Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ 1955 г. И ИЗБРАНИЕ КАТОЛИКОСОМ ВСЕХ АРМЯН ВАЗГЕНА (ПАЛЧЯНА )'

НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ 1955 г. И ИЗБРАНИЕ КАТОЛИКОСОМ ВСЕХ АРМЯН ВАЗГЕНА (ПАЛЧЯНА ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Армянская Апостольская Церковь / Национально-церковный Собор / католикос всех армян Вазген I / Конституция Армянской Церкви / мироварение / Эчмиадзинская духовная академия / типография / Armenian Apostolic Church / National Church Council / Catholicos of All Armenians Vazgen I / Constitution of the Armenian Church / making of chrism / Echmiadzin Theological Academy / printing house

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорян Арсен Артурович

Предлагаемая статья основана на ранее неопубликованных материалах Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Армении, что составляет ее главную ценность. Эти источники представляют собой делопроизводственные документы Совета по делам религиозных культов при Совете Министров ССС Р и Совета по делам Армянской Церкви при Совете Министров Армянской СС Р. Среди них отчеты о проделанной работе отделов Советов, материалы о работе уполномоченного по Армянской СС Р и отдельное собрание основных документов Национально-церковного Собора Армянской Апостольской Церкви 1955 г. Источниками для написания статьи послужили также публикации из центральных изданий Армянской СС Р, Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. Посвящена статья вопросу значимости Национальноцерковного Собора Армянской Апостольской Церкви 1955 г. и рассматривает проблемы Церкви, составившие его повестку. В отечественной научной литературе деятельность Собора освещается слабо, потому цель данной статьи — полное хронологическое изложение его событий и решений, благодаря чему создастся общая историческая картина и заполнятся лакуны в знаниях по истории Национально-церковного Собора. Основной причиной его созыва стала смерть 9 мая 1954 г. католикоса всех армян Георга VI и необходимость избрания нового католикоса. Им стал управляющий Румынской и Болгарской епархиями епископ Вазген (Палчян). Интронизация Вазгена I состоялась 2 октября, а через три дня прошло третье заседание Собора, основным вопросом которого была выработка Конституции (устава) Армянской Церкви. Поднимался вопрос и о тяжелом финансовом положении Первопрестола всех армян. Предложения по решению этой проблемы были возложены на новообразованную временную бюджетную комиссию, которая на следующем заседании Собора, 7 октября, представила список мероприятий по устранению дефицита. Этот список было решено передать на рассмотрение Верховному духовному совету, переизбрание которого составляло следующий вопрос повестки дня. Когда заседание подошло к концу, католикос Вазген рассказал о своих планах по управлению Церковью. Все приведенные выше вопросы ранее подробно не освещались, а лишь изредка упоминались как сопутствующие избранию католикоса; соответственно, их рассмотрение составляет новизну данного исследования. Также статья будет интересна исследователям истории Русской Православной Церкви, поскольку ее делегация в лице митрополита Питирима (Свиридова) и епископа Иоанна (Разумова) посетила Собор в качестве гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Church Council of the Armenian Apostolic Church in 1955 and the Election of Vazgen (Paljian) as Catholicos of All Armenians

The proposed article is based on previously unpublished materials from the State Archive of the Russian Federation and the National Archive of Armenia, and that gives particular value to this work. These sources are documents of the Council for Affairs of the Religious Cults under the Council of Ministers of the USSR and the Council for Affairs of the Armenian Church under the Council of Ministers of the Armenian SSR. Among them are reports on the work done by the Councils departments, materials of the work of the Plenipotentiary for the Armenian SSR, and a special collection of the main documents of the National Church Council of the Armenian Apostolic Church in 1955. Publications from the central editions of the Armenian SSR, the Armenian Apostolic and Russian Orthodox Churches also served as sources for this article. The author considers the significance of the National Church Council of the Armenian Apostolic Church of 1955 and reviews the Church problems, which made up its agenda. In the domestic scientific literature, the activity of the Council is poorly explored, that’s why the purpose of this article is to provide a complete chronological presentation of its events and decisions, which would give a general historical view and fill the gaps in knowledge of the history of the National Church Council. The main reason for its convening was the death of the Catholicos of All Armenians George VI on May 9, 1954 and the need to elect a new Catholicos. The bishop of Romanian and Bulgarian eparchies, Vazgen (Paljian), became the newly elected Catholicos. The enthronement of Vazgen I took place on October 2, and three days later the third session of the Council was held, the main issue of which was to elaborate Constitution (charter) of the Armenian Church. The question about difficult financial situation of the Primatial Pulpit of all Armenians was raised up in this session too. Proposals to solve this problem were entrusted to the newly formed provisional budget commission, which presented a list of measures to eliminate the deficit at the next session of the Council, on October 7. It was decided to submit this list to the Supreme Religious Council, the reelection of which became the next item on the agenda. At the end of the session, Catholicos Vazgen spoke about his plans to govern the Church. All these questions had never been explored in detail, and their consideration is the novelty of this paper. The article will also be of interest to researchers of history of the Russian Orthodox Church, since its representatives in the person of Metropolitan Pitirim (Sviridov) and Bishop John (Razumov) visited the Council as guests.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ 1955 г. И ИЗБРАНИЕ КАТОЛИКОСОМ ВСЕХ АРМЯН ВАЗГЕНА (ПАЛЧЯНА )»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3(31). 319-336

