УДК 81'374.2
М.В. Слаутина
ОТОБРАЖЕНИЕ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОВАРЕ СИНОНИМОВ
В статье рассматриваются синонимия и антонимия как отражение универсальных логических отношений, а также их взаимодействие в рамках лексических макропарадигм. Материалом послужили словарные статьи двух идеографических словарей синонимов. На основе анализа лексического материала выделены разные уровни проявления оппозитивности, определены типы оппозитив-ных отношений внутри синонимико-антонимических комплексов - контрарный и комплементарный, а также рассмотрены принципы организации таких комплексов - симметричное и несимметричное построение.
Ключевые слова: идеография, синонимы, антонимы.
ождество и противопоставление являются универсальными
логическими отношениями, которые находят отражение в существовании таких языковых явлений, как синонимия и антонимия. Как отмечает Г.И. Берестнев, человек осмысляет окружающую действительность при помощи универсального когнитивного кода, в основе которого лежат базовые семантические оппозиции, представляющие собой «глубинную реальность человеческого сознания, вариативные реализации некой единой архетипической фигуры, посредством которой человек внутренне осваивает мир и мыслит его». «Эта фигура, - пишет далее исследователь, - может быть представлена как <...> обязательный для всего сущего принцип единства симметрии и асимметрии на всех уровнях бытия и в самом общем плане - как принцип двоичности, соотносимого нетождества [1.
Взаимосвязь отношений тождества и противопоставления, проявляющуюся в рамках семантических группировок лексики, целесообразно изучать на материале идеографических словарей. Настоящее исследование проводилось на материале двух словарей, созданных коллективом межвузовской проблемной группы «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко: «Словаря-тезауруса синонимов русской речи» (М.: АСТ-ПРЕСС, 2007) и «Большого толкового
С. 6-7].
словаря синонимов русской речи» (М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008). Особенностью этих словарей является то, что классификация лексического материала в них осуществлена на основе денотативного компонента семантики и синонимические ряды распределены по денотативным сферам (далее - ДС), каждая из которых отображает определенный фрагмент действительности. Выделение денотативноидеографических групп внутри каждой сферы связано с отображением различных аспектов денотативной ситуации.
Идеографический принцип описания лексики дает дополнительные возможности. Во-первых, семантическое расстояние между синонимическими рядами, входящими в одну идеографическую группу, оказывается меньше, чем при алфавитном способе подачи материала, что обеспечивает большую точность при выявлении семантической идеи ряда. Во-вторых, анализ связей в пределах семантической микропарадигмы помогает лучше понять значение каждого отдельного имени, так как микросистема (синонимический ряд, антонимическая группа) создает особый контекст для входящих в нее элементов, в этом случае значение слова «поддерживается» значениями других членов парадигмы [2. С. 43]. В-третьих, при идеографическом описании лексики сама понятийная сетка становится носителем культурной информации, поскольку репрезентирует способ категоризации мира, принятый в данном языковом сообществе. Отмечая перспективность идеографического описания синонимических рядов внутри семантических групп и полей, Л. Г. Бабенко указывает, что «такой словарь по-новому представляет картину действительности, отображаемую русскими синонимами» [3. С. 14]. И наконец, идеографический принцип описания материала позволяет более отчетливо выявить системные связи между лексическими группировками и внутри них.
Как показывают наблюдения, в отношениях противопоставления могут находиться не только два слова (ср. привычный и употребительный термин антонимическая пара), но и группы слов (например, синонимические ряды) и лексические макропарадигмы. Принцип оппозитивности «работает» на разных уровнях обобщения. Так, по оппозитивному принципу организована, например, ДС «Эмоции», в которой противоположность является системообразующей. Это находит отражение в самой понятийной классификации (ср. названия денотативно-идеографических групп «Счастье - несчастье»,
«Радость - грусть», «Надежда - отчаяние», «Любовь - неприязнь», «Интерес - равнодушие», «Спокойствие - беспокойство», «Одобрение - неодобрение» и т.д.).
То же можно сказать о ДС «Оценка». Оценочная семантика предполагает наличие двух полярных смыслов: хорошо - плохо, которые конкретизируются в зависимости от типа оценки. Так, утилитарная оценка располагается между полюсами полезно - вредно, эстетическая основана на противопоставлении красивого и безобразного и т.д. Внутри денотативно-идеографических групп синонимические ряды располагаются вокруг этих полюсов. Например, в группе «Интеллектуальная оценка» синонимические ряды «притягиваются» к противоположным полюсам умный - глупый. Положительную оценку выражают ряды с заголовочными единицами Умный, Умник, Умница, Умно, Знаток, Сообразительность, Сообразительный и др.; отрицательную - Дурак, Дура, Глупость, Глупый, Глупо, Ограниченность, Ограниченный, Тупой, Тупица и др.
