УДК 930.85
Отражение исторического развития Коренной пустыни в особенностях архитектурно-планировочной организации ансамбля обители
Довгалева Татьяна Юрьевна
Заместитель начальника отдела исторических исследований, ООО «Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз», Москва, РФ. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0009-1622-9428
Аннотация
Представленная статья посвящена рассмотрению исторически обусловленных особенностей архитектурно-планировочной организации ансамбля Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, что расположена в местечке Свобода Курской области.
В первой части статьи рассмотрены и охарактеризованы типичные архитектурно-планировочные черты, присущие православным монастырским ансамблям, сформированным XVШ-XIX вв., и дошедшие до настоящего времени в сохранившемся комплексе строений Коренной пустыни. Во второй части статьи обозначены и охарактеризованы те уникальные элементы ансамбля пустыни, чье формирование было обусловлено наличием определенных исторических обстоятельств. Рассмотрена специфика данных обстоятельств, существенно повлиявших на общий процесс развития монастыря.
В заключении приведены основные выводы исследования и намечены рекомендации для дальнейшего развития как данной тематики, так и смежных тем в историко-архитектурном научном дискурсе. Ключевые слова
Архитектурно-планировочный ансамбль, монастырская архитектура, планировка, Коренная пустынь, Курская-Коренная икона Божией Матери
«Знамение», церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», каменные сходы, Коренская ярмарка, гостиный двор.
Reflection of the historical development of the Root Hermitage in the features of the architectural and planning organization of the monastery ensemble
Tatiana Yu. Dovgaleva
Deputy Head of the Department of Historical Research, «Scientific, Research Center of Planning and Historical and Cultural Expertise» LLC, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0009-1622-9428 Abstract
The presented article is devoted to the consideration of the historically determined features of the architectural and planning organization of the ensemble of the Kursk Root Hermitage of Nativity of the Blessed Theotokos, which is located in the township of Svoboda, Kursk Oblast.
The first part of the article examines and characterizes the typical architectural and planning features which inherent in Orthodox monastic ensembles formed in the 18th-19th centuries and which have preserved to the present day in the remaining complex of buildings in the Root Hermitage. The second part of the article identifies and characterizes those unique elements of the hermitage ensemble, whose formation was due to the presence of certain historical circumstances. The specificity of these circumstances, which significantly influenced the overall process of development of the monastery, is considered.
Finally, the main conclusions of the study are presented and recommendations are outlined for the further development of both this topic and related topics in the historical and architectural scientific discourse. Keywords
Аrchitectural and planning ensemble, monastery architecture, planning, the Root Hermitage, Kursk-Root Icon of the Mother of God 'The Sign', Church of the Icon of the Mother of God 'Life-Giving Spring', stone descents, Korenskaya Fair, 'gostiny dvor'.
Введение
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь (обычно используется краткое наименование - «Коренная пустынь») - это один из
наиболее значимых монастырей Курской епархии Русской православной церкви. Монастырь расположен в восточной части местечка Свобода (в период конца XIX - начала XX вв. обозначенный населенный пункт именовался «местечко Коренная пустынь» и «слобода Коренная пустынь»). М. Свобода является центром Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области.
С исторической точки зрения местечко известно тем, что на его территории, помимо дошедшего до наших дней духовного центра - Коренной пустыни, в разные периоды размещались Коренская (Коренная) ярмарка (возникшая ориентировочно в XVII в. и прекратившая свое существование близ пустыни во второй половине 1870-х гг.) и Командный пункт Центрального фронта РККА (весной-летом 1943 г., в том числе во время Курской битвы Великой Отечественной войны).
Поскольку Коренная пустынь является обителью, постепенно развивавшейся на протяжении длительного периода и примерно к началу XVIII в. ставшей довольно выдающимся духовным центром, в ее историческом развитии прослеживается определенная социокультурная специфика. Соответственно, представляется довольно актуальным проанализировать, каким образом указанная историческая специфика повлияла на архитектурно-планировочную организацию ансамбля обители. Какие из уникальных элементов ансамбля, чье возникновение было обусловлено особенностями развития пустыни, оказались вплетены в общую конфигурацию сохранившегося до настоящего времени комплекса монастырских строений.
Наиболее значимым источником, передающим подробные сведения об историческом развитии как самой Коренной пустыни, так и ее архитектурно-планировочного ансамбля, выступает «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» (1865). Также довольно ценные свидетельства зафиксированы в архивных материалах начала 1910-х гг., по страховой оценке недвижимого имущества Коренной пустыни (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 746.). Наконец, необходимо выделить и несколько современных информативных исследовательских работ, где содержатся данные по истории и архитектуре рассматриваемой обители: Арцыбашева Т.Н. «Курский край и монастырская культура: Учебное пособие по региональной культуре» (1998); Бугров Ю.А. «История Курской епархии: Краткий очерк» (2003); «Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем» (2010); Холодова Е.В. «Стилистические этапы и объемно-планировочные решения в архитектуре
ансамбля зданий и сооружений местечка Коренная пустынь Курского края 2-й половины XVIII - 1-й половины XIX веков» (2021). Сведения из обозначенных дореволюционных источников и историко-краеведческих исследований послужили основой как для проработки общей канвы процесса исторического развития Коренной пустыни, так и для уточнения ряда деталей, связанных с формированием конкретных архитектурно-планировочных элементов комплекса строений обители.
Отдельного упоминания заслуживают и исследования, освещающие проблематику организации монастырских ансамблей и представляющие разбор ряда элементов, типично характерных для архитектурных и планировочных решений православных монастырских комплексов, сформированных в период XVШ-XIX вв.: Бусева-Давыдова И.Л. «Развитие композиции русских монастырей эпохи классицизма» (1996); Курдяева Н.С. «Монастырские сады» (2014). Фактографические и аналитические наработки обозначенных исследований являлись опорой для рассмотрения наблюдаемых в ансамбле Коренной пустыни типичных черт организации ансамбля православного монастыря.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в рамках него был произведен подробный избирательный анализ архитектурно -планировочных элементов ансамбля Коренной пустыни. Причем данный анализ был направлен на выявление и характеристику тех уникальных черт в общей архитектурно-планировочной конфигурации обозначенного ансамбля, чье формирование было обусловлено социокультурной спецификой исторического развития обители на всем протяжении длительного периода ее существования.
