КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Катаева И. В.
(Пятигорск)
УДК 008:001.89
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МОНАСТЫРСКИХ ПОДВОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ОСНОВАННЫХ В XIX И XX СТОЛЕТИЯХ
Монастыри, которые были построены в досоветское время, были важнейшими центрами духовной жизни России. Краснодарский край, территория которого при Российской империи называлась Черноморией, а после получила статус административно-территориальной единицы и именовалась Черноморской губернией, развивался благодаря казакам, нуждавшимся в церквях и монастырских обителях. Советский период для России стал временем, когда религия перестала занимать важное место в жизни большинства людей, населяющих страну. Краснодарские монастырские обители были закрыты, их имущество было конфисковано для нужд советского государства. В постсоветское время закрытые монастыри получили возможность возродиться и снова начать свою духовную работу. Помимо этого, в Краснодарском крае стали создаваться новые монастырские обители. В данной статье приводится сравнительно-исторический анализ состояний монастырей Краснодарского края, которые были основаны в досоветское и постсоветское времена.
Ключевые слова: Краснодарский край, Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь, Марие-Магдалинский женский монастырь, мужской монастырь «Крестовая пустынь», Апшеронский женский монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена».
The monasteries that were built duringpre-Soviet times were the most important centers of Russia spiritual life. The Krasnodar Krai, whose territory during the Russian Empire had been called the Black Sea Region, and then received the status of an administrative-territorial unit and was called the Black Sea Governorate, developed by the Cossacks, who needed churches and monastic cloisters. For Russia, the Soviet period became a time when religion ceased to occupy an important place in the lives of most people, that inhabiting the country. Krasnodar monastic cloisters were closed, their property was confiscated for the needs of the Soviet state. In the postSoviet era, closed monasteries were given the opportunity to revive and begin their ecclesiastical work again. In addition, new monastic cloisters began to be created in the Krasnodar Territory. This article provides a comparative-historical analysis of the Krasnodar Territory monasteries' condition, which were founded in pre-Soviet and post-Soviet times.
Keywords: Krasnodar Territory, the Yekaterino-Lebyazhsky Nikolaevsky Monastery, the Mary Magdalinsky Nunnery, the male Monastery «Cross Hermitage», Apsheronsk Nunnery of the Icon of the Mother of God «Unbreakable Wall».
DOI: 10.24888/2410-4205-2022-32-3-102-110
С идеалистической точки зрения «духовность страны» напрямую связана с населяющим её территорию народом, несущим в себе некий стержень, который словно маяк, прорезающий светлым лучом мрак ночи, ориентирует людские потоки жителей этой страны в море событий, крушащих и топящих всё в пучине своих вод или подталкивающих это «всё» на своих волнах к тихой и безмятежной
гавани. В этой парадигме храмы или целые храмовые ансамбли представляют по своей сути объекты, в стенах которых эта духовность взращивается для последующего её распространения среди широких масс, считающих себя верующими и относящими себя к той или иной религии.
Православное храмостроительство в России имеет длинную историю и уходит корнями ещё во времена Крещения Руси. Духовные традиции России непрестанно крепли и развивались, становились всё более и более многогранными, но в XX столетии этим ставшим привычным для российской культуры вероисповедательным традициям пришлось на время уйти в забвение, так как на смену идеалистической парадигме мироощущения жителей России пришла материалистическая модель восприятия мира советских граждан. Сравнительно небольшой период существования Советского Союза стал водоразделом двух временных этапов, в рамках одного из которых (до СССР) метафизическая суть православной веры была закреплена и развита в России, а в рамках другого (после распада СССР) сущность православия как элемента культурно-духовного института страны находится в процессе реставрации и возрождения. Советский Союз боролся не столько с духовностью или с верой в высшие силы, сколько с религиозными институтами, которые противоречили идеологии образованного социалистического государства. Разумеется, в период борьбы с религиозностью пострадали и многие храмовые сооружения, которые не могли получить от советских граждан ни материальной поддержки, ни морально-духовной заинтересованности в необходимости продолжения своего существования. После распада СССР существующие храмовые комплексы, находящиеся в запустении, снова начали функционировать. Кроме того, стали возводиться и новые религиозные объекты. В данной статье предлагается на примере краснодарских храмовых комплексов рассмотреть и сравнить современное положение дел в монастырских подворьях, возникших до СССР, и новых монастырях, которые появились после распада Советского Союза.