УДК 281.6

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10314

А. А. Григорян

НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ церкви 1955 г. И ИЭБрАНИЕ

католикосом всех армян вазгена (палчяна)

Аннотация. Предлагаемая статья основана на ранее неопубликованных материалах Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Армении, что составляет ее главную ценность. Эти источники представляют собой делопроизводственные документы Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и Совета по делам Армянской Церкви при Совете Министров Армянской ССР. Среди них отчеты о проделанной работе отделов Советов, материалы о работе уполномоченного по Армянской ССР и отдельное собрание основных документов Национально-церковного Собора Армянской Апостольской Церкви 1955 г. Источниками для написания статьи послужили также публикации из центральных изданий Армянской ССР, Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. Посвящена статья вопросу значимости Национально-церковного Собора Армянской Апостольской Церкви 1955 г. и рассматривает проблемы Церкви, составившие его повестку. В отечественной научной литературе деятельность Собора освещается слабо, потому цель данной статьи — полное хронологическое изложение его событий и решений, благодаря чему создастся общая историческая картина и заполнятся лакуны в знаниях по истории Национально-церковного Собора. Основной причиной его созыва стала смерть 9 мая 1954 г. католикоса всех армян Георга VI и необходимость избрания нового католикоса. Им стал управляющий Румынской и Болгарской епархиями епископ Вазген (Палчян). Интронизация Вазгена I состоялась 2 октября, а через три дня прошло третье заседание Собора, основным вопросом которого была выработка Конституции (устава) Армянской Церкви. Поднимался вопрос и о тяжелом финансовом положении Первопрестола всех армян. Предложения по решению этой проблемы были возложены на новообразованную временную бюджетную комис-

© А. А. Григорян, 2020

319

сию, которая на следующем заседании Собора, 7 октября, представила список мероприятий по устранению дефицита. Этот список было решено передать на рассмотрение Верховному духовному совету, переизбрание которого составляло следующий вопрос повестки дня. Когда заседание подошло к концу, католикос Вазген рассказал о своих планах по управлению Церковью. Все приведенные выше вопросы ранее подробно не освещались, а лишь изредка упоминались как сопутствующие избранию католикоса; соответственно, их рассмотрение составляет новизну данного исследования. Также статья будет интересна исследователям истории Русской Православной Церкви, поскольку ее делегация в лице митрополита Питирима (Свиридова) и епископа Иоанна (Разумова) посетила Собор в качестве гостей.

Ключевые слова: Армянская Апостольская Церковь, Национально-церковный собор, католикос всех армян вазген I, конституция армянской Церкви, мироварение, Эчмиадзинская духовная академия, типография.

цитирование. григорян а. а. Национально-церковный Собор Армянской Апостольской Церкви 1955 г. и избрание католикосом всех армян Вазгена (Палчяна) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 319-336. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10314

Сведения об авторе. Григорян Арсен Артурович — магистр богословия, аспирант Московской духовной академии (Россия, г. Сергиев Посад). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28.02.2020 Принята к публикации 28.05.2020

9 мая 1954 г. Армянскую Апостольскую Церковь постигло горе: скончался католикос всех армян Геворг VI1. По окончании сорокадневного траура Верховный духовный совет начал планировать проведение Национально-церковного Собора для избрания нового католикоса, но окончательно все согласования завершились лишь к 13 августа 1955 г. Тогда во все епархии Армянской Церкви были направлены пригласительные письма, опубликованное также в журнале «Эчмиадзин»2. Из

1 Деврикян в. Геворг VI // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 488.

2 О-ЬршдпцЬ -<nqknp fcnphpq^ Ьш^ш^р тщ^шй рщпр рЫЬр^Ь" ШЬЬщЬ -uijng бшцршдпцЬ ^штр^шр^-^шр^^ш^ рЬщртрдшЬ шпрЭД // Ь2^ш&Ь. 1955. № 8. Ь2 5-8 [Письмо Верховного духовного совета всем епархиям по случаю выборов

него следовало, что проведение Собора назначено на 25-30 сентября 1955 г., однако первое заседание состоялось лишь 29 сентября.

