УДК 351.85 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 3
Е. В. Рощина
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
В России существуют государственные и негосударственные музеи. Подобное разделение музеев возникло в России в конце XX в., когда в стране изменилась политическая ситуация, начался переход от административно-командной системы к рыночной экономике и вследствие этого возникли различные формы собственности. Соответственно, образовались новая группа музеев, которые мы можем назвать негосударственными, поскольку государство не является собственником коллекций и предметов данных музеев и не принимает участие в управлении, финансировании и комплектовании фондов данных музеев. Таким образом, возникла проблема, связанная с определением места негосударственных музеев в музейной сети России, с дифференциацией их от государственных музеев, с разработкой их собственной классификации.
В научной и музееведческой литературе практически не встречаются ссылки на негосударственные музеи, отсутствует терминологическая и нормативная база. Нам представляется необходимым рассмотреть классификацию музеев России в ретроспективе, чтобы проследить этапы формирования типологии музеев в музейном мире России и выделить критерии классификации музеев в зависимости от формы собственности.
Первостепенно необходимо определить основную терминологию, используемую в данной статье. Под классификацией понимается разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость классификации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев, соответственно, возникает потребность получить представление о музеях и выделить методы управления ими.
Первые попытки осмысления музеев были предприняты в конце XIX — начале XX в., когда возникло большое количество музеев и появились сложности в их управлении. Так, в статье из словаря Брокгауза и Ефрона все музеи были распределены по группам в зависимости от ведомственной принадлежности [1, с. 112-122]:
— императорские музеи,
— музеи при университетах,
— музеи научных обществ,
— музеи губернских архивных комиссий,
— местные, губернские, городские и областные музеи,
— церковные музеи,
— прочие: при Министерстве Просвещения, при гимназиях, училищах, при медицинских академиях.
Эта классификация показывает развитие музеев в России в конце XIX в. В то время ряд музеев, особенно в удаленных уездных городах, переходил из подчинения одного ведомства в подчинение другому; из нескольких музеев создавался один укрупненный. Соответственно, недостаток использованной классификации состоял в том, что ведомственная принадлежность музея часто менялась.
© Е. В. Рощина, 2012
42
На Предварительном музейном съезде, открывшемся в Москве в Историческом музее 27 декабря 1912 г., известный музеевед, директор Артиллерийского исторического музея Д. П. Струков предложил разделить все музеи на пять групп:
— центральные (правительственные),
— церковно-археологические,
— полковые (военные),
— местные (провинциальные),
— частые [2, с. 13].
Данная классификация показывает, что в дореволюционный период в России существовали музеи, которые различались по форме собственности, что весьма характерно для настоящего времени.
Система классификации на протяжении всего XX в. изменялась, находясь в непосредственной зависимости от общей социально-культурной ситуации в стране и в неразрывной связи с развитием музейных учреждений, науки и культуры. Однако традиционно классификация музеев России осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, необходимым для организации музейной деятельности. Исходя из этих направлений музеи подразделяются на группы по следующим критериям: профиль, тип (род деятельности), принадлежность (форма собственности), масштаб деятельности (административно-организационный принцип), статус (ведомственная подчиненность) [3; 4].
В конце XX в. в российском музееведении была принята классификация музеев по собственнику, которая представлена в Музейной энциклопедии [5]:
— государственные,
— ведомственные,
— общественные,
— муниципальные,
— корпоративные,
— церковные,
— частные.
В приведенной классификации нет группы негосударственных музеев. Данная классификация возникла в 80-90-е годы XX в., когда еще не было разделения собственности на государственную и негосударственную. Классификация музеев по принадлежности определяла форму собственности. Только после принятия закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» [6] мы можем говорить о негосударственных музеях, поскольку произошло законодательное закрепление многообразия форм собственности.
