Научная статья на тему 'Общее и особенное в архитектуре Свято-Пафнутьев Боровского монастыря'

Общее и особенное в архитектуре Свято-Пафнутьев Боровского монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

171
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
архитектура русских монастырей / православный собор / монастырская трапезная палата / стены и башни русских монастырей / architecture of Russian monasteries / Orthodox cathedral / monastery refectory / walls and towers of Russian monasteries

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нуреев Рустем Махмутович

Статья посвящена анализу общих закономерностей развития монастырских архитектурных комплексов в России XVI-XVII вв. XVI век был периодом формирования структуры монастырского комплекса и довольно активную роль в этом процессе сыграл основанный в 1444 году Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Архитектура православной обители раскрывается как единство многообразного, как «небесный» Иерусалим на земле. Анализируются этапы развития монастырского ансамбля вообще и Свято-Пафнутьев Боровского монастыря в особенности. Характеризуя особенности возникновения основных элементов ансамбля Свято-Пафнутьев Боровского монастыря автор показывает влияние этой обители на другие монастырские комплексы. Выявляются особенности архитектуры собора, трапезной палаты, колокольни, братских корпусов, стен и башен и других построек монастыря, показываются приобретения и утраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and special in architecture of St. Pafnutiev Borovsky Monastery

The article is devoted to the analysis of the general patterns of development of monastic architectural complexes in Russia in the 16th-17th centuries. The 16th century was the period of the formation of the structure of the monastery complex, and the St. Pafnutiev Borovsky Monastery, founded in 1444, played a rather active role in this process. The architecture of the Orthodox monastery is revealed as a unity of diversity, like a "heavenly" Jerusalem on earth. The stages of development of the monastery ensemble in general and the St. Pafnutiev Borovsky Monastery in particular are analyzed. Describing the features of the emergence of the main elements of the ensemble of the St. Pafnutiev Borovsky Monastery, the author shows the influence of this monastery on other monastic complexes. The features of the architecture of the cathedral, the refectory, the bell tower, fraternal buildings, walls and towers and other buildings of the monastery are revealed, acquisitions and losses are shown.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в архитектуре Свято-Пафнутьев Боровского монастыря»

Общее и особенное в архитектуре Свято-Пафнутьев Боровского монастыря

Нуреев Рустем Махмутович

доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, nureev50@gmail.com

Статья посвящена анализу общих закономерностей развития монастырских архитектурных комплексов в России ХУ1-ХУ11 вв. XVI век был периодом формирования структуры монастырского комплекса и довольно активную роль в этом процессе сыграл основанный в 1444 году Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Архитектура православной обители раскрывается как единство многообразного, как «небесный» Иерусалим на земле.

Анализируются этапы развития монастырского ансамбля вообще и Свято-Пафнутьев Боровского монастыря в особенности. Характеризуя особенности возникновения основных элементов ансамбля Свято-Па-фнутьев Боровского монастыря автор показывает влияние этой обители на другие монастырские комплексы. Выявляются особенности архитектуры собора, трапезной палаты, колокольни, братских корпусов, стен и башен и других построек монастыря, показываются приобретения и утраты.

Ключевые слова: архитектура русских монастырей, православный собор, монастырская трапезная палата, стены и башни русских монастырей

Немного истории

История становления и развития русских православных монастырей чрезвычайно интересна. Она не поддаётся простой и однозначной оценке. В истории почти каждого монастырского комплекса можно найти неожиданные приобретения и тяжёлые утраты. Монастырские комплексы складывались веками и каждое последующее поколение пыталось внести свой посильный вклад в обогащение первоначального образа, возводя всё новые постройки, усложняя первоначальный замысел. Не следует забывать, что и сама архитектура тоже не стояла на месте. Менялись художественные вкусы и архитектурные стили. И возводя новые постройки архитекторам нужно было их разместить так, чтобы не нарушить единство уже сложившегося монастырского ансамбля. Именно поэтому история таких монастырей как Пафнутьев Боровский заслуживает особого внимания, так как она повлияла на общие закономерности развития монастырского строительства.

Конфигурация многих монастырей определялась их местоположением. Поэтому линия крепостных укреплений определялась естественными, природными условиями. Не является исключением и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он был основан преподобным Пафнутием (1394-1477) в 1444 году[10] там где Истерма впадает в реку Протву (см. рис.1).

В 1448 году в новом, Пафнутьевым, монастыре была освящена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И это не случайно, так как Мария в то время почиталась покровительницей Москвы. Монастырь развивался очень быстро и поэтому возникла необходимость в замене деревянного собора каменным. Уже в 1467 был построен и освящён новый белокаменный Богородице-Рождествен-ский собор. В 1480 - Боровский монастырь посещает великий князь Иван III, которого заинтересовали фрески этого собора, написанные тогда ещё неизвестным иконописцем Дионисием (около 1450 - около 1520), работавшим под руководством инока Симонова монастыря иконописцем Митрофаном.

