МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Управление инновациями
Авторы: М.И. АБУЗЯРОВА, к.э.н, доцент кафедры менеджмента Самарского государственного экономического университета,
М.О. СУРАЕВА, к.э.н, доцент кафедры менеджмента Самарского государственного экономического университета
В статье рассматриваются вопросы реализации инновационной деятельности как важнейшей основы для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Авторы считают, что только страны, проводящие активную инновационную политику и создающие благоприятный экономический климат для развития инноваций, демонстрируют высокие темпы экономического развития, сильную конкурентоспособность производимых товаров и услуг на международных рынках.
The article deals with the implementation of innovation as an essential foundation for sustainable economic growth and competitiveness of the economic system. The authors believe that only countries with an active innovation policy and creating a favorable economic climate for innovation, demonstrate high rates of economic growth , the strong competitiveness of the goods and services in international markets.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, экономика РФ, механизм, инновационная деятельность.
Keywords: innovation, innovation development, the economy of the Russian Federation, mechanism, innovation activity.
Развитие процессов глобализации побуждает страны проводить активную политику формирования новой технологической структуры развития своей экономики.
Создание и внедрение технологических инноваций в долгосрочной перспективе является основой увеличения эффективности экономики и повышения уровня жизни.
Создание инноваций требует наличия благоприятных условий для развития инновационной деятельности, которую должны поддерживать государственный и частный секторы. Это подразумевает достаточные инвестиционные вложения в научные исследования, особенно со стороны
предпринимательского сектора, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество в исследованиях между НИИ, университетами и промышленностью, а также гарантии защиты интеллектуальной собственности и потенциальных инвестиций.
На наш взгляд, формирование основ инновационной экономики в РФ должно осуществляться по следующим направлениям:
1) формирование условий для инновационного развития;
2) повышение качества научно-исследовательских институтов;
3) повышение расходов компаний на развитие и исследовательскую деятельность;
4) расширение сотрудничества вузов и промышленности в исследовательской деятельности;
5) приобретение правительством высокотехнологичной продукции;
6) увеличение числа ученых и инженеров;
7) совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности.
Одним из главных условий инновационного развития является проведение научных исследований, разработка собственных инновационных продуктов и технологических процессов предпринимательским сектором.
Важными предпосылками повышения инновационной активности предприятий является развитие образовательной, научной и производственной составляющих инновационного потенциала.
Инвестиции большинства предприятий отрасли в инновации способствуют повышению инновационности всей отрасли, подталкивают остальные предприятия к обновлению технологий. В случае низкой инновационной активности всей отрасли оптимальная стратегия для предприятий - воздержаться от инвестиций, однако со временем это может привести к серьезной технологической отсталости страны.
В качестве основного фактора, препятствующего повышению инновационной активности предприятий, необходимо выделить отсутствие достаточного объема денежных средств, необходимых для инновационных разработок и последующего их внедрения.
В настоящее время, согласно статистическим данным, собственные средства предприятий в затратах на технологические инновации составляют 93,2%. Т.е. предприятия вынуждены осуществлять разработку и внедрение новых технологий в основном за собственные средства, которых не всегда достаточно. Особенно это касается малых и средних предприятий. Невысокой остается финансовая поддержка со стороны государства.
Большинство предприятий испытывают сложности в привлечении заемных средств кредитными организациями. Как правило, банковские займы предоставляются на короткий период и под высокие проценты, что
повышает и без того высокую стоимость нововведений.
Финансирование инновационной деятельности предприятий происходит из внутренних и внешних источников. Внутреннее финансирование включает в себя использование в инновационных целях части прибыли предприятия и амортизационных отчислений. Эта форма финансирования для малого и среднего предприятия не пригодна ввиду ограниченности собственных ресурсов. Для таких предприятий более эффективным становится внешнее финансирование, основывающееся на привлечении бюджетных средств, средств институтов развития, частных инвесторов, кредитных учреждений, банков, нефинансовых организаций.
Для активизации инновационной деятельности отечественных предприятий нами предлагаются следующие организационноэкономические механизмы, которые могут быть реализованы через достижение целей:
1) стимулирование технологической модернизации производства или создание нового производства;
2) развитие системы генерации инноваций в отечественной НИС.
