Научная статья на тему 'Колокольня Свято-Успенского Вышенского монастыря: история возведения, архитектурные особенности, аналоги и современное состояние'

Колокольня Свято-Успенского Вышенского монастыря: история возведения, архитектурные особенности, аналоги и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классицизм / монастырь / пустынь / Тамбов / колокольня / высотная доминанта / воссоздание / classicism / monastery / desert / Tambov / bell tower / high-rise dominant / recreate

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петришин Ирина Викторовна

В статье рассматриваются архитектурные особенности колокольни Свято-Успенской Вышенской пустыни Рязанской области в контексте развития архитектурного ансамбля монастыря. Подробное изучение истории создания и строительства колокольни, описаний современников и аналогов станет основой для проекта воссоздания памятника архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The bell tower of the Holy Dormition Vyshensky monastery: history of construction, architectural features, analogues and current state

The report examines the architectural features of the bell tower of the Holy Dormition Vyshenskaya Hermitage in the Ryazan region in the context of the development of the architectural ensemble of the monastery. A detailed study of the history of the creation and construction of the bell tower, descriptions of contemporaries and analogues will become the basis for the project of recreating the architectural monument.

Текст научной работы на тему «Колокольня Свято-Успенского Вышенского монастыря: история возведения, архитектурные особенности, аналоги и современное состояние»

архива Тверских историков: сборник научных трудов аспирантов, соискателей и сотрудников кафедры отечественной истории. Вып. 4 / Ред. Т. Г. Леонтьева. - Тверь: ТвГУ 2004.

19. Куликова, С. Г. Дворянский род Трубниковых: жизнь и деятельность в контексте истории Тверской губернии ХУШ-ХХ вв. / С. Г. Куликова // Род и семья в контексте Тверской истории: сборник научных статей / Отв. ред. Т. И. Любина, В. В. Чижо-ва.- Тверь : Лилия Принт, 2006.

20. База отдыха Межутоки. Отдых на Валдае в старинной усадьбе: [сайт]. - URL: http://mezhutoki.ru/ (дата обращения: 22.12.2021).

21. Селигер Палас отель: [сайт]. - URL: http://seligerpalacehotel.ru/ (дата обращения: 22.12.2021).

22. Туризм и отдых в России [Электронный ресурс]. - URL: https:// apartos.ru/smolensk/camps/lafer (дата обращения: 22.12.2021).

И. В. Петришин 10.24412/cl-35672-2022-1-0062

I. V. Petrishin

Колокольня Свято-Успенского Вышенского монастыря: история возведения,

архитектурные особенности, аналоги и современное состояние

The bell tower of the Holy Dormition Vyshensky monastery: history of construction,

architectural features, analogues and current state

Ключевые слова: классицизм, монастырь, пустынь, Тамбов, колокольня, высотная доминанта, воссоздание. Keywords: classicism, monastery, desert, Tambov, bell tower, high-rise dominant, recreate.

Аннотация: В статье рассматриваются архитектурные особенности колокольни Свято-Успенской Вышенской пустыни Рязанской области в контексте развития архитектурного ансамбля монастыря. Подробное изучение истории создания и строительства колокольни, описаний современников и аналогов станет основой для проекта воссоздания памятника архитектуры.

Abstract: The report examines the architectural features of the bell tower of the Holy Dormition Vyshenskaya Hermitage in the Ryazan region in the context of the development of the architectural ensemble of the monastery. A detailed study of the history of the creation and construction of the bell tower, descriptions of contemporaries and analogues will become the basis for the project of recreating the architectural monument.

Вышенская Успенская пустынь, расположенная в Рязанской области, занимала особое место в духовной жизни России XIX века. С этой обителью связано имя Святого Феофана Затворника, пребывавшего здесь на покое с 1866 по 1894 год (рис. 1).

Начиная с XVIII века происходило формирование существующего ныне уникального архитектурного ансамбля обители. Сохранившиеся постройки пустыни представляют собой редкий образец для изучения архитектуры провинциальных монастырей, из которых в полной мере дошли до нас единицы.