Таким образом, рассмотрев различные способы классификации музеев России, предложенные в разные периоды становления музейной сети, можем сделать вывод, что выявление групп сопоставимых музеев позволяет координировать работу музеев одного профиля или типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом. Кроме того, исходя из анализа истории классификации музеев, можно заключить, что понятие «негосударственный музей» практически не используется в научной литературе. Этот термин появился в конце XX в., когда в законе «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» было введено понятие «Музейный фонд» и его разделение на государственную и негосударственную часть.
В негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации входят предметы и коллекции, не входящие в государственную часть музейного фонда Российской
43
Федерации. Стоит пояснить, что термин «негосударственная часть музейного фонда РФ» определяет место предметов и коллекций в музейном фонде РФ, но не связан с понятием «негосударственный музей». Коллекционер может собрать коллекцию произведений искусства, зарегистрировать ее в Государственном каталоге музейного фонда РФ, где она будет отнесена к негосударственной части музейного фонда РФ, поскольку коллекция является частной. Создавать музей при этом у него нет необходимости. Предметы и коллекции негосударственных музеев также регистрируются в государственном каталоге музейного фонда РФ и относятся к негосударственной части музейного фонда РФ, но это два разных понятия. Музей — это нечто большее, чем коллекция предметов определенной тематики.
Музей — это юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, осуществляющее собирание, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций (материального свидетельства людей и среды их обитания), соответствующее целям деятельности (изучение, получение образования и удовольствия), способное иметь гражданские права и нести связанные с этой деятельностью обязанности [см.: 6; 7, п. 1.2; 8, с. 44]. По сути негосударственные музеи ничем не отличаются от государственных в определении целей и задач.
В России государственные музеи создаются и закрываются государством на основе постановления Правительства Российской Федерации «О создании Государственного музея». Коллекции являются собственностью государства и находятся в ведении Министерства культуры РФ, комплектованием фондов (покупкой и продажей музейных предметов и музейных коллекций) занимается фондово-закупочная комиссия музея. Финансирование происходит из средств государственного бюджета с привлечением спонсорской поддержки и осуществлением коммерческой деятельности (в рамках Законодательства РФ).
Негосударственные музеи могут быть созданы любым собственником, являющимся физическим или юридическим лицом, в соответствии с Законодательством РФ на основе оперативного управления. Главным нормативным документом является Устав музея или Положение о музее, где должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности. Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации при создании музея, его функций и видов деятельности, назначением ответственного лица как руководителя музея. Финансирование негосударственных музеев осуществляется из разных источников, как правило, из средств учредителя. Все решения относительно деятельности музея принимает учредитель.
Подытоживая вышесказанное, делаем вывод, что государственные и негосударственные музеи можно различать по следующим критериям: по видам собственности, источникам финансирования, принципам открытия и закрытия музея, по способу комплектования, учету и хранению фондов.
Данные критерии классификации необходимы для понимания тех социально-культурных изменений, которые произошли в России в начале XXI века. В 1993 г. статья 8 Конституции Российской Федерации законодательно закрепила различные формы собственности: государственную — собственность государства и общества в целом; частную, т. е. собственность конкретного лица; муниципальную — собственность, принадлежащую местным органам власти; общественную или корпоративную — собственность определенной группы лиц, общества или корпорации.
44
Таким образом, в зависимости от формы собственности на музейные предметы и музейные коллекции, российские музеи подразделяются на государственные (ведомственные) и негосударственные (частные, корпоративные, общественные, муниципальные и церковно-археологические) музеи.
Рассмотрим подробнее каждый из приведенных видов музеев, за исключением государственных, о которых речь была выше.
Частные музеи создаются частными лицами, принадлежат им на праве оперативного управления и поддерживаются их средствами. Частные музеи основываются на частной коллекции и, как правило, отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Этот вид негосударственных музеев наиболее распространен. В качестве примера можно привести петербургские частные музеи: Музей граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина и Новый музей (Частный музей современного искусства) Аслана Чехоева. Первый музей появился в 1997 г., второй был открыт в 2010 г.
