Научная статья на тему 'Корпоративные музеи Санкт-Петербурга как аттракторы притока деловых туристов'

Корпоративные музеи Санкт-Петербурга как аттракторы притока деловых туристов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ / CORPORATE MUSEUM / АТТРАКТОР / ATTRACTOR / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / BUSINESS TOURISM / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION MECHANISM / КРИТЕРИИ / CRITERIA / РЕЙТИНГ / RATING / КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ / KEY PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыбаль Михаил Александрович

Интеграция музеев в туристскую индустрию является актуальным на-правлением развития деловых встреч, экономически выгодных и для ком-мерциализации музейной деятельности, и для притока туристов в регион.В статье исследуется понятие аттрактора на примере корпоративных от-раслевых музеев. Деятельность аттракторов рассматривается как меха-низм привлечения деловых туристов к взаимодействию и сотрудничеству.Выделены факторы привлекательности корпоративных музеев для дело-вых туристов и предложены критерии экспертной оценки аттракторов.Установлен рейтинг популярности корпоративных музеев, сформирован-ный по признаку их отраслевой принадлежности. Приведены формы и целивзаимодействия аттракторов деловой активности с бизнес-туристами.Сформулированы ключевые принципы аттракторов деловой активности,сконцентрированные в потенциале отраслевых корпоративных музеев.Выявлены проблемы взаимодействия аттракторов с деловым туризмом ипредложены способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MUSEUMS OF SAINT-PETERSBURG AS THE ATTRACTORS OF THE INFLUX OF BUSINESS TRAVELERS

Integration of museums into the tourist industry is an important issue for thedevelopment of business meetings, economical for commercialization of Museumactivities and for attracting tourists to the region. The paper explores the notion© Дыбаль М. А., 2016.ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2016 93 Инновационное развитие экономики и социально-культурной сферыof attractor on the sample enterprise industry museums. The activity of attractors is considered as a mechanism to attract business tourists to interaction and cooperation. It characterises factors of the attractiveness of corporate museums for business travelers, and proposed criteria of expert assessment of the attractors. It installs the popularity ranking of corporate museums, formed on the basis of their industry sector. And it gives the form and purpose of the interaction of attractors of business activity with business tourists. Also it formulates key principles of attractors of business activity concentrated in the potential industry corporate museums. And it identifies problems of interaction of attractors with business tourism and the suggested solutions.

Текст научной работы на тему «Корпоративные музеи Санкт-Петербурга как аттракторы притока деловых туристов»

КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК АТТРАКТОРЫ ПРИТОКА ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ

CORPORATE MUSEUMS OF SAINT-PETERSBURG AS THE ATTRACTORS OF THE INFLUX OF BUSINESS TRAVELERS

УДК 338.48

ДЫБАЛЬ Михаил Александрович

доцент кафедры рекреации и туризма Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

DYBAL, Mikhail Aleksandrovich

Associate Professor at the Recreation and Tourism, the Saint-Petersburg State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

Интеграция музеев в туристскую индустрию является актуальным направлением развития деловых встреч, экономически выгодных и для коммерциализации музейной деятельности, и для притока туристов в регион. В статье исследуется понятие аттрактора на примере корпоративных отраслевых музеев. Деятельность аттракторов рассматривается как механизм привлечения деловых туристов к взаимодействию и сотрудничеству. Выделены факторы привлекательности корпоративных музеев для деловых туристов и предложены критерии экспертной оценки аттракторов. Установлен рейтинг популярности корпоративных музеев, сформированный по признаку их отраслевой принадлежности. Приведены формы и цели взаимодействия аттракторов деловой активности с бизнес-туристами. Сформулированы ключевые принципы аттракторов деловой активности, сконцентрированные в потенциале отраслевых корпоративных музеев. Выявлены проблемы взаимодействия аттракторов с деловым туризмом и предложены способы их решения.

Ключевые слова: корпоративный музей, аттрактор, деловой туризм, механизм взаимодействия, критерии, рейтинг, ключевые принципы.

Аbstract.