Но недостаток собственных средств не позволяет предприятиям не
только внедрять в производство инновационную продукцию, но и осуществлять модернизацию собственной технико-технологической базы, без обновления которой это внедрение становится невозможным.
Принятие административных мер по внедрению технологических регламентов, соответствующих прогрессивным технологиям по энергосбережению и производительности, также будет являться стимулом для обновления производственных мощностей отечественных предприятий.
В качестве косвенных экономических мер активизации инновационной деятельности предприятий нами предлагается применение налоговых льгот, в частности вычетов из корпоративного подоходного налога в размере инвестиций на новое оборудование (в объеме собственных вложений).
Развитие инновационного производства невозможно без устойчивого спроса на продукцию на внутреннем или внешнем рынках.
Спрос на инновационные разработки на этапе становления инновационной системы может создаваться государством с помощью формирования государственного заказа на приобретение новой высокотехнологичной продукции.
Повышение инновационной активности российских предприятий возможно за счет участия в совместных наукоемких проектах с другими странами.
Обновление в части лабораторного, аналитического, компьютерного обеспечения происходит медленно, что является сдерживающим фактором для эффективной работы отечественных ученых и инженеров.
Можно выделить несколько факторов, ограничивающих качественное развитие научно-исследовательских институтов в РФ. В первую очередь, это старение и уход высококвалифицированных кадров, значительное выбытие основных фондов. Низкая материально-техническая обеспеченность исследователей ведет к невысокой результативности научных работ, а низкий уровень оплаты труда персонала, занимающегося научной деятельностью, делает занятость в этой сфере непривлекательной для молодых специалистов.
Также важным фактором сдерживания развития научноисследовательских институтов выступает отсутствие налаженной системы внедрения полученных научных разработок на промышленных предприятиях, создания наукоемких технологий и производств.
Одной из главных причиной этого является отсутствие прямых связей между наукой и производством, эффективных механизмов трансфера научных разработок в реальный сектор экономики. Большая часть научных разработок не получает не завершена в коммерческом отношении, и потому не может выступать на рынке в качестве полноценного товара.
В настоящее время по оценкам экспертов, моральное и физическое устаревание учебного и исследовательского оборудования, приборов в учебных заведениях составляет 20-30 лет, в некоторых институтах может достигать и сорока лет.
Передовые университеты и НИИ обеспечены более современным оборудованием (устаревание не более 11 лет), однако в сравнении с развитыми странами, где смена технологий в наукоемких производствах не превышает двух лет, показатели износа остаются очень высокими. Без принятия срочных мер по улучшению материально-технического оснащения научных организаций отставание российской науки будет продолжаться.
Необходимо, чтобы научно-исследовательские организации имели в своем составе развитую инженерную инфраструктуру, которая будет способствовать доведению результатов исследований до конкретных разработок и внедрению их на производство, а также службу патентоведения, оказывающие юридические услуги по регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности.
В структуре внутренних затрат на исследования и разработки в 2012 году большая часть финансирования принадлежит прикладным исследованиям.
В мировой практике, как правило, большая часть затрат (до 60%) идет на научно технические разработки, 25-30% затрат составляют прикладные исследования, 15% - фундаментальные.
Таким образом, в настоящее время сохраняется смещенная структура затрат на НИОКР с преобладающей долей затрат на прикладные исследования и недостаточным финансированием научно-
исследовательских разработок.
В настоящее время не сформирована эффективная система взаимодействия между институтами развития и субъектами научноисследовательской сферы в плане реализации завершающей стадии исследовательских работ - опытно-конструкторских разработок.
Для повышения качества научно-исследовательских институтов в РФ необходимо комплексное принятие следующих мер:
- увеличение государственного финансирования и усиление государственной поддержки науки, осуществление государственного заказа на НИОКР по приоритетным проблемам реального сектора;
- улучшение материально-технической базы научно-
исследовательских организаций за счет средств бюджета;
- формирование конкурентной среды в научной и научнообразовательной сферах посредством выделения на конкурсной основе государственных грантов, финансирование исследований, в т.ч. диссертационных;
- создание гибких форм материального поощрения исследователей, основывающихся на эффективности их научной деятельности.
Одним из путей может явиться создание сети центров (лабораторий) взаимовыгодного сотрудничества с частными предпринимателями и крупным бизнесом, которые заинтересованы в научных разработках.
Такие лаборатории предоставляют доступ для проведения научноисследовательских работ, осуществления экспериментов отечественным и зарубежным ученым, независимо от формы собственности научной организации или вуза, в которых они работают.
Лаборатории коллективного пользования должны решать задачу содействия в реализации научно-технических программ и проектов фундаментального и прикладного назначения, выполняемым по приоритетным направлениям науки, оказывать содействие в подготовке диссертационных работ докторантов и молодых ученых по соответствующим областям научных направлений.
Для повышения качества научно-исследовательских институтов, их международного признания, необходимо установление отношений с зарубежными исследовательскими институтами, выполнение совместных проектов, признаваемых в зарубежных странах экспертиз качества товара.
Таким образом, для преодоления сложностей в достижении признания результатов экспертиз за рубежом необходима дальнейшая гармонизация правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в РФ с международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств.
Развитие сети лабораторий, оказывающих услуги, соответствующие требованиям международных стандартов позволит привлечь инвестиции крупных компаний, отраслеобразующих предприятий, которые
непосредственно будут взаимодействовать с данными лабораториями.
В развитых странах в осуществлении финансирования инновационной деятельности задействованы преимущественно негосударственные источники.
В странах же с низкой долей участия частного капитала в заказах на НИОКР и незначительном спросе на новые технологии, именно государство осуществляет большую часть расходов по развитию науки, разработке и продвижению инноваций.
Уровень инновационной активности предприятий РФ на протяжении нескольких лет остается стабильно низким. К тому же, величина бюджетных средств, направляемых на развитие инновационной деятельности, делает бюджетное финансирование недостаточным и неэффективным.
Проведение научно-исследовательских работ по созданию инноваций, а затем и дальнейшее внедрение новых продуктов в производство, требуют концентрации большого числа ресурсов на предприятии, что часто не под силу небольшим фирмам.
Эффективная инновационная политика, которая базируется на равноправном государственно-частном партнерстве (ГЧП) и направлена на развитие инновационной деятельности на отраслевом и региональном уровне.
В высокотехнологичных отраслях ГЧП возникает, как правило, по инициативе государства, т.к. проекты в данной сфере отличаются высокой степенью риска и ресурсоемкостью. Усилия государства направлены на поддержку сферы науки и образования, создание инновационной инфраструктуры, в то время как бизнес берет на себя коммерческий риск и получает большую часть прибыли от проекта.
В процессе реализации проекта государство получает дивиденды в виде увеличения налоговых поступлений, занятости, повышения общего уровня производства с одновременным ростом конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке.
Механизм ГЧП увеличивает отдачу от научных исследований, что позволяет эффективно решать вопросы последующей коммерциализации результатов. Это взаимовыгодное взаимодействие государства и предпринимательского сектора способствует росту инновационной активности предприятий и отвечает интересам гражданского общества в целом.
В развитых странах распространены такие формы ГЧП как государственные контракты, концессии, совместные предприятия, аренда. Они относятся к традиционным формам партнерства.
В настоящее время государством увеличено бюджетное финансирование научно-исследовательских работ, однако общая доля расходов на науку в ВВП имеет тенденцию к снижению. Это является
свидетельством того, что, несмотря на рост объемов финансирования государства, частный сектор уходит из сферы научных исследований.
В рыночной экономике главным заказчиком НИОКР должен выступать предприниматель, который хорошо знает свои потребности в инновационных продуктах и технологиях и заинтересован во внедрении инноваций в производство. Отсутствие подобной экономической мотивации является барьером для внедрения даже самых перспективных проектов.
Для преодоления сложившейся ситуации необходимо формирование системы мер для стимулирования притока частных инвестиций, в том числе создание налоговых льгот для компаний, внедряющих отечественные технологии.
