Научная статья на тему 'Актуализация деятельности музея промышленных предприятий как специфическое социокультурное явление'

Актуализация деятельности музея промышленных предприятий как специфическое социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1347
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ СЛАВА / МУЗЕИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ / LABOR GLORY / ENTERPRISE MUSEUMS / MUSEUMIFICATION OF INDUSTRIAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сырыгин Денис Сергеевич

В наши дни существует множество музеев промышленных предприятий, которые выполняют различные функции в интересах компаний. Одной из культурных составляющих данного типа музеев является история трудовой славы предприятия. Сегодня музеи промышленных предприятий имеют ряд проблем с типовой принадлежностью, финансированием, защитными механизмами со стороны государства. К сожалению, к этим проблемам можно добавить еще то, что очень часто руководство предприятий не осознаёт культурную ценность и общественную значимость музеев данного типа. Еще реже придается значение трудовой славе самого предприятия. Важно понимать, что данные музеи не просто хранят в своих фондах уникальные документальные свидетельства истории развития конкретных предприятий. Музеи подобного типа сохраняют часть культурного наследия, трудовой славы и профессиональной гордости, которые ярко демонстрируют ход научно-технического прогресса и развитие научной мысли целых регионов. В статье раскрывается специфичность и уникальность данного явления на примере музеев таких компаний, как «Группа ГАЗ», завод и ПО «Корпус», завод «Нефтемаш», ОАО УК «Кузбассразрезуголь» и УК «Прокопьевскуголь». Данные примеры помогут создать возможность выгодного сотрудничества, заинтересованность в развитии и защиту музея в первую очередь со стороны предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of the Activities of Enterprise Museums is a Specific Phenomenon of Sociocultural Life

Nowadays there are a lot of enterprise museums which serves in different capacities on behalf of an enterprise. One of the cultural components of such types of museums is the enterprise’s labor glory’s history. The present day enterprise museums’ have a number of problems with naming, funding, security on the part of government. Unfortunately this is not the end of main problems. Oftentimes enterprise management does not realize cultural values and public significance of such types of the museums. It is important to understand that these museums are not only the keepers of the history’s unique documentary records of the development of specific enterprises. Such types of museums keep part of cultural heritage, labor glory and professional pride. These all demonstrate clearly the development of scientific and technical progress, evolution of scientific thoughts of the whole regions. This paper uncovers the peculiarity and uniqueness of this phenomenon through the example of such enterprises’ museums as “GAZ group”, “Korpus”, “HMS Neftemash”, “Kuzbassrazrezugol” and “Prokopievskugol”. These examples help to create the possibility of beneficial cooperation, interest in development and museum security primarily on behalf of the enterprise. Useful results of these enterprises’ experience can help to solve the foresaid problems by means of personal example. First and foremost this will support enterprises’ management to create modern and highly sought museum. Actualization of enterprise museum’s labor glory is a crucial issue which is needed not only to be discussed but also to be solved. As both enterprises and the whole regions are interested in the success and development of such museums.

Текст научной работы на тему «Актуализация деятельности музея промышленных предприятий как специфическое социокультурное явление»

References

1. Alpers B. Iskaniya novoy stseny [Thefinding of new scene]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1985. 400 p. (In Russ.).

2. Baradin B.B. Voprosy stsenicheskogo iskusstva buryat-mongolov [The questions of buriat-mongol theatre art]. Verkh-neudinsk, 1925. 31p. (In Russ.).

3. Golovchiner V.E. Epicheskaya drama v russkoy literature XX veka [The epic drama in Russian literature in XX century]. Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ., 2001. 241 p. (In Russ.).

4. Zhukotskiy V.D. Gumanisticheskie tsennosti kul'tury [The humanistic values of culture]. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2010, no. 1(4), pp. 6-18. (In Russ.).

5. Istoriya buryatskoy sovetskoy literatury [The history of Buryat soviet literature]. Ulan-Ude, Bur. kn. izd-vo Publ., 1967. 475 p. (In Russ.).

6. Naydakova V.Ts. Buryatskiy akademicheskiy teatr dramy im. Kh. Namsaraeva - poslednyaya chetvert' XX veka (1975-2002 gody). [The Buryat drama theatre of X. Namsaraev - the last quarter of XX century (1975-2002)]. Ulan-Ude, IPK VSGAKI Publ., 2002. 310 p. (In Russ.).

7. Naydakova V.Ts. Buryatskiy sovetskiy dramaticheskiy teatr [The Buryat soviet drama theatre]. Ulan-Ude, Bur. kn. izd-vo Publ., 1974. 276 p. (In Russ.).

8. Soktoev A.B. Stanovlenie khudozhestvennoy literatury Buryatii dooktyabr'skogo perioda [The foundation of Buryat literature in period before October revolution]. Ulan-Ude, Bur.kn.izd-vo Publ., 1976. 491 p. (In Russ.).

9. Tsibikov B.D. Buryatskie uchenye natsional-demokraty [The Buryat national democrats scientists]. Ulan-Ude, BNTS SO RAN Publ., 2204. 249 p. (In Russ.).

УДК 069.014

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Сырыгин Денис Сергеевич, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: dasius11@gmail.com

В наши дни существует множество музеев промышленных предприятий, которые выполняют различные функции в интересах компаний. Одной из культурных составляющих данного типа музеев является история трудовой славы предприятия. Сегодня музеи промышленных предприятий имеют ряд проблем с типовой принадлежностью, финансированием, защитными механизмами со стороны государства. К сожалению, к этим проблемам можно добавить еще то, что очень часто руководство предприятий не осознаёт культурную ценность и общественную значимость музеев данного типа. Еще реже придается значение трудовой славе самого предприятия. Важно понимать, что данные музеи не просто хранят в своих фондах уникальные документальные свидетельства истории развития конкретных предприятий. Музеи подобного типа сохраняют часть культурного наследия, трудовой славы и профессиональной гордости, которые ярко демонстрируют ход научно-технического прогресса и развитие научной мысли целых регионов. В статье раскрывается специфичность и уникальность данного явления на примере музеев таких компаний, как «Группа ГАЗ», завод и ПО «Корпус», завод «Нефтемаш», ОАО УК «Кузбассразрезуголь» и УК «Прокопьевскуголь». Данные примеры помогут создать возможность выгодного сотрудничества, заинтересованность в развитии и защиту музея в первую очередь со стороны предприятия.

Ключевые слова: трудовая слава, музеи промышленных предприятий, музеефикация промышленных объектов.

ACTUALIZATION OF THE ACTIVITIES OF ENTERPRISE MUSEUMS IS A SPECIFIC PHENOMENON OF SOCIOCULTURAL LIFE

Syrygin Denis Sergeevich, Postgraduate, Kemerovo State University of GMtae (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: dasius11@gmail.com

Nowadays there are a lot of enterprise museums which serves in different capacities on behalf of an enterprise. One of the cultural components of such types of museums is the enterprise's labor glory's history. The present day enterprise museums' have a number of problems with naming, funding, security on the part of government. Unfortunately this is not the end of main problems. Oftentimes enterprise management does not realize cultural values and public significance of such types of the museums. It is important to understand that these museums are not only the keepers of the history's unique documentary records of the development of specific enterprises. Such types of museums keep part of cultural heritage, labor glory and professional pride. These all demonstrate clearly the development of scientific and technical progress, evolution of scientific thoughts of the whole regions. This paper uncovers the peculiarity and uniqueness of this phenomenon through the example of such enterprises' museums as "GAZ group", "Korpus", "HMS Neftemash", "Kuzbassrazrezugol" and "Prokopievskugol". These examples help to create the possibility of beneficial cooperation, interest in development and museum security primarily on behalf of the enterprise. Useful results of these enterprises' experience can help to solve the foresaid problems by means of personal example. First and foremost this will support enterprises' management to create modern and highly sought museum. Actualization of enterprise museum's labor glory is a crucial issue which is needed not only to be discussed but also to be solved. As both enterprises and the whole regions are interested in the success and development of such museums.

Keywords: labor glory, enterprise museums, museumification of industrial facilities.

В последнее время на территории Российской Федерации более заметной стала тенденция создания музеев промышленных предприятий на базе заводов и корпораций. Отчасти это явление обусловлено ростом внимания общественности к развитию отраслевых промышленных предприятий на территории нашей страны. Музей промышленного предприятия помогает накопить, сохранить и поделиться с общественностью историческими ценностями и достижениями работников промышленной сферы. Сами же компании, как и государство, стремятся к накоплению, сохранению исторических ценностей и передаче опыта, которые важны для сферы деятельности предприятий.

За последние годы из-за изменений в социально-экономической ситуации произошла смена формы собственности многих предприятий и организаций на территории РФ. Теперь их владельцами стали частные структуры, что привело к изменениям в положении, деятельности и статусе музеев промышленных предприятий. Все это дало новый толчок в формировании и развитии данных музеев. Музей стал выступать одним из основных элементов корпоративной и социаль-

ной политики компании или предприятия. Наличие музея помогает не только заинтересовать, воспитать и удержать работника на предприятии, но и внести особый вклад в решение социокультурных задач региона и страны [7].

Согласно Российской музейной энциклопедии, понятие «промышленные музеи» раскрывается как группа музеев, чьи собрания документируют и современный уровень, и историю развития промышленности как в целом, так и её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории промышленных предприятий, музеи производства определённого вида продукции, а также музеефи-цированные промышленные объекты [6].

Музеефикация промышленных объектов и предметов показывает насколько изменилось отношение к индустриальным и промышленным объектам, рост интереса к научной и технической истории человечества, актуальность вопросов проблем экологии, а также загрязнения окружающей среды.

Необходимость возникновения музеев промышленных предприятий напрямую связана с

содействием и помощью в развитии различных видов производства в обществе - кустарного, ремесленного и промышленного. Появилась новая тенденция - стремление сохранить для общества продукты промышленности и целостные промышленные комплексы как памятники научной и технической мысли. Одним из важнейших направлений современного музея промышленного предприятия является актуализация трудовой славы и достижений компании.

К сожалению, очень часто руководство предприятий не осознаёт культурную ценность и общественную значимость музеев промышленных предприятий [1]. Еще реже придается значение трудовой славе самого предприятия. Важно понимать, что музеи промышленных предприятий не просто хранят в своих фондах документальные свидетельства истории развития конкретных предприятий. Данные музеи этого профиля сохраняют часть культурного наследия, трудовой славы и профессиональной гордости, свидетельствующие о том, как ход научно-технического прогресса и развития научной мысли менял жизнь целых регионов нашей страны.

Данное направление в подобных музеях может стать отличным плацдармом для профориентации молодых специалистов, привлечения новых высококвалифицированных кадров, что в свою очередь будет способствовать появлению интереса спонсоров и инвесторов к промышленному предприятию, а значит и продвижению предприятия в профессиональной сфере [2].

К счастью в России на данный момент присутствуют корпорации, которые понимают, что музеи являются наглядным примером истории их трудовой славы и достижений. Они используют музеи как в своих, так и общественных целях.

Ярким примером является музей истории Горьковского автозавода «Группы ГАЗ», входящий в состав одной из крупнейших в России промышленных групп «Базовый Элемент». Музей был основан в 1932 году, и по сей день является главным хранителем традиций предприятия. Данный музей - это место, где каждый может открыть для себя опыт и знания автомобилестроителей, а также неотъемлемую часть корпоративной культуры Горьковского автозавода. Здесь ведется огромная работа по изучению и популяризации

не только истории ГАЗа, но и всего российского автопрома. В музее проводятся экскурсии, организуются научно-просветительские мероприятия, которые способствуют профессиональной ориентации подрастающего поколения и молодых специалистов.

В музее находятся уникальные вещевые и документальные фонды, включающие архивы работников завода. В фондах музея содержатся более 40 тысяч единиц хранения. Особо ценным и интересным является материал о строительстве и строителях ГАЗа, об их боевых и трудовых подвигах во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Всё это можно найти в музейном архиве.

Музей истории ОАО «ГАЗ» - гордость не только автозавода и Нижегородской области, но и всей России. В 1996 году он вошел в каталог автомобильных музеев Европы. В 1999 году музей принимал участие в шестом Всемирном форуме автомобильных музеев в Штутгарте (Германия). Ежегодно музей с гордостью демонстрирует свои коллекции гостям из Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Дании, Индии, Японии, Южной Кореи, Кубы и других стран [10].

Также существуют музеи, которые посвящены трудовой славе нескольких индустриальных комплексов. Они объединяют в себе этапы развития и становления различной промышленности целого региона, аккумулируя и экспонируя трудовую славу почти всех фабрик и заводов. Таким примером служит музей Трудовой Славы в Саратове, который был создан с помощью специально созданного благотворительного фонда «Звезда» на средства меценатов и неравнодушных горожан. В списке благотворителей значится более 300 организаций - это автотранспортные и промышленные предприятия, переработчики сельхозпродукции, строители, представители малого и среднего бизнеса практически из всех районов Саратовской области, а также простые саратовцы - студенты, служащие, пенсионеры. Все они участвовали в создании музея: не только осуществляли денежные пожертвования, но и делились архивной информацией и экспонатами [5].

Кроме того экспозиция «Трудовая слава Саратовской области», созданная к 70-летию Великой Победы, отражает подвиг человека труда

ХХ столетия, охватывая и представляя историю трудовой славы нескольких поколений на различных предприятиях на протяжении целого столетия.

Среди раритетов - фотографии рабочих промышленных предприятий Беринга, Гантке, Саратовского котельного завода и других; знамя, полученное работниками лесопильного завода за успешное выполнение заданий первой пятилетки, документы, рабочие инструменты и другие артефакты.

Нельзя не затронуть очень важный период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Материалы о тружениках тыла Саратовской области именно данного периода находятся в центре экспозиции. Во время войны на территории Саратовской области было более 560 промышленных предприятий. Основная же часть промышленности размещалась в самом городе Саратов, 35 заводов которого относились к крупнейшим оборонным предприятиям страны и насчитывали более 60 тысяч рабочих мест.

Трудовая слава Саратовской области второй половины ХХ столетия - это авиационный завод и ПО «Корпус», полиграфический комбинат и завод «Техстекло», ПО «Контакт» и завод приемно-усилительных ламп, химические комбинаты в Саратове, Энгельсе, Балаково, цементные заводы г. Вольска, зубострогальный, станкостроительный, зуборезный заводы, предприятия пищевой и легкой промышленности, завод «Нефтемаш».

Исторические данные, предметы экспозиции, архивные документы, раритетные артефакты ХХ столетия - все это очень важно не только для предприятий и компаний Саратовской области, но и для простых жителей, которые привыкли гордиться своим регионом. По сей день саратовские промышленники активно участвуют в международных, всероссийских и межрегиональных ярмарках и выставках. Это способствует продвижению саратовской продукции на рынки всех субъектов нашей необъятной страны и доказывает, что сегодня Саратовская область - одна из передовых территорий развития, а музеи Трудовой славы данных предприятий прекрасно это демонстрируют [9].

Сравнивая развитые музеи промышленных предприятий России, стоит отметить музеи трудовой славы Кузбасса таких крупных компаний,

как ОАО УК «Кузбассразрезуголь» и УК «Про-копьевскуголь». Каждая из этих компаний подает прекрасный пример актуализации трудовой славы как внутри стен своих промышленных музеев, так и за их пределами. Благодаря заботе о своих музеях, данные компании имеют широкие и крепкие связи с общественной и деловой сферой своего региона, зачастую выступая инициаторами крупных и значимых событий [3].

Например, музей трудовой славы шахты им. Дзержинского УК «Прокопьевскуголь» был первым промышленным музеем в городе Прокопьевск, созданным на базе предприятия. В наши дни это не просто место прославления истории и трудовой славы шахты им. Дзержинского, это особое место для всех работников предприятия. Это также место, куда могут прийти ветераны, чтобы окунуться в воспоминания, а школьники познакомиться с историей предприятия и профессией шахтера. За время своего существования музей создал свои собственные традиции. Музей стал основным местом, откуда провожают в армию молодых шахтёров, а ветеранов труда -на заслуженный отдых [8].

Отличным примером по созданию и развитию промышленных музеев трудовой славы служит компания «Кузбассразрезуголь». Несколько лет назад руководство компании решило воссоздать историю своих предприятий. Работники управления по связям с общественностью провели кропотливую работу по сбору экспонатов славного прошлого горняцких коллективов. Практически при каждом из 13 разрезов компании заработали музеи и комнаты трудовой славы, появились экспозиции, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны. Следует отметить особую заинтересованность ветеранских организаций этих предприятий. Именно благодаря им за короткое время смогли собрать и сформировать приличный музейный фонд, найти множество реликвий и огромное количество рукописей-воспоминаний, которые легли в основу книг по истории «Кузбас-сразрезугля». Далеко не многие предприятия могут похвастаться наличием подобной литературы, которая стала ещё одним витком деятельности, направленной на сохранение истории угольных предприятий Кузбасса.

Трепетным отношением к своей истории отличается не только «Кузбассразрезуголь», но и

первый угольный разрез - «Краснобродский». Музей разместился в новой поселковой школе и стал центром патриотического воспитания юных краснобродцев. Первыми активными дарителями музея стали жители посёлка и бывшие работники разреза. Школьники также не отставали от своих родителей и с интересом принимали участие в краеведческой работе музея.

Главное, по мнению специалистов музейного дела, чтобы создавались не просто выставки исторических предметов и фотографий, а целые очаги истории и культуры, которые играли бы воспитательную и просветительную роли для населения и являлись бы связующим звеном поколений [4].

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что актуализация трудовой славы в музеях промышленных предприятий - это особое явление в социокультурной жизни каждой компании. Своеобразие и уникальность, зачастую взаимосвязанных, процессов функционирования данного типа музеев заключается: во-первых, в мощной рекламной площадке. Профориентация молодых специалистов и привлечение новых высококвалифицированных кадров по сей день остается одним из важнейших направлений для компании, а мощная пиар-база за счет актуализации трудовой славы промышленного предприятия позволяет также презентировать продукт производства, давая уверенность в его качестве.

Во-вторых, актуализация трудовой славы позволяет усилить интерес у спонсоров и инвесторов к промышленному предприятию, что также значительно помогает продвижению предприятия в профессиональной сфере, дает представление о конкурентоспособности компании и ее продукта.

В-третьих, актуализируя трудовую славу, предприятие сохраняет и передает уникальный опыт, выступая новой формой связи с общественностью. Фонды, как правило, создаются посредством личных вещей и коллекций сотрудников предприятия. Таким образом, компания хранит память не только о трудовой деятельности завода, но и сохраняет историю отдельного человека. Целые поколения сотрудников приобщаются к трудовой славе индустриального комплекса, что в дальнейшем может привести к созданию социокультурного центра на базе предприятия. Многие музеи промышленных предприятий как раз действуют в данном направлении, проводя воспитательную и просветительную работу с населением, тем самым образуя крепкое связующее звено с обществом.

В-четвертых, трудовая слава предприятия -это предмет гордости. Прославлением трудовой истории занимаются не только руководство и сотрудники предприятия, но и их родственники, знакомые, жители города и даже целого региона.

На данный момент множество вопросов, касающихся актуализации трудовой славы в музеях промышленных предприятий, остаются неразрешенными. Не все компании понимают, зачем это нужно. Практическое применение опыта вышеописанных музеев может помочь решить часть проблем посредством конкретного примера. Это в первую очередь проблема создания актуального и востребованного музея, который будет выступать хранителем корпоративной культуры, визитной карточкой предприятия, социокультурным центром, связующим звеном между промышленностью и обществом. В успехе и развитии данного музея будет заинтересована не только сама компания, но и целый регион.

Литература

1. Болдырева Н. Е. Заводские музеи России: специфика становления и оценка состояния [Электронный ресурс] // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. - 2012. - С. 97-100. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/ zavodskie-muzei-rossii-spetsifika-stanovleniya-i-otsenka-sostoyaniya (дата обращения: 19.09.2017).

2. Карелина Н. В. Предприятие и музей: перспективы сотрудничества в рамках маркетинговой деятельности [Электронный ресурс] // Эконом. исслед. - 2012. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/predpriyatie-i-muzey-perspektivy-sotrudnichestva-v-ramkah-marketingovoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.09.2017).

3. Кравцова Л. А. Музеи угледобывающих компаний в социокультурном пространстве Кемеровской области в начале XXI века [Электронный ресурс] // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2014. - № 2(14) - С. 81-85. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/muzei-ugledobyvayuschih-kompaniy-v-sotsiokulturnom-prostranstve-kemerovskoy-oblasti-v-nachale-xxi-v (дата обращения: 19.09.2017).

4. Музей как связующее звено поколений [Электронный ресурс] // ОАО «УК "Кузбассразрезуголь"». - URL: http://old.kru.ru/ru/press/index.php?from15=56&id15=4007 (дата обращения: 18.09.2017).

5. Музей трудовой славы стал позитивным примером саратовского меценатства [Электронный ресурс] // ИА Saratovnews. - URL: http://www.saratovnews.ru/news/2014/10/28/myzei-trydovoi-slavy-stal-pozitivnym-primerom-saratovskogo-mecenatstva (дата обращения: 16.09.2017).

6. Промышленные музеи [Электронный ресурс] // Рос. музей. энцикл. - URL: http://www.museum.ru/rme/sci_ prom.asp (дата обращения: 16.09.2017).

7. Пуликова И. В. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев [Электронный ресурс] // Справ. рук. учреждения культуры. - 2010. - № 6. - URL: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/20437/20443/7phrase_ id=853486 (дата обращения 15.09.2017).

8. Троицкая И. Музей трудовой славы шахты им. Дзержинского УК «Прокопьевскуголь» будет участвовать в областном смотре-конкурсе на лучший музей ветеранского движения промышленных предприятий, учреждений и организаций Кемеровской области [Электронный ресурс] // МедиаКузбасс. - URL: http://mediakuzbass.ru/ news/26997.html#/news-text (дата обращения: 18.09.2017).

9. Трудовая слава Саратовской области [Электронный ресурс] // Саратовский Государственный Музей Боевой и Трудовой Славы. - URL: http://www.sargmbs.ru/index.php/ekspozitsii-i-vystavki/arkhiv-vystavok/trudovaya-slava-saratovskoj-oblasti (дата обращения: 18.09.2017).

10. 50 лет музею истории Горьковского автозавода [Электронный ресурс] // Горьковский автомобильный завод. -URL: http://www.gazservis.vrn.ru/news/view/174 (дата обращения: 16.09.2017).

References

1. Boldyreva N.E. Zavodskie muzei Rossii: spetsifika stanovleniya i otsenka sostoyaniya [Factory museums in Russia: the specifics of formation and assessment of the state]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Technical University], 2012, pp. 97-100. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/zavodskie-muzei-rossii-spetsifika-stanovleniya-i-otsenka-sostoyaniya (accessed 19.09.2017).

2. Karelina N.V. Predpriyatiye i muzey: perspektivy sotrudnichestva v ramkakh marketingovoy deyatel'nosti [Enterprise and museum: prospects for cooperation in the marketing activity]. Ekonomicheskie issledovaniya [Economic research], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/predpriyatie-i-muzey-perspektivy-sotrudnichestva-v-ramkah-marketingovoy-deyatelnosti (accessed 19.09.2017).

3. Kravtsova L.A. Muzei ugledobyvayushchikh kompaniy v sotsiokul'turnom prostranstve Kemerovskoy oblasti v nachale XXI veka [Museums of coal mining companies in the socio-cultural space of the Kemerovo region at the beginning of the XXI century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Newsletter of Tomsk State University. Culturology and art history], 2014, no. 2(14), pp. 81-85. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/muzei-ugledobyvayuschih-kompaniy-v-sotsiokulturnom-prostranstve-kemerovs-koy-oblasti-v-nachale-xxi-v (accessed 19.09.2017).

4. Muzey kak svyazuyushchee zveno pokoleniy [The Museum as a bridge generations] OAO UK "Kuzbassraz-rezugol'" [OJSC "MC "Kuzbassrazrezugol"]. (In Russ.). Available at: http://old.kru.ru/ru/press/index. php?from15=56&id15=4007 (accessed 18.09.2017).

5. Muzey trudovoy slavy stal pozitivnym primerom saratovskogo metsenatstva [The Museum of labour glory became a positive example of Saratov's philanthropy]. IA Saratovnews [IA Saratovnews]. (In Russ.). Available at: http:// www.saratovnews.ru/news/2014/10/28/myzei-trydovoi-slavy-stal-pozitivnym-primerom-saratovskogo-mecenatstva (accessed 16.09.2017).

6. Promyshlennye muzei [Industrial museums]. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://www.museum.ru/rme/sci_prom.asp (accessed 16.09.2017).

7. Pulikova I.V. Deyatel'nost' rossiyskikh korporativnykh otraslevykh muzeev [The activities of Russian industry corporate museums]. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury [Directory of the head of the institution of culture], 2010, no. 6. (In Russ.). Available at: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/20437/20443 (accessed 15.09.2017).

8. Troitskaya I. Muzey trudovoy slavy shakhty im. Dzerzhinskogo UK "Prokopevskugol" budet uchastvovat' v oblast-nom smotre-konkurse na luchshiy muzey veteranskogo dvizheniya promyshlennykh predpriyatiy, uchrezhdeniy i organizatsiy Kemerovskoy oblasti [The Museum of labour glory of the mine named after Dzerzhinsky CC "Pro-kopievskugol" will participate in the regional review-competition as the best Museum of the veteran's movement, industrial enterprises, institutions and organizations of Kemerovo region]. MediaKuzbass [MediaKuzbass]. (In Russ.). Available at: http://mediakuzbass.ru/news/26997.html#/news-text (accessed 18.09.2017).

9. Trudovaya slava Saratovskoy oblasti [Labour glory of Saratov region]. Saratovskiy Gosudarstvennyy Muzey Boevoy i Trudovoy Slavy [Saratov State Museum of Combat and Labor Glory]. (In Russ.). Available at: http://www.sargmbs. ru/index.php/ekspozitsii-i-vystavki/arkhiv-vystavok/trudovaya-slava-saratovskoj-oblasti (accessed 18.09.2017).

10. 50 let muzeyu istorii Gorkovskogo avtozavoda [50 years of the Museum of the history of the Gorky automobile

plant]. Gorkovskiy avtomobil'nyy zavod [Gorky Automobile Plant]. (In Russ.). Available at: http://www.gazservis.

vrn.ru/news/view/174 (accessed 16.09.2017).

УДК 069:377

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КГПУ ИМ. В. П. АСТАФЬЕВА1

Майзик Елена Игоревна, аспирант, кафедра отечественной истории, исторический факультет, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (г. Красноярск, РФ). E-mail: mayzikei@mail.ru

Значение музейного образования сложно переоценить, это подтверждает востребованность музейных кадров в России, особенно, в Красноярском крае, где много музеев и учреждений музейного типа, проводится большое количество фестивалей и спортивных мероприятий, обеспечивающих рост туризма. Особую ценность приобретает музейный педагог - универсальная профессия для музея, требующая всестороннего охвата проблем музеологии. В статье рассмотрены вопросы музейной педагогики в контексте музейного образования на примере Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, где подготовкой музеологов на протяжении нескольких лет занималась реорганизованная кафедра музеологии и культурного наследия. Данное направление вуза остается уникальным для региона. Целью исследования является представление опыта музейного образования университета в формировании профессиональных компетенций студентов. Методология представлена анализом научно-исследовательских работ с опорой на полученную практику стажировок и преподавание музейной педагогики студентам вуза. В исследовании впервые представлена история музейного образования и накопленный опыт кафедры музеологии и культурного наследия. В результате реорганизации кафедры, подготовка кадров для музеев и музейное образование в университете вскоре будет утрачено. Музейная педагогика продолжит развитие лишь в рамках вузовских музеев, выступающих средством обучения, воспитания и адаптации студентов.

Ключевые слова: музеология, культурное наследие, музейная педагогика, музейное образование, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

MUSEUM PEDAGOGY AND MUSEUM EDUCATION AT THE KSPU NAMED AFTER V.P. ASTAFYEV2

Mayzik Elena Igorevna, Postgraduate, Department of Nation History, Faculty of History, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP. Astafyev (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: mayzikei@ mail.ru

The museum pedagogy today can't be overestimated. Its importance is confirmed by the demand for museum staff in Russia. The museum teacher is a universal profession for the museum demanding a

1 Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках прохождения стажировки: «Петербургская школа музейной педагогики» (№ 18/17 от 14.07.2017).

2 The study was carried out with the support by Krasnoyarsk State Autonomous Institution "Krasnoyarsk Regional Foundation of Research and Technical Activities" within the framework of the internship: "St. Petersburg School of Museum Pedagogy" (No. 18/17 of July 14, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.