Согласно Регламенту созыва Национально-церковного Собора, разработанного в 1945 г., участие в нем имели право принимать:

• члены Верховного духовного совета Эчмиадзина;

• католикос Киликиии со всем епископатом;

• Иерусалимский и Константинопольский патриархи со своими епископами;

• все управляющие епархиями и местоблюстители;

• по одному представителю от Духовных советов Киликийского ка-толикосата и двух Патриархатов;

• верующий народ путем избрания делегатов от епархий, причем количество делегатов определяется количеством паствы в епархии (из расчета на каждые 25 000 верующих один делегат, если последние 25 000 являются неполными, то делегат направляется при наличии хотя бы 40 % верующих от этой численности)3. Приглашение посетить означенный Собор в качестве гостя было

направлено и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. Сам патриарх не смог присутствовать на Соборе, потому направил делегацию в составе митрополита Минского и Белорусского Пити-рима (Свиридова) и епископа Псковского и Порховского Иоанна (Разу-мова). Делегация прибыла в Ереван 27 сентября 1955 г. и на следующий день была приглашена на прием в честь зарубежных делегатов и гостей Собора в Армянское общество культурной связи с заграницей4.

Итак, как уже упоминалось выше, свою работу Национально-церковный Собор Армянской Апостольской Церкви начал 29 сентября в здании Эчмиадзинской духовной академии. В Соборе приняло участие 140 членов Армянской Церкви, представлявших 19 епархий, включая зарубежные. В начале Собора с приветственным словом выступил исполняющий обязанности местоблюстителя Верховного патриаршего престола, управляющий Грузинской епархией архиепископ Ваган (Ко-Верховного Патриарха-Католикоса всех армян // Эчмиадзин. 1955. № 8. С. 5-8].

3 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 42. Л. 14-15.

4 Прием в Армянском обществе культурной связи с заграницей в честь представителей зарубежных армян // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 232. С. 3.

станян). Он предложил почтить память почившего католикоса Георга VI минутой молчания, а затем состоялось избрание президиума Собора5.

Вице-председателями были избраны: местоблюститель католикоса архиепископ Ваган (Костанян); управляющий Египетской епархией архиепископ Мамбре (Сирунян); управляющий Северо-Американской епархией архиепископ Мамбре (Галфаян); управляющий Румынской и Болгарской епархиями епископ Вазген (Палчян).

Рядовыми членами президиума избраны: клирик Калифорнийской епархии архиепископ Вартан (Гаспарян); управляющий ЮжноАмериканской епархией епископ Сион (Манукян); делегат от Азербайджанской епархии народный поэт, академик Аветик Исаакян; делегат от Грузинской епархии народный художник, академик Мартирос Сарьян; делегат от Египетской епархии Грант Багдикович Насибян; делегат от Европейской епархии поэт Саркис Кюркчян.

Секретариат Собора составили: управляющий Калифорнийской епархией верховный архимандрит Шнорк (Галустян); начальник канцелярии Эч-миадзина Гайк Аракелян; делегат от Грузинской епархии Смбат Довлатян.

После этого были избраны редакционная и мандатная комиссии. В редакционную комиссию вошли: представитель католикоса в Европе верховный архимандрит6 Серовбе (Манукян); делегат от Иерусалимского Патриархата профессор Ашот Гарегинович Абрамян; член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, заведующий кафедрой армянского языка в Ереванском педагогическом институте им. Абовяна профессор Арарат Гарибян.

В мандатную комиссию были избраны: представитель Иерусалимского патриаршего престола верховный архимандрит Айказун (Абрамян); заведующий финансово-хозяйственным отделением Эчмиадзина Амаяк Седгарян; начальник канцелярии Эчмиадзина Гайк Аракелян7.

5 Открытие Собора Армянской Церкви армян // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 233. С. 3.

6 Обычно словом «архимандрит» на русский язык переводится существующая в Армянской Церкви духовная степень вардапета (ЦшрцшщЬш — букв. «учитель»), которая присваивается безбрачным священникам за научные заслуги. За особые научные заслуги вардапетам присваивается степень верховного вардапета (&щршдпуЬ ЦшрцшщЬш [цайрагуйн вардапет]). Вардапеты считаются представителями высшего духовенства и нередко назначались управляющими епархиями (см.: Джагацпанян е. Д. Вардапет // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 572).

7 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 34-38.

После этого архиепископ Ваган предоставил слово делегации Русской Православной Церкви. Митрополитом Питиримом, главой делегации, было зачитано приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В слове говорилось о значимости католикоса Георга VI для своей паствы, были высказаны пожелания новому католикосу стать достойным преемником почившего и прийтись по сердцу армянскому народу. Завершалось приветствие патриарха словами: «Трудами его [нового католикоса. — А. Г] и молитвами пред Богом да процветает Церковь Армянская»8. Доклад главы русской делегации прерывался переводом на армянский язык, который осуществлял верховный архимандрит Геворг (Ватян). После слова митрополита Питирима был объявлен перерыв, по окончании которого мандатная комиссия огласила статистику по присутствию делегатов от епархий на Соборе. Оказалось, что зарубежные епархии были представлены всего 32 делегатами из минимально ожидаемых 61 согласно Регламенту 1945 г., а от епархий, находившихся на территории союзных республик, присутствовали все 108 делегатов9. 29 отсутствующих делегатов составили 10 представителей Киликийского католикосата,

