Ипатьевский вестник. 2024. №4 (28). С. 73-84 ¡райеузку у&Ык. 2024. №4 (28). Р. 73-84
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 281.93:281.5
DOI: 10.24412/2309-5164-2024-4-73-84
Отношения Русской Православной Церкви с Армянской и Маланкарской церквами: вклад московской церковной дипломатии во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым)
Сергей Леонидович Звонарёв, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Москва, Россия. [email protected] ОКСГО: 0009-0008-6785-4090
Аннотация. Целью настоящей статьи является знакомство читателя со страницами взаимоотношений Московского Патриархата с Армянским Католикосатом и Маланкарской Церковью в 1960-х - начале 1970-х годов. Большой вклад в развитие межцерковных связей внёс Отдел внешних церковных сношений, возглавляемый в исследуемый период митрополитом Никодимом (Ротовым). Автор проводит своё исследование в опоре на официальные церковные документы, хранящиеся в церковных и государственных архивах, опубликованные на страницах «Журнала Московской Патриархии», свидетельства и оценки современников тех лет, а также использует труды церковных учёных более позднего времени. Данные Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикуются впервые и, тем самым, вводятся в научный оборот. Автор статьи делает вывод о тесных отношениях Московского Патриархата с Армянским Католикосатом и Маланкарской Церковью, проявляемых
© Звонарёв С.Л., 2024.
Протоиерей Сергий Звонарёв, кандидат богословия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. /
Archpriest Sergiy Zvonarev, PhD in Theology, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate,
Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies
в деле христианского единства и борьбе за мир, академических связях и взаимопомощи. Межцерковные контакты немало способствовали укреплению связей между народами. Изучение архивных церковных документов позволяет сделать вывод о редких, но имевших дружественный настрой контактах Русской Православной Церкви и Сиро-яковитской Церкви.
Ключевые слова: Древние восточные церкви, Армянский Католикосат, Маланкар-ская Церковь, Сиро-яковитская Церковь, Эчмиадзин, духовная семинария в Коттаяме, Всемирный совет церквей, Христианская мирная конференция, Отдел внешних церковных сношений, митрополит Никодим
Для цитирования: Звонарёв С., прот. Отношения Русской Православной Церкви с Армянской и Маланкарской церквами: вклад московской церковной дипломатии во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым) // Ипатьевский вестник. 2024. № 4. С. 73-84. https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-4-73-84
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
Relations of the Russian Orthodox Church with the Armenian Apostolic and Malankara Orthodox Syrian Churches: the contribution of Moscow church diplomacy led by Metropolitan Nikodim (Rotov)
Sergey Leonidovich Zvonarev, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, Church-wide postgraduate and doctoral studies named after Saints Equal to the Apostles Cyril and Methodius, Moscow, Russia, [email protected] ORCID: 0009-0008-6785-4090
Abstract. The article is intended to acquaint the reader with the pages of the Moscow Patriarchate's relations with the Armenian Catholicosate and the Malankara Orthodox Syrian Church in the 1960s and early 1970s. The Department for External Church Relations headed by Metropolitan Nikodim (Rotov) made a great contribution to the development of inter-church relations. The author conducts his research on the basis of official church documents stored in church and state archives, published on the pages of the Journal of the Moscow Patriarchate, testimonies and assessments of contemporaries of those years, as well as using the works of church scholars of later times. The documents from the Archive of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate are published for the first time and, thus, are introduced into the scientific use. The author of the article makes a conclusion about the close relations of the Moscow Patriarchate with the Armenian Catholicosate and the Malankara Orthodox Syrian Church, manifested in the cause of Christian unity and the struggle for peace, academic ties and mutual assistance. Inter-church contacts contributed a lot to the strengthening of ties between the nations. The study of archival church documents allows us to draw a conclusion about the rare but friendly contacts between the Russian Orthodox Church and the Syro-Jacobite Church.