Методология проведенного исследования состояла в использовании общенаучных (анализ, синтез и обобщение), а также специально-исторических и междисциплинарных исследовательских методов. В числе прочих были задействованы методы: структурно-функциональный (для анализа отдельных элементов и их функционального назначения в структуре ансамбля Коренной пустыни); сравнительно-исторический (для выявления типичных и уникальных архитектурно-планировочных элементов в существующем ансамбле Коренной пустыни); компаративный (для установления аналогий между определенными элементами ансамбля пустыни и элементами, типичными для архитектуры и планировки православных монастырей, композиционно оформившихся в XVIII -XIX вв.); метод ретроспекции (в рамках анализа процесса формирования тех или иных архитектурно-планировочных элементов на территории пустыни).
Цель настоящего исследования состояла в рассмотрении влияния определенной социокультурной специфики исторического развития Коренной пустыни на формирование уникальных архитектурно-планировочных элементов организации ансамбля обители. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать архитектурно-планировочный ансамбль Коренной пустыни и обозначить те его черты, которые, с учетом того, что их наличие прослеживается исторически, являются типичными в организации православных монастырских ансамблей периода XVNI-XIX вв.;
2) обозначить наиболее выдающиеся особенности архитектурно-планировочного ансамбля Коренной пустыни и рассмотреть ту историческую специфику, которая обусловила их формирование.
Краткая справка о конкретном расположении комплекса существующих строений, истории возникновения и развития Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни
Историческая территория расположения основной части строений Коренной пустыни (то есть монастырская территория за исключением удаленных к югу построек в районе скита преподобного Серафима Саровского) ограничена с запада - улицей Советской, с севера - территорией ОБПОУ «Свободинского аграрно-технического техникума им. К.К. Рокоссовского» и застройкой улицы Интернациональной, с востока - излучиной реки Тускарь, с юга - оврагом и находящейся за ним территорией Историко-мемориального музея «Командный пункт Центрального фронта».
Возникновение духовного центра на месте будущей Коренной пустыни было непосредственно связано с произошедшим здесь чудесным обретением Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» - одной из наиболее почитаемых курских икон. Именно с этой святыней из Курска в Коренную пустынь, начиная с первой трети XVII в. и вплоть до революции регулярно (с перерывом с 1767 по начало 1790-х гг.), проводился крестный ход (в 1990-е гг. его проведение было возобновлено). Дореволюционный крестный ход с Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамени» был изображен на известном полотне «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883 гг.) художника И.Е. Репина (1844-1930).
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь была основана в 1597 г. повелением царя Федора Ивановича, ее первым настоятелем стал отец Евфимий (в миру Георгий), иерей из города Рыльска. В период Смуты строения пустыни, располагавшейся в густом и глухом лесу, были полностью деревянными, обитель защищал частокол из дубовых бревен. В 1611 г. монастырь был разрушен до основания и сожжен войском крымских татар, но уже в 1610-е гг. пустынь начала восстанавливаться.
В 1700-е - 1710-е гг. в монастыре было начато каменное строительство. В 1750-е гг. в пустыни строилась третья каменная церковь и существовала каменная трапеза. Остальные постройки вплоть по вторую половину XVIII в. продолжали оставаться деревянными и крытыми тесом, но имели каменные фундаменты [Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни 1865, 20-21, 25-26, 45-47; Арцыбашева 1998; Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем 2010].
В 1764 г. Коренная Рождество-Богородицкая пустынь была исключена из ведения Курского Знаменского монастыря и стала самостоятельной заштатной (находящейся «на собственном содержании») обителью с семью монахами. Возглавлял обитель в начальный период ее самостоятельного существования (с 1765 г. по 1771 г.) игумен Исайя (Илляшевич).
К концу XVIII в. общие очертания архитектурного ансамбля Коренной пустыни (впоследствии дополнявшегося новыми сооружениями, заменявшими предшествующие на их исторических местах) имели вполне завершенный конструктивно-планировочный вид. В 1799 г. Коренной пустыни был присвоен статус монастыря четвертого класса, а в 1816 г. в данной обители, переведенной в разряд третьеклассных монастырей, была учреждена архимандрия.
1 июля 1852 г. на месте прежнего был заложен новый монастырский собор (просуществовавший вплоть по середину 1920-х гг.), что возводился по плану, «выданному из канцелярии главноуправляющаго путями сообщения графа [П.А.] Клейнмихеля» [Историческое описание... 1865, 114-116, 129; Арцыбашева 1998; Бугров 2003].
На территории Коренной пустыни (за исключением удаленного к югу скита) по состоянию на начало 1910-х гг. существовал ряд строений, относившихся к монастырскому двору, к гостиному двору, к конному двору, к скотному двору. По данным современных исследователей, по состоянию на 1913 г. в монастырском
штате Коренной пустыни насчитывалось 177 человек: 71 монах и 106 послушников.
Рисунок 1. Коренная пустынь. Репродукция литографии 1892 г. Период создания: 1995 г. Местонахождение: Областное бюджетное учреждение культуры «Курский областной краеведческий музей»1
В октябре 1923 г. (по другим данным, в 1924 г.) монастырь был закрыт, а его братия - распущена. В конце 1920-х гг. территорию бывшей обители заняла воинская часть, а монастырские постройки были приспособлены под казармы для военных, столовую и клуб. В 1930-е гг. на территории пустыни был устроен санаторий «Свобода». В 1943 г. ряд монастырских зданий были переданы под госпиталь для раненых, а на территории обители (к югу от основного комплекса исторических сооружений) был оборудован Командный пункт Центрального фронта РККА. В послевоенный период и во второй половине XX в. строения на территории Коренной пустыни находились в ведении местных образовательных организаций [Арцыбашева 1998].
