Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития музеев гражданской авиации в России'

Современное состояние и перспективы развития музеев гражданской авиации в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
540
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL HERITAGE / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / СПОНСОРЫ / SPONSORS / MUSEUMNIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шай И. А.

Статья посвящена научно-техническому наследию, которое является неотъемлемой частью культуры в постиндустриальном обществе и ориентировано не на развитие производства, а на сервис и высокие технологии. Автор анализирует роль музеев гражданской авиации в России и полагает, что они имеют огромный потенциал в деле повышения социальной значимости авиационной отрасли. Эта работа обращает внимание на огромное количество материальных объектов, которые были созданы в результате профессиональной деятельности в гражданской авиации и должны быть переданы будущим поколениям посредством музеефикации. Автор статьи утверждает, что в процессе музеефикации крупных промышленных комплексов ресурсы музеев ограничены, поэтому им необходима поддержка государства и спонсоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT MUSEUMS OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

The article is addressed to the scientific and technical heritage, which is an essential part of the culture in the modern post-industrial society, and oriented not to production development, but to service and high-technology. The author discusses the role of museums in civil aviation in Russia and believes that they have great potential in improving the social importance of the aviation industry. This work draws attention to the huge number of material objects that were created as a result of professional work in civil aviation, and should be passed on to future generations through musemnification. The author of this article insists that in the process of the musemnification of large industrial complexes museum resources are limited, so they need the support of the state and sponsors.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития музеев гражданской авиации в России»

И.А. Шай

магистрант, кафедра музеологии и культурного наследия, ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский университет культуры и искусств»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена научно-техническому наследию, которое является неотъемлемой частью культуры в постиндустриальном обществе и ориентировано не на развитие производства, а на сервис и высокие технологии. Автор анализирует роль музеев гражданской авиации в России и полагает, что они имеют огромный потенциал в деле повышения социальной значимости авиационной отрасли.

Эта работа обращает внимание на огромное количество материальных объектов, которые были созданы в результате профессиональной деятельности в гражданской авиации и должны быть переданы будущим поколениям посредством музеефикации. Автор статьи утверждает, что в процессе музеефикации крупных промышленных комплексов ресурсы музеев ограничены, поэтому им необходима поддержка государства и спонсоров.

Ключевые слова: научно-техническое наследие, постиндустриальное общество, гражданская авиация, му-зеефикация, спонсоры.

I.A. Shai, Saint-Petersburg State University of Culture and Arts

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT MUSEUMS OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

Abstract. The article is addressed to the scientific and technical heritage, which is an essential part of the culture in the modern post-industrial society, and oriented not to production development, but to service and high-technology. The author discusses the role of museums in civil aviation in Russia and believes that they have great potential in improving the social importance of the aviation industry.

This work draws attention to the huge number of material objects that were created as a result of professional work in civil aviation, and should be passed on to future generations through musemnification. The author of this article insists that in the process of the musemnification of large industrial complexes museum resources are limited, so they need the support of the state and sponsors.

Keywords: scientific and technical heritage, post-industrial society, civil aviation, museumnification, sponsors.

Современное постиндустриальное общество XXI века встало на новый путь применения наукоемких отраслей в промышленности. Весь богатый индустриальный капитал прошлых столетий нуждается в осмыслении и передаче последующим поколениям не только в виде опыта, но и в виде материальных объектов научных и технических достижений прошлых столетий [1]. Научные знания и техническое наследие должны быть сохранены как часть всеобъемлющей человеческой деятельности, как часть культуры нашей цивилизации [2].

Научно-технические музеи в России среди музеев других профилей занимают пока скромное место. Коллекции некоторых из них включают авиационную технику, и большая часть этих коллекций раскрывает тему освоения человеком космоса и оснащения Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны. Но и в области гражданской авиации научно-технические достижения имеют богатое наследие и огромный потенциал для музеефикации.

Перед музеями данного профиля ставится определенная цель по отбору, хранению, исследованию, экспонированию и интерпретации первоисточников о зарождении и развитии гражданской авиации. Музеефикация объектов науки и техники решит многие задачи, среди которых такие важнейшие, как популяризация достижений в этой области для широкой аудитории, значимости и уникальности каждого музейного предмета, представленного на экспозиции или выставке. Музеи, с успехом решающие эти вопросы, привлекают к себе огромное количество посетителей разного возраста и интересов.

