Научная статья на тему 'Отраслевые корпоративные музеи России'

Отраслевые корпоративные музеи России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевые корпоративные музеи России»

И.В. Пуликова

ОТРАСЛЕВЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ1

Пуликова Инна Витальевна - научный сотрудник

Государственного института искусствознания.

Первые коллекции отраслевых корпоративных музеев (ОКМ) начали формироваться еще в XVIII в. Первоначально они представляли собой собрания образцов продукции, оборудования, наиболее значимых с точки зрения современников, но по мере накопления экспонатов становились музеями, рассказывающими о развитии предприятий.

Использование в названии этой группы музеев термина «отраслевые» позволяет отделять музеи компаний (корпораций), рассказывающие о деятельности компаний-владельцев, от корпоративных музеев иного характера (художественных коллекций и т.п.).

* * *

В развитых странах в ХХ - начале ХХ1 в. наблюдается заметная активизация деятельности ОКМ. Этому в немалой степени способствовало крепнущее в обществе сознание того, что достижения науки и техники не менее важны для развития мировой цивилизации, чем произведения искусства, что они также являются частью общечеловеческого культурного наследия и должны сохраняться.

В качестве примеров старейших российских ОКМ можно назвать Музей оружия при Тульском оружейном заводе (с 1724 г., согласно Указу Петра I, на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия; созданная в

1. Статья написана на основании материалов доклада, прочитанного на I Российском экономическом конгрессе (тематическая конференция «Экономика культуры»), Москва, 7—12 декабря 2009 г.

1775 г., по распоряжению Екатерины II, Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскому музею); Центральный музей железнодорожного транспорта, коллекция которого начала формироваться в 1813 г. в «особой зале» Института корпуса инженеров путей сообщения. В 1844 г. был открыт музей Петербургского фарфорового завода. К 1840 г. относится первое упоминание о Нижнетагильском музее, открытом по инициативе владельцев Нижнетагильских заводов - Демидовых. Коллекция демидовского «Музеума естественной истории и древностей» вошла в состав ныне действующего Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала. В 1872 г. директором телеграфного департамента Карлом Людер-сом был основан Телеграфный музей, продолжающий работу в наши дни как Центральный музей связи имени Попова.

Изменение социально-экономической ситуации в России в конце ХХ в., смена формы собственности многих предприятий и организаций с государственной на частную, реформирование компаний повлекли за собой изменения в принадлежности ОКМ. Теперь их владельцами стали частные коммерческие структуры, что привело к изменениям в их статусе и деятельности.

Сегодня музеи становятся местом проведения торжественных мероприятий, церемоний награждения лучших работников, встреч с ветеранами предприятия. В них реализуются «адаптационные программы» для новых сотрудников компании и проекты по профориентации для учащихся профильных учебных заведений и младшего поколения сотрудников корпораций.

Руководители российских и зарубежных фирм-партнеров также регулярно посещают эти музеи, где можно провести полноценную презентацию продукции компании, осветить масштаб ее деятельности (в том числе и географической), подчеркнуть стабильность положения.

Музеи компаний, прямыми постоянными потребителями товаров и услуг которых являются самые широкие слои населения, открывают свои двери и для обычных посетителей «с улицы». Большой популярностью пользуются, например, железнодорожные музеи, особенно владеющие коллекциями натурной техники; музеи кондитерских фабрик, организующие посещение цехов по производству шоколада, конфет и т.д.

В 90-е годы ХХ в. и в первом десятилетии XXI в. заметно усилилась деятельность музеев, созданных еще в досоветской России и в СССР. Идет формирование и новых ОКМ. Это, в частности, музеи Московской межбанковской валютной биржи, ООО «Сургутгазпром», ОАО «Татнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» и пр.

Следует обратить внимание на объединение коллекций корпоративных музеев, которое имеет место при слиянии самостоятельных предприятий в единый холдинг. Так, в состав фондов Музея истории шоколада и какао во-218

шли коллекции музея ОАО «Красный октябрь» (1994), музея ОАО «Кондитерский концерн "Бабаевский"» (1997) и музея ОАО «Рот Фронт» (2001).

В настоящее время складываются сети отраслевых корпоративных музеев. Например, музейная сеть ОАО «Северсталь» включает теперь шесть музеев и экспозиций, расположенных в Череповце, Воркуте, Костомукше. А сеть ОАО «НК "Роснефть"» насчитывает девять музеев. Это созданные в различные годы корпоративные музеи дочерних предприятий «Роснефти» в Ангарске, Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре, Нефтеюганске, Новокуйбышевске, Самаре, Стрежевом, Туапсе, Южно-Сахалинске.

