Так как применение одновременно всех трех способов решения проблемы не возможно, следует выделить единственный, наиболее эффективный. На данном этапе, решение должно приниматься в зависимости от конкретного типа производственного объекта.
Конечно, чтобы не наносить вреда промышленному производству и полностью не сносить предприятия, самым подходящим вариантом для города и промпроизводства будет являться перенос производственных мощностей за территорию города. Подобное решение позволит одновременно получить городу дополнительную полезную площадь, а функционирующим на территории города предприятиям создать более совершенные условия работы на другой площадке с возможностью территориального расширения. При этом немаловажную роль играет возросшая транспортная доступность.
Использованные источники:
1. Промышленный PMI России достиг четырехлетнего максимума [Электронный ресурс]: http://щ.investing.com/news/новости-экономических-индикаторов/промышленный-pmi-россии-достиг-четырехлетнего-максимума-258370
2. Индекс деловой активности в промышленной сфере [Электронный ресурс]: http://www.roboforex.ru/analytics/economic-indicators/pmi/
УДК 692
Пахомова Е. Г., к. техн. н.
доцент Енютина М. К.
студент Мезенцева А.Г.
студент Брежнев А. В. студент
«Юго-Западный государственный университет»
Россия, г. Курск Караганов А.Г.
студент Атанасов В. В.
студент Драговчев И. Й. студент
«Университет архитектуры, строительства и геодезии»
Болгария, г. София ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ХРАМОВ Г. КУРСКА И Г. СОФИИ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ Аннотация: Данная статья посвящена архитектуре храмов России (г. Курск) и Болгарии (г. София). Основная религия населения обоих городов —
христианство, поэтому за многовековую историю образы Курска и Софии сложились благодаря православным храмам. В статье рассматриваются наиболее значимые аспекты темы и дается сопоставительный анализ архитектурных особенностей городов.
Ключевые слова: архитектура, храмы, Россия, София.
Pakhomova E. G.Candidate of Technical Sciences, associate professor,
"South-West state university", Kursk, Russia
Enyutina M. K. student "South-West state university",
Kursk, Russia Mezentseva A. G. student "South-West state university",
Kursk, Russia Brezhnev A. V. student "South-West state university",
Kursk, Russia Karaganov A. G.
student "University of architecture, construction and geodesy"
Sofia, Bulgaria Atanasov V. V.
student "University of architecture, construction and geodesy"
Sofia, Bulgaria Dragovchev I. Y.
student "University of architecture, construction and geodesy"
Sofia, Bulgaria
FEATURES TEMPLE ARCHITECTURE OF KURSK AND SOFIA FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAY
Annotation: This article is devoted to the architecture of the temples of Russia (Kursk) and Bulgaria (Sofia). The main religion of the population of both cities - Christianity, therefore, for centuries-old images of Kursk and Sofia have developed due to the Orthodox churches. This article discusses the most important aspects of the topic and provides a comparative analysis of the architectural features of the city.
Keywords: architecture, temples, Russia, Sofia.
Своеобразие, неповторимость любому старинному городу придают сохранившиеся здания храмов и монастырей, которые выделяются своими особыми архитектурными формами из окружающей застройки. Сравним архитектурные особенности храмов России и Болгарии на примере таких старинных городов, как Курск и София.
Болгария одной из первых среди славянских стран оказалась включенной в орбиту политического, религиозного и культурного влияния
Византии. Довольно рано определились здесь и особенности храмового строительства. Так, в Болгарии долго главенствовала базилика с бескупольным покрытием.
Примером безкупольного храма в Софии является, построенный в VI веке, собор Святой Софии. Он представляет собой трехнефную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом. Подвальная часть храма (крипта) предназначалась для захоронений. В апсиде собора также находятся древние захоронения.
Рис. 1. Собор Св. Софии в г. Софии
Для ранней архитектуры Софии также характерны немногочисленные, но своеобразные храмы с центрическим планом на основе триконха или круга. Развитие получили также квадратные бесстолпные, крестообразные, однонефные, базиликальные купольные и кресто-вокупольные храмы. Средневековому болгарскому зодчеству присуща нарядная декоративность, ярко проявляющаяся в облицовке зданий. [1]
В период Национального Возрождения (вторая половина XVIII в. - 1878 г.) начали активно строить купольные храмы, были созданы памятники, сочетающие достижения средневекового зодчества с оригинальными чертами, свойственными гражданской архитектуре, а также с реминисценциями барокко. В оформлении фасадов церкви Рождества Богородицы в Рильском монастыре (зодчий Павел Иванович) применены коромыслоподобные закомары и волнообразно изгибающийся карниз фронтона, формы которых восходят к очертаниям оригинальной арки древнейшей части Боянской церкви XII в.
