Научная статья на тему 'СОБОР СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОФИИ И МЕТОД ИСТОРИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ПОМЕРАНЦЕВА1'

СОБОР СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОФИИ И МЕТОД ИСТОРИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ПОМЕРАНЦЕВА1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЗМА / РУССКИЙ СТИЛЬ / НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / ТВОРЧЕСТВО А.Н. ПОМЕРАНЦЕВА / РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА В БОЛГАРИИ / МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ / БОЛГАРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ / ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОГО ИСКУССТВА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ARCHITECTURE OF HISTORISM / RUSSIAN STYLE / NEO-BYZANTINE STYLE / THE WORK OF A. N. POMERANTSEV / RUSSIAN ARCHITECTURE IN BULGARIA / MONUMENTAL PAINTINGS / BULGARIAN ARTISTS / RUSSIAN ARTISTS / THE HISTORY OF BULGARIAN ART / SPATIAL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савельев Ю. Р., Слижевская Е. Е.

В статье рассматривается творчество архитектора А.Н. Померанцева и его главное архитектурное произведение в неовизантийском («византийском») стиле - собор св. Александра Невского в Софии, создававшийся в 1897-1912 годах. Из многообразия стилистической палитры зодчего избраны русский и неовизантийский стили как главные стили русского храмостроения последней четверти XIX - начала ХХ века. Впервые на основе архивных материалов рассматривается история проектирования, строительства и росписи главного храма Болгарии и творческая деятельность «Строительного бюро профессора архитектуры А.Н. Померанцева по возведению храма «Св. Александр Невский» в 1904-1912 гг. в контексте европейской истории и культуры этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. ALEXANDER NEVSKY CATHEDRAL IN SOFIA AND THE METHOD OF HISTORICISM IN THE ARCHITECTURAL WORK OF A. N. POMERANTSEV

The article tells about the work of the architect A. N. Pomerantsev and his main architectural work in the neo-Byzantine ("Byzantine") style - the Cathedral of St. Alexander Nevsky in Sofia, created in 1897-1912. Russian style and neo-Byzantine style were chosen from the variety of the stylistic palette of the architect work as the main styles of Russian Church building in the last quarter of the XIX-early XX century.

Текст научной работы на тему «СОБОР СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОФИИ И МЕТОД ИСТОРИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ПОМЕРАНЦЕВА1»

УДК 72.03 УДК 72.007

СОБОР СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОФИИ И МЕТОД ИСТОРИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ПОМЕРАНЦЕВА1

Ю.Р. Савельев*, Е.Е. Слижевская**

*Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва **Архитектурное бюро «ЕС СТУДИО 2007», г. София, Болгария

Аннотация

В статье рассматривается творчество архитектора А.Н. Померанцева и его главное архитектурное произведение в неовизантийском («византийском») стиле — собор св. Александра Невского в Софии, создававшийся в 1897-1912 годах. Из многообразия стилистической палитры зодчего избраны русский и неовизантийский стили как главные стили русского храмостроения последней четверти XIX — начала ХХ века. Впервые на основе архивных материалов рассматривается история проектирования, строительства и росписи главного храма Болгарии и творческая деятельность «Строительного бюро профессора архитектуры А.Н. Померанцева по возведению храма «Св. Александр Невский» в 1904-1912 гг. в контексте европейской истории и культуры этого периода.

Ключевые слова:

Архитектура историзма, русский стиль, неовизантийский стиль, творчество А.Н. Померанцева, русская архитектура в Болгарии, монументальные росписи, болгарские художники, русские художники, история болгарского искусства, пространственные конструкции. История статьи:

Дата поступления в редакцию 22.12.19 Дата принятия к печати 24.12.19

Творчество известного зодчего А.Н. Померанцева (1848-1918) представляет собой заметное явление в истории русской архитектуры последней четверти XIX — начала ХХ века. Исследователи не раз отмечали многообразие стилистики его архитектурных произведений, созданных в духе эклектики и историзма, часто с применением новаторских пространственных конструкций из металла и железобетона [6, 8, 9, 12, 13, 14, 17]. Впрочем, эти же особенности были характерны для творчества многих других архитекторов той эпохи как в России, так и в Европе, а сочетание современных достижений строительной науки и техники, новых строительных материалов и конструкций с фасадами, выполненными в стиле историзма, представляло собой характерную особенность стиля как в европейской, так и в русской архитектуре.

Следует обратить внимание на то, что по сравнению с другими современниками, творчество А.Н. Померанцева (Рис.1а) наиболее характерно для своего времени. В нем наиболее полно представлены все эти особенности как в стилистическом, так и в инженерно-конструктивном отношении. На примере творчества зодчего можно убедиться в существовании главных творческих направлений в архитектуре XIX — начала ХХ века — историзма, эклектики, неоклассицизма и рационализма. В начале столетия к ним присоединится модерн, художественные особенности которого окажут влияние на каждое из этих направлений.

1 Статья написана в рамках исследовательского проекта РФФИ № 19-012-00330 «История создания собора во имя св. Александра Невского в Софии и его архитектор А.Н. Померанцев»

Рис. 1. а — Архитектор А.Н. Померанцев, портрет. б — А.Н. Померанцев. Проект Верхних торговых рядов в Москве. 1899 г.

Из их числа наиболее сложным оказался историзм, который основывался на историко-архи-тектурной науке и знании художественных закономерностей памятников архитектуры. Их натурному исследованию были посвящены 1884-1886 годы пенсионерской поездки А.Н. Померанцева на Сицилию, где он в сопровождении талантливого зодчего Ф.И. Чагина выполнил детальные обмеры Палатинской капеллы XII века в Палермо. Высокое качество графических листов, выполненных архитекторами, способствовало их приобретению в коллекцию Императорской Академии художеств, а в 1887 году А.Н. Померанцев был удостоен звания академика. Показательно, что для этого молодому зодчему пришлось выполнить расчеты церковного купола.

