Научная статья на тему 'Отраслевая наука и внедрение современных наукоемких технологий на предприятиях Сибири'

Отраслевая наука и внедрение современных наукоемких технологий на предприятиях Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
15
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевая наука и внедрение современных наукоемких технологий на предприятиях Сибири»

нами предложения выносятся на рассмотрение правительства.

Было бы ошибочно считать, что все решения МАСС остаются на бумаге. Наши предложения имеют под собой реальную почву, потому что вначале прорабатываются на местах, а затем формируются в крупные проекты. Например, в Кемерове был рассмотрен вопрос о проведении 3-й международной выставки вооружения, военной техники, сухопутных войск и конверсионной продукции "ВТТВ-Омск-99" в присутствии Е.М. Примакова. Это ускорило принятие решения по проведению выставки. В сентябре заседание совета МАСС состоится в Омске, на него будут приглашены члены правительства. Планируется рассмотреть роль оборонной промышленности, пути ее выхода из кризиса.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" на протяжении ряда лет вынашивала идею создания федеральной программы "Сибирь". В прошлом году подписано постановление правительства об утверждении этой целевой программы. В нем нашли отражение требования, которые были сформулированы в МАСС. Выступать отдельно трудно, а всем вместе легче. Поэтому МАСС как общественная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия необходима. По оценке наших коллег, в Омской области больше внимания уделяется и науке, и промышленности, принимается достаточно много интересных решений и постановлений, которые могут быть взяты за основу в Ассоциации.

Один из 20-ти координационных советов МАСС, возглавляемый Л.К. Полежаевым, со штаб-квартирой в Омске - координационный совет по промышленности и научно-технической политике. Итоги заседания этого совета, прошедшего 25-26 марта в очень конструктивном русле, являются продуктивным шагом в выработке научно-технической политики сибирских регионов. В период проведения выставки "ВТТВ-Омск-99" этот совет соберется вновь, заседание будет посвящено возрождению авиационной промышленности. Как известно, это наукоемкая отрасль. И, пользуясь случаем, я приглашаю научно-технический корпус авиаторов г. Омска принять участие в обсуждении этой темы. Объединив усилия сибирских регионов, согласуя и концентрируя научно-технические проекты, мы сможем добиться принятия кардинальных мер по подъему российской экономики, имея в виду,что в нынешних условиях нет альтернативы инновационному прути развития страны.

ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИБИРИ

В.И. Левченко

Вопрос о науке, в частности об отраслевой науке, является ключевым в возрождении, развитии и подъеме конкурентоспособного промышленного производства. Во всем мире научно-технический потенциал является решающим фактором конкурентоспособности стран. Результаты прикладных исследований являются национальным достоянием, имеющим стратегическое значение. И своим еще пока сохраняющимся положением великой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых. Наука и техника в мире развиваются стремительно, особенно в последние годы. Уже давно пройден тот рубеж, когда промышленное предприятие, освоив выпуск нового изделия, могло рассчитывать на его устойчивый выпуск в течение ряда лет или десятилетий.

Последние годы глубочайшей экономической катастрофы в нашей стране отвлекли промышленность от проблемы научно-технического прогресса. Общим для большинства предприятий является состояние глубокой стагнации. В наибольшей степени это проявляется у наукоемких предприятий. Зачастую имеет место заблуждение, что существующие предприятия после преодоления финансового кризиса смогут возродиться на прежних технологических принципах и продукции. На самом деле это не так. Мир ушел далеко вперед. И если не принимать мер по ликвидации усугубившегося научно-технического отставания, то у промышленности и у реального сектора экономики нет будущего. В связи с этим роль науки вообще, а особенно отраслевой науки, как непосредственно связанной с промышленностью, сейчас важна как никогда. Без научной поддержки, без инноваций промышленность конкурентоспособной не станет!

Есть уже достаточно много сильных, властных документов на эту тему: Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", постановление правительства "О концепции реформирования российской науки", указы Президента "О концепции пе-

рехода РФ к устойчивому развитию" и "Доктрина развития российской науки". В них провозглашена поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства.