Keywords: Oriental Orthodox Churches, Armenian Catholicosate, Malankara Orthodox Syrian Church, Syro-Jacobite Church, Echmiadzin, Kottayam Theological Seminary, World Council of Churches, Christian Peace Conference, Department for External Church Relations, Metropolitan Nikodim
For citation: Zvonarev S., archpriest. Relations of the Russian Orthodox Church with the Armenian Apostolic and Malankara Orthodox Syrian Churches: the contribution of Moscow church diplomacy led by Metropolitan Nikodim (Rotov) // Ipatievsky Vestnik. 2024. № 4. С. 73-84. https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-4-73-84
Официальные контакты Московского Патриархата
и Армянского Католикосата
В контактах Московского Патриархата с Древними восточными церквами особое место принадлежало Армянской Апостольской Церкви (Армянскому Католикосату)1. Отношения двух церквей имели исторический характер, а на степени интенсивности также сказывалось их нахождение на территории одного государства. Праздничная рождественская и пасхальная переписка свидетельствуют о доброжелательном настрое церковных предстоятелей и представителей.
Немало содействовали двустороннему сближению взаимные визиты. В октябре 1960 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) в сопровождении церковной делегации посетил Эчмиадзин, где имел встречу и общение с Патриархом-Католикосом всех армян Вазгеном I Палчяном. Московские гости побывали в кафедральном соборе, ознакомились с учебным процессом в духовной академии.
В октябре 1962 года Эчмиадзин посетили официальные представители Русской Церкви—митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и заместитель председателя ОВЦС епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ри-дигер) для участия в торжествах освящения мирры2. В конце октября 1965 года гостями Эчмиадзина стала делегация Русской Церкви во главе с патриаршим экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Иоасафом (Лелюхи-ным)3. Церковные представители посетили армянскую землю в связи с участием в праздновании десятилетия интронизации Патриарха-Католикоса Вазгена. Гостям из Русской Церкви совместно с Католикосом-Патриархом всея Грузии Ефремом II (Сидамонидзе) была устроена торжественная встреча. На обеде глава Армянской Церкви возгласил тост в честь Патриарха Алексия и делегации Русской Церкви: «Присутствие русских — моя и наша духовная потребность
1 Подробно об истории и современности Армянской Церкви см.: Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. V. Армянская Церковь // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 308-339.
2 Чин мироварения, осуществляемый в Армянской Апостольской Церкви один раз в семь лет.
3 Возглавить церковную делегацию должен был председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), однако из-за болезни он не имел возможности вылететь в Ереван. Не смог участвовать в торжествах и намечавшийся изначально епископ Волоколамский Питирим (Нечаев). В конечном итоге в состав делегации вошли ректор Московской духовной академии епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) и ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Владимир (Сабодан).
<...>. Все передовые люди Армении всегда устремляли свои взоры к Москве и оттуда черпали силу. За ними, с гордостью говорю это, следовало всегда духовенство»1. Митрополит Иоасаф и члены делегации имели частную встречу с Патриархом-Католикосом Вазгеном.
В октябре 1969 года Эчмиадзин по приглашению Армянской Апостольской Церкви посетила делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) для участия в торжествах освящения мирры и по случаю шестидесятилетия Патриарха-Католикоса Вазгена2.
В ноябре 1972 года в Эчмиадзине с официальным визитом по приглашению главы Армянской Апостольской Церкви в сопровождении церковной делегации находился Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Предстоятель Русской Церкви имел общение с Патриархом-Католикосом Вазгеном, посетил исторические храмы и монастыри, познакомился с достопримечательностями древней армянской земли.
Представители Армянской Церкви также были гостями Московского Патриархата. Так, в октябре 1969 года Ленинградскую епархию посетили Иерусалимский армянский Патриарх Элиша II Тертерян и сопровождавшие его иерархи. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима гостей встретил епископ Тихвинский Герман (Тимофеев). Летом 1970 года по благословению Патриарха-Католикоса Вазгена Ленинград посетили четыре диакона Армянской Церкви с целью знакомства с церковной жизнью и историческими памятниками города на Неве3. Армянских гостей поселили в Ленинградской духовной академии. Визиты в пределы Ленинградской епархии армянских церковных деятелей, равно как и поздравительная переписка, формировали личные связи митрополита Никодима и Патриарха-Католикоса Вазгена, время от времени подкреплявшиеся жестами внимания. Так, в феврале 1971 года глава Армянской Церкви направил председателю ОВЦС десять экземпляров альбома «Армянские соборы».