В качестве объектов, необходимых для сравнения, возьмём четыре монастыря, а именно: Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь (также Черноморская Николаевская пустынь), Марие-Магдалинский женский монастырь, мужской монастырь «Крестовая пустынь», Апшеронский женский монастырь иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена». Первые два из предлагаемых для рассмотрения монастырских подворий были заложены до СССР, ещё в XVIII веке (Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь был основан в 1794 г.) и XIX столетии, а последние два - уже в начале XXI века.
Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь был основан запорожскими казаками на берегу Лебяжьего лимана и «заменил собой для казаков древний Межигорский монастырь.. .существовавший в продолжении 7 веков, (который) был закрыт в 1786 г., вслед за тем, как уничтожена была Запорожская Сечь» [1]. Межигорский монастырь, находившийся около села Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области, сгорел, а затем по приказу императрицы Екатерины II был упразднён в процессе секуляризации церковного имущества. За 7 столетий своего существования Межигорский монастырь превратился в главный казачий войсковой монастырь Запорожья, и поэтому после его упразднения возводившийся «на смену» ему Екатерино-Лебяжский монастырь стал не только новых духовным центром для страждущих, но и приемником казачьих традиций. Строительство Екате-рино-Лебяжского монастыря являлось как важным условием для духовной жизни казаков на отвоеванных и заселяемых землях Кубани, так и необходимым условием для хозяйственного освоения данной, присоединённой к Российской империи территории. Стоит отметить также тот факт, что немалое количество пожилых казаков на склоне лет становились монахами, «удаляясь на покой и покаяние» [1, с. 5]. Иными словами, Екатерино-Лебяжский монастырь с самого начала закладывался и как духовный центр, и как стратегически важный хозяйственный объект, находящийся в подчинении российской армии, которая при помощи казачьих воинских формирований охраняла новообразованные границы империи.
С начала своего существования и вплоть до 1920 г., ставший датой закрытия Екате-рино-Лебяжского монастыря и появления на её территории недолго просуществовавшей коммуны «Набат», данное воинское монастырское подворье неоднократно подвергалось тяжелым испытаниям, вызванными и голодом (1833 г.), и цингой (1843 г.), и холерой (1847 г.), и даже чумой (1876 г.) [2]. Тем не менее, Екатерино-Лебяжский монастырь, заложенный с согласия императрицы как пустынь (незаселённое людьми территория), выдерживал все эти беды, разрастался и преобразовывался, постепенно перестраивая свои деревянные сооружения с камышовыми крышами для проведения религиозных обрядов в массивные кирпичные монастырские объекты. «В первой трети XIX века пустынь имела около десяти тысяч десятин земли», монастырь владел пашнями, садами, огородами, виноградниками, а также имел «три мельницы, два рыбных завода и мастерские» [3]. Кроме того, хозяйственными видами деятельности, которыми занимались монахи, были пчеловодство, овцеводство и коневодство. Через лиман от Екатерино-Лебяжского монастыря находилась Киновия с построенной на её территории церковью «Во имя Всех Святых», а также небольшие постройки хозяйственного типа и кирпичный заводик.
