УДК 069:94(100)"1914/19"
А. С. Кудрец
Музеи Великой войны: проекты и перспективы
Великая война 1914-1918 гг. не могла не найти отражения в музейной практике. С начала войны в России велись работы по сбору трофеев и документов о ходе военных действий, а также по проведению выставок и даже созданию музеев. О большинстве этих проектов мы можем судить лишь по сохранившимся описаниям. После революции 1917 г. эта работа была приостановлена, поскольку в центре внимания коллекционеров и музейщиков оказались политические события. В советское время некоторые работы в данном направлении были продолжены, но тематика экспозиций стала заметно более узкой. Такой подход сформировал в отечественной и зарубежной историографии представление о Первой мировой войне как о войне «безликой», «забытой», «неизвестной». Несмотря на многочисленные проекты мемориализации, предложенные еще в годы войны, в настоящее время в России существует сравнительно мало музеев, экспозиции которых освещают военные действия 1914-1918 гг. Среди них следует назвать, в первую очередь, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, а также музей «Россия в Великой войне» в здании Ратной палаты. Одной из тенденций последних 20-25 лет стало возрождение памятных мест и создание музейных выставок и экспозиций, посвященных Первой мировой войне, в связи с чем особое внимание следует обратить на зарубежные военно-исторические музеи, их особенности экспонирования и взаимодействия с посетителями. В качестве наиболее ярких примеров военно-исторических музеев, освещающих события Великой войны 1914-1918 гг., рассмотрены Музей Великой войны в г. Мо и Музей Армии в Париже.
Ключевые слова: Первая мировая война, музеи, мемориализация, Ратная палата, музей Россия в Великой войне, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, трофейные комиссии, Музей Великой войны в Мо, Музей Армии, Дом Инвалидов
Anastasiya S. Kudrets Museums of Great War: projects and perspectives
The Great War 1914-1918 must have been presented in the museum expositions. Just after the beginning of the war, the organization of the first temporary exhibitions started in Russia. However, we know about these projects only from the documents, because they didn't survive the revolution of 1917. This activity was interrupted by the revolution, as the theme of political events had become more actual for the museum workers. Some projects dedicated to the Great War have been realized during the Soviet era, but their theme was much more limited than during the war, that is why the First World War has been presented «impersonal», «forgotten», «unknown» in Russian and foreign historiography. In spite of the numerous commemorative projects elaborated during the war, there are not enough museums with expositions dedicated to the WWI in Russia. The most known are: the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps and the museum «Russia in the Great War» in Ratnaja Palata. So that, the museumfication and the re-foundation of the memorial places of the Great War has become actual again in the last 20-25 years. That is why the experience of making the expositions and of communication with visitors in foreign museums must be used as an example in Russia. The expositions of two French museums -the Museum of the Great War in Meaux and the Museum of Army in Paris - are taken as the examples.
Keywords: First World War, museums, commemoration, Ratnaja Palata, museum Russia in Great War, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps, trophy commissions, Museum of Great War in Meaux, Museum of Army, Hotel des Invalides DOI 10.30725/2619-0303-2018-3-80-85
Великая война 1914-1918 гг. не могла не найти отражения в отечественной музейной практике. С самого начала войны в России велись работы по сбору трофеев и документов, свидетельствующих о ходе военных действий и о жизни на фронте, а также по проведению выставок и даже созданию первых музеев Великой войны. Сохранение памяти о Второй Отечественной (Великой) войне было вызвано, с одной стороны,
невероятным количеством жертв и масштабами военных действий, а с другой - возрастающей в обществе ролью музея как центра военно-патриотического воспитания, что было особенно характерно для столичных музеев [1]. Эта работа была прервана революционными событиями 1917 г. и тогда утратила свою актуальность.
