида свойств предметов и явлений в совместной деятельности; б) фиксирование таких свойств и способов ориентировки с помощью знаково-символических средств (развитие

66

Психологические науки

вербальных значений); в) формирование на этой основе устойчивого образа мира [5; 6; 7; 15; 17].

Как определяются психические функции в отечественной психологии? Развитие идей «системно-деятельностной» «культурно-исторической» психологии берет начало с известной гипотезы Л. С. Выготского о том, что высшие психические функции (ВПФ) исходно формируются у ребенка во внешних опосредствованных языком предметных взаимодействиях с людьми. Вслед за этим А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец показывают, что и в процессе эволюции психика зарождается в качестве внешних функций чувствительности к факторам окружающей среды, выделяя которые животные получают возможность избирательно направлять перемещения к биологически значимым объектам [16]. Еще позднее, в работах П. Я. Гальперина психика определяется как система функций животного организма, которые обеспечивают:

• ориентировку в окружающем мире (исследование окружающего мира), исходно опирающуюся на взаимодействия органов чувств с предметными условиями окружающего мира и зависящую от состояний организма;

• избирательную организацию и регуляцию направлений жизнедеятельности (поведения, действий) на основе предварительной ориентировки;

• накопление на протяжении индивидуальной жизни (у животных, способных к научению) наиболее эффективных способов ориентировки и способов организации направлений жизнедеятельности [7; 8; 12].

Такое определение позволяет анализировать генезис и дифференциацию психических функций: а) у животных организмов в процессах эволюции и в онтогенезе; б) у людей в антропогенезе, в процессах исторического развития человечества, в онтогенезе. При этом исходными основаниями для анализа психических функций начинают выступать фактические данные о жизнедеятельности животных и человека, а не данные самонаблюдения и гипотетические модели «обработки и хранения информации мозгом и в мозге», принятые в когнитивной психологии [20; 22].

Как связаны психические функции животного организма с анатомическими структурами и физиологическими функциями? Решение фундаментальных психологических проблем требует обращения к анализу физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию психических функций. Направления такого анализа в отечественной физиологии исходно закладыва-

лись в работах И. М. Сеченова и получили развитие в исследованиях И. П. Павлова. Следует подчеркнуть, что в концепции И. М. Сеченова исходно присутствовало стремление вывести психические явления из отношений между организмом и средой [25]. В работах И. П. Павлова неявно присутствовала тенденция сведения (редуцирования) психических явлений к образующимся в центральной нервной системе условно рефлекторным связям, которые устанавливаются между функциями организма и взаимодействиями с внешней средой. В конечном итоге - к физиологическим механизмам образования временных нейрофизиологических связей в коре головного мозга, физиологическим механизмам высшей нервной деятельности [3; 14].

Вместе с тем в теориях П. К. Анохина и А. Н. Бернштейна концепция условного рефлекса была преобразована в концепцию «рефлекторного кольца с обратными связями, реализующимися посредством сенсорных коррекций». Оба выдающихся отечественных физиолога показали необходимость разработки психологических аспектов организации поведения, которые выходят за пределы физиологических исследований. Была показана зависимость широкого круга физиологических функций у животных организмов (физиологических функциональных систем) от психических функций, обеспечивающих постановку целей, вынесение их в будущее и подчинение жизнедеятельности таким целям. Взаимодействия животных организмов с окружающей средой начинают рассматриваться не в качестве реакций на внешние раздражители, а как активно организуемые животными целенаправленные формы поведения. В основу «теории функциональных систем» П. К. Анохина и «физиологии активности» Н. А. Бернштейна оказались имплицитно заложены представления о локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира [1; 2; 3]. Следствием таких представлений может быть гипотеза о том, что «психические образы» строятся и актуализируются как функциональные системы на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, выступая результатом взаимодействий субъекта с объектами. Такие функциональные системы психофизиологических процессов в организме исходно определяются мышечными движениями и движениями органов чувств, направленными на объект - предметно-практическими и сенсорно-перцептивными операциями и действиями. Организация и реализация операций

С. В. Маланов

67

и действий в свою очередь актуализирует множество физиологических процессов, как в органах чувств и в нервной системе, так и в различных органах и тканях организма, включая и сложнейшие комплексы вегетативных изменений. Системнодинамические изменения вегетативных (органических) функций и вносят в любой психический образ компоненты переживаемой эмоциональнооценочной пристрастности [1].