Научно-технические музеи гражданской авиации в России возникли, в основном, в стенах учебных заведений или при предприятиях (аэропортах). Среди них: Музей гражданской авиации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Головной отраслевой музей истории гражданской авиации в Ульяновском высшем авиационном училище, Музей Московского государственного технического университета гражданской авиации, Музей авиации Севера в г. Архангельске, Курганский авиационный музей (филиал ГУ «Областной краеведческий музей» Комитета по культуре и искусству Курганской области), Музей ООО «Завод № 411 ГА» в г. Минеральные Воды и некоторые другие.

Эти музеи преследуют еще одну задачу: формирование корпоративной культуры организации для поддержания устойчивых и положительных социальных и партнерских отношений [3]. Этот дополнительный аспект своей деятельности музеи осознали давно, и наряду с хранением вещественных доказательств, они демонстрируют трудовую деятельность всего профессионального сообщества, так как каждый сотрудник того или иного авиапредприятия может видеть в экспонатах музея или выставки свой пер-

сональный вклад [4]. Например, этот довод подтверждают корпоративные музеи других отраслей, созданные в России в последнее десятилетие: Музей Московской межбанковской валютной биржи в г. Москве, Музей истории ООО «Сургутгазпром», Музей ОАО «Татнефть» в г. Альметьевске, Музей компании «Вор-кутауголь», Музей натурной ж/д техники в г. Москве (ст. Москва-Рижская), Музей российской гидроэнергетики в г. Угличе (Угличская ГЭС), Музей истории шоколада и какао («МИШКА») в г. Москве [5].

Для подавляющего большинства музеев гражданской авиации, которые проводят также и уникальную научно-исследовательскую работу, самым существенным препятствием является недостаточное финансирование и отсутствие площадей для музейных экспозиций и выставок. Недостаток финансирования сказывается на приобретении, экспертизе, хранении, реставрации, консервации экспонатов и низкой зарплате сотрудников музеев. А недостаток площадей приводит к невозможности пополнять музейный фонд ценными предметами, ограничивает или полностью парализует открытие новых экспозиций, формирование архивов, библиотек, оборудование рабочих мест для исследователей, комфортное пребывание посетителей и ведёт к другим отрицательным последствиям.

Современное состояние изученных автором данной статьи музеев гражданской авиации в Санкт-Петербурге («Музей гражданской авиации» Университета гражданской авиации), Архангельске («Музей авиации Севера»), Москве (музей а/п «Шереметево», «Центральный дом авиации и космонавтики»), Ульяновске («Головной отраслевой музей гражданской авиации» Ульяновского высшего авиационного училища) дает основание полагать, что данные проблемы можно решить только при помощи государственной поддержки. Прежде всего, в этом должно быть заинтересовано Федеральное агентство воздушного транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации. При этом возможно привлечь еще и те коммерческие структуры, которые ведут свою деятельность в аэропортах и на других предприятиях отрасли. При осуществлении данной инициативы стоит обратить внимание на идею создания Национального музея гражданской авиации, которая не раз возникала в профессиональных кругах [6].

По нашему мнению, подобный проект имеет все основания рассчитывать на территорию аэропортового комплекса Пулково-2 с прилегающей площадью. При этом старый терминал (арх. А.И Гегелло, 1951 г.) не используется по назначению уже с начала 2000-х годов, когда были построены два новых корпуса (арх. С. Гаврилов, 2003 г.), так и не ставшие законченным архитектурным ансамблем. Создание музея гражданской авиации на территории Пулково-2 позволит привлечь интерес не только к единственному в своем роде музею, но и к проблемам авиации в целом. В корпусах, построенных в 2003 году, целесообразно установить крупногабаритное оборудование, машины малой авиации, тренажеры, на которых посетители, особенно дети, смогут погрузиться в профессиональную атмосферу пилотов, диспетчеров, штурманов и бортинженеров. Высокие своды, огромные окна и двухуровневое пространство как нельзя лучше будет отвечать требованиям наглядности для музейных посетителей.