Среди ряда отечественных публикаций, посвященных вопросам зарождения музей-
ных коллекций, а также мемориализации Первой мировой войны в России, необходимо выделить труды таких исследователей, как К. Пахалюк, М. Катагощина, Ю. Жердева, Т. Ильина, Д. Трошин. Наиболее подробно данная тема затронута в публикациях К. Пахалю-ка, посвященных изучению Первой мировой войны в общественной памяти и культурном пространстве России с 1914 по 2017 г. М. Ка-тагощина перечисляет ряд мемориальных проектов, появившихся и частично реализованных еще в ходе войны. Ю. Жердева обращается к опыту региональных военно-исторических музеев в годы войны на примере Самары. Тот же региональный аспект музеа-лизации Первой мировой войны отмечается в публикациях Д. Трошина, изучающего историю Музея Великой войны в Ратной палате и проекта мемориального комплекса на братском кладбище в Царском Селе. Т. Ильина исследует формирование музейных коллекций Петрограда в годы войны на примере Артиллерийского музея. Данные публикации носят преимущественно описательный характер, а также не лишены некоторых неточностей. Кроме того, довольно сложно проследить состав коллекций, их перемещения, сохранность и судьбу отдельных предметов, что может быть выявлено в ходе дальнейших исследований. Недостаточно освещена преемственность современных музейных экспозиций от выставок 1915-17 гг. Также не выявлено публикаций, сравнивающих экспозиции отечественных и зарубежных музеев, посвященные Первой мировой войне.
Тем более важным является выявление основных тенденций в формировании и экспонировании ранних музейных коллекций Первой мировой войны и изучение их отражения в современных отечественных музейных экспозициях на примере Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее - ВИМАИВиВС) и музея «Россия в Великой войне».
В годы войны сбор трофеев и документов для музеев и выставок вели параллельно две Трофейные комиссии: комиссия под руководством Петра Ивановича Белавенца, основанная в 1911 г., и комиссия Дмитрия Антоновича Скалона, созданная в 1916 г., Императорское Русское военно-историческое общество, Общество ревнителей истории, Военно-художественный отряд Императорской главной квартиры (1915-1916 гг., ученики Николая Семеновича Самокиша в Академии художеств) и некоторые частные коллекционеры, например Елена Андреевна Третьякова. Благодаря активной рабо-
те этих учреждений и отдельных собирателей были накоплены материалы, впоследствии включенные в фонды ряда отечественных музеев [2, с. 168-180].
Первая выставка «Война и наши трофеи» проходила в 1915 г. в Петрограде и пользовалась большим успехом. Среди прочего на ней были представлены собрания Николая II и Е. А. Третьяковой, предназначавшиеся для дальнейшего экспонирования в Ратной палате, которая была достроена только к концу 1916 г. Еще одна выставка трофеев - плавучая (Петроград - Астрахань) проходила в 1916 г., причем подготовкой и проведением этой выставки занимался Артиллерийский исторический музей [2, с. 168-180].
Также были выставки, посвященные медицинской тематике, например, в 1916 г. Об этом свидетельствуют фотографии с выставки протезов, опубликованные в журнале «Летопись войны» под названием «Состоящая под Высочайшим покровительством Ея императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны выставка искусственных конечностей (протезов) в Петрограде» (1916. 1 окт., № 111. С. 3-5).
Проводились и выставки работ художников, выезжавших на фронт в составе Трофейной комиссии: «передвижников», Товарищества художников, Общества русских акварелистов, Академии художеств [3, с. 13]. Кроме того, ряд выставок проходил не только в столице, но и в других городах, например, в Москве и Самаре [1].
Тематика первых выставок и музеев Первой мировой войны была необычайно широка и охватывала практически все стороны жизни общества: оружие и обмундирование, трофеи войны, военная медицина, развитие транспорта, образы войны в изобразительном искусстве и печатной продукции, истории героев и подвигов, повседневная жизнь в тылу, средства связи и т. д. [4]. Подобный охват характерен для современных зарубежных музеев, в которых затрагивается тема Великой войны, причем значительная часть этих музеев была создана уже после завершения военных действий [5].
Успех выставки «Война и наши трофеи» привел к идее открытия в Петрограде Музея Великой войны, который разместили в доме № 17 по 12-й линии Васильевского острова, где ранее находился частный особняк. Согласно сообщению и фотографиям, опубликованным в журнале «Летопись войны», «Открытие... в Петрограде Музея Великой войны, устроенного Императорским Обществом ревнителей истории», состоялось 9 октября 1916 г. (1916. 29 окт., № 115. С. 2). Позже музей был дополнен экспозицией о
революции 1917 г. Один из проектов предполагал также устройство музея революции в соседнем здании для расширения обеих экспозиций. В 1919-1920 гг. музей дважды перевозили, он перешел в ведение Наркомпроса, а после 1924 г. часть его собрания была передана Артиллерийскому музею [2, с. 210-211].