Знакомство со всемирно известным памятником средневекового зодчества, как и со многими другими архитектурными произведениями Италии и других стран, открывало возможности для применения полученных знаний в архитектурной практике, что представляло собой один из основополагающих принципов архитектуры историзма.

Почти сразу же после этого А.Н. Померанцев начинает преподавательскую деятельность в Императорской Академии художеств, а в 1888 году участвует в конкурсе на проект здания Верхних торговых рядов в Москве. Получив в 1889 году первую премию, зодчий в течение пяти лет занимается проектированием и строительством одного из ключевых произведений русского стиля и одновременно передовой инженерной мысли (Рис.1а, 2а).

а б

Рис. 2. А.Н. Померанцев. Здание Верхних торговых рядов в Москве. 1899-1893. а — Главный фасад. Фрагмент. Фото 2018 г. б — Металлическая конструкция стеклянного свода.

Инженер О.Г. Крель. Фото автора. 2018 г.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

го

N

гс о

и I

I ^

■ 12 а £

" к а а

о гс £ ■

и ГС . 2 к т

* 2 СО и Ш 5

* I? ? ^

^ и

и 2

Ш 5 Ш *

а -&

Ш о

с °

К со

ш ш ш о

а

По сравнению с другими конкурсными проектами, молодой зодчий более профессионально решил задачу компоновки протяженного трехэтажного главного фасада, выходящего на Красную площадь. В его отделке он применил не лицевой кирпич, как было принято ранее в произведениях русского стиля, а облицовочный камень — шидловецкий песчаник и тарусинский известняк [10]. Облицовка камнем использовалась им в дальнейшем и в других постройках русского стиля. «Фасад этот поражает очень хорошей архитектурной разбивкой и прекрасно выполненными деталями; в особенности удачна средняя часть второго этажа с очень живописными арочками, приятно играющими глубокими тенями» [10]. Современники отмечали также прекрасно освещенные галереи внутри здания, перекрытые металлическими конструкциями, выполненными на Санкт-Петербургском Металлическом заводе (инженер О.Г. Крель)2 (Рис. 2б). «На покрытие стеклом каждого из трех пассажей потребовалось до 20000 стекол 12 вершков длины (52,8 см — авт.) и 10 вершков ширины (44 см — авт.), не считая почти 4000 штук корабельных стекол, уложенных в мостике, тянущемся вдоль всего пассажа на самом гребне его перекрытия; вес железных стропил и перекрытий простирается свыше 50000 пудов. Центр главного здания рядов, при пересечении среднего продольного пассажа с средним поперечным, представляет огромную ротонду, в которую проникает масса света сквозь стекла возвышающегося над ней гигантского купола» [11] — писали современники при открытии здания Верхних торговых рядов в 1893 году.

На протяжении своего творческого пути А.Н. Померанцеву не раз приходилось проектировать и возводить значительные по размерам здания. При их создании он предпочитает использовать стилистику историзма в сочетании с новаторскими конструкциями.

Именно этими особенностями было отмечено участие А.Н. Померанцева в проектировании и возведении павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года. В этих зданиях зодчий показал себя великолепным мастером историзма, знатоком стилей и одновременно — передовых строительных конструкций. Главные павильоны были им спроектированы в неоклассическом (Художественный отдел) и неомавританском (отдел Средней Азии) стилях. Они фланкировали вход на выставку. Правда, в проектировании последнего зодчий использовал мотивы скорее индийских, чем среднеазиатских мечетей. В проекте здания Машинного отдела господствовал рационализм: трехнеф-ное пространство было перекрыто металлическими конструкциями, изготовленными на том же Металлическом петербургском заводе, что и перекрытия Верхних торговых рядов в Москве (Рис. 3а). Императорский павильон с высоким деревянным шпилем и здание администрации выставки были выполнены в русском стиле3 (Рис. 3б) [1, Т. 3. № 66-69, 72].

А.Н. Померанцев был мастером второго по значению стиля русского храмостроения — неовизантийского («византийского»). Подлинные произведения византийских мастеров зодчий имел возможность изучать еще во время пенсионерской поездки. Впервые он выполнил проект храма в этом стиле в 1898 году для г. Нахичевани-на-Дону, а затем почти полностью повторил его в конкурсном проекте церкви при детской больнице в Санкт-Петербурге, получив за него первую премию в 1903 году [14, с. 222].

2 Эти пассажи «производят поразительно грандиозный и при том чрезвычайно легкий эффект, несмотря на солидные размеры галереи. Этому эффекту много способствует легкая конструкция светового фонаря. Стропила до того тонки и детали их так своеобразно нежны, что на значительной высоте, на которой они расположены, стропила теряются и кажется, будто свет свободно проникает в галерею, лишенную всякого покрытия. Арочные стропила эти, пролетом в 7.1 саженей (15,15 метров-авт.), исполнены в 1891 году Высочайше утвержденной компанией С.-Петербургского Металлического завода, который, благодаря применению столь легкой конструкции, произвел целый переворот в строительном деле» [10].

3 В отличие от известных проектов В.А. Гартмана и И.П. Ропета с показным «фольклорным» характером форм и декора, проекты А.Н. Померанцева отличались продуманной тектоничностью и подчинением декора конструктивному и композиционному замыслу.