7 — Константинопольского Патриархата, 2 — Ирано-Индийской епархии, по 3 делегата от Тавризской и Тегеранской епархий и по 2 делегата из Греческой и Иракской епархий. Из зарубежного высшего духовенства отсутствовало на Соборе 13 представителей: местоблюститель Киликийского католикоса архиепископ Хад (Аджапагян), Константинопольский патриарх Гарегин (Хачатурян), местоблюститель Иерусалимского патриаршего престола архиепископ Егише (Тертерян), клирики Северо-Американской епархии архиепископы Тиран (Нерсоян) и Тирайр (Тервишян), управляющий Бейрутской епархией Киликийского католикосата епископ Хорен (Бароян), управляющий Алеппской епархией Киликийского католикосата епископ Заре (Паяслян), управляющий Кипрской епархией Киликийского католикосата епископ Гевонд (Чепеян), клирик Константинопольского Патриархата епископ Григорис (Карапетян), клирики Иерусалимского Патриархата епископы Норайр (Похарян) и Сурен (Кеманджян), клирик и сотрудник Киликийского католикосата епископ Парен (Мелконян) и управляющий Дзежирской епархией Киликийского католикосата верховный архимандрит Тачат (Урфалян)10. Практически все отсутствия были связаны

8 Великий праздник Армянской Церкви // ЖМП. 1955. № 12. С. 65.

9 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 42. Л. 27-28.

10 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 2.

с политическими обстоятельствами. Местоблюститель Иерусалимского престола архиепископ Егише (Тертирян) специальным письмом сообщил, что не может приехать на Собор, поскольку власти Трансиордании сочли его приезд в Советский Союз бессмысленным и отказали в выездной визе11. С представителями Киликийского католикосата вопрос обстоял иначе. Ко времени проведения Собора между католикосатами Армянской Церкви назревал конфликт. Местоблюститель престола Киликийского католикоса архиепископ Хад (Аджапагян) долгое время не назначал делегатов на Собор в Эчмиадзине. 15 сентября 1955 г. ему была направлена телеграмма от имени Верховного духовного совета, в которой выражалось огорчение сложившейся ситуацией. В ответной телеграмме архиепископ хад пытался оправдаться тем, что 8 июля сообщил Верховному духовному совету о запланированном на 14 октября 1955 г. проведении выборов Киликийско-го католикоса и невозможности в связи с этим участия их представителей в Национально-церковном Соборе 29 сентября. В связи с этим он просил перенести Собор, что было невозможно, поскольку на Соборе планировалось совершение мироварения, не проводившее долгое время в Армянской Церкви, а его перенос в условиях советских реалий мог затянутся еще не на один год. К тому же круг участвующих в выборах Киликийского католикоса лиц ограничивался членами Киликийского католикосата и несколькими представителями Эчмиадзина, потому проведение этих выборов было вполне возможным после окончания Национально-церковного Собора, о чем Верховный духовный совет сообщил местоблюстителю Киликийского католикоса в своей ответной телеграмме12. Несмотря на это, архиепископ хад остался при своем мнении, и только протест 400 верующих армян во время богослужения, возглавляемого местоблюстителем 18 сентября, заставил его пересмотреть свое решение. Из-за страха перед толпой архиепископ хад (Аджапагян) изначально пообещал отправить на Национально-церковный Собор епископа Дареника (Поладяна) с семью делегатами, однако позже передумал и направил за исключением епископа Дареника только троих делегатов, из которых приехать смог только Грант Салухян13.

После приведения статистики по отсутствию делегатов местоблюститель католикоса архиепископ Ваган (Костанян) выступил с подроб-

11 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 91.

12 Там же. Л. 92-93.

13 Там же. Л. 67-93.

ным докладом о деятельности Верховного духовного совета за последние полтора года. Доклад был принят с «удовлетворением и благодарностью», после чего ректор Антилиасской духовной академии Армянской Церкви епископ Дареник (Поладян) предложил письменно поблагодарить правительство Советской Армении за ремонт кафедрального собора Эчмиадзинского монастыря14, что было положительно воспринято и исполнено собранием. Далее была оглашена повестка следующего дня Собора15, на чем заседание завершилось16.

Второй день Собора открылся в 10 часов утра Божественной литургией, которую возглавил архиепископ Мамбре (Сирунян). Литургия была весьма торжественной и завершилась не менее торжественными панихидами по усопшему католикосу Георгу. В таком молитвенном духе заседатели переместились в актовый зал духовной академии, где архиепископ Ваган огласил, что баллотироваться в католикосы могут, согласно уставу Армянской Церкви, все епископы. Также он сообщил об отказе местоблюстителя Иерусалимского патриарха архиепископа Еги-ше (Тертеряна)17 выдвигать свою кандидатуру на пост католикоса, что было изложено в уже упоминавшемся специальном письме и зачитано верховным архимандритом Шнорком (Галустяном). Оставалось решить еще один вопрос — могут ли претендовать на пост католикоса епископы, которые отсутствуют на Соборе, и вопрос был решен положительно. Обсуждалась также проблема количества голосов тех участников Собора, которых уполномочили представлять себя несколько епархий. По этому вопросу было принято решение о присвоении таким делегатам только одного голоса.