Артиллерийский исторический музей в Санкт-Петербурге (АИМ, ныне - ВИМАИВиВС) претерпел многочисленные закрытия и перемещения коллекций в период с 1914 по 1946 г., в связи с чем его собрание понесло значительные утраты. Тем не менее в экспозиции музея представлены предметы из перемещенных коллекций Трофейных комиссий, Музея Великой войны и Ратной палаты, а также ряда полковых музеев Санкт-Петербурга [6, с. 6-8]. В 1946 г. АИМ был вновь открыт, а его собрание существенно пополнилось. В экспозиции, посвященной Первой мировой войне, основной акцент был сделан на развитие вооружения и появление новых видов оружия, а также на революционное движение. В ней практически отсутствовали экспонаты, рассказывавшие о жизни солдат и офицеров на войне. Первая мировая война долгое время оставалась «безликой», об отдельных ее участниках почти не упоминалось. Ситуация начала меняться с конца 1980-х гг., когда в связи с появлением новых тем для исследования войны экспозиция стала дополняться. Постепенно в зале появились материалы из фондов Трофейной комиссии, переданные в музей еще в 1920-1930-е гг. [7].
В Царском Селе в здании Ратной палаты, специально строившейся для военно-исторической экспозиции, музей был открыт в 1917 г., но вскоре закрылся, и его коллекции были распылены по другим музеям и частично утрачены. Остался нереализованным замысел Николая II по созданию в Царском Селе мемориального комплекса, включавшего воинское братское кладбище, храм-памятник и музей [8]. Музей в Ратной палате вновь открылся лишь 5 августа 2014 г., и в настоящее время он является единственным в России государственным музеем Первой мировой войны [9]. Экспозиция музея построена вокруг наиболее значительных и ярких эпизодов Великой войны: возникновение театров военных действий, создание различных видов оружия, новые рода войск, подготовка противников к заключению сепаратного мира. Сейчас в расширенной экспозиции представлены разделы, посвященные Кавказскому фронту, национальным формированиям, Русскому экспедиционному корпусу, искусству и культуре военного времени, а также революционным событиям и выходу России из войны.
Интересно, что не все начинания, связанные с мемориализацией Первой мировой войны, были свернуты после революции 1917 г. Некоторые памятники и музеи продолжали существовать, хотя основная их тематика была связана, скорее, с политическими событиями, чем с военными действиями 1914-1917 гг. Так, в Петергофе на базе бывшей императорской резиденции была создана историко-бытовая экспозиция, включавшая в себя дворцово-пар-ковый ансамбль. Дополнением к ней стали два вагона бывшего царского поезда Николая II, не имевшие прямой связи с событиями войны. В годы советской власти Петергоф превращается в историко-бытовой музейный комплекс. Особое место в такой экспозиции неизбежно должны были занимать свидетельства крушения монархии, однако прямой связи с событиями Февральской революции музей не имел. Поэтому в 1929 г. наркомом путей сообщения музею были переданы два вагона царского поезда. В вагонах разместилась экспозиция «Война и падение самодержавия», посвященная правлению последнего русского царя, событиям Первой мировой войны и революции, а также аресту и убийству царской семьи. В таком виде экспозиция просуществовала до начала Великой Отечественной войны, в ходе которой вагоны получили серьезные повреждения и в 1950-е гг. были окончательно разобраны [10].
В работе петергофского музея в 19331935 гг. принимали участие сотрудники Артиллерийского музея, проводившие масштабную выставку стрелкового и химического оружия, а также бронетехники [11], приуроченную к 20-летию начала Первой мировой войны. Описание выставки вместе с подготовительными материалами по ее организации и проведению сохранились в архиве музея [12]. Эта выставка стала одним из ярких примеров освещения событий Первой мировой войны в советских музеях: с одной стороны, демонстрировались технические достижения начала века, с другой -всячески подчеркивалась отсталость России по сравнению с другими европейскими странами. В какой-то степени подобная подача материала характерна и для современных экспозиций: в Артиллерийском музее автомат Федорова 1916 г. представлен как пример более современного стрелкового оружия Первой мировой, который не нашел широкого применения «из-за экономической отсталости царской России» (как это указано в пояснительной табличке к автомату Федорова инв. № 9/7 в зале № 2 ВИМАИВиВС). Данная формулировка не может считаться объективной, поскольку массовому производству автомата помешала революция 1917 г. и по-
следовавший за ней развал армии [13]. Таким образом мы можем видеть преимущественно идеологизированную подачу в советских экспозициях, которая частично присутствует и в настоящее время.