7 августа 1989 г. благодаря стараниям схимитрополита Иувеналия (Тарасова) было принято решение о передаче Курской Коренной Рождества
1 Открытка. Коренная пустынь. Репродукция литографии // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15957819 (дата обращения: 09.01.2024)
Пресвятой Богородицы пустыни Курской епархии РПЦ. С конца 1980-х - начала 1990-х гг. началось возрождение монашеской жизни в пустыни и восстановление ее историко-архитектурного облика2.
Характеристика существующих элементов ансамбля Коренной пустыни, относящихся к типичным архитектурно-планировочным составляющим православных монастырских ансамблей
Архитектурно-планировочный ансамбль Коренной пустыни в тех объемно-пространственных формах и с определенной планировочной структурой, что сохранились до настоящего времени, был окончательно сформирован за период XIX - начала XX вв. Обозначенный период ознаменовался господством классического стиля, развивавшегося применительно к монастырской архитектуре с начала XVIII в.
• Типичные черты в пространственно-планировочной организации ансамбля основных строений Коренной пустыни
Метод компаративного анализа позволяет определить, что в рамках следования классическому стилю, одной из типичных черт в облике ансамбля Коренной пустыни стала его совокупная пространственно-планировочная организация. В период развития классического стиля в организации пространства территорий монастырей одним из ключевых аспектов являлось стремление к формированию «регулярной» территориальной конфигурации: с симметричностью всех четырех сторон монастырского периметра и предпочтительностью ориентации главного входа в монастырь на запад.
В соответствии с обозначенными классическими принципами главный вход на территорию Коренной пустыни в целом ориентирован на запад (строго говоря, на северо-запад). Однако сам периметр территории вытянут с запада на восток гораздо существеннее, чем с севера на юг, что обусловлено как сугубо историческими (что будет рассмотрено в дальнейшем), так и географическо-топологическими (рельеф окружающей обитель местности - довольно неровен, с заметным колебанием высот) основаниями. Комплекс основных строений обители, расположенный на высоком мысу над проходящим восточнее
2 Возрождение // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/vozrozhdenie (дата обращения: 09.01.2024)
извилистым руслом реки Тускарь, по состоянию на вторую половину XIX -первую четверть XX вв., что следует из данных структурно-функционального анализа ансамбля, уже обладал заметно выраженным территориальным зонированием. С юга обозначенный комплекс строений был ограничен лесистым оврагом, а с севера - комплексом хозяйственных построек, частично сохранившимся до настоящего времени (пространство к северу от основных построек обители в дореволюционный период занимали конный и скотный дворы, монастырские сады и огороды, пасеки и монастырское кладбище, погребения на котором начали осуществляться в 1830-е гг.) [Холодова 2021, 113114]. Определенные сегменты территории, являвшиеся основой зонирования Коренной пустыни, преимущественно получили свое оформление уже к 1860-м гг., хотя их складывание началось в более ранний период (и относительно развилось уже к третьей четверти XVIII в.). Значительное число сохранившихся до настоящего времени строений в границах пустыни были возведены уже в период 1860-х - 1910-х гг.
• Типичные черты в архитектуре и расположении основных культовых строений Коренной пустыни В настоящее время центральной архитектурной доминантой ансамбля Коренной пустыни является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Современное здание собора было возведено во второй половине 2000-х гг. и освящено 24 сентября 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом3. Данный храм был воссоздан на месте утраченного в середине 1920-х гг. здания собора Рождества Пресвятой Богородицы. В «Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», составленном иеромонахом Леонидом (в миру Л.А. Кавелиным (где представлена характеристика монастырской застройки по состоянию на лето 1862 г.), история соборного храма пустыни была передана следующим образом: «Первый деревяный [храм обители] построен в 1597 году изждивением царя и великаго князя Феодора Иоанновича; он сожжен в 1611 году во время нахождения на Курскую область Крымских татар; второй деревянный же храм построен уже, по миновании "Литовскаго нашествия" настоятелем разоренной Коренной Пустыни, Игуменом Иосифом, <...> церковь эта освящена в 1618 году [выстроена в 1617 г.] <..>. Первый
3 Возрождение // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/vozrozhdenie (дата обращения: 09.01.2024)
каменный храм [то есть третье храмовое сооружение] с такою же трапезою и колокольнею был построен в 1703 году, коштом [на средства] строителя из дворян монаха Боголеца Сухачева, при архимандрите Пимене; освящен по благословению Преосвященнаго Авраамия, Митрополита Белградскаго и Обоянскаго. Простоял до 1852 года; а в сем году 1 Июня при архимандрите Палладии II заложен нынешний соборный храм [то четвёртое храмовое сооружение, просуществовавшее по середину 1920-х гг.], который приведен к окончанию при архимандрите Серафиме и освящен в 1860 году...» [Историческое описание. 1865, 35-39, 134-135].
В классическом ансамбле православного монастыря собор всегда являлся главным архитектурным сооружением, как правило, находящимся в центре монастырской территории; причем в период расцвета классицизма указанный центр «нередко вычислялся с почти геометрической точностью» [Бусева-Давыдова 1996, 128]. В архитектурно-планировочном решении композиции ансамбля Коренной пустыни, что можно проследить, в частности, посредством компаративного анализа, собор действительно занимает место примерно по центру монастырского двора, с незначительным смещением к востоку; но при этом (что как раз относится у исторически обусловленным особенностям организации обители) - не по центру ансамбля основной части монастырских строений.
Перед основным входом в собор Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни была размещена соборная площадь. Возникновение соборных площадей в планировочной структуре монастырских ансамблей классического периода в качестве «художественно осмысленных элементов» являлось определенным типологическим «новшеством». Кроме того, в монастырях XVIII-XIX вв. (и, в частности, в Коренной пустыни), площадь в связи со значительным числом приходящих богомольцев имела и чисто утилитарное назначение. По краям соборную площадь (что наблюдалось и применительно к Коренной пустыни) обыкновенно обрамляли строения келий и иных служебных монастырских построек [Там же, 131].