Отдел внешних церковных сношений поддерживал контакты с представителями Армянской Апостольской Церкви, возглавлявшими зарубежные епархии и общины. В числе приоритетных направлений для Русской Церкви был африканский континент. Настоятель храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерей М. Стаднюк старался укреплять отношения с примасом армянской общины в Объединённой Арабской Республике, Судане и Эфиопии архиепископом Мампре Сирунианом.
Межхристианское сотрудничество
Московский Патриархат и Армянский Католикосат были участниками экуменического движения. Армянская Апостольская Церковь вступила в ряды
1 Отчёт архимандрита Владимира (Сабодана) председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 5.11.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 8. 1965. С. 2.
2 В состав делегации Русской Церкви также вошли епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и епископ Кишинёвский и Молдавский Варфоломей (Гондаровский).
3 В числе армянских священнослужителей — Овсеп Акопян, Арарат Галстян, Акоп Налбатян и Вартан Деолекян.
Всемирного совета церквей в 1962 году. Между двумя церквами было налажено взаимодействие, позволявшее церковным представителям выступать с консолидированных позиций по экуменической проблематике. И Русская Православная, и Армянская Апостольская церкви оказывали гостеприимство представителям Всемирного совета церквей. По просьбе председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима в октябре 1962 года в Эчми-адзине встречали представителей ВСЦ. Генеральный секретарь ВСЦ Ю. К. Блейк в ходе визита в Москву в конце марта 1967 года при посредничестве Отдела внешних церковных сношений посетил Эчмиадзин. Генерального секретаря сопровождали представитель Русской Православной Церкви при ВСЦ епископ Звенигородский Владимир (Сабодан) и переводчик ОВЦС А. В. Чистяков. При содействии ОВЦС в марте 1968 года Эчмиадзин посетил участник загорского заседания Комиссии «Вера и устройство» иерарх Киликийского Католикосата епископ Гарегин Саркисян, а в октябре 1969 года участники загорской консультации ВСЦ, посвящённой проблеме прозелитизма1.
Доктор Ю. К. Блейк вновь находился в Москве и Ереване и пользовался гостеприимством Русской и Армянской Церквей в конце января-начале февраля 1972 года по пути в Окленд (Новая Зеландия) для участия в заседании Исполнительного комитета Всемирного совета церквей. В поездке в Эчмиадзин генерального секретаря ВСЦ сопровождал представитель Русской Православной Церкви при ВСЦ архимандрит Кирилл (Гундяев). В июне 1972 года гостивший в Москве председатель Комиссии церквей по международным делам ВСЦ Пер Улоф Дален с супругой Ингой Марией при посредничестве ОВЦС посетил Эчмиадзин, где имел встречу с Патриархом-Католикосом Вазгеном. Шведских гостей сопровождал доцент Московской духовной академии К. М. Комаров.
Московский Патриархат поддерживал Армянский Католикосат тем, что использовал свои контакты с семьёй Древних восточных церквей для укрепления отношений Эчмиадзина с сестринскими церквами. Так, при посредничестве ОВЦС делегации Эфиопской, Коптской и Маланкарской Церквей, находясь в СССР по приглашению Московской Патриархии, посещали духовный центр Армянской Церкви2.
Участие в христианском мирном движении.
Память о жертвах геноцида армян
Патриарх-Католикос Вазген и представители Армянского Католикосата выражали солидарность с международным христианским миротворческим движением. Председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, занимавший также должность председателя Комитета продолжения
1 В числе участников загорской консультации ВСЦ — председатель Комиссии «Вера и устройство» доктор Лука Фишер, сотрудник ВСЦ Джон Зизиулас и сотрудники Секретариата по содействию христианскому единству Римско-Католической Церкви священники Жан Жером Хамер и Пётр Дюпре.
2 В октябре 1966 года духовный центр Армянской Апостольской Церкви посетила делегация Эфиопской Церкви, в сентябре 1967 года делегация Маланкарской Церкви, а в октябре 1972 года — делегация Коптской Церкви во главе с Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Шенудой III.
