Научная статья на тему '«ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБИТЕЛЕЙ (2-Я ПОЛОВИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)»'

«ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБИТЕЛЕЙ (2-Я ПОЛОВИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРЬ / ОБИТЕЛЬ / ПУСТЫНЬ / КАЗАКИ / ГОРЦЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ПРИЗРЕНИЕ / БОГАДЕЛЬНЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садовьюк Александр Николаевич

В данной статье рассматривается проблема деятельности монастырей на Кубани (вторая половина XIX - начало XX в.). В основе лежит анализ просветительства и благотворительности кубанских обителей. Затрагиваются вопросы численности монастырей, их влияния на освоение южных пределов Российской империи, способствование примирению казаков и горцев. Исследование деятельности православных обителей на Кубани в обозначенных хронологических границах позволило выявить их ценность в развитии и освоении региона, раскрыть влияние на духовно-нравственное состояние людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND CHARITY ACTIVITIES OF THE KUBAN ORTHODOX MONASTARIES (IN 2ND HALF OF THE XIXTH - BEGINING OF THE XX CENTURIES)

This article examines the problem of the activities of monasteries of Kuban monasteries in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries. The research is based on the studies of Kuban monasteries and their educational and charity activities. The issues of the number of monasteries and their influence on the development of the Southern part of Russian Empire, prompting the reconciliation of the Cossacks and the natives, are touched upon. Evaluation of Orthodox monasteries activities in Kuban within the designated time period made it possible to understand their importance for the growth and development of the region and to show their influence on the spiritual and moral state of people.

Текст научной работы на тему ««ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБИТЕЛЕЙ (2-Я ПОЛОВИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)»»

с

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк «Просветительская и благотворительная деятельность кубанских православных обителей (2-я половина XIX - начало XX в.)

УДК 271

-х-———

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБИТЕЛЕЙ (2-Я ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк,

магистрант Омской духовной семинарии, настоятель храма Михаила Архангела и чуда его в Хонех,

г. Красноярск

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема деятельности монастырей на Кубани (вторая половина XIX - начало XX в.). В основе лежит анализ просветительства и благотворительности кубанских обителей. Затрагиваются вопросы численности монастырей, их влияния на освоение южных пределов Российской империи, способствование примирению казаков и горцев. Исследование деятельности православных обителей на Кубани в обозначенных хронологических границах позволило выявить их ценность в развитии и освоении региона, раскрыть влияние на духовно-нравственное состояние людей. Ключевые слова: монастырь, обитель, пустынь, казаки, горцы, благотворительность, просветительство, церковно-приходская школа, призрение, богадельня.

EDUCATIONAL AND CHARITY ACTIVITIES OF THE KUBAN ORTHODOX MONASTARIES (IN 2ND HALF OF THE XIXTH - BEGINING OF THE XX CENTURIES)

Priest Alexander Nikolaevich Sadovyuk,

master's student Omsk Theological Seminary Senior priest of the temple of The Miracle of the Archangel Michael at Chonae, Krasnoyarsk

Abstract: This article examines the problem of the activities of monasteries of Kuban monasteries in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries. The research is based on the studies of Kuban monasteries and their educational and charity activities.

The issues of the number of monasteries and their influence on the development of the Southern part of Russian Empire, prompting the reconciliation of the Cossacks and the natives, are touched upon. Evaluation of Orthodox monasteries activities in Kuban within the designated time period made it possible to understand their importance for the growth and development of the region and to show their influence on the spiritual and moral state of people.

Keywords: monastery, abode, hermitage, Cossacks, natives, ^anty, Education, Parish School, Charity, Almshouse.

I

ющьсс

|ЮН

11 ерковь занималась благотворительностью со своего зарождения. В Православной энциклопедии слово «благотворительность» объясняется как .добровольное служение разного рода тому, кому необходима поддержка, помощьсоветом и трудом, деньгами или имуществом нуждающимся [12, с. 325]. Основной чертой благотворительности является свободный выбор формы, места, времени и содержания помощи.

№ 1 (10), 2021

В Новом Завете к благотворительности нас призывает Господь. Он говорит, что, чтобы стать совершенным, нужно отказаться от своего имущества в пользу нищих, не собирать сокровища в земной жизни, но готовить их в жизни небесной и следовать за Ним. О том, что уже в первых общинах христиан существовала благотворительность, мы узнаем из посланий Апостола Павла. Святые Отцы Церкви как ученики Христа активно призывали народ к милостыне, объясняя её значение в христианской жизни.