В центре всей сохранившейся основной части комплекса строений обители расположено строение колокольни над Святыми вратами и с примыкающими к ней с обеих сторон двумя келейными корпусами. Сооружение, изначально существовавшее на месте сохранившегося до наших дней строения колокольни, было построено в 1708 г. на средства монаха Путиица (Путивльца)
Иоанна Алаторцова и представляло собой «каменнаго же здания Св. врата, с церковью над ними о двух престолах: Преображения Господня и Св. Архистратига Михаила». Кроме того, «по обеим сторонам Св. врат вместе с ними и в одной связи, [были] построены тогда же два крыла келлий двуэтажныя для жительства Настоятеля с братиею» [Историческое описание... 1865, 45-46]. То есть выстроенное в начале XVIII в. сооружение, имевшее несколько конструктивных объемов, состояло из Святых врат с двухпрестольной церковью над ними (обозначенная церковь была упразднена «по ветхости» в 1836 г., а в ее помещениях расположились ризница и библиотека) и келейных корпусов [Там же, 124-125]. Существующая на данный момент колокольня со Святыми вратами и с корпусами по бокам была возведена в начале 1860-х гг.; невозможно установить точно сохранились ли в ее строении какие-либо конструкции от предшествующей постройки начала XVIII в.
В архивных материалах начала 1910-х гг. сохранившееся до настоящего времени сооружение колокольни с корпусами было охарактеризовано следующим образом: «Дом двух этажный, каменный, с подвалами, крыт железом, длина дома 21% саж. [69,7 м], ширина 5 саж. [10,67 м], высота 4 саж. [8,53 м], окон больших 40 штук, вышиною 2 арш., шириною 1% арш., и 22 малых, все с двойными рамами, дверей одностворчатых 44, печей 20 шт. Служит для помещения братии монастыря. По средине этого дома каменная колокольня в четыре яруса. Общей высотою до верха карниза 15 саж. [32 м]. Под колокольней в арке Святыя ворота. Дом построен в 1862 году. Сохранился хорошо. Оценка вместе с колокольней»4. В настоящее время колокольня с вратами и корпусами является ОКН РЗ «Святые ворота с колокольней и кельями Курской Коренной пустыни».
Необходимо отметить, что территорию собственно монастырского двора сооружение колокольни со Святыми вратами и примыкающими корпусами ограничивает с западной стороны. Такое расположение колокольни с вратами было характерно для обителей в XVNI-XIX вв., когда определенный архитектурный акцент переносился с соборного храма на сооружение колокольни и последняя трактовалась «как своеобразный маяк - ориентир для богомольцев». Ориентация основного входного портала строения собора на колокольню с вратами, соблюдаемая в организации пространства Коренной
4 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 746.
пустыни, также являлась одной из типичных черт монастырской архитектуре в период господства классицизма [Бусева-Давыдова 1996, 128-129].
• Типичные черты в архитектуре и расположении основных настоятельских, келейных и иных братских строений Коренной пустыни
При организации классических ансамблей православных монастырей наблюдалось общее стремление к созданию «правильности очертаний» занятой монастырскими строениями территории. С учетом данного стремление жилые строения обители обыкновенно «ставились "в линию", отдельные объемы срастались в протяженные блоки» [Там же, 131].
В обозначенном отношении ансамбль монастырского двора Коренной пустыни, что прослеживается при сравнительно-историческом и компаративном анализе отдельных композиционных элементов, также не стал исключением: здесь было организовано две «линии» (с северной и южной сторон) из последовательно расположенных, однако не примыкающих друг к другу строений. С севера от собора это были здание с домовой церковью и трапезной и один из братских корпусов, с юга - игуменский корпус и еще один из братских корпусов.
Входящее в состав северной планировочной «линии» здание с домовой церковью и трапезной, изначально характеризуемое как «церковь всех Святых с братской внизу ея трапезою и кухнею», было достроено тщанием архимандрита Палладия Белевцева, что возглавлял обитель в 1815-1818 гг., а освящено уже в начале 1819 г. [Историческое описание. 1865, 128] В начале 1860-х гг. обозначенному строению было дано следующее описание: «Церковь теплая каменная во имя всех Святых, домоваго расположения в корпусе, который из внутри монастыря [с южной стороны] двухэтажной, а со вне [с северной стороны] трех этажной; под церковию братская трапеза и кухня; корпус крыт весь железом. Над крышею небольшой глухой трибун также обит железом с главкою и крестом» [Там же, 146-147]. На протяжении дореволюционного периода строение использовалось в культово-богослужебных целях, а также служило трапезной и кухней для братии; кроме того, в начальные годы существования здания некоторые его помещения были заняты хлебней и погребами [Там же, 132]. В настоящее время данное строение является ОКН РЗ «Церковь и архиерейская дача быв. Коренной пустыни».
Келейный корпус, находящийся на одной «линии» с рассмотренным выше церковно-братским сооружением (к северо-западу от этого сооружения), был, вероятнее всего, «отстроен вчерне в 1862 году» (либо, по другим данным, построен в 1860 г.) и изначально предназначался для помещения в нем «рухлядной» (то есть кладовой для одежды) и братских келий [Там же, 155]. По состоянию на начало 1910-х гг. в данном здании также располагалась «просфорня». В 2023 г. указанный корпус был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве ОКН РЗ «Братский корпус-2».
Южная «линия» жилых монастырских строений Коренной пустыни была представлена в первую очередь игуменским корпусом (то есть корпусом, в котором размещался настоятель пустыни). В начале 1910-х гг. обозначенному строению была дана следующая архивная характеристика: «Дом двух-этажный с подвалами, каменный, покрыт железом, длина дома 15 саж. [32 м], ширина 6 саж. [12,8 м], высота 5 саж. [10,67 м], всех окон 60 шт., вышиною 2 арш., шириною 11 арш., с двойными рамами, дверей двухстворчатых 10 шт., одностворчатых 20 шт., печей 16 шт. Служит для помещения настоятеля пустыни и братии. <...> Дом построен в 1862 году, сохранился хорошо»5. В настоящее время данное сооружение является ОКН РЗ «Игуменский корпус Курской Коренной пустыни».