Первая мировая война надолго была вытеснена из общественной памяти, и лишь отдельные мероприятия напоминали о героях Отечественной войны 1914-1918 гг. Лишь с конца 1980-х гг. на волне перестройки и распада СССР в обществе возрождается интерес к Первой мировой войне, затрагиваются вопросы сохранения памяти о ней, актуализируются события войны, возвращаясь к тенденциям, заложенным еще во время военных действий.
Отечественные музеи Первой мировой войны вновь появляются в 2000-е гг. Основным и практически неизменным составляющим любой военно-исторической экспозиции является оружие. Экспозициям по Первой мировой войне в этом плане повезло, так как большинство музейных коллекций в советское время демонстрировали развитие оружия. Начало XX в. стало важным этапом на пути к созданию современного оружия и бронетехники, который не мог быть вычеркнут из военной истории. Тем более, что значительная часть оружия Первой мировой использовалась затем в годы Гражданской войны. Эволюция оружия стала одной из основных тем экспозиций, освещавших события 1914-1917 гг.
Тема Первой мировой войны широко представлена в военно-исторических музеях Европы. Особенно следует выделить военно-исторические музеи Франции, опыт которых может быть использован при создании новых музеев в России. Для Франции Первая мировая война - одно из ключевых событий, занимающее особое место в истории и коллективной памяти: огромные потери, опустошенные территории и массовые разрушения придали этой войне значение Отечественной. Поэтому сразу после окончания военных действий в обществе зарождаются идеи увековечения памяти погибших. Поля сражений превращаются в места массовых захоронений как французских, так и немецких солдат. Правительство и общественные организации, в том числе объединения ветеранов войны, приступают к созданию музеев и музеефикации мест сражений. Большинство из них находится непосредственно на полях сражений Первой мировой и посвящены конкретным сражениям 1914-1918 гг., однако экспозиции охватывают весь ход войны, включая также действия на других фронтах, быт солдат, биографии отдельных участников войны, развитие техники и вооружения, транспорт и снабжение фронта, военную медицину, агитацию и т. д.
Наиболее полной является экспозиция Музея Великой войны в городе Мо (Musée de la Grande Guerre). На сегодняшний день это крупнейший музей, посвященный Первой мировой войне. Начало музею было положено французским историком и коллекционером Жаном-Пьером Верне (Jean-Pierre Verney). Он открылся в 2011 г. в современном здании. Музей имеет насыщенную современную экспозицию, доступную для восприятия разными категориями посетителей. Широко используются мультимедийные технологии, позволяющие погрузиться в атмосферу военного времени. Собрание музея, насчитывающее порядка 65 тыс. предметов и документов [5], охватывает не только традиционные для военно-исторических музеев оружие, форму, трофеи и технику, но также искусство, повседневную жизнь на фронте и в тылу, военную медицину, участие женщин в войне. Ход войны представлен максимально подробно, хотя наибольшая часть представленных материалов посвящена военным действиям на территории Франции. В экспозиции музея есть и материалы о действиях на Восточном фронте, в частности фотографии М. Л. Бочкаревой и ее «женского батальона смерти». Один из наиболее примечательных разделов - диорамы-реконструкции французской и немецкой траншей, в точности воспроизводящие обстановку позиционной войны и атрибуты солдатской жизни. Экспозиция обширна и разнообразна. Музей проводит различные интерактивные мероприятия, выставки, концерты, лекции, участвует в «Ночи музеев», что способствует его популяризации и привлечению посетителей самых разных категорий. Большое внимание музей уделяет му-зейно-педагогической работе, в первую очередь с детской и школьной аудиторией: в основной экспозиции есть специально отведенное пространство для детских занятий.
Музей Армии (Musée de l'Armée) в парижском Доме Инвалидов является одним из крупнейших и наиболее известных военно-исторических музеев. Музей был создан на рубеже XIX-XX в., и в годы Первой мировой войны его собрание пополнялось поступлениями с театров военных действий. В настоящее время один из основных разделов музея занимает экспозиция, посвященная обеим мировым войнам [14]. Она включает также материалы Франко-прусской войны (1870-1871 гг.), ставшей одной из предпосылок Первой мировой. По сравнению с Музеем Великой войны, экспозицию можно назвать менее разнообразной, основную ее часть составляет оружие, форма, агитационные материалы, поскольку в собрании музея значительная роль отводится именно оружейной коллекции.
