Научная статья на тему 'Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности (на примере по "Полет")'

Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности (на примере по "Полет") Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ КОРПОРАЦИИ / AN INSTITUTIONAL MUSEUM / POST INDUSTRIALIZATION / INTANGIBLEASSET OF A COMPANY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левочкина Наталья Алексеевна

Корпоративные музеи все больше становятся конкурентным преимуществом компании и системообразующим элементом формирования корпоративной идентичности, корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MUSEUM AS THE ELEMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (ON THE EXAMPLE OF PO “POLET”)

Institutional museums become the company competitive advantage and a core element of corporate identity and corporate culture development.

Текст научной работы на тему «Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности (на примере по "Полет")»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М. 1988.

2. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры // Некоторые проблемы исследований современной культуры. — М., 1987.

3. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. — Л., 1989.

4. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. — М., 1998.

5. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. — М., 2003.

6. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. - М., 1995-1997.

REFERENCES

1. Gadamer H.G. Istina i metod. Osnovy filosofskoy germenevtiki. — M. 1988.

2. DukePskiy V.Yu. Muzeynye kollektsii i predmetny mir kuPtury / V.Yu. DukeFsky // Nekotorye problemy issledovaniy sovremennoy kuPtury. - M., 1987.

3. Likhachev D.S. Zametki i nablyudeniya. Iz zapisnyh knizhek raznyh let. — L., 1989.

4. Lorents K. Oborotnaya storona zerkala. — M., 1988.

5. Radugin A.A. Radugin K.A. Sotsiologiya. — M., 2003.

6. Fedorov N.F. Sobranie sochineniy: v 4 t. T. 2. — M., 1995— 1997.

Резник Ирина Ивановна — заведующая музеем ОмГУПСа, член Петровской академии наук и искусств, секретарь президиума ОмРО ПАНИ ©И.И. Резник, 2015

Статья поступила в редакцию 16 августа 2015 г.

УДК 7.01+374 ГРНТИ 13.51.07

КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПО «ПОЛЕТ»)

Н.А. Левочкина

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55 а

Корпоративные музеи все больше становятся конкурентным преимуществом компании и системообразующим элементом формирования корпоративной идентичности, корпоративной культуры.

Ключевые слова: корпоративный музей, корпоративная социальная ответственность, постиндустриализация, нематериальный актив корпорации.

INSTITUTIONAL MUSEUM AS THE ELEMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (ON THE EXAMPLE OF PO "POLET")

N.A. Levochkina

OmGU im. F.M. Dostoevskogo

Institutional museums become the company competitive advantage and a core element of corporate identity and corporate culture development.

Keywords: an institutional museum, corporate social responsibility, post industrialization, intangible asset of a company.

Сегодня в России корпоративная социальная ответственность (далее — КСО) — это не просто новомодная концепция, лежащая в основе PR-мероприятий компаний, это составляющая любой успешной компании, целью которой является достижение лидерских позиций на рынке и их сохранение. КСО — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества через социальные инвестиции, направленные на профессиональное развитие, социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды и т.п. Эта деятельность должна носить системный характер и согласовываться с интересами всех участвующих сторон.

Решение любого вопроса компании требует организационного, технического, методического и информационного обеспечения. Концепция КСО также предполагает необходимость формирования определенного состава звеньев, служб, подразделений, наделенных соответствующими полномочиями. Для этого необходимо строить систему организационного обеспечения КСО, являющуюся функциональной подсистемой всего предприятия. Система организационного обеспечения корпоративной социальной ответственности представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам его социальной деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений [1].

На практике компании по-разному подходят к формированию подсистемы КСО. Это зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: размер компании; организационно-правовая форма; уровень диверсификации компании, в том числе в отношении бизнес-линий и продуктов, рынков сбыта, финансового портфеля; состояние ресурсного и кадрового обеспечения; система нормативно-правового регулирования КСО; политика компании в отношении КСО; поддержка принципов КСО персоналом компании и его руководством [1]. Структура системы КСО представлена на схеме ниже (рис. 1).

Одним из звеньев внутреннего пространства корпоративной социальной ответственности является организация корпоративного музея. Корпоративный музей занимает особенное место в системе КСО, так как он одновременно принадлежит как внутренней системе (поскольку формирует историю предприятия), так и внешней (поскольку демонстрирует важность отрасли, в которой работает, предприятия для государства в целом). Как отмечает в своей статье И.В. Пуликова, не только государство, но и частные компании стремятся к накоплению и сохранению исторических ценностей, важных именно для своей, конкретной сферы деятельности. На сегодняшний день в России существуют музеи железнодорожного транспорта, биржевого, банковского, страхового дела, нефтедобычи и т. д., даже музей истории шоколада и какао [4]. Непосредственный рост внимания общественности к этой категории музеев и заметную активизацию их деятельности следует отнести, по мнению И.В. Пуликовой, к ХХ — началу XXI вв. по ряду причин: укрепление в обществе сознания того, что свидетельства воплощения в жизнь достижений науки и техники не менее важны для мировой цивилизации, чем произведения искусства. Они являются частью общечеловеческого культурного наследия и должны сохраняться. Кроме «охранительной» функции, которая присуща всем музеям без исключения, корпоративные музеи стали приобретать новые функции как в рамках предприятий, так и «во внешней среде». Корпоративные музеи постоянно расширяют контакты и укрепляют связи с сотрудниками предприятий, членами их