а б

Рис. 3. А.Н. Померанцев. а — Главное здание Машинного отдела Всероссийской промышленной и художественной выставки. Инженер О.Г. Крель. Нижний Новгород. 1896. Гравюра с фотографии М.П. Дмитриева. б — Царский павильон на Всероссийской промышленной и художественной выставке. Нижний Новгород. 1896

Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен им для столицы Болгарии Софии, а приглашение А.Н. Померанцева в качестве архитектора собора святого Александра Невского имело свою предысторию, определившую выбор стиля.

Вскоре после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в феврале 1789 года в древней столице Болгарского царства — Великом Тырнове — состоялось Учредительное собрание Болгарского княжества, на котором, в частности, было объявлено о создании храма в честь св. Александра Невского — покровителя императора Александра П-Освободителя4. К середине 1879 г. в Болгарию прибыл князь Александр Баттенберг — участник Освободительной войны и племянник императора Александра II. По его предложению, во время второй сессии Второго народного собрания 17 декабря 1880 г.5, было объявлено о переносе строительства храма-памятника из Тырново в Софию6. Место возведения храма определялось юго-восточнее раннесредневекового храма IV века во имя святой Софии — Премудрости Божией, по имени которой получила свое название столица освобожденной Болгарии. В нынешнем виде базилика датируется VI веком и связывается с императором Юстинианом I [2, с. 36-37], заимствовав свое посвящение от константинопольской Святой Софии. Благодаря местоположению, доминирующему в окружающем пространстве, внушительным размерам и монументальности, храм Святой Софии является особым явлением в церковной архитектуре на Балканах еще со времен поздней античности, сохраняя ореол «особой церкви». А с середины XIV или чуть позднее базилика дает новое имя городу — вначале в народном сознании, а затем и в официальных документах [2, с. 113-114].

4 Дневники Первого учредительного народного собрания в Тырново. Заседание XXV 13 апреля 1879 г. София, 1880.

5 Дневники Второго народного собрания. II сессия 17 декабря 1880 г. София, 1881.

6 03.04.1879 г. депутаты Учредительного собрания в Тырново единодушно проголосовали за избрание города Софии столицей Княжества Болгарии в связи с географическим положением и потенциалом экономического роста. После объединения Княжества Болгарии с Восточной Румелией 06.09.1885 г. София становится столицей объединенной Болгарии.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

го

5 i гс о

и I

I ^ ■ £

а £

" к а а

о гс £ ■

и ГС . 2 к т

* 2 СО и Ш 5

* I? ? ^

^ и

и 2

Ш 5 Ш *

а -&

Ш о

с °

К со

ш ш ш о

Из традиционного балканского поселения Софии еще предстояло превратиться в современную европейскую столицу, чему способствовала градостроительная программа правительства, в том числе и возведение собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи.

Обращение князя А. Баттенберга к народу с прокламацией о возведении храма-памятника в Софии7, вдохновляет кампанию по ее исполнению. Под председательством князя создается Центральная комиссия по организации строительства, среди ее членов имена самых уважаемых представителей болгарской общественности. Основная задача — сбор средств, для чего по местам создаются общинные и окружные комиссии.

19 февраля 1882 г. происходит торжество освящения закладного камня в основание собора. Это событие явилось одним из первых самых ярких торжеств в жизни Софии того времени. С раннего утра к месту торжества начали стекаться тысячи горожан. В присутствии князя А. Баттенберга, председателя и членов Державного совета, министров, иностранных дипломатических агентов, включая представителя России М. А. Хитрово, высших чиновников, русских и болгарских офицеров и всего столичного духовенства была отслужена панихида по Императору Александру II, и водосвятный молебен за императора Александра III, князя Александра Баттенберга, русское и болгарское воинство.

В 1883 году Министерство общественных зданий, дорог и сообщений Болгарии обратилось к градоначальнику Санкт-Петербурга с просьбой о проекте собора. В это время прошел первый конкурс на проект храма — памятника на месте убийства императора Александра II. В Софию были отправлены 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате, кабинет А. Баттенберга выбрал проект академика архитектуры И.С. Богомолова, выполненный, как и большинство других рисунков, в неовизантийском стиле [14, с. 134-135].

22 апреля 1884 г. И. С. Богомолов прибывает в Софию и «предоставляет оригинальные планы (6 чертежей) выбранного князем А. Баттенбергом проекта храма и объясняет его внутренний и внешний вид» [4, с. 25]. 1 мая того же года И. С. Богомолов заключает с Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязуется в срок до 6-8 месяцев предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и стоимостью 2 000 000 левов, чья реализация могла бы осуществиться и под руководством другого архитектора [4, с. 25].

Малоизвестно, что благодаря И. С. Богомолову удалось сохранить для потомков древнюю базилику Святой Софии. В своей монографии Л. Каравелов пишет: «Заседание Комитета 14.05.1884 г. для нас очень интересно. Иван Наумов8 поднял вопрос об окончательном разрушении (?!) полуразрушенного храма Св. Софии, находящегося вблизи от того места, которое предназначено для строительства собора. Думая, что если будет решено «снести это здание по причине ветхости», то можно будет рассчитывать на использование строительных материалов!!»9 На что Вылков, тоже член Комитета, сославшись на мнение академика Богомолова, возразил: «Богомолов, — сказал Вылков, — ходил к министру просвещения с просьбой не позволять разрушения «спорного» храма, а в случае, <...> если болгарское правительство откажется от восстановления старины, он мог бы попросить сделать это Русское Археологическое Общество» [4, с. 26].

Хорошо понимая значение близкого расположения двух церквей как символической преемственности двух эпох в историческом развитии болгарских земель, И.С. Богомолов категорически возражал против разрушения базилики и использовании кирпичей на строительстве храма-памятника. В начале 1885 года И.С. Богомолов телеграфирует с просьбой о продлении срока контракта еще на 6 недель. Первые долгожданные чертежи были получены в Софии в июне 1885 г., несколькими месяцами позже — остальная документация.