Сведений, кем и когда изначально была основана Вышенская пустынь, не сохранилось, что отмечалось еще в описаниях монастыря в XIX веке. В «Ведомости о Шацкой Вышенской Успенской общежительной пустыни за 1869 год» говорится, что «хотя в архивах монастырских и не находится письменных данных, но тем не менее достоверно устное придание о том, что Вышенская пустынь под тем же именованием только неизвестно сколько времени существовала в восьми верстах от настоящего места вверх по реке Выше, на левом берегу ее. Это доказывается еще неоспоримо и тем, что усадебное место, бывшее монастырским, ясно обозначается рытвинами и могильными холмами, и земля эта в количестве 23 десятин и 43 сажен теперь луговая - состоит и доселе во владении Вышенской пустыни, называется по плану и межевой книге старою пустынию и огоро-дищем» [4, с. 71].

Самое раннее письменное свидетельство об обители - грамота 1625 года инокини Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича. Согласно документу, монастырь в указанном году был перенесен на новое место, где он располагается в настоящее время. Пустынь на момент перенесения состояла из деревянной Успенской церкви, келий и «хором всяких». В письменных источниках XIX века в качестве причины перемещения указывается, что монахи терпели притеснения со стороны местных жителей - мордвы, еще тогда не крещеной. Также был и второй фактор, повлиявший на переселение монахов: река Выша в то время меняла свое течение «на левый бок» и грозила подмывом, а к XIX веку до половины затопила прежнее место, что отмечено в описаниях обители за 1860-80-е годы [4, с. 71].

На протяжении XVII-XVIII веков монастырь был бедным и малочисленным: по описям в это время в нем проживало четыре-пять человек. И с 1724 по 1764 год Вышенская пустынь была приписана к соседнему монастырю, о чем сохранилась запись: «Да вновь по духовному регламенту к тому ж Чернееву монастырю присовокуплен в 1724 году Шацкого уезда Вышенская пустынь, которая от онаго города в пятнадцати верстах, а от того Чернеева монастыря в двадцати верстах обретается» [3, с. 120]. При этом монахи были переселены в Чернеев монастырь, а Вышенская пустынь была «упразднена».

На территории пустыни в это время находились не дошедшие до настоящего времени деревянные по-

стройки: кельи, колокольня «рублена в лапу» [3, с. 119], а также две церкви: первая в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Николая Чудотворца и вторая - Св. Сергия Радонежского с трапезной [2, с. 88].

Первая каменная постройка на территории монастыря появилась в середине XVIII века. Это была сохранившаяся до наших дней Успенская церковь, возведенная в 1761 году на месте сгоревшей вышеупомянутой деревянной Успенской церкви. В ней было устроено два придела: правый - во имя святителя Николая Чудотворца, левый - во имя преподобного Сергия Радонежского. Композиция храма представляет собой традиционную форму «восьмерик на четверике» с полуциркульной апсидой и трапезной. Из сохранившихся архивных материалов известно, что церковь дошла до нас без значительных изменений, лишь в 1864 году была обновлена кровля и церковь вновь расписана [4, с. 75].

Рис. 1. Современный вид Вышенского Успенского монастыря с высоты птичьего полета. Колокольня утрачена

Рис. 2. Вышенский Успенский монастырь в 1890-1910 годах

Рис. 3. Графическая реконструкция воссоздания колокольни Вышен-ской Успенской пустыни (проект)

С 1799 года начался новый этап строительства монастыря: Вышенская обитель, первоначально относившаяся к Рязанской и Муромской епархиям, в начале XIX столетия перешла в ведение Тамбовской епархии. Согласно указу Архиепископа Тамбовского Феофила (Ра-ева), в Вышенскую обитель из Саровской пустыни был переведен строитель иеромонах Тихон. Вот как он описывал состояние монастыря на момент его прибытия: «В церковной трапезе, где придел Св. Чудотворца Николая, пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке, ни как не способна. Кельи деревянныя, ветхия, некоторые кельи и забор вокруг монастыря почти развалились, да еще и мало келий для братии» [12, с. 11].

