Научная статья на тему 'К вопросу о психологических механизмах развития эмоциональной регуляции у животных и человека'

К вопросу о психологических механизмах развития эмоциональной регуляции у животных и человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ И ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / EMOTIONAL EVENTS / PSYCHICAL FUNCTION EVOLUTION / VOLUNTARY REGULATION OF EMOTIONAL STATES / EMOTIONAL CONDITIONING AND MEDIACY / STRUCTURE OF EDUCATIONAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов Сергей Владимирович

С теоретических позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений рассматриваются психологические механизмы развития эмоциональной сферы. Выделяются закономерности: формирования эмоциональной регуляции у животных организмов в процессе эволюции; функционального развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе; функционального включения языковых средств в эмоциональную регуляцию действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards Psychological Mechanisms of Development of Emotional Control Among Animals and People

The psychological mechanisms of the development of emotional sphere are considered from theoretical positions of systematic pragmatic and a cultural historical approach to the analysis and explanation of psychic phenomena. The author outlines the following common factors: emotional control formation of animals during evolution process; functional development of emotional sphere of human beings in ontogenesis; functional inclusion of linguistic means into emotional control of activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологических механизмах развития эмоциональной регуляции у животных и человека»

УДК 159.942+591.5

С. В. Маланов S. V. Malanov

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Towards Psychological Mechanisms of Development of Emotional Control Among Animals and People

С теоретических позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений рассматриваются психологические механизмы развития эмоциональной сферы. Выделяются закономерности: формирования эмоциональной регуляции у животных организмов в процессе эволюции; функционального развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе; функционального включения языковых средств в эмоциональную регуляцию действий.

The psychological mechanisms of the development of emotional sphere are considered from theoretical positions of systematic pragmatic and a cultural historical approach to the analysis and explanation of psychic phenomena. The author outlines the following common factors: emotional control formation of animals during evolution process; functional development of emotional sphere of human beings in ontogenesis; functional inclusion of linguistic means into emotional control of activities.

Ключевые слова: эмоциональные явления, эволюция психических функций, произвольная регуляция эмоциональных состояний, эмоциональное обусловливание и опосредствование, структура воспитательного воздействия.

Key words: emotional events, psychical function evolution, voluntary regulation of emotional states, emotional conditioning and mediacy, structure of educational influence.

Выявление законов развития эмоциональной сферы включают в число самых сложных проблем психологии. В психологии эмоциональных явлений наблюдается многообразие гипотез и множество альтернативных теоретических позиций.

Как определяются эмоциональные явления? Эмоциональные явления (эмоции) заключаются: а) в переживании человеком субъективных состояний, возникающих в процессах взаимодействия с окружающей средой, удовлетворения потребностей и реализации мотивационных отношений; б) в переживании человеком субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности. При этом эмоции проявляются и регистрируются: а) как внешние объективно наблюдаемые формы выражения эмоциональных процессов и состояний субъекта в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах речи, непроизвольных движениях; б) как объективно регистрируемые изменения физиологических (вегетативных) и нейрофизиологических функций организма; в) как осознаваемые человеком формы субъективных переживаний. При этом в человеческой культуре фиксируются с помощью знаково-символических средств и осознаются (переживаются) как особые феномены только наиболее типичные и значимые эмоциональные состояния, переживания и отношения.

При анализе эмоциональных процессов разными авторами выделяется широкий спектр функций. Эмоции

и эмоциональные состояния обеспечивают: переживание и оценку: а) субъективных состояний организма; б) необходимости избирательных взаимодействий с окружающим миром и всех условий, связанных с такими взаимодействиями; в) успешности (неус-пешности) результатов таких взаимодействий и всех факторов, влияющих на достижение успеха [12, с. 211].

В психологии используется широчайший диапазон оснований для классификации эмоциональных явлений: по характеру эмоционального тона, по времени появления в онтогенезе и выполняемым функциям, по особенностям побуждения к активным действиям, по ситуативности или надситуативности актуализации эмоциональных явлений; по времени протекания и степени интенсивности эмоциональных процессов; по уровням функциональной организации и т. д. [2; 5; 14].

* * *

Сложность теоретического анализа и объяснения эмоциональных явлений связана с тем, что они носят характер субъективных переживаний и не имеют никакого сходства с объективными явлениями [3; 4; 5]. Если познавательные (когнитивные) составляющие психики (образы, представления, понятия) могут верифицироваться путем соотнесения с результатами измерения свойств объектов и явлений (установление соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению

к эмоциям это невозможно, поэтому отсутствуют ясные ответы даже на исходные вопросы. Например: эмоции в простейших формах — это физиологические или психические явления? Если психические, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов? Какова локализация эмоций на анатомофизиологических структурах организма? Как связаны эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.

