Научная статья на тему 'Особенности строительства монастырских ансамблей в эпоху классицизма на территории Тамбовской епархии'

Особенности строительства монастырских ансамблей в эпоху классицизма на территории Тамбовской епархии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ТАМБОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЕ АНСАМБЛИ / ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / КЛАССИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позднякова И.Ю.

Предлагаемая статья посвящается исследованию истории строительства Успенского собора Саровской пустыни и его копирования в качестве образца при строительстве соборных церквей в других монастырях. В данной работе описана пространственная среда Саровской пустыни и монастырских комплексов, построенных по его подобию, таких как: Казанского, Трегуляевского и Вышенского монастырей. Анализ архитектурных памятников этого круга, как существующих, так и утраченных, позволяет по-новому осмыслить роль Свято-Успенской Саровской пустыни в контексте истории сложения монастырских ансамблей в эпоху классицизма. Данное исследование должно положить начало систематизации цифровых изображений указанных выше монастырей, что позволит сделать их доступными максимальному числу людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности строительства монастырских ансамблей в эпоху классицизма на территории Тамбовской епархии»

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА МОНАСТЫРСКИХ АНСАМБЛЕЙ В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ

И. Ю. Позднякова

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Предлагаемая статья посвящается исследованию истории строительства Успенского собора Саровской пустыни и его копирования в качестве образца при строительстве соборных церквей в других монастырях. В данной работе описана пространственная среда Саровской пустыни и монастырских комплексов, построенных по его подобию, таких как: Казанского, Трегуляевского и Вышенского монастырей. Анализ архитектурных памятников этого круга, как существующих, так и утраченных, позволяет по-новому осмыслить роль Свято-Успенской Саровской пустыни в контексте истории сложения монастырских ансамблей в эпоху классицизма. Данное исследование должно положить начало систематизации цифровых изображений указанных выше монастырей, что позволит сделать их доступными максимальному числу людей.

Ключевые слова: Саровский монастырь, Тамбовский Казанский монастырь, монастырские ансамбли, церковная архитектура, классицизм

THE MONASTERIES CONSTRUCTION FEATURES DURING A CLASSICISM PERIOD ON THE TERRITORY OF TAMBOV EPARCHY

I. Pozdnyakova

Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract

Offered article is devoted to research of construction history of the Uspensky cathedral of Sarovsky monastery and its copying as the sample at cathedral churches construction in other monasteries. The given work describes the spatial environment of Sarovsky monastery and the cloister complexes built on its similarity, such as: the Kazansky, Tregulyaevsky and Vyshensky monasteries. The analysis of architectural monuments of this group, both existing, and lost, allows understanding the role of Uspensky Sarovsky monastery in a context history of monastic ensembles creation during a classicism epoch. The given research should begin digitalization of described monasteries. It could allow making these materials more accessible.

Keywords: Sarovsky monastery, Kazansky monastery in Tambov, monastery complexes, church architecture, classicism

Главнейшим монастырём на территории Тамбовской епархии была Саровская пустынь, прославленная духовными подвигами великого русского старца преподобного Серафима. В XVIII в. Саровский монастырь славился на всю Россию своим строгим уставом и плеядой старцев, предшественников и учителей преподобного Серафима. В Тамбовской губернии, начиная с середины XVIII века (Саров отошел к Нижегородской области уже в советское время) - это был крупнейший религиозный центр.

В первые годы своего существования весь монастырь был деревянным. Сложившаяся планировка впоследствии претерпела мало изменений. Валы и рвы Старого Городища придавали особое звучание монастырской архитектуре, это отмечалось даже авторами XIX века.

В 1730 году, еще при первом настоятеле Иоанне, началось строительство каменной Успенской церкви. Ее достроили при настоятеле Дорофее в 1744 году. Храм представлял собой четверик, перекрытый четырехгранным сомкнутым сводом, и увенчанный одной главкой на восьмерике. Благодаря тому, что эту церковь обратили в алтарь нового собора, она сохранилась до момента разрушения всего здания. На фотографиях конца XIX - начала ХХ века (Рис. 1) хорошо видно, что декор старой церкви также остался без особых изменений: над окнами кокошники в виде «трифолиев», сухарики на карнизе. Размеры церкви невелики, примерно 15 метров длиной по продольной оси.