Келейный корпус, находящийся на одной «линии» с игуменским (к северо-западу от игуменского корпуса), был в описании, составленном летом 1862 г., по всей видимости, обозначен как «вновь строящийся двухэтажный корпус, в котором предполагается поместить просфорню, хлебню и устроить братския келлии» [Историческое описание. 1865, 154]. А в источнике начала 1910-х гг., очевидно, то же здание было охарактеризовано как построенный в 1864 г. дом, «в коем состоит братская хлебопекарня», а в нижнем этаже в двух помещениях - еще и «свечной монастырский завод» (при этом основным зданием свечного завода на территории пустыни, по всей видимости, являлось здание, входящее на данный момент под литерой В в состав домовладения № 40 по улице Советской). В 2023 г. рассмотренный корпус был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве ОКН РЗ «Братский корпус-1».
5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 746.
Рисунок 2. Геометрический специальный план участка земли Курской губернии, Курского уезда, Коренской пустыни Рождества Богородицкого монастыря. Период создания: вторая половина XIX в.6
Еще одним значимым структурно-организационным элементом пространства православного монастыря ХУ!!!-Х!Х вв. стали монастырские сады. Таким садам были присущи следующие характеристики: заметная связь с природным окружением и архитектурными постройками; значительный размер
6 Областное казенное учреждение «Государственный архив Курской области» (ОКУ «ГАКО»). Ф. 621. Оп. 2. Д. 2349.
сада и продолжение его за пределами монастырской территории; живописность сада и его свободная планировка. Зачастую один из монастырских садов, имевший более регулярную планировку, разбивался близ настоятельского корпуса. А за границей центральной части монастырской территории (либо вообще за монастырем), как правило, устраивался обширный фруктовый сад [Курдяева 2014, 1243; Бусева-Давыдова 1996, 130]. В случае организации пространства Коренной пустыни игуменский корпус оказался лишен близлежащих садовых насаждений, что было обусловлено топографической спецификой: к югу от корпуса игумена располагался уже упомянутый ранее лесистый овраг. Зато к северу от основных построек пустыни располагались конный и скотный дворы, монастырские сады, огороды и пасеки, и монастырское кладбище. Вплоть до настоящего времени на указанной территории (севернее центрального монастырского двора) продолжается ведение монастырского хозяйства. Кроме того, здесь сохранились сооружение ОКН РЗ «Здание свечного завода Курской Коренной пустыни» и еще строения двух ОКН РЗ, приобретших данный статус в 2023 г.: «Хозяйственный корпус-1» и «Хозяйственный корпус-2».
Характеристика наиболее значимых архитектурно-планировочных особенностей ансамбля Коренной пустыни и рассмотрение исторических оснований формирования данной специфики
В архитектурно-планировочном ансамбле Коренной пустыни наблюдаются, как можно заключить, основываясь на методах ретроспекции и сравнительно-исторического анализа, две характерные особенности, обусловленные спецификой исторического развития обители. Каждая из данных особенностей предусматривает необходимость представления отдельной характеристики ее исторического развития.
• Обусловленная историко-культурными реалиями
особенность расположения церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» и каменных сходов, ведущих к ней Одной из наиболее визуально выдающихся особенностей ансамбля Коренной пустыни является церковь Живоносного источника, что расположена на некотором удалении от монастырского двора (ниже по склону), у самого русла реки Тускари. От упомянутого ранее строения, являющегося в настоящее время ОКН РЗ «Церковь и архиерейская дача быв. Коренной пустыни», к церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» ведут крытые каменные сходы; их
конструкция живописно вписана в рельеф местности и является наиболее запоминающимся и узнаваемым и вместе с тем уникальным элементом архитектурного ансамбля пустыни.
Возникновение здания указанной церкви на обозначенном месте имеет глубокие историко-культурные основания, непосредственно связанные с возникновением духовного центра на месте будущей Коренной пустыни.
К концу XIII в. в заросшие лесами окрестности Курска жители из соседних городов имели обыкновение ездить на охоту и промысел. Из работ дореволюционных исследователей известно предание, согласно которому 8 сентября 1295 г. «один благочестивый муж» (по некоторым сведениям, житель города Рыльска), пришедший «ради своего прибытка» в курский лес, увидел близ реки Тускари «в полугоре», у корня большого дерева икону, лежащую ликом к земле. Обретенный образ впоследствии стал известен как Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Когда икона была поднята от земли, «тотчас же из того места проистек источник воды» - на данном месте и была возведена церковь Живоносного источника.
Икона сперва была установлена в дупле дерева, под которым ее обнаружили, а затем перемещена «на несколько сажень повыше» в специально срубленную часовню (позднее месте часовни был сооружен монастырский собор) [Ларионов 1786, 13; Коренная пустынь. 2010; Историческое описание. 1865, 13-14].
Первоисточником приведенного сюжета об обретении иконы является памятник древнерусской литературы третьей четверти XVII в. «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет» (известный под кратким названием - «Повесть о граде Курске»)7. В тексте первоисточника обозначено, что к обретенной иконе стали приходить многие люди из окрестных городов и селений, в том числе из Рыльска, «где княжил в то время Князь прозванием Шемяка» [Историческое описание. 1865, 14]. Время управления Рыльском князьями по фамилии Шемяка (отцом Иваном Дмитриевичем Шемякой и его сыном Василием Ивановичем Шемякой) пришлось
7 Курская-Коренная икона Божией Матери Знамение // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2462319.html (дата обращения: 09.01.2024)
на вторую половину XV - первую четверть XVI вв.8 Соответственно упоминание «князя Шемяки» применительно к начальному периода бытования чудотворного образа либо является анахронизмом; либо свидетельствует о наличии нескольких князей-однофамильцев Шемяк, живших в конце XIII в., а затем во второй половине XV - первой четверти XVII вв.; либо фактически указывает на позднейшее обретение иконы.