Милостыня и призрение нищих были самыми распространенными видами благотворительности в Российской империи. Они являлись прерогативой христианской церкви в Х!-ХУ!! вв. При многих приходах были созданы «убогие» дома и богадельни, которые содержались за счет храмов.

Одним из важных аспектов социальной практики в России была деятельность русских православных монастырей. Они активно развивали благотворительность в епархиях, к которым принадлежали. Можно выделить две основные формы монастырской благотворительности. Первая форма деятельности связана с функционированием больниц и богаделен при монастырях. Вторая - сбор пожертвований и использование их на различные благотворительные нужды.

На 1887 г. в Российской империи существовало 671 обитель, из них 469 мужских и 202 женские. Монастыри содержали 66 приютов для стариков и 93 больницы. Хотя женских монастырей было меньше, но более половины благотворительных учреждений приходилось именно на них [18].

Социальная деятельность «богоугодных учреждений» была направлена на оказание помощи инвалидам, тяжелобольным, сиротам. Монастыри выполняли функцию призрения, играя социально значимую роль в государстве. Открытие богаделен, с одной стороны, поощрялось государством, с другой - ограничивалось законодательно. Святейший Синод запрещал укрывать в обителях неизвестных людей и бродяг, которые при себе не имели подтверждающих их статус документов. О подтверждении запрета принимать «приходящих в монастыри для богомолья без письменных видов» говорится в указе «О непозволении в других монастырях и других местах Духовнаго ведомства проживать людям неизвестным и узаконенных видов о себе не имеющим» от 1833 г. [9, с. 46].

Устав Духовных Консисторий от 1841 г. предусматривал попечительство епархиального начальства преимущественно над сиротами «семейств духовного звания» и разрешал по распоряжению опекунов определять сирот духовенства «в монастырь для воспитания и наставления» [10, с. 232].

Активная позиция монастырских обителей относительно благотворительной деятельности берет начало с преподобного Феодосия Печерского. В Киево-Печер-ской лавре он благословил отчислять на бедняков десятую долю от дохода пустыни. В монастыре в отдельном дворе проживали нищие, увечные и страждущие. А еженедельно, в субботу, в тюрьмы увозили воз с хлебом.

Можно выделить несколько типов направлений пожертвований в зависимости от объекта благотворительности. Одно из направлений деятельности монастырей связано со сбором средств на восстановление и сооружение церквей. Второе направление монастырских сборов было связано с осуществлением благотворительной деятельности для общественных организаций (попечительства, братства) и учебных заведений. Нуждающимся духовного звания благотворительность осуществлялась в рамках епархиального попечительства.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк «Просветительская и благотворительная деятельность кубанских православных обителей (2-я половина XIX - начало XX в.)

Благотворительная деятельность монастырей в конце XIX в. законодательно регламентируется церковно-государственными властями. Существовали ежегодные благотворительные пожертвования в пользу духовных заведений и «кружечные сборы», направленные на помощь по нескольким направлениям: в пользу попечи-тельств и социально незащищенных категорий населения, на возведение и воссоздание храмов, а также для поддержки православных эмигрантов и миссионерских обществ [19].

Большинство монастырей на Кубани в конце XIX в. были «молодыми», большая их часть образовалась после Кавказской войны. Но все они старались активно заниматься благотворительностью, так как осознавали свое высокое предназначение. При двух монастыря были обустроены больницы. Практически в каждом кубанском монастыре для паломников был странноприимный дом.

К концу XIX - началу ХХ века на Кубани функционировали 9 обителей, из них 6 мужских (4 самостоятельные и 2 приписанные) с девятью подворьями и 3 женские [по подсчетам автора]:

- Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская Черноморская мужская пустынь в урочище Лебяжских лиманов у Азовского моря вблизи р. Бейсуг, образованная в 1794 г., с приписанной киновией;

- Черноморская Марие-Магдалинская женская пустынь в излучине р. Кирпи-ли между станицами Роговской и Тимашевской, образованная в 1848 г.;

- Закубанская Свято-Михайло-Афонская мужская пустынь в 48 километрах к юго-востоку от г. Майкопа на Северном склоне Кавказских гор, образованная в 1877 г.; с подворьями в г. Майкопе (1880 г.) и в г. Екатеринодаре (1895 г.);

- Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в ущелье Большого Зеленчука в ст. Зеленчукской, образованная в 1889 г., с приписанным Покровским мужским скитом, расположенным близ станицы Гулькевичи Владикавказской железной дороги, а также с пятью подворьями в г. Ставрополе, в ст. Зеленчукской, в ст. Баталпашинской, в ст. Невинномысской и х. Калиновском;

- Сектинский Спасо-Преображенский нештатный общежительный женский монастырь, расположенный в 75 километрах от города Баталпашинска, по берегу речки Теберды, у аула Сенты, образовавшийся в 1897 г. из общины Покрова Пресвятой Богородицы, действовавшей с 1892 г.;

- Кавказский Николаевский Миссионерский монастырь в Кубанской области, находящийся недалеко от станицы Кавказской, Кавказского отдела, на правом берегу реки Кубани, в местности «Провалы», образованный в 1894 г., с подворьями на хуторе Романовском и в г. Армавире (1896 г.);

- Покровская женская община недалеко от станицы Динской, в 35 верстах от г. Екатеринодара, образованная в 1899 г. (с 1904 года монастырь).

Возникновение мужской Черноморской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни было связано с необходимостью создания условий для престарелых, раненых воинов-казаков и калек Черноморского войска, участников войны с Турцией «воспользоваться спокойной в молитвах жизнью» [11, с. 333]. Казачий Екатерино-Ле-бяжский монастырь 125 лет был приютом и радостью жизни для престарелых и покалеченных воинов-казаков.

В Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни был построен странноприимный дом для больных и пожилых мужчин, предпочтительно пра-

№ 1 (10), 2021

вославных воинов. Это были 4 корпуса с небольшим помещением для простых паломников и благородных с особой кухней и трапезной. Проживать в них разрешено было сколько угодно, причем давался и стол, а при нужде и одежда, но при условии, чтобы проживающие несли послушание в трудах наравне с братией пустыни. В 1883 г. в монастыре была лавочка для безвозмездной раздачи и продажи книг и картин религиозного содержания. При монастыре также существовала больница. Послушание в ней нес фельдшер из монашествующих [7, с. 45; 47; 59; 66].

При Зеленчукской Александро-Афонской мужской пустыни организована была богадельня для престарелых православных воинов. В 1904 г. три женщины из Севастополя побывали в обители. Затем обратились с просьбой к духовному начальству о том, чтобы им разрешили устроить на монастырском подворье в х. Калиновском женскую общину с больницей и амбулаторией, а также создать при больнице школу-приют с рукодельной и курсы сестер милосердия [8, с. 151].

Возрастание роли женских монастырей и общин в религиозно-нравственной и благотворительной жизни России в XIX - начале XX в. привело к появлению женских общин. При основании женской общины первым вставал вопрос об устроении при ней благотворительного учреждения.

В конце XIX - начале XX в. женские общины и монастыри в Кубанской области приобрели большой и неоценимый опыт помощи женщинам в сложной жизненной ситуации и сиротам.

В 1898 г. по благословению преосвященного Агафодора, епископа Ставропольского и Екатеринодарского, в Кубанской области при Екатерино-Лебяжской мужской и Марие-Магдалинской женской пустынях были созданы исправительные детские приюты. Организация таких учреждений при обителях благотворно влияла на детей и соответствовала лучшим традициям жизни монахов. Под приют на 25 девочек в центре Марие-Магдалинской женской пустыни был отдан дом, который недавно построили [6, с. 1036-1038]. На территории монастыря также действовали церков-но-приходское училище для детей казаков и два странноприимных дома.

Во время любой войны становится много вдов и сирот. Кавказская война не стала исключением. Женский Черноморский Марие-Магдалинский монастырь изначально был открыт как убежище для вдов и девушек местного войскового происхождения. Во время Кавказской войны все новые и новые послушницы появлялись в монастыре [3, с. 33]. Кроме войны, на Кавказе бушевала эпидемия холеры. Черноморская женская обитель всеми силами старалась помочь страждущим.

В 1877 г. во время войны с Турцией среди сестер милосердия было много монахинь, в том числе монахинь и послушниц Марие-Магдалинской обители. Главное управление общества Красного Креста свидетельствует перед духовным начальством о службе в госпитале Ардаганского отряда одной монахини и шести послушниц Черноморского женского монастыря и говорит об их труде, который заслуживает особой награды [19]. После окончания войны сестры вернулись в монастырь [13, с. 126].