Для других ДС оппозитивность не является системообразующим принципом, однако оппозитивные смыслы и здесь играют важную роль. Такова, например, ДС «Экономика», в которой значение противоположности присутствует в каждой группе, конкретизируясь в противопоставленных синонимических рядах: Богатый — Бедный; Прибыль — Убыток; Рентабельный — Убыточный; Дорогой — Дешевый; Приобретать, Зарабатывать, Копить — Тратить, Растрачивать и т.д.
Внутри денотативно-идеографических групп отношения противопоставления реализуются по-разному. Довольно редки симметрично-противоположные синонимические ряды, полностью антони-мичные друг другу. В этом случае каждый член одного ряда является антонимом к каждому члену другого ряда и ко всему ряду в целом. Например: Прибыльный, выгодный, доходный, рентабельный, разг.-сниж. прибыточный — Неприбыльный, бездоходный, невыгодный, нерентабельный, убыточный; Вступительный, вводный — Завершающий, заключительный; Логичный, последовательный — Нелогичный, непоследовательный, книжн. алогичный. Как видно из приведенных примеров, значение противоположности в этих случаях может поддерживаться словообразовательными средствами.
Значительно чаще встречается явление неполной симметрии, когда синонимические ряды, выражающие противоположный смысл,
лишь частично пересекаются друг с другом. В качестве примера можно привести синонимические ряды Молчать, промолчать, смолчать, книжн. безмолвствовать, разг. отмалчиваться/отмолчаться, разг. помалкивать и Говорить/сказать, выговаривать/выговорить, проговаривать/проговорить, произносить/произнести, книжн. вещать, книжн. изрекать/изречь, устар. высок. взговорить, устар. высок. возговорить, устар. глаголать, устар. молвить, разг. вымолвить, разг. промолвить. В данном случае только глаголы молчать, безмолвствовать являются антонимами ко всему ряду Говорить. В остальных случаях образуются антонимические пары или антонимические группы, включающие не все члены ряда: промолчать — сказать, проговорить, произнести, изречь, промолвить. Такие ограничения обусловлены не только семантикой слов, входящих в синонимический ряд, но и их грамматическими характеристиками. Если, например, учитывать видовую характеристику глагола, то эти ряды фактически распадаются на два каждый: очевидно, что перфективные члены видовых пар не будут вступать в антонимические отношения с имперфективными членами видовых пар другого ряда. Вряд ли можно считать антонимами молчать и изречь, произносить и отмолчаться. Кроме того, определенные ограничения связаны со стилистическими характеристиками слов-синонимов. Стилистическая окраска слов не препятствует возникновению синонимических отношений, но для антонимии это явление нежелательное. Например, стилистически маркированные члены синонимических рядов Богатый и Бедный не вступают друг с другом и с нейтральными членами противоположного ряда в антонимические отношения: ср. невозможность (или, по крайней мере, спорность) таких антонимических пар: разг.-сниж. беспорточный — разг.-сниж. достаточный; бедный — разг.-сниж. справный. Однако это условие не является обязательным и не распространяется на все случаи. Так, например, синонимические ряды Дешевый, доступный, малоценный, недорогой, общедоступный, разг. грошовый, разг. копеечный, разг. малостоящий и Дорогой, дорогостоящий, недешевый, недоступный, разг. шутл. бесценный хотя и с некоторыми оговорками, но можно считать симметрично-противоположными рядами, в которых стилистическая маркированность членов не препятствует возникновению оп-позитивных отношений.
Явление антонимии связано с понятием нормы. При этом норма понимается как некий средний, нейтральный член антонимической пары, группы. Действительно, материал словаря во многом подтверждает это наблюдение. Большинство синонимических рядов с противоположным значением, образующих антонимические группы, реализуют контрарный тип антонимии. Ср., например: Богатый, безбедный, зажиточный, крепкий, небедный, обеспеченный, состоятельный, устар. достаточный, разг. презрит. буржуйский, разг.-сниж. справный (семантическая идея: отличающийся достатком, обилием материальных ценностей, отсутствием нужды (о жизни, периоде жизни, хозяйстве материальном положении кого-че-го-л.) и Бедный, небогатый, нищий, нищенский, книжн. малообеспеченный, книжн. необеспеченный, устар. убогий (семантическая идея: отличающейся крайней нуждой, отсутствием средств к существованию (о жизни, хозяйстве, материальном положении кого-чего-л.).
Как правило, контрарная антонимия реализуется в противопоставлении синонимических рядов, построенных по градационному принципу. В таких синонимических рядах обнаруживается также антонимия внутри ряда, когда семантическое расстояние между крайними членами ряда, обозначающими максимальную и минимальную степень признака, настолько велико, что они фактически становятся почти антонимами, выражая противоположное значение. В качестве примера рассмотрим ряд Бедный, небогатый, нищий, книжн. малоимущий, книжн. малообеспеченный, книжн. неимущий, книжн. необеспеченный, книжн. нуждающийся, устар. недостаточный, устар. убогий, разг. голый, разг.-сниж. беспорточный, разг.-сниж. голопятый, разг.-сниж. голоштанный (о человеке), в котором крайними членами ряда являются, с одной стороны, малоимущий, малообеспеченный, а с другой - нищий. Подобные синонимы могут употребляться как контекстные антонимы, образующие особую стилистическую фигуру, разновидность антитезы - парадиастолу. Ср.: Он не малообеспеченный, а нищий; Этих людей нельзя уже назвать малоимущими — они нищие.
Интересно отметить, что в случае контрарной антонимии значение превышения нормы, значительного несоответствия ей реализуется по-разному: как внутри градационных синонимических рядов, так и вне их, а также может поддерживаться грамматическими средствами. Например, значение превышения нормы в синонимическом
ряду Умный отражается в семантике слов мудрый, прозорливый; в противоположном ряду Глупый оно заключено в словах безмозглый, пустоголовый. Но если в первом случае мы можем передать это значение также и грамматическими средствами - формой превосходной степени (умнейший, мудрейший, прозорливейший, проницательнейший, толковейший и т. д.), то во втором ряду только заголовочное слово глупый образует эту форму. В этом случае значение превышения нормы может быть передано лексическими средствами - синонимический ряд Тупой обозначает крайнее проявление признака глупости.
Синонимические ряды с противоположным значением образуют также комплементарный тип антонимии в случаях, когда наблюдается смещение нормы в сторону положительной оценки. Так происходит, например, в ДС «Религия», где синонимические ряды, характеризующие человека, его поведение, отражают представление о религиозной норме. Так, идея соответствия норме и даже превышения ее содержится в семантике ряда Безгрешный, благочестивый, праведный. Противоположное представление - о несоответствии такой норме - отражено в семантической идее ряда: Грешный, многогрешный, книжн. неправедный, разг. безбожный, разг. нечестивый. В религиозной картине мира норма соотносится с положительной оценкой, которая, в свою очередь, связана с представлением о праведной, безгрешной жизни, соответствующей основным постулатам вероучения. Для религиозного сознания существует либо вера в Бога, либо неверие; либо праведная жизнь, либо грешная и т.д. Нет и не может быть никакого «промежуточного» состояния. Это находит отражение в семантике рядов, выражающих противоположные (а с точки зрения религии взаимоисключающие) понятия. Ср.: Атеизм, безверие, неверие, устар. афеизм, разг. безбожие и Вера, религия, церковь, книжн. вероисповедание, книжн. исповедание, книжн. конфессия.
К антонимичным можно отнести некоторые синонимические ряды, противоположность которых отражает универсальные культурные оппозиции. Например, синонимические ряды Мужчина - Женщина реализуют противопоставленность по полу; в противоположных рядах Единоверец - Иноверец находит отражение архетипиче-ская оппозиция «свой - чужой» и т.д.
Таким образом, идеографический принцип описания лексики дает возможность рассмотреть взаимосвязь различных типов парадигматических группировок. Взаимодействие синонимии и антонимии проявляется на разных уровнях обобщения, обеспечивая существование синонимико-антонимических комплексов, построенных по оппозитивному принципу и включающих синонимические ряды, выражающие противоположное значение.
Литература
1. Берестнев Г.И. Когнитивный статус семантических оппозиций в сопоставительном аспекте (язык - культура) // Структура текста и семантика языковых единиц: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Калининград, 2005.
2. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. - М.: Индрик, 2007.
3. Бабенко Л.Г. Предисловие // Словарь-тезаурус синонимов русской речи / под ред. Л.Г. Бабенко. - М., 2007.