Выявление психологических законов развития эмоциональной сферы в настоящее время опирается на многообразие теорий (гипотез), которые характеризуются широким диапазоном альтернативных позиций. Вместе с тем, наиболее последовательный ряд теоретических положений, выделяющих ряд эволюционных, онтогенетических и функциональных закономерностей развития эмоциональных процессов, может быть сформулирован в контексте системнодеятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений.

Эволюционные источники развития эмоциональной регуляции у животных организмов. Эволюционное освоение все более сложных экологических ниш связано с переходом организмов от жизнедеятельности, направленной на приспособление к простой однородной среде — к условиям жизни в меняющейся предметной неоднородной среде. Такие преобразования предопределяют дифференциацию процессов жизнеобеспечения на: а) функции отправления — физиологическая активность, направленная на поддержание динамического постоянства внутренней среды (гомеостаз); б) функции поведения. Функции поведения обеспечиваются эволюционным развитием: а) специализированных органов движения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности во внешней среде.

Формирование органов движения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости — реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам посредством выделения в окружающей среде стимулов жизненно не значимых, имеющих только ориентирующий характер. Чувствительность и выступает исходной формой психических функций, зарождающихся в процессе эволюции [10; 11; 13].

В связи с необходимостью регуляции взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде чувствительность дифференцируется на способности к ориентировке:

а) во внешней среде — экстероцептивная чувствительность; б) в перемещениях организма, а также в движениях его отдельных частей — проприоцеп-тивная чувствительность; в) в состояниях внутренней среды собственного организма — интероцептивная чувствительность [1].

Чувствительность к состояниям внутренней среды организма и образует исходную основу для формирования и развития эмоциональной сферы. Результаты интероцептивной чувствительности переживаются как органические и эмоциональные состояния, которые обеспечивают избирательное изменение направлений поведенческой активности организма во внешней среде [11; 13].

В процессе эволюции (и в онтогенезе) интероцеп-тивная чувствительность, наряду с физиологическими функциями регуляции постоянства внутренней среды (гомеостаза), приобретает предметную отнесенность через установление связей с объектами окружающего мира на основе экстероцептивной чувствительности и начинает выполнять функции эмоциональной регуляции поведения, поэтому важнейшая отличительная особенность эмоции от органического ощущения — наличие предметной отнесенности. В функциональную структуру эмоции включаются: во-первых, переживание субъектом изменений внутренних органических состояний, которые вызываются взаимодействиями с предметами и явлениями, имеющими для субъекта жизненное (мотивационное) значение (смысл); во-вторых, выделяемые предметы и явления с позиции их личностного смысла для субъекта [3; 10].

При этом психический образ окружающей среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются. Выделение в «образе мира» мотивационных отношений и побуждений, а также выбор целей реализуются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания «нарушают равнозначность познавательных ориентиров для субъекта» [10; 5].

Таким образом, в процессах эволюционного (и онтогенетического) развития психических функций эмоциональные переживания обеспечивают избирательность, целенаправленность, пристрастность взаимодействий живого организма с окружающим миром. Эмоции образуют конкретно-субъективную форму существования смысла (у животных — биологического; у человека — личностного). Смысл предметов и явлений окружающего мира для субъекта определяется не объективным познавательным значением, когда одни предметы и явления выступают в отношениях к другим предметам и явлениям, а субъективным значением (смысловым), когда предметы и явления выступают в отношении к потребностям и мотивационным отношениям субъекта [8; 9; 4].

Центральные направления функционального развития эмоциональной сферы в онтогенезе. Функциональное развитие эмоциональной сферы и высших чувств человека подчиняются законам культурноисторического развития. Эмоциональная сфера ребенка развивается на исходной основе естественных форм эмоционально-органической регуляции взаимодействий с внешней средой. Языковые средства соотносятся с определенными эмоциональными состояниями, переживаниями и используются в межличностных

взаимодействиях: а) для фиксирования обобщенных норм и эталонов эмоционально-ценностных отношений различной степени абстрактности; б) для актуализации определенных эмоционально-оценочных отношений к различным предметам, явлениям, событиям. В разделенных с другими людьми опосредствованных знаками и символами взаимодействиях эмоциональные процессы приобретают характер высших психических функций [6; 7].