Integration of museums into the tourist industry is an important issue for the development of business meetings, economical for commercialization of Museum activities and for attracting tourists to the region. The paper explores the notion

© Дыбаль М. А., 2016.

of attractor on the sample enterprise industry museums. The activity of attractors is considered as a mechanism to attract business tourists to interaction and cooperation. It characterises factors of the attractiveness of corporate museums for business travelers, and proposed criteria of expert assessment of the attractors. It installs the popularity ranking of corporate museums, formed on the basis of their industry sector. And it gives the form and purpose of the interaction of attractors of business activity with business tourists. Also it formulates key principles of attractors of business activity concentrated in the potential industry corporate museums. And it identifies problems of interaction of attractors with business tourism and the suggested solutions.

Key words: corporate Museum, attractor, business tourism, interaction mechanism, criteria, rating, key principles.

Деловой туризм в настоящее время является одним из наиболее востребованных видов туризма, отличаясь внесезонным характером его организации, многообразием форм туристских мероприятий, эффективной ценовой политикой, регулирующей спрос и предложение туристских услуг в данной сфере [1].

Посещаемость музеев субъектов Российской Федерации формируется преимущественно за счет туристического потока, а не за счет интереса жителей региона [2].

По оценке петербургских компаний, в 2015 г. объем рынка деловых встреч в России составил порядка 10-15 млрд руб. Общая емкость конгрессно-выставочного рынка Санкт-Петербурга оценивалась в пределах 3-3,5 млрд руб. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме рынка конгрессно-выставочных услуг России составила 21-30% [3]. Причем, если в условиях глобального финансового кризиса общее количество въездных путешествий в отчетном году сократилось на 20%, то динамика деловых мероприятий сохранилась на уровне прошлых лет.

Для увеличения притока деловых туристов необходимо исследовать новые возможности туристско-рекреационных аттракторов - объектов туристской привлекательности [4].

Как следует из определения, данного авторами учебного пособия [5], туристско-рекре-ационные аттракторы представляют собой объекты, расположенные на конкретной территории, обладающие свойствами (ресурсами), особо привлекательными для туристов;

формируют цель посещения туристов, удовлетворяя их потребности.

Аттракторами рекреационных ресурсов или предметами интереса деловых туристов могут быть корпоративные отраслевые музеи - экспонаты выставок музейных ценностей, имеющих историческое, культурно-познавательное, научно-техническое, прикладное значение. Каждый из этих музеев может стать научно-просветительским центром отраслевого развития (рисунок 1).

Рисунок 1

Информационные потоки («-*) взаимодействия деловых туристов с аттракторами -отраслевыми корпоративными музеями

Одна из основных целей корпоративного музея как аттрактора делового туризма - быть брендом конкретного предприятия отрасли, позиционировать уникальную историю соз-

дания предприятия отрасли, освещать современное текущее состояние и модели перспективного развития определенного вида бизнеса предприятия, отрасли, региона в целом.

Экскурсии по экспозициям корпоративных отраслевых музеев будут демонстрировать потенциальным партнерам и заказчикам уникальные реализованные проекты, созданные научными кадрами и специалистами предприятий отрасли, влияя таким образом на развитие взаимовыгодных долгосрочных отношений.

Санкт-Петербург по количеству музеев занимает ведущее место в России, а история музейного дела насчитывает более 300 лет. В настоящее время в городе функционирует более 200 объектов историко-культурного наследия, из них в составе корпоративных отраслевых музеев выделяются научно-технические, естественнонаучные, ведомственные (заводские) музеи [6], (рисунок 2).

В составе корпоративных отраслевых музеев выделяются музеи федерального уров-

ня, которым обеспечивается финансовая поддержка из государственного бюджета, и ведомственные музеи, функционирующие за счет средств частных инвесторов - посетителей музеев, но в основном - за счет средств предприятий, на базе которых они создаются.