В Спасо-Преображенском женском монастыре была построена небольшая больница с аптекой и странноприимный дом размером 21 на 10,5 м [14].

Православные обители значительно влияли на духовную жизнь населения Кубанской области. Они объединяли усилия различных слоев общества и государства в деле благотворительности и придавали им общественно полезные конкретные формы.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк «Просветительская и благотворительная деятельность кубанских православных обителей (2-я половина XIX - начало XX в.)

Просветительство всегда было двигателем прогресса и приносило пользу обществу.

С 1884 года при правлении Александра III в России правительство стало поддерживать и всячески способствовать учреждению церковно-приходских школ - совершенно новых для этого времени учебных заведений [16, с. 293]. В основе организации церковно-приходских школ лежали нравственные и мировоззренческие ценности православия, которые прививались подрастающему поколению. Православная церковь должна была стать основой духовной жизни народа в целом.

В Кубанской области каждый действующий монастырь активно занимался просветительской деятельностью. Особое внимание было уделено организации школьного обучения при монастырях.

К середине XIX в. при Черноморской Екатерино-Лебяжской Николаевской мужской пустыни была устроена школа. В школе обучал мальчиков один из послушников, обучение велось толково и с порядочными успехами [1]. В церковных ведомостях за 1903 год говорится о том, что школу полностью содержал монастырь. На тот момент в ней обучались 14 сирот мужского пола [8, с. 144].

В Свято-Михайло-Афонском Закубанском мужском монастыре проживали дети от 12 до 18 лет. В обители они учились мастерству на разных монастырских производствах, получали трудовые навыки. В 1896 г. трудами наместника монастыря архимандрита Мартирия при обители для детей была открыта одноклассная церковно-при-ходская школа. В первый набор в школу пришли дети из ближайших поселений - 23 ученика. Школьный курс у ребят вел Д. Гончарюк, выпускник Духовной Семинарии. Дети учились живописи, иконописи, церковному пению, плотницкому и слесарному делу, резьбе по дереву, сапожному ремеслу, портняжному мастерству, пчеловодству, садоводству и шелководству [7, с. 63]. На 1903 г. в мастерских проходили обучение 18 человек [8, с.145].

Местное население как магнитом тянуло в монастырь. Это был крупный центр просветительства. Отец Мартирий, в свою очередь, принимал участие в жизни и деятельности Майкопского Асеевского братства. С его возникновением усиливается и религиозная направленность просвещения. В станице Ханской проводились внебо-гослужебные беседы, была открыта библиотека.

В Александро-Афонском Зеленчукском мужском монастыре была создана цер-ковно-приходская школа с преподаванием иконописи [11, с. 379].

В 1896 году в подворье на хуторе Романовском Кавказского Николаевского мужского монастыря заботами настоятеля монастыря отца Мефодия была открыта школа грамоты [4, с. 340]. Первоначально она находилась в одной из комнат гостиной для паломников, потом за неимением специального здания школа помещалась в настоятельском помещении.

В 1896-1897 учебном году в школе учились 45 человек, из которых 5 человек окончили курс: 4 мальчика и 1 девочка. В 1897-1898 учебном году в школу записалось 110 человек, но поступило 76, остальным было отказано, потому что не было возможности разместить всех желающих учиться в помещении школы [5, с. 16]. Несмотря на свое второгодичное существование, школа имела все учебные книги и пособия, дети в ней обучались различному ремеслу: живописи, столярничеству и сапожному делу. В числе обучающихся, кроме славян, были евреи, армяне и поляки. При школе был организован пансион для детей из дальних поселений. По архивным

№ 1 (10), 2021

данным, на октябрь 1897 г. в нем жили семь мальчиков. Школа делилась на три отделения: старшее, среднее и младшее. В старшем отделении учились 12 детей, в среднем - 30, а в младшем - 34 [5, с. 19].

3 октября 1897 г. школу посетил епископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор. Его встретили дети пением молитв. Затем они отвечали на вопросы по Закону Божьему и другим предметам. Все дети, спрошенные лично Его Преосвященством, отвечали осмысленно и бойко, за это епископ одарил их различными крестиками и брошюрами религиозно-нравственного содержания. Затем епископ Агафодор осмотрел мастерские: сапожную, портняжную и прочие. Встречей владыка остался доволен. В книге для ревизирующих епархиальным наблюдателем была сделана надпись: «3 окт. 1897 г. Ревизия произведена в присутствии Его Преосвященства. Подготовка детей по Закону Божию и счислению весьма хорошая; чтение русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носит следы постоянно отеческого попечения о ней о. иеромонаха Мефодия. Епархиальный наблюдатель священник В. Фиалкин» [5, с. 19].

