Научная статья на тему 'Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга)'

Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
73
Поделиться
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОТЕНЦИАЛ КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / CORPORATE MUSEUM / BUSINESS TOURISM / PRINCIPLES OF INTERACTION / POTENTIAL OF CORPORATE MUSEUM / SAINT PETERSBURG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыбаль Михаил Александрович

Санкт-Петербург выступает центром музейной жизни России, где постоянно действуют более 200 объектов историко-культурного наследия исторических, географических, прикладных, отраслевых музейных комплексов и архитектурных памятников. История музейного дела в городе насчитывает более 300 лет. В статье рассмотрены основные отличия корпоративного музея, предопределяющие интерес со стороны бизнес-туристов. Раскрыты цели и формы взаимодействия корпоративных музеев и делового туризма в регионе. Представлена отраслевая классификация основных ведомственных музеев Санкт-Петербурга. Выявлены факторы предпочтения и установлен рейтинг пяти наиболее востребованных корпоративных музеев города. Рассмотрены формы и признаки взаимодействия корпоративных музеев Санкт-Петербурга в призме развития делового туризма. Предложены информационно-образовательные технологии как фактор привлечения деловых туристов в регион и развития корпоративных музеев. Описаны основные этапы создания корпоративного музея с целью привлечения бизнес-туристов. Раскрыты основные принципы проектирования деловых встреч на основе потенциала отраслевых корпоративных музеев. Выявлены основные негативные моменты в организации взаимодействия бизнес-туризма с корпоративными музеями и предложены меры по их нейтрализации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дыбаль Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POTENTIAL OF CORPORATE MUSEUMS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL BUSINESS TOURISM (THE CASE OF SAINT PETERSBURG)

Saint Petersburg is the center of the museum life of Russia. There are over 200 sites of historical and cultural heritage historical, geographical, applied, and industry museum complexes and architectural monuments. The history of museum affairs in Saint Petersburg dates back more than 300 years. The article considers the main differences of a corporate museum that determine the interest from business customers. Purposes and forms of interaction between corporate museums and business tourism in the region are revealed. The branch-wise classification of the major industry museums of Saint Petersburg is presented. The author defines the factors of preferences and makes the rating of five, most popular corporate museums in the city. The forms and signs of interaction of corporate museums in Saint Petersburg through the prism of business tourism development are considered. Information and education technology as a factor of involving business tourists to the region and the development of corporate museums is proposed. The author describes the main stages of creation of a corporate museum in order to attract business tourists. The basic principles of planning of meetings on the basis of potential of industry corporate museums are discovered. The author reveals the main negative aspects in the organization of interaction between business tourism and corporate museums, and proposes the measures to neutralize them.

Текст научной работы на тему «Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

REGIONAL ISSUES OF TOURISM SERVICE

УДК 338.48 DOI: 10.12737/19504

Дыбаль Михаил Александрович

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Российская Федерация); канд. экон. наук, доцент; e-mail: mdybal@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Санкт-Петербург выступает центром музейной жизни России, где постоянно действуют более 200 объектов историко-культурного наследия - исторических, географических, прикладных, отраслевых музейных комплексов и архитектурных памятников. История музейного дела в городе насчитывает более 300 лет.

В статье рассмотрены основные отличия корпоративного музея, предопределяющие интерес со стороны бизнес-туристов. Раскрыты цели и формы взаимодействия корпоративных музеев и делового туризма в регионе. Представлена отраслевая классификация основных ведомственных музеев Санкт-Петербурга. Выявлены факторы предпочтения и установлен рейтинг пяти наиболее востребованных корпоративных музеев города. Рассмотрены формы и признаки взаимодействия корпоративных музеев Санкт-Петербурга в призме развития делового туризма. Предложены информационно-образовательные технологии как фактор привлечения деловых туристов в регион и развития корпоративных музеев. Описаны основные этапы создания корпоративного музея с целью привлечения бизнес-туристов. Раскрыты основные принципы проектирования деловых встреч на основе потенциала отраслевых корпоративных музеев. Выявлены основные негативные моменты в организации взаимодействия бизнес-туризма с корпоративными музеями и предложены меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: корпоративный музей, деловой туризм, принципы взаимодействия, потенциал корпоративных музеев, Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург выступает центром музейной жизни России, где постоянно действуют более 200 объектов историко-культурного наследия - исторических, географических, прикладных, отраслевых музейных комплексов и архитектурных памятников. История музейного дела в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Еще в 1703 г., издав указ о сохранении старых артиллерийских орудий, Петр I положил начало Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи. В 1709 г. при Адмиралтействе был создан прообраз Центрального военно-морского музея - «модель камора», где размещалось самое полное собрание корабельных моделей и чертежей.

Первым публичным музеем Санкт-Петербурга и России стала петровская Кунсткамера, созданная в 1724-34 гг. С 1764 г. по указу Екатерины II приобретаются коллек-

ции, которые легли в основу собрания музейных ценностей Эрмитажа. В 1839-52 гг., по распоряжению Николая I, построили здание Нового Эрмитажа - первое здание в России, созданное специально для музея. В 1895 г. распоряжением Николая II в Михайловском дворце был основан первый в России государственный музей русского изобразительного искусства - Русский музей.

Согласно российской музейной энциклопедии, музеи подразделяются по принципу принадлежности к собственнику на государственные, муниципальные, ведомственные (в т.ч. университетские), общественные (в т.ч. школьные), корпоративные, церковные и частные [2]. Такая классификация музеев позволяет выявлять особенности их деятельности в зависимости от постановки задач и условий реализации, формируя специальные музейные фонды и выставки.

Отраслевые корпоративные музеи открывались в экономически развитых странах на протяжении XVIII—XIX вв., однако расцвет их деятельности приходится на ХХ - нач. XXI вв.

Сейчас многие деловые туристы, выезжающие на зарубежные предприятия, получают приглашение посетить корпоративный музей. Широко известны музеи истории таких предприятий, как Porshe, Studebaker, Ford, Matsushita, Норвежский музей нефти, Музей вина испанской провинции Риоха, Мемориальный музей индустрии и технологии компании Тойота, музеи немецких компаний Siеmens, Vollwagen и другие [6].

Старейшим российским корпоративным музеем является музей оружия при Тульском оружейном заводе (1775 г.). Современные отраслевые корпоративные музеи в России стали появляться в 1990-е гг., в то же время сейчас наблюдается активизация деятельности «старых советских» корпоративных музеев, что связано с экономическим и политическим климатом в стране. Эти музеи постепенно становятся неотъемлемой частью имиджа компаний мирового уровня. Российские корпоративные музеи, как и аналогичные музеи за рубежом, хранят в своих фондах не просто экспонаты и документы, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий. Эти музеи сохраняют свидетельства того, как ход научно-технического прогресса, ход развития научной мысли менял жизнь целых регионов страны.

Основные отличия корпоративного музея от других видов музеев, которые предопределяют особый интерес со стороны бизнес-туристов, включают следующие аспекты:

1) корпоративные музеи первоначально создавались как собрания образцов продукции, оборудования, наиболее значимых с точки зрения современников, но по мере накопления экспонатов становились музеями, пополняясь экспонатами, наградами, портретами значимых для организации личностей и рассказывающими о славном прошлом предприятия;

2) экскурсии по экспозициям проводят для гостей организации будущих партнеров и заказчиков, чтобы продемонстриро-

вать реализованные проекты и колоссальный опыт сотрудников;

3) корпоративный музей - это имиджевый инструмент, который помогает выстраивать долгосрочные отношения и наглядно рассказывает о компании, позволяя окунуться в ее успешное настоящее и заглянуть в будущее.

Корпоративный музей создается для эффективного решения целого спектра бизнес-задач конкретного предприятия, отрасли, региона в целом.

Современный рынок делового туризма, представляя собой разветвленный комплекс услуг по организации различных мероприятий бизнес-направленности, предполагает встречи (Meetings), поощрительные групповые поездки для сотрудников компании (Incentives), конференции, конгрессы (Conventions), выставки (Exhibitions), то есть комплексную систему MICE [3], которая может быть реализована на базе использования научного потенциала корпоративных музеев (рис. 1).

В настоящее время в Санкт-Петербурге в составе корпоративных отраслевых музеев выделяются ведомственные (заводские), научно-технические, естественнонаучные музеи.

Согласно Словарю музейных терминов Российской музейной энциклопедии [4], корпоративные музеи представляют собой разновидность ведомственных музеев в виде структурных подразделений, негосударственных учреждений и предприятий, преимущественно ориентированных на решение корпоративных задач. Этот тип музеев не имеет официального статуса музеев, т.к. не является самостоятельным юридическим лицом. Термин «отраслевой» позволяет отделять музеи компаний (корпораций), рассказывающих о деятельности компаний-владельцев, от корпоративных музеев иного характера (художественных коллекций и т.д.).

Особое место в развитии деловых встреч имеют экспозиции отраслевых ведомственных музеев, действующих на площадках промышленных предприятий. Одним из самых востребованных и мощных инструментов политики компании является формирование корпоративной истории пу-

Корпоративный музей с позиции развития бизнеса и привлечения деловых туристов в регион

S

TT

1 1

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели взаимодействия

Развитие бизнеса

] воспитание и удержание на предприятии квалифицированных кадров;

□ реклама, PR

3

Развитие региона

□ привлечение деловых туристов через реализацию в сети корпоративных музеев совместных межрегиональных музейно-выставочных проектов;

□ реализация внутрикорпоративных профориентационных программ;

□ демонстрация профессиональной и личностной реализации в конкретных населенных пунктах;

□ создание общественных коммуникационных

Формы взаимодействия

:

Инсентив Конференции (СотеШюз) Выставки

(Incentives) образование, обмен (Exhibitions)

мотивация бизнеса. информацией презентации, программы.

персонала зкспозиции

Деловой туризм в Санкт-Петербурге

(Meetings Industry / MICE)

Рис. 1 - Влияние корпоративного музея на развитие бизнеса и привлечение деловых туристов в регион

Таблица 1 - Отраслевая классификация основных ведомственных музеев предприятий Санкт-Петербурга

Отрасль Наименование музея

Машиностроение Музей завода им. В.Я. Климова

Музей истории ГУП «Завод им. М.И. Калинина»

Музей истории Обуховского завода

Музей истории АО «Ижорские заводы»

Музей истории и техники АО «Кировский завод»

Музей истории Ленинградского металлического завода «Силовые машины»

Музей истории Невского завода РЭП Холдинг

Судостроение Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи» АО «Объединенная судостроительная корпорация»

Музей АО «Балтийский завод»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музей истории Пролетарского завода

Музей истории АО «Судостроительный завод» «Северная верфь»

Приборостроение Музей истории «ЛОМО»

Музей истории АО «Штурманские приборы»

Пивоваренная промышленность Музей истории пивоварения компании «Балтика»

Музей истории пивоварения на заводе им. Степана Разина

частота 0 шо 200 300 400 500 600 700 800 Рис. 2 - Рейтинг наиболее востребованных корпоративных музеев Санкт-Петербурга

тем создания музея предприятия как полноценного центра корпоративной жизни.

В Санкт-Петербурге к наиболее известным ведомственным корпоративным музеям, входящим в структуру отраслевых промышленных компаний, можно отнести 15 учреждений (табл. 1).

В ходе изучения результатов опроса деловых туристов выявлены факторы предпочтения, которые рекомендуется использовать в рейтинговой оценке корпоративных музеев Санкт-Петербурга, и установлен рейтинг пяти наиболее востребованных корпоративных ведомственных музеев Санкт-Петербурга (рис. 2).

К факторам предпочтения в рейтинговой оценке корпоративных музеев Санкт-Петербурга относятся:

- позитивный имидж компании;

- информационная открытость музея;

- наличие современных мультимедийных технологий;

- узнаваемый бренд музейных экспозиций;

- свободное (без специальных разрешений) посещение музея;

- транспортная доступность;

- полезные для развития бизнеса музейные экспозиции;

- высокий профессиональный уровень экскурсионного обслуживания.

Первое место в рейтинге популярности музейных экспонатов занимает лидер российского рынка пива ООО «Пивоваренная компания «Балтика»». Музей истории пивоварения включает в себя разделы: «Пиво

фараонов», «Российское корчажное пивоварение», «Петербургская портерная», «Пиво плановой экономики», «Европиво» и «Балтика. Стремительная история». На экскурсионном маршруте представлены все этапы производства пива (рис. 3): варочный и бродильный цеха, линии розлива, склад готовой продукции; рассматривается научный подход в технологии приготовления напитков западноевропейского пивоварения на примере основателей датской пивоварни Саг^Ье^.

Научную базу музейных экспонатов компании «Балтика» предлагается использовать в инновационном образовательном процессе подготовки кадров в отечественной пивоваренной промышленности и стран СНГ. Направления подготовки: «Современные технологии производства», «Стандарты качества приготовления напитков», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Технологический менеджмент на предприятии», «Бережливое производство: от теории к практике. Опыт внедрения».

На втором и третьем месте в рейтинге посещаемых ведомственных музеев находятся предприятия судостроения и машиностроения:

- Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи» - представляет этапы становления и развития корабельной артиллерии русского военно-морского флота (с 1704 г.), модели кораблей и судов различного класса и назначения (рис. 4). Демонстрирует высокий уровень профессионального ма-

Рис. 3 - Производственный процесс пивзавода ООО «Пивоваренная компания «Балтика»» (Источник: fotki.yandex.ru, автор: Ьег^дог)

Рис. 4 - Экспозиция музея «Адмиралтейские верфи» (Источник: http://admship.ru)

стерства сотрудников в сочетании с новыми технологиями судостроительного производства;

- Музей истории и техники Кировского завода - освещает историю Пути-ловско-Кировского завода за 210 лет, где представлены уникальные модели и образцы техники: тракторы, танки, оборудование для электростанций, турбины для военных кораблей, ледоколов и грузовых судов, авиационные моторы. Демонстрирует производственные мощности компании, направленные на выпуск продукции для топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, нефтегазовой, оборонной и энергетической отраслей, которая экспортируется в более чем 20 стран мира (рис. 5);

- Музей истории АО «Ижорские заводы» - знакомит посетителей с историей завода, основанного по указу Петра I в 1719 г. Представлены исторические модели кора-

бельных пушек, якорей, танков, которые были отлиты на заводе для российского флота и армии, и современные производства по выпуску продукции (литье, листы, трубы, оборудование) для нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности, металлургических заводов, АЭС (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К наиболее популярным среди деловых туристов научно-техническим отраслевым корпоративным музеям относятся Метрологический музей, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Музей энергетики Санкт-Петербурга. Каждый из этих музеев позиционирует исторические, научно-технические экспозиции соответствующей отрасли (табл. 2). Основная цель музеев -стать научно-просветительским центром отраслевого развития.

Аспекты взаимодействия делового туризма с корпоративными музеями экологической направленности представлены на рис. 9.

Рис. 5 - Модель танка в Музее истории и техники Кировского завода (Источник: http://kzgroup.ru)

Рис. 6 - Производственный процесс

АО «Ижорские заводы» (Источник: http://omz-izhora.com)

Таблица 2 - Формы взаимодействия научно-технических музеев Санкт-Петербурга в призме развития делового туризма

Научно-технические корпоративные музеи Формы взаимодействия: конференции, семинары, тренинги

Метрологический музей при ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (1842 г. основания) Программы

Единственный в стране музей, где собраны уникальные измерительные приборы, старинные образцовые меры, (российские фунты и золотники, ведра и четверики, аршины и сажени, западноевропейские фунты и футы, китайские ляны, египетские ротли, американские пинты и галлоны). Представлены первые эталоны России (1835 г.) и эталоны, созданные к нач. ХХ в. в Главной палате под руководством Д.И. Менделеева (рис. 7) - метрологическое обеспечение испытаний; - современные контрольно-измерительные приборы и инструменты; - организация работы испытательных лабораторий; - метрологические службы предприятий и организаций; - метрологическое обеспечение производственной деятельности

Центральный музей связи им. А.С. Попова (1872 г. основания) Программы

Один из старейших научно-технических музеев мира, основанный как Телеграфный музей, предлагает экспозиции по истории развития почтовой, телеграфной, телефонной связи, радиосвязи, радиовещания, телевидения, мобильной космической и спутниковой связи (рис. 8). Среди экспонатов имеются старинные подорожные грамоты, первый радиоприемник А.С. Попова и первый гражданский спутник связи «Луч-15». Современное техническое оснащение музея создает возможность для проведения в нем корпоративных и международных конференций, семинаров, посвященных физическим основам и перспективам развития различных видов связи - волоконно-оптические линии и сети связи; - проектирование, изыскания, разрешительная документация, экспертиза; - капитальное строительство подводных кабельных линий связи; - связь и телекоммуникации: система обеспечения качества, строительство и ремонт линий связи; - радиосвязь - новые возможности, современные технологии; - особенности проектирования систем радиосвязи

Музей истории энергетики Северо-Запада России (Ленэнерго, 1932 г. основания) Программы

Экспозиции отражают основные этапы истории развития энергетической отрасли в регионе (с 1886 г.); изобретение электрической лампочки Лодыгина А.Н. (1873 г.);первых приборов учета электроэнергии; строительство первых электростанций, в т.ч. для пуска первого электрического трамвая (1907 г.). Первый теплопровод жилого дома в России. План ГОЭЛРО по электрификации Санкт-Петербурга. История развития Ленэнерго (1932 г.), первый проект строительства АЭС (1954 г.). Представлены уникальные исторические образцы энергетического оборудования, системы энергобезопасности, макеты современных энергоблоков АЭС - проектирование, внедрение и эксплуатация автоматизированных систем учета электроэнергии; - кабельные линии: проектирование, монтаж, эксплуатация; - энергоаудит промышленного предприятия; - электроснабжение и электрооборудование на промышленных предприятиях; - выставка-форум «Современные тенденции распределительного сетевого комплекса»

Рис. 7 - Экспонаты Метрологического Рис. 8 - Экспонаты выставки

музея (Источник: http://w.wmuseum.ru) Центрального музея связи им. А.С. Попова

(Источник: http://www.rustelecom-museum.ru)

Деловой туризм <=> музеи экологии (выставки, конференции, образование, обмен информацией)

I

Инновационные образовательные программы:

-Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления;

- Организация работы эколога на производстве, теоретические и практические навыки;

- Эксплуатация сооружений биологической очистки сточных вод;

- Водоотведение и водоснабжение и др.

+

Корпоративные музеи

Музей «Дамба» Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга

история наводнений Петербурга и строительства укреплений для защиты города от водных бедствий; принципы работы водопропускных и судопропускных сооружений; диспетчерский пульт автомобильного тоннеля

Музей воды ГУП Водоканал Санкт-Петербурга

- «Мир воды Санкт-Петербурга»: представлена история водопроводов у разных народов и история водоснабжения в Санкт-Петербурге. Среди экспонатов - колодцы и деревянные трубы, медные умывальники и керамические рукомойники, старинные чертежи и фотографии.

- «Подземный мир Петербурга» - мультимедийное путешествие под землей, повторяющее путь воды: от водозабора по трубам в квартиры - и обратно, на очистные сооружения города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Вселенная воды» - выставочный комплекс: Всё о воде. Вода как величайшая тайна. Вода как лекарство. Вода как разрушитель. Вода как эталон. Вода как музыка.

Рис. 9 - Модель взаимодействия корпоративных экологических музеев Санкт-Петербурга в целях развития делового туризма

Музей «Дамба» отражает деятельность комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Дамба является уникальным, единственным в мире сооружением, построенным в Финском заливе, имеет длину 25,4 км, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружений и служит одновременно автомагистралью (рис. 10). Деловые туристы музея знакомятся с историей наводнений в Санкт-Петербурге, историей строительства укреплений, предназначенных для

Рис. 10 - Музей «Дамба СПб» (Источник: http://www.lifeisphoto.ru)

защиты города от стихийных бедствий. Они посещают пульт управления тоннелем, затворами дамбы, водо- и судо-пропускные сооружения, водоочистную систему; могут увидеть технические особенности и условия эксплуатации дамбы, изучить экологические проблемы и способы их решения на территории Финского залива. В этом направлении успешно проходят международные деловые встречи и конференции с участием финских, шведских, эстонских и других партнеров,

Рис. 11 - Музей воды «Водоканал СПб» (Источник: http://www.vodokanal-museum.ru)

Медицина в музейных экспозициях: «История, современное состояние, перспективы развития»

И

Объекты - потребители информации Цели взаимодействия

Академия наук, НИИ: ученые, научные сотрудники Научные исследования в области истории развития медицины, открытия, изобретения

Высшие учебные заведения: студенты,аспиранты, докторанты Знания, компетенции, научные работы

Клиники, больницы, учреждения: медицинский персонал, администрация Факты и предметы медицинского назначения: от истории к реальности

Центры повышения квалификации: медработники, администрация медучреждений Дополнительные знания, компетенции, навыки в медицине; обмен опытом

Культура. Кино и телевидение: режиссеры, актеры, искусствоведы, писатели, художники Изучение истории медицины, использование музейных предметов в художественных и документальных произведениях

Рис. 12 - Признаки взаимодействия медицинских музеев с потребителями информации

в сфере делового туризма

которых в первую очередь интересуют вопросы обеспечения экологической безопасности, рекультивации нарушенных земель, реабилитации загрязненных территорий, проектирования полигонов твердых бытовых отходов.

Музей ГУП «Водоканал СПб» проводит российские и международные конференции, где участники деловых встреч знакомятся с уникальной технологией очистки промышленных и сточных вод, обмениваются опытом по организации экологического контроля, водоотведения, технологии функционирования очистных сооружений (рис. 11).

Не менее важное значение в развитии делового туризма имеют музейные экспозиции в области медицины и здравоохранения. Научная база медицинских музеев может быть использована как способ передачи информации от модератора к потребителю с целью трансформации исторических знаний в новые направления медицинских исследований, развития профессиональных компетенций, навыков и умений в сфере здравоохранения [1]. Признаки взаимодействия медицинских музеев с потребителями информации представлены на рис. 12.

Военно-медицинский музей Санкт-Петербурга, расположенный на территории

лазарета лейб-гвардии Семеновского полка (1846 г.), считается правопреемником первого медицинского музея, созданного по Указу Петра I в 1721 г. Он является главным хранителем исторических архивов медицины и военно-медицинской службы, отражая все этапы развития военной медицины в России. Научные исследования в музее осуществляются в области биотехнологии, международного гуманитарного права, защиты прав человека, истории военной медицины и основаны на изучении более 200 000 музейных предметов, включая более 15 000 единиц хранения медицинских приборов и медицинского оборудования. Уникальные исторические экспонаты, такие как «первые лечебники на Руси», трактаты о лечении военных ран и поломов (XVI в.), усовершенствованные хирургические приборы, величайшие изобретения в медицине (гипсовые повязки, препараты анестезии), созданные великими учеными и в первую очередь Н.И. Пироговым, являются источниками развития современной медицины. К архивным материалам музея обращаются не только курсанты военно-медицинских училищ и работники медицинских учреждений России, стран Европы и Америки, но и работники кино и телевидения, которые стремятся воспроизвести достоверные картины развития военной

Рис. 13 - Моделирование взаимодействия корпоративных медицинских музеев Санкт-Петербурга в сфере делового туризма

медицины в разные исторические эпохи.

Музей гигиены Санкт-Петербурга (до 1990 г. Музей здравоохранения) -единственный в России центр медицинской профилактики и популяризации медицинских и гигиенических знаний. Экспозиции этого музея направлены на изучение вопросов физической активности и рационального питания как основы здоровья, способов предупреждения болезней. Прикладной интерес у научных сотрудников в сфере здравоохранения вызывают такие экспонаты, как калькулятор индекса массы тела, пищевая пирамида, инфекции прошлого и настоящего времени.

Историю и современные технологии производства фармацевтической продукции, витаминов, синтетических лекарственных средств предлагается изучить в музее на территории предприятия ОАО «Фармакон».

Особая роль в развитии взаимодействия медицинских музейных ценностей с потребителями информации принадлежит Центрам повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и управленческих кадров в сфере здравоохранения. Информационно-образовательные технологии, представляя собой специальные программы с целью повышения квалификации кадров, реализуют-

ся в форме лекций, деловых игр, кейсов, международных практик и т.п. с помощью модераторов (носителей информации) для потребителей - «интересантов» по направлениям функционирования медицинского учреждения.

Перечисленные выше и другие музейные объекты Санкт-Петербурга являются не только культурно-историческим и национальным достоянием, но создают реальные условия для успешного управления человеческими ресурсами на базе развития непрерывного образовательного процесса и подготовки кадров для региона и России в целом.

К формам реализации взаимодействия музейных работников с деловыми туристами следует отнести экскурсии, выставки музейных экспозиций и архивных документов, проведение корпоративных и международных конференций, семинаров, круглых столов. Деловые туристы, по сути, выступают инвесторами в развитие корпоративных музеев.

Основные этапы создания корпоративного музея с целью привлечения бизнес-туристов должны включать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку художественных дизайнерских решений в соответствии с фирменным стилем компании;

- распределение экспозиционной площади разделов согласно тематико-экспо-зиционного плана;

- освещение экспозиции и отдельных экспонатов;

- расстановку экспозиционного оборудования;

- размещение экспозиционного и вспомогательного светотехнического и мультимедийного оборудования;

- изготовление выставочных конструкций (стенды, перегородки, подиумы) в соответствии с утвержденным проектом;

- подбор и установку экспонатов в соответствии с разработанной концепцией музея и разделами проекта;

- разработку презентационных материалов и полиграфической продукции;

- обучение персонала по эксплуатации оборудования музея.

В подготовке профессиональных кадров для организации эффективной работы корпоративных музеев предлагаются следующие темы конференций и семинаров (рис. 14).

Проектирование деловых встреч посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев предполагает реализацию нижеследующих основных принципов (на основе [5, 7] с дополнениями):

1. Принцип системности рассматривает деловой туризм и корпоративные музеи как систему экономических отношений (коллективов людей, материальных и финансовых средств), связанных между собой целями, задачами и их решением, и управляемых на основе определенной информации. Принцип основан на оценке привлекательности корпоративных музеев для развития бизнеса и одновременно для использования бизнеса в инвестиционном проектировании корпоративных музеев.

2. Принцип целенаправленности предполагает организацию деловых встреч с применением современных музейных экспозиций, интерактивных форм общения и экскурсионных маршрутов, посещения промышленных производств с целью выполнения специальных функций, в частности, изучения лучших практик, приобретения навыков в освоении новых технологий, методов производства, концентрации знаний и усилий в развитии конкретного направления бизнеса.

3. Принцип управляемости означает, что каждое действие, любой элемент организации деловых мероприятий должны быть управляемы, поддаваться контролю и регулированию во времени и пространстве на основе постоянно обновляемых музейных экспозиций для определения

Инновационные образовательные программы развития корпоративных музеев

Теория и практика музейного менеджмента и маркетинга

Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование

Современный музей предприятия и организации: проблемы, успехи и достижения

Экспозиционно-выставочная деятельность музея

Музейная педагогика

Корпоративный музей: организация работы, сохранение традиций и современные функции

Корпоративный музей как имиджевый инструмент предприятия: способы эффективного управления, традиции и новаторство

Рис. 14 - Инновационные образовательные программы развития корпоративных музеев

тенденций и перспектив развития деловых встреч посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев.

4. Принцип инновационности формирует объективные условия для постоянного выявления и внедрения инноваций в практику корпоративных музеев. Реализация принципа означает увеличение деловых мероприятий в результате активизации взаимодействия с корпоративными музеями, координации и регулирования их деятельности в направлении создания новых экспозиций, тематических выставок, виртуальных музеев, современных мультимедийных технологий.

5. Принцип непрерывности означает необходимость регулярных организаций деловых мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев; требует внесения корректировок, изменений от воздействия внешней и внутренней среды, то есть подразумевает гибкость в организации деловых мероприятий.

6. Принцип планирования состоит в организации деловых мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев с установлением даты и места проведения, что позволяет заблаговременно резервировать индивидуальное и массовое размещение деловых туристов, конференц-залы, транспортные, гостиничные и иные сервисные услуги, что экономически выгодно всем участникам этого процесса.

7. Принцип измерения и оценки означает, что планировщик мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев должен ставить четкие, измеримые цели в самом начале планирования мероприятия с тем, чтобы эффективность мероприятий могла быть оценена после их проведения.

8. Принцип впечатлений означает планирование мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев с учетом пожеланий деловых туристов для создания значимых и запоминающихся впечатлений участников деловой встречи.

В ходе оценки взаимодействия ведущих корпоративных музеев с деловыми туристами Санкт-Петербурга выявлены не только положительные тенденции, характеризующие специфические и перспективные признаки сотрудничества, но и определенные недостатки. К основным негативным моментам в организации взаимодействия бизнес-туризма с корпоративными музеями, замедляющим развитие музеев и процесс привлечения деловых туристов в регион, следует отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) отсутствие современной законодательной базы, регламентирующей деятельность корпоративных музеев, что может приводить к уничтожению коллекции или музейного объекта при смене владельцев музея;

б) отсутствие информации об отраслевых музеях среди широкой музейной общественности, в связи с чем потенциал корпоративных музеев недооценен и не используется в полной мере;

в) отсутствие диверсификации источников финансирования корпоративных музеев, деятельность которых осуществляется в основном за счет средств компаний-владельцев, что в условиях нестабильной финансовой ситуации может привести к сокращению экспозиций и даже к исчезновению музея;

4) отсутствие в действующем налоговом законодательстве положения по учету расходов на содержание корпоративных музеев в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, а также положения по использованию вычетов при расчете налога на добавленную стоимость, что могло бы повысить заинтересованность компаний в увеличении финансирования отраслевых корпоративных музеев.

В этих условиях в целях перспективного развития отраслевых корпоративных музеев и привлечения деловых туристов в регион предлагаются следующие меры:

- совершенствование российского музейного законодательства, включая создание механизмов защиты коллекций, фондов корпоративных музеев;

- интеграция российских корпоративных музеев в международное сообщество корпоративных музеев;

- создание современной системы профессиональной подготовки кадров и ее научное обеспечение;

- создание и реализация инновационных образовательных программ для сотрудников корпоративных музеев и деловых туристов, приезжающих в регион;

- внесение в налоговое законодательство изменений, позволяющих уменьшать налогооблагаемую базу и использовать вычеты при расчете налога на добавленную стоимость;

- разработку экономических стимулов для предприятий, имеющих отраслевые

корпоративные музеи (льготная арендная плата на землю и муниципальное имущество, льготные тарифы на коммунальные услуги и т.д.);

- возможность отраслевым корпоративным музеям использовать административный ресурс региона для рекламы своих услуг, в том числе на международном уровне, для привлечения деловых туристов.

Реализация предложенных мер позволит активизировать деятельность корпоративных музеев, создаст условия их инвестиционной привлекательности и способы ускоренного развития делового туризма.

Список источников:

1. Дыбаль М.А., Шарафанова Е.Е. Взаимосвязь медицинского туризма и бизнес-трэвел индустрии в развитие компетенций специалистов в сфере здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12. Ч. 2 С. 971-976.

2. Пуликова И.В. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 6. С. 15-23.

3. Шарафанова Е.Е., Дроздова И.В., Дыбаль М.А. Деловой туризм в регионах Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 195 с.

4. Янин В.Л. и др. Российская музейная энциклопедия. В 2-х тт. М.: Рипол Классик, 2001. 847 с.

5. Davidson R., Rogers T. Marketing Destinations and Venues for Conferences, Conventions and Business Events. Abingdon, Routledge, 2012. 296 p.

6. Dimanche F., Caldito L.A. (Ed.) Tourism in Russia: a management handbook. Bingley, Emerald Group Publishing Limited, 2015. 458 p.

7. Richards G., Marques L., Mein K. (Ed.) Event Design: Social perspectives and practices. Abingdon, Routledge, 2014. 232 p.

Mikhail A. Dybal

St. Petersburg State University of Economics (Russia);

PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: mdybal@yandex.ru

POTENTIAL OF CORPORATE MUSEUMS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL BUSINESS TOURISM (THE CASE OF SAINT PETERSBURG)

Saint Petersburg is the center of the museum life of Russia. There are over 200 sites of historical and cultural heritage - historical, geographical, applied, and industry museum complexes and architectural monuments. The history of museum affairs in Saint Petersburg dates back more than 300 years.

The article considers the main differences of a corporate museum that determine the interest from business customers. Purposes and forms of interaction between corporate museums and business tourism in the region are revealed. The branch-wise classification of the major industry museums of Saint Petersburg is presented. The author defines the factors of preferences and makes the rating of five, most popular corporate museums in the city. The forms and signs of interaction of corporate museums in Saint Petersburg through the prism of business tourism development are considered. Information and education technology as a factor of involving business tourists to the region and the development of corporate museums is proposed. The author describes the main stages of creation of a corporate museum in order to attract business tourists. The basic principles of planning of meetings on the basis of potential of industry corporate museums are discovered. The author reveals the main negative aspects in the organization of interaction between business tourism and corporate museums, and proposes the measures to neutralize them.

Keywords: corporate museum, business tourism, principles of interaction, potential of corporate museum, Saint Petersburg.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dybal M.A., Sharafanova E.E. Vzaimosvjaz' medicinskogo turizma i biznes-trjevel industrii v razvitie kompetencij specialistov v sfere zdravoohranenija [The relationship of medical tourism and business travelers' industry in the development of competencies in the field of health care professionals]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2013, vol. 7, no. 12, part 2, pp. 971-976.

2. Pulikova I.V. Dejatel'nost' rossijskih korporativnyh otraslevyh muzeev [Activities of Russian corporate industry museums]. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenija kul'tury [Handbook for head of a cultural institution], 2010, no. 6, pp. 15-23.

3. Sharafanova E.E., Drozdova I.V., Dybal M.A. Delovoj turizm v regionah Rossijskoj Federacii [Business tourism in regions of the Russian Federation]. St. Petersburg: Publ. SPSUSE, 2011. 195 p.

4. Janin V.L. & other. Rossijskaja muzejnaja enciklopedija [The Russian Museum Encyclopedia]. In 2 vol. Moscow: Ripol Classic, 2001. 847 p.

5. Davidson R., Rogers T. Marketing Destinations and Venues for Conferences, Conventions and Business Events. Abingdon, Routledge, 2012. 296 p.

6. Dimanche F., Caldito L.A. (Ed.) Tourism in Russia: a management handbook. Bingley, Emerald Group Publishing Limited, 2015. 458 p.

7. Richards G., Marques L., Mein K. (Ed.) Event Design: Social perspectives and practices. Abingdon, Routledge, 2014. 232 p.

ТУРДАЙДЖЕСТ_

TOURDIGEST

fl Р0ССИЯ " B ЛИДЕРАХ П0 ЧИСЛУ ■НШг ИНОСТРАННЫХ ТУРПРИБЫТИИ

Россия третий год подряд удерживается в перечне 10 наиболее посещаемых стран мира с туристскими целями. Так, по итогам 2015 г. наша страна заняла десятое место в рейтинге самых посещаемых стран мира по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО). По данным организации, число туристов, побывавших в России в прошлом году, составило 31,6 млн. чел., что на 6,2% больше, чем в 2014 г. Первое место, по подсчетам ЮНВТО, занимает Франция (86,3 млн), следом идут США (77,9 млн), Испания (68,1 млн), Китай (56,9 млн) и Италия (50,8 млн).

В последние два года в туристической отрасли России наметился перелом в пользу внутреннего и международного въездного туризма. Страна стала более привлекательной для иностранных туристов благодаря современной инфраструктуре, которая создается в рамках реализации в регионах Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма, повышению качества сервиса, активному продвижению на зарубежных рынках. Кроме того, низкий курс рубля сделал путешествия по России более доступными иностранным гражданам и позволил удовлетворить отложенный спрос.

Развитие въездного туризма - одна из приоритетных задач. Это несырьевой экспорт услуг, что очень важно в нынешней экономической ситуации. Туризм связан с 53 отраслями экономики и напрямую влияет на их развитие. Сектор служит локомотивом экономики, создает новые рабочие места, способствует самозанятости населения и повышению социально-экономической стабильности.

Ключевыми рынками для наращивания числа иностранных гостей являются Юго-Восточная Азия, Китай и регион Ближнего Востока. Количество туристов из Китая, посетивших Россию в 2015 г., превысило 1 млн. чел. Вдвое по сравнению с прошлым годом вырос турпо-ток из Ирана. Значительный рост на фоне отмены виз для организованных туристов демонстрирует Респ. Корея. Благодаря проведению перекрестных годов туризма Россия-Франция, Россия-Испания, ожидается увеличение турпотока из этих стран, где уже в прошлом году число запросов на российские туристические визы увеличилось на 30% по сравнению с 2014 г.

Продвижение российского турпродукта за рубежом осуществляют национальные офисы VisitRussia, которые работают в восьми городах мира. В этом году планируется дальнейшее расширение сети туристических представительств России.

По материалам http://russiantourism.ru (дата обращения: 20.05.2016)