Во времена Советского Союза на территории закрывшегося монастыря с 1928 г. функционировал птицеводческий совхоз «Лебяжий Остров», который имел собственный «инкубатор, кормокухню, 3 мехмастерские, автогараж, плотницкую мастерскую, водонапорную башню, птичники, а также склады для хранения кормов, яйца и других товаромате-риальных ценностей» [4]. Кроме того, совхоз выращивал «ячмень, пшеницу, сахарную, кормовую свеклу и люцерну» [4]. Иными словами, после распада СССР на землях закрывшегося Екатерино-Лебяжского монастырского подворья больше не осталось следов от храмового комплекса. Единственным напоминанием о существовавшем ранее на Лебяжьем острове монастыре является водонапорная башня, построенная ещё в 1909 г.
В 2011 году началось восстановление Екатерино-Лебяжского монастыря, которое длится и по сей день. В 2018 г. на территории возрождающегося монастыря был заложен храм в честь святителя Николая Чудотворца, строительство которого ведётся уже 4 года. Кроме того, при Екатерино-Лебяжском монастыре строится часовня в честь святителя Спи-ридона Тримифунтского (строительные работы проходят в 3-х км от поворота с трассы Краснодар-Ейск в сторону монастыря). Учитывая скорость работ по возрождению Екатери-но-Лебяжского монастыря, можно отметить, что восстановление подворья ведётся достаточно скромными темпами: за десять лет было лишь начато и до сих пор не закончено строительство православного храма, сама монашеская братия в настоящее время живёт и проводит службы в бывшем здании ДК ЗАО «Лебяжье-Чепигинское».
История Екатерино-Лебяжского монастыря не сильно отличается от истории другого краснодарского монастырского подворья, которое располагалось в XIX - начале XX столетия между станицами Тимашевской и Роговской, а в настоящее время находится непосредственно в станице Роговская. Данный монастырь является женским и назван в честь святой Марии Магдалины. Храмовый комплекс строился в стороне от людских поселений, поэтому считался пустынью. Годом его основания принято считать 22 сентября 1849 г. [5].
Основание Марие-Магдалинского женского монастыря связывают с именами генерал-лейтенанта и исполняющего обязанности наказного атамана Черноморского казачьего войска Григория Антоновича Рапшиля и его близкой родственницы Ладанского Полтавского монастыря Митрофании, которые видели необходимость создания женской монастырской обители на территории Черномории (территории будущей Черноморской губернии, просуществовавшей с 1896 г. по 1918 г.), которая была бы первой в своём роде на кубанской земле. Иными словами, Мария-Магдалинский монастырь - это первая на территории современного Краснодарского края (ранее Черномории) войсковая женская обитель.
Изначально для «устроения обители» было отведено место «на реке Керпили между станицами Тимашевской и Роговской, в форме полуострова и с присоединением к нему
участка земли в 171 десятину для хлебопашества, сенокоса и других хозяйственных потреб монастырских»; для монастыря были предоставлены 35 квадратных десятин для рыбной ловли [6, с. 788]. В течении 70 лет после своего основания обитель расширяла своё подворье: внутри неё был построен трёхпрестольный Вознесенский Собор (первый престол освящён во имя Св. Димитрия Ростовского в 1834г.), перевезена деревянная церковь (в 1849 г.) из станицы Старокорсунская, воздвигнут обительный храм (1860 г.) «в честь небесной покровительницы монастыря - Святой Равноапостольной Марии Магдалины, с примыкающим к нему настоятельским корпусом». К 1870 г. в монастырской обители были выстроены уже 22 каменных строений с железными крышами. В 1905 году в финансовом отчёте духовной консистории от 29 августа по состоянию дел в Марие-Магдалинском женском монастыре записано следующее: «Имеет: «500 десятин всей земли, 10 десятин под усадьбой, 30 десятин выгона. Удобной 200 десятин и неудобной 20 десятин. Пахотной 100 десятин, сенокосы 110 десятин; под лесом, рекою и прудом 30 десятин. Один мост, одна гать, почва черноземная. Дополнительная земля в ст. Должанской, Ейском отделении 340 десятин. Число жителей: женского пола 500, детей - 80. 14 корпусов, 5 зданий общественных. 2 церкви деревянные и один собор каменный. Одна школа, отделение Кубанского женского исправительного приюта. Кирпичный завод для собственной надобности, 2 лавки (бакалейная и книжная). 2 странно-приемные гостиницы. Питание экономское: сад, огород, ловля рыбы, все выращенное для монастырских нужд, вода колодезная» [5].