Рисунок 3. Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение».
Современное изображение9
Путем анализа, произведенного с опорой на метод ретроспекции, установлено, что в 1713 г. у реки Тускари, близ места обретения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» была построена каменная церковь «во имя Пресвятыя Богородицы живоноснаго ея Источника». Строение храма было возведено на средства генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева (1652-1719), что посетил Коренную пустынь после победы в Полтавской битве 1709 г. Одновременно с церковью был выстроен и покрытый
8 Раздорский А.И. Князья, наместники и воеводы Курского края XI-XVIII вв. Князья Рыльские (1185-1523) // Курск дореволюционный [Электронный ресурс]. URL: http://old-kursk.ru/book/razdorsky/ra004.html (дата обращения: 09.01.2024)
9 Возрождение // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/vozrozhdenie (дата обращения: 09.01.2024)
тесом «каменный сход», что вел к ней от верхней площадки монастыря. В конце 1800-х гг. в обозначенной церкви был позолочен и исправлен иконостас, а в 1812 г. - исправлены престол и пол. В 1832-1835 гг. были устроены новые уступчатые каменные сходы (на ступенях которых могли размещаться богомольцы), а в 1839 г. - установлен новый иконостас в церкви Живоносного Источника [Историческое описание... 1865, 45-47, 124-125, 130-133; Арцыбашева 1998; Бугров 2003].
В «Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» была приведена составленная в начале 1860-х гг. красочная характеристика примечательного расположения как церкви Живоносного источника, так и ведущих к ней сходов: «Белостенныя здания Обители то живописно скрываются вкупе окружающих их деревьев, то выглядывают из-за них, как белая лилия из корзины зелени. Особенно хорош вид на монастырь с противоположнаго луговаго берега р. Тускори. <...> Близ Храма [подразумевается монастырский собор] видно начало крытых сходов к нижнему источнику или кладезю, где явилась чудотворная икона. Самые сходы скрыты от глаз деревьями, которыми порос весь скат монастырскаго холма, но зато ясно видна нижняя шатровая церковь во имя Живоноснаго Источника, древнейшее [по состоянию на начало второй половины XIX в.] здание обновленной обители...» [Историческое описание. 1865, 4].
В середине 1920-х гг. дореволюционная церковь Живоносного источника и каменные сходы были разрушены. А в конце 1950-х гг. была предпринята попытка засыпать родники, бившие на месте обнаружения чудотворной иконы; однако «живоносный источник» пустыни не был уничтожен [Арцыбашева 1998]. При возобновлении религиозной деятельности на территории обители в конце XX в., за 1994-1997 гг. были восстановлены крытые сходы, ведущие к святому источнику на берегу Тускари, и церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (что исторически наследовала предшествующей дореволюционной постройке). 24 сентября 2012 г. состоялось освящение церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник»10.
10 Возрождение // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/vozrozhdenie (дата обращения: 09.01.2024)
• Обусловленная историко-социальными реалиями
особенность расположения ансамбля строений гостиного двора Коренной пустыни
Еще одной особенностью структурно-планировочной и архитектурной организации ансамбля Коренной пустыни является наличие к западу от строения колокольни со Святыми вратами и с корпусами по бокам (ОКН РЗ «Святые ворота с колокольней и кельями Курской Коренной пустыни») довольно развитого комплекса гостиного двора, со значительным числом сохранившихся в его границах исторических сооружений. Как правило, за Святыми вратами той или иной обители (если она не находится в отдалении от каких-либо населенных пунктов) начинается жилая застройка, не имеющая отношение к монастырю. Таким образом, что позволяет определить структурно-функциональный метод анализа, наличие гостиного двора с собственным ансамблем, визуально соотносимым с ансамблем монастырского двора, является выдающейся структурной и архитектурной особенностью Коренной пустыни.
Как следует из анализа произведенного при посредстве метода ретроспекции, процесс возникновения и дальнейшего развития обозначенного архитектурного комплекса, примыкающего с западной стороны к монастырскому двору пустыни, имеет значимые историко-социальные основания.
Изначально близ часовни, в которой находилась чудотворная икона, а впоследствии вокруг новообразованного монастыря стали собираться люди, которые приносили что-либо «от трудов рук своих» в дар святому образу. Такие приношения «обращались местными священниками в деньги, или менялись на другие нужнейшие вещи». Впоследствии к месту, где производился обмен, стали целенаправленно приезжать покупатели и торговцы, а богомольцы начали приносить в том числе товары на продажу, что и положило начало возникновению Коренской (или Коренной) ярмарки при Коренной пустыни [Коренная ярмарка 1840, 162].
Начиная с первой половины XVII в., обороты производимой торговли (в частности, в связи с начавшими регулярно совершаться крестными ходами) постепенно возрастали. И к концу XVIII в. Коренская ярмарка превратилась «во всероссийское торжище».
До 1726 г. пребывание чудотворной иконы в пустыни, привозимой туда из Курска, продолжалось всего три дня, соответственно, столько же длилась ярмарка (в 1598 г., опасаясь возможной угрозы «неприятельского нашествия»,
царь Борис Годунов повелел перенести икону из новообразованной обители в Курск, где она в последующие периоды пребывала большую часть времени). С 1726 г. по 1760-е гг. длительность проведения ярмарки увеличилась до одной недели, с 1791 г. - до двух недель, с 1806 г. - ярмарка стала ежегодно работать с 9-й пятницы по Пасхе и вплоть до 12 сентября [Коренная ярмарка 1840, 161; Историческое описание. 1865, 49-50].