В исходных межличностных взаимодействиях с младенцем взрослые опираются на экспрессивные средства (мимика, пантомимика, интонации), которые имеют культурно-историческое происхождение, служат средствами регулирования и организации взаимодействий. Овладение исходными способами использования экспрессивных средств во внешних разделенных с другими людьми взаимодействиях предполагает ряд этапов:

• Спонтанное непосредственное экспрессивное выражение младенцем эмоциональных состояний и отношений исходно выступает для взрослых в качестве особых признаков, которые интерпретируются как определенные состояния или желания ребенка.

• В результате воздействия на других людей с помощью стихийно актуализируемой экспрессии, а также стихийного фиксирования вызываемых разными экспрессивными средствами ответных действий со стороны других людей, младенец начинает избирательно использовать соответствующие экспрессивные средства.

• Такие экспрессивные средства начинают выступать в качестве «знаков», регулирующих межличностные взаимодействия: а) сначала для взрослых, которые организуют взаимодействия с ребенком в зависимости от экспрессивно выражаемого им состояния; б) позднее для самого младенца, который начинает организовывать взаимодействия с другими людьми, опираясь на определенные экспрессивные средства для выражения собственных эмоциональных состояний, а также для распознавания эмоциональных состояний у других людей [2].

Таким образом, с момента рождения во взаимодействиях с людьми и предметами человеческой культуры младенец устанавливает положительные и отрицательные эмоциональные отношения к людям и предметным условиям, в зависимости от того, какие эмоционально-органические состояния актуализируются или устраняются в результате взаимодействий. У каждого младенца формируется индивидуальный диапазон предметно-отнесенных эмоциональных и мотивационных отношений, среди которых ведущее место занимает мать, которая на ранних этапах развития ребенка является центральным источником устранения отрицательных и актуализации положительных эмоцио -нально-органических состояний. Приобретая предметную отнесенность, эмоции «отделяются» от органических состояний и начинают выполнять функцию избирательной «эмоционально-пристрастной ориенти-

ровки» в межличностных взаимодействиях с людьми, а также в предметных условиях окружающего мира.

В возрасте раннего детства значительно расширяется диапазон переживаемых эмоциональных отношений разной модальности. Появляются первые социальные эмоции: смущение, стыд, гордость, вина. В игровой деятельности дошкольников формируется ориентировка в основных смыслах человеческой деятельности на основе освоения задач, мотивов, норм отношений между людьми, которые: а) моделируются в сюжетно-ролевых играх; б) устанавливаются между детьми в непосредственных игровых взаимодействиях. В результате развиваются особые формы сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых производятся действия.

По мере формирования способности выполнять умственные действия появляется возможность на основе реализации различных вариантов действий в умственной форме актуализировать и эмоционально переживать тот смысл, который последствия действий могут иметь как для самого субъекта, так и для других людей. В результате изменяется место эмоций во временной структуре деятельности — эмоции начинают предвосхищать процесс выполнения действий и обеспечивают избирательность постановки целей [10; 17].

Каковы основные этапы овладения приемами произвольной регуляции эмоциональных состояний? По мере овладения способами использования языка эмоциональная сфера ребенка становится опосредствованной речевыми операциями и действиями. С помощью языковых средств ребенок начинает выделять и фиксировать (осознавать) эмоциональные состояния, отношения и переживания, а также соответствующие переживаниям экспрессивные формы их выражения.

В соответствии с речевыми указаниями других людей ребенок учится выделять и фиксировать с помощью языковых средств экспрессивно выражаемые эмоциональные состояния и отношения, возникающие у людей, сказочных персонажей, литературных героев. Это исходно реализуется в общении с другими людьми и с их помощью, а позднее — самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает умениями с помощью соответствующих языковых средств выделять и осознавать свои собственные эмоциональные состояния и отношения: а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее — самостоятельно.

Фиксирование с помощью языка собственных эмоциональных переживаний и отношений, а также соответствующих им экспрессивных компонентов дает ребенку возможность осуществлять произвольный и преднамеренный контроль по отношению:

- к экспрессивному выражению эмоциональных состояний и переживаний;

- к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на реализацию предметных действий;

- к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на взаимодействия и взаимоотношения с людьми.

Приемы произвольной преднамеренной регуляции эмоциональных состояний и их экспрессивного выражения исходно формируются у ребенка во внешних разделенных с другими людьми, опосредствованных речью взаимодействиях, постепенно преобразуясь в самостоятельно применяемые внутриречевые приемы.