В июне 1920 г. Марие-Магдалинский женский монастырь на время прекратил своё существование: монахини были выселены из келий, а церковная утварь, сельскохозяйственный инвентарь и предметы быта монастыря были уничтожены или разворованы. Большинство монахинь были «взяты на учет и отправлены» на рыбные промыслы в город Петровск-порт (Махачкалу) [7]. На территории обители местными жителями (в количестве 20 семейств) была образована коммуна «Всемирная Дружба», во владение которой, помимо земель, отошли принадлежащие ранее обители «пасека, кирпичный завод и три ветряные мельницы» [8]. Всего в коммуне проживало 203 человека. Некоторое время приходская община села проводила богослужения в Вознесенском соборе, но совет коммуны 9 января 1922 года решил, что для коммунаров будет комфортнее, если в соборе прекратятся религиозные обряды, аргументируя это тем, что богослужения отражаются на «психологии коммунаров», которые «начинают уже посматривать в сторону веры» [7, с. 90].
В 1927 г. коммуна «Всемирная Дружба» была признана одним из лучших хозяйств в РСФСР. Коммуна просуществовала 18 лет и за время своего существования смогла восстановить и приумножить хозяйство бывшего монастыря: коммуна занималась семеноводческим полеводством, огородничеством, животноводством и птицеводством, а также имела мастерские, занимающиеся слесарным, кузнечным, столярным, сапожным, переплетным делами. Коммуна располагала собственным кожзаводом, занималось молочным и кирпичным производством, а на её территории находились «прачечная, столовая, кинотеатр, радиоузел, больница, детсад, школа, клуб» [9]. После расформирования «Всемирной Дружбы» на территории уже бывшей коммуны, а до этого монастырской обители, в 1936 г. был образован колхоз им. Дмитриева. В 90-е гг. прошлого столетия, после распада СССР на территории колхоза им. Дмитриева было образовано ЗАО Семеноводческая агрофирма «Русь» (зарегистрировано 15 сентября 1992 г.).
За время существования Советского Союза храмовый комплекс закрывшегося Ма-рие-Магдалинского монастыря был полностью уничтожен. В связи с тем, что территория разрушенной обители отошла новым владельцам, в частности фермерам, Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении монастыря в 7 км от его исторически изначального местоположения - в станице Роговской. В 1997 г. в новоотстраиваемом монастыре начали проводится службы [10]. На территории нового монастырского подворья размером в три гектара теперь располагаются церковь Марии Магдалины, церковь Покрова Пресвятой Бо-
городицы, келейный корпус, художественная мастерская и трапезная. Кроме того, на территории подворья располагаются фруктовый сад и огород. Церковь Марии Магдалины является домовым храмом, который представляет из себя небольшое шатровое сооружение в один четверик, выполненное из природного камня. Крест церкви установлен на каменном глухом барабане. Храм Покрова Пресвятой Богородицы - это главный храм современного Марие-Магдалинского женского монастыря, являющейся одноэтажным сооружением с колокольней и алтарной частью. Храм имеет 5 главок голубого цвета, стоящие на барабанах. Его колокольня пристроена к основному объёму храма и имеет шатровую крышу зелёного цвета с небольшой маковкой на ней.
И Марие-Магдалинский женский монастырь, и Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь были созданы до Советского Союза, при СССР разрушены, при этом первая из названых обителей была возрождена на новом месте с нуля и имеет немного абстрактное отношение к своему прошлому, а второй храмовый комплекс восстанавливается практически на собственном исторически обоснованном «фундаменте». Иное положение дел наблюдается в новых монастырях Краснодарского края, созданных уже в XXI столетии.