Общественные музеи создаются различными общественными организациями. Традиционно к категории общественных музеев относили прежде всего музеи, созданные по инициативе общественности и не финансировавшиеся государством. В настоящее время общественным музеем является, например, Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге, объединивший несколько частных коллекций фотографии. Музей создан по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций.
Церковно-археологические музеи являются по сути общественными музеями. Они находятся в собственности церкви и существуют на добровольные пожертвования и средства, выделяемые Патриархией. Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах на протяжении XVIII и XIX вв. В настоящее время в Петербурге существует Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации и тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Эта группа музеев появилась в 1993 г., когда законодательно закрепилась новая для страны формы собственности — муниципальная. Муниципальные музеи финансируются из муниципального бюджета и управляются местной администрацией, где решения по поводу деятельности музеев принимаются без согласования с Министерством культуры РФ. В качестве примеров можно привести петербургские музеи: Музей хлеба и Музей музыки в Шереметевском дворце.
Ведомственные музеи — это музеи различного профиля, которые принадлежат министерствам и ведомствам. Они создавались при вузах, научно-исследовательских институтах, промышленных предприятиях для представления и содействия развитию какого-либо отраслевого ведомства. В настоящее время ведомственные музеи могут быть государственными и негосударственными. Государственные ведомственные музеи принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ и входят в качестве отделов в различные министерства и ведомства. Например, Центральный военно-морской музей принадлежит Министерству обороны РФ, которое управляет и распоряжается коллекциями музея, а также финансирует его деятельность.
Негосударственные ведомственные музеи принадлежат различным негосударственным организациям (предприятиям, компаниям), в основном коммерческого характера.
45
Это так называемые корпоративные музеи. Корпоративные музеи сформировались в последнее десятилетие XX в. Они, как правило, малодоступны для свободного посещения и более других ведомственных музеев ориентированы на решение корпоративных задач.
В настоящее время существуют корпоративные музеи двух видов: музеи предприятий, рассказывающие историю какого-либо производства или деятельности компании (например, музеи крупных нефтяных компаний ОАО «Лукойл» и ОАО «Татнефть»), и музеи банков, представляющие коллекции произведений искусства (например, корпоративные коллекции Deutsche bank, UniCredit bank, имеющие свои представительства в России).
Таким образом, мы предложили классификацию музеев по формам собственности и разделили музеи на две группы: государственные и негосударственные музеи. К государственным музеям мы относим также ведомственные, к негосударственным музеям — частные, общественные, корпоративные, церковно-археологические и муниципальные музеи. Данная классификация дает возможность получить представление о негосударственных музеях, чтобы в будущем определить для них способы управления и финансирования, исходя из особенностей каждого вида негосударственного музея. Какой наиболее приемлемый способ обозначения различных видов музеев — решать составителям законов. Законодательное закрепление термина «негосударственный музей» и определение видов негосударственных музеев необходимо, поскольку иначе будет все труднее решать вопросы, связанные с деятельностью подобных музеев.
Литература
1. Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.: Типолитография И. А. Ефрона, 1987. Т. XX.
2. Разгон А. М. Предварительный музейный съезд — итоги развития музейного дела в России // Музей и власть: сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1991. Ч. II.
3. Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Музейное дело в СССР. № 15.
4. Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. Сб. науч. тр. М.: Наука, 1985. С. 52-57.
5. Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme (дата обращения: 19.07.2012).
6. Федеральный закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/123168/ (дата обращения: 19.07.2012).
7. Кодекс профессиональной этики Международного совета по делам музеев ICOM от 4 ноября 1986, Буэнос-Айрес, Аргентина. URL: http://art-con.ru/node/351 (дата обращения: 19.07.2012).
8. Рыбак К. Е. Международное право: международно-правовые аспекты. М: Юристъ, 2005.
Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.
46