Рис. 1. Местоположение Пафнутев Боровского монастыря. 1 — Рождественский собор; 2 — трапезная; 3 — колокольня; 4 — кельи; 5 — больничная палата.

В период между 1506 и 1511 годом ученик Пафнутия Вассиан Савин, будущий епископ Ростовский и Ярославский, пишет житие своего наставника. В 1529 году на богомолье в Пафнутьеву обитель приезжает царь Василий III с женой Еленой Глинской. Они молятся о рождении наследника. И молитвы их были услышаны, так как в следующем году у них рождается сын - будущий Иван IV Грозный.

В 1547 году преподобный Пафнутий был канонизирован Макарьевским собором . С тех пор монастырь стал именоваться Пафнутьев Боровским. В 1589 происходит освящение нового соборного храма Рождества Богородицы на месте разобранного прежнего. Монастырь полюбился царю Федору Иоанновичу и он с царицей Ириной дважды (в 1592 и 1596 годах) приезжает в монастырь на богомолье. Измена позволила взять монастырь в 1610 войсками Лжедмитрия II. Благодаря большим денежным вкладам царя Михаила Федоровича Романова к 1618 году монастырь удалось почти полностью восстановить. В 1666 - в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума, лидера раскольнического движения.

При учреждении монастырских штатов в 1764 обитель причисляется к I классу. Императорским указом Екатерины II 1777 года Боровску присваивается герб, в основу которого положен героический подвиг князя Волконского и его войска при обороне монастыря в 1610 году. В 1812 году монастырь подвергается разграблению наполеоновскими солдатами. В 1918 году монастырь национализируется. Дальнейшая история монастыря хорошо описана в литературе[3] и для нас важно то, после тяжёлых

испытаний XX века в1990 году Пафнутьев Боровского монастырь передаётся Русской Православной Церкви и с 1991 год монастырь вновь становится действующим.

го

и'3

5 0 5 10 15 20 25 30 35 40м

—|—1—I-.—I_'

1 - собор Рождества Богородицы, 1586 г.; 2 - трапезная (паперть) собора, 1837; 3 - трапезная с церковью Рождества Христова, 1511 г.; 3а - паперти трапезной, XVI в.; 4 - колокольня, 1690 г.; 5 - погребной корпус, XVI в.; 5а - перестроенная часть погребного корпуса, XIX в.; 6 - сохранившийся фрагмент разобранной церкви Пафнутия с пристройкой, XVI в.; 7 - юго-восточные братские кельи, XVII в.; 8 - больничные палаты с церковью Ильи, 1670 г.; 9 - настоятельские палаты, XVII в.;

10 - церковь Митрофана, 1760 г.; 11 - западные братские кельи, XVII в.; 12 - поваренная палата, XVII (?) в.; 13 - Поваренная башня, XVI в.; 14 - Георгиевская башня, XVI в.; 15 - Круглая башня, XVI в.; 16 - Оружейная башня, XVI в.; 17 - Сторожевая башня, XVII в.; 18 - Тайницкая башня, XVII в.; 19 - прясла крепостных стен, XVI в.; 20 - прясла крепостных стен, XVII в.;21 - Проломные («Водяные») ворота, XVII-XIX вв. Рис.2. План монастыря

Источник: Меркелова В.Н. Пафнутьев-Боровский монастырь (краткий обзор исследований и реставрации 1955—1975 гг.) В кн.: Реставрация исследования памятников культуры. Выпуск II. М., 1982. С.186.

Русские монастыри представляли собой довольно сложный архитектурный комплекс, в рамках которого обычно соблюдалась определённая иерархия сооружений, в которой центральное положение всегда занимал монастырский храм Далее следовали трапезная палата, колокольня и другие церкви а также здания хозяйственных служб и монастырских келий, которые обычно располагались ближе к стенам монастыря.

ч? О 5 _Юг.

Рис.3. План Собора Рождества Богородицы XVIвека с фрагментами фундамента Собора XV века. Источник: Меркелова В.Н. Пафнутьев-Боровский монастырь (краткий обзор исследований и реставрации 1955—1975 гг.) В кн.: Реставрация исследования памятников культуры. Выпуск II. М., 1982. С.187.

Для ранних монастырских ансамблей характерна максимальная экономия средств - округлая конфигурация монастырских стен. Благодаря асимметрии объёмной композиции не производит впечатления статичной замкнутости, присущей многим западноевропейским крепостям того времени. Изменение в зависимости от рельефа высоты стен и башен, где каждая башня имеет свой - индивидуальный - облик, придаёт архитектурному ансамблю неповторимый силуэт, одновременно и монументальный и динамичный. Свободное сочетание архитектурных объёмов, отсутствие какой-либо симметрии в архитектурной композиции создаёт каждый раз всё новые точки обзора. Особенностью Пафнутьев-Боровского монастыря является почти диагональное расположение основных памятников, что усиливает традиционную асимметрию (см. рис. 2).