Рис. 1. Успенский собор Саровской пустыни. Восточный фасад. Фото начала ХХ века

По замыслу настоятеля Иоанна первую каменную церковь хотели освятить во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», а деревянную с этим же престолом предполагалось упразднить. Однако, приехавший на освящение епископ Нижегородский и Ахтырский Дмитрий, решил освятить главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, а придельный престол во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Во всяком случае, выбор посвящения и главного и придельного престола не случаен, ведь

Саровский монастырь с самого своего становления считался носителем духовных традиций Киево-Печерского монастыря.

В 1769 году строителем Ефремом было принято решение о строительстве большого летнего храма. «... Приговорили при церкви Успения Пресвятыя Богородицы, которую строил Демидов, трапезу, там же и у колокольни церкви Архангела Михаила алтарь отломать и построить пространнейшую соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, а упомянутую демидовскую церковь поверстать в алтарь. И об оном просили благословения в Конторе Святейшего Синода, на которое получили и указ 1770 года». [1, с. 189 - 190] Этапы строительства отображены в келейных записках строителя Ефрема и «Записках Афанасия Иларионовича», изданных в Известиях Тамбовской Ученой Архивной Комиссии в 1904 году: «... труды, искусство, тщание в размере возложено было на трудника калужского купца Ивана Федорова, который имел художество колокольное. ... И по совершении стен церковных пострижен в монахи, и наречено ему имя Иоаким.» [1, с. 190 - 191] В описаниях игумена Маркелина «Соборная церковь во имя Успения Божия Матери, строителем начатая в 1770 году, а к окончанию приведенная в 1777 году. Церковь сия, как извне, так и внутри отделана с великолепием; она снаружи на подобие Киевопечерской, с куполами пятиглавная, мерою в длину 32 аршина и 16 вершков, поперек 31 аршин и 11 вершков. Алтарь, что прежде была церковь, 13 аршин; ризница, что прежде был при оной церкви алтарь, 8 аршин и 6 вершков; церковь, алтарь и ризница с преграждающими стенами 59 аршин. В церкви окон 73, в алтаре 12, в ризнице 4. Стены церковныя от земли до крыши 28 аршин, а со средним куполом, главою и крестом двадцать восемь сажен. Четыре столба поддерживают свод ея; иконостас огромной величины, резной по полименту.» [2, с. 59]

Надо отметить, что подобие не было буквальное. В средневековой Руси часто применялась практика освящения престола в честь праздника почитаемого храма. Этого было достаточно, чтобы отождествлять вновь построенную церковь с общепризнанной святыней. На связь с образом указывает посвящение придельного престола во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских - начальников монашеского делания на Руси. Важным был и обобщенный образ святыни, известный по многочисленным изображениям на иконах и печатных богослужебных книгах. [3, с. 121 - 127]

На косвенное сходство Успенских церквей Сарова и Киево-Печерского монастыря указывает характер перестроек, которому подверглись эти здания в XVIII столетии. Дело в том, что в 1722 году соборная Успенская церковь Киево-Печерского монастыря претерпела очередную реконструкцию. Объем старого храма был полностью сохранен, а с южной и северной сторон были пристроены новые приделы. Идея строительства большого собора в Сарове сходна с идеей реконструкции Успенского собора в Киево-Печерской лавре. У старой, т. н. Демидовской церкви, была разобрана только западная стена и заменена новой единой, соединяющей старую и новую части здания. На фото 1946 года видно (Рис. 2), что с северной стороны был пристроен третий алтарь, куда перенесли престол из Архангельской церкви. Позже, в 1851 году, при игумене Исайе, с восточной стороны к старой церкви была пристроена ризница.

Рис. 2. Успенский собор и, так называемая, Демидовская церковь. Фото 1946 года

Еще один архитектурный прием сближает образ соборного храма Саровской пустыни с Успенской Киево-Печерской церковью - это так называемый «залом», восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом, на который ставится последующий восьмерик, увенчанный луковичной главкой. И все же, выше перечисленные сходства с Киево-Печерским собором, не являются признаками полной архитектурной тождественности этих построек.