работ Христианской мирной конференции, совместно с исполняющим обязанности генерального секретаря ХМК Янушем Маковским обратились в адрес Патриарха-Католикоса Вазгена с просьбой оказать финансовое содействие проведению Четвёртого Всехристианского мирного конгресса в октябре 1971 года в Москве в части покрытия расходов на проезд участников международной встречи из Африки, Азии и Латинской Америки1.
Историческая память о жертвах геноцида армян 1915 года объединяла Русскую Православную Церковь и Армянскую Апостольскую Церковь. Патриарх Алексий поддержал инициативу Патриарха-Католикоса Вазгена объявить 1965 год Годом скорби и молитвы и издать кондак, посвящённый пятидесятилетию трагедии, а также заверял в том, что Русская Церковь в день скорби 24 апреля 1965 года присоединит свои молитвы к молитвам Армянской Церкви2. Глава Армянского Католикосата сердечно благодарил предстоятеля Русской Церкви за молитву: «Ваш богоугодный, благородный поступок будет занесён не только в историю, но и в сердца всего армянского народа и передаваться последующим поколениям нашего народа»3.
Внимание Русской Православной Церкви к Маланкарской Церкви
Московский Патриархат проявлял внимание к христианам Индии, в первую очередь к Православной сирийской Церкви востока (Маланкарской сирийской православной Церкви, Сирийской ортодоксальной Церкви Индии), сосредоточенной в южной части Индостана, стремился к установлению с ней контактов4. Отдел внешних церковных сношений отслеживал информацию о Маланкарской Церкви, событиях из её жизни, в целях чего производил переводы статей иностранной печати. Такое внимание объяснялось как расширением сферы христианского сотрудничества с участием Московского Патриархата на юго-азиатском направлении, так и политическими связями Советского Союза с Индией. Внутренняя ситуация в Маланкарской Церкви была нестабильной. В Церкви оформились две противоборствующие партии: первая выступала за сохранение подчинения патриарху Сиро-яковитской Церкви, с которой Ма-ланкарская Церковь имела историческую связь, а вторая стремилась к полной независимости Маланкарской Церкви. Московский Патриархат учитывал эти внутренние разногласия, но неизменно выступал с позиции невмешательства в дела Церкви святого апостола Фомы, предпочитая выстраивать отношения с её официальными представителями.
1 Письмо председателя ОВЦС, председателя Комитета продолжения работ ХМК митрополита Никодима и и.о. генерального секретаря ХМК Януша Маковского Патриарху-Католикосу всех армян Вазгену I № 394 от 11.03.1971 г. // Архив ОВЦС. Д. 8. 1971. С. 1-2.
2 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху-Католикосу всех армян Вазгену I от 23.12.1964 г. // Архив ОВЦС. Д. 8. 1964.
3 Письмо Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 345 от 10.05.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 8. 1965.
4 Об истории и современном положении Маланкарской Церкви подробно см.: Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. IV. Малабарская Церковь // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19). С. 319356.
Контакты на высшем уровне
Между Патриархом Московским и всея Руси Алексием и главой Православной сирийской Церкви востока Католикосом Востока митрополитом Маланкар-ским Базилиосом Геваргезе II была налажена переписка, как праздничная, так и деловая. В связи с кончиной Католикоса Базилиоса, последовавшей 3 января 1964 года, Патриарх Алексий выразил соболезнование в адрес митрополита Тумпамонского и Кочинского Даниила Мар Филоксеноса. В тексте телеграммы отмечались труды католикоса, направленные на установление братских отношений между двумя церквами1. Патриарх Алексий вступил в переписку с новым главой Маланкарской Церкви Католикосом Востока митрополитом Маланкарским Базилиосом Аугеном I, желая ему многие годы в здравии душевном и телесном совершать предстоятельские труды2. После кончины предстоятеля Русской Церкви контакты на высшем уровне продолжил Местоблюститель московского Патриаршего престола, а после Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В переписке участвовали также председатель ОВЦС и другие официальные лица Русской Церкви, с одной стороны, и иерархи Маланкарской Церкви — с другой.