7 Государственная газета г. III, №13, 4.III.1881 г.

8 Иван Наумов — заместитель министра финансов, член Комитета по возведению храма-памятника.

9 Сохранена пунктуация автора

Разворачивавшиеся на Балканах события не способствовали строительству. 6 сентября 1885 г. провозглашается соединение княжества Болгарии с Восточной Румелией. За этим следует сербско-болгарская война (2 ноября 1885 — 19 февраля 1886) и избрание Фердинанда I на болгарский трон. Дипломатические отношения с Россией прерываются. В конце 1886 г. уходит из жизни академик И.С. Богомолов.

Лишь в 1894 году отношения с Россией стали налаживаться, и тогда же председателем Комитета по возведению кафедральной церкви был избран Стоян Петков. Благодаря своей эрудированности, трудолюбию и настойчивости, он сумел привлечь внимание министерского совета к строительству храма-памятника [13, с. 29].

Министерство общественных зданий назначает Строительную комиссию [4, с. 39], первое заседание которой состоялось 12 марта 1896 г. [4. с. 40]. Она просуществовала до самого окончания строительства в 1912 г. В ее работе в разное время принимали участие выдающиеся болгарские архитекторы — Йордан Миланов, Петко Момчилов, Тодор Петров, Христо Ковачевски, Янаки Ша-марджиев, инженеры Иван Несторов, Георги Лазаров и другие. Большинство из них получили образование и опыт строительства в Западной Европе.

Первым делом Строительная комиссия занялась поисками нового архитектора для осуществления проекта И.С. Богомолова, о чем и доложила на Министерском совете. В то время Найден Геров10 и председатель Совета министров Драган Цанков отправлялись в Россию на коронацию императора Николая II. Н. Геров выполняет просьбу министра общественных зданий М. Маджарова о поиске нового архитектора для храма св. Александра Невского. По возвращении в Болгарию он предлагает кандидатуру профессора Александра Никаноровича Померанцева.

По приглашению Министерства общественных зданий, дорог и сообщений А. Н. Померанцев впервые посещает Софию 1 сентября 1896 г., знакомится с условиями строительства, присутствует на взятии пробы грунта. Свое мнение о проекте И. С. Богомолова он излагает в докладной записке, адресованной Строительной комиссии, и уже 11 сентября 1896 года происходит совместное заседание Комитета и Строительной комиссии на котором присутствует А.Н. Померанцев. Впоследствии Министерский совет постановил возложить работу по проектированию храма-памятника на А.Н. Померанцева. Все последующие годы, с 1897 до 1903, ведутся переговоры по контракту с ним, работы по совершенствованию проекта, решаются вопросы финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. А.Н. Померанцев. Проект собора св. Александра Невского в Софии. 1897. НИМ РАХ.

Публикуется впервые

10 Найден Геров (1823-1900) — видный болгарский ученый и общественный деятель

Системные технологии 4 (№33) 2019

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

ГО

ГО О и I

I £

^ <и н S

х

m

и

a a о а ю ш

и ГС . 2 DC М

Э а о н и s

и

о н и 2

и ш ш

с; и

Ш S

ui s

, S

са

Ш о

К m Ш ш £0 О

3S

d ш

л и

Два варианта эскизов переработанного проекта И.С. Богомолова, полученные в июне и в конце 1897 г., не были одобрены Строительной комиссией. Наконец, третий вариант, полученный весной 1898 г., получил одобрение Центральной комиссии (Рис. 4), и на А.Н. Померанцева была возложена разработка подробного проекта храма с вместимостью 4000-4500 человек и стоимостью 3,5 млн. левов, сроком окончания строительства через 6 лет [4, протокол № 17 от 25.04.1898 г.].

С начала 1899 г. политическая жизнь в Болгарии становится все более неспокойной, правительства начинают меняться одно за другим. Министерский совет не успевает уделять должное внимание вопросам строительства храма. С момента торжественного освящения закладного камня проходит почти 20 лет.

В силу различных причин, переговоры с А.Н. Померанцевым продолжались до 31 марта 1904 года, когда наконец был подписан договор, согласно которому на зодчего возлагалось производство работ, то есть выполнение графика строительства и личная ответственность за его выполнение. Кроме этого, руководить всеми видами строительных и художественных работ, включая внутреннюю отделку. Специально было оговорено, что «техническая и художественная сторона работ всецело доверяются г-ну Померанцеву и никакое вмешательство других лиц не допускается, пока он руководит работами». Также А.Н. Померанцев обязывался содержать персонал по подготовке строительной документации, снабжая его всеми необходимыми материалами. Архитектор мог доверить выполнение работ своим помощникам. Как руководитель строительства, он брал на себя обязательство присутствовать в Софии 2-3 раза в год. Гонорар зодчего составлял 10% от стоимости храма. Предполагалось, что строительство будет окончено через 6 лет, но была предусмотрена возможность продления договора. Министерский совет принял специальное постановление, в котором указывалось на начало строительства в том же 1904 году [4, протокол № 29 от 28.03.1904 г.].

Благодаря почти полной сохранности архива Строительной комиссии и архива архитектурного бюро А.Н. Померанцева, сегодня у нас есть уникальная возможность проследить весь процесс возведения храма, став свидетелями той невероятной по своему объему, мастерству и эрудиции работы, проделанной участниками Строительного бюро и членами Строительной комиссии, не только отвечавшей за финансовую сторону строительства, но и часто проявлявшей себя в экспертных оценках.