Собор Рождества Богородицы (1467-1589)

Центром архитектурного ансамбля всегда был монастырский храм. Он рассматривался как «земное небо или как око Божье».[4] Ныне существующий собор был поставлен на месте собора 1467 года (см. рис.3). В 1586 году старый собор был почти полностью разобран, и на его месте, по воле царя Федора Иоанновича, поставлен новый, пятиглавый (см. рис.3). В кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века.

Именно знакомство Ивана III с росписями Пафнутьев-Боровского монастыря сыграло свою роль в получении в 1481 году артелью, возглавляемой Дионисием, заказа на деисусный, праздничный и пророческий ряды иконостаса построенного Аристотелем Фиораванти Успенского собора Московского Кремля (1475-1479). К сожалению, и этот иконостас не сохранился. Тем не менее именно работа для Успенского собора обратила внимание на Дионисия и сделала его самым востребованным иконописцем того времени.

Стремительный рост Свято-Пафнутьев Боровского монастыря поставил проблему возведения нового, более масштабного собора.

I

ЩЩ '•ШМ

-Ш •

Рис. 4. Собор Рождества Богородицы (фото автора)

Вид с северо-востока (фото автора).

План собора

Трапезная 1837

Собор Рождества Богородицы 1586 г

Рис. 5. Рождественский Собор 1584 -1589 годов и трапезная 1837 года

Эту задачу взялся решить царь Федор Иоаннович, по приказу которого был разобран старый Богородице-Рождественский собор а на его месте в 1584-1589 годах возведён новый. Надзирал за работами «царёв шурин» - Борис Годунов. В новом храме были освящены 2 придела - во имя Федора Стратилата (небесного покровителя царя Федора Ивановича) и во имя Ирины (святой, чьё имя носила царица Ирина Михайловна, см. рис.4). Новый храм стал композиционным центром монастырского ансамбля.

В православном богослужении литургическое действие осуществляется прежде всего в алтарной и пред алтарной частях. Именно поэтому идея Аристотеля Фиораванти разместить в Успенском соборе Московского Кремля главный купол непосредственно перед алтарём получила в дальнейшем широкое распространение, так как при таком подходе максимально освящалось главное место литургического действия.

Собор Рождества Богородицы продолжает традицию, идущую от А. Фиораванти,. В нём центральная (световая) глава освящает пространство непосредственно перед алтарём (см. рис.5). Однако в результате сдвига алтаря на запад внутренне пространство собора стало несколько меньше и вызвало с течением времени необходимость пристроить к нему трапезную палату, что и было осуществлено в 1837 году (см. рис.5).

Собор Рождества Богородицы так понравился наблюдавшему за работами Борису Годунову, что он построил в своей вотчине в Больших Вязёмах Троицкий (переименованный при новых владельцах - Голицыных - в Спасо-Преображенский) собор (см. рис. 6). В отличии от Рождественского собора он имеет два симметричных придела и обнесён двухэтажным гульбищем.

На рис. 7 отчётливо виден ложный характер кокошников. окружающих главный барабан. А также декоративный характер окружающих главный барабан куполов че-тырёхглавия. Световой, как и в Соборе Рождества Богородицы, является только центральная глава. Это предопределило достоинства и недостатки обеих соборов: их приглушённо сумрачный характер (см. рис.8).

Рис. 6. План Троицкого (ныне Спасо-Преображенского) собора в Больших Вязёмах (1590). Источник: Vladimir d'Ar. Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы. Усадьба Большие Вя-зёмы. Часть 2. (https://vladimirdar.livejournal.com/425526.html)

Рис. 7. Троиций (Спасо-Преображенский) собор в Больших Вязёмах.

Источник: Vladimir d'Ar. Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы. Усадьба Большие Вя-зёмы. Часть 2. (https://vladimirdar.livejournal.com/425526.html)

Рис. 8. Интерьер собора Рождества Богородицы: шести ярусный иконостас и фрески 1644 года (фото автора)

Рис. 9. Трапезная палата Пафнутьев-Боровского монастыря, 1511 (фото автора)

Трапезная палата Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (1511)

Трапезная палата в русских монастырях имела важное значение. так как знаменовала переход к общежительному монастырскому уставу. К тому же трапезная, -то есть место для общего вкушения пищи, - ассоциировалась с Тайной вечерей, т.е. имела и вполне определённый символический смысл[4].

Трапезная палата в Свято-Пафнутьевым Боровском монастыре была построена в 1511 году (см. рис. 9) - всего через 20 лет после возведённой в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари Грановитой палаты в Московском кремле. И хотя её площадь в 250 квадратных метров почти в 2 раза уступала Грановитой (составлявшей 495 кв. м), она была самой большой монастырской трапезной палатой начала XVI века (см. рис. 10).