Способность людей к воспроизведению психических образов в форме субъективных представлений формируется в речевых взаимодействиях с другими людьми и реализуется с помощью языковых и знаково-символических средств. Можно предположить, что с помощью языковых средств актуализируются нейрофизиологические функции мозга, которые в свою очередь актуализируют локализованные на разных тканях и органах психофизиологические функциональные системы возможных способов ориентировки, моделирующие возможные взаимодействия с возможными предметными ситуациями, образуя умственные действия [8; 22].

Все вышеизложенное позволяет конкретизировать известную позицию, на которую опиралась отечественная психология: нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходимых условий формирования образа мира; другим необходимым условием и основной причиной актуализации и развития психических функций выступает ориентировочно-исследовательская активность в составе взаимодействий животного организма с окружающим миром [6; 8; 10; 17; 19].

В заключение полезно привести ряд цитат из произведений известного отечественного философа Э. В. Ильенкова, который отстаивал позиции культурно-деятельностной психологии и последовательно критиковал гипотезы о размещении психических функций внутри мозга и нервной системы: «Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет свой человеческий контакт с природой, мыслит также мало, как и мозг, изъятый из тела человека» ... «Пытаться объяснить идеальное из анатомо-физиологических свойств тела мозга - такая же нелепая затея, как и попытка объяснить денежную форму продукта труда из физико-химических особенностей золота», поэтому «.идеальное как общественно определенная форма деятельности человека, создающей предмет той или иной формы, рождается и существует не в голове, а с помощью головы

в реальной предметной деятельности человека.» [13, с. 212-216].

________Ш___________

1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.

2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.

3. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 608 с.

4. Величковский Б. В. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006. 880 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

6. Выготский Л. С., Лурия А. Р Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика, 1993. 224 с.

7. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.

8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высш. шк., 2002. 400 с.

9. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. 832 с.

10. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 736 с.

11. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2002. 320 с.

12. Иванников В. А. Основы психологии: курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

13. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 464 с.

14. Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды. М.: Наука, 1991. 259 с.

15. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 574 с.

17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.

18. Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.

19. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. 320 с.

20. Маланов С. В. Две альтернативные парадигмы в научно ориентированной психологии // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. С. 288-307.

21. Маланов С. В. Системно-деятельностный культурноисторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 496 с.

22. Маланов С. В. Генезис и локализация психических функций в теоретическом контексте культурно-деятельностной психологии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Dubna Psychological Journal. 2014. № 4. С. 46-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68

Психологические науки

23. Марков А. Эволюция человека: в 2 кн. М.: Астрель: CORPUS, 2011.

24. Северцов А. В. Эволюция и психика. М.: Сабашниковы, 1922.

25. Сеченов И. М. Избранные произведения. Т 1: Физиология и психология. М.: Изд-во Академии наук СССР 772 с.

1. Anokhin P. K. Filosofskie aspekty teorii funktsional'nykh system. M.: Nauka. 1978. 400 p.

2. Bernshtein N. A. O lovkosti i ee razvitii. M.: Fizkul'tura i sport, 1991. 288 p.

3. Bernshtein N. A. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii. Voronezh: NPO «Modek», 1997. 608 p.

4. Velichkovskii B. V Kognitivnaya nauka: Osnovy

psikhologii poznaniya: v 2 t., M.: Smysl: Izd. tsentr «Akademi-ya», 2006. 880 p.