Наука в России оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия реформаторских экспериментов носили наиболее деструктивный характер. Ассигнования на науку, вместо того чтобы возрастать, как этого требует логика развития цивилизации и упомянутой Доктрины, за годы реформ сократились в 15 раз и составляют сегодня 0,3% от ВВП. Нарастает угроза превращения России в отсталую в экономическом плане страну, фактически в поставщика сырьевых ресурсов. Страна утрачивает свою технологическую независимость, приходят в упадок научные школы и целые направления в разработке и производстве новых и перспективных видов техники.

Крайне недостаточное финансирование НИОКР не обеспечивает не то что обновления, но даже сохранения материально-технической базы науки.

Как субъект инвестиционной деятельности наука непривлекательна для коммерческих инвесторов, поскольку сами по себе НИОКР, разработки на стадии их создания - дело принципиально неприбыльное.

Имея исключительно высокое значение для развития промышленности и общества, современные научные исследования становятся все более дорогими. И это объективный процесс, т.к. уровень и сложность решаемых научных задач постоянно повышаются.

Для инвесторов гораздо выгоднее вкладывать средства в производство уже созданных кем-то изделий, часто заимствованных за рубежом, часто по принципу отверточной технологии. Это дает быстрый экономический эффект, но постепенно уничтожает остатки самостоятельности научно-промышленного потенциала и ставит страну в кабальную зависимость от внешнего мира.

В любой стране, претендующей на державность, а в нашей особенно, стержневую роль в научно-техническом прогрессе играет оборонный заказ. При сокращении расходов бюджетов на оборону всех без исключения развитых стран мира затраты на НИОКР растут - в США с 8 до 22%, во Франции - с 6 до 14%. У нас же положение с его финансированием неуклонно ухудшается! Казалось бы, предприятия, лишенные собственных оборотных средств, необходимо авансировать из бюджета на уровне 20-50% (на науку) для выполнения своих обязательств по государственному заказу. Аванс, однако, давно систематически не представляется. Переходящая задолженность погашается крайне неудовлетворительно. До сих пор не погашена задолженность за 1997 год, а финансирование 1998 года обозначено чисто символически.

Предприятия, поставленные государством в тяжелейшее положение, имеют огромные долги в бюджеты, во внебюджетные фонды, перед банками за пользование кредитами, взятыми, в том числе, для выполнения непроавансированного оборонного заказа, перед всеми и вся, подведены к банкротству.

Первый вице-премьер правительства Маслюков Ю.Д., выступая в феврале на парламентских слушаниях, назвал цифры - в федеральном бюджете предусмотрено 27.5 млрд. руб. на НИОКР и закупки вооружения. Из этих средств 3 млрд. руб. будет направлено на погашение задолженности предприятиям за выполненные работы по гособоронзаказу 1998 года. Возможно, из подоходного налога направят еще 4.2 млрд. руб. При этом он сделал предположение, что это позволит стабилизировать финансовое положение предприятий ВПК. Теперь посмотрим на другие цифры - долг перед предприятиями науки и промышленности за 98-й год по госзаказу -24.5 млрд. руб.- это почти равно всему заказу этого года. Долги предприятий составляют около 100 млрд. руб. Что же будут значить эти 3 и даже плюс 4 млрд. руб. на фоне такого бедствия?

Сложилась удручающая закономерность - чем выше уровень госзаказа на предприятии, а это имеет место на наиболее ценных предприятиях, тем тяжелее его положение.

Неоплата госзаказа в настоящее время - это, вольно или невольно, главный инструмент уничтожения отраслевой науки и оборонной промышленности.

А ведь проблема сохранения собственной науки, повышения эффективности использования собственных научных разработок - главнейший аспект государственной политики всех индустриальных стран.

Для России она имеет особое значение в связи с ее геополитической особенностью. Россия есть и должна быть индустриальной страной. Поэтому возрождение промышленности с опорой на собственные научно-технические достижения, на высокотехнологичной основе должно определять нашу дальнейшую жизненную перспективу.

Для этого, далее не откладывая, надо обеспечить создание условий не только для восстановления, но и для проведения догоняющей модернизации, т.е. обеспечения достижения экономикой России технологического уровня ведущих стран.