В здании постройки 1951 года, которое уже само достойно быть объектом музейного показа, было бы возможно разместить дополнительные экспозиции, раскрывающие зарождение, развитие и современное состояние гражданской авиации, а также экспозиции, освещающие вопросы подготовки профессиональных кадров. В этом здании возможен также вариант обустройства конференц-зала, оборудованного новейшей технической аппаратурой. Во всех зданиях, перепрофилированных под музей, необходимо выделить особые гостевые зоны под магазины с сувенирной продукцией и литературой, кафе и других помещений.

Открытое пространство прилегающей территории за терминалами Пулково-2 позволит сосредоточить дополнительную авиационную технику или продумать возможность эксплуатации машины для демонстрации ее работы в ограниченном (наземном) режиме. Дополнительным эффективным средством при оснащении музея может стать самолет Ил-86, оставшийся в единственном экземпляре в аэропорту «Пулково». При грамотно разработанных специальных технических условиях данный проект будет иметь возможность принять на борт самолёта Ил-86 посетителей, где им может быть представлена дополнительная экспозиция или включение их в интерактивную игру. Таким образом, не только само здание старого терминала, но и прилегающая территория с терминалами постройки 2003 года должна быть музеефи-цирована.

Серьезную конкуренцию многим культурным программам составляют коммерческие процессы и имиджевые проекты, которые воплощаются в развлекательных комплексах и торговых площадках. При прочих решениях терминалы 2003 года планируют использовать для дешевых авиакомпаний - «лоукосте-ров». В данный момент в одном из зданий разместился Сектор деловой авиации, принимающий пассажиров бизнес класса, а терминал, построенный А.И. Гегелло, аэропорт «Пулково» продал в собственность ООО «Авиа-групп-норд», которое работает в сфере коммерческих воздушных перевозок. В этом здании компанией открыт Центр деловой авиации для обслуживания пассажиров и воздушных судов, пункт таможенного контроля, комфортабельные залы прилета и вылета, роскошные апартаментами и конференц-залы [7]. Что касается самолета Ил-86, то одним из вариантов его дальнейшего использования называют

обустройство в нем отеля на несколько номеров и ресторана [8].

При профессиональном подходе к вопросу создания Национального музея гражданской авиации, он может стать крупнейшим культурным проектом в сфере музейной деятельности, который обязательно будет приносить дополнительную прибыль при организации разнообразных платных услуг. Автор статьи не исключает альтернативных предложений для освоения и использования другой территории под данный проект.

Для разработки плана создания Национального музея гражданской авиации, проекта его экспозиций, выставок, сервисных центров и коммуникативных технологий должен быть привлечен большой круг специалистов, в который могут войти сотрудники существующих музеев гражданской авиации. Кроме этого, необходимо обязательное участие профессионалов из других музеев, которые накопили богатый опыт в изучении, сохранении и репрезентации экспонатов науки и техники. При этом профессиональная деятельность исследователей-музеологов внесет неоценимый вклад в развитие теоретических и практических вопросов, связанных с музеефикацией крупных объектов и целых комплексов.

Список литературы:

1. Мастеница Е.Н. Музеефикация промышленного наследия: опыт и перспективы / Е.Н. Мастени-ца // Музей. - 2012. - № 5. - С.4-11.

2. Казанцева Л.В. Комплексная музеефикация памятников науки и техники как один из немногих способов их сохранения / Л.В. Казанцева, С.А. Салата // Технический музей: история, опыт, перспективы: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. - Киев, 2012. - С. 21-23.

3. Мастеница Е.Н. Корпоративная культура музея / Е.Н. Мастеница // Вопросы культурологии. -2012. - № 6. - C. 65-70.

4. Нестеров А.М. Роль музея в корпоративной культуре компании / А.М. Нестеров // Петербург -колыбель российской авиации: материалы 10 и 11 международных научных чтений им. И.И. Сикорского. -Санкт-Петербург, 2012. - С. 399-400.

5. Пуликова И.В. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев / И.В. Пуликова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 6. - С. 15-21.

6. Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: сайт. - ULR: http://www.testpilots.ru/program/muzej-aviacii/.

7. Карповка: сайт. - URL: http://karpovka.net/2012/05/11/43676.

8. Авиафорум: сайт. - URL: http://aviaforum.ru/showpost.php?p=1280302&postcount=6590

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.