V ■

85

OJw-

-t't '§ j

* "*»

Л ,-Äf. f

Z._ mt ^«■saK'Mi.llL

rfi

1_:j

Щ "i

; Б г . : £ ь !

I t

Ä A f.

X. f •<>

ЮР-ihi •*

>

I »■

1 с

kLJ

г.— I.

Wtlr

Схемы трапезных палат

монастыри в Боровске Анчронниковэ монастыри fr в Мос<ве Мачарьевсиосо «хастыр* 1504-1506ГГ 1525-1530ГГ

Рис.10. Монастырские трапезные начала XVI века

Источник: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т 6. М.1968. С 66.

I

Для сравнения укажем площади трапезных палат той поры: Симонова монастыря (1485) — около 150 м2, Андроникова монастыря (1504—1506) превышает 200 м2, Пафнутьева-Боровского монастыря (1511) — 250 м2. Только позже стали строиться монастырские трапезные больших размеров. Так построенная в 1525-1530 годы трапезная Макарьевского монастыря составляла уже 420 м2, а Соловецкого (1552— 1557) — около 450 м2.

Рис 11. Внутренний вид трапезной палаты Свято-Пафнутьев Боровского монастыря (фото автора).

Так, трапезная Пафнутьев Боровского монастыря представляет собой гигантскую одностолпную палату, перекрытую сводами (см. рис. 11). Стены трапезной палаты кажутся внушительными. Однако в них были сделаны разумно устроенные тепловые камеры, ниши, каналы и дымоходы. «Назначение этих палат было двойным: в них не только молились, но и трапезничали, здесь же проходили и собрания братии. Очевидно, что эти помещения - основное место сбора насельников обители - не могли не отапливаться. Во многих местах для этого служила древняя система, известная еще в античности: под храмом устраивали истопную - помещение с мощной печью, от которой шли отопительные каналы, скрытые в стенах... Каналы располагались внутри стен таким образом, чтобы прогрев их был равномерным. В подклете под трапезной палатой могла находиться и монастырская кухня. Печь, расположенная в истопной, бывала огромной. Ее топили мощными бревнами, которые тлели по целой неделе, обеспечивая ровное тепло в помещении на протяжении всего этого вре-мени»[18]. В Свято-Пафнутьев Боровском монастыре до сих пор на первом этаже пекут хлеб и тепла хватает для обогрева огромной трапезной палаты.

Колокольня (1690-1691)

Обязательным сооружением в православном монастырском комплексе была колокольня или звонница.. Колокольный звон - неотъемлемый атрибут средневековой православной культуры. Звонницы и колокольни уже в силу своих высотных качеств играли заметную роль в общей композиционной структур. Они нередко служили

одновременно и дозорной башней. Внутри монастыря композиционным центром был собор,снаружи - колокольня.

Колокольня Свято-Пафнутьева Боровского монастыря пятиярусная. Первые два яруса представляют два четверика. Было 3 (ныне не сохранившихся) крыльца, которые вели на второй ярус колокольни с восточной, северной и западной сторон. (см. рис.12). Колокольня богато украшена Изразцами Степана Полубеса с изображениями серафимов и плодов (См. рис.13).

Рис. 12. Первые два яруса колокольни (фото автора)

Третий, четвёртый и пятый ярусы колокольни возводилис в 1690 году. В качестве образца заказчик - князь Константин Осипович Щербатов - выбрал только что построенную колокольню Высоко-Петровского монастыря в Москве (1690). Однако при возведении архитектор проявил удивительную самостоятельность (см. рис.14). Это проявилось как в художественном оформлении (поскольку оформил её в традициях не московского барокко, а в традициях узорочья предшествующего периода -середины XVII века), так и в необычном расположении восьмерика на четверике.

Рис. 13. Нижний изразцовый ряд колокольни

Источник: Православные монастыри: путешествие по святым местам. №42, 2009

В архитектурном построении колокольни Пафнутьев-Боровского монастыря мы видим необычное расположение восьмерика по отношению к четверику. Обычно (и это типично для всех российских храмов!) восьмерик получается путём обрезания углов квадрата (см рис 14). При расположении четверика на восьмерике в Свято-Паф-нутьев Боровском монастыре используется иной (уникальный!) принцип: грани восьмерика расположены на осях четверика! Это наглядно видно, если посмотреть на колокольню сверху (см. рис.15).

Рис. 14. Колокольня и её непосредственный прототип

Рис. 16. Ильинская церковь и больничные палаты (фото автора)

Ильинская церковь и больничные палаты (1670)

Русский монастырь - многофункциональное сооружение. Он выполнял разные функции в духовной, материальной и художественной культуре. С его укреплением и ростом внутри него возникали разнообразные специальные службы. К ним относились библиотеки, иконописные палаты, больницы и разнообразные мастерские, к которым нередко добавлялись и разнообразные постройки мемориального характера (часовни, беседки, кресты и надкладезные палатки). Последние были посвящены каким-либо значительным событием в жизни монастыря. Не является исключением и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Ильинская церковь с больничными палатами и трапезной (рис.16) была воздвигнута на том месте, где, по преданию, находилась братская могила тех, кто погиб во время взятия Пафнутьево-Боровского монастыря отрядами Лжедмитрия II. Храм от больничных келий отделяет стена с так называемым «слуховым проёмом», пробитым для того, чтобы лежачие больные могли видеть службу и даже как бы участвовать в ней (см. рис.17).