Тем не менее нельзя не отметить информативность экспозиции. Так же как и в Музее Великой войны, в экспозиции присутствуют материалы об участии России в войне.
Для обоих упомянутых выше музеев характерно широкое применение информационных технологий, в том числе адаптированных к потребностям иностранных туристов, детской аудитории и посетителей с ограниченными возможностями. Работа дизайнеров позволила создать насыщенные и интересные экспозиции с большим количеством дополнительных материалов, благодаря чему музеи привлекают широкую аудиторию с самыми разными интересами и потребностями. Тема войны раскрывается с разных ракурсов и преподносится максимально доступно. Очень важны различные музейно-пе-дагогические формы, применяемые в работе музеев: концерты, лекции, конференции, памятные акции, занятия для детей. Ежегодно музеи выпускают планы мероприятий, ведут оповещение в Интернете, в том числе в социальных сетях.
В то же время военные музеи все больше стремятся к широкой подаче материала и представлению войны как комплексного явления, охватывающего все стороны общественной жизни. Подобное отражение исторических событий дает возможность погрузиться в атмосферу военных действий и лучше ознакомиться с историей. Следует также отметить универсальность подобного способа представления: он уравнивает и победителей, и проигравших [15].
Уже начальные музейные собрания, посвященные Первой мировой войне, стремились к максимально полному и подробному освещению хода военных действий, развития техники и вооружения, роли отдельных участников войны, влияния войны на общественную и культурную жизнь. В формировании рассматриваемых музейных собраний лежат истоки современного подхода к комплексному изучению военных конфликтов - не только собственно военного аспекта, но и жизни общества, индивидуализированному восприятию войны. Поскольку значительная часть собранных в годы войны предметов была утрачена, а документы не отражают в полной мере эти утраты, мы не имеем возможности оценить состав коллекций. Тем не менее, исходя из архивных документов, можно судить о замысле коллекционеров и создателей музеев: собранные ими материалы должны были максимально подробно раскрыть изменения общественной и культурной жизни в России, дать представление об участии союзников и противников, их оружии и технике.
Зарубежные военно-исторические музеи, посвященные Первой мировой войне, как пра-
вило, отличаются насыщенными современными экспозициями, использованием выразительных средств и адаптацией под потребности людей с ограниченными возможностями. Примечателен широкий охват тем, представленных в экспозициях: практически все сферы общественной жизни в годы войны, изменения на фронте и в тылу, предвоенное и послевоенное общество, медицина, миграция, политическая жизнь и т. д. При создании экспозиций, посвященных Первой мировой войне, необходимо следовать зарубежным примерам: представить войну как комплексное и многогранное явление, затронувшее все стороны жизни общества, использовать различные выразительные средства и информационные технологии, сделать экспозицию максимально доступной для разных категорий посетителей. На примере музея в Ратной палате можно говорить о том, что и отечественные музеи постепенно приближаются к максимально полной и всесторонней концепции представления войны в экспозиции, однако на сегодняшний день экспозиция музея при всей ее уникальности все же не отличается оригинальностью и заметно уступает экспозициям упоминавшихся выше зарубежных музеев.
Преобразования отмечаются в работе ряда других отечественных музеев и при проектировании временных выставок. Наметившиеся тенденции в работе музеев позволяют выразить надежды на их дальнейшее совершенствование, а также на реализацию новых проектов, посвященных Первой мировой войне.
Список литературы
1. Жердева Ю. А. Музеализация Великой войны: региональная история // Человек и общество в условиях войн и революций: материалы II всерос. науч. конф. / под ред. Е. Ю. Семеновой. Самара: Самар. гос. ун-т, 2015. С. 181-187.
2. Ильина Т. Н. Герои Великой войны 1914-1918: материалы Трофейной комис. в собр. Воен.-ист. музея артиллерии, инженер. войск и войск связи. Москва: Кучково поле, 2014. 504 с.
3. Первая мировая война 1914-1918: кат. выст. Санкт-Петербург: Рус. музей, 2014. 224 с.
4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2168. Оп. 1. Д. 18. Л. 1-2.