Визиты церковных делегаций
В феврале 1961 года Патриарх Алексий пригласил Католикоса Базилиоса Геваргезе II направить трёх представителей в СССР для ознакомления с жизнью Русской Церкви, советского народа и установления тесных связей между двумя церквами3. В первой половине ноября 1961 года гостем Русской Церкви стал правящий епископ епархии Кнанайя митрополит Авраам Мар Клемис. В программу визита индийского церковного деятеля входило пребывание в Москве, Ленинграде и Загорске, встреча с председателем ОВЦС, присутствие на богослужениях в исторических храмах, посещение Московской духовной академии, столичных достопримечательностей. Митрополит Авраам был принят Патриархом Алексием. Такое внимание к церковному деятелю из Индии можно объяснить тем обстоятельством, что на III Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей (19 ноября - 5 декабря 1961 г., Нью-Дели) ожидалось вступление Русской Православной Церкви в международную христианскую организацию. Индийский гость даже вылетел в столицу Индии вместе с делегацией Московского Патриархата для участия в Ассамблее. Пользуясь нахождением на индийской земле, председатель ОВЦС архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и другие члены делегации Русской Церкви — участники делийской Ассамблеи ВСЦ, в декабре побывали в Керале. Архиепископ Никодим имел встречу с Католикосом Базилиосом Геваргезе II. Глава Маланкарской Церкви в своём письме предстоятелю Русской Церкви описал впечатление от визита
1 Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия митрополиту Тумпамонскому и Ко-чинскому Даниилу Филоксеносу от 4.01.1964 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1963.
2 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Малабарской Церкви Мар Тимотеосу от 30.04.1964 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1964.
3 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Католикосу Востока митрополиту Ма-ланкарскому Базилиосу Геваргезе II от 21.02.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1961.
московских церковных представителей: «В течение последних нескольких дней сотни тысяч наших людей собирались в публичных местах на митинги, чтобы выразить горячую любовь и братские чувства по отношению к епископам, духовенству и народу Вашей великой и замечательной Русской Церкви. <...> Присутствие Ваших делегатов среди наших людей укрепило и ободрило наш народ <...>. Этим визитом Вы оказали всем нам большую честь, и связывающие нас узы любви окрепли»1.
Летом 1963 года по приглашению руководства Московского Патриархата на московские торжества в честь пятидесятилетия служения Патриарха Алексия в епископском сане прибыли представители Маланкарской Церкви митрополит Тумпамонский и Кочинский Даниил Мар Филоксенос и митрополит Мэтьюс Мар Атанасиос. Католикос Базилиос Геваргезе II в своём письме на имя председателя ОВЦС благодарил за оказанное индийским церковным представителям гостеприимство и восклицал: «Да проторит этот путь к ещё более тесным контактам в будущем, что постепенно может привести нас к великому идеалу, стоящему перед нами — соединению всех христиан во Христе»2. Год спустя Ма-ланкарскому католикосу был направлен англоязычный документальный фильм «Золотой юбилей», посвящённый московским торжествам.
В сентябре 1963 года и весной 1965 года Москву посещал заместитель ректора духовной семинарии в Коттаяме священник Филиппос Кораи. Отец Филип-пос был активным церковным деятелем, играл заметную роль в Маланкарской Церкви, выражал дружественные чувства по отношению к Русской Церкви, а потому ему всякий раз оказывалось должное гостеприимство3.
Председатель ОВЦС направлял приглашения посетить СССР с целью знакомства с церковной жизнью тем представителям Маланкарской Церкви, которые были заметны в сфере межхристианского сотрудничества и христианского мирного движения. В числе таковых — священник К. М. Саймон, побывавший в Советском Союзе в 1965 году. ОВЦС также оказывал всё необходимое содействие представителям Маланкарской Церкви, самостоятельно прибывавшим в Москву и находящимся в столице СССР транзитом.