Рис. 17. «Слуховой проём» (фото автора).

Братские корпуса

Неотъемлемой частью всех монастырей были келия братии. Обычно они располагались по периметру монастырских стен. Каменные жилые корпуса в богатых монастырях могли быть двухэтажными и даже трёхэтажными с отдельным входом в каждую келью (см. рис.18). В Свято-Пафнутьев Боровском монастыре сохранились юго-

восточные братские кельи XVII века, погребной корпус XVI-XIX веков, гостиничный корпус XVII века и настоятельские палаты XVII века (см. рис. 2). Расположенные вдоль стен они образуют как бы второй уровень укреплений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 18. Братский келейный корпус середины XVII века (фото автора).

На 18 рисунке изображены юго-восточные братские кельи Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. построенные в середине XVII века. В каждую келью как первого, так и второго этажа есть отдельный вход. Первоначально этот юго-восточный корпус был трёхэтажным, но в 1812 году «стараниями французов» 3-й этаж был разрушен. И его решили не восстанавливать. В таком состоянии он и дошёл до наших дней.

В 1970-е годы была отреставрирована наиболее старая часть Погребного корпуса относящаяся к XVI веку (см. рис. 19). Гостевой корпус и палаты настоятеля ещё ждут своей реставрации.

1 01 2345 6789 Юм

_.__. Г---1- I I -1—_

Рис. 19. Реконструкция восточного фасада сохранившейся части Погребного корпуса. Источник: Меркелова В.Н. Пафнутьев-Боровский монастырь (краткий обзор исследований и реставрации 1955—1975 гг.) В кн.: Реставрация исследования памятников культуры. Выпуск II. М., 1982. С.189

Палаты настоятеля (конец XVII века) и храм во имя святителя Митрофана, Патриарха Царьградского (1759-1760 гг.)

Одним из основополагающим признаков, отличающих православную обитель от католических монастырей, можно назвать многохрамие. Почти в каждом российском монастыре вы встретите целый ансамбль храмов, посвящённых разным святым.

Многохрамие ансамбля русского православного монастыря является свидетельством верности и преданности символическим канонам древнерусской традиции. К идее создания архитектурного образа православного монастыря применимо утверждение о не тождественности священного символа с каким-либо одним храмом. "Это - средоточие храмов, своего рода город, образуемый храмами"[22].

В конце XVII века в Свято-Пафнутьев Боровском монастыре были построены палаты настоятеля , к которым в 1759-1760 годах пристроили храм во имя святителя Митрофана, Патриарха Царьградского (рис 20). Храм во имя святителя Митрофана несёт на себе черты архитектуры, возникшей после петровских преобразований. Влияние западноевропейского барокко здесь чувствуется и в общем построении, и в деталях украшения храма (барочный купол. пилястры, голландские окна).

Собственно настоятельскими в этом здании являлись три смежные кельи второго этажа, соединенные специальным проходом с Митрофаниевской церковью. Изначально храм обнесли с трех сторон папертью, которую ликвидировали за ветхостью в 1792 году. До наших дней докатилось лишь ее «эхо» в виде крыльца, примыкающего к церкви с южной стороны.

Рис.21. Храм во имя святителя Митрофана, Патриарха Царьградского и Колокольня (фото автора)

Храм представляет собой четверик на подклете, увенчанный восьмериком с куполом. Та часть подлета, что находится под алтарем, служила настоятельской усыпальницей.

В 1775 году верхушку колокольни переделали, устроив свод и фонарь по образцу тех, что были на Митрофаниевской церкви (1760). Такое заимствование не случайно. Наши предки думали о гармонии, о перекличке отдельных сооружений друг с другом, о их органическом сочетании, о единстве многообразного (см. рис 21).

Стены и башни XVI - XVII века

Общая протяженность ограды около 673 м. Современные исследователи выделяют 5 этапов строительства стен и башен[12]:

1. Круглая башня и пролегающие прясла стен - 1-ая половина XVI века. Прясла стен меньших размеров. Их фундаменты сложены на глине. В других местах стены и башни имеют фундаменты, сложенные на известковом растворе.

2. Стена между Георгиевской и Поваренной башнями - середина 2-й половины XVI века (отличается от предыдущих прясел большими размерами кирпича и самой стены, но наружный фасад декорирован поясом-поребриком, таким же, что и более ранних стен).