14 Кафедральный собор был отремонтирован непосредственно к началу Национально-церковного Собора Армянской Церкви. Были укреплены четыре основные опорные колонны и четыре арки, поддерживающие купол. Также были восстановлены орнаменты и фрески собора (см.: Реставрация Эчмиадзинского кафедрального собора // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 231. С. 3).

15 Подробнее см.: -ицшишшЬ^ шддифЬ шр^ф. 823. 3. 3. 0-. 100. Й-. 7 [Национальный архив Армении. Ф. 823. Оп. 3. Д. 100. Л. 7].

16 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 42. Л. 30-31.

17 В свое время католикос Георг VI назначил архиепископа Егише на должность заместителя католикоса и, соответственно, желал, чтоб последний стал его преемником на престоле католикоса всех армян. В связи с этим в армянской диаспоре архиепископ считался самым подходящим кандидатом на пост католикоса (см.: ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 245. Л. 35-36).

После решения всех процедурных вопросов и небольшого перерыва в кафедральном соборе Эчмиадзина состоялись выборы католикоса путем тайного голосования. Вначале были оглашены имена всех епископов Армянской Апостольской Церкви (на тот момент их был 21), после чего для подсчета голосов были избраны уже упоминавшиеся ранее М. Сарьян и Г. Насибян и представитель Араратской епархии Тигран Поядлян. В голосовании принимали участие 137 делегатов, из них 39 прибыли из-за рубежа, а 98 — из епархий Советского Союза. Результат был следующим: 1 бюллетень оказался пустым, архиепископ Мамбре (Галфаян), архиепископ Мамбре (Сирунян) и клирик СевероАмериканской епархии архиепископ Тиран (Нерсоян) получили по 1 голосу, архиепископ Ваган (Костанян) — 2 голоса, 6 голосов было отдано за Константинопольского патриарха Гарегина (Хачатуряна), а 130-м Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян стал епископ Вазген (Палчян), управляющий Румынской и Болгарской епархиями, набрав 125 голосов. От имени Собора архиепископ Мамбре (Гал-фаян) поздравил новоизбранного католикоса, который в ответ поблагодарил всех за доверие18. Нужно отметить, что за всю историю Армянской Церкви очень редко католикосом избирали человека моложе 70-ти лет, а католикосу Вазгену на момент избрания было лишь 47 лет19.

2 октября состоялась интронизация католикоса Вазгена I. Во время Божественной литургии, после чтения Евангелия он дал присягу служить Церкви Христовой, после чего встал на колени у святого престола лицом к народу и 8 архиереев поочередно прочитали над ним молитвы с возложением рук. Это действие повторялось трижды, а затем на его голову возлили миро. Далее голову католикоса покрыли специальным покровом, в котором он находился до входа в свои покои. После литургии с приветственным словом от лица Русской Православной Церкви и патриарха Алексия выступил митрополит Питирим. В начале своего слова он сделал акцент на том, что «в лице Русской Православной Церкви Армянская Церковь имеет давнего, искреннего и верного друга, который печалится печалями ее и радуется ее радостями»20. Поэтому делегации

18 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 39-41.

19 О Верховном Патриархе-Католикосе всех армян Вазгене I // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 235. С. 3.

20 Великий праздник... С. 67.

отрадно находиться на таком значимом для Армянской Церкви событии. Желая католикосу крепости и благословения Божьего на предстоящие труды, глава делегации нашей Церкви сказал, что видит в Вазгене I достойного преемника почившего католикоса Георга VI21. После этого с пожеланием духовного единения Русской и Армянской Церквей, по слову Христа Спасителя (Ин 17. 21), и в знак взаимной любви митрополит Питирим преподнес католикосу панагию22. Подарок в виде серебряной иконы новому католикосу также был преподнесен митрополитом Ефремом (Сидамонидзе) от лица Грузинской Православной Церкви23.

Несколькими днями позже, 5 октября, продолжил работу Национально-церковный Собор — состоялось третье заседание под председательством католикоса Вазгена I. На нем присутствовали недавно прибывшие и, соответственно, опоздавшие на избрание и интронизацию делегаты из Дамасской епархии и Грант Григорян, делегат от Киликий-ского католикосата.