Корпоративный ведомственный музей, как правило, не имеет официального статуса музея, так как является структурным подразделением предприятия. Отсутствие юридической самостоятельности ведомственных музеев несет в себе определенные риски и создает особые условия функционирования. Как известно, деятельность корпоративного музея требует соблюдения определенных параметров хранения и использования музейных ценностей (температурного режима, определенной влажности атмосферного воздуха, уровня освещенности музейных помещений и экспозиций и т. п.), что сопровождается ростом расходов на содержание музея, повышая текущие издержки предприятия. В условиях финансового кризиса (в целях всеобщей эко-

Ключевые корпоративные отраслевые музеи Санкт-Петербурга

Научно-технические

Метрологический музей, Центральный музей связи им. А. С. Попова, Музей истории энергетики Северо-Запада России, Музей воды ГУП Водоканал СПб., Музей «Дамба» Комплекс защитных сооружений СПб.

Естественнонаучные

Метеорологический музей им. А. И. Воейкова, Центральный геологоразведочный музей им. Ф. Чернышева, Музей истории Русского географического общества, Военно-медицинский музей, Музей гигиены СПб.

Ведомственные

Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи» АО «Объединенная судостроительная корпорация», Музей АО «Балтийский завод», Музей истории АО «Штурманские приборы», Музей истории Обуховского завода, Музей истории Ленинградского Металлического завода «Силовые машины», Музей истории и техники Кировского завода, Музей истории АО «Ижорские заводы»

Рисунок 2

Классификация ведущих корпоративных отраслевых музеев Санкт-Петербурга, представляющих интерес для бизнес-туристов

номии ресурсов) предприятие заинтересовано в сокращении расходов на содержание корпоративного музея, что соответственно приведет к уменьшению численности музейных работников, фондов хранения музейных ценностей. Нестабильная финансовая ситуация или смена собственника предприятия могут привести к уничтожению музейной коллекции и даже к закрытию ведомственного музея. Кроме того, в соответствии с действующим налоговым законодательством корпоративные музеи, как структурные подразделения предприятия, влияют на увеличение налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество, налога на прибыль и другие налоги, что снижает заинтересованность предприятий в финансовой поддержке ведомственных музеев. В этих условиях особый интерес представляет развитие коммерческой деятельности ведомственных музеев, на базе которых можно проводить деловые встречи, новые выставки, конференции, внедряя профессионально-ориентированные образовательные программы, используя при этом музейные исторические ценности, оборудование, площади, интернет-ресурсы. Рост услуг корпоративных музеев положительно отразится на рекламной деятельности компании и создаст условия для дополнительного источника дохода предприятия. Таким образом, ведомственный музей, вследствие развития деловых отношений с бизнес-туристами, может стать экономическим аттрактором для предприятия. Механизм взаимодействия аттракторов и деловых туристов представлен на схеме, рисунок 3.

К основным факторам привлекательности корпоративных музеев для деловых туристов следует отнести:

1) наличие уникальных и оригинальных экспонатов, информация о которых отличается профессиональной полезностью и может трансформироваться в новые проекты, изобретения, технологии;

2) использование музейных экспозиций в организации деловых встреч с целью обмена опытом, получения дополнительных знаний, навыков, умений;

3) информационное обслуживание, представленное в форме экскурсионных услуг, и

сопутствующая рекламная продукция (фотоэкспозиции, аудио-видеопрезентации) способствуют развитию деловых мероприятий, расширению круга общения, привлечению новых бизнес-туристов;

4) транспортная доступность и географическое местоположение музея (в центре города, в исторических местах либо в отдаленных от центра районах) влияют на организацию деловых встреч и выбор место встречи;

5) современная материально-техническая база музея, нацеленная на создание инфраструктурных объектов, обеспечивающих общественное питание (кафе, рестораны), кино и аудиозалы, средства печати, интернет-ресурсы и другие сервисные услуги, повышает уровень обслуживания деловых туристов;

6) инвестиционная составляющая аттракторов деловой активности, влияющая на развитие потенциала корпоративных музеев, обеспечивает дополнительный приток деловых туристов в регион. При этом бизнес-туристы выступают в роли инвесторов, формируя финансовую базу корпоративных музеев.