Мужской монастырь «Крестовая пустынь» был заложен 7 марта 2000 г. на территории посёлка Нижний Солохаул в верховьях р. Шахе недалеко от г. Сочи. По дороге в монастырь построена в неовизантийском стиле часовня во имя Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица», которая находится в монастыре «Крестовая пустынь» По задумке сочинского архитектора Бориса Бабакова «Крестовая пустынь» выполнена в стиле афонских монастырей. «На Афоне такой монастырь называется «келией», в котором объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские келии и трапезная» [11]. Второй этаж монастыря имеет домовую церковь, названную по имени Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Монастырская обитель выполняет не только религиозные функции, которые, разумеется, являются основными, но и также несёт в себе межкультурные смыслы, так как олицетворяет собой «сербско-русское духовное единение и дружбу». Об этом прихожанам напоминают мраморные плиты, заложенные в колонны храм обители, на которых высечены надписи на русском и сербском языках. Сам же храмовый комплекс монастыря был выстроен сербской строительной фирмой «Путеви», которая не только занималась созданием обители, но и жертвовала средства для «Крестовой пустыни». На территории монастыря расположен святой источник, названный в честь великомученика и целителя Пантелеймона. Источник оборудован двумя купелями, рядом есть раздевалка. И монастырь «Крестовая пустынь», и его святой источник визуально не выбиваются из общего естественного пейзажа: забор вокруг монастыря, дорожки до источника, купели выложены из природного камня; сам же монастырь выполнен в теплых оранжевых тонах, его крыша имеет покрытие из красно-коричневой металлочерепицы, а колокольня, имеющая золотые маковку и крест на ней, имеет шатровую крышу чёрного цвета.
Другой монастырь, построенный в нашем веке на территории Краснодарского края, находится в г. Апшеронск и назван в честь иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена». Монастырь был основан в 2002 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви. В том же году был заложен первый храм монастырской обители - церковь Ильи Пророка, которая в 2004 г. была освящена. На сегодняшний день это кирпичное двухэтажное, четырёхугольное сооружение с завершённым круглым световым барабаном, который покрыт шлемовидным красным куполом. С западной стороны здание соединено с сестринским корпусом, а с его южной стороны имеются надвратные башни [12]. В 2006 г. в обители был заложен первый камень будущего собора Иконы Божьей Матери Нерушимая Стена, строительство которого было полностью завершено в 2014 г. освящением небольшого придела во имя Николая Чудотворца. Собор является трёхпрестольным, трёхапсидным двухэтажным зданием с одной главой, которая стоит на «высоком четверике с трёхчастным завершением - восьмерик на восьмерике» [13]. Фасад белоснежного собора украшен упро-
щёнными наличниками, полукруглыми сандриками, лопатками и уступчатыми карнизами. Рядом с собором возведена отдельно стоящая колокольня, имеющая высоту 39 метров.
Помимо собора и церкви на территории монастыря построены две часовни: одна названа в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», вторая - в честь священно-мученика Исидора Юрьевского. Обе часовни построены в 2010 г. Часовня Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» является надкладезным каменным сооружением, имеющим со всех четырёх сторон фрески с изображением Богородицы. Часовня расположена в центре обители. Часовня Исидора Юрьевского является сооружением с шатровым завершением. Она построена над вторыми грузовыми вратами в монастырскую обитель. На её фасаде располагается фреска с изображением Святой Троицы в виде стоящих Ангелов.
На территории монастыря Иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена» также расположен детский приют, к зданию которого пристроена домовая Марфо-Мариинская церковь с детским клиросом.
В настоящее время все проекты, задуманные на территории монастыря Иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена» воплощены в жизнь. Монастырь окружён белокаменными стенами, а его подворье украшено высаженными вдоль внутренних дорожек, вымощенных плиткой, и тропинок обители цветниками и деревьями, среди которых в большинстве своём - это берёзы и ели.