3. Башни Поваренная, Георгиевская, Оружейная и прясло стены, приле-гающее к Георгиевской башни с востока (одинаковы кирпич, раствор, кладка, конструктивные приёмы и формы декора). Архитектор - Федор Конь (1540-1606). Он прославился как строитель каменных стен и башен Белого города Москвы (1585-1593)

4. Башни Сторожевая и Тайницкая (1620-1650). Архитектор Трефил Шару-тин (принимавший в 1635-1636 годах участие в строительстве Теремного дворца царя Михаила Федоровича в Московском Кремле) .

5. Оформление проломных ворот в прясле 2-го строительного этапа (1701). Перестроены в псевдорусском стиле (1846).

«Отличительной особенностью ограды Пафнутьева монастыря, - пишет В.В. Косточкин, - является расстановка ее башен не по всему периметру, а преимущественно на одной стороне. Для конца XVI в. это крайне необычно.»[11] Удивительно другое: наиболее мощные стены идут со стороны прудов, а не со стороны дороги, что ослабляло оборону монастыря, делало её более уязвимой. Объясняется этот просчёт тем, юго-восточные стены были построены в первую очередь (то есть раньше, ещё в XVI веке), тогда как западная и северная стены были построены позже, уже в тридцатых-сороковых годах XVII века (см. рис. 2).

Крепостные башни имели не только военное, но хозяйственное значение. В них нередко устаивались кладовые, мастерские, размещались разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Конечно, не был исключением и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

«В отличие от романских замков, в которых преобладала суровость, мрачная напряжённость, нечто устрашающее, в которых стены как бы ощеривались своими зубцами..., в древнерусских крепостях больше эпического спокойствия, величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы, не нуждающейся во внешних, нарочитых эффектах. Здесь невольно вспоминается нравственный облик воспетого в былинах русского богатыря, который в бою с врагом рассчитывает не только на своё оружие, но прежде всего на своё мужество, твёрдость характера и никогда не падает духом»[1] (см. рис. 22).

II ,и|н1 \ гье и- Воро вгк и и монасты рь.

Ка.и Ж1кий;»(|.1ЯГТь.Л\ I \\ II ив.

в.'.- юга

ПАСНУ ТЬЕВ&ОРОЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ V

4

А\ таг

ЛЬ..

а

■п шт

Р-'Чи

■ ум:

Шк^л/.

(

I

Фас*д Пр ход ной Гсорг^с «с ко ■ Знлмснс кок башни Фасад Помренной башки

а СнерЗЛький (1ЛЙ1

10 15-

План Пржоднон Георгиевско-Знаменской башжк Па*« Поиреи*оЯ б*ши*

Рис, 22, Мужественный облик монастыря

Рис. 23. Георгиевско-Знаменская башня (1586-1595) снаружи и изнутри (фото автора).

Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Такими были в Свято -Пафнутьв Боровском монастыре Георгиевско-Знаменская и Тайницкая башни. Любопытно отметить, что вход в обеих башнях был под прямым углом (см рис. 23). По такому же принципу были построены Федором Савельевичем Конём и башни Смоленской крепости.

Со стороны главного, парадного входа устраивались главные - Святые - ворота. «Посвящение надвратного храма часто было связано с богородичными праздниками - Успения, Рождества, Благовещения - что акцентировало идейную значимость и заключало в себе идею покровительства и заступничества Пресвятой Бого-родицы.»[13]

В большинстве русских монастырей святые ворота располагались напротив главного собора. Так было в XVI веке и в Свято-Пафнутьевым Боровском монастыре. Над святыми воротами возвышалась церковь Святого Пафнутия, примыкавшая к Георгиевским воротам.

Однако за ветхостью в 1836 году она была разобрана и вход в монастырь стал осуществляться через Проломные («Водяные») ворота, ранее использовавшиеся исключительно для хозяйственных нужд. Это усилило асимметрию. В результате сложилась необычная ситуация. В подавляющем большинстве православных монастырей после входа в монастырь открывается вид на главный монастырский храм. При входе же во внутрь Свято-Пафнутьев Боровского монастыря главного храма не видно. Его закрывает трапезная палата и колокольня. Увидеть главный собор Рождества Богородицы можно лишь обогнув эти сооружения. Это ещё раз подчёркивает ранний характер ансамбля. Монастырский комплекс сложился тогда, когда вырабатывающаяся традиция ещё не стала обязательным каноном

Этапы развития монастырского ансамбля

На протяжении XV- XVII веков наблюдается стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции монастырского ансамбля. Если план Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря напоминает вытянутый с запада на восток ромб с округлёнными северным и южным углами, то Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-Белозерский монастыри имели уже более правильную геометрическую форму, приближающуюся к пятиугольнику. К концу следующего, XVII века, регулярность формы плана монастыря становится уже традиционным приемом. Таким образом, плановая структура монастырей стремится к большей геометричности своих очертаний, приближаясь к идеальным формам. Отдельные участки крепостных стен между башнями выпрямляются, а расстановка самих башен становится более регулярной.