Рисунок 3

Механизм взаимодействия аттракторов и деловых туристов

Для получения рейтинговой оценки привлекательности корпоративных музеев с позиции деловых туристов автором работы сформированы критерии и приоритетность оценки аттракторов (таблица 1). Для этой цели исполь-

зовался метод опроса и анкетирования туристов, прибывших в четвертом квартале 2015 г. для деловых целей в ведущие бизнес-центры Санкт-Петербурга. Экспертным путем установлены весовые коэффициенты, которые придают важность, значимость, (приоритетность)

определенным критериям оценки. Полученные оценки умножаются на вес соответствующего критерия. Таким образом, установлен рейтинг популярности корпоративных музеев, сформированный по признаку их принадлежности к той или иной отрасли (рисунок 4).

Таблица 1

Критерии экспертной оценки привлекательности корпоративных музеев для делового туризма Санкт-Петербурга

№ п/п Критерии оценки Приоритетность оценки

1 Позитивный имидж компании 0,2

2 Информационная открытость музея 0,05

3 Наличие современных мультимедийных технологий 0,1

4 Узнаваемый бренд музейных экспозиций 0,05

5 Свободное (без специальных разрешений) посещение музея 0,2

6 Транспортная доступность 0,1

7 Полезные для развития бизнеса музейные экспозиции 0,2

8 Высокий профессиональный уровень экскурсионного обслуживания 0,1

Итого 1

Судостроение Машиностроение Энергетика. Связь Экология Медицина

39

495

57

10

670

100

200

300 400

частота

500

600

700

800

6

0

Рисунок 4

Рейтинг отраслевой принадлежности наиболее востребованных корпоративных музеев Санкт-Петербурга

Как показали результаты проведенных исследований, на первом месте по количеству деловых туристов, посетивших корпоративные музеи, находится медицина, на втором - музеи экологической направленности, на третьем месте - музеи энергетики и связи; завершают пятерку наиболее популярных корпоративных ведомственных музеев - музеи промышленных предприятий машиностроения и судостроения.

Наибольшее влияние на рейтинг музеев медицинского направления оказали деловые туристы, использующие ресурсный потенциал Военно-медицинского музея и Музея гигиены Санкт-Петербурга. Научная база медицинских музеев во взаимодействии с бизнес-туристами трансформируется в новые направления медицинских исследований, развитие профессиональных компетенций, навыков и умений в сфере здравоохранения.

Объекты взаимодействия медицинских музеев с потребителями информации представлены на следующей схеме (рисунок 5).

В качестве инновационно-образовательных технологий на базе аттракторов деловой активности могут быть предложены программы в области модернизации медицинских организаций, обязательного и добровольного медицинского страхования, лекарственного обеспечения, применения современной медицинской техники и оборудования, организации дезинфекционной деятельности, а также вопросы законодательного и нормативно-

правового регулирования в медицине, международный опыт управления медицинскими услугами.

Второе место в рейтинге привлекательности корпоративных музеев занимают музеи экологической направленности: Музей воды ГУП Водоканал СПб. и Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга - Музей «Дамба». Аспекты взаимодействия делового туризма с корпоративными музеями экологического типа рассмотрены на схеме, рисунок 6.

На третьем месте в рейтинге наиболее популярных среди деловых туристов музеев находятся два научно-технических корпоративных музея - Центральный музей связи им. А. С. Попова и Музей истории энергетики Северо-Запада России. Каждый из музеев предлагает уникальные коллекции исторических и современных видов техники, приборов, представляющих особый интерес для бизнес-туристов. Так, на базе выставочных экспозиций Музея истории энергетики Северо-Запада России проходят деловые встречи по вопросам развития глобального энергетического рынка, международного сотрудничества в области проектирования и внедрения современных энергоустановок и высокотехнологичных АЭС. Участниками деловых встреч ведутся дискуссии по вопросам реконструкции действующих подстанций Санкт-Петербурга, снабжающих электроэнергией жилые дома и промышленные объекты города.

Аттракторы деловой активности

музеи медицины

Военно-медицинский музей

Музей гигиены Санкт-Петербурга

Деловое сообщество

Конференции (Conventios) образование, обмен информацией Выставки (Exhibitions) презентации, программы, экспозиции

Цели взаимодействия

Дополнительные знания, компетенции в развитие бизнеса

Рисунок 5

Аттракторы деловой активности на примере корпоративных музеев медицины и здравоохранения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аттракторы деловой активности музеи экологии Деловая среда (выставки, конференции, образование,

Музей «Дамба» - Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга Цели взаимодействия

Инновационные образовательные программы Обеспечение экологической безопасности на предприятии. Эксплуатация сооружений биологической очистки сточных вод. Организация экологического контроля, водоотведения, рекультивации нарушенных земель. Проектирование полигонов твердых бытовых отходов

Музей воды ГУП Водоканал Санкт-Петербурга

Рисунок 6

Модель взаимодействия корпоративных экологических музеев Санкт-Петербурга в целях развития делового туризма

Современное техническое оснащение Центрального музея связи им. А. С. Попова имеет возможности для проведения корпоративных и международных конференций, посвященных физическим основам и перспективам развития различных видов связи. Среди востребованных тематических программ: «Современные технологии. Особенности проектирования систем радиосвязи», «Волоконно-оптические линии и сети связи. Проектирование, изыскания, разрешительная документация, экспертиза».

В рейтинге наиболее посещаемых ведомственных музеев машиностроения и судостроения - Музей истории и техники Кировского завода, Музей истории АО «Ижорские заводы», Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи». На экскурсионном маршруте этих музеев представлены все этапы промышленного производства, демонстрируется высокий уровень профессионального мастерства сотрудников предприятий в сочетании с новыми технологиями производства и выпуском новой продукции для разных отраслей промышленности. Наиболее популярные тематические деловые встречи на базе музейных экспозиций представлены на схеме, рисунок 7.

Несмотря на перспективы развития взаимодействия аттракторов с деловым туризмом, существуют определенные проблемы, замедляющие этот процесс. К таким проблемам следует отнести:

1) отсутствие единой статистической базы данных о посещаемости корпоративных музеев за определенный календарный период, в том числе по видам посетителей, включая деловых туристов. В связи с этим рейтинг аттракторов постоянно меняется и во многом зависит от качества информации, его источника.

2) отсутствие современной законодательной базы, регламентирующей деятельность корпоративных музеев, что создает сложности в управлении объектами, в том числе при выборе и обосновании источника финансирования музея;

3) отсутствие государственного налогового регулирования и стимулирующей налоговой льготной политики в деятельности корпоративных музеев при формировании налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль, налога на имущество и других налогов;

4) отсутствие экономических стимулов развития корпоративных ведомственных музеев, деятельность которых в настоящий момент либо

Аттракторы деловой активности

музеи машиностроения и судостроения

Музей истории АО «Ижорские заводы»

Музей истории и техники Кировского завода

Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи»

Деловая среда

(выставки, конференции, образование, обмен информацией)

Цели взаимодействия

Инновационные образовательные программы:

Современные методы автоматизации технологических процессов и производств. Бережливое производство: от теории к практике. Опыт внедрения. Промышленная безопасность и охрана труда на предприятии.

Практика современного управления производством.

Управление качеством как инструмент достижения устойчивого успеха предприятия

Рисунок 7

Модель взаимодействия ведомственных музеев машиностроения и судостроения Санкт-Петербурга в целях развития делового туризма

убыточна, либо на грани покрытия убытков; рентабельность музейных услуг крайне низка;

5) отсутствие финансовых стимулов развития частно- инвестиционного партнерства между корпоративными музеями и деловыми бизнес-туристами;

6) отсутствие единой системы подготовки кадров музейных работников во взаимодействии с бизнес-партнерами.

Эти проблемы частично могут быть решены путем реализации принципов проектирования деловых встреч на базе использования аттракции - научного потенциала отраслевых корпоративных музеев (таблица 2).