Региональный аспект проблемы

В условиях резкого сокращения финансирования из ФБ, деформированное™ межбюджетных отношений, проблема сохранения и наращивания научного потенциала региона в значительной степени перекладывается на плечи органов исполнительной власти субъектов РФ.

Впрочем, процесс экономической регионализации носит общемировой характер, имеет глубокие цивилизованные корни.

В нашей стране регионализация экономики приобрела особую актуальность после отказа от концепции -"страна - один большой завод". Перевод предприятий на самостоятельность и хозрасчет, резкое снижение роли и ответственности органов отраслевого управления вплоть до полного уничтожения отраслевых Министерств привели к тому, что, в первую очередь, оказались уязвимыми дальние межрегиональные кооперационные связи.

Большинство предприятий оказались отключенными от привычной кооперации, которая стала воссоздаваться в новой конфигурации.

Отсутствие протекционизма привело к тому, что отечественная промышленность, не готовая одномоментно к противостоянию с зарубежными конкурентами, оказалась под угрозой уничтожения. Тяжелейшие социальные последствия этого обрушились, прежде всего, на регионы, где живут и работают люди. Руководители регионов, вовремя понявшие гибельность пассивного наблюдения за происходящими процессами, стали активно разрабатывать и проводить в жизнь новую - региональную -экономическую политику, стремясь сохранить и перестроить в возможно полном объеме имеющийся в регионе научно-промышленный потенциал. Хорошим примером такой инициативной, творческой и настойчивой деятельности являются усилия Администрации нашей Омской области во главе с ее губернатором.

Это и представление интересов промышленности региона на федеральном уровне, это и координация работы предприятий в рамках региональных и межрегиональных научно-технических программ, это и поиск для предприятий нетрадиционных партнеров, это и прямая поддержка предприятий в трудный период.

Научные и промышленные организации Омской области высоко оценили такие инициированные региональной властью проекты диверсификации, как Программа "СибВПКнефтегаз", "РемТрансМаш-2005", программы освоения совместного с АЗЛК производства легковых автомобилей и многие другие. Войдя в труднейшее положение предприятий оборонного комплекса и осознавая, что именно они составляют ядро научно-промышленного потенциала, Администрация области в прошлом году приняла беспрецедентное по радикальности решение проблемы их задолженности в областной бюджет - все недоимки и пени отсрочены до 2000 года. А ведь можно было бы, наоборот, через чрезвычайную налоговую комиссию повести политику выжимания с предприятий, как правило федерального подчинения, так необходимых региональному бюджету средств.

Отраслевая наука, безусловно, имеет важное значение при разработке и реализации региональных научно-технических программ, но она нежизнеспособна без участия в общегосударственных и межгосударственных проектах. Такое участие, победа при конкурсных размещениях этих научных проектов, является, во-первых, мерилом состоятельности научной организации, а во -вторых, позволяет организовать мощную составляющую внешних инвестиций в регион, обеспечить дополнительную или даже основную загрузку расположенных здесь предприятий промышленности. Отраслевые НИИ - это, по существу, структурообразующие предприятия региона - они могут дать значительные заказы другим предприятиям.

До реформ не имело особенного значения, где расположены отраслевые НИИ и КБ - в европейской части

России или в Сибири, а где предприятия, выпускающие разработанные ими изделия. Теперь уже видно, что европейские научные организации оставляют новейшие разработки, в первую очередь, поближе к себе, на своих заводах. Это логично, так как региональная политика и у них имеет место, да и кооперация при этом поддерживается легче.

Вместе с тем постреформенный расклад таков, что имея колоссальные мощности промышленных предприятий на сибирских территориях, собственный потенциал отраслевых НИИ и КБ, расположенных здесь, недостаточен или недоиспользуется.

Роль региона, его органов управления могла бы заключаться в том, чтобы оказывать поддержку своим научным организациям в привлечении внешних экстерриториальных заказов на новые разработки с условием, что они будут обеспечивать, в первую очередь, загрузку собственной промышленности.

Как могла бы быть организована эта поддержка?

Конечно, лоббирование размещения заказов на НИ-ОКР федерального или межгосударственного значения -это невозможно, хотя в отдельных случаях не исключено. Здесь НИИ или КБ, участвуя в конкурсах на размещение заказов, должны использовать, в первую очередь, свои научно-технические достижения и таланты, чтобы в таких конкурсах побеждать. Но вот в содействии инвестиционной привлекательности НИИ и КБ для внешних инвесторов, под которыми я имею в виду и государственных, и негосударственных заказчиков, регион может сделать много.

Не секрет, что, когда в конкурсе на размещение федерального заказа на новые перспективные изделия участвует европейский НИИ и сибирский, при прочих равных условиях предпочтение отдается первому. Срабатывает фактор удаленности сибиряков и более высоких затрат. А проигрыш заказа на стадии НИОКР означает, как правило, что и его производство в регион не придет, причем, возможно, никогда.

Для компенсации потерь конкурентоспособности сибирских научных организаций - в силах региональных властей осуществить такие протекционистские меры, позволяющие понизить затраты на НИОКР и не оттолкнуть инвесторов, как снижение или отмена региональных и местных налогов, или налоговые каникулы на те разработки отраслевой науки, результаты которых будут внедрены на предприятиях промышленности региона. Прием у НИИ и КБ в первую очередь и безвозмездно объектов социальной сферы, на содержание которой они тратят средства так необходимые для технического перевооружения и продвижения вперед.

К значительному повышению отдачи научных организаций могло бы привести создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе, способствующей взаимодействию отраслевых организаций совершенно разного профиля при решении крупных научно-технических проектов межотраслевого плана.

Важнейшей компонентой указанной структуры является информационная. Невозможно каждому предприятию иметь у себя полноценный, без изъятий патентный фонд, достаточный фонд научных изданий - книг, справочников, стандартов, реферативных изданий, журналов, особенно зарубежных. А без информации - конец науке! В организации и поддержке единого научно-технического информационного обеспечения субъектов научно-производственной деятельности вся надежда на региональные органы власти.

Поддержка инновационной активности, повышение инвестиционной привлекательности отраслевой науки.

Термин "поддержка", по-моему, неудачен, он сродни термину "подачка", т.е. выдача незаслуженных средств. В этом смысле поддержка науке, конечно, не нужна, более того, она вредна, поскольку, как и в прежние времена бюджетного финансирования научных организаций, будет только развращать, не принося должной отдачи. Убежден, что отраслевая наука должна все средства только зарабатывать. Если она чего-то стоит, то она должна получать актуальные заказы от инвесторов и заинтересованных заказчиков, в последующем превращающиеся в заказы для промышленности! Поэтому, говоря о поддержке, я имею в виду создание благоприятных условий для деятельности отраслевой науки.

Голод на новые конкурентоспособные, современные, перспективные изделия для внедрения в производство невероятно обострился. Многие промышленные предприятия, не дожидаясь, пока у науки найдется заказчик или инвестор, готовы вложить в НИОКР собственные средства - не делают это только из-за несуразно высоких налогов. Облагается почти по полной схеме само научное предприятие, в результате чего стоимость разработки резко возрастает, облагается и предприятие, заказывающее разработку на стороне из своей прибыли.

Поэтому, говоря о льготном налогообложении научных организаций в части НИОКР, я имею в виду не только заботу о НИИ или КБ, а заботу о тех, кто заказывает разработку. Выиграют от этого все - и заказчики, в т.ч. предприятия, заботящиеся об обновлении ассортимента, - заказ будет дешевле. Выиграют НИИ и КБ, которые получат больше заказов и умножат свои объемы разработок. Выиграют регион и государство - за счет подъема конкурентоспособности промышленности, увеличения производства конкурентоспособных изделий и с лихвой компенсируют налоги, недособранные с НИИ, КБ и инвесторов на стадии НИОКР.

Такого рода поддержка будет ощутимой, если она будет осуществляться на всех уровнях государственного управления.

В настоящее время органами федеральной власти делаются кое-какие шаги в этом направлении, но при ближайшем рассмотрении они являются косметическими.

Так, федеральным Законом "О налоге на прибыль" предусмотрено, что от налога освобождаются средства, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию непосредственно на проведение НИОКР в порядке и по перечню, устанавливаемым правительством. То есть только те собственные средства, которые сама научная организация направляет на НИОКР, да и то по перечню, устанавливаемому правительством. А если завод направляет свои средства из прибыли на НИОКР в научную организацию, то он должен уплатить предварительно налог на прибыль. Да еще в средствах, направляемых в научную организацию, он должен предусмотреть ее прибыль с налогами по полной ставке. Откуда же в таком случае ждать высокой активности в инновациях?

Или еще. В проекте Налогового кодекса предусмотрена якобы льгота для науки, состоящая в том, что научно-технические работы, выполненные по договорам, будут облагаться НДС в общем порядке, но платить этот налог будет только покупатель объекта интеллектуальной собственности. Но ведь это почти одно и то же. В

любом случае, кто бы ни платил НДС, из инновационного процесса изымаются средства!

Или платежи в дорожный фонд по ставке 2.5% - неужели наука разбивает дороги так же, как промышленность?! Зачем на этой самой уязвимой стадии зарождения нового национального достояния, каковой является НИОКР, облагать по такой ставке НИИ и КБ? Справедливости ради следует отметить, что в нашей Омской области региональное руководство и этот налог для науки ВПК заодно с предприятиями ВПК отсрочило до 2000 года. Но ведь только отсрочило!

А вот еще один парадокс. Комитет по управлению имуществом изымает 20% средств от продажи научными организациями государственного подчинения устаревшего оборудования. Как в этих условиях проводить модернизацию научного парка? Это что - поддержка науки? Да и для промышленности, возрождение которой мы так рьяно декларируем, эта норма явно устарела.

В этом же ряду - губит инвестиционную привлекательность научных организаций висящая на них тяжелой гирей социальная сфера. Для ее содержания институт или КБ жертвуют техническим развитием, отставание в котором затем переносится на промышленность, а инвесторы это учитывают.

Поэтому налоговое законодательство применительно к отраслевой науке, к инновациям продолжает нуждаться в дальнейшем изменении на всех уровнях. Должно не на словах, а на деле выполняться одно из основных положений Доктрины развития российской науки о создании благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, частными лицами, о введении налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности.

Ускорение внедрения, освоения достижений науки на предприятиях

Задача скорейшей актуализации научно-технических идей в наше динамичное время становится все более и более острой. Мы в период стагнации недалеко ушли от сложившегося в 80-е годы цикла, когда 20% времени тратилось на разработку технической идеи, а 80% - на ее доведение до производства. Это время для сложных изделий составляло 8-10 лет и более, для простых - 4-5. Собственно творческая часть проектирования - это 1-2 года. Затем - рутина, связанная с разработкой технологической документации, оснастки, подготовки производства. Эта рутина во всем мире сейчас сводится практически к нулю за счет применения мощных систем автоматизации. К сожалению, это весьма дорогостоящее оборудование. И если мы не найдем источников радикального современного технического перевооружения научных организаций сопряженно с перевооружением промышленных предприятий - какими бы мы умными ни были - нас победит его величество ВРЕМЯ! Сейчас никому не нужна НИОКР, если ее результаты будут в производстве через 5-10 лет. Это еще один фактор, отталкивающий инвесторов. Поэтому подавляющее большинство текущих новых разработок - это незначительная модернизация старых наработок. Надо преодолевать технологическое отставание в области проектирования. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о поддержке. Надо облегчать всеми способами и на всех уровнях финансовое бремя на НИИ, КБ и промышленность, дать им возможность не просто работать, а ускоренно развиваться вдогонку ушедшему вперед миру. Надо стимулировать усилия предприятий по освоению перспективных технологий.

Интеллектуальная собственность

Роль и ценность интеллектуального продукта деятельности человека все возрастает. К сожалению, опять же из-за финансовых катаклизмов, мы, в первую очередь отраслевая наука, чей интеллектуальный продукт непосредственно воплощается в материальном производстве, неудовлетворительно обеспечиваем его защиту от использования конкурентами, а промышленность может из-за этого лишиться важнейших экспортных рынков.

Развитие изобретательства, появление крупных изобретений является одним из определяющих факторов инновационных процессов.

К сожалению, инновационная активность в последние годы резко снизилась. Удельный вес предприятий России, осуществляющих разработку и использование нововведений, снизился с 16% в 1992 году до 5% в 1996 г. В Омской области количество признаваемых изобретений за эти годы сократилось в 6-7 раз.

И снова - дело защиты интеллектуального богатства страны отдано на откуп только самим предприятиям, и за защиту этого достояния предприятию одному приходится платить неподъемные суммы, а при патентовании за рубежом - просто умопомрачительные. А государство равнодушно к этой проблеме! Как будто это не его предприятия, как будто это не его люди, как будто это ему вовсе не нужно.

Необходимо незамедлительно принять действенные меры по защите своего патентного пространства и поддержке за рубежом отечественных патентообладателей.

На региональном уровне можно было бы организовать поддержку патентной защиты инноваций, например, через создание фонда нововведений или унитарного предприятия, которые помогали бы обеспечить процесс патентования финансовой поддержкой, с последующим пополнением фонда за счет отчислений от продукции, которая использует эти изобретения. Конкретный механизм может быть уточнен. Главное, чтобы, создаваемая в регионе интеллектуальная собственность развивалась, была вовремя зарегистрирована и не была бы утрачена из-за временных финансовых трудностей предприятий - патентообпадателей. Кстати, сама интеллектуальная собственность, даже без вовлечения в собственное производство региона, могла бы быть товаром. Ясно, что централизованно проще и эффективнее можно было бы организовать ее рекламу и продажу.

Управление отраслевой наукой

Управления отраслевой наукой, так же как и управления отраслями, в результате реформаторских экспериментов в стране не осталось. Отраслевые организации едва успевают наблюдать за происходящими процессами, собирая статистические справки. Каких-либо организующих воздействий не принимают, а чаще всего и не могут принять. Такова, к сожалению, действительность.

Процесс создания вертикальных интегрированных структур, призванных заменить отсутствующее отраслевое управление, пущен на самотек, и представляет случайный вялотекущий процесс.

Видимо, и в этом вопросе регионалам придется проявить свою активность и свои возможности. Иначе в процессе тихого "подгребания" под себя лучших предприятий европейские инициаторы создания таких структур могут выбросить на обочину многие потенциально способные к возрождению предприятия в отдаленных регионах.

Кстати, когда в федеральных органах начинается очередная кампания по оставлению в перечне так называемых перспективных предприятий, которым будет выдаваться государственный заказ, все более ограниченного числа заводов и институтов, она проходит, мягко говоря, келейно, а перед ее результатами мы оказываемся как перед случившимся фактом.

Региональные власти должны, на мой взгляд, определить способ, как им держать "руку на пульсе", и участвовать в обсуждении вопросов реструктуризации отечественной промышленности.

Кроме создания и участия в вертикальных специализированных интегрированных структурах нам в регионах следовало бы устанавливать более тесные, пусть вначале неформальные без образования юридического лица союзы типа - совет директоров отраслевых НИИ и КБ, на которых, во-первых, обмениваться опытом, во-вторых, учитывать возможности друг друга для привлечения в регион новых проектов, в-третьих, формировать единую позицию для решения общих проблем отраслевой науки во властных органах.

Кадры для науки

Мудрость тезиса "Кадры решают все!", видимо, вечна! Отраслевая наука, фундаментальная наука, вузовская наука, система образования - это, конечно, искусственное разделение. Все эти составляющие подготовки кадров и научного процесса - тесно связаны.

Отраслевая наука призвана претворять в жизнь фундаментальные открытия и разработки, доводить их до промышленности. И во всех сферах научной деятельности работают ученые и инженеры, которых готовят вузы.

И снова, возвращаясь к постулату об ускорении темпов прогресса, самым важным является актуальность знаний, получаемых в вузах на будущее.

Поэтому очень важно усилить процесс интеграции науки и образования, вовлечения в процесс научно-инновационного развития. Ориентиром могут стать вузы, в которых научные сотрудники НИИ участвуют в подготовке научных кадров, а преподаватели и студенты активно работают над современными научными проблемами в отраслевых НИИ. Ярким примером такого сотрудничества является Омский государственный технический университет и наш Омский НИИ приборостроения. У нас давно уже практикуется доводка студентов до кондиции путем целевой интенсивной подготовки в НИИ на последних курсах, создан филиал кафедры по основному профилю специалистов. Таких примеров, думаю, много и в других регионах. Это весьма перспективно и плодотворно и это нужно всемерно развивать.

Формирование интеграционных научно-образовательных центров должно стать одним из важных направлений реализации взаимосвязей между наукой и высшим образованием.

Выводы

Таким образом, если подвести итоги в форме изложения мер, которые должны быть приняты на всех уровнях управления для повышения эффективности такого определяющего прогресс и перспективу сектора экономики, каковым является отраслевая наука, то они сводятся к следующему:

1. НА УРОВНЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Продолжить развитие нормативно-правовой базы науки. Нормативно - правовая база должна более существенно способствовать созданию необходимых условий существования и развития науки, в т.ч. путем превращения ее в привлекательную для инвесторов.

Для этого надо определить:

- конкретные меры государственного протекционизма в отношении разработки, освоения производства и применения высококачественной отечественной наукоемкой продукции;

- порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций;

- условия для привлечения инвестиций в научно-техническую и инновационную сферу.

1.2. В качестве первоочередных мер определить следующие:

- не допустить предусмотренной в проекте Налогового кодекса отмены действующих льгот: по налогообложению прибыли, направляемой на производственные инвестиции, по НДС на НИОКР, выполняемых за счет государственного бюджета и целевых фондов;

- распространить льготу по НДС (отсутствие налога) на все НИОКР, независимо от источника финансирования или инвестиций, выполняемые научными организациями, прошедшими аккредитацию;

- уменьшить в 2 раза ставку налога на прибыль научных организаций в части объема НИОКР по всем уровням распределения налога;

- освободить от налогообложения часть прибыли предприятий, независимо от формы собственности, направляемую ими на финансирование НИОКР, выполняемых в научных организациях, прошедших аккредитацию;

- понизить ставку транспортного налога в 3 раза или отменить данный налог для научных организаций в части объема НИОКР;

- принять ФЗ "О восстановлении национальной промышленности в России", "О промышленной политике", в которых отразить взаимоувязанные меры в научно-технической и производственной сферах экономики.

2. НА УРОВНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

- ускорить разработку и утверждение государственной инновационной и промышленной политики, обеспечивающей подъем конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование интеллектуального потенциала;

- ускорить представление в Государственную Думу законопроекта "Об оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации";

- обеспечить первоочередное погашение задолженности по государственному оборонному заказу в части НИОКР перед НИИ и КБ;

- провести кардинальную реструктуризацию (амнистию) задолженности по недоимкам, пеням и штрафам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды научных организаций;

- мингосимуществу РФ и его территориальным отделениям - освободить отраслевые НИИ и КБ государственной формы собственности от обязательных отчислений при продаже имущества, при использовании вырученных средств на пополнение оборотных средств предприятия. Освободить выручаемые от продажи средства от налога на прибыль и НДС.

3. НА УРОВНЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

- принять закон "О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно - технической политики в регионе".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. НА УРОВНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА

4.1. Рекомендовать администрациям регионов, входящих в МАСС, изучить положительный опыт по реальной поддержке наукоемких предприятий ВПК Админист-

рацией Омской области (работа по формированию и организации выполнения крупных межрегиональных научно - технических программ, отсрочка платежей по налогам до 2000 года). Усилить работу по консолидации и координации взаимодействия научных и промышленных предприятий регионов. Способствовать развитию инновационной активности в регионах, инвестиционной привлекательности научных организаций.

4.2. В качестве первоочередных мер рекомендуется:

- проявить законодательную инициативу по снижению региональных и местных налогов на те объемы работ в области НИОКР, независимо от источника инвестиций, которые предусматривают внедрение разработок на предприятиях промышленности региона;

• принять у НИИ и КБ, расположенных в регионе, в первую очередь и безвозмездно объекты социальной сферы, находящиеся на их балансе;

- способствовать созданию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности в регионах, формированию региональных и межрегиональных органов управления в сфере научной деятельности и научно-

технической политики, поддержки патентной защиты инноваций. Содействовать созданию и развитию новых форм интеграции науки, образования и инновационной сферы;

- обеспечить поддержку и развитие региональных центров научно-технической и патентной информации.

Заключение

Изложенная позиция и предлагаемые меры направлены на сохранение и развитие инновационного духа российского общества, основного стратегического ресурса России, ее "человеческого капитала", на обеспечение его соответствия быстроизменяющейся среде, в конечном счете на сохранение и развитие того главного звена, без которого невозможно возрождение и развитие нашей отечественной промышленности.

ЛЕВЧЕНКО Валерий Иванович - кандидат технических наук, член-корр. Международной Академии информационных процессов и технологий, директор Омского НИИ приборостроения.

ОБЪЕКТАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ -ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

М.С. Романовская

Одной из важнейших составляющих в работе высших учебных заведений является научно-исследовательская деятельность, в результате которой создаются объекты интеллектуальной собственности. Рыночная экономика требует коренного изменения отношения к собственности на продукты интеллектуального труда, которые должны выступать в роли товара. Трудности вхождения в рынок обусловлены тремя основными причинами:

- финансовой нестабильностью, сопровождающейся спадом производства и снижением спроса на научно-техническую продукцию;

- сложностью реализации объектов интеллектуальной собственности напрямую на рынке, поскольку разработки вузов требуют, как правило, дополнительных капиталовложений в опытно-конструкторские работы и опытное производство;

- неумение вузов работать с объектами интеллектуальной собственности как с товаром.

Переход в систему новых рыночных отношений выдвинул совершенно новые требования к вопросам практической значимости создаваемых в процессе НИР технических решений и целесообразности их правовой охраны. Кроме того, принимая во внимание то обстоятельство, что за подачу заявки, экспертизу, выдачу охранного документа и поддержание его в силе необходимо платить немалые пошлины в условиях тяжелого экономического положения вузов, первостепенное значение приобретают вопросы коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности, которая невозможна без новых видов деятельности, таких, как рекламно-выставочная, маркетинговая и ряд других.

С целью продвижения новейших научно-технических разработок на рынок в Омске при содействии Обладминистрации создан международный выставочный центр (МВЦ) "Интерсиб". Основной его задачей является оказание помощи предприятиям и организациям в поиске деловых партнеров в производстве и использовании наукоемкой продукции. По мнению главного специали-

ста С.Г. Снегирева, вузы города недостаточно активно пользуются возможностью прорекламировать свои разработки с целью заключения взаимовыгодных договоров. Ученые не уделяют должного внимания доведению своих разработок до стадии промышленного использования. Чаще всего они ограничиваются публикацией статей или тезисов докладов в сборниках научных трудов.

Проведенная информационно-патентным отделом ОмГТУ инвентаризация созданных в вузе объектов интеллектуальной собственности позволила выявить наиболее перспективные с точки зрения коммерческой реализации разработки. Так, например, разработанный на кафедре "Машины и технология литейного производства" процесс получения литых композиционных материалов, упрочненных ультрадисперсными порошками плаз-мохимического синтеза, содержит свыше 40 изобретений и может успешно использоваться при производстве:

- лопаток турбин с повышенной прочностью, пластичностью и циклической стойкостью металла;

- монокристаллических лопаток с улучшенной структурой и повышенной жаропрочностью;

- слитков из сталей с повышенной способностью к сложному деформированию;

- отливок из легированных нержавеющих сталей с повышенным пределом текучести и коррозионной стойкостью.

На кафедре "Холодильные машины и установки" была создана теплотехническая установка для комплексного производства электроэнергии, теплоты и твердой углекислоты из уходящих газов. Установка обеспечивает по сравнению с раздельным производством экономию топлива на 30-40 %, уменьшение металло- и мате-риаловложений на 30-35 %, уменьшение в 1,5-2 раза вредных выбросов в атмосферу. Технология и конструкция теплотехнической установки содержат 30 изобретений и могут быть использованы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.