Корпоративная социальная ответственность предприятия

Л

Внутренняя среда

Внешняя среда

Политика в отношении персонала (оплата, условия работы, развитие человеческого

Т

Принципы и подходы к управлению, корпоративная этика

Политика в Социальная

сфере охраны политика

окружающей формиро-

среды вания

отношении с

местными

сообщест-

вами и

населением

Политика в отношении партнеров, потребителей, поставщиков, власти по принципу ответственного бизнеса

Сотрудники предприятия, акционеры, собственники

Потребители, партнеры, органы власти, местные сообщества, население, некоммерческие ассоциации, поставщики

Рис. 1. Структура системы КСО

семей, жителями городов, в которых находятся предприятия; корпоративные музеи, реализуя собственные программы, открыли возможности для влияния на социокультурную ситуацию в своем регионе [4].

Корпоративные музеи первоначально создавались как собрания образцов продукции, оборудования, наиболее значимых с точки зрения современников, но по мере накопления экспонатов становились музеями, рассказывающими о развитии предприятий. В категорию корпоративных попадают музеи, которые принадлежат частным собственникам или имеют ведомственную принадлежность. Необходимо учитывать тот факт, что подобные музеи открываются в рамках крупных предприятий, чье влияние на экономико-социальную жизнь региона может иметь значение через реализацию собственных производственных задач. Кроме того, такие музеи успешно могут справляться и с такими важными для предприятий задачами, как профориентация, PR, укрепление внутрикорпоративных коммуникаций и т.п. Как пишет Н.Е. Болдырева [2], становится актуальной новая функция корпоративных музеев — презентационная, так как лучшей рекламой конкурентоспособности предприятия служит его овеществленная история.

Основной проблемой в данном сегменте корпоративной социальной ответственности является необходимость сохранения и развития подобных музеев как в качестве отдельных единиц, так и как музеев, входящих в общеотраслевые структуры. Например, сеть корпоративных музеев ОАО «РЖД» (около 260 музеев различного уровня и оснащенности) охватывает пракически всю территорию России. В настоящее время своими музеями располагают все дороги-филиалы ОАО «РЖД». В большинстве случаев музеи, которые имеют статус дорожных, называются «Музей истории... (далее следует название соответствующей дороги)». Это позволит зафиксировать историю развития промышленного сектора, что особенно актуально в эпоху постиндустриализации [4].

Музеи предприятий и организаций, действуя в рамках внутрикорпоративных про-фориентационных программ, имеют все возможности для того, чтобы демонстрировать варианты профессиональной и личностной реализации в конкретных населенных пунктах, что очень важно, с учетом неоднородности экономического, культурного и социального развития различных регионов России. Особенно широкое поле деятельности открывается здесь для сетей корпоративных

музеев, которые могут реализовывать совместные межрегиональные музейно-вы-ставочные проекты, подчеркивая связь не только между отдельными предприятиями-подразделениями компании, но и между регионами страны.

В российских условиях деятельность корпоративных музеев выполняет важную социокультурную функцию: музеи соединяют воедино огромные территории и демонстрируют населению возможности профессиональной самореализации «на местах». Российские корпоративные музеи, как и аналогичные музеи за рубежом, хранят в своих фондах не просто экспонаты и документы, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий. Эти музеи сохраняют свидетельства того, как ход научно-технического прогресса, ход развития научной мысли менял жизнь целых регионов страны. Корпоративные музеи (наряду с другими негосударственными структурами, работающими в сфере культуры в различных регионах страны) могут стать важными общественными коммуникационными площадками и культурными центрами, выходя за рамки исключительно внутрикорпоративных интересов и целей [4].

Одним из значимых корпоративных музеев города Омска является заводской музей Производственного объединения «Полет» (ПО «Полет» на данный момент является филиалом ФГУП «ГКНЦП им. М.В. Хруни-чева»). Подобные музеи имеют свои особенности. Своеобразие процесса возникновения и функционирования заводских музеев заключается:

1) в возникновении по инициативе ветеранов, сотрудников или руководителей предприятия;

2) неопределенность юридического статуса на всем протяжении существования;

3) несмотря на выделение в качестве основополагающих функций формирования и трансляции корпоративной культуры и презентационную, заводские музеи выступают и как новые формы связи с общественностью.

При неустойчивом положении, вызванном переходом предприятий к рыночной экономике, многие заводские музеи не только профессионально выполняют свои задачи сохранения социальной памяти, но и развиваются, совершенствуются, проводят активную творческую деятельность, создают новые экспозиции и выставки. Они прочно занимают свой сегмент в структуре культурного наследия региона [2]. Например, заводской

музей ПО «Полет» к прошлому юбилею Дня Победы (65 лет) представил свою экспозицию на региональной выставке «Так добывалась Победа», торжественное открытие которой состоялось 23 апреля 2010 г. в областном Экспоцентре. В церемонии открытия принимал участие Губернатор Омской области Л.К. Полежаев, представители кабинета министров Омской области, депутаты Законодательного собрания. Главными и самыми почетными гостями выставки стали ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла [2].

В разделе выставки «Омское оружие — фронту» производственное объединение «Полет» отразило работу предприятия в годы Великой Отечественной войны. На стенде были представлены макеты боевых самолетов «Ту-2» и «Як-9», документы военного времени из музея и архива предприятия (командировочное удостоверение, грамоты, дипломы, приказы). Впервые широкой общественности был продемонстрирован фотоальбом с благодарственной надписью «За заводские Яки» от летчиков-ветеранов французского полка «Нормандия-Неман», которые в годы войны воевали на самолетах, изготовленных на омском авиационном заводе № 166 (так называлось в то время ПО «Полет»). Все гости и посетители выставки смогли увидеть текстовые материалы и фотографии, рассказывающие об основании завода в первые месяцы Великой Отечественной войны, о становлении производства, о выпуске самолетов «Ту-2» и «Як-9», об условиях труда, о А.Н. Туполеве и С.П. Королеве, работавшими на омском авиационном заводе № 166 с 1941 по 1942 гг. [5].

В данном случае корпоративный музей ПО «Полет» показал степень своей социаль-

ной ответственности на уровне хранителя истории. Сложившийся за прошедшие годы заводской музей, как социокультурный феномен, оказался универсальным институтом, раскрывающим при помощи представленных в нем коллекций и экспозиций содержание, специфику множества процессов, происходивших в социально-экономической и культурной жизни региона. Через историческое описание памятников и предметов древностей и отношение ко многим из них как к реликвиям своего времени, связанным с выдающимися личностями, формируется восприятие местным жителем его прошлого.

Необходимо решать проблему сохранения музеев такого уровня через присвоение им определенного статуса, через признание государством культурных, общественных и полноценных музейных функций за отраслевыми корпоративными музеями. Это признание должно найти отражение в российском музейном законодательстве и финансовой поддержке, очень необходимой в кризис (через налоговые послабления по линии учета средств, выделяемых на содержание корпоративных музеев). Необходимо оказывать профессиональную методическую помощь в организации музейного дела на предприятиях и включать музеи, их сотрудников в профессиональное сообщество — как российское, так и международное.

В заключение можно констатировать, что корпоративный музей — хранитель и транслятор корпоративной культуры, визитная карточка предприятия, свидетельство его конкурентоспособности, профориентационное звено управления предприятием, неотъемлемая часть культурного наследия региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Благов Ю.Е. Стратегический менеджмент. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2011. - Вып. 1. - URL: // http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/ (дата обращения 15.03.2015).

2. Болдырева Н.Е. Заводские музеи России: специфика становления и оценка состояния [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2012. — Выпуск №10. Том.3 // Режим доступа URL: // http:// cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 15.03.2015)

3. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: учебное пособие

[Электронный ресурс]. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008 // Режим доступа URL: // http://kpfu.ru/ docs/ (дата обращения 15.03.2015)

4. Пуликова И.В. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев [Электронный ресурс] // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. - № 6 // Режим доступа URL: // http://www.mcfr.ru/journals/91/244/20437/20443/7p hrase_id=853486 (дата обращения 15.03.2015)

5. ПО «Полет» филиал ГКНЦП им. М.В. Хру-ничева [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: // http://www.polyot.su/ (дата обращения 15.03.2015)

REFERENCES

1. Boldyreva N.E. Zavodskie muzei Rossii: Spetsifika stanovleniya i otsenka sostoyaniya [Elektronny resurs] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. — 2012. - Vypusk №10. Tom.3 // Rezhim dostupa URL: // http://cyberleninka.ru/article/ (data obrascheniya 15.03.2015)

2. Glebova I.S. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa v Rossii i za rubezhom: Uchebnoe posobie [Elektronny resurs]. — Kazan': Kazanskiy

gosudarstvenny universitet im. V.I. Ul'yanova-Lenina, 2008 // Rezhim dostupa URL: // http://kpfu. ru/docs/ (data obrascheniya 15.03.2015)

3. Pulikova I.V. Deyatel'nost' Rossiyskih korporativnyh otraslevyh muzeev [Elektronny resurs] // Spravochnik rukovoditelya ucherezhdeniya kul'tury. — 2010. - №6 // Rezhim dostupa URL: // http://www.mcfr.ru/journals/ 91/244/20437/20443/?phrase_id=853486 (data obrascheniya 15.03.2015)

Левочкина Наталья Алексеевна — кандидат экономических наук, кандидат исторических наук, доцент Омского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 6 июня 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.