За время его 44-летнего настоятельства пустынь была отстроена почти вся вновь. Она была окружена оградой, четыре угла которой были отмечены массивными башнями с кельями в них, устроены восемь каменных корпусов для братских келий, вместо деревянной ветхой возведены каменная четырехъярусная колокольня и пятиглавый Казанский собор. Территория пустыни представляла собой симметричный участок, окруженный стенами с включенными в них постройками по периметру, согласно традиции планировки русских монастырей первой половины XIX века.

Главным въездом на территорию монастыря с севера служила проездная колокольня, построенная к 1818 году. На втором ярусе колокольни располагалась церковь Св. Троицы, третий и четвертый ярусы служили ярусами звона.

В «Ведомости о настоятеле и монашествующих Вы-шенской Успенской пустыни Тамбовской епархии за 1886 г.» содержится следующее описание: «каменная колокольня о четырех ярусах, отличной архитектуры с приличным и очень стройным звоном: первый колокол 307 пудов и 28 ф. второй в 100 пудов. А всех колоколов четырнадцать. В среднем ярусе колокольни устроена Церковь во имя Живоначальныя Троицы. В этой церкви по причине тесноты и не удобного входа в нее постоянная служба не совершается, а служится ранняя Литургия одну Троицкую седмицу, как было и в 1886 году» [10, с. 34].

Колокольня просуществовала около 150 лет и была утрачена в советские годы. До наших дней сохранилось только несколько подобных лаконичных описаний и фотографий конца XIX - начала ХХ века, по которым мы можем судить о ее внешнем облике (рис. 2).

По сохранившимся сведениям и архивным изображениям, первый ярус колокольни, квадратный в плане, с проездной аркой, ориентированной север - юг, был оформлен классическими портиками тосканского ордера с белокаменными колоннами и треугольными фронтонами. Три верхних яруса были восьмигранными в плане: второй был оформлен рустом и термальными окнами, третий и четвертый были со стрельчатыми нишами и с углами, обрамленными пилястрами. В завершении колокольня была перекрыта восьмигранным сомкнутым сводом с люкарнами. Композиция была увенчана небольшой позолоченной луковичной главкой с крестом на четырехгранном барабане.

Ближайшие аналоги колокольни Вышенского монастыря располагаются в монастырях и церквях Тамбова, бывшей Тамбовской губернии и соседних регионов, что обусловлено влиянием епископа Феофила (Раева), который вел активное строительство в монастырях подчиненной ему епархии, и общими классицистическими чертами архитектуры этого периода.

Колокольни такого типа, как в Вышенском монастыре (проездные с четырехколонным портиком, обрамляющим въезд), встречаются в построенных в начале XIX века колокольнях Троицкой церкви в Раненбурге, Казанского монастыря в Тамбове, Троицкого Козловского монастыря в Тамбове и Христорождественского собора в Липецке.

Особенность композиции колокольни Вышенской пустыни - термальные окна и горизонтальная рустовка стен второго яруса также встречается в колокольнях церкви в селе Яковцево и Христорождественском соборе в Липецке, предлагаемых в качестве аналогов.

Похожее решение - рустовка с термальными окнами на втором ярусе и нижний, оформленный колонным портиком, - можно встретить в колокольне Борисоглебского монастыря в Торжке, возведенной по проекту Николая Александровича Львова. Схожесть приемов наводит на мысль о знании архитектором Вышенского монастыря его проектов, что косвенно подтверждается тем, что, согласно переписке, Гавриил Романович Державин, будучи губернатором Тамбова с 1786 года, советовался со своим другом, архитектором Н. А. Львовым, по поводу архитектурного переустройства зданий в Тамбове. Благодаря этому, возможно, его проекты были известны зодчим Тамбовской епархии. Но это пока остается лишь предположением.

Венчающая часть колокольни схожа с Саровским прототипом, а также колокольнями Троицкой церкви в Раненбурге и Ризоположенского монастыря в Суздале.

Несмотря на общность приемов, использованных архитектором колокольни Вышенского монастыря, с памятниками своего времени, общая композиция ее отличается уникальностью и своеобразием, в первую очередь, за счет сочетания декоративных элементов: лаконичного портика, термальных окон, стрельчатых и круглых ниш.

