Научная статья на тему 'Отношения СССР и Японии накануне Великой отечественной войны'

Отношения СССР и Японии накануне Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4605
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения СССР и Японии накануне Великой отечественной войны»

ОТНОШЕНИЯ СССР И ЯПОНИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.С. Ермаченко, С.С. Монаков Воронежский институт высоких технологий

научный руководитель: А.В. Струков, к.и.н., профессор, Н.Н. Лупарева, ст.преподаватель

В условиях угрозы войны с гитлеровской Германией важным направлением внешней политики СССР было обеспечение безопасности восточных рубежей государства. В этом направлении особый акцент был сделан на взаимоотношениях с Японией, союзницей Германии. Советско-японские отношения в 1938 - 1941 гг. претерпели существенную эволюцию. Несмотря на присущую им двойственность, от открытого военного противостояния они прошли путь до заключения пакта о нейтралитете. Основными причинами этого стали итоги военных конфликтов в 1938 -1939 гг., а также изменения в советско-германских отношениях.

Поражения японской армии в столкновениях с советскими войсками в районе озера Хасан (1938 г.) и в районе р. Халхин-Гол (1939 г.) серьезно сказались на экспансионистских планах Токио и стали важным фактором сдерживания их устремлений на север. В сентябре 1939 г. принц Ф. Коноэ в беседе с германским послом О. Оттом признал: «Японии потребуется еще 2 года, чтобы достигнуть уровня техники, вооружения и механизации, который показала Советская Армия в боях в районе Халхин-Гол».

Подписание советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г. вызвало в Токио подлинный шок. В таких условиях началась новая полоса отношений между СССР и Японией. 9 сентября 1939 г. посол в Москве С. Того предложил заключить перемирие. Одновременно он заявил о желании японского правительства заключить с Советским Союзом торговый договор, а в более широком плане - улучшить взаимоотношения в целом. Москва с прекращением боевых действий согласилась.

На протяжении последних месяцев 1939 г. японское правительство предприняло еще ряд дипломатических шагов, призванных создать впечатление нормализации советско-японских отношений. 4 октября Того передал правительству СССР предложение об установлении режима наибольшего благоприятствования в торговле и мореплавании, а также проект торгового соглашения.

Летом 1940 г. завершились переговоры по проблемам границы в районе конфликта на реке Халхин-Гол, и 9 июня было подписано соответствующее соглашение. Возобновились и экономические переговоры, но они не дали положительных результатов. В начале июля посол Японии в Москве сделал предложение о заключении советско-японского пакта о

нейтралитете. Хотя предполагаемая Токио платформа для переговоров была неприемлема, было решено пойти на них, исходя из того, что сам факт их проведения являлся важным политическим фактором.

Ставший в июле 1940 г. министром иностранных дел И. Мацуока также декларировал задачу урегулирования советско-японских отношений, однако сам подчеркивал, что это улучшение вряд ли продлится больше трех лет. Подписание тройственного пакта еще больше стимулировало рост экспансионистских настроений.

Намерения Японии становятся более понятными, если учесть, что осенью 1940 г. она фактически приступила к осуществлению южного варианта агрессии. В этих условиях «нейтрализация» СССР на определенный период была весьма желательна. Поэтому 30 октября Советскому Союзу было сделано предложение заключить пакт о ненападении, а не о нейтралитете, как это было раньше.

Для советского правительства это было неприемлемым, так как таило возможности последующего шантажа. 18 ноября оно направило свой проект договора о нейтралитете. СССР предлагал одновременно с пактом заключить соглашение о ликвидации японской угольной и нефтяной концессий на Северном Сахалине. Взамен Японии было обещано гарантировать поставку сахалинской нефти в течение пяти лет на обычных коммерческих условиях.

Такой вариант не устраивал Токио, и поэтому последовало предложение продать ей Северный Сахалин, с тем, чтобы окончательно урегулировать спорные вопросы. Советское правительство решительно заявило о неприемлемости этой идеи.

Начало 1941 г. ознаменовалось существенными подвижками в советско-японских отношениях. Отказавшись от дискриминационных положений, Токио содействовал позитивному завершению экономических переговоров. 24 марта Мацуока прибыл в Москву и начал переговоры о заключении пакта о нейтралитете. Стороны твердо стояли на своих позициях, и 26 марта министр иностранных дел Японии выехал в Берлин.

Последняя стадия началась после возвращения Мацуоки в Москву 7 апреля. Он попытался вновь выдвинуть свои старые предложения, однако Молотов отметил, что расценивать их можно только как шутку. 9 апреля Мацуока согласился на заключение пакта о нейтралитете, но возражал по проблеме Сахалина. 12 апреля к переговорам подключился Сталин. В беседе было достигнуто соглашение об отказе Японии от концессий.

Пакт был подписан 13 апреля 1941 г. сроком на 5 лет и предусматривал, что стороны обязуются поддерживать между собой мирные и дружественные отношения и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другого государства.

К договору весьма хорошо отнеслись СССР и Япония. А вот Германии этот союз нужен был меньше всего из-за предстоящей войны с СССР, так как

Япония могла стать необходимым союзником. Крайне негативной была реакция США. Корреспондент английской газеты «Дейли телеграф энд Мор-нинг пост» сообщал из Вашингтона, что договор представляет собой подлинный провал американской дипломатии. Американские публицисты Дэвис и Линдлей писали, что «соглашение явилось ударом для дипломатии США».

Во время действия Пакта и СССР и Япония допускали мелкие нарушения. Япония иногда задерживала советские рыболовные суда и случайно топила транспорты, а СССР иногда предоставлял свои аэродромы американским военным самолетам (не во вред Японии). Тем не менее, СССР, выполняя условия пакта, интернировал американских летчиков, воевавших против Японии и севших на вынужденные посадки в СССР.

С помощью этого договора СССР смог обезопасить свои восточные границы на случай войны с Германией. Пакт был денонсирован 5 апреля

1945 г. Согласно заявлению В. М. Молотова, в условиях, когда Япония вступает в конфликты с Англией и США, союзниками СССР, пакт теряет смысл и продление его становится невозможным. Н. Сато напомнил, что пакт действует до 13 апреля 1946 г. и выразил надежду, что это условие будет выполнено советской стороной. Молотов ответил, что «фактически советско-японские отношения вернутся к тому положению, в котором они находились до заключения пакта». Сато заметил, что юридически это означает аннулирование, а не денонсацию договора, поэтому Молотов взял свои слова обратно и подтвердил, что договор сохраняет силу до 13 апреля

1946 г. 9 августа 1945 г. СССР начал войну с Японией, что формально прекратило действие пакта о нейтралитете.

Список использованной литературы:

1. Кошкин А.А. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г. / А.А. Кошкин // Новая и новейшая история. - 1995. - № 4.

2. Кошкин А.А. Предыстория заключения пакта Молотова-Мацуока (1941) / А.А. Кошкин // Вопросы истории. - 1993. - № 6.

3. Кошкин А.А. Советско-японский акт о нейтралитете и его последствия / А.А. Кошкин // Новая и новейшая история. - 1994. - № 4-5.

4. Сарычев А.Г. Внешняя политика Советского Союза в годы Второй мировой войны / А.Г. Сарычев. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.