5. Vygotskii L. S. Sobranie sochinenii. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki. M.: Pedagogika, 1983. 368 p.

6. Vygotskii L. S., Luriya A. R. Etyudy po istorii povedeniya: Obez'yana. Primitiv. Rebenok. M.: Pedagogika, 1993. 224 p.

7. Gal'perin P. Ya. Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka. M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institute; Voronezh: NPO «MODEK», 1998. 480 p.

8. Gal'perin, P. Ya. Lektsii po psikhologii. M.: Knizhnyi dom «Universitet»: Vyssh. shk., 2002. 400 p.

9. Dubnishcheva T. Ya. Kontseptsii sovremennogo estestvoz-naniya, M.: OOO «Izdatel'stvo YuKEA», 2005. 832 p.

10. Zaporozhets A. V. Psikhologiya deistviya. M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2000. 736 p.

11. Zorina Z. A., Poletaeva I. I. Zoopsikhologiya. Elemen-tarnoe myshlenie zhivotnykh. M.: Aspekt Press, 2002. 320 p.

12. Ivannikov V. A. Osnovy psikhologii: kurs lektsii. SPb.: Piter, 2010. 336 p.

13. Il'enkov E. V. Filosofiya i kul'tura. M.: Izd-vo politich-eskoi literatury, 1991. 464 p.

14. Krushinskii L. V. Evolyutsionno-geneticheskie aspekty povedeniya: izbrannye trudy. M.: Nauka, 1991. 259 p.

15. Leont'ev A. A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obshchei i pedagogicheskoi psikhologii. M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2001.

16. Leont'ev A. N. Problemy razvitiya psikhiki. M.: Mysl', 1965, 574 p.

17. Leont'ev A. N. Lektsii po obshchei psikhologii. M.: Smysl, 2000, 511 p.

18. Lindsei N., Norman D. Pererabotka informatsii u che-loveka. M.: Mir, 1974. 550 p.

19. Luriya A. R. Yazyk i soznanie. M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1979. 320 p.

20. Malanov S. V. Dve al'ternativnye paradigmy v nauchno orientirovannoi psikhologii. Paradigmy v psikhologii: naukoved-cheskii analiz. M.: In-t psikhologii RAN, 2012. Pp. 288-307.

21. Malanov S. V. Sistemno-deyatel'nostnyi kul'turno-isto-richeskii podkhod k analizu i ob"yasneniyu psikhicheskikh yavlenii: ob"yasnitel'nye printsipy i teoreticheskie polozheniya. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODEK», 2010. 496 p.

22. Malanov S. V. Genezis i lokalizatsiya psikhicheskikh funktsii v teoreticheskom kontekste kul'turno-deyatel'nostnoi psikhologii. Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universi-teta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna». Dubna Psychological Journal. 2014. No. 4. Pp. 46-55.

23. Markov A. Evolyutsiya cheloveka: v 2 kn. M.: Astrel': CORPUS, 2011.

24. Severtsov A. V. Evolyutsiya i psikhika. M.: Sabashnikovy, 1922.

25. Sechenov I. M. Izbrannye proizvedeniya. T. 1: Fiziologiya i psikhologiya. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 772 p.

Статья поступила в редакцию 16.09.2015 г.

UDK 159.9

S. V. Malanov

Mari State University, Yoshkar-Ola

EVOLUTIONARY DEVELOPMENT AND THE PROBLEM OF MENTAL FUNCTIONS LOCALIZATION

The study discusses the problem of evolutionary development and localization of mental functions from the standpoint of “system-activity” and “cultural-historical” psychology. The article highlighted the directions of scientific analysis, where the formation and development of the mental functions are considered to be: a) processes between animals and objects of the world; b) processes that ensure active interaction of living organisms with the environment.

Keywords: evolution of mental functions, brain and mind, localization of mental functions, evolution of mental orientation, functional system and mental functions, conscious form of mental orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.