Монастырский комплекс, включавший в себя разнообразные постройки объективно несет в себе идею города. И. конечно, в символической интерпретации монастыря как города, невольно возникает аналогия с «небесным» Иерусалимом. «Учитывая, что Монастырь средневековья воспринимался как образ Царствия Небесного, явленного на земле, а монахи именовались «ангельским чином», можно предположить, что на планировку и композицию монастырей в значительной мере повлияло уподобление их небесному граду праведных - горнему Иерусалиму»[13]. Неудивительно при этом, что даже монастыри, не имеющие регулярного плана, на иконах изображались в форме строго очерченного квадрата, что отражало тенденцию к явной идеализации образа монастыря.

В отличие от православной, в западно-христианской традиции образно- символическими чертами Града Небесного принято было наделять не монастырский комплекс в целом, а единственный его сакральный объект - костел.

«Главной особенностью православной обители, отличавшей ее от католических монастырей, становилась многослойная концентрическая композиция. Она выстраивалась по иерархии функционального назначения объектов застройки, высотных характеристик и архитектурной значимости монастырских построек от центра к периферии по бесчисленному множеству радиальных направлений»[23], превращая отдельные элементы этого комплекса в единство целого.

Рис. 24. Рождественский собор: 1915 ув 1985

«В середине XVIII века, когда монастырь успел забыть о своём оборонном назначении, облик собора стал казаться слишком суровым. Его решили приукрасить. Сверх глав наложили несколько рядов кирпича и установили на этих своеобразных постаментах новые главки, поменьше основных. Сделано это было, вероятно, ещё и потому, что шатровые верха башен и колокольня, построенная в конце XVIII века, «приглушили» звучание собора. После переделки он стал и выше и резче по силуэту. Когда при недавней реставрации надстройки были сняты, оказалось, что роль собора в ансамбле монастыря упала - просчёт очень поучительный, показывающий, какой осторожности требует обращение со сложным организмом ансамбля»[14].

Рис. 25. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь в XIX веке

Действительно, в результате реставрационных образ Рождественского собора заметно изменился (см. рис. 24). И в современном силуэте монастыря он играет уже более скромную роль по сравнению с той, которую он играл в ансамбле в XIX веке (см. рис.25).

Литература

1. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. В трёх томах. Т.3. М.1955. Гл. 910. С.224-278.

2. Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994.

3. Антипов А., Лужнова Н. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.Века. Годы. События.История в хронологической таблице. Боровск.: «Ноосфера». 2014. 52 с.

4. Архитектура русских монастырей // Интернет-источник https://vuzlit.ru/556628/arhitektura_russkih_monastyrey

5. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т 6. М.1968. Гл.3,4. С.13-155.

6. Денисов Л. И. 1100 православных монастырей Российской империи. Полный перечень мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Центрполиграф, 2019. 783 с.

7. Добров С. А.. Пафнутьев-Боровский монастырь как историко-культурный центр России XV — XIX веков. Уваровские чтения -III. «Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность». Муром. 2000. С.178-182.

8. Иеромонах Иосиф (Королёв), Малахова Н. Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Альбом-путеводитель. М. 2011. 192с.

9. Ильин М. Монастыри московской Руси XVI века как оборонительные сооружения // Исторический журнал, 1944. № 7-8. С.75-81.

10. Кадлубовский А. П. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным // Сб. Историко-филологического общества при институте князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. 2. С. 98-149.

11. Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964. С. 141 — 152, 168 — 169.

12. Меркелова В.Н. ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ монастырь (краткий обзор исследований и реставрации 1955—1975 гг.) В кн.: Реставрация исследования памятников культуры. Выпуск II. М., 1982. С.185-197.

13. Монашество и монастыри в России XI-XX века. М.: Наука,2002. 784 с.

14. Николаев Е. В. По калужской земле. От Боровска до Козельска. 2-е изд. М.: «Искусство». 1970. С. 11-34.

15. Нуреев Р. М. Особенности архитектуры Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Боровск. 2022 (https://www.youtube.com/watch?v=8DkmUjml_jY)

16. Официальный сайт монастыря (http://www.pafnuty-abbey.ru/)

17. Осипов В.И. Вкладчики Пафнутьев-Боровского монастыря в 17 в. (К истории родословной князей Репниных) // Боровский краевед. Вып.4. Боровск. 1992 / http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=3С

18. Сергейчук А. К вопросу об отоплении и вентиляции храмов допетровской Руси. http://rusiz.ru/2020/02/06/10592/

19. Уваровские чтения -III. «Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность». Муром. 2000. 250 с.

20. Vladimir d'Ar. Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы. Усадьба Большие Вязёмы. Часть 2. (https://vladimirdar.livejournal.com/425526.html)

21. Слепенькова Н.Н. Об особенностях архитектурной организации православных и инославных монастырей Беларуси. Уваровские чтения - III. С.65.