Сегодня основное внимание должно быть уделено стимулированию спроса на уже имеющиеся и перспективные научные разработки со стороны частного сектора.
Однако число налоговых стимулов для повышения спроса на науку ограничено, те льготы, что продекларированы в налоговом кодексе РФ, не работают вследствие отсутствия механизма налогового администрирования.
Внедрение механизмов государственно-частного партнерства позволяет задействовать в инновационном процессе частный капитал, сформировать в стране спрос на инновационные разработки, объекты интеллектуальной собственности. Расширение системы налоговых льгот позволяет задействовать рыночные механизмы спроса на инновации, создать условия, когда предприятиям выгоднее вкладывать средства во внедрение в производство перспективных инновационных разработок по сравнению с существующими технологическими решениями.
Создание системы эффективного партнёрства высших учебных заведений РФ с частным сектором, который в развитых странах осуществляет финансирование большей части затрат на НИОКР, является ключевой задачей формирования отечественной НИС.
В настоящее время Правительством РФ принимаются меры по усилению взаимодействия науки и образования, в частности по созданию инновационно-образовательных консорциумов между вузами и научноисследовательскими организациями по ряду приоритетных направлений развития страны.
Консорциумы представляют собой добровольное и равноправное объединение интеллектуальных, финансовых и других ресурсов научных организаций, вузов, предприятий.
Консорциум позволит создать благоприятные условия для сотрудничества в сфере образования и науки двух стран, реализации совместных инновационных проектов, обмена новыми идеями и технологиями.
Сотрудничество вузов с предприятиями осуществляется также в рамках корпоративного образования, направленного на подготовку специалистов в определенной сфере или компании.
Перспективным направлением в сотрудничестве вузов и промышленности в исследовательской деятельности является создание на базе вузов научно-технологических парков (технопарков), бизнес-инкубаторов.
Во всем мире повышается роль университетов в создании, использовании и распространении знаний.
Широкое распространение получила модель исследовательского университета, в рамках которой университеты принимают активное участие распространении и использовании знаний через инновационную деятельность.
На наш взгляд, развитие исследовательской и инновационной деятельности в университетах должно развиваться в следующих направлениях:
- организация научных исследований и системы управления;
- совершенствование кадровой политики;
- усиление взаимодействия с предпринимательским сектором;
- внедрение основ инновационной и исследовательской деятельности образовательный процесс.
Организация научных исследований должна включать в себя формирование на базе университетов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, лабораторий коллективного пользования).
Совершенствование кадровой политики должно включать в себя целевую поддержку ученых, осуществляющих НИОКР.
Для омоложения научно-исследовательского персонала необходима разработка программы поддержки молодых ученых, вовлечение студентов в исследовательскую деятельность с первого года обучения.
В сфере усиления взаимодействия университетов с предпринимательским сектором вузам необходимо установить взаимовыгодные связи с индустрией, малыми и средними предприятиями. Университетам необходимо направить усилия на выявления спроса на новые технологии со стороны МСБ данного региона, чтобы обеспечить востребованность будущим продуктам и технологиям со стороны предпринимателей, а также обеспечить приток частных инвестиций в определенные научно-исследовательские проекты.
Взаимодействие в сфере образовательного процесса может быть осуществлено, на наш взгляд, посредством таких механизмов, как создание проектных учебных лабораторий, организация мест практики студентов в исследовательских лабораториях на предприятиях, совместная разработка образовательных программ для студентов и сотрудников предприятий,
привлечение ведущих специалистов сферы производства к ведению специальных курсов, краткосрочные стажировки для преподавателей на базе ведущих предприятий региона.
Основой внедрения инновационной и исследовательской деятельности в образовательный процесс должны стать, по нашему мнению, пересмотр образовательных программ, с целью их большей направленности на формирование базовых исследовательских навыков учащихся.
Образование должно опираться на мировой опыт в сфере инновационной и исследовательской деятельности, что требует обязательного внедрения вузовскими библиотеками прогрессивных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к международным электронным базам данных научных статей, а также базам данных научно-технической информации.
Таким образом, структура затрат на технологические инновации сильно смещена в сторону приобретения готового оборудования, что демонстрирует тенденцию зависимости РФ от инновационных технологий промышленно развитых стран.
Уровень технической оснащенности промышленных предприятий РФ не соответствует современному уровню индустриального развития, технический уровень нефтегазовых и металлургических компаний соответствует компаниям, занимающимся добычей сырья в развитых странах. Согласно экспертным оценкам, отставание технологий, станков и оборудования, используемых на большинстве средних и крупных предприятий РФ составляет не менее 40 лет.
Одной из главных проблем модернизации экономики страны является низкая производительность труда. Россия по этому показателю отстает от многих развивающихся стран.
Другой проблемой является слабое развитие перспективных отраслей промышленности: электроники, биохимической промышленности,
программного обеспечения, высокотехнологичной медицины, нанотехнологий, ИКТ. В настоящее время, производство высокотехнологичной продукции возможно только на предприятиях нефтехимии и металлургии, т.к. в данных секторах присутствуют международные компании, обладающие современными технологиями.
Для дальнейшего развития производства новых технологий в РФ помимо планового государственного заказа, субсидий отечественным компаниям необходимо создавать совместные предприятия с инжиниринговыми компаниями.
Следует отметить, что сегодня в большинстве отраслей промышленности, особенно в сфере наукоемких производств (биотехнологии, приборостроение) существует острая потребность в высококвалифицированных кадрах.
Защита авторских прав, получение патентов на изобретения являются
одной из актуальных проблем для российской науки. Лишь
незначительная часть российских патентов проходит одобрение патентных ведомств США, Японии, а также Европейского патентного ведомства.
Основная проблема проектов - несоответствие принципу новизны. Множество разработок, которые считались новыми на мировом уровне еще 3-5 лет назад, теряют свою новизну.
Развитие рыночных отношений в стране предполагает формирование действенного механизма защиты владельцев прав на изобретение от недобросовестных действий со стороны бизнеса и третьих лиц.
Наличие в стране надежных механизмов защиты инноваций стимулирует инновационную деятельность, позволяет существенно улучшить инновационный климат.
Сегодня защита прав интеллектуальной собственности в РФ находится на недостаточно высоком уровне. Предприниматели и исследователи не имеют достаточных знаний и опыта защиты идей в международных патентных бюро. Отсутствие международных патентов на изобретения уменьшает привлекательность российских разработок, сокращает возможности привлечения денежных средств со стороны отдельных инвесторов или крупных компаний.
В настоящее время в РФ существует необходимость сокращения сроков рассмотрения и выдачи охранных документов в связи с ускорением инновационного процесса во всем мире.
Опыт развитых и развивающихся стран свидетельствует, что ускорение проведения экспертизы патентных заявок увеличивает срока действия патента, способствует более раннему внедрению инновационного продукта или технологии в производство, мотивирует ученых, изобретателей на получение патентов.
Главной целью патентования изобретения за рубежом является обеспечение экономических интересов отечественных правообладателей при экспорте промышленных товаров, оборудования и технологий. Также получение международного патента позволяет привлечь к разработке внимание иностранных фирм и заключить договор на его использование. Процедура получения патента за рубежом предполагает знание национальных особенностей защиты прав интеллектуальной собственности предполагаемого государства, а также международных договоров и соглашений в этой сфере. Для российских исследователей слабые знания международного патентного права являются одним из сдерживающих факторов в патентовании своих разработок за рубежом.
Список литературы
1. Кравченко Н.А. К проблеме измерения и оценки национальных
инновационных систем // ЭКО. Всероссийский экономический
журнал. - 2010. - №1. - С.61-75.
2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы,
управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России и
основные направления ее развития // Инновации. - 2003. - №6. - С.25-32.
4. Сураева М. О. Конкуренция: теория и механизмы развития.
Монография. - СПб.: Изд-во Санкт-петербургского педагогического университета, 2007. - 328 с.
5. Бажуткина Л.П. Управление процессом создания инновационной
наукоемкой продукции. - М.: Изд-во Экономические науки. - № 6 (55). - 2009.