У ворот обители уже в 1660-е гг. размещалась «келья гостиная» с сенями и чуланами, а в 1760-е гг. - существовали две деревянные «гостиные кельи» (прообраз будущего ансамбля гостиного двора Коренной пустыни). А в 1793 г. к западу от Святых врат монастыря были построены два деревяных «гостиных двора», из которых один предназначался для размещения «благородных людей», а другой - для «черни» [Историческое описание. 1865, 54-78, 120-126; Арцыбашева 1998]. К 1820 г. при пустыни существовали следующие строения, использовавшиеся для временного проживания приезжающих: «Вне монастыря идя к гостинному [ярмарочному] ряду на правой руке лучшаго расположения и фасада с балконами, построено две [гостиницы], за которые монастырю приезжающие на ярманку Господа платят 1500 рублей. А с левой стороны от Св. врат до самаго [монастыря] построено также довольно хорошаго расположения и фасада 8 [гостиниц], за которые монастырю приезжающие на ярманку Господа платят до 2000 рублей» [Историческое описание. 133-134].
Таким образом, ориентировочно, за первую половину XIX в. гостиный двор пустыни уже оформился композиционно. Однако к началу 1860-х гг. был еще занят деревянными постройками. В последующие годы, в пределах обозначенного двора были возведены жилые и подсобные сооружения, чей облик визуально коррелировал с архитектурой основных строений монастырского двора.
До настоящего времени в составе архитектурного ансамбля гостиного двора сохранился ряд зданий, наиболее выдающимся из которых являлась так называемая «Белая гостиница» (здание, входящее на данный момент под литерой А в состав домовладения № 40 по улице Советской). Несмотря на то, на текущий момент сооружение именуется «Белой гостиницей» или «Архиерейской гостиницей», из анализа изобразительных материалов рубежа XIX-XX вв. следует, что в дореволюционный период стены указанного здания снаружи были красными, в то время как белым являлось другое строение, расположенное несколько южнее.
На литографии Ф. Каркарючкина «Вид Коренной общежительной пустыни с восточной стороны (в 1885 г.)» здание «Белой гостиницы» не просматривается, из чего можно сделать вывод, что оно было возведено не ранее середины 1880-х гг. [Холодова 2021, 112] В архивных материалах начала 1910-х гг., сохранилась следующая характеристика данного сооружения: «Дом в два с половиною этажа, кирпичный, покрыт железом; длина дома 17 саж. [36,27 м], ширина 6% саж. [14,22 м], высота 51 саж. [11,73 м], внутри оштукатурен, без печей, служит летним помещением для богомольцев, всех окон 47 шт. вышиною 21 арш., шириною 1% арш.; дверей двустворчатых 5 шт., одностворчатых 35 шт., построен в 1887 году, сохранился хорошо»11. Начиная с 1940-х гг. и в течение второй половины XX в., здание «Белой гостиницы» использовалось под нужды местных образовательных организаций. На данный момент сооружению в определенной мере возвращены его исторические функции - оно имеет статус монастырской гостиницы (но для проживания паломников не используется)12. Также в настоящее время данное здание является ОКН РЗ «Белая гостиница Коренной Рождественско-Богородицкой пустыни»,
Поскольку обозначенная гостиница расположена у западной оконечности монастырской территории, то с северо-востока к ней примыкают исторические ворота с оградой, отделяющие пространство обители от линии Советской улицы. Указанные ворота (которые нельзя путать со Святыми вратами, расположенными восточнее и входящими в конструктивный объем строения колокольни с корпусами) тоже являются ОКН РЗ «Ворота монастырские со стеной Курской Коренной пустыни».
Кроме того, в составе комплекса строений обширного гостиного двора Коренной пустыни сохранилось еще одно гостиничное здание - «Красная гостиница» (здание, входящее на данный момент под литерой А1 в состав домовладения № 40 по улице Советской). Из анализа изобразительных материалов, созданных на рубеже XIX-XX вв., следует что в дореволюционный период стены современной «Красной гостиницы» были белыми (в отличие от расположенной севернее и уже рассмотренной «Белой гостиницы»). О состоянии и использовании обозначенного сооружения в начале 1910-х гг. свидетельствует следующая архивная характеристика: «Дом двух-этажный с подвалом, внутри
11 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 746.
12 Гостиницы монастыря // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/gostinicy-monastyrja (дата обращения: 09.01.2024)
и снаружи оштукатурен, покрыт железом; длина дома 16% саж. [35,56 м], ширина 6 саж. [12,8 м], высота 5 саж. [10,67 м], всех окон - 56 шт., вышиною 21Л арш., с двойными рамами, шириною 1% арш.; дверей двустворчатых 6 шт., одностворчатых 45 шт., печей 18 шт., служит для помещения богомольцев. Дом построен в 1869 год., сохранился хорошо»13. На текущий момент здание «Красной гостиницы» также следует своему исходному назначению - в ней предлагаются номера для расселения прибывающих в обитель паломников. Помимо этого, некоторые помещения в строении занимает монастырская библиотека14. В 2023 г. рассмотренное здание было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве ОКН РЗ «Здание «Красной гостиницы».
К сооружению «Красной гостиницы» с юго-запада также примыкает небольшое сохранившееся строение (входящее под литерой В1 в состав домовладения № 40 по улице Советской), которое изначально могло использоваться в том числе для проживания богомольцев и было выстроено, по всей видимости, в период конца XIX - начала XX вв. На рубеже XX-XXI вв. в помещениях обозначенного строения располагалась реставрационная мастерская; с 2023 г. постройка является ОКН РЗ «Иконописная мастерская».
Наконец, завершением весьма выдающего ансамбля гостиного двора Коренной пустыни с восточной стороны являлись два сохранившихся строения так называемых «дачных домиков» (выстроенных, как и гостиницы, для размещения богомольцев). «Дачные домики» (входящие под литерами А2 и А3 в состав домовладения № 40 по улице Советской) были построены, ориентировочно, в начальный период длительной реконструкции гостиного двора, что пришелся на 1860-е - 1870-е гг. и привел к возникновению того архитектурного комплекса, упомянутые выше строения которого сохранились до наших дней. «Домик», находящийся у восточной оконечности гостиного двора, по состоянию на 1910-е гг., очевидно, использовался также в качестве «странноприимного дома» (то есть в качестве монастырской богадельни), а на текущий момент ряд помещений в нем занимает «Паломническая трапезная». Данные строения домиков с 2023 г. имеют статус ОКН РЗ: «Дачный домик-1» и «Дачный домик-2».