Мужской монастырь «Крестовая пустынь» и женский монастырь Иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена» - это показательные примеры того, насколько успешно и быстро строятся новые монастырские обители в современной России, в которой больше не проводится советская антирелигиозная политика. По своим территориальным масштабам приведённые в качестве примеров краснодарские монастырские подворья, появившиеся в XXI столетии, уступают земельным владениям монастырских обителей, строившимся при Российской империи. Тем не менее, восстанавливаемые монастыри, разрушенные в советскую эпоху, не могут более похвастаться своими обширными землевладениями или прочим имуществом в виде мастерских и фабрик, находящихся под их управлением. Екатерино-Лебяжский мужской монастырь в отличии от нововозведённых монастырских храмовых комплексов Краснодарского края до сих пор не отстроил на своей территории храм для богослужений, а Марие-Магдалинский женский монастырь был восстановлен за счёт того, что его пришлось перенести на другое место, и поэтому он с формальной точки зрения является не восстановленным монастырём, а новым, но с названием, унаследованным от прежней обители. Таким образом, выходит, что Марие-Магдалинский женский монастырь не сильно отличается по своей сути от женского монастыря Иконы Божьей Матери «Нерушимая Стена», так как их архитектурные ансамбли являются современниками друг друга.
В качестве результата проведённого в данной статье сравнительного анализа монастырей Краснодарского края, стоит обратить внимание на ряд выявленных фактов, а именно:
1) существующие монастыри, как и в дореволюционную эпоху России, занимают важное место в жизни верующих, и данный тезис подтверждается тем, что монастырские обители досоветского времени восстанавливаются, а новые монастырские подворья открываются и развиваются;
2) процессы восстановления и развития монастырских храмовых комплексов досоветского времени и процесс развития новых монастырских подворий постсоветского времени в Краснодарском крае на сегодняшний день отличаются тем, что новые монастыри более успешно и в более скором темпе выполняют проектные задачи по сооружению на своих территориях ансамблей из соборов, церквей, часовен и прочих религиозных сооружений.
Советский период времени разделил религиозно-обрядовую жизнь России на два временных этапа, подорвав материальное существование храмовых комплексов с помощью
пропаганды среди советского населения материалистического мировоззрения, стоящего в оппозиции к идеалистическому восприятию действительности. В настоящее время процесс реставрации религии, как социального института страны, идёт полным ходом, и монастырские обители, как новые, так и старые, развиваются по мере того, насколько они необходимы для тех, кто в них нуждается.
Список источников и литературы
1. Филарет (Гумилевский, Д. Г.). (1856). Черноморская Николаевская пустынь при Лебяжьем лимане. Изд.: Рус. библиогр. словарь Фабер-Цявловский, с. 81.
2. Русская православная церковь (Московский патриархат). Кубанская митрополия. Официальный сайт Ейской епархии // Екатерино-Лебяжская пустынь. История монастыря. URL:http://old.eisk-eparh.ru/blagochiniya/ekaterino- lebyazhskaya- nikolaevskaya- pustyn/ isto-riya-monastyrya.html (дата обращения 29.09.2021).
3. Монастырский Вестник. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской православной церкви // Екатерино-Лебяжский Николаевский мужской монастырь, п. Лебяжий Остров. URL: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/ekaterino- lebyazhskiy-nikolaevskiy-muzhskoy-monastyr-p-lebyazhiy-ostrov-/ (дата обращения 29.09.2021).
4. Архивный путеводитель. Фонд № Р-13. Птицесовхоз "Лебяжий Остров" Брюховец-кого района. 1943-1988 гг. URL: https://alertino.com/ru/337993 (дата обращения 28.09.2021).