Разработанный А.Н. Померанцевым новый, переработанный проект храма-памятника, отличался от первоначального не только масштабно, но и концептуально. Архитектор предложил проект в неовизантийском стиле [14], который и ранее был избран И.С. Богомоловым. Но теперь доминантой проекта стал центральный купол, опиравшийся на структуру триконха, что в интерьере создавало иллюзию увеличенного пространства

Рис. 5. Архитекторы Строительного бюро А.Н. Померанцева в Софии: А.Н. Смирнов, А.Н. Померанцев, А.А. Яковлев (слева направо). Фотография. 1904-1909. Из архива И.М. Яковлевой, внучки А.А. Яковлева. Публикуется впервые

и его цельности, а с внешней напоминало купольное покрытие с боковыми конхами святой Софии константинопольской. Протяженность объема храма с запада на восток роднило его с купольными базиликами и с болгарской средневековой традицией, с расположенной рядом Софийской базиликой ГУ-УГ веков. Западный фасад венчает 51-метровая колокольня, а весь объем здания окружает галерея, подчеркивая пирамидальное построение гармоничных объемов. Как и во многих других своих зданиях, А.Н. Померанцев предпочел облицевать храм естественным камнем с обилием декоративных деталей. Объем храма составил 86 000 м3, а площадь застройки — 3 160 м2. Подписанием договора с А.Н. Померанцевым в 1904 году закончился 25-летний период подготовки к строительству.

В мае 1904 г. в Софию прибыл архитектор Александр Николаевич Смирнов (1869-1928), уполномоченный А.Н. Померанцевым руководить строительством, и архитектор-художник Александр Александрович Яковлев (1879-1951), специалист в области художественного убранства, в обязанности которого входила детальная разработка проекта и контроль за ходом строительства. Вместе они организовали Строительное бюро (Рис. 5). В его состав вошли также двое надзирателей и писарь. Все участники возведения храма старались профессионально выполнять свою работу: Строительное бюро готовило документацию для торгов, чертежи и макеты (Рис. 6), а Строительная комиссия занималась организацией торгов, следила за расходованием средств и качеством строительства.

Все эти подробности, зафиксированные в протоколах заседаний Строительной комиссии, помогают раскрыть обширную и разностороннюю работу автора проекта А.Н. Померанцева и его помощников — архитекторов А.Н. Смирнова и А.А. Яковлева. Их творческая деятельность, начавшаяся с утверждения проекта, проявилась в большом количестве подробных чертежей и подготовке рабочей документации, связанной с организацией торгов для различных видов строительных работ.

К маю 1906 г закончилось возведение фундаментов, цокольной кладки и облицовки цоколя гранитными плитами из близлежащего карьера на Витоше. Началось возведение стен и их облицовка камнем. В середине декабря 1907 г. А.Н. Померанцев инспектирует строительство храма, настаивая на безопасности и прочности конструкций.

а б

Рис. 6. а — План распределения железных конструкций перекрытия собора св. Александра Невского. Чертеж Строительного бюро А.Н. Померанцева в Софии. 13 октября 1908. Архив собора. Публикуется впервые. б — Поперечный разрез по А-Б. Конструкция перекрытия собора св. Александра Невского. Чертеж Строительного бюро А.Н. Померанцева в Софии. 13 октября 1908. Архив собора. Публикуется впервые

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

го

N

гс о

и I

I ^

■ 12 а £

" к а а

о гс £ ■

и ГС . 2 к т

Э а о н

и

И

О н и 2

и

СО

Ш

*

с; и

ш * ш *

а -&

Ш о

с °

К со

ш ш ш о

1 сентября 1907 г. президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович с сыном Андреем Владимировичем и князем Фердинандом посетили строившийся храм и ознакомились с чертежами Строительного бюро Померанцева. По их указанию, появился новый проем по центральной продольной оси храма между притвором и наосом [5, с. 8], а на месте дверей в притворе создаются удобные для живописи ниши.

Стены храма полностью были выполнены из кирпича, произведенного фирмой «Изида». В мае 1908 г., когда они достигли высоты 20 метров, начались работы по кирпичной кладке сводов и облицовке фасадов с деталями каменной резьбы, продолжавшиеся до 1910 года. Для облицовки стен использовался камень из местных карьеров. Все работы, связанные с резной каменной орнаментикой, выполнялись под руководством мастера Вильяма Глоса. Фасады были обильно украшены пластическими элементами, которые делались по предварительно подготовленному шаблону, а отдельные элементы — такие, как капители, базы, орнаменты — по предварительно подготовленным гипсовым моделям (Рис. 7б).

а б

Рис. 7. а — Возведение металлических конструкций центрального купола собора св. Александра Невского. Фото из архива И.М. Яковлевой. Публикуется впервые. б — Скульптор Г. Киселинчев работает над каменной резьбой капители барабана главного купола собора. Фото А.А. Яковлева. Из архива И.М. Яковлевой. Публикуется впервые

Почти два года ушло на подготовку к возведению металлических конструкций куполов (Рис 7а). Для точного исполнения сводчатых конструкций покрытия приходится изготовить почти 600 м2 пробных деревянных конструкций. И только после проверки расчетов их кривизны, Бюро приступает к изготовлению документации по самим металлическим конструкциям. На торги по возведению металлических кровельных конструкций пригласили фирмы из России, Австрии, Германии, Италии. Торги выигрывает немецкая фирма Луиса Айлерса.

Шестилетний договор с А.Н. Померанцевым истекал в марте 1910 г., и после бурных заседаний Строительная комиссия решает продлить договор, принимая во внимание, что оставшиеся работы, связанные с художественным оформлением, потребуют бесценного опыта зодчего (Рис.8).