Для усиления влияния корпоративных музеев в роли аттракторов делового туризма необходимо решить следующие задачи:

1) развивать информационную деятельность корпоративного музея путем использования административного ресурса региона для рекламы своих услуг, в том числе на международном уровне для привлечения деловых туристов;

2) развивать коммерческую деятельность корпоративного музея путем активизации проведения деловых мероприятий с использо-

ванием ценных музейных экспонатов, результатов научных и методологических исследований, свободных помещений, оборудования, интернет-ресурсов;

3) совершенствовать подготовку модераторов, экскурсоводов, способных к развитию взаимного сотрудничества с деловыми туристами;

4) вкладывать средства в развитие рекламы, мониторинга деловых встреч, создание актуальных интернет-ресурсов, международных контактов в свете взаимодействия корпоративного музея с бизнес-туризмом;

5) интегрировать информационные технологии российских корпоративных музеев в международное деловое бизнес-сообщество с целью обеспечения навигации деловым туристам и сквозному поиску объектов научного и культурного наследия в фондах различных институтов памяти, вступив в Международный совет музеев.

Реализация намеченных целей и задач позволит увеличить количество и качество аттракторов в бизнес-туризме, создаст экономические и финансовые условия и механизмы для успешного взаимодействия и развития.

100

№ 3

Таблица 2

Ключевые принципы аттракторов деловой активности

Наименование принципа Характеристика

Системность Рассматривает деловой туризм и корпоративные музеи как систему экономических отношений (коллективов людей, материальных и финансовых средств), связанных между собой общими целями и задачами, управляемых на основе единого информационного пространства. Принцип основан на оценке привлекательности корпоративных музеев для развития бизнеса и одновременно для использования бизнеса в инвестиционном проектировании корпоративных музеев

Целенаправленность Организация деловых встреч с применением современных музейных экспозиций, интерактивных форм общения и экскурсионных маршрутов посещения промышленных производств с целью выполнения специальных функций, в частности, изучения лучших практик, приобретения навыков в освоении новых технологий, методов производства, концентрации знаний и усилий в развитие конкретного направления бизнеса

Управляемость Организация управления деловыми мероприятиями на основе использования методов планирования, контроля, учета и регулирования деловых встреч во взаимосвязи с отраслевыми корпоративными музеями

Инновационность Внедрение инноваций в практику корпоративных музеев в направлении постоянного обновления музейных экспозиций, тематических выставок, использования современных мультимедийных технологий, уникальных коллекций виртуальных музеев. Реализация принципа способствует увеличению количества деловых мероприятий и бизнес-туристов

Непрерывность Регулярная, ритмичная организация деловых мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев в любое время года (вне учета сезонности туризма). Принцип обеспечивает равномерную загрузку корпоративных музеев и непрерывный процесс организации делового туризма

Планируемость Организация деловых мероприятий в определенные сроки и время с учетом особенностей функционирования отраслевых корпоративных музеев (заблаговременно резервировать конференц-залы, видеотехнику, продолжительность экскурсионного обслуживания и т. п.)

Привлекательность Планирование мероприятий посредством использования научного потенциала отраслевых корпоративных музеев с учетом пожеланий деловых туристов для создания значимых и запоминающихся впечатлений участников деловой встречи

Список литературы

1. Шарафанова Е. Е., Дроздова И. В., Дыбаль М. А. Деловой туризм в регионах Российской Федерации: монография. СПб.: СПбГУСЭ, 2011. 195 с.

2. Благова И. Ю. Влияние уровня социально-экономического развития региона на качество культурной жизни населения // Петербургский экономический журнал: 2016. № 1. С. 22-30.

3. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: www.http://gov.spb.ru (дата обращения: 01.04.2016).

4. Диманш Ф., Кальдито Л. Туризм в России. Руководство по управлению. Ховард Хаус. Соединенное Королевство: Изд-во «EmeraldGroupPublishingLimited», 2015. 458 с.

5. Дыбаль М. А. Территориальные туристско-рекреационные системы: учебное пособие / М. А. Дыбаль, Е. В. Викторова, Е. Е. Шарафанова. СПб.: Изд-во СпбГЭУ, 2016. 110 с.

6. Российская музейная энциклопедия. Официальный сайт. URL: www.museum.ru/ RME/ (дата обращения: 01.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.