В сентябре 1967 года по приглашению Патриарха Алексия гостями Московского Патриархата стали представители Маланкарской Церкви — митрополит Кочинский Юханон Мар Севериос, митрополит Малабарский Томас Мар Тимотиос, заместитель ректора духовной семинарии в Коттаяме профессор священник М. В. Джордж, преподаватель колледжа в Патанамтитта священник П. А. Самуил и секретарь колледжа святого Фомы в Ранни Яков Стефан. Индийские гости побывали в Москве, Ленинграде, Одессе и Киеве, имели встречи с руководством ОВЦС, посетили исторические храмы и познакомились с местными
1 Письмо Католикоса Востока митрополита Маланкарского Базилиоса Геваргезе II Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 622/61 от 16.12.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1961. С. 1-2.
2 Письмо Католикоса Востока митрополита Маланкарского Базилиоса Геваргезе II председателю ОВЦС митрополиту Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 30.07.1963 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1963.
3 Карьерная стезя отца Филиппоса развивалась довольно активно: после посвящения в сан епископа в августе 1966 года с именем Мар Теофилос Филипос он становится ректором духовной семинарии в Коттаяме, затем митрополитом Анкамалийским и президентом Православного христианского студенческого движения Индии.
достопримечательностями. Митрополиту Юханону Мар Севериосу по окончании поездки были высланы фотографии на память о пребывании маланкарской делегации в СССР. В определении Священного Синода по итогам поездки признано необходимым углубление отношений с Маланкарской Церковью «пока не придём в полное единство веры и пока не достигнем полного евхаристического общения во славу Христа Иисуса, Господа нашего»1.
Официальные представители Русской Церкви также становились гостями Маланкарской Церкви. Управляющий делами Московской Патриархии епископ Дмитровский Киприан (Зернов) во второй половине апреля 1963 года посетил Бангалор для участия в конференции, посвящённой борьбе христиан за мир во всём мире. В ходе пребывания на индийской земле он имел встречу с Католикосом Базилиосом Геваргезе II. В мае следующего, 1964 года, ставший архиепископом Киприан вновь совершил поездку. в Индию для встречи с новоизбранным главой Маланкарской Церкви после кончины Католикоса Базилиоса Геваргезе II Католикосом Востока митрополитом Маланкарским Базилиосом Аугеном I. Архиепископ Киприан также имел встречу и беседу с заместителем ректора духовной семинарии в Коттаяме священником Филиппосом Кораи.
По приглашению митрополита Базилиоса Аугена I делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) участвовала в конце декабря 1965 года в торжествах, посвященных ста пятидесятилетию богословской семинарии в Коттаяме2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий дал высокую оценку деятельности семинарии3. Члены церковной делегации присутствовали на собрании молодёжи, посвящённом теме «Богословское образование и обновление Церкви». На собрании с приветственным словом выступил доцент Ленинградской духовной академии Н. А. Заболотский. Московские церковные делегаты осмотрели помещения семинарии, познакомились с учебным процессом и бытом семинаристов. Архиепископ Алексий в сопровождении членов делегации посетил Католикоса Базилиоса Аугена I. Состоялась беседа, в ходе которой обсуждались вопрос интенсификации встреч представителей двух церквей и межхристианские отношения. Гости были приглашены на открытие Собора Маланкарской Церкви, который проходил в дни визита в Коттаяме с участием всех иерархов во главе с католикосом, а также представителей от духовенства и мирян — всего около трёх тысяч человек. Архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий выступил на заседании Собора с приветственной речью. Иерарх Русской Церкви также сказал приветственное слово на встрече, собравшей представителей различных христианских общин Индии и зарубежья. На торжественном собрании в честь исторического юбилея семинарии её ректор митрополит Тумпамонский и Кочинский Даниил Мар Филоксенос обратил слова приветствия в адрес делегации Русской Церкви:
1 Определения Священного Синода от 7.10.1967 г. // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 11. С. 7.
2 В состав церковной делегации также вошли секретарь Совета Московской духовной академии профессор протоиерей А. Остапов, доцент Ленинградской духовной академии Н. А. Заболотский и переводчик, референт ОВЦС А. В. Чистяков.
3 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху-Католикосу Сирийской Церкви Базилиосу Аугену I от 24.12.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 17-А. 1965-1966.
«Когда русские начинают любить, они любят крепко. Русская Православная Церковь прислала большую и представительную делегацию, это свидетельство радостное для нас. <.. .> Мы просим передать Святейшему Патриарху Алексию от наших епископов и от нашей семинарии приветствие и благодарность» ^ В качестве дара семинарии архиепископ Алексий преподнёс богослужебные сосуды, крест, облачения, свечи и кадило. На обратном пути в Москву члены московской церковной делегации посетили посольство СССР в Нью-Дели, где встретились с советником-посланником В. А. Соколовым и вторым секретарём В. Н. Крашенинниковым, поделились впечатлениями от поездки и приняли участие в пресс-конференции в доме культуры советского посольства. Архиепископ Алексий и члены делегации Русской Церкви были приняты президентом Индии Сарвепалли Радхакришнаном в президентском дворце
Академическое сотрудничество и богословский диалог
Участие церковной делегации из Москвы в юбилейных торжествах духовной семинарии в Коттаяме стали импульсом для академического сотрудничества Русской Церкви и Маланкарской Церкви, в первую очередь, в области обмена преподавателями и студентами2. Инициатива в этом вопросе принадлежала Маланкарской Церкви. Уже в апреле 1966 года заместитель ректора семинарии священник Филиппос Кораи, избранный к тому времени епископом, обратился в адрес митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима с предложением принять в духовные академии Русской Церкви четырёх выпускников семинарии в Коттаяме3. Вопрос обучения индийских студентов в духовных учебных заведениях Русской Церкви обсуждался в ходе личной встречи митрополита Никодима и епископа Филиппоса в октябре 1966 года в Софии4.
В последней декаде января 1969 года в Коттаяме находилась богословская делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым). Состоялись собеседования с представителями Ма-ланкарской Церкви, посвящённые поиску путей дальнейшего сближения двух церквей. По словам архиепископа Антония, участники собеседований пришли к выводу о том, что догматическое учение о соединении двух природ в Иисусе Христе почти одинаково как в православном изложении, так и в изложении маланкарских богословов. Последние привносили некоторую свою окраску в богословские термины «природа», «естество», «лицо» и «ипостась»5.
1 Отчёт о поездке делегации Русской Православной Церкви на юбилейные торжества 150-летия семинарии Сирийской Церкви в г. Коттаяма, штат Керала, Индия с 25 декабря 1965 г. по 5 января 1966 г. // Архив ОВЦС. Д. 17-А. 1965-1966. С. 12-13.
2 Выводы по поездке в Индию на 150-летие богословской семинарии в Коттаяме. Записка архиепископа Алексия (Ридигера) от 11.01.1966 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 600. Л. 99.
3 Письмо священника Филиппоса Кораи председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 9.04.1966 г. // Архив ОВЦС. Д. 17. 1966. С. 2.
4 В результате достигнутых договорённостей в 1967 году в Ленинградскую духовную академию были зачислены студенты Маланкарской Церкви диаконы Джордж Джозеф и Тампи Тенум-гал. В 1970 году студентами ЛДА стали священник Абрахам Алукал и диакон Михаил Варгезе.
5 Антоний (Мельников), архиеп. У христиан Южной Индии // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 5. С. 57.
Тесный контакт руководства ОВЦС был налажен с директором Объединённого богословского колледжа в Бангалоре Иошуа Рассел Чандраном и ректором духовной семинарии в Коттаяме священником Павлом Вергезе. И. Р. Чандран неоднократно посещал Советский Союз, в том числе дважды Ленинградскую духовную академию. В октябре 1971 года директор богословского колледжа прочитал в ЛДА лекцию на тему «Богословие Объединённой церкви Южной Индии». Митрополит Никодим пригласил священника Павла Вергезе в 1970 году посетить СССР и прочитать лекции для студентов духовных школ Русской Церкви. Индийский гость прибыл в Москву в апреле 1971 года.
Взаимодействие на площадке Всемирного совета церквей
Деятельность Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви пересекалась в экуменической сфере. Руководство ОВЦС оказывало многостороннюю помощь представителям Маланкарской Церкви в их участии во встречах центральных и рабочих органов Всемирного совета церквей. Председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим на заседании Исполнительного комитета ВСЦ в 1969 году содействовал решению вопроса сохранения членства митрополита Анкамалийского Теофилоса Мар Филипоса в Комитете по делам межцерковной помощи, помощи беженцам и служения миру ВСЦ.
