Научная статья на тему 'Время сверять позиции'

Время сверять позиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На пороге XXI века на долю отечественной науки выпали суровые испытания на жизнестойкость, мобильность и конкурентоспособность. Эти качества, притупившиеся в годы застоя, казалось, совсем растворились в череде бурных экономических потрясений России в первой половине 90-х годов. Но лед тронулся. Это расхожее выражение как нельзя более точно характеризует современное состояние сознания ученых. Растерянность и выжидание на излете. Несмотря на мизерное финансирование, исследователи все увереннее постигают новые формы деловых и научных контактов. Прошедший год ознаменован их участием в разработке и осуществлении жизненно важных для Омской области программ, таких, как "Энергосбережение Омской области", "СибВПКнефтегаз-2000", "Газификация Омской области" и других. Инициатива и творческий поиск претворились в организации различных выставок и научных конференций. Сегодня мы ищем точки наиболее эффективного приложения своих сил, стараясь доказать федеральному и региональному руководству, что вузовскую, академическую и отраслевую науку необходимо поддерживать. Редакция обратилась к управленцам с просьбой рассказать о том, как Администрация Омской области организует взаимодействие науки, производства и управления. На вопросы отвечают консультант комитета по делам науки и высшей школы Сергей Владимирович КОНОНОВ и заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи Валерий Николаевич ЛОСЬ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время сверять позиции»

ВРЕМЯ СВЕРЯТЬ ПОЗИЦИИ

На пороге XXI века на долю отечественной науки выпали суровые испытания на жизнестойкость, мобильность и конкурентоспособность. Эти качества, притупившиеся в годы застоя, казалось, совсем растворились в череде бурных экономических потрясений России в первой половине 90-х годов. Но лед тронулся. Это расхожее выражение как нельзя более точно характеризует современное состояние сознания ученых. Растерянность и выжидание на излете. Несмотря на мизерное финансирование, исследователи все увереннее постигают новые формы деловых и научных контактов. Прошедший год ознаменован их участием в разработке и осуществлении жизненно важных для Омской области программ, таких, как "Энергосбережение Омской области", "СибВПКнефтегаз-2000", "Газификация Омской области" и других. Инициатива и творческий поиск претворились в организации различных выставок и научных конференций. Сегодня мы ищем точки наиболее эффективного приложения своих сил, стараясь доказать федеральному и региональному руководству, что вузовскую, академическую и отраслевую науку необходимо поддерживать.

Редакция обратилась к управленцам с просьбой рассказать о том, как Администрация Омской области организует взаимодействие науки, производства и управления. На вопросы отвечают консультант комитета по делам науки и высшей школы Сергей Владимирович КОНОНОВ и заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи Валерий Николаевич ЛОСЬ.

Ред.: Сергей Владимирович, какие положительные сдвиги наметились в научной работе вузов и академических институтов?

Кононов C.B.: Позитивные тенденции действительно имеют место. Наши вузы и НИИ, буквально балансируя на грани выживания в условиях скудного федерального финансирования, не только сохранили достигнутый в относительно стабильные прежние годы уровень научных исследований, но, мобилизовав собственные ресурсы и используя взаимовыгодные формы интеграции, привлекая внебюджетные средства, сумели повысить свой кадровый, интеллектуальный и научно-производственный потенциал. В Омской области по сравнению с 1994 годом в 2,5 раза возрос прием в аспирантуру, в 3 раза увеличилось число завершивших обучение в ней с защитой диссертации. Сегодня в 10 вузах и 4 НИИ работают над диссертациями 1200 аспирантов и 31 докторант. Функционируют 11 докторских и 20 кандидатских диссертационных советов по 49 специальностям. В ВАК России рассматриваются ходатайства об открытии у нас еще 3 советов. В Омске трудится свыше 230 докторов наук и около 2000 кандидатов наук. Более 85% из них работают в вузах.