Сначала ребенок овладевает регуляцией эмоциональных состояний на основе переподчинения поведения и экспрессии не только стихийно возникающим переживаниям и эмоциям, а речевым указаниям и образцам коммуникативного поведения взрослых. Позднее ребенок учится регулировать с помощью аналогичных речевых указаний эмоциональные состояния у других людей, постепенно овладевая умениями регулировать свои эмоциональные состояния на основе переподчинения своего поведения и экспрессии собственным речевым указаниям, направленным на себя.

Развернутые приемы произвольной регуляции эмоциональных состояний предполагают ряд опосредствованных речью направлений ориентировки и последующего планирования собственных действий и поведения:

• Ориентировка в собственных переживаниях и эмоциональных состояниях, которые актуализируются в определенной ситуации, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание собственных эмоций).

• Ориентировка в основных причинах и факторах, которые вызывают такие переживания и эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание причин, вызывающих эмоции).

• Ориентировка в возможных негативных и позитивных последствиях, к которым приводят соответствующие эмоциональные переживания состояния (осознание последствий, к которым могут вести эмоции).

• Произвольное планирование и организация таких форм поведения и действий, которые реализуются вопреки осознанному эмоциональному состоянию или переживанию [15; 16].

Социальные эмоции и высшие чувства формируются во взаимодействиях с другими людьми и выражают отношения субъекта к другим людям и оценку себя с точки зрения других людей. Могут быть выделены разные категории социальных эмоций: выражающие особенности межличностных и социальных взаимоотношений (чувство признательности, неприязни, ненависти); эмоции реального или возможного нарушения социальных норм (стыд, вина, застенчивость); эмоции сопоставления себя с другими (зависть, ревность, гордость) и другие.

Появление социальных эмоций (эмоциональнооценочных отношений) является результатом интерио-ризации субъектом социальных ожиданий, связанных с оценкой и эмоциональным выражением отношений к поведению и действиям, а также к соблюдению определенных нравственных норм.

• Субъекту со стороны других людей предъявляются ожидания (требования) к выполнению определенных социальных норм, а также выносятся оценки при соблюдении или нарушении таких норм.

• Такие ожидания и требования во взаимодействиях с людьми становятся: а) средством социальной оценки субъекта другими людьми; б) средством оценивания субъектом других людей.

• Интериоризация субъектом таких требований, отношений и способов оценки образует основу внутреннего самоконтроля и самооценки.

Функциональное включение эмоциональных явлений в детерминацию и регуляцию деятельности субъекта. Если когнитивная регуляция обеспечивает согласование операционально-технических приемов организации действий с объективными свойствами, с объективным значением компонентов предметной ситуации, то эмоциональная регуляция деятельности обеспечивает согласование направленности и динамики поведения и действий с потребностями, мотивационными отношениями и ценностными установками личности [10].

Мотивационные отношения субъекта с миром могут выступать: а) как постоянное интегральное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта; б) как эмоциональное переживание отношений между целями различных действий и мотивами; в) как эмоциональное переживание отношений между целями и способами их достижения (операциями) [4; 5].

Отражаемые в «образе мира» объективные межпредметные связи и отношения могут служить ориентировочно-познавательной схемой для распространения и переключения эмоционально-смысловых отношений на предметные обстоятельства, которые способствуют или препятствуют реализации и достижению мотивационных отношений.

Эмоциональные процессы выступают как акты переключения эмоций с эмоционально (мотивационно) значимых предметов и явлений на их условия, свойства, «причины», «следствия». Основой для эмоционального переключения могут служить самые разнообразные межпредметные отношения и связи. Процесс эмоционального переключения (эмоциональный процесс) предполагает две группы эмоций: а) исходные, ведущие эмоции (эмоциональные отношения), которые связаны непосредственно с мотивационно значимыми явлениями и актуализируются при их восприятии или представлении; б) производные эмоции, которые развиваются по мере переключения ведущих эмоциональных отношений на предметные связи и условия, важные для реализации мотивационных отношений. При этом в процессе эмоционального переключения со сменой предмета может меняться модальность эмоций. По мере возобновления процессов эмоционального переключения в сходных предметных условиях каждый субъект приобретает устойчивые формы индивидуальных переживаний, которые

начинают актуализироваться в ситуациях межличностных взаимодействий, а также в соответствующих предметных условиях.

Эмоциональные и мотивационные отношения человека формируются на основе специально организуемых обществом воспитательных воздействий (в широком значении). При этом переключение эмоций у человека может осуществляться: а) в реальных предметно-практических ситуациях (процессы эмоционального обусловливания); б) при организации умственных действий над представлениями и понятиями с помощью языковых средств (процессы эмоционального опосредствования) [4].