Классицистический облик обители с отстроенными в начале столетия башнями, кельями и колокольней был завершен в 1844 году возведением собора в честь Казанской иконы Божией Матери. Четырехстолпный крестово-купольный храм увенчан пятью шлемовид-ными главками на цилиндрических барабанах. Главный элемент фасадов - изящные портики дорического ордера, возведенные по высоте на два яруса четверика с арками в нижнем поясе фронтонов, которые «являясь ядром композиции, подчиняют себе все второстепенные элементы фасада. Рисунок портика повторяется в очертании арочных окон нижнего яруса и барабанов куполов» [11, с. 124]. Таким образом, архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первой половине XIX века, представлял собой стройное сочетание стилисти-

ческих особенностей классицизма в возведенных к этому времени храмах, колокольне и башнях.

Во второй половине XIX столетия произошли значительные изменения в облике пустыни: территория расширяется на север, из-за чего колокольня утрачивает функцию проездных ворот. С 1874 года строится большой пятикупольный Христорождественский собор, который, несмотря на отдельные черты распространенного в это время историзма, использует классический декор, благодаря чему сложился гармоничный ансамбль с ранее возведенными постройками.

Образцом для проекта собора в честь Рождества Христова стали Исаакиевский собор и Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде. Прямоугольный объем храма с трех сторон окружен портиками ионического ордера, а с востока - пилястрами. Первоначальный проект предполагал возведение однокуполь-ного храма, однако в ходе строительства было решено построить четыре башенки, схожие по композиции с небольшими колокольнями Исаакиевского собора [8, с. 9], благодаря чему храм приобрел еще более величественный облик.

В период строительства храма была расширена территория монастыря, устроена в северо-восточном углу небольшая башня, для того чтобы новый храм вошел в ограду пустыни [10, с. 36]. Также на северной стороне были возведены двухэтажный братский корпус, про-свирочная, а вне ограды - каменные монастырские гостиницы и хозяйственные постройки для посещающих пустынь богомольцев.

К 1870-м годам с возведением Христорождественского собора на территории монастыря все постройки (колокольня, Казанская и Успенская церкви, собор Рождества Христова и башни монастыря) составили уникальную пространственную композицию, гармоничное соотношение исторической застройки, открытых пространств и ландшафта, неповторимую силуэтную характеристику, которые в конце XIX века игумен Тихон в историческом очерке об обители описал так: «Взор поражается не блеском золота куполов храмовых, но стройным сочетанием простоты и вместе изящества. Между двумя пятиглавыми соборами возвышается здание колокольни, составляя вместе с ними треугольник прекрасной архитектуры в строгой симметрии» [12, с. 51].

В ХХ веке наступает новое время для пустыни: на ее территории в 1920-е годы размещаются лесхоз, дом призрения имени Троцкого и детский городок им. III Интернационала [6, с. 176]. Постепенно прекращаются богослужения в храмах, Успенская церковь отдается под клуб детгородка [5, с. 344], а монастырское кладбище, находившееся на северо-востоке, ликвидируется [5, с. 145].

С 1938 года в стенах монастыря была устроена психиатрическая колония, ставшая в последующем психиатрической лечебницей [1, с. 7]. Для ее нужд был проведен ряд перестроек: на средства, полученные после продажи колоколов [5, с. 187], проведено электричество, а также построена водонапорная башня [7, с. 11].

Согласно воспоминаниям сотрудников психиатрической больницы, в 1960-70-е годы была разобрана колокольня, кирпичи от которой были использованы при строительстве котельной и пристроек к помещениям больницы. В это же время был построен корпус лечебницы у восточной стены монастыря и перестроен корпус на юго-востоке [1, с. 7].

В 1990-е годы церковные здания, находящиеся на территории еще действующей больницы, постепенно стали передаваться в ведение Рязанской епархии. И по мере передачи началась реставрация церквей и братских корпусов.