В начале заседания католикос Вазген выступил с речью, в которой вновь поблагодарил Собор за оказанное ему доверие, выразил надежду, что с Божьей помощью возродится духовная жизнь армянского народа, поблагодарил правительство Армянской ССР за моральную и материальную поддержку Церкви и выразил надежду на преодоление внутренних проблем и дальнейшее единение всех частей Армянской Церкви вокруг Святого Эчмиадзина. После этого было зачитано несколько поздравительных телеграмм в адрес католикоса Вазгена: патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архиепископа Кентерберийского Джоффри (Фишера), Константинопольского патриарха Армянской Церкви Гарегина (Хачатуряна), местоблюстителей Киликийского католикоса и Иерусалимского патриарха архиепископов Хада (Аджапагяна) и Егише (Тертеряна)24.

21 Избрание Верховного Патриарха-Католикоса всех армян // ЖМП. 1955. № 11. С. 63.

22 Фрагмент об интронизации написан на основе собственной публикации: Григорян А. А. Отношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью в 1953— 1964 гг. по материалам Журнала Московской Патриархии // Сайт кафедры Церковной истории Московской духовной академии. URL: http://history-mda.ru/publ/otnosheniya-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-s-armyanskoy-apostolskoy-tserkovyu-v-1953-1964-gg-po-materialam-zhurnala-moskovskoy-patriarhii_5605.html_(дата обращения: 20.02.2020)

23 Интронизация Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 235. С. 3.

24 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 42-45.

Главным вопросом заседания стало обсуждение Конституции25 Армянской Церкви. Верховный архимандрит Серовбе (Манукян) сообщил, что текст Конституции на предварительном епископском собрании был дан для изучения специальной комиссии в лице архиепископа Мамбре (Сируняна), епископа Вазгена (Палчяна), епископа Дареника (Поладяна), верховных архимандритов Серовбе (Манукяна) и Шнорка (Галустяна). Несмотря на то, что членам комиссии так и не удалось собраться, они высказали свои мнения относительно текста, на основании чего было принято решение продолжить работу над текстом Конституции и поручить ее Верховному духовному совету после его переизбрания. Причиной тому послужило неудовлетворение требованиям зарубежных епархий нового текста Конституции26.

Также был поднят вопрос о материальном обеспечении Первопре-стола всех армян. Католикос Вазген начал с того, что Эчмиадзин нуждается в проведении ряда мероприятий, как то усиление преподавательского состава Эчмиадзинской духовной академии, открытие собственной типографии, реставрация древних храмов, для чего требуются значительные финансовые вложения. Также католикос призвал всех зарубежных делегатов Собора сообщить своей пастве о тех мероприятиях, которые необходимы духовному центру Армянской Церкви. После речи католикоса слово было предоставлено заведующему хозяйственно-финансовым отделом Эчмиадзина А. Седгаряну, который выступил с докладом о бюджете на грядущий год. Из доклада следовало, что доход Первопрестола по опыту прошлых лет должен составить 1 294 000 рублей, а общий расход, включая содержание духовной академии и издание журнала «Эчмиад-зин» и церковного календаря, — 1 900 500 рублей. Исходя из этого, получается, что бюджет будет иметь дефицит в размере 606 500 рублей. Также А. Седгарян через делегатов Собора просил помощи зарубежных армян в реализации тех мероприятий, о которых упоминал предстоятель Армян-

25 Документ, который регламентировал бы деятельность Армянской Апостольской Церкви, в частности права и обязанности Католикосатов и Патриархатов по отношению друг к другу. Первоначальная Конституция была выработана в Османской империи в 1860 г. и без согласования с духовным центром Армянской Церкви несколько раз изменялась правительством. В таком состоянии она не устраивала Эчмиадзинский Католикосат, потому требовалась выработка нового документа, который бы действовал уже для всей Церкви (см.: ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 239. Л. 132-134).

26 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 42. Л. 38.

ской Церкви, и более подробно их изложил: 1) проведение центрального отопления во всем Эчмиадзинском монастыре; 2) проведение водопровода в покои католикоса, академию и жилые корпуса монастыря; 3) проведение ремонтных работ в монастырях Эчмиадзин, Гехард, Хор Вирап, святой Рипсиме, святой Гаяне, Шогакате, в храмах сел Бджни и Ошакан.

На эти работы необходимо было собрать сумму 1 320 000 рублей. Для решения финансовых проблем делегат от Европейской епархии Саркис Кюркчян предложил избрать комиссию, которая до следующего заседания Собора, 7 октября, предложит программу по закрытию дефицита бюджета на 1956 г. В нее вошли: 1) делегат от Северо-Американской епархии Ерванд Агаджанян; 2) делегат от Европейской епархии Саркис Кюркчян; 3) делегат от Египетской епархии Грант Насибян; 4) заведующий хозяйственно-финансовым отделом Эчмиадзинского католикосата А. Седгарян; 5) делегат от Араратской епархии Геворг Едигарян; 6) делегат от Южно-Американской епархии Саак Вахчеджян; 7) делегат от Индо-Иранской епархии Гайк Наджарян.