Тем не менее, Саровский собор находит прямые аналоги в храмовом строительстве, непосредственно предшествующем, времени его создания. Прямым архитектурным прототипом Саровской церкви мог послужить Успенский собор Свенского монастыря. (Рис. 3) Его окончательная передача Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем. Храм был возведен по проекту И.Ф. Мичурина в 1748 году. (Рис.4)

Рис. 3. Успенский собор Саровской пустыни. Запдный фасад. 1777год

5 <

Рис. 4. Успенский собор Свенского монастыря. Архитектор И. Мичурин. 1748 год

Композиционное построение фасадов этого собора схоже с внешним видом Саровской церкви. Квадратный в плане четверик увенчан пятью главами. Фасады по горизонтали расчленены карнизом на два яруса, причем выступающие части нижнего яруса обработаны рустом. По вертикали - спаренными полуколоннами, имитирующими лопатки, и каждая из трех частей увенчана треугольным портиком, подобием закомар. В Саровском соборе треугольный портик-закомара завершает только центральную часть фасада. Расположение оконных и дверных проемов и их оформление совпадает почти полностью. В центральной части сделано три окна во втором ярусе и два окна и дверь между ними - в нижнем ярусе.

Окна и двери оформлены наличниками с треугольными и полукруглыми фронтонами. Принцип построения куполов выполнен по вышеназванной схеме устройства «заломов». Но в Свенском соборе круглые в плане барабаны, перекрытые куполами, а в Саровском - это восьмерики, перекрытые сомкнутыми сводами. В Успенской церкви Саровской пустыни в большой и малой главах применено двукратное повторении «залома», тогда как в постройке И.Ф. Мичурина малые главы имеют один ярус.

Внутреннее пространство Саровского собора организовано по подобию средневековых четырехстолпных храмов. Но здесь функцию апсиды выполняла старая церковь. Впоследствии сама соборная церковь Саровской пустыни стала образцом прямого копирования. В Тамбовской епархии инициатором этого был епископ Феофил (Раев). По сведениям Г. Хитрова епископ посещал Саровскую пустынь в 1789 году. А в 1790 и 91 годах, то есть, практически одновременно, по указу Феофила стали строить церкви в Казанском и Трегуляевском монастырях, по его излюбленному саровскому образцу.

Ко времени прихода епископа Феофила на Тамбовскую кафедру Казанский монастырь был упразднен и считался заштатным при резиденции Тамбовского архиерея. С 1791 года стараниями епископа Феофила на территории монастыря разворачивается масштабное строительство, закладывается каменная Казанская церковь на месте обветшавшей деревянной. Для этих целей был приглашен бывший послушник Саровской пустыни Нафанаил. Внимание епископа к возводимой церкви трудно переоценить: «Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особенною заботливостью и назначал его для соборнаго служения в торжественныя дни». [4, с. 148]

Из-за нехватки заготовленных материалов, с разрешения Св. Синода, пришлось разобрать загородную бесприходную Успенскую церковь. Епископ лично заботился о сборе пожертвований, а когда собранной суммы не хватало для продолжения строительства, он мог потратить последние монастырские деньги. Казанская церковь была освящена в 1796 году, а строительные работы были полностью закончены в 1806 году.

Как отмечается во всех описаниях Казанской церкви, она построена по подобию Саровского собора, только в меньших размерах. (Рис.5^,Ь)) От возглавлявшего строительство саровского послушника Нафанаила, требовалось достаточно точно скопировать образец. В силу того, что Успенская церковь включает в себя разновременные постройки, планировочное решение Казанского храма несколько отличается от нее. В основу плана так же положена четырехстолпная схема. Стена, отделяющая алтарь от храма, как и в Сарове, внизу прорезана тремя арочными входами, над которыми в уровне второго яруса расположены окна. Трехчастный алтарь представляет собой двухъярусную шестигранную апсиду с примыкающими к ней одноярусными дьяконником и жертвенником. Декор западного, южного и северного фасадов церкви абсолютно точно скопирован с Саровского образца.

:

^ Ь)

Рис. 5^^). Казанский собор Казанского монастыря. 1806 год: a) Северный фасад, Ь) План

На территории Казанского монастыря одновременно с соборным храмом возводилась церковь Иоанна Предтечи. Ее так же можно считать копией Саровского собора. Но здесь не требовалось точного следования образцу, так как церковь изначально задумывалась меньшей по размеру и второстепенной по значению. Схожесть с оригиналом была достигнута за счет характерного пятиглавого завершения. (Рис. 6)

Рис. 6. Казанский монастырь. Общий вид. Открытка начала ХХ века

Предече-Трегуляев монастырь - вторая обитель, на территории которой по замыслу епископа Феофила была выстроена еще одна копия Саровского собора. По традиции, положенной основателем епископом Питиримом, Тамбовские епископы уделяли особое внимание этому монастырю. Так же «к большему возвышению и славе Трегуляевской обители, с давних пор она сделалась местопребыванием архипастырей, пребывающих на покое.» [5, с. 528]

После 1917 года монастырь был полностью разрушен. На сохранившихся фотографиях Предтеченская соборная церковь выглядит гораздо скромнее Казанской. (Рис. 7) Причем, здесь наблюдается не такое строгое следование образцу.

Рис. 7. Церковь Иоанна Предтечи Трегуляевского монастыря. Фото начала ХХ века

Вероятно, из-за ограниченных финансовых возможностей церковь не стали возводить двухъярусной. Пластика фасадов значительно отличается от Успенской и Казанской церквей. В Трегуляевской церкви фронтоны вынесены вперед и опираются на четыре спаренные колонны. Количество окон на северной и южной сторонах ограничено до трех в каждом ряду. Главы, венчающие четверик так же отличаются от саровского собора, -барабаны Предтеченской церкви круглые, а не граненые.

В строительстве Вышенской пустыни епископ Феофил также принимал непосредственное участие. «Пустынь Вышенская, перешедшая в Тамбовскую епархию в жалком состоянии, почти вся отстроена вновь по плану епископа Феофила. Строители ея иеромонахи: Иоанн, Лаврений и Тихон трудились не утомимо, принимая от преосвященнаго и денежное пособие и наставления в затруднительных случаях отстройки своей обители. Ими воздвигнут обширный, великолепный пятиглавый Успенский храм, по образу собора саровскаго; (лучшаго образца епископ Феофил вообще не находил для главных церквей монастырских.)» [4, с. 138 - 139]

В этом тексте воспроизведен облик Казанского собора, так как упомянутая Успенская церковь была выстроена в 1761 году (еще до прибытия епископа Феофила на Тамбовскую кафедру). Она представляет собой тип церкви «кораблем» и не совпадает с выше изложенным описанием. Казанская церковь была заложена значительно позже в 1831 году при епископе Евгении (Баженове). В некоторых деталях она отличается от более ранних копий Успенского собора, но не вызывает сомнений, что и в 30-е годы XIX века влияние Саровского образца было очень велико. По размеру и пластическому решению фасадов Вышенская церковь похожа на Трегуляевский собор: те же круглые барабаны, те же выносные портики на сдвоенных колоннах. Но по сравнению с Предтече-Трегуляевской церковью фасады Вышенского храма отличаются более выразительной пластикой и детальной проработкой (Рис. 8).

Рис. 8. Казанская церковь Вышенского монастыря. Фото начала ХХ века

В XVIII веке за строительство новых церквей отвечали местные архиереи. На них была возложена основная ответственность за утверждение проекта на месте, разрешение строительства, так же они были основными инициаторами в возведении новых церквей в городах и монастырях. Со времен основания Тамбовской епархии практически все правящие архиереи старались соблюдать порядок непрерывного строительства новых

AMIT 2 (11) 2010

церквей. В конечном итоге, именно от хозяйственной политики преосвященного зависело состояние дел в храмоздательстве епархии. В «Историко-статистическом описании» Георгий Хитров подробно рассказывает о строительной деятельность каждого тамбовского епископа как о неотъемлемой части его служения.

Епископ Феофил (Раев) (пребывание на Тамбовской кафедре: 1788-1811 гг.) был одним из самых деятельных преосвященных, пребывавших когда-либо на Тамбовской кафедре. «Для некоторых обителей он сам был и зодчим и надзирателем при постройках. Только устройство монастырей, удаленных от Тамбова, он поручал людям, к которым имел полное доверие, не оставляя впрочем своего личного надзора за постройками». [4, с. 133 - 134] В условиях, когда обители получали ничтожное финансирование от государства, а пожертвования тратили только на необходимые нужды, епископ смог организовать небывалое по масштабам строительство сразу в нескольких монастырях. Сначала был произведен капитальный ремонт в Троицком Козловском монастыре - одном из древнейших монастырей епархии. Значительной реконструкции подверглась Успенская церковь. Помимо настоятельского корпуса была вновь отстроена монастырская ограда. (Рис. 9)

Грштцмй муже кий монЛсТырь баиэъ К'Ш-и.)

Рис. 9. Троицкий Козловский монастырь. Фото начала ХХ века

Должное внимание преосвященный Феофил уделял и Саровской пустыни. [6, с. 195 -197] «Посетив весною 1789 года, епископ Феофил нашел некоторыя здания не соответственными великолепию храмов и богатству обители; другия, по его мнению, стояли не на месте с нарушением общаго ея вида. Рассмотрев внимательно обитель, преосвященный Феофил тот час же составил план переделок и новых построек, удивляясь тому, что пустынь богатая средствами для своего внешняго великолепия, не вполне обладает им, тогда как это могло бы еще более возвышать высокий иноческий чин ея. По наставлению этого зодчаго, строитель пустыни иеромонах Пахомий в том же году приступил к исполнению его предначертаний». [4, с. 136] По указаниям епископа на месте старой надвратной церкви была возведена четырехъярусная колокольня с симметрично примыкающими к ней братскими корпусами, в углах западной стены возведены две трехъярусные башни (на восточной стороне ограды башни уже существовали). Таким образом, именно благодаря руководству Феофила монастырь приобрел законченный вид. Его по праву можно считать одним из лучших монастырских ансамблей, выстроенных в эпоху классицизма. (Рис. 10)

Рис. 10. Вид саровской пустыни с северо-западной стороны. Гравюра XIX века

Далее, по указаниям епископа строительство церквей велось в Санаксарской и Вышенской пустыни. В Николаевском Черниевом монастыре, так же как в Сарове, следуя общепринятым канонам, были возведены колокольня и ограда с четырьмя башнями по углам. (Рис. 11)

а

Рис. 11. Общий вид Шацкого Черниева монастыря. Фото начала ХХ века

В городе Пензе епископ вел работу по возведению на новом месте зданий Спасопребраженского монастыря. (Рис. 12) Перенести монастырь предложил сам Феофил, после того как увидел ветхость старых построек и стесненность участка, возникшую в результате перепланировки города по Высочайше утвержденному плану. [7, с. 12]

г

Рис. 12. Общий вид Спасопребраженского монастыря в городе Пензе.

Фото начала ХХ века

В городе Тамбове на территории всех трех монастырей (Трегуляевского, Казанского и Вознесенского девичьего) велось крупномасштабное строительство под непосредственным руководством епископа. До начала реконструкции обители представляли собой примерно одинаковое зрелище: полуразвалившиеся церкви и службы, огороженные деревянной оградой. Епископ Феофил решил полностью перестроить и церкви, и кельи, и хозяйственные корпуса, и ограды.

Строительство Трегуляевского и Казанского монастырей происходило по общей схеме: сначала возводилась новая ограда с непременными четырьмя башнями по углам, колокольня, кельи и т. д., а затем в разгар строительства принималось решение о реконструкции соборного храма непременно по саровскому образцу. Общий силуэт этих монастырских комплексов (особенно Казанского монастыря) напоминал уменьшенную модель Саровской пустыни.

Интересно, что, рассказывая о строительстве женских монастырей, Г. Хитров не говорит о возведении непременных четырех башен в углах ограды и колокольни над центральным входом. Да и проекты церквей здесь не соответствовали саровскому образцу, тогда как при строительстве четырех соборов из пяти возводимых в то время на территории мужских обителей требовалось непременное следование указанному прототипу.

Во всей деятельности епископа Феофила по реконструкции монастырей Тамбовской епархии прослеживается планомерная политика опытного градостроителя. Во время правления этого епископа большинство монастырей подверглись продуманной реконструкции. [8, с. 749] Их ансамбли стали главными градостроительными ориентирами в среде одноэтажной жилой застройки, являющимися главными доминантами и сегодня. Схема планировки монастырского участка в виде правильного четырехугольника, каждый угол которого акцентирован башней, а западная сторона выделена симметрично поставленной многоярусной колокольней, восходит к планировочным приемам времен Растрелли. Можно сказать, строительство высокой колокольни - это один из главных моментов в создании монастырского ансамбля. Она являлась основной доминантой,

относительно которой организовывалось и внутреннее пространство обители и внешняя система окружающих ориентиров.

Характерной особенностью монастырских ансамблей Тамбовской епархии эпохи классицизма является повсеместное тиражирование образа Саровской пустыни. Она была главной носительницей монашеских традиций на территории нескольких ближайших епархий. В силу своего приграничного положения, она широко прославилась во Владимирской, Рязанской, Нижегородской и, особенно, Тамбовской епархии. В этих местах Саровский монастырь выполнял роль первой монашеской обители, то есть был тем, чем являлась Киево-Печерская Лавра для России. Поэтому модель иноческой жизни, созданную в Сарове старались копировать в других близлежащих обителях.

Достаточно точного сходства с образцом добивались, в том числе и архитектурными средствами. Поэтому соборные храмы, скопированные с Успенского Саровского собора, являлись своего рода зримыми символами, следования духовным традициям Саровской пустыни. Благодаря активным строительным действиям епископа Феофила на территории вверенной ему епархии, возникла уникальная сеть монастырских ансамблей. Их взаимное сходство указывает на создание единого сакрального пространства, обозначенного посредством архитектурного языка эпохи классицизма.

Литература

1. Записки Афанасия Илларионовича // Известия Тамбовской Ученой Архивной Комиссии. 1904. Вып.49

2. Маркеллин (Игумен). Краткое историческое описание Саровской пустыни, с начала заведения оной до нынешнего 1843 года, выбранное из разных историй, указов и благословенной грамоты, хранящихся в оной пустыни: издание шестое. М.: типография А. Семена, 1843. 68 с.

3. Слюнькова И.Н. Монастыри восточной и западной традиции: Наследие культуры Беларуси. М: Прогресс-Традиция. 2002. 600 с.

4. Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / составлено Тамбовского Кафедрального собора священником магистром Георгием Хитровым. Тамбов: типография К.И. Закржевского, 1861. 342 с.

5. Молчанов Н. Жизнеописпние святителя Питирима, епископа Тамбовского // Тамбовские Епархиальные ведомости. 1885. № 8.

6. Орлов Н.И. Особенное внимание Преосвященного Феофила (Раева) к Саровской пустыни. // Тамбовские епархиальные ведомости. 1917. № 28 С. 195 - 197

7. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии: Исторический очерк. Кн. 1. Пенза, 1999. 512 с.

8. Ларин Н. Из прошлого Тамбовской епархии. Преосвященный Феофил епископ Тамбовский и Шацкий. // Тамбовские епархиальные ведомости. 1912. № 6 С. 749 - 754

References (Transliterated)

1. Zapiski Afanasija Illarionovicha // Izvestija Tambovskoj Uchenoj Arhivnoj Komissii. 1904. Vyp.49

2. Markellin (Igumen). Kratkoe istoricheskoe opisanie Sarovskoj pustyni, s nachala zavedenija onoj do nyneshnego 1843 goda, vybrannoe iz raznyh istorij, ukazov i blagoslovennoj gramoty, hranjawihsja v onoj pustyni: izdanie shestoe. M.: tipografija A. Semena, 1843. 68 s.

3. Sljun'kova I.N. Monastyri vostochnoj i zapadnoj tradicii: Nasledie kul'tury Belarusi. M: Progress-Tradicija. 2002. 600 s.

4. Hitrov G. Istoriko-statisticheskoe opisanie Tambovskoj eparhii / sostavleno Tambovskogo Kafedral'nogo sobora svjawennikom magistrom Georgiem Hitrovym. Tambov: tipografija K.I. Zakrzhevskogo, 1861. 342 s.

5. Molchanov N. Zhizneopispnie svjatitelja Pitirima, episkopa Tambovskogo // Tambovskie Eparhial'nye vedomosti. 1885. № 8.

6. Orlov N.I. Osobennoe vnimanie Preosvjawennogo Feofila (Raeva) k Sarovskoj pustyni. // Tambovskie eparhial'nye vedomosti. 1917. № 28 S. 195 - 197

7. Dvorzhanskij A.I. Istorija Penzenskoj eparhii: Istoricheskij ocherk. Kn. 1. Penza, 1999. 512 s.

8. Larin N. Iz proshlogo Tambovskoj eparhii. Preosvjawennyj Feofil episkop Tambovskij i Shackij. // Tambovskie eparhial'nye vedomosti. 1912. № 6 S. 749 - 754

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ И.Ю. Позднякова

Соискатель кафедры «Истории архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: i-poz@ya.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR I. Pozdnyakova

The competitor of Chair «History of architecture and town-planning», Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: i-poz@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.