5. Марие-Магдалинский женский монастырь // Летопись монастыря. URL: http://mironositsa.ru/letopis_monastyrya (дата обращения 28.09.2021).
6. Крыжановский, П. Н. (1902). Историческт Очеркъ женской во имя св. Марш Магдалины иноческой за 50 лптъ ея существоватя пустыни—съ 21 сентября 1849 по 21 сентября 1899 г.г. // Ставропольские епархиальные ведомости. № 13. С. 786-808.
7. Кияшко, Н. В. (2019). «Прикрываясь различными каноническими правилами, производят демонстративные поминовения Патриарха»: советская власть и православные монастыри на Юге РСФСР // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Выпуск VII: Материалы Межрегиональной научной конференции. С. 87-95.
8. Дюран, Доминик. (2010). Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России. Изд.: Европейский университет в Санкт-Петербурге. С. 44.
9. Cайт общественно-политической газеты Тимашевского района Краснодарского края ЗНАМЯ ТРУДА // Сто лет с любовью к родной земле. Днепровское сельское поселение. URL: https://zttim.ru/articles/11092/ (дата обращения 30.09.2021).
10. Кубанская Митрополия. Екатериноградская и Кубанская Епархия. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) // 170-летие Марие-Магдалинского монастыря. URL: https://mitropoliakuban.ru/170-letie-marie-magdalinskogo-monastyrja/ (дата обращения 30.09.2021).
11. Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря // О монастыре. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru/ (дата обращения 30.09.2021).
12. Святцы.орг // Ильинская церковь - Церковь Илии Пророка в Апшеронском монастыре Иконы Божией Матери Нерушимая Стена, Апше-ронск. URL: https://svyatsy.org/churches/krasnodarskiy_kray/apsheronskiy_rayon/apsheronsk/cer kov_ilii_proroka_v_apsheronskom_monastyre_ikony_bozhiey_materi_nerushimaya_stena/ (дата обращения 30.09.2021).
13. Храмы России // Собор Иконы Божией Матери Нерушимая Стена в Апшеронском монастыре Иконы Божией Матери Нерушимая Стена. URL: http://temples.ru/card.php?ro=22973 (дата обращения 30.09.2021).
References
1. Filaret (Gumilevskij, D. G.). (1856). Chernomorskaya Nikolaevskaya pustyn' pri Le-byazh'em limane. [Chernomorskaya Nikolaevskaya hermitage at the Lebyazhy estuary]. Izd. Rus. bibliogr. slovar' Faber-Cyavlovskij, 81. (in Russian).
2. Russkaya pravoslavnaya cerkov' (Moskovskij patriarhat). Kubanskaya mitropoliya. Oficial'nyj sajt Ejskoj eparhii [The Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate). The Kuban Metropolia. The official website of the Yeisk Diocese] in Ekaterino-Lebyazhskaya pustyn'. Isto-riya monastyrya. URL: http://old.eisk-eparh.ru/blagochiniya/ekaterino-lebyazhskaya-nikolaevskaya-pustyn/istoriya-monastyrya.html (date accessed 29.09.2021). (in Russian).
3. Monastyrskij Vestnik. Sinodal'nyj otdel po monastyryam i monashestvu Russkoj pra-voslavnoj cerkvi [Monastic Bulletin. Synodal Department for Monasteries and Monasticism of the Russian Orthodox Church] in Ekaterino-Lebyazhskij Nikolaevskij muzhskoj monastyr', p. Le-byazhij Ostrov. URL: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/ekaterino-lebyazhskiy-nikolaevskiy-muzhskoy-monastyr-p-lebyazhiy-ostrov-/ (date accessed 29.09.2021). (in Russian).
4. Arhivnyj putevoditel'. Fond № R-13. Pticesovhoz "Lebyazhij Ostrov" Bryuhoveckogo rajona. 1943-1988 gg. [Archival guide. Fund number R-13. The Lebyazhy Ostrov poultry farm of the Bryukhovets district. 1943-1988]. URL: https://alertino.com/ru/337993 (date accessed 28.09.2021). (in Russian).