Также Е. Агаджанян от лица армянской диаспоры Америки пообещал подарить Эчмиадзину оборудование для типографии. И американская делегация предложила включить в повестку дня «вопрос о монашестве». В силу его многогранности было решено, что вопрос должен входить в компетенцию епископского собрания и Верховного духовного совета, после чего третье заседание Национально-церковного Собора было закрыто27.

На следующий день состоялись епископские хиротонии. Интересна традиция Армянской Церкви, согласно которой в один день можно совершать несколько хиротоний (во все три степени священства). В епископское достоинство за богослужением было возведено 7 верховных архимандритов: Серовбе (Манукян), Шнорк (Галустян), Айказун (Абрамян), клирики Иерусалимского Патриархата Айрик (Асланян) и Паркев (Вртанесян), управляющий Нахичевано-Бессарабской епархией Вартан (Тер-Саакян) и управляющий Азербайджанской епархией Езник (Азнаурян). Божественную литургию предварил чин наречения во епископы. За самим богослужением, перед пением Херувимской песни, над нареченными были прочитаны молитвы с возложением рук, затем они были помазаны святым миром28.

27 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 45-47.

28 Там же. Л. 16.

7 октября состоялось четвертое, и заключительное, заседание Собора. Началось оно с доклада о результатах работы специальной комиссии по упразднению дефицита бюджета Эчмиадзинского католикосата на 1956 г. От лица комиссии выступил Е. Агаджанян с предложением провести 4 мероприятия:

1) все делегаты и гости Собора должны возместить потраченные Эчмиадзином средства за свои билеты и проживание и преподнести католикосу Вазгену подарки по случаю интронизации;

2) помимо ежемесячных отчислений, в храмах необходимо объявить дополнительный сбор средств в пользу Эчмиадзина;

3) объявить один день в году Днем Эчмиадзина и проводить в этот день различные мероприятия с целью выручки средств для Первопре-стола; рекомендуется таким днем объявить день интронизации Святейшего Патриарха и католикоса Вазгена I;

4) Национально-церковному Собору принять решение о передаче всех епархиальных налогов в распоряжение католикоса.

После обсуждения Собор принял решение передать эти предложения на рассмотрение Верховного духовного совета. В свою очередь епископ Дареник (Поладян) заявил, что он, как уполномоченный, обещает, что Киликийский католикосат возьмет на себя расходы по ремонту монастыря святой Рипсиме, а его родной брат Степан Поладян займется финансированием ремонта монастыря святой Гаяне. С подобным заявлением выступил епископ Шнорк (Галустян), пообещав, что Калифорнийская епархия возьмет на себя реставрацию одного любого храма, к чему он призывал каждую епархию Армянской Церкви. Также он сообщил, что привез в дар Эчмиадзину 2 500 долларов от самой епархии и 30 долларов, пожертвованных верующими29.

Следующим вопросом Собора стало избрание Верховного духовного совета. В начале процедуры архиепископ Мамбре (Сирунян) выступил с предложением избрать А. Исаакяна, М. Сарьяна и Степана Кам-саракана почетными членами совета, что было с восторгом одобрено. Когда он огласил предложенный католикосом Вазгеном список членов Верховного духовного совета, тот также был утвержден единогласно без внесения корректив. Таким образом, Верховный духовный совет Армянской Апостольской Церкви был избран в следующем составе: католикос

29 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 42. Л. 41-42.

Вазген I (председатель совета); архиепископ Сион (Манукян); управляющий Нахичевано-Бессарабской епархией епископ Вардан (Тер-Саакян); управляющий Азербайджанской епархией епископ Езник (Азнаурян); член братии Эчмиадзинского монастыря епископ Саак (Тер-Ованесян); профессор А. С. Гарибян; профессор Ереванского педагогического института им. Жданова Аракел Григорьевич Аракелян; доцент Института иностранных языков в г. Ереване Геворг Арташесович Тирацян; преподаватель и выпускник Эчмиадзинской духовной академии Арам Абело-вич Агаджанян.

В финансово-ревизионную комиссию были избраны: член братии Эчмиадзинского монастыря иеромонах Маштоц (Баджирян); сотрудник Эчмиадзинского монастыря Григор Бекмезян; бухгалтер Эчмиадзинско-го католикосата Ефрем Алексанян.