Однако и академический сектор науки, представленный в Омске 5 филиалами институтов СО РАН, где занято только 3% общего числа омских научных работников, вносит ощутимый вклад не только в научно-образовательный потенциал области, но, находясь, пожалуй, в еще более стесненных, нежели вузы, условиях, наращивает собственное производство наукоемкой продукции, конкурентоспособной далеко за пределами региона. Например, Омское отделение института катализа СО РАН не только экспортирует катализаторы собственного производства в США, но и активно работает на мировом рынке интеллектуальной собственности, затрачивая только на поддержание своих патентов за рубежом около 700 тысяч рублей ежегодно. Академический конструкторско-технологический институт технического углерода имеет настолько развитую производственную базу, что доля федерального финансирования составляет лишь около 20% его бюджета.

В целом наша академическая наука зарабатывает каждый третий рубль, вовлеченный научной деятельностью в экономику области из федерального бюджета и внебюджетных источников, включающих средства предприятий-заказчиков, отечественных и зарубежных научных фондов, индивидуальные фанты омских исследователей. А это весомая сумма, в 1996 году - свыше 80 миллионов рублей, обращенных на территории области в товары, услуги и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Это происходит на фоне "вселенского стона", о неизбежной, близкой гибели отечественной науки и, прежде всего, в провинции. Пути спасения ее, как мы видим, существуют. В первую очередь, это вовлечение результатов научной деятельности в реаль-

ный сектор экономики и интеграция академической науки и высшей школы.

Ред.: Какие меры предпринимает комитет по делам науки и высшей школы по повышению эффективности научных исследований?

Кононов C.B.: К счастью для сотрудников комитета и, я полагаю, для представителей научного сообщества, управленческая деятельность областной Администрации в данной деликатной сфере не опирается на методы прямого администрирования. Мы не в праве предписать постановлением повышение эффективности научных исследований организациям, учредителем которых является либо государство, либо группа физических или юридических лиц. В Омской области пока не существует научных организаций областного подчинения, хотя необходимость создания таких структур становится все более актуальной.

Вы затронули вопрос, который может стать темой целого ряда исследований как в области экономических, технических, так и общественных наук. С одной стороны, не может быть науки региональной, как не может быть, скажем, областной физики твердого тела. С другой стороны, российская наука была изначально, еще со времен Петра Великого, ориентирована на государственную поддержку, полностью, абсолютно, всемерно зависела от отношения к ней властей предержащих. Так было всегда, так будет до тех пор, пока Россия не станет богатым, процветающим государством.

Сегодня это привело к тому, что, лишившись поддержки федерального центра, практически все провинциальные научные организации обратились к властям региональным, благо они, в отличие от Москвы, вполне доступны, с вопросом: "Что, вам наука не нужна? А вот в Тюмени... А вот в Якутии...". Руководители дотационных регионов, особенно обремененных проблемами ВПК, понимают, что располагают потенциалом, который может при рациональном использовании дать колоссальный экономический эффект. Причем в отличие от скудных сырьевых ресурсов интеллектуальный потенциал является самовоспроизводящимся. Однако управление в сфере науки испокон веку было прерогативой центра, такого опыта в регионах практически нет. Попытка воспользоваться моделью, привычной для самих научных организаций, быстро сводится к банальной схеме:

- областная власть должна нормативно определить приоритетные направления научных исследований (желательно как можно ближе к сложившимся научным интересам группы наиболее маститых областных ученых);

- под решение этих приоритетных задач создаются новые организационные структуры (желательно не обремененные обязательствами перед влачащими жалкое существование членами научных коллективов, не попавшими в избранный круг);

- под эти приоритеты должно быть гарантировано финансирование из областного бюджета (желательно в

сочетании с максимально мягкой формой контроля конечного результата).

В условиях мизерного бюджетного обеспечения эта схема не дает даже самого скромного практического результата, кроме чувства обоюдной неудовлетворенности как со стороны ученых, так и властей, справедливо полагающих, что потраченные средства могли бы дать больший социальный эффект. Мне кажется, принципы региональной научно-технической политики должны быть иными.

Не регламентация круга исполнителей, соисполнителей и заказчиков научной продукции, не деление ученых на "чистых" и "нечистых", не создание тепличных условий для избранного круга научных организаций, не перекладывание на плечи чиновников функций оценщиков научной состоятельности результатов труда ученых и груза ответственности перед налогоплательщиками за возможный нулевой либо отрицательный результат исследований. Участие чиновников-управленцев в регулировании научной деятельности не должно ассоциироваться в глазах общественности с коллективным образом этакого Понтия Пилата, умывающего руки после принятия вердикта. Результатом и критерием эффективности работы органов власти в данной сфере является создание благоприятного для развития наук правового, налогового и инвестиционного поля на территории области. Эти принципы заложены в проект закона Омской области "О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области", разработанного в комитете и принятого к рассмотрению Законодательным Собранием области. Текст законопроекта был опубликован в предыдущем номере вашего журнала и, я надеюсь, дошел до вдумчивого и взыскательного читателя.

Ред.: Как ваш комитет взаимодействует с комитетом по промышленности, транспорту и связи?

Кононов C.B.: Активнее, чем в прошлые годы. И не только с этим комитетом, но и с комитетами по газификации и водоснабжению, экономическим, по делам региональной энергетической комиссии, главными управлениями здравоохранения, образования, сельского хозяйства и продовольствия, по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, региональным представительством компании "Росвооружение", областными комитетами по природопользованию и водным ресурсам, статистики, охраны окружающей среды и другими региональными и федеральными структурами.

Наука становится все более востребованной управленцами, это само по себе внушает определенный оптимизм. Но главным положительным результатом последних лет стала концентрация научного потенциала области (после нескольких лет бесплодного ожидания возобновления практики стабильного бюджетного финансирования по сформировавшимся в прежние годы направлениям исследований) на направлениях, разрабатываемых в рамках региональных целевых программ. Причем временной зазор между созданием областной целевой программы и началом формирования ее научной "начинки" неуклонно сокращается. Так, предложения от вузов по формированию пакета научно-исследовательских проектов в рамках вновь разработанной программы "РемТрансМаш-2005" начали поступать практически с момента ее презентации на промышленном форуме "Промтехэкспо-99" в марте этого года. В идеале этот временной зазор должен стать не просто нулевым, но отрицательным, то есть разработки наших ученых, результаты их поисковых исследований сами должны инициировать создание региональных це-

левых программ. С нами солидарны и коллеги по промышленному комитету, этими соображениями они руководствуются, начав работу над новой, существующей еще пока в наметках, программой реорганизации областного коммунального хозяйства с привлечения к данной проблеме в первую очередь ученых, а не директоров предприятий.

Такой процесс и является содержательной частью работы, именуемой модным сейчас словом "инновация". Хотя термин этот стал активно эксплуатироваться у нас лишь в последние 3-4 года, сам процесс, по-русски означающий внедрение результатов передовых научных разработок в производство новых, конкурентоспособных видов продукции, набирал силу еще на территории Советского Союза, в том числе и в Омской области. Результаты инноваций тех лет поддерживают на плаву наши предприятия и сегодня. Ярким примером является успешное продвижение отдельных видов нашей военной техники на мировой рынок вооружения, где зарубежные производители пользуются мощной, агрессивной поддержкой своих правительств, просто не сопоставимой ни по финансовым, ни по политическим показателям с государственной технической политикой России.

Однако Омск - это не только "кузница оружия", где ключевую роль играют науки технические, но и центр медицинской науки и науки сельскохозяйственной, имеющей, кстати, почти двухсотлетнюю историю на земле Прииртышья. В этих отраслях инновационные проекты идут стабильно и без помпы, научные школы здесь имеют устойчивый авторитет, все четверо омских академиков и членкоров относятся к государственным отраслевым академиям сельскохозяйственных и медицинских наук. Эти ученые не просят чиновников определить им приоритеты развития своей науки в регионе, они давно формируют их сами, безусловно, нуждаясь в поддержке со стороны исполнительной власти. Но это тема отдельного большого разговора.

Ред.: Какова реальная помощь омским ученым со стороны промышленных предприятий и Обладминистрации?

Лось В.Н.: Отраслевая наука Омска неотделима от оборонного комплекса и является его значительной частью. В тандеме работают, например, машиностроительное КБ и ПО "Полет", моторостроительное КБ и ОМПО им. П.И. Баранова. Экономическая помощь заключается в том, что в прошлом году мы освободили отраслевую науку от налогов, отсрочив платежи до 2000 года. Мы вовлекаем ученых в региональные целевые программы, внешнеэкономическую деятельность, принимаем на областной баланс социальную сферу научно-исследовательских организаций, занимаемся поиском заказчиков для них. В последнее время объем вузовских научных исследований существенно снизился. Это связано с отсутствием финансирования. Вузы сейчас сами ищут себе работу, более того, они больше сейчас работают в теневом бизнесе, то есть ученые ищут договор сами, минуя руководство. Поэтому говорить о положительном примере здесь в последнее время не приходится. Но мы стараемся вовлекать и вузы, в целевые региональные программы, разработанные по инициативе Администрации Омской области.

Кононов C.B.: Научно-исследовательская работа получает ощутимую поддержку из средств областного бюджета. Так, постановлением губернатора области от 08.04.99 Ns130-n "О поддержке первоочередных проектов региональных научно-технических программ в 1999 году" определены перечни первоочередных проектов по

двум научно-техническим программам ("Омский регион" и межвузовской программе прикладных исследований в рамках "СибВПКнефтегаз-2000"), и предусмотрено выделение 1 миллиона рублей для их реализации. Этим же постановлением гарантировано финансирование омских проектов, прошедших конкурсный отбор Российского гуманитарного научного фонда в рамках проводимого сейчас конкурса "Российскоемогущество прирастать будет Сибирью". Реальной помощью являются также ставшие традиционными стипендии Администрации области талантливым аспирантам и студентам, финансирование ряда научных периодических и научно-популярных омских изданий, поддержка, в том числе и финансовая, проведения научных и научно-практических конференций, работа над "Энциклопедией Омской области", завершение строительства межвузовского жилого дома, решение вопросов реструктуризации задолженности наших вузов перед тепло- и энергоснаб-жающими предприятиями Омска и много других дел, возможно, не столь громких, но складывающихся постепенно в единую систему региональной научно-технической политики.

Говорить о реальной помощи со стороны предприятий пока было бы преждевременно. Хотя наметились точки роста или, как модно говорить сегодня, «прорыва» (беру этот термин в кавычки, т.к. некоторое время работал в упоравлении магистральными нефтиепроводами и отношусь к прорывам крайне настороженно) по отдельным отраслям, в целом наши промышленные предприятия находятся в депрессивном состоянии. Даже наиболее благополучные из них не в состоянии предложить научным организациям помощь. Мне кажется, что реально можно говорить лишь о наметившейся тенденции к возрождению практики партнерства, сотрудничества и взаимной ответственности при совместном участии в проектах.

Ред.: Покупатели часто финансируют производство продукции под заказ. Можно ли из этих средств авансировать научные исследования?

Лось В.Н.: Заказов сейчас очень мало. Наше государство не в состоянии заказывать продукцию. Это значит, что предприятиям на экспорт надо работать. Когда же появятся оборотные средства, появится возможность выполнять госзаказы.

Ред.: Но если не будет развиваться наука, будет угасать кадровый потенциал? Ученым просто необходимо повышать квалификацию в ходе научных исследований. Это все взаимосвязано.

Лось В.Н.: К сожалению, отсутствует осмысленная федеральная промышленная политика и тем более научно-техническая. Поэтому мы предлагаем сейчас развивать интеллектуальную деятельность. Если у себя в стране она не будет востребована, то ее результаты необходимо продавать за рубеж. Естественно, самое ценное должно здесь оставаться. Как показывает опыт субъектов Федерации европейской части России, рынок интеллектуальной собственности складывается для России благоприятно. Наша интеллектуальная собственность продается за рубежом дороже американской. Поэтому и в своем регионе мы хотим развивать эту деятельность. Это один из реальных способов помочь выжить науке.

Мы хотим создать структуру, которая бы управляла этой деятельностью. Однако если процесс будет проходить стихийно, он обречен на неуспех. Законодательная нормативная база позволяет обеспечивать сохранность научно-технической информации ограниченного распространения. По нашему убеждению, настоящий рынок

складывается на протяжении 100-200 лет. Поскольку до цивилизованного рынка интеллектуальной собственности еще далеко, сейчас должно присутствовать современное, но ярко выраженное государственное управление. Не возвращаться к идеям Госплана, но и не терять единожды взятого курса. Конкретного механизма по управлению рынком интеллектуальной собственности на федеральном уровне пока никто не предложил, но мы предлагаем создать некую структуру, которая должна быть государственной и заниматься в данной деликатной сфере вопросами управления путем создания благоприятных условий, в том числе нормативно-правовых. Создатель объектов интеллектуальной собственности будет получать квалифицированную помощь в реализации своих результатов. У нас есть патентные поверенные, оценщики интеллектуальной собственности. Спектр вопросов широк. Мы консультировались в "Роспатенте", "Моспатенте", Федеральном институте промышленной собственности, которые заинтересованно отнеслись к нашему намерению развивать в Омской области эту деятельность, пообещали помощь в тиражировании научно-технической информации и учредительстве будущего регионального органа.

Ред.: Одним словом, Администрация будет оказывать помощь в поиске деловых партнеров?

Лось В.Н.: Администрация ищет пути, но, к сожалению, предприятия зачастую их не ищут. Некоторым директорам выгоднее в этой мутной воде работать по старинке, производя продукцию вчерашнего дня и потихоньку приторговывая ею, подчас не задумываясь о перспективе.

Мы обмениваемся опытом работы в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". В других регионах управленческие структуры проявляют значительно меньшее внимание к проблемам промышленности. К нам обращаются с наболевшими вопросами директора предприятий, НИИ, КБ, а также ректоры вузов. Губернатор Л.К. Полежаев регулярно посещает предприятия. Польза от этих встреч, как правило, обоюдная. Стиль руководства различается в регионах. Я считаю, основной недостаток заключается в том, что некоторые областные и городские структуры других регионов работают изолированно от промышленности и формально.

Ред.: От чего это зависит? Может быть, главы администраций иные задачи ставят перед специалистами?

Лось В.Н.: Задача у нас одна - содействовать развитию своего края. На мой взгляд, важную роль играет человеческий фактор: должны быть желание работать и чувство ответственности. Например, в Омске ряд предприятий находится в федеральном подчинении, в частности, ОМП им. П.И.Баранова, ПО "Полет" и другие. Они тоже в поле нашего внимания. Хотя формально, в соответствии с законами РФ, мы могли бы полностью оставить их на попечении федеральной власти. Но мы понимаем, что федеральные нормативные акты отстают от реальных проблем.

Ред.: Вы обмениваетесь опытом в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", что еще лежит в основе ее работы?

Лось В.Н.: Во-первых, идет сверка позиций. В "Сибирском соглашении" 19 субъектов РФ. Изучая опыт ДРУГ друга, мы получаем представление о том, какая политика проводится в регионах, и какой ей быть. Сопоставили мы свои позиции в научной политике. Больших расхождений не было: все признают большое значение науки в экономическом развитии. Выработанные

нами предложения выносятся на рассмотрение правительства.

Было бы ошибочно считать, что все решения МАСС остаются на бумаге. Наши предложения имеют под собой реальную почву, потому что вначале прорабатываются на местах, а затем формируются в крупные проекты. Например, в Кемерове был рассмотрен вопрос о проведении 3-й международной выставки вооружения, военной техники, сухопутных войск и конверсионной продукции "ВТТВ-Омск-99" в присутствии Е.М. Примакова. Это ускорило принятие решения по проведению выставки. В сентябре заседание совета МАСС состоится в Омске, на него будут приглашены члены правительства. Планируется рассмотреть роль оборонной промышленности, пути ее выхода из кризиса.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" на протяжении ряда лет вынашивала идею создания федеральной программы "Сибирь". В прошлом году подписано постановление правительства об утверждении этой целевой программы. В нем нашли отражение требования, которые были сформулированы в МАСС. Выступать отдельно трудно, а всем вместе легче. Поэтому МАСС как общественная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия необходима. По оценке наших коллег, в Омской области больше внимания уделяется и науке, и промышленности, принимается достаточно много интересных решений и постановлений, которые могут быть взяты за основу в Ассоциации.

Один из 20-ти координационных советов МАСС, возглавляемый Л.К. Полежаевым, со штаб-квартирой в Омске - координационный совет по промышленности и научно-технической политике. Итоги заседания этого совета, прошедшего 25-26 марта в очень конструктивном русле, являются продуктивным шагом в выработке научно-технической политики сибирских регионов. В период проведения выставки "ВТТВ-Омск-99" этот совет соберется вновь, заседание будет посвящено возрождению авиационной промышленности. Как известно, это наукоемкая отрасль. И, пользуясь случаем, я приглашаю научно-технический корпус авиаторов г. Омска принять участие в обсуждении этой темы. Объединив усилия сибирских регионов, согласуя и концентрируя научно-технические проекты, мы сможем добиться принятия кардинальных мер по подъему российской экономики, имея в виду,что в нынешних условиях нет альтернативы инновационному прути развития страны.

ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИБИРИ

В.И. Левченко

Вопрос о науке, в частности об отраслевой науке, является ключевым в возрождении, развитии и подъеме конкурентоспособного промышленного производства. Во всем мире научно-технический потенциал является решающим фактором конкурентоспособности стран. Результаты прикладных исследований являются национальным достоянием, имеющим стратегическое значение. И своим еще пока сохраняющимся положением великой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых. Наука и техника в мире развиваются стремительно, особенно в последние годы. Уже давно пройден тот рубеж, когда промышленное предприятие, освоив выпуск нового изделия, могло рассчитывать на его устойчивый выпуск в течение ряда лет или десятилетий.

Последние годы глубочайшей экономической катастрофы в нашей стране отвлекли промышленность от проблемы научно-технического прогресса. Общим для большинства предприятий является состояние глубокой стагнации. В наибольшей степени это проявляется у наукоемких предприятий. Зачастую имеет место заблуждение, что существующие предприятия после преодоления финансового кризиса смогут возродиться на прежних технологических принципах и продукции. На самом деле это не так. Мир ушел далеко вперед. И если не принимать мер по ликвидации усугубившегося научно-технического отставания, то у промышленности и у реального сектора экономики нет будущего. В связи с этим роль науки вообще, а особенно отраслевой науки, как непосредственно связанной с промышленностью, сейчас важна как никогда. Без научной поддержки, без инноваций промышленность конкурентоспособной не станет!

Есть уже достаточно много сильных, властных документов на эту тему: Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", постановление правительства "О концепции реформирования российской науки", указы Президента "О концепции пе-

рехода РФ к устойчивому развитию" и "Доктрина развития российской науки". В них провозглашена поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства.

Наука в России оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия реформаторских экспериментов носили наиболее деструктивный характер. Ассигнования на науку, вместо того чтобы возрастать, как этого требует логика развития цивилизации и упомянутой Доктрины, за годы реформ сократились в 15 раз и составляют сегодня 0,3% от ВВП. Нарастает угроза превращения России в отсталую в экономическом плане страну, фактически в поставщика сырьевых ресурсов. Страна утрачивает свою технологическую независимость, приходят в упадок научные школы и целые направления в разработке и производстве новых и перспективных видов техники.

Крайне недостаточное финансирование НИОКР не обеспечивает не то что обновления, но даже сохранения материально-технической базы науки.

Как субъект инвестиционной деятельности наука непривлекательна для коммерческих инвесторов, поскольку сами по себе НИОКР, разработки на стадии их создания - дело принципиально неприбыльное.

Имея исключительно высокое значение для развития промышленности и общества, современные научные исследования становятся все более дорогими. И это объективный процесс, т.к. уровень и сложность решаемых научных задач постоянно повышаются.

Для инвесторов гораздо выгоднее вкладывать средства в производство уже созданных кем-то изделий, часто заимствованных за рубежом, часто по принципу отверточной технологии. Это дает быстрый экономический эффект, но постепенно уничтожает остатки самостоятельности научно-промышленного потенциала и ставит страну в кабальную зависимость от внешнего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.