Естественным становится обращение к византийскому архитектурному наследию, как к «исконно православному», адекватному популярной идее единства церкви и государства. Выражая преемственность по отношению к византийской и собственной средневековой культуре, византирующее направление одновременно позволяло подчеркнуть родство с Россией и
другими славянскими странами.
Рис. 2. Собор Св. Недели в Софии Процесс становления и развития византирующего направления в болгарской архитектуре иллюстрирует история софийского собора Святой Недели. В 1856 году на месте обветшалого деревянного здания мастер Петр Казов начал строить базиликальный каменный храм, выдержанный в стилистике Национального возрождения, с «извивами» карнизов и открытой аркадой экзонартекса, тремя куполами по продольной оси и двумя легкими колокольнями на западной фасаде. В 1898-1901 годах по проекту болгарского и русского архитекторов Н. Лазарова и Л.О. Васильева храм был радикально перестроен. Сохранив традиционные болгарские базиликальность и открытые аркады, он получил теперь пятиглавие и мощную колокольню. Заметны стали черты «византийского стиля» в том его варианте, который был характерен для России - появились закомары, тройные окна, «полосатость» фасадов, вероятно, под влиянием Л. О. Васильева. Этот новый храм был разрушен во время теракта 1925 г. Архитектурный стиль, в котором он выполнен сейчас, трудно классифицировать. Здесь и арочный навес перед входом, и цветные витражи, и совершенно нехарактерный для православной церкви купол с маленькими окнами, и невысокая колокольня, больше похожая на низкий минарет. Все это смешение архитектурных стилей и направлений происходит из-за того, что церковь много раз перестраивалась.
Рис. 3. Собор Александра Невского в г. Софии
Примером национального стиля Болгарии, опирающегося на византийское направление, служит главный собор страны — собор Александра Невского. В построенном по проекту А. Н. Померанцева соборе четко прослеживаются традиции болгарской архитектуры, замеченные в ряде средневековых памятников страны. Архитектор выбрал базиликальную композицию, сравнительно редко применяющуюся в русском варианте «византийского стиля», но весьма характерную для болгарского средневековья. Низкий и широкий барабан и пологий купол собора напоминают Софию Константинопольскую, окружающие его полукупола еще более усиливают сходство. Храмы типа тетраконха были широко распространены в архитектуре византийского ареала, однако планировочное решение с тремя конхами определяет уникальность собора. Типично болгарским мотивом являются открытые аркады экзонартекса храма (пример — уже упоминавшаяся церковь Богородицы в Рильском монастыре), восходящие к раннехристианской архитектуре и в то же время тесно связанные с гражданскими постройками. В целом Померанцев, во всеружии опыта «византизма» в России, уже вплотную подошедшего к модерну, выражаясь образно, в своем проекте впервые заставил «византийский стиль» внятно и убедительно заговорить по-болгарски[8].
В XVII веке в Курске окончательно сложились основополагающий принцип и художественно-эстетический облик монастырской архитектуры, соединивший семантику монастырского ансамбля с функциональным назначением всех составляющих его частей. За глухой монастырской стеной располагались самые разные монастырские сооружения. Внутреннюю планировку задавала главная ось, идущая от «Святых врат» к основным зданиям. Над входом обязательная церковная колокольня в 3-4 яруса со сложно обработанным верхом. Эта мощная, видная издалека вертикаль превращалась в организующую ось всей группы зданий не только внутри, но
и вне стен монастыря. Центральное место в ансамбле занимал соборный храм с примыкающими к нему приделами и расположенной поблизости трапезной. Остальные сооружения выстраивались концентрическими поясами в иерархической соподчиненности. Во втором поясе размещались жилые и хозяйственные постройки. Третий пояс — крепостная ограда, за которой тянулись подсобные и хозяйственные строения, за ними подмонастырье — обширные земельные владения: сады, огороды, пашни. [2]Выработанная за века планировка сохраняется, и в последующие столетия при переустройстве и обновлении обители главные монастырские постройки всегда возводятся на прежнем месте. Меняются лишь их размеры, архитектоника и художественный стиль. С XVII века так обустраивались Коренная пустынь, Знаменский мужской и Троицкий женский монастыри в Курске.
Любопытна еще одна, обозначившаяся в начале XVIII века общемонастырская традиция: все крупные обители края имели боевые часы на башнях входных ворот. Были часы в Рыльском Николаевском и Путивльском Молченском монастырях. Упоминаются по описи «на отдельной башне на стене железные часы» в Курском Знаменском монастыре и Коренной пустыни[7].
Большая часть сохранившихся храмов города Курска относится к XIX веку и имеет форму корабля или креста. При строительстве куполов применяются металлические структуры, появляются новые оригинальные конструкции, используемые в качестве перекрытий. Время наложило отпечаток на стилистику храмов и архитектурные черты: переход от барокко к классицизму, появление псевдорусского стиля — все это достаточно зримо просматривается в облике курских церквей.