В 2014-2015 годах проводилось обследование сохранившейся части колокольни. Закрытым акционерным обществом «Межрегиональное научно-реставрационное проектное объединение» изучены остатки цокольной части, фундаментов и грунтов основания колокольни. Также устроен новый монолитный фундамент.

Однако на данный момент архитектурный ансамбль монастыря продолжает оставаться без главной высотной доминанты - колокольни, изучению которой посвящено представленное исследование. Необходимость воссоздания колокольни обоснована важностью ее градостроительной роли в формировании объемно-пространственной и планировочной структуры ансамбля Вышенской пустыни. Важной задачей является также восстановление утраченных визуальных связей окружающего пространства и исторической застройки комплекса, являющегося объектом культурного наследия федерального

значения. В связи с этим на основе историко-архивных и библиографических материалов, натурных обследований, привлечения широкого круга аналогов, перспективного построения с определением основных пропорций по фотографиям, с соблюдением методики научной реставрации ведется разработка проекта воссоздания колокольни Вышенской Успенской пустыни (рис. 3).

Список цитируемой литературы:

1. Веселкина, Т. Глас вопиющего в пустые: Прошлое, настоящее и будущее Вышенской Успенской пустыни, Шацкий район / Т. Веселкина// Рязанский комсомолец. - 1990. - 28 сент. - С 7.

2. ГАРО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 1. Л. 88.

3. ГАРО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 4. Л. 117-120.

4. ГАРО Ф. 627. Оп. 178-232 Д. 10 Л. 71.

5. ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 145-390.

6. ГАРО. Ф. Р-2971. Оп. 1 Д. 8. Л. 176.

7. ГАРО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 4. Л. 11-12.

8. ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 756. Л. 9.

9. ГАТО Ф. 181. Оп. 1. Д. 340. Л. 15-23.

10. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1724. Л. 31-37.

11. Позднякова, И. Ю. Церковная архитектура Тамбовской епархии в Синодальный период (традиция строительства по образцу): специальность 05.23.20: дис. ... кандидата архитектуры / Позднякова Ирина Юрьевна; Московский архитектурный институт. - Москва, 2011.

12. Тихон (Ципляковский), игумен. Общежительная Вышенская успенская пустынь. Исторический очерк и описание оной / Игумен Тихон (Ципляковский) // Тамбовские Епархиальные Ведомости. - 1881. - № 11. - С. 11-55.

13. Яковлев, А. Н. Усадебный храм в Новотроицком (Позднякове) Орловской губернии и его архитектурный контекст / А. Н. Яковлев // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2014. - №20. - С. 211-238.

Т. В. Королева 10.24412/cl-35672-2022-1-0063

T. V Koroleva

Мониторинг микроклимата верхнего храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Microclimate monitoring of the Upper Church of the Intercession of the Holy Mother of God in Medvedkovo

Ключевые слова: храм, шатер, мониторинг, обследование, микроклимат, сохранность, эксплуатация. Keywords: church, tent, monitoring, examination, microclimate, safety, operation.

Аннотация: В статье приводятся результаты мониторинга микроклимата в пространстве храма во время и вне богослужения, анализируются меры для решения задач сохранения конструкционных и отделочных материалов, а также обеспечения комфорта, безопасности и здоровья людей.

Abstract: The article presents the results of monitoring the microclimate in the space of the temple during and outside the divine service, analyzes measures to solve the problems of preserving structural and finishing materials, as well as ensuring comfort, safety and health of people.

Данная работа является продолжением исследований и мониторинга микроклимата верхнего шатрового храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, начатого в октябре 2020 года. Напомню, что кирпичная кладка граней шатра в верхней ее части имеет небольшую толщину (до 300 мм), что приводит к выпадению конденсационной влаги на внутренней поверхности стен шатра в летний период времени и промерзанию в зим-

ний период времени и, как следствие, разрушению наружных и внутренних отделочных слоев и разрушению конструкционной кирпичной кладки.

В октябре 2020 года по результатам технического обследования с участием инженера-реставратора Фомина И. В. для улучшения микроклимата храмового пространства, уменьшения миграции сажи и копоти, сохранения конструкционных и отделочных материа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.