5. Marie-Magdalinskij zhenskij monastyr' [Mary Magdalene Convent] in Letopis' monas-tyrya [Chronicle of the monastery]. URL: http://mironositsa.ru/letopis_monastyrya (date accessed 28.09.2021). (in Russian).
6. Kryzhanovskij, P. N. (1902). Istoricheskij Ocherk" zhenskoj vo imya sv. Marii Magda-liny inocheskoj za 50 lnt" eya sushchestvovaniya pustynis" 21 sentyabrya 1849 po 21 sentyabrya 1899 gg. [Historical artical about the Mary Magdalinsky Nunnery for 50 years of the hermitage existence — from September 21, 1849 to September 21, 1899] in Stavropol'skie eparhial'nye ve-domosti, 13, 786-808. (in Russian).
7. Kiyashko, N. V. (2019). «Prikryvayas' razlichnymi kanonicheskimi pravilami, proiz-vodyat demonstrativnye pominoveniya Patriarha»: sovetskaya vlast' i pravoslavnye monastyri na yuge RSFSR ["Under the guise of various canonical rules, they make demonstrative commemorations of the Patriarch": Soviet power and Orthodox monasteries in the South of the RSFSR] in Otradnenskie istoriko-kraevedcheskie chteniya, vypusk VII: Materialy Mezhregional'noj nauchnoj konferencii, 87-95. (in Russian).
8. Dyuran, Dominik. (2010). Kommunizm svoimi rukami. Obraz agrarnyh kommun v So-vetskoj Rossii. [To make communism with your own hands. The image of agricultural communes in Soviet Russia.]. Izd.: Evropejskij universitet v Sankt-Peterburge. (in Russian).
9. Cajt obshchestvenno-politicheskoj gazety Timashevskogo rajona Krasnodarskogo kraya ZNAMYA TRUDA [Website of the socio-political newspaper of the Timashevsky district of Krasnodar Krai BANNER OF LABOR] in Sto let s lyubov'yu k rodnoj zemle. Dneprovskoe sel'skoe poselenie. URL: https://zttim.ru/articles/11092/ (date accessed 30.09.2021). (in Russian).
10. Kubanskaya Mitropoliya. Ekaterinogradskaya i Kubanskaya Eparhiya. Russkaya Pra-voslavnaya Cerkov' (Moskovskij Patriarhat) [The Kuban Metropolia. Ekaterinodar and Kuban Diocese. Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)] in 170-letie Marie-Magdalinskogo monastyrya. URL: https://mitropoliakuban.ru/170-letie-marie-magdalinskogo-monastyrja/ (date accessed 30.09.2021). (in Russian).
11. Muzhskoj monastyr' "Krestovaya Pustyn'", poselok Soloh-Aul. Oficial'nyj sajt monastyrya [The monastery "Krestovaya Pustyn", the village of Solokh-Aul. The official website of the monastery] in O monastyre. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru/ (date accessed 30.09.2021). (in Russian).
12. Svyatcy.org in Il'inskaya cerkov' - Cerkov' Ilii Proroka v Apsheronskom monastyre Ikony Bozhiej Materi Nerushimaya Stena, Apsheronsk. URL: https://svyatsy.org/churches/krasnodarskiy_kray/apsheronskiy_rayon/apsheronsk/cerkov_ilii_pror oka_v_apsheronskom_monastyre_ikony_bozhiey_materi_nerushimaya_stena/ (date accessed 30.09.2021). (in Russian).
13. Hramy Rossii [Temples of Russia] in Sobor Ikony Bozhiej Materi Nerushimaya Stena v Apsheronskom monastyre Ikony Bozhiej Materi Nerushimaya Stena. URL: http://temples.ru/card.php?ro=22973 (date accessed 30.09.2021). (in Russian).