Научная статья на тему 'Отображение антонимических отношений в словаре синонимов'

Отображение антонимических отношений в словаре синонимов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
550
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОГРАФИЯ / СИНОНИМЫ / АНТОНИМЫ / IDEOGRAPHY / SYNONYMS / ANTONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слаутина Марина Васильевна

В статье рассматриваются синонимия и антонимия как отражение универсальных логических отношений, а также их взаимодействие в рамках лексических макропарадигм. Материалом послужили словарные статьи двух идеографических словарей синонимов. На основе анализа лексического материала выделены разные уровни проявления оппозитивности, определены типы оппозитивных отношений внутри синонимико-антонимических комплексов контрарный и комплементарный, а также рассмотрены принципы организации таких комплексов симметричное и несимметричное построение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of antonymic relations in dictionary of synonyms

Universal logical relations of identity and opposition are reflected in such linguistic phenomena as synonymy and antonymy. The correlation of these phenomena becomes mostly apparent in analysing the structures of their lexical microparadigms. This research is made on ideographic dictionaries of synonyms. In those dictionaries the synonymic rows are distributed among denotative spheres. As the research shows the principle of opposition works at different levels of conversation. It can become system-generative for the denotative sphere as a whole. It is reflected, for instance, in the group names of the sphere ''emotions'': ''luck misfortune'', ''happiness sadness'', ''hope despair'', etc. For other spheres the opposition is not a system-generating principle. However, oppositional meanings play a very important role here. For example, in the sphere ''economy'' the meaning of the opposition is presented in every group specified in oppositional synonymic rows: ''rich poor'', ''profit loss'', ''profitable unprofitable''. Inside the denotative-ideographic groups, opposition relations of synonymic rows are realized in two different ways as symmetric and asymmetric ones. In the symmetric construction every member of one row is antonymic to every member of another row and to the entire row itself. For example: profitable, favourable, lucrative, paying, advantageous (colloquial style) unprofitable, unfavourable, non-lucrative, not paying, disadvantageous. In the asymmetric construction synonymic rows expressing the opposite meaning partly intersect. Most synonymic rows with opposite meanings forming antonymic groups realise the counter type of antonymy. As a rule, these are rows of graded synonyms. Complementary type of antonymy is realised when the norm is displaced to the side of positive evaluation. It happens, for instance, in the denotative sphere ''religion'' where synonymic rows characterizing the person and their behaviour reflect the idea of a religious norm. The contrast of some synonymic rows reflecting universal cultural oppositions refers to antonymic rows. For example, the archetypical opposition ''mine yours'' is reflected in contrasting rows ''co-religionist adherent of a different faith''. Thus, the ideographic principle of lexis description gives an opportunity to analyse the correlation of different types of paradigmatic groups.

Текст научной работы на тему «Отображение антонимических отношений в словаре синонимов»

УДК 81'374.2

М.В. Слаутина

ОТОБРАЖЕНИЕ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОВАРЕ СИНОНИМОВ

В статье рассматриваются синонимия и антонимия как отражение универсальных логических отношений, а также их взаимодействие в рамках лексических макропарадигм. Материалом послужили словарные статьи двух идеографических словарей синонимов. На основе анализа лексического материала выделены разные уровни проявления оппозитивности, определены типы оппозитив-ных отношений внутри синонимико-антонимических комплексов - контрарный и комплементарный, а также рассмотрены принципы организации таких комплексов - симметричное и несимметричное построение.

Ключевые слова: идеография, синонимы, антонимы.

ождество и противопоставление являются универсальными

логическими отношениями, которые находят отражение в существовании таких языковых явлений, как синонимия и антонимия. Как отмечает Г.И. Берестнев, человек осмысляет окружающую действительность при помощи универсального когнитивного кода, в основе которого лежат базовые семантические оппозиции, представляющие собой «глубинную реальность человеческого сознания, вариативные реализации некой единой архетипической фигуры, посредством которой человек внутренне осваивает мир и мыслит его». «Эта фигура, - пишет далее исследователь, - может быть представлена как <...> обязательный для всего сущего принцип единства симметрии и асимметрии на всех уровнях бытия и в самом общем плане - как принцип двоичности, соотносимого нетождества [1.