Заведовал школой и преподавал Закон Божий настоятель иеромонах Мефодий, а при его отсутствии замещал его иеродиакон Александр. Учителем был и дворянин Владимир Андреевский, который являлся послушником Кавказского монастыря. Он окончил 3-й курс Санкт-Петербургского университета восточного факультета [5, с. 20].

В 1897 г. сразу после основания подворья Кавказского Николаевского миссионерского общежительного мужского монастыря в г. Армавире была построена и открыта школа для обучения детей грамоте [4, с. 340]. Она находилась на втором этаже братского корпуса. Размеры школы были малы, всего 7х6 м. Преподавание ежегодно велось с октября, но в 1904 г. началось только в середине декабря. Сложное финансовое положение монастыря сказывалось и на школе. Монастырь выделял в год 350 рублей на ее содержание, а требовалось не менее 1000 рублей. В связи с этим в школе было очень мало книг и методических руководств, не было библиотечного зала для чтения, доска в классе была заменена дверцами от шкафа, а преподаватель Петр Богацкий не дополучал и положенных ему 60 рублей жалования в год [8, с. 147-148].

Женские монастыри появились в XIX в. на Кубанской земле и стали важным аспектом в освоении духовной и социально-экономической сферы северокавказского общества [18].

К концу XIX в. в Кубанской области действовало 3 женские обители: Черноморская Марие-Магдалинская женская пустынь, Сектинский Спасо-Преображенский женский монастырь, Покровская женская община [2, с. 57].

У переселенцев-черноморок было огромное желание получить христианское просвещение, но женских учебных заведений поблизости не было. Черноморки, которые отправлялись в паломничество в Киев, и инокини-казачки обратились к начальству и выразили свое недовольство тем, что со стороны начальствующих нет заботы о создании казачьей женской пустыни. И в 1848 году был открыт Черноморский Марие-Магдалинский женский монастырь. С его открытием давние мечты женщин осуществились [19, с. 786].

Сестры монастыря проводили свое время в посте, молитве, духовных подвигах, в занятиях рукоделием и обучением детей. По благословению епископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора при монастыре устроили школу. На 1878 год в обители проживало около 50 девочек школьного возраста, часть из них была род-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк «Просветительская и благотворительная деятельность кубанских православных обителей (2-я половина XIX - начало XX в.)

ственницами монахинь, а часть детей привезены были родителями для обучения и воспитания.

Игуменья монастыря прислушалась к совету епископа Агафодора и организовала в школе помещения для иконописной, золотошвейной и ковровой мастерских [8, с. 147]. Пока строилось школьное здание, воспитанницы занимались в трапезной. Обучением девочек занималась Анна Ивановна Холявко, поселившаяся в монастыре после смерти своего мужа - войскового старшины. Она была учительницей, получившей образование в Мариинской Екатеринодарской гимназии. В монастыре была маленькая библиотека, пополнявшаяся религиозной литературой, и читальня в отдельном помещении. Для престарелых, малограмотных и совсем неграмотных женщин было организовано чтение. Послушание это несли самые грамотные монахини. Книги для пополнения библиотеки отбирал ключарь обители [13].

С осени 1898 года в Спасо-Преображенском женском монастыре работала русская школа грамоты (с курсом церковно-приходской). Грамоте в ней обучались как дети славянской национальности, так и дети горцев из аула Сенты. Позже, после 1904 года, в обители построили здание под двухклассное приходское училище. Здесь стали обучать и детей из аулов и ущелий Теберды и Кубани [14].

На начало XX в. при монастырской школе обучались дети в возрасте 17-18 лет,

15 детей из русских семей и 8 черкесов-сентинцев. По вечерам приходили учиться взрослые горцы.

Законоучителем школы был священник обители Иоанн Соловьянов, назначенный в монастырь в 1900 году, учительницей - Раиса Третьякова, рясофорная послушница монастыря. Отец Иоанн снискал благоприятное расположение у черкесов. По желанию двух сентинцев священник читал с ними Священное Евангелие на русском языке. Горцы часто просили батюшку выписывать им для чтения рассказы из жизни ветхозаветных и новозаветных святых. Иногда книги сентинцам раздавали безвозмездно [15, с. 312-313].

В 1907 г. школа была преобразована из церковно-приходской в одноклассную. Заведующим и законоучителем в школе стал священник Петр Лотоцкий, а учительницей - Ольга Скорина. По данным на 1914 год школа продолжала действовать при монастыре.

По благословению преосвященного Агафодора при Покровской женской общине было возведено здание школы, в нем располагалась комната для учителя и помещение для приюта детей, проживающих в отдаленных селениях. Этих детей община содержала за свой счет. На 1900 год в школе училось 20 учеников: 12 мальчиков и 8 девочек. Часть детей проживало в приюте общины, а часть приходило из близ расположенных приписанных к храму общины хуторов. Закон Божий преподавал священник Леонид Петрович Вишневский. Учителем была Екатерина Васильевна Барыкинская, дочь священника, окончившая курсы в Екатеринодарском епархиальном училище. Жалование она получала в год 240 рублей. Учительнице община предоставляла квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой [13]. На 1912 год в школе училось 15 детей: 10 мальчиков и 5 девочек. К 1914 году количество воспитанников возросло почти в два раза и составило 27 человек:

16 мальчиков и 11 девочек [8].

В Кубанской области монастырские обители являлись центрами благотворительности, образования и просвещения для жителей всего региона. При монастырях

№ 1 (10), 2021

были открыты больницы, школы, детские приюты, где в души детей вкладывались духовно-нравственные ценности. Деятельность монастырей показывала положительный образ России и формировала его в сознании местных народов. А в борьбе с неграмотностью православные обители оказывали значительное влияние на духовную жизнь населения Кубани, укрепляя в нем основы православия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабич А.В. Посещение епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом Кубанской области в июле 1884 г.//Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа. История и современность». - Краснодар, 2008. [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://www.slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/poseshchenie-episkopom-kavkazskim-i-ekaterinodarskim-germanom-kubanskoy-oblasti-v-iyule-1884-д/ (дата обращения: 16.12.2020).

2. Вся Донская Область и Северный Кавказ на 1904 год. Книга администрации, промышленности и торговли. - Ростов н/Д: Издание А.И. Тер-Абрамиана, 1904. - 64 с.

3. Горбова И.А. Причины формирования монашества на Кубани в конце XVIII -начале ХХ в. // Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - Вып. 1. - Пятигорск, 2012.

4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. - М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. - 984 с.

5. Иеромонах Мефодий. Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря. - Ставрополь-Кавк.: Типо-Литография Т.М. Тимофеева, уг. Театральной и Александровской, 1898. - 23 с.

6. Крыжановский П.Н. Исторический очерк женской во имя Св. Марии Магдалины иноческой за 50 лет ее существования пустыни - с 21 сентября 1849 по 21 сентября 1899 г. // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1902. - № 17.

7. Монах Прокопий (Леонов). История Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2011. - 288 с.

8. Остапенко Р.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. / Остапенко Р.А. - Майкоп.: Адыгейский государственный университет, 2011. - 198 с.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. VIII. -СПб., 1833.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XVI. -СПб., 1841.

11. Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства) / Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. - Краснодар, 2001. -728 с.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Протоиерей Александр Николаевич Садовьюк «Просветительская и благотворительная деятельность кубанских православных обителей (2-я половина XIX - начало XX в.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Православная энциклопедия. Т. V. / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия !!. - М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная Энциклопедия», 2002. - 752 с.

13. Раздольский С.А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX - начале XX в. // Южнорос. обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 33 / науч. ред. Г. В. Драч. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

14. Самойленко Павел, прот. История Ставропольской епархии (1843-1918). Курсовое сочинение / прот. Павел Самойленко. - СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1999. - 183 с.

15. Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечения из «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей» (1873-1917 гг.). -Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. - 460 с.

16. Смолич И.К. Русское монашество (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». - М., 1997.

17. Ставропольские епархиальные ведомости. - 1902. - № 17.

18. Шафранова О.И. Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX в. // Из истории народов Северного Кавказа: Сборник научных статей. - Вып. 8. - Ставрополь, 2008.

19. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по 1860 г. Т. 2 / Ф.А. Щербина - Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. - 860 с.

Рецензент: кандидат исторических наук Шевченко Максим Николаевич.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.