Пульс контактов Русской Православной Церкви
и Сиро-яковитской Церкви
Описание отношений Московского Патриархата и Маланкарской Церкви в 1960-е — начале 1970-х годов следует завершить кратким абзацем о связях Русской Церкви и Сиро-яковитской Церкви, с которой у Маланкарской Церкви имелись исторические духовные связи.
Пульс контактов Московского Патриархата и Сиро-яковитской Церкви в исследуемый период был редким1. Однако, сохранившаяся в Архиве ОВЦС праздничная рождественская и пасхальная переписка на уровне предстоятелей и представителей двух церквей свидетельствует о доброжелательном настрое межцерковных отношений. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в 1961 году пригласил Патриарха Антиохии и всего Востока Мар Игнатия Иакова III Севира посетить Русскую Церковь2. Однако такой визит не состоялся.
Выводы
Московский Патриархат и Армянский Католикосат в своих отношениях опирались на многовековую историю дружественных двусторонних связей, были объединены христианской традицией и границами одного государства. Тесные контакты, подкрепляемые взаимными визитами церковных делегаций, перепиской на уровне священноначалия, помогали двум церквам развивать со-
1 Подробнее о Сиро-яковитской Церкви см.: Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. III. Сиро-яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 341-363.
2 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Антиохии и всего Востока Мар Иакову от 13.05.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 10. 1961.
вместную деятельность на площадках международных христианских организаций, таких как Всемирный совет церквей и Христианская мирная конференция.
Связи Московского Патриархата и Маланкарской Церкви служили вкладом в развитие отношений народов Советского Союза и Индии, отличались дружественным настроем, проявлявшимся в протокольной переписке, гостеприимстве при обмене визитами церковных делегаций, академическом сотрудничестве и богословском диалоге. В Нью-Дели в 1961 году на III Генеральной ассамблее произошло вступление Русской Церкви в ряды Всемирного совета церквей. Этот факт имел значение для последующего взаимодействия двух церквей на площадке международной христианской организации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 8. 1964, 1965, 1971; Д. 10. 1961; Д. 17. 1961, 1963, 1964, 1966; Д. 17-А. 1965-1966.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 600.
3. Определения Священного Синода от 7.10.1967 г. // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 11. С. 6-10.
4. Антоний (Мельников), архиеп. У христиан Южной Индии // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 5. С. 56-60.
5. Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. III. Сиро-яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 341-363.
6. Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. IV. Малабарская Церковь // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19). С. 319-356.
7. Нелюбов Б. А. Древние восточные церкви. V. Армянская Церковь // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 308-339.
REFERENCES
1. Arhiv Otdela vneshnih cerkovnyh svyazej (Arhiv OVCS). D. 8. 1964, 1965, 1971; D. 10. 1961; D. 17. 1961, 1963, 1964, 1966; D. 17-A. 1965-1966.
2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. R-6991. Op. 2. D. 600.
3. Opredeleniya Svyashchennogo Sinoda ot 7.10.1967 g. // ZHurnal Moskovskoj Patriarhii. 1967. № 11. S. 6-10.
4. Antonij (Mel'nikov), arhiep. U hristian YUzhnoj Indii // ZHurnal Moskovskoj Patriarhii. 1969. № 5. S. 56-60.
5. Nelyubov B. A. Drevnie vostochnye cerkvi. III. Siro-yakovitskaya Cerkov' // Al'fa i Omega. 1998. № 4 (18). S. 341-363.
6. Nelyubov B. A. Drevnie vostochnye cerkvi. IV. Malabarskaya Cerkov' // Al'fa i Omega. 1999. № 1 (19). S. 319-356.
7. Nelyubov B. A. Drevnie vostochnye cerkvi. V. Armyanskaya Cerkov' // Al'fa i Omega. 1999. № 2 (20). S. 308-339.
Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования: 21.06.2024; принята к публикации 13.07.2024.
The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing: 21.06.2024; accepted for publication 13.07.2024.