Музейная сеть ОАО «ЛУКОЙЛ» включает в себя уже свыше 20 музеев в Перми, Одессе, Архангельске, Ухте, Краснодаре и Урале и пр. Недавно открылись музеи компании в Санкт-Петербурге и Калининграде. Сеть корпоративных музеев ОАО «ЛУКОЙЛ» располагает выставочным залом «ЛУКОЙЛнефтехим Бургас» АО, представляющим собрание произведений графики, живописи и пластики. В Румынии работает музей 8С Ре1го1е1 Ьиею1 8А Р1ое§й (открыт в 2004 г.). Центральный музей ОАО «ЛУКОЙЛ» поддерживает постоянные связи с музеями нефтяной компании «Коноко-Филипс» (США) - крупнейшего зарубежного акционера и стратегического партнера ОАО «ЛУКОЙЛ».

Сеть корпоративных музеев ОАО «РЖД» (около 260 музеев различного уровня и оснащенности) охватывает практически всю территорию России. В настоящее время своими музеями располагают все дороги - филиалы ОАО «РЖД».

В Санкт-Петербурге функционируют три крупных железнодорожных музея - Центральный музей железнодорожного транспорта, Центральный музей Октябрьской железной дороги и Музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова на Варшавском вокзале, который является филиалом Центрального музея Октябрьской железной дороги.

В Москве кроме музея железнодорожной техники на Рижском вокзале находится Музей истории Московской железной дороги.

Площадки железнодорожной натурной техники имеются в музеях Москвы, Калининграда, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Челябинска. Натурная техника в них представлена паровозами, вагонами, экспозиционными путями.

Исходя из сугубо практических соображений российские компании стали теперь уделять больше внимания деятельности собственных музеев в целях воспитания и удержания на предприятиях квалифицированных кадров. Работающие в различных регионах страны музеи могут вносить свой вклад и в решение более широких задач региональной и общегосударственной социокультурной политики, сложность которой во многом

обусловлена необходимостью «скреплять» огромные, зачастую малонаселенные территории России.

Музеи и предприятия организаций, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий, сохраняют свидетельства того, как развитие научной мысли и технологических программ меняют жизнь целых регионов страны. Однако в настоящее время российские корпоративные музеи сталкиваются с проблемами, которые тормозят их полноценную работу. К ним можно отнести следующие:

• изолированность этих музеев от государства и широкой музейной общественности;

• отсутствие соответствующего музейного законодательства;

• незащищенность коллекции музеев от уничтожения и «распыления» в случае утраты интереса к ним со стороны владельцев;

• отсутствие налогового законодательства, стимулирующего деятельность музеев.

В соответствии с перечисленными проблемами можно говорить и о задачах по развитию ОКМ в России. Это прежде всего:

• включение их статуса в российское музейное законодательство;

• разработка общегосударственной программы поддержки этой группы музеев:

• оказание квалифицированной методической и практической помощи их персоналу со стороны музейного сообщества;

• разработка механизмов защиты коллекций и их включение в музейный фонд РФ (в случаях, если руководство компании-собственника не сочтет нужным тратить средства на поддержание деятельности музеев);

• интеграция российских музеев в международное сообщество корпоративных музеев.

Следует отметить, что в 2008 и 2009 гг. в Милане проходили Европейские форумы корпоративных музеев, в 2009 г. в форуме принимал участие и российский комитет Международного совета музеев.

В заключение стоит остановиться на проблеме налоговой политики в отношении ОКМ. Как уже говорилось, они являются структурными подразделениями частных компаний и полностью финансируются за их счет. Несмотря на то, что корпоративные музеи фактически решают производственные задачи (профориентация, реклама, РЯ, укрепление внутрикорпоративных коммуникаций), налоговые органы обладают правом оспорить обоснованность расходов, связанных с их содержанием, при расчете налога на прибыль и вычетов по налогу на добавленную стоимость по этим расходам.

Такая ситуация вынуждает многие компании ограничивать расходы и искать возможности для снижения налоговой нагрузки. Например, они зачастую включают сотрудников музея в штат подразделений, занимающихся со-220

циальными вопросами, либо в состав РИ-служб, рекламных отделов и т.д. Если предприятие, например, захочет провести оцифровку музейных архивов или приобрести для музея новое оборудование, то с большой вероятностью эти расходы должны будут произведены за счет чистой прибыли.

Внесение в налоговое законодательство изменений, позволяющих уменьшить величину налога на прибыль и использовать вычеты при расчете налога на добавленную стоимость, повысит заинтересованность компаний в увеличении финансирования собственных корпоративных музеев и в более активном их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.