В заключение заседания Собор постановил направить приветственную телеграмму председателю Совета Министров Советского Союза и правительству Армянской ССР с благодарностью за проведенный ремонт кафедрального собора Эчмиадзинского монастыря. После исчерпания повестки дня католикос поделился с собратьями своими планами по управлению Церковью:

1) проводить ежегодное епископское собрание для решения текущих вопросов церковной жизни;

2) созывать Национально-церковный Собор с регулярностью в 4-5 лет;

3) произвести хозяйственную и финансовую перестройку Перво-престола: финансовая реорганизация уже произведена, теперь необходимо создание высокодуховной монашеской братии, воспитанной в лучших традициях Армянской Церкви, для чего будет приглашено духовенство из-за границы;

4) покрыть пол Эчмиадзинского собра мрамором и установить новый престол, в чем надеется получить помощь Комитета по историческим памятникам Армянской ССР;

5) повысить уровень образования в Эчмиадзинской духовной академии, сделав ее лучшим учебным заведением;

6) поддержать выпуск журнала «Эчмиадзин», сделав его содержание еще более актуальным для освещения жизни Армянской Церкви;

7) расширить печатную работу благодаря обещанному типографскому оборудованию;

8) создать комиссию, наподобие издательского совета, которая необходима для удовлетворения издательских потребностей католикоса-та, но вопрос нуждается в серьезной проработке;

9) завершить процесс выработки Конституции Армянской Национальной Святой Апостольской Церкви;

10) улучшить взаимоотношения с властью Советского Союза;

11) улучшить отношения центра Армянской Церкви с Киликий-ским католикосатом, Патриархатами и зарубежными епархиями, чтобы эти отношения носили характер не дипломатический, а братской любви;

12) поддержать инициативу зарубежных делегаций по восстановлению древних монастырей и храмов Армянской Апостольской Церкви, и всячески содействовать ее реализации.

Закончил свое выступление Святейший Патриарх всех армян благодарностью делегатам за участие в Соборе и своим первосвятитель-ским благословением. На этом Собор завершил свою работу, после чего было сделано памятное фото30.

По завершении заседания католикос Вазген посетил гостиницу, где размещалась делегация Русской Православной Церкви. В ходе беседы католикос был приглашен на прием, который представители нашей Церкви давали в честь высшего духовенства Армянской Церкви. На встрече ее глава говорил теплые слова в адрес патриарха Алексия I и духовенства Русской Церкви31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На следующий день был совершен долгожданный чин освящения мира, не совершавшийся в Армянской Апостольской Церкви с 1926 г.32 Он имеет свои отличия от этого же чина в русской православной традиции. Несколько особенностей связаны с самым почитаемым в Армянской Церкви святым, Григорием Просветителем: одна заключается в погружении в сосуд, где варится миро, десницы святого Григория, а другая — в добавлении мира, освященного, как считается, святителем. По преданию Армянской Апостольской Церкви, «его» миро содержало миро, освященное Самим Господом наших Иисусом Христом. Освященное Спасителем миро было принесено в Армению апостолами Варфоломеем и Фаддеем. Прочие особенности чина заключаются в погружении

30 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 246. Л. 49-54.

31 Великий праздник. С. 70.

32 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 100. Л. 86.

в чан напрестольного креста, содержащего частичку Животворящего Древа Креста Христова, и копия, использовавшегося при казни Мессии33.

Этим событием торжества, посвященные Национально-церковному Собору Армянской Апостольской Церкви и избранию католикоса Вазгена I, завершились.

Анализируя деятельность и последствия Собора 1955 г., можно сделать вывод, что он имел особое историческое значение. Несмотря на то, что не удалось выработать Конституцию Армянской Церкви, важнейший документ, который мог бы урегулировать сложные взаимоотношения между Эчмиадзинским и Киликийским католикосатами, был решен ряд иных важных вопросов. Во-первых, состоялись выборы Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, что было немаловажно в условиях негативного отношения советского правительства к религии. Во-вторых, были совершены епископские хиротонии, благодаря чему удалось восполнить кадровый дефицит Армянской Церкви. В-третьих, было совершено освящение мира, не проводившееся уже много лет. В-четвертых, начала возрождаться Эчмиадзинская духовная академия, долгое время находившаяся на грани закрытия из-за отсутствия финансирования. В-пятых, Первопрестол всех армян получил возможность открыть собственную типографию.

Источники

1. Великий праздник Армянской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 12. С. 64-70.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 100, 239, 245, 246; Оп. 4. Д. 42.

3. Избрание Верховного Патриарха-Католикоса всех армян // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 11. С. 63-64.

4. Интронизация Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 235. С. 3.

5. О Верховном Патриархе-Католикосе всех армян Вазгене I // Коммунист: Орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 235. С. 3.

6. Открытие Собора Армянской Церкви // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 233. С. 3.

33 красноложкин г., иер. Армянская Церковь. История и современное состояние: курсовое сочинение. Загорск: МДА, 1973. С. 99.

7. Прием в Армянском обществе культурной связи с заграницей в честь представителей зарубежных армян // Коммунист: орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 232. С. 3.

8. Реставрация Эчмиадзинского кафедрального собора // Коммунист: Орган Центрального комитета КП Армении. 1955. № 231. С. 3.

9. %ршдпцЬ -<nqknp fonphpq^ Ьш^ш^р тщ^шй рщпр рЫЬр^Ь" ШЬЬщЬ -штд бшцршдпцЬ ^шшр^шрр-кшрпц^пи^ рЬщртрдшЬ шпрