Научная статья на тему 'Музеи военно-промышленных предприятий: фактор их актуализации и популяризации'

Музеи военно-промышленных предприятий: фактор их актуализации и популяризации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МУЗЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сырыгин Д. С.

В работе рассматривается проблема сохранения индустриального наследия военной промышленности страны. Военно-промышленные предприятия не всегда придают должное значение музею как эффективному механизму развития и популяризации этого предприятия. Однако имеются прекрасные примеры долговременной и стабильной работы музеев при военно-промышленных предприятиях. На таких примерах, как Музей истории ОАО «Пролетарский завод», Тульский государственный музей оружия и Музей судостроительного предприятия «Севмаш» представлены действующие культурные механизмы, которые помогают проявить интерес к данному типу музеев. Основная идея статьи состоит в том, как музеи военно-промышленных предприятий могут помочь в сохранении военной промышленности, ее истории, трудовых и боевых традиций военного предприятия. Показано, что данный тип музеев выстраивает прочную связь между предприятием и обществом, а также содействует в продвижении его продукции, выступая как бренд и лицо компании. Примечание: работа выполнена под руководством доктора культурологии, профессора А. М. Кулемзина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музеи военно-промышленных предприятий: фактор их актуализации и популяризации»

УДК 069.014

д. с. сырыгин

Музеи военно-промышленных предприятий: фактор их актуализации и популяризации

В работе рассматривается проблема сохранения индустриального наследия военной промышленности страны. Военно-промышленные предприятия не всегда придают должное значение музею как эффективному механизму развития и популяризации этого предприятия. Однако имеются прекрасные примеры долговременной и стабильной работы музеев при военно-промышленных предприятиях. На таких примерах, как Музей истории ОАО «Пролетарский завод», Тульский государственный музей оружия и Музей судостроительного предприятия «Севмаш» представлены действующие культурные механизмы, которые помогают проявить интерес к данному типу музеев. Основная идея статьи состоит в том, как музеи военно-промышленных предприятий могут помочь в сохранении военной промышленности, ее истории, трудовых и боевых традиций военного предприятия. Показано, что данный тип музеев выстраивает прочную связь между предприятием и обществом, а также содействует в продвижении его продукции, выступая как бренд и лицо компании.

Ключевые слова: военная промышленность, военно-промышленное предприятие, музей промышленного предприятия, промышленный музей, музеефикация промышленного объекта, индустриальное наследие.

D. S. Syrygin. Museums of military-industrial enterprises: the factor of their actualization and popularization

The article examines the problem of saving the industrial heritage of the country's military industry. Military-industrial enterprises don't always attach due importance to the museum as an effective mechanism for the development and popularization of this enterprise. However, there are excellent examples of long-term and stable work of museums in military-industrial enterprises. Such examples as the Museum of history of the JSC «Proletarsky Zavod», the Tula State

© Сырыгин Д. С., 2018

Museum of Arms and the museum of the shipbuilding enterprise «Sevmash» present active cultural mechanisms, which help to show interest in this type of museums. The main idea of the article is how museums of military-industrial enterprises can help in preserving the military industry, its history, labor and combat traditions of a military enterprise. It has shown that this type of museums builds a strong link between the enterprise and society, and assists in promoting its products, acting as the brand and face of the company.

Keywords: military industry, arms-producing enterprise, museum of industrial enterprise, industrial museum, museumification of industrial object, industrial heritage.

В настоящее время во многих странах мира принимаются активные меры по сохранению и музеефикации индустриального наследия. Начиная с 1973 года функционирует Международный комитет по сохранению индустриального наследия. В последующие годы в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены более пятидесяти индустриальных памятников в различных частях света. С наступлением постиндустриальной эпохи в Европе и США формируется систематический подход к охране индустриальных памятников. В России же переход от индустриальной к постиндустриальной культуре нельзя считать полностью завершенным, вследствие чего индустриальные объекты считаются прежде всего функциональной, а не мемориальной составляющей социокультурной сферы общества [5].

Основная проблема музеефикации индустриального наследия состоит в том, что государство относится к нему как к руинированой материальной части индустрии, отслужившей свой век, музеефика-ция которой потребует значительных материальных затрат. Идея сохранения, охраны, консервации и реставрации крупных индустриальных комплексов кажется не совсем выгодной для России.

В реальности же потенциал индустриального наследия значительно более разнообразен и полезен и не ограничивается только презентацией истории промышленности. Данный тип памятников индустриального наследия и музеи промышленных предприятий могут способствовать активизации интереса к рабочим профессиям и мотивировать молодых специалистов, демонстрируя значимость их достижений, актуализируя историю трудовой и боевой славы

предприятия. Кроме того, значительная часть индустриальных объектов — это объекты военной промышленности. Популяризация данных объектов могла бы способствовать воспитанию национальной гордости, росту чувства стабильности, поднятию авторитета армии, то есть решению насущных проблем государства [2, с. 234].

На выполнение государственного оборонного заказа в 2017 году было выделено более 1,4 триллиона рублей. Основная доля, более 65 %, средств направлены на серийные закупки современных видов вооружений и техники. Сегодня эти колоссальные средства и цифры характеризуют не только военный потенциал России на международной арене, но и функционирование тысяч научно-исследовательских организаций и производственных предприятий [3]. Введение санкций в отношении России не снизило производственные обороты страны, а наоборот, стало импульсом для введения импортозамещения в разных сферах экономики, одной из которых является оборонно-промышленный комплекс. Нельзя сказать, что отечественная промышленность с легкостью и без осложнений смогла перестроиться на новые условия. Тем не менее возможности российского оборонно-промышленного комплекса подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Стоит отметить, что многие заводы, которые пережили сокращение гособоронзаказа в 90-х, сегодня представляют собой современные предприятия. Они не только выпускают конкурентоспособную продукцию, но и модернизируют собственное производство, подстраиваясь под внешнеэкономические условия [8].

Несмотря на недоверие современного государства к советскому индустриальному наследию, в СССР почти каждый крупный завод имел свой музей. Принимая во внимание тот факт, что советские предприятия были наследниками первых российских мануфактур и промышленных выставок, которые создавались еще в эпоху Петра I, история, которую можно увидеть в стенах промышленных предприятий, насчитывает не одно столетие. Примером может послужить Пролетарский завод, некогда Александровский литейный, позже механический, далее паровозоремонтный. История завода насчитывает более 190 лет успешной работы. Именно в стенах данного предприятия строили первые отечественные пароходы и подводные лод-

ки, осваивали паровозостроение, а параллельно отливали решетку Смольного собора, конструкции петербургских мостов и многочисленных памятников [6].

Перед музеями военно-промышленных предприятий стоит несколько сложных задач, и в отличие от обычных музеев они должны решать их постоянно. От данных решений и выбора правильной политики развития нередко зависит их существование и развитие. Это ярко выражено в административной принадлежности данных музеев. Проблема создания, существования и развития состоит в том, что большинство музеев военно-промышленных предприятий подчиняются ведомствам или отдельным предприятиям. Военно-промышленные предприятия, имеющие собственные музеи, несут дополнительную финансовую нагрузку: предоставляют финансовые ресурсы и экспозиционную площадь, определяют штат сотрудников и приоритетные направления работы. Благодаря этому одной из важнейших задач такого музея становится создание имиджа предприятия. Следовательно, в экспозиции должно быть представлено, сколь важное место данная отрасль, учреждение или корпорация занимает в жизни современного общества.

На наш взгляд, музей оборонно-промышленного предприятия должен иметь такие возможности, как преемственность традиций на предприятии, уважение к труду и работникам, успешное сотрудничество с другими компаниями, качество выпускаемой продукции. Музеи военно-промышленных предприятий имеют еще одну отличительную черту. Кроме того что данные музеи являются важным связующим звеном между социально-культурными и экономическими сферами, они также могут выступать брендом предприятия и могут быть устроены как бизнес. Их экспозиции помогают при продвижении выпускаемой продукции. Создание экскурсии, при которой посетитель может попасть на производство, является прекрасной рекламной кампанией. Это тот вид рекламы, которую посетитель потребляет охотно, а иногда еще и сам платит за это. Такой способ открыться для потребителя демонстрирует честность и прозрачность управления, безукоризненность технологий.

Участники экскурсий получают возможность убедиться в том, что предприятие наилучшим образом выполняет заявленные требования к своей продукции. Примером могут послужить авиационный

завод имени Ю. А. Гагарина, выпускающий военные самолеты, и филиал ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого», где происходит окончательная сборка Sukhoi SuperJet Представители «Сухого» отмечали, что после волны критики SuperJet впервые решили показать завод общественности, в роли которой выступили известные блогеры. Положительные впечатления от увиденного помогли кардинально поменять точку зрения общественности [1].

Кроме того, просветительская, образовательная и любая другая деятельность музея военно-промышленного предприятия должны демонстрировать высокий уровень социальной ответственности организации в социокультурной среде.

Ярким примером данного направления работы выступает Тульский государственный музей оружия — один из старейших музеев России. Зарождение его коллекций относится к 1724 г., и по сегодняшний день Тульский государственный музей оружия ведет тесное сотрудничество с Тульским оружейным заводом, являясь его брендом и лицом. В штате музея числятся высококвалифицированные специалисты, а сам музей ведет активную образовательно-просветительскую работу, включающую в себя интерактивные программы и мастер-классы известных тульских мастеров. Также в музее запущен проект военно-исторического театра музея «Несокрушимые», цикл событийных мероприятий, посвященных героическим датам в истории Отечества. Организация международных конференций, вечеров, концертов, специальных программ для детей, семейных новогодних представлений стали неотъемлемой частью культурной и научной жизни Тульской области.

На базе музея даже существует Школа дуэльного и театрального фехтования. Даная школа помогает в изучении традиций дуэльных поединков и фехтовального искусства Европы эпохи Ренессанса и Нового времени и преподает активное владение клинком. Также одним из примеров интеграции музея и социума служит мастер-класс художественной обработки металла и дерева, где на занятиях рады видеть как школьников, так и пенсионеров [9].

К сожалению, не всегда в полной мере признается значение музея для имиджа военного предприятия. В СССР на многих заводах и фабриках музеи возникали в первую очередь как музеи «Боевой и трудовой славы», выступая центрами актуализации советской иде-

ологии. Современные руководители оценивают такое направление музея военно-промышленного предприятия как невостребованный пережиток прошлого, что чревато отсутствием не только финансирования со стороны компании, но и мотивации самих сотрудников музея. Комплектование и учет в таких музеях ведется стихийно, экспозиции не всегда соответствуют нормам, а профессиональная работа с посетителями практически отсутствует. Из-за небольших площадей, отведенных предприятием, приходится «разбивать» индустриальный объект на экспонаты поменьше, вследствие чего теряются целые пласты информации и экспрессивные качества предмета. Также существуют серьезные проблемы для организации доступа посетителей в музей в связи с его непосредственным расположением на территории действующего охраняемого предприятия [2, с. 237].

К счастью, таких музеев военно-промышленных предприятий в России не так много. В большинстве своем наблюдается обратная тенденция. Военные предприятия гордятся своей трудовой историей, стараясь интересно и современно ее представить обществу. Замечательным примером служит музей судостроительного предприятия «Севмаш». Сам завод существует с 1939 года и на сегодняшний день является крупнейшим в России судостроительным комплексом и единственной верфью в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ.

Фонд музея насчитывает несколько тысяч единиц хранения. Музейные коллекции включают в себя материалы по истории и строительству завода и города. Кроме того, экспозиции рассказывают об истории военно-морского флота и строительстве надводных кораблей, судов и подводных лодок на заводе с 1942 года по настоящее время. Количество тем для выставок в музее многочисленно, они отражают такие вехи компании, как персоналии, трудовые династии, и рассказывают о ветеранах Великой Отечественной войны. Музей, как и завод, гордится своими советскими корнями и боевыми заслугами, поэтому память о СССР на предприятии чтят и охраняют очень ревностно.

Музей насчитывает 4 зала: истории, трудовой славы, судостроения и военно-технического сотрудничества. Отдельный зал — для просмотра видеофильмов по истории флота и «Севмаша», проведе-

ния встреч учащихся с ветеранами войны и труда, и других различных мероприятий [4].

Следует отметить то, что в нашей стране с богатой боевой историей на военную промышленность всегда выделялось хорошее финансирование. Многие военно-промышленные предприятия имеют лучшее современное оборудование, что также немаловажно для нынешнего технического общества, т. к. данные предприятия выпускают не только военную, но и гражданскую продукцию. Заводам оборонно-промышленного комплекса запрещено выпускать товар невысокого качества, ориентируясь в первую очередь на потребности передовых, наукоемких отраслей. Данное направление в развитие позволяет ориентироваться на потребности таких сфер, как медицина, энергетика, авиа- и судостроение, космос, информационные технологии. Несмотря на военную направленность, промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса поддерживают наше общество на высоком научно-техническом уровне. А музеи военно-промышленных предприятий активно помогают это популяризировать [7].

В заключение всего вышесказанного можно с уверенностью заявить, что музеи военно-промышленных предприятий играют не последнюю роль для развития военных заводов и фабрик. Благодаря деятельности музеев сами военно-промышленные предприятия становятся ближе к социокультурной среде. Проводя научную, просветительскую и образовательную деятельность, они показывают, насколько важна их отрасль и продукт в жизни современного общества. Военно-промышленные предприятия, используя самые современные технологии, дают импульс для развития многих других производств мирной продукции. Именно данный тип промышленных предприятий ревностно оберегает свои трудовые традиции, вкладываясь в развитие своих работников.

Военное дело всегда было финансово выгодно, поэтому конкуренция среди военной промышленности очень высока. Предприятиям требуются высококвалифицированные специалисты, успешные сотрудничества с другими лидирующими военно-промышленными компаниями и высокое качество выпускаемой продукции. Поэтому именно здесь для музеев открываются новые возможности, а также малоизученные роли бизнес-объекта и бренда компании, которые

способны не только презентовать и актуализировать историю предприятия, но и продать выпускаемый продукт. Кроме того, данное направление способствует поиску высококвалифицированных специалистов и инвесторов, созданию успешного конкурентоспособного имиджа не только для своего предприятия, но и для региона и в целом для страны.

Библиографический список

1. Белоусов А. Турист в каске // Эксперт Урал. 1995—2018. № 28. URL: http://expert.ru/ural/2015/28/turist-v-kaske/ (дата обращения: 22.02.2018).

2. Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: [коллектив. моногр.] / авт., сост., ред. Н. А. Кривич, ред. В. А. Рабош, ред. Л. В. Никифорова. СПб.: Астерион, 2011. 383 с.

3. Минобороны раскрыло объем гособоронзаказа на 2017 год // элек. пер. изд. «Лента.Ру». 1999—2018. URL: https://lenta.ru/news/2017/02/21/ oboronzakaz/ (дата обращения: 21.02.2018).

4. Музей судостроительного предприятия «Севмаш» // соц. портал «LiveJournal». 1999—2018. URL: https://kuleshovoleg.livejournal.com/402904. html (дата обращения: 23.02.2018).

5. Переход к постиндустриальной цивилизации // История книги. 2018. URL: http://maxbooks.ru/worhi1/histos73.htm (дата обращения: 22.02.2018).

6. Промышленные музеи как особенности культурной среды Петербурга // инф. портал «Первый Канал — Санкт-Петербург». 2003—2018. URL: http://www.1tvspb.ru/event/Promishlennie_muzei_kak_osobennosti_kul_ turnoj_sredi_Peterburga/ (дата обращения: 22.02.2018).

7. Путин запретил «делать сковородки» на военных предприятиях // Информационный портал «Кубань 24». 2016—2018. URL: http://kuban24.tv/ item/putin-zapretil-delat-skovorodki-na-oboronno-promyshlennyh-predpriyati-yah-157295 (дата обращения: 22.02.2018).

8. Рычагов М. Оборонка на подъеме: российские военные заводы модернизируют производство // ТРК ВС РФ «Звезда». 2014—2018. URL: https:// tvzvezda.ru/news/opk/content/201603021133-wnqn.htm (дата обращения: 21.02.2018).

9. Тульский государственный музей оружия // Тульский государственный музей оружия. 2013—2018. URL: http://www.museum-arms.ru/ (дата обращения: 22.02.2018).

References

1. Belousov A. Turist v kaske [Tourist in the helmet]. Expert Ural. 1995— 2018, no. 28. Available at: http://expert.ru/ural/2015/28/turist-v-kaske/ (accessed 22.02.2018).

2. Kul'turologicheskaya ekspertiza: teoreticheskiye modeli iprakticheskiy opyt: kollektiv. monogr. [Cultural expertise: theoretical models and practical experience, collective. monogr.], aut., comp., ed. N.A. Krivich, ed. V.A. Rabosh, ed. L.V. Nikiforova. St. Petersburg, Asterion, 2011, 383 p. (in Russ.).

3. Minoborony raskrylo ob»yem gosoboronzakaza na 2017god [The Ministry of Defense disclosed the volume of state defense order for 2017]. «Lenta.Ru», 1999—2018. Available at: http://lenta.ru/news/2017/02/21/oboronzakaz/ (accessed: 21.02.2018).

4. Muzey sudostroitel'nogo predpriyatiya «Sevmash» [Museum of the shipbuilding enterprise «Sevmash»]. «LiveJournal». 1999—2018. Available at: http:// kuleshovoleg.livejournal.com/402904.html (accessed 23.02. 2018).

5. Perekhod k postindustrial'noy tsivilizatsii [Transition to post-industrial civilization]. Istoriya knigi — History of the book. 2018. Available at: http://max-books.ru/worhi1/histos73.htm (accessed 22.02.2018).

6. Promyshlennyye muzei kak osobennosti kul'turnoy sredy Peterburga [Industrial museums as features of the cultural environment of St. Petersburg]. Inform. portal «The First Channel — St. Petersburg». 2003—2018. Available at: http://www.1tvspb.ru/event/Promishlennie_muzei_kak_osobennosti_kul_turn-oj_sredi_Peterburga/ (accessed 22.02.2018).

7. Putin zapretil «delat' skovorodki» na voyennykh predpriyatiyakh [Putin forbade «making pans» at military enterprises]. Information portal «Kuban 24». 2016—2018. Available at: http://kuban24.tv/item/putin-zapretil-delat-skovoro-dki-na-oboronno-promyshlennyh-predpriyatiyah-157295 (accessed 22.02.2018).

8. Rychagov M. Oboronka na pod»yeme: rossiyskiye voyennyye zavody mod-erniziruyut proizvodstvo [Defense on growth: Russian military factories modernize production]. TRK VS RF «ZVEZDA». 2014—2018. Available at: https://tvzvez-da.ru/news/opk/content/201603021133-wnqn.htm (accessed 21.02. 2018).

9. Tul'skiygosudarstvennyy muzey oruzhiya /Tula State Museum of Weapons]. Tula State Museum of Arms. 2013—2018. Available at: http://www.museum-arms.ru/ (accessed 22.02. 2018).

Примечание: работа выполнена под руководством доктора культурологии, профессора А. М. Кулемзина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.