5. Musée de la Grande Guerre. URL: https: // museedela-grandeguerre. eu (дата обращения: 17.07.2018).
6. Военно-исторический музей артиллерии и инженерных войск: крат. путеводитель / под. ред. А. А. Бумагина. 4-е изд. Ленинград: Воен.-ист. музей артиллерии и инженер. войск, 1964. 232 с.
7. Ильина Т. Н. Боевая подготовка артиллеристов 1861-1917 гг. в экспозиции музея: экспозиционный образ в музейной коммуникации // Сборник исследований и
материалов / Воен.-ист. музей артиллерии и инж. войск и войск связи. Ленинград, 1990. Вып. 5. С. 179-195.
8. Концепция создания мемориального комплекса Царскосельского братского кладбища героев Первой мировой войны у Казанского кладбища г. Пушкина (Царского села). URL: http: // pushkin-town. net (дата обращения: 17.07.2018).
9. Музей забытой войны // Музей. 2014. № 12. С. 42-45.
10. Бондарев С. В. Довоенный Петергоф: музейная миссия и государственная идеология // Вестн. С.-Петерб. ун-та. История. 2016. № 4. С. 124-142.
11. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 3р. Оп. 5. Д. 3.
12. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 3р. Оп. 5. Д. 4.
13. Чумак Р. Н. Рождение легенды: на пути к АК-47: обзор хода и результатов создания в СССР автоматов под 7,62-мм патрон промежуточной мощности в 1943-1949 гг. // Бомбардир. 2017. № 27. С. 13-22.
14. Musée de l'Armée. URL: http: // musee-armee. fr (дата обращения: 17.07.2018).
15. Штеблер В. Война в экспозиции // Музей. 2014. № 9. С. 46-50.
References
1. Zherdeva Yu. A. Musealization of Great war: regional history. Semenova E. Yu. (ed.). Man and society in context of wars and revolutions: proc. of 2nd All-Russ. sci. conf. Samara: Samara State Univ., 2015. 181-187 (in Russ.).
2. Il'ina T. N. Heroes of Great war 1914-1918: materials of Trophy Commiss. in colle. of Milit.-Hist. Museum of Artillery, Engineering Troops and Communication Troops. Moscow: Kuchkovo pole, 2014. 504 (in Russ.).
3. World War I 1914-1918: exhib. cat. Saint Petersburg: Russ. Museum, 2014. 224 (in Russ.).
4. Central State Historical Archive of Saint Petersburg. F. 2168. Op. 1. N. 18. 1-2 (in Russ.).
5. Musée de la Grande Guerre. URL: https: // museedela-grandeguerre. eu (accessed: July 17. 2018).
6. Bumagin A. A. (ed.) Military-Historical Museum of Artillery and Engineering Troops: short guide. 4th ed. Leningrad: Milit.-Hist. Museum of Artillery and Engineering Troops, 1964. 232 (in Russ.).
7. Il'ina T. N. Combat training of artillery 1861-1917 in Museum: exhib. image in museum of communication. Collection of research and materials / Milit.-Hist. Museum of Artillery, Engineering Troops and Communication Troops. Leningrad, 1990. 5, 179-195 (in Russ.).
8. Concept of creating memorial complex of Tsarskoye Selo Brotherly Cemetery of Heroes of World War I at Kazan cemetery in Pushkin (Tsarskoye Selo). URL: http: // pushkin-town. net (accessed: July 17. 2018) (in Russ.).
9. Museum of forgotten war. Museum. 2014. 12, 42-45 (in Russ.).
10. Bondarev S. V. Pre-war Peterhof: museum mission and state ideology. Vestn. of Saint Petersburg Univ. History. 2016. 4, 124-142 (in Russ.).
11. Archive of Military-Historical Museum of Artillery, Engineering Troops and Communication Troops. F. 3p. Op. 5. N. 3 (in Russ.).
12. Archive of Military-Historical Museum of Artillery, Engineering Troops and Communication Troops. F. 3p. Op. 5. N. 4 (in Russ.).
13. Chumak R. N. Birth of legend: on way to AK-47: rev. of progress and results of Soviet machine under 7.62-mm cartridge intermediate power in 1943-1949. Bombardir. 2017. 27, 13-22 (in Russ.).
14. Musée de l'Armée. URL: http: // musee-armee. fr (accessed: July 17. 2018).
15. Shtebler V. War in exhibition. Museum. 2014. 9, 46-50 (in Russ.).