Взаимосвязь отношений тождества и противопоставления, проявляющуюся в рамках семантических группировок лексики, целесообразно изучать на материале идеографических словарей. Настоящее исследование проводилось на материале двух словарей, созданных коллективом межвузовской проблемной группы «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко: «Словаря-тезауруса синонимов русской речи» (М.: АСТ-ПРЕСС, 2007) и «Большого толкового

С. 6-7].

словаря синонимов русской речи» (М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008). Особенностью этих словарей является то, что классификация лексического материала в них осуществлена на основе денотативного компонента семантики и синонимические ряды распределены по денотативным сферам (далее - ДС), каждая из которых отображает определенный фрагмент действительности. Выделение денотативноидеографических групп внутри каждой сферы связано с отображением различных аспектов денотативной ситуации.

Идеографический принцип описания лексики дает дополнительные возможности. Во-первых, семантическое расстояние между синонимическими рядами, входящими в одну идеографическую группу, оказывается меньше, чем при алфавитном способе подачи материала, что обеспечивает большую точность при выявлении семантической идеи ряда. Во-вторых, анализ связей в пределах семантической микропарадигмы помогает лучше понять значение каждого отдельного имени, так как микросистема (синонимический ряд, антонимическая группа) создает особый контекст для входящих в нее элементов, в этом случае значение слова «поддерживается» значениями других членов парадигмы [2. С. 43]. В-третьих, при идеографическом описании лексики сама понятийная сетка становится носителем культурной информации, поскольку репрезентирует способ категоризации мира, принятый в данном языковом сообществе. Отмечая перспективность идеографического описания синонимических рядов внутри семантических групп и полей, Л. Г. Бабенко указывает, что «такой словарь по-новому представляет картину действительности, отображаемую русскими синонимами» [3. С. 14]. И наконец, идеографический принцип описания материала позволяет более отчетливо выявить системные связи между лексическими группировками и внутри них.

Как показывают наблюдения, в отношениях противопоставления могут находиться не только два слова (ср. привычный и употребительный термин антонимическая пара), но и группы слов (например, синонимические ряды) и лексические макропарадигмы. Принцип оппозитивности «работает» на разных уровнях обобщения. Так, по оппозитивному принципу организована, например, ДС «Эмоции», в которой противоположность является системообразующей. Это находит отражение в самой понятийной классификации (ср. названия денотативно-идеографических групп «Счастье - несчастье»,

«Радость - грусть», «Надежда - отчаяние», «Любовь - неприязнь», «Интерес - равнодушие», «Спокойствие - беспокойство», «Одобрение - неодобрение» и т.д.).

То же можно сказать о ДС «Оценка». Оценочная семантика предполагает наличие двух полярных смыслов: хорошо - плохо, которые конкретизируются в зависимости от типа оценки. Так, утилитарная оценка располагается между полюсами полезно - вредно, эстетическая основана на противопоставлении красивого и безобразного и т.д. Внутри денотативно-идеографических групп синонимические ряды располагаются вокруг этих полюсов. Например, в группе «Интеллектуальная оценка» синонимические ряды «притягиваются» к противоположным полюсам умный - глупый. Положительную оценку выражают ряды с заголовочными единицами Умный, Умник, Умница, Умно, Знаток, Сообразительность, Сообразительный и др.; отрицательную - Дурак, Дура, Глупость, Глупый, Глупо, Ограниченность, Ограниченный, Тупой, Тупица и др.

Для других ДС оппозитивность не является системообразующим принципом, однако оппозитивные смыслы и здесь играют важную роль. Такова, например, ДС «Экономика», в которой значение противоположности присутствует в каждой группе, конкретизируясь в противопоставленных синонимических рядах: Богатый — Бедный; Прибыль — Убыток; Рентабельный — Убыточный; Дорогой — Дешевый; Приобретать, Зарабатывать, Копить — Тратить, Растрачивать и т.д.

Внутри денотативно-идеографических групп отношения противопоставления реализуются по-разному. Довольно редки симметрично-противоположные синонимические ряды, полностью антони-мичные друг другу. В этом случае каждый член одного ряда является антонимом к каждому члену другого ряда и ко всему ряду в целом. Например: Прибыльный, выгодный, доходный, рентабельный, разг.-сниж. прибыточный — Неприбыльный, бездоходный, невыгодный, нерентабельный, убыточный; Вступительный, вводный — Завершающий, заключительный; Логичный, последовательный — Нелогичный, непоследовательный, книжн. алогичный. Как видно из приведенных примеров, значение противоположности в этих случаях может поддерживаться словообразовательными средствами.

Значительно чаще встречается явление неполной симметрии, когда синонимические ряды, выражающие противоположный смысл,

лишь частично пересекаются друг с другом. В качестве примера можно привести синонимические ряды Молчать, промолчать, смолчать, книжн. безмолвствовать, разг. отмалчиваться/отмолчаться, разг. помалкивать и Говорить/сказать, выговаривать/выговорить, проговаривать/проговорить, произносить/произнести, книжн. вещать, книжн. изрекать/изречь, устар. высок. взговорить, устар. высок. возговорить, устар. глаголать, устар. молвить, разг. вымолвить, разг. промолвить. В данном случае только глаголы молчать, безмолвствовать являются антонимами ко всему ряду Говорить. В остальных случаях образуются антонимические пары или антонимические группы, включающие не все члены ряда: промолчать — сказать, проговорить, произнести, изречь, промолвить. Такие ограничения обусловлены не только семантикой слов, входящих в синонимический ряд, но и их грамматическими характеристиками. Если, например, учитывать видовую характеристику глагола, то эти ряды фактически распадаются на два каждый: очевидно, что перфективные члены видовых пар не будут вступать в антонимические отношения с имперфективными членами видовых пар другого ряда. Вряд ли можно считать антонимами молчать и изречь, произносить и отмолчаться. Кроме того, определенные ограничения связаны со стилистическими характеристиками слов-синонимов. Стилистическая окраска слов не препятствует возникновению синонимических отношений, но для антонимии это явление нежелательное. Например, стилистически маркированные члены синонимических рядов Богатый и Бедный не вступают друг с другом и с нейтральными членами противоположного ряда в антонимические отношения: ср. невозможность (или, по крайней мере, спорность) таких антонимических пар: разг.-сниж. беспорточный — разг.-сниж. достаточный; бедный — разг.-сниж. справный. Однако это условие не является обязательным и не распространяется на все случаи. Так, например, синонимические ряды Дешевый, доступный, малоценный, недорогой, общедоступный, разг. грошовый, разг. копеечный, разг. малостоящий и Дорогой, дорогостоящий, недешевый, недоступный, разг. шутл. бесценный хотя и с некоторыми оговорками, но можно считать симметрично-противоположными рядами, в которых стилистическая маркированность членов не препятствует возникновению оп-позитивных отношений.

Явление антонимии связано с понятием нормы. При этом норма понимается как некий средний, нейтральный член антонимической пары, группы. Действительно, материал словаря во многом подтверждает это наблюдение. Большинство синонимических рядов с противоположным значением, образующих антонимические группы, реализуют контрарный тип антонимии. Ср., например: Богатый, безбедный, зажиточный, крепкий, небедный, обеспеченный, состоятельный, устар. достаточный, разг. презрит. буржуйский, разг.-сниж. справный (семантическая идея: отличающийся достатком, обилием материальных ценностей, отсутствием нужды (о жизни, периоде жизни, хозяйстве материальном положении кого-че-го-л.) и Бедный, небогатый, нищий, нищенский, книжн. малообеспеченный, книжн. необеспеченный, устар. убогий (семантическая идея: отличающейся крайней нуждой, отсутствием средств к существованию (о жизни, хозяйстве, материальном положении кого-чего-л.).

Как правило, контрарная антонимия реализуется в противопоставлении синонимических рядов, построенных по градационному принципу. В таких синонимических рядах обнаруживается также антонимия внутри ряда, когда семантическое расстояние между крайними членами ряда, обозначающими максимальную и минимальную степень признака, настолько велико, что они фактически становятся почти антонимами, выражая противоположное значение. В качестве примера рассмотрим ряд Бедный, небогатый, нищий, книжн. малоимущий, книжн. малообеспеченный, книжн. неимущий, книжн. необеспеченный, книжн. нуждающийся, устар. недостаточный, устар. убогий, разг. голый, разг.-сниж. беспорточный, разг.-сниж. голопятый, разг.-сниж. голоштанный (о человеке), в котором крайними членами ряда являются, с одной стороны, малоимущий, малообеспеченный, а с другой - нищий. Подобные синонимы могут употребляться как контекстные антонимы, образующие особую стилистическую фигуру, разновидность антитезы - парадиастолу. Ср.: Он не малообеспеченный, а нищий; Этих людей нельзя уже назвать малоимущими — они нищие.

Интересно отметить, что в случае контрарной антонимии значение превышения нормы, значительного несоответствия ей реализуется по-разному: как внутри градационных синонимических рядов, так и вне их, а также может поддерживаться грамматическими средствами. Например, значение превышения нормы в синонимическом

ряду Умный отражается в семантике слов мудрый, прозорливый; в противоположном ряду Глупый оно заключено в словах безмозглый, пустоголовый. Но если в первом случае мы можем передать это значение также и грамматическими средствами - формой превосходной степени (умнейший, мудрейший, прозорливейший, проницательнейший, толковейший и т. д.), то во втором ряду только заголовочное слово глупый образует эту форму. В этом случае значение превышения нормы может быть передано лексическими средствами - синонимический ряд Тупой обозначает крайнее проявление признака глупости.

Синонимические ряды с противоположным значением образуют также комплементарный тип антонимии в случаях, когда наблюдается смещение нормы в сторону положительной оценки. Так происходит, например, в ДС «Религия», где синонимические ряды, характеризующие человека, его поведение, отражают представление о религиозной норме. Так, идея соответствия норме и даже превышения ее содержится в семантике ряда Безгрешный, благочестивый, праведный. Противоположное представление - о несоответствии такой норме - отражено в семантической идее ряда: Грешный, многогрешный, книжн. неправедный, разг. безбожный, разг. нечестивый. В религиозной картине мира норма соотносится с положительной оценкой, которая, в свою очередь, связана с представлением о праведной, безгрешной жизни, соответствующей основным постулатам вероучения. Для религиозного сознания существует либо вера в Бога, либо неверие; либо праведная жизнь, либо грешная и т.д. Нет и не может быть никакого «промежуточного» состояния. Это находит отражение в семантике рядов, выражающих противоположные (а с точки зрения религии взаимоисключающие) понятия. Ср.: Атеизм, безверие, неверие, устар. афеизм, разг. безбожие и Вера, религия, церковь, книжн. вероисповедание, книжн. исповедание, книжн. конфессия.

К антонимичным можно отнести некоторые синонимические ряды, противоположность которых отражает универсальные культурные оппозиции. Например, синонимические ряды Мужчина - Женщина реализуют противопоставленность по полу; в противоположных рядах Единоверец - Иноверец находит отражение архетипиче-ская оппозиция «свой - чужой» и т.д.

Таким образом, идеографический принцип описания лексики дает возможность рассмотреть взаимосвязь различных типов парадигматических группировок. Взаимодействие синонимии и антонимии проявляется на разных уровнях обобщения, обеспечивая существование синонимико-антонимических комплексов, построенных по оппозитивному принципу и включающих синонимические ряды, выражающие противоположное значение.

Литература

1. Берестнев Г.И. Когнитивный статус семантических оппозиций в сопоставительном аспекте (язык - культура) // Структура текста и семантика языковых единиц: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Калининград, 2005.

2. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. - М.: Индрик, 2007.

3. Бабенко Л.Г. Предисловие // Словарь-тезаурус синонимов русской речи / под ред. Л.Г. Бабенко. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.