Рис. 4. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыне Именно в псевдорусском или как его иначе называют русском византийском стиле построена в 1860 году по проекту К. Тона, создавшего подобного стиля храмы в Санкт-Петербурге, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыне. Бывшее до этого деревянным сооружение стало пятиглавым храмом с двумя рядами массивных колонн. Местность, на которой стоит храм имеет покатость с запада к востоку, и поэтому нижний
(подвальный) этаж его с отдельной с алтарной стороны представляет отдельное помещение. Во внешних же орнаментах трех других сторон (западной, северной и южной) соблюдена троечастность: как в размещении связных пилястр, так и окон, которых на каждой стороне по три: одно двойное итальянское над дверями и два по сторонам дверей. Еще больше поражает внутреннее убранство собора. Иконостас двухъярусный, резной, позолоченный.[3, с. 16]
Типичным стилем культовых сооружений второй половины XVIII века был классицизм, сменивший предшествующий стиль барокко-рококо. В начале XIX века утвердился ампир. В этом стиле построен Знаменский собор[6].
Рис. 5. Знаменский собор в г. Курске
Знаменский собор заложили в 1816 году на месте обветшалого одноименного каменного храма. Через 10 лет после освещения он стал главным сооружений губернии и доминирующим архитектурным центром города Курска. Крестообразный в плане, в стиле эпохи итальянского Возрождения, он лишь немногим уступал знаменитым храмам — Христа Спасителя в Москве и Казанскому в Санкт-Петербурге. Храм построен из обожженного кирпича и облицован мячковским камнем, а белокаменные архитектурные детали вытесаны московскими каменотесами. Высота центральной части собора от земли до купола 48 метров. Кубический объем, над которым возвышается световой барабан, увенчивает сферический купол диаметром 20 метров и четыре малые главки. Фронтон южной части храма имел портал с шестью колоннами коринфского ордера. В церковь вели три галереи и вход через южный фронтон. Колокольня с двумя башнями (на одной из которых были часы-куранты, как уже отмечалось). Внутри собора стены были отделаны под белый мрамор и украшены полуколоннами, лепными и живописными изображениями из священной истории. В подкупольном пространстве на стенах размещалось 23 картины на религиозные сюжеты. Они были написаны на холстах иконописцем Рукавишниковым и, наклеенные на стены, производили впечатления фресок. [4, с. 54]
В XX веке храму наносится значительный ущерб (взрыв, перестройка
под кинотеатр). В конце века развернулись работы по реставрации собора. Восстановлены малые купола с крестами, на колокольню Знаменского кафедрального собора были подняты отлитые на Урале 11 разновеликих колоколов.
Значительная часть храмов города Курска не может быть отнесена к какому-либо определенному архитектурному стилю в чистом виде, поскольку длительное время сохраняется провинциализм в архитектуре, изолированность, эклектичность форм и деталей, что тем не менее, не умаляет значения культовых построек области как памятников истории и культуры местного значения[5].
Сравнивая архитектуру Курска и Софии, как городов славянских государств, можно заметить много общую направленность на «византийский стиль» обоих городов. Однако каждый обрел свою самобытность, шагая в ногу со временем.
Использованные источники:
1. «Византийский стиль» и архитектура болгарского национального романтизма [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/kishkinova 257 265.pdf;
2. Курские храмы: история и современность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-13390-3.html;
3. Л. А. Кавелин Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни//Коренной пустыни четыре века(1597-1997)//Библиотечка «Славянского дома». - Курск, 1997. - №1. - 16 с.;
4. Т. Н. Арцыбашева Православный Курский край — Курский государственный педагогический университет, 2002. - 54 c.;
5. Горностаев С.И., Картамышев Н.В., Кереб С.А., Клюева Н.В., Пахомова Е.Г., Сморчков А.А., Шевелев А.С. Вопросы безопасности строительных конструкций из композитных материалов // Курск. 2015;
6. Иванов С.П., Пахомова Е.Г., Иванова К.С. Оценка работоспособности монолитных железобетонных колонн каркаса с коррозионными повреждениями здания ТЭЦ с длительным сроком эксплуатации. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012. № 2-3. С. 213-216;
7. Пахомова Е.Г., Кретова В.М., Гордеев А.В., Маяков А.С. К методике оценки работоспособности железобетонных конструкций при нарушении сцепления арматуры с бетоном при коррозионных повреждениях. // Промышленное и гражданское строительство. 2011. №8. С. 28-29;
8. Меркулов С.И., Пахомова Е.Г., Гордеев А.В. , Маяков А.С. Исследование работоспособности изгибаемых железобетонных конструкций с учетом коррозионных повреждений. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2009. №4 (29). С. 74-78.