22.Лидов А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 15 - 17.

General and special in architecture of St. Pafnutiev Borovsky Monastery Nureev R.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the general patterns of development of monastic architectural complexes in Russia in the 16th-17th centuries. The 16th century was the period of the formation of the structure of the monastery complex, and the St. Pafnutiev Borovsky Monastery, founded in 1444, played a rather active role in this process. The architecture of the Orthodox monastery is revealed as a unity of diversity, like a "heavenly" Jerusalem on earth.

The stages of development of the monastery ensemble in general and the St. Pafnutiev Borovsky Monastery in particular are analyzed. Describing the features of the emergence of the main elements of the ensemble of the St. Pafnutiev Borovsky Monastery, the author shows the influence of this monastery on other monastic complexes. The features of the architecture of the cathedral, the refectory, the bell tower, fraternal buildings, walls and towers and other buildings of the monastery are revealed, acquisitions and losses are shown.

Keywords: architecture of Russian monasteries, Orthodox cathedral, monastery refectory, walls and towers of Russian monasteries

References

1. Alpatov M.V. General history of arts. In three volumes. T.3. M.1955. Ch. 9-10. pp.224-278.

2. Antipov A. A. Living roots of Russia. Borovsk, 1994.

3. Antipov A., Luzhnova N. The Nativity of the Virgin of the Holy Pafnutiev Borovsky Monastery. Century. Years. Events.History in the chronological table. Borovsk: "Noosphere". 2014. 52 p.

4. Architecture of Russian monasteries // Internet source https://vuzlit.ru/556628/arhitektura_russkih_monastyrey

5. General history of architecture in 12 volumes. T 6. M.1968. Ch.3,4. pp.13-155.

6. Denisov L. I. 1100 Orthodox monasteries of the Russian Empire. A complete list of male and female monasteries, bishops' houses and women's communities. M.: Tsentrpoligraf, 2019. 783 p.

7. Dobrov S. A. Pafnutiev-Borovsky Monastery as a historical and cultural center of Russia in the 15th-19th centuries. Uvarov readings -III. "Russian Orthodox Monastery as a Cultural Phenomenon: History and Modernity". Moore. 2000. S.178-182.

8. Hieromonk Joseph (Korolev), Malakhova N. The Nativity of the Virgin of St. Pafnutiev Borovsky Monastery. Album guide. M. 2011. 192s.

9. Ilyin M. Monasteries of Moscow Russia of the 16th century as defensive structures // Historical Journal, 1944. No. 7-8. pp.75-81.

10. Kadlubovsky A.P. The life of the Monk Pafnutiy Borovsky, written by Vassian Sanin // Sat. Historical and Philological Society at the Institute of Prince Bezborodko in Nizhyn. Nezhin, 1899. V. 2. S. 98-149.

11. Kostochkin V.V. Sovereign Master Fedor Horse. M., 1964. S. 141 - 152, 168 - 169.

12. Merkelova V.N. PAFNUTIEV-BOROVSKY Monastery (a brief review of research and restoration in 1955-1975) In the book: Restoration of the study of cultural monuments. Issue II. M., 1982. S.185-197.

13. Monasticism and monasteries in Russia XI-XX centuries. M.: Nauka, 2002. 784 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Nikolaev E. V. On the Kaluga land. From Borovsk to Kozelsk. 2nd ed. M.: "Art". 1970. S. 11-34.

15. Nureev R. M. Features of the architecture of St. Pafnutiev Borovsky Monastery. Borovsk. 2022 (https://www.youtube.com/watch?v=8DkmUjml_jY)

16. The official website of the monastery (http://www.pafnuty-abbey.ru/)

17. Osipov V.I. Contributors of the Pafnutiev-Borovsky Monastery in the 17th century. (On the history of the genealogy of the princes Repnin) // Borovsky local historian. Issue 4. Borovsk. 1992 / http://www.borovskold.ru/con-tent.php?page=qdbneujl_rus&id=3C

18. Sergeichuk A. On the issue of heating and ventilation of the temples of pre-Petrine Russia. http://rusiz.ru/2020/02/06/10592/

19. Uvarov readings -III. "Russian Orthodox Monastery as a Cultural Phenomenon: History and Modernity". Moore. 2000. 250 p.

20. Vladimir d'Ar. Church of the Transfiguration in the village of Bolshie Vyazyomy. Manor Bolshie Vyazyomy. Part 2. (https://vladimirdar.livejournal.com/425526.html)

21. Slepenkova N.N. On the features of the architectural organization of Orthodox and non-Orthodox monasteries in Belarus. Uvarov Readings - III. P.65.

22. Lidov A. M. The Image of Heavenly Jerusalem in Eastern Christian Iconography // Jerusalem in Russian Culture. M., 1994. S. 15 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.