13 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 746.
14 Гостиницы монастыря // Официальный сайт монастыря Коренная пустынь [Электронный ресурс]. URL: https://korennayapustin.ru/gostinicy-monastyrja (дата обращения: 09.01.2024)
Заключение
Комплекс сохранившихся строений Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни был подвергнут детальному рассмотрению как архитектурно-планировочная единица, совмещающая в себе типичные организационные черты, присущие монастырским ансамблям классического периода XVIII-XIX вв., а также характерные уникальные элементы.
В качестве типичных элементов в составе ансамбля пустыни были определены общая пространственно-планировочная организация территории обители и, в частности, организация пространства монастырского двора (конфигурация, ориентация по сторонам света, зонирование и т. п.). Характерные типичные черты также были выявлены в размещении ключевых культовых сооружений пустыни (собора Рождества Пресвятой Богородицы и колокольни со Святыми вратами); причем обозначенным сооружениям на их современных местах расположения предшествовали аналогичные по функциональной принадлежности постройки, имевшие длительную историю развития. Наконец, довольно рядовым оказалось и расположение основных сохранившихся настоятельских, келейных и иных братских строений Коренной пустыни (окружающих пространство монастырского двора обители).
Следующим этапом проведенного исследования явилось выявление уникальных черт, наблюдаемых в архитектурно-планировочной организации ансамбля обители и сформированных под влиянием тех или иных социокультурных особенностей исторического развития монастыря. Данными чертами оказались специфика расположения церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» (наследующей дореволюционной церкви Живоносного источника) и каменных сходов при ней, а также уникальный комплекс строений гостиного двора обители, размещенного к западу от построек монастырского двора. Первая из черт сформировалась под влиянием крайне значимого для развития Коренной пустыни в качестве духовного центра, историко-культурного предания об обретении чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; вторая - под воздействием историко-социальных процессов, связанных с распространением менового обмена и торговли при обители, переросших в формирование «всероссийского торжища» - Коренской (Коренной) ярмарки.
Выводы, сделанные по результатам данного исследования, могут послужить основой для дальнейшего, более углубленного изучения
поставленной темы. Вместе с тем, необходимо отметить, что аналогичное исследование, позволяющее выявить как типичные, так и уникальные, обусловленные социокультурной спецификой исторического развития, архитектурно-планировочные элементы в составе монастырского ансамбля, может быть проведено на базе иного фактографического материала (то есть посредством изучения истории развития какой-либо иной обители).
Список литературы
1. Арцыбашева Т.Н. Курский край и монастырская культура: Учебное пособие по региональной культуре. Курск: Изд-во Курского пед. ун-та, 1998.
2. Бугров Ю.А. История Курской епархии: Краткий очерк. Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003.
3. Бусева-Давыдова И.Л. Развитие композиции русских монастырей эпохи классицизма // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма. Москва, 1996.
4. Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни / сост. и. Л. Санкт-Петербург: Типография М. Эттингера, 1865.
5. Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем / Курск: Курская Коренная пустынь, 2010.
6. Коренная ярмарка // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. Москва, 1840. Кн. III.
7. Курдяева Н.С. Монастырские сады // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4.
8. Ларионов С.И. Описание Курскаго наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества Верхней Расправы прокурором. Москва: Вольная типография Пономарева, 1786.
9. Холодова Е.В. Стилистические этапы и объемно-планировочные решения в архитектуре ансамбля зданий и сооружений местечка Коренная пустынь Курского края 2-й половины XVIII - 1-й половины XIX веков // Строительство и реконструкция. 2021. № 3 (95).
References
1. Artsybasheva T.N. (1998) Kurskiy kray i monastyrskaya kul'tura: Uchebnoye posobiye po regional'noy kul'ture [Kursk Region and monastic culture: A study guide on regional culture]. Kursk: Izd-vo Kurskogo ped. un-ta.
2. Bugrov Yu.A. (2003) Istoriya Kurskoy eparkhii: Kratkiy ocherk [The history of the Kursk Diocese: A brief essay]. Kursk: MU «Izdatel'skiy tsentr «YuMEKS».
3. Buseva-Davydova I.L. (1996) Razvitiye kompozitsii russkikh monastyrey epokhi klassitsizma [The development of the composition of Russian monasteries of the classicism era] // Matvey Fedorovich Kazakov i arkhitektura klassitsizma. Moscow.
4. L. [Hieromonk Leonid] (comp.) (1865) Istoricheskoye opisaniye Korennoy Rozhdestvo-Bogoroditskoy pustyni [Historical description of the Root Hermitage of Nativity of the Blessed Theotokos]. Sankt-Peterburg: Tipografiya M. Ettingera.
5. (2010) Korennaya pustyn'. Chudesnyye znameniya v proshlom i nastoyashchem [The Root Hermitage. Miraculous signs in the past and present]. Kursk: Kurskaya Korennaya pustyn'.
6. Passek V.V. (publ.) (1840) Korennaya yarmarka [Korenskaya Fair] // Ocherki Rossii, izdavayemyye Vadimom Passekom. Moscow. Vol. III.
7. Kurdyayeva N.S. (2014) Monastic gardens // Uchenyye zametki TOGU. Vol. 5. No. 4.
8. Larionov S.I. (1786) Opisaniye Kurskago namestnichestva iz drevnikh i novykh raznykh o nem izvestiy vkrattse sobrannoye Sergeyem Larionovym, togo namestnichestva Verkhney Raspravy prokurorom [A description of the Kursk vicegerency from ancient and new various tidings about it, briefly collected by Sergei Larionov, that is the prosecutor of the 'Verkhnaya Raspravya' of this vicegerency]. Moskva: Vol'naya tipografiya Ponomareva.
9. Kholodova E.V. (2021) Stylistic stages and spatial planning solutions in the architecture of the ensemble of buildings and structures of the town of Korennaya Pustyn in the Kursk Region 2nd half of the XVIII - 1st half of the XIX centuries // Stroitel'stvo i rekonstruktsiya. No. 3 (95).