Впервые вопрос о внутреннем убранстве храма поднимается на заседании Строительной комиссии 9 сентября 1906 г. в связи с проектированием иконостасов всех трех престолов: Св. Александра Невского, южного в честь — царя Бориса I и северного — Св. Кирилла и Мефодия. Рассматривалось несколько проектов, основной из которых принадлежал А.Н. Померанцеву. Художественные детали готовились по чертежам его помощника А.А. Яковлева.

Рис. 8. А.Н. Померанцев. Собор св. Александра Невского в Софии. 1897-1912. Южный фасад. Фото после 1912 г.

К тому времени болгарские художники и архитекторы еще не имели опыта работы в храме столь грандиозных размеров. Иконостасы в болгарской традиции XIX века изготовлялись из дерева, тогда как в новом храме проектировалось использование мрамора различных цветов, оникса и алебастра. В центральном подкупольном пространстве сооружались амвон, царский и архиерейский троны, отделанные разными видами мрамора, мозаикой, красным ониксом, алебастром, богато драпированные. Обивка и вышитая драпировка царского трона, через московскую фирму А. и В. Сапожни-ковых, была заказана мастерским московского Алексеевского женского монастыря, известным в Болгарии еще в XIX в. благодаря изготовлению двух плащаниц для Рыльского монастыря [13, с. 63].

В 1909 году встал вопрос о распределении работ между болгарскими и русскими художниками в связи с росписью храма. А.Н. Померанцев опасался, что болгарские художники не смогут сохранить стилистическое единство боковых иконостасов с центральным. В качестве положительного примера он упоминал трех самых известных живописцев своего времени: В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и Н.Н. Харламова, которых пытался привлечь к работе в храме. Остальными художниками, приглашенными А.Н. Померанцевым для написания икон, были Н.А. Бруни, А.Н. Новоскольцев, С.Т. Шелковый и А.А. Киселев [5, письмо № 28 от 22.04.1910].

Роспись центрального иконостаса и восточного киота была возложена на В.М. Васнецова, Н.А. Бруни, В.Е. Савинского, С.Т. Шелкового и А.А. Киселева. А.Н. Новоскольцеву поручалось написание икон для двух приделов. Всего же русскими художниками было выполнено 47 изображений масляными красками на холсте. По мере написания икон, А.Н. Померанцев принимал работу художников, находясь в Москве и Санкт-Петербурге, и во второй половине 1912 г. все работы были отправлены в Софию (Рис. 9).

Руководство созданием икон северного и южного иконостасов, как и всех мозаичных изображений храма [5, с. 65-78], было возложено на болгарского художника профессора А. Митова, который, в свою очередь, пригласил проф. И. Мырквичку11, преподавателей Рисовального училища С. Иванова, Ц. Тодорова и художников Г. Желязкова, Н. Петрова, Х. Берберова, П. Морозова, А. Розенталя, А. Белковского, Н. Маринова, В. Димова.

В августе 1912 года ожидались торжества по случаю 25-летия коронации Фердинанда I и, по его

11 Иван (Ян) Мырквичка (1856-1938) — художник и график чешского происхождения, крупнейший мастер болгарской жанровой живописи. Профессор, один из основателей, а впоследствии — директор болгарского Государственного Рисовального училища в Софии, сейчас — Национальная Художественная академия.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 i гс о

и I

I ^

^ <и н

X

а

и

а а

о гс £ ■

и гс . 2 к т

Э а о н

и

И

О н и 2

и

СО Ш

с; и

ш * ш *

т

Ш о

с °

К со

ш ш ш о

а б

Рис. 9. Интерьер собора св. Александра Невского в Софии. а — Вид на главный алтарь. Фото после 1912 г. б — Надпрестольная сень. Сени над архиерейским и царским тронами. Фото после 1912 г.

желанию, Строительная комиссия торопилась окончить строительство и внутреннюю отделку храма, но предстояла еще его роспись.

Первая группа контрактов с художниками была заключена в начале января 1911 г. на роспись стен и куполов выше отметки 16 метров над уровнем пола. Это были русские художники проф. П. Мясоедов, Д. Киплик, А. Киселев, А. Корин и С. Шелковый. Эскизы росписи были одобрены Св. Синодом, а затем их согласовала комиссия в Санкт-Петербурге, возглавляемая А.Н. Померанцевым. В конце мая 1911 г. в Софию прибывает группа русских художников для росписи храма-памятника [5, Дневник Ст. Петкова, 30 мая 1911 г.]. Они привезли с собой и одобренные для работы эскизы. Контракты заключались по прибытии художников в Софию. К концу 1911 почти все эти работы были завершены [5, с. 38-90].

Второй этап состоял в росписи храма ниже отметки 16 метров от уровня пола, исключая северную и южную галереи. Эта работа была поручена как болгарским, так и русским художникам. Всего в написании фресок этого этапа участвовали 11 болгарских и 13 русских художников (Рис.10) [5, с. 90-112].

Рис. 10. Интерьер собора св. Александра Невского в Софии. а — Хоры и сцена Страшного суда. Фото после 1912 г. б — Северные неф и алтарь собора св. Александра Невского в Софии.

Фото после 1912 г.

Последним этапом живописных работ можно считать роспись северной и южной галереи. 7 ноября 1912 г. из Санкт-Петербурга прибыл художник М.С. Судковский, на которого была возложена роспись галерей, позже оконченная болгарскими художниками А. Митовым, Я. Мырквичкой, Ст. Ивановым, Г. Желязковым и А. Розенталем [5, с. 112-115].