По мере овладения способами использования языка, переключение эмоций у ребенка начинает протекать в соответствии с содержанием речевых указаний по разветвленным многоступенчатым системам разнообразных семантических отношений и связей, которые устанавливаются на основе умственных действий над представлениями и понятиями. Эмоциональное обусловливание преобразуется в эмоциональное опосредствование. Процесс эмоционального переключения переводится из внешнего предметного плана взаимодействий с миром в план представлений и умственных действий. Актуализация представлений и эмоций с помощью языковых средств открывает потенциально неограниченные возможности переключения эмоциональных и мотивационных отношений. Но использование таких возможностей затрудняется тем, что представляемая ситуация не обладает той эмоциогенностью, которой обладает реальная ситуация.

В межличностных и общественных взаимодействиях с целью формирования и развития мотивационных отношений используются языковые средства, которые актуализируют не только умственные действия, но и эмоциональные переживания, необходимые для реализации механизмов эмоционально-мотивационного переключения. Такое использование языковых средств образует основу речевых воспитательных воздействий (в широком значении). При этом речевые воздействия на человека (указания, разъяснения и убеждения) сами по себе новой мотивации не создают, а служат средствами организации условий для возможного переключения, перераспределения сложившихся у субъекта эмоционально-мотивационных отношений на новые предметы и явления.

Воспитательное воздействие (в широком значении) направлено на то, чтобы убедить субъекта, которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимости от его отношений, действий и поступков. Воспитательное воздействие включает:

• Предписывающую часть — указание на то, к чему и как человек должен относиться, что и как должен делать или не делать.

• Аргументирующая часть — основание воздействия, которое должно иметь мотивационное значение для субъекта, подкрепить предписывающую часть

и обеспечить возникновение нового эмоционального (мотивационного) отношения.

• Семантическое отношение, которое имплика-тивно связывает (может быть выражено в форме условного суждения «если..., то...») обе части и может быть как реалистичным, так и выдуманным.

При этом предписывающая часть может иметь разные формы и содержательные характеристики. Во-первых, включать: а) содержательно-позитивное предписание — указания на то, что и как субъект должен делать; б) содержательно-негативные предписания — указания на то, что и как субъект делать не должен. Во-вторых, содержание предписывающей части воспитательного воздействия может формулироваться как пожелание, просьба, требование, приказ и т. д.

Аргументирующая часть воспитательного воздействия также может иметь разные формы и содержательные характеристики. Во-первых, аргументация может иметь форму обещания положительных последствий в случае выполнения предписания (более эффективный прием воздействия) или негативных последствий в случае невыполнения предписания (менее эффективный прием воздействия). Во-вторых, аргументация может восприниматься субъектом как реалистичная, правдоподобная или как придуманная, безосновательная, ложная. В последнем случае аргументация и соответствующее воздействие будут иметь низкую степень эффективности. В-третьих, содержание аргументации может иметь личностный смысл для субъекта, а может быть безразличным или бессмысленным. В последнем случае речевое воздействие будет восприниматься как неубедительное.

Между предписывающей и аргументирующей частями воспитательного воздействия могут существовать различные связи и отношения, которые могут принимать форму: а) причинно-следственных связей;

б) эмоционально-ценностных и мотивационных отношений; в) морально-нравственных норм и принципов и т. д.

Основанные на механизмах эмоционального опосредствования способы речевых воздействий могут интериризироваться и обращаться субъектом на себя. В результате образуются такие умственные действия, которые обеспечивают субъекту самостоятельное построение новых эмоциональных и мотивационных отношений [4; 12].

* * *

Излагаемые теоретические позиции и сформулированные следствия не являются исчерпывающим изложением закономерностей формирования и развития эмоциональной сферы человека. Например, без обсуждения осталась проблема локализации эмоциональных процессов на анатомо-физиологических структурах организма. Основная задача — показать возможности приложения объяснительного потенциала системнодеятельностного культурно-исторического подхода к анализу развития эмоциональной сферы человека.

Литература

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.

2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных процессов. М.: МГУ, 1976.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984.

8. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высш. шк., 2002.

9. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

11. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-о НПО «МОДЭК», 2000.

12. Иванников В. А. Основы психологии: курс лекций. СПб.: Питер, 2010.

13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М.: Мысль, 1965.

14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

15. Маланов С. В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций — М.: Прогресс, 1979.

17. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.