Несмотря на участие в росписи храма многих болгарских и русских художников, обладавших разным уровнем профессионального мастерства, главному архитектору А.Н. Померанцеву и его помощникам А.Н. Смирнову и А.А. Яковлеву удалось создать целостный ансамбль, подчиненный единому замыслу. После восьмилетнего пребывания в Софии, в конце 1912 года «Строительное бюро профессора архитектуры А.Н. Померанцева по возведению храма «Св. Александр Невский» покидает Болгарию, хотя строительные работы еще продолжались до 1913 года.

Наряду с тем, что главное внимание в статье уделено истории проектирования, строительства и убранства наименее исследованного произведения зодчего, — собора в Софии, — выполненного в неовизантийском («византийском») стиле, необходимо упомянуть о его не менее значимых проектах и постройках в русском стиле, остававшемся главным стилем русского храмостроения в конце XIX — начале ХХ века.

Одновременно с проектированием Верхних торговых рядов в Москве, А.Н. Померанцев работал над проектом церкви св. Димитрия Солунского в селе Березовке Данковского уезда Липецкой области (18931897) по заказу известного мецената и храмостроителя Ю.С. Нечаева-Мальцова. Для композиции храма зодчий выбирает базиликальный объем, увенчанный в восточной части главкой на многоярусном основании из декоративных килевидных закомар. Главный вход в храм завершался трехшатровой звонницей. В разбивке окон боковых фасадов заметно влияние декоративных мотивов Верхних торговых рядов. Облицовка камнем и белокаменный декор были характерны для творчества мастера. Благодаря изысканному венчанию и богатому силуэту, церковь стала доминантой открытого равнинного пространства.

В Санкт-Петербурге по проекту зодчего было построено здание Синодального училищного совета и школы с церковью св. Александра Невского (1898-1901). Этот ансамбль посвящался памяти царя-Миротворца Александра III и был построен в русском стиле, которому особенно благоволил император. Архитектор удачно вписал ансамбль в ткань городской застройки, увенчав его декоративным пятиглавием и шатровой колокольней. Доминантой главного фасада было мозаичное изображение благословляющего Спасителя (художник А.Н. Новоскольцев). Для декоративных вставок зодчий применил многоцветные керамические орнаментальные мотивы. Но наиболее интересным в архитектурном отношении была конструкция покрытия храма из перекрещивающихся арок, что позволило создать в интерьере ощущение грандиозности внутреннего пространства.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

ГО

ГО О и I

^ <и н S X

а

и

а а о га ю ш

и го . 2

пр m

«tf s Э а о н и s

и

о н и 2

Рис. 11. А.Н. Померанцев. Собор св. Александра Невского на Миусской площади в Москве.

Фото 1920-х гг.

U СО ш

с; и

Ш S

ui s

, S

m

Ш о

К m Ш ш СО О

3S

Этот же конструктивный прием, но в гораздо большем масштабе, он применил при создании своего главного произведения в русском стиле — 21-главого храма св. Александра Невского памяти освобождения крестьян на Миусской площади в Москве (Рис.11). Над его проектом он работал в период строительства здания Синодального совета, и этот проект датирован 1899 годом [1, Т. 1. № 162]. «К постройке Алексан-дро-Невского храма на Миусской площади в Москве, который решено соорудить в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, будет приступлено с весны 1904 года. Проект храма составлен проф. арх. [А.Н.] Померанцевым и удостоился Высочайшего утверждения. Храм вместимостью на 5000 человек проектирован по типу, приближающемуся к московскому Успенскому собору. Внутри храм будет совершенно открытый, без колонн; внутреннее перекрытие сделано перекрещивающимися арками» — писали современники [3]. Конструкция железобетонных перекрещивающихся арок, достаточно широко применявшаяся в храмостроении 1890-х годов, в этом здании получила максимально возможный пролет, создав конструктивные предпосылки для декоративного многоглавия. Стилистика собора сближала его с традициями московской архитектуры конца XV — XVI веков, но созданный А.Н. Померанцевым храм обладал несомненным своеобразием и был одним из самых значительных произведений архитектурного историзма и русского стиля. Закладка храма состоялась 22 сентября 1913 года, строительство было почти завершено к 1917 г., здание сохранилось, но в конце 1950-х годов было разобрано.

Творческий почерк зодчего ярко проявил себя при создании его последнего произведения в русском стиле — проекта храма св. Александра Невского на Александровской площади (Алом поле) в Челябинске (1907-1914). Многоглавая церковь на сей раз была построена из кирпича, но обладала уже известными по творчеству зодчего особенностями: протяженным пространством наоса и венчанием западного фасада высокой звонницей. Ее трехшатровая композиция также встречалась ранее в храме св. Димитрия Солунского, но совершенно других пропорций и размеров. Декоративное многоглавие вокруг главного купола зодчий талантливо скомпоновал из шатров и луковичных главок. Структура интерьера была задумана более традиционно, в сравнении с новаторскими пространственными конструкциями других, более значительных по размерам, храмов. Декор главного и боковых фасадов призван выявить тектонику сооружения.

Содержание статьи отражает поиски А.Н. Померанцева в области архитектуры историзма — русского и неовизантийского («византийского») стилей, но, ради полноты сведений о многообразии его творчества, следует упомянуть о созданных им великолепных зданиях в стиле эклектики, возведенных в Ростове-на-Дону. Наиболее ранний пример — дом купца С.Ф. Генч-Оглуева (1880-1883), первый многоэтажный дом города; построенные там же Большая Московская гостиница (1893-1896) и целый квартал для Городской думы (1897-1899). Эти здания во многом определили архитектурный облик столицы Юга России.

Не менее интересны его произведения в стиле неоклассицизма. Выше уже упоминался грандиозный павильон Художественного отдела Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года. После ее закрытия, главный купол павильона был включен архитектором Г.И. Люцедарским в конструкции Народного дома в Санкт-Петербурге (1899-1901). Почти одновременно с проектом павильона,

A.Н. Померанцев проектирует особняк для предпринимателя Н.В. Спиридонова в Санкт-Петербурге на Фур-штатской улице (1895-1897), включая в изысканную по пропорциям композицию фасада скульптурный декор.

В этой статье сделан акцент на архитектурном творчество А.Н. Померанцева в стиле историзма, преимущественно в русском и неовизантийском («византийском») его ответвлениях, которые главенствовали не только в церковном зодчестве, но зачастую и в городских ансамблях. Особенно много общественных зданий в последней четверти XIX — начале ХХ века возводилось в русском стиле. Наряду с

B.О. Шервудом и Д.Н. Чичаговым, А.Н. Померанцев вошел в историю архитектуры как создатель самого, наверное, известного ансамбля русского стиля в центре Москвы на Красной площади. Несохранившийся храм св. Александра Невского на Миусской площади представлял собой крупнейшее произведение этого стиля. Впервые, пока в общим чертах, написана история другого важнейшего памятника русского историзма — храма св. Александра Невского в Софии, в создании которого принимали участие как русские, так и болгарские мастера.

При работе над этими произведениями архитектуры зодчий, как и многие его коллеги-современники, руководствовался творческим методом, характерным для историзма, предполагавшем знание византийского и русского архитектурного наследия, натурное изучение памятников архитектуры, публикацию результатов этих исследований, преподавательскую деятельность, участие в работах по охране и реставрации памятников архитектуры. Вся эта многосторонняя деятельность создавала предпосылки для получения глубоких и всесторонних знаний об архитектурном наследии, которые в талантливой интерпретации мастера претворялись в выдающиеся произведения архитектуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. 1. Архитектура исповеданий. СПб, 1902; Т. 3. Выставки, зрелища, спорт. СПб, 1903.

2. Динчев В. «Святая София и Сердика». София, 2014. с. 36-37, 113-114.

3. Журнал «Зодчий». 1903. № 37. С. 438.

4. Каравелов Л. «Храм-памятник „Александр Невский" в Софии» т. I. София. 1966 г. Рукопись. С. 25,26,39,40.

5. Каравелов Л. «История живописи храма-памятника «Ал. Невский». София. 1962. Рукопись. 8,65-78,38-90,90112,112-115.

6. Кириченко Е.И. А. Померанцев. 1848-1918 // Зодчие Москвы. Изд. «Московский рабочий». М, 1981. С. 260-266

7. Корина Н.Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии — памятник русской воинской славе. История и современность. Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 1 (17). С. 145-156.

8. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М. «Совпадение». 2000. С. 225-228, 234

9. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М, Изд. «Жираф». 2000. с. 225-227

10. Неделя строителя. СПб, 1893. № 21. С. 99-100.

11. Неделя строителя. СПб, 1893. № 50. С. 251-252.

12. Попова А.А. Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Ростов-на-Дону. 2015

13. Радкова Р. Храм-памятник «Св. Александр Невский». АИ «Проф. Марин Дринов». София. 1999. С. 29,63.

14. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX — начало XX века. Изд. «Лики России». СПб. 2005. С. 180, 250-251

15. Савельев Ю.Р. Эволюция образа собора св. Софии константинопольской в русской церковной архитектуре второй половины XIX — начала ХХ века // Искусство христианского мира. Т. XI. М. 2009. С. 191-207

16. Yuri Saveliev. Hagia Sophia in Constantinople: model for the neo-byzantine architecture of Russia, Europe and America // Bisanzio nello spazio e nel tempo. Costantinopoli, la Siria. Orientalia Christiana Analecta. T. 307. Rome, 2019. P. 117-146

17. Собко Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней. Том 1. Вып. 1. СПб. 1893. С. 377-378.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Савельев Ю.Р., Слижевская Е.Е. Собор Св. Александра Невского в Софии и метод историзма в архитектурном творчестве А.Н. Померанцева. — Системные технологии. — 2019. — № 33. — С. 70—84.

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ОС <

ГО

5 i ГО О

и I

^ <и н S X

m

и

a a о а ю ш

и ГС . 2 к m «Í s Э а о н и s

И

о н и Z

и ш ш

с; и

ш S ш s

, S

са -а

Ш о

К m Ш ш CQ О

3s

ST. ALEXANDER NEVSKY CATHEDRAL IN SOFIA AND THE METHOD OF HISTORICISM IN THE ARCHITECTURAL WORK OF A. N. POMERANTSEV

Y.R. Saveliev*, E.E. Slizhevskaya**

* M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow

** Architectural Bureau "ES STUDIO 2007" Ltd., Sofia, Bulgaria

Abstract.

The article tells about the work of the architect A. N. Pomerantsev and his main architectural work in the neo-Byzantine ("Byzantine") style — the Cathedral of St. Alexander Nevsky in Sofia, created in 1897-1912. Russian style and neo-Byzantine style were chosen from the variety of the stylistic palette of the architect work as the main styles of Russian Church building in the last quarter of the XlX-early XX century. For the first time, the history of the design, construction and painting of the main cathedral in Bulgaria and the creative activity of the "Construction Bureau of Professor of architecture A. N. Pomerantsev on the construction of the Church "St. Alexander Nevsky" in 1904-1912 is investigated on the basis of archival materials and in the context of European history and culture of this period..

Key words:

Architecture of Historism, Russian style, neo-Byzantine style, the work of A. N. Pomerantsev, Russian architecture in Bulgaria, monumental paintings, Bulgarian artists, Russian artists, the history of Bulgarian art, spatial structures.

Date of receipt in edition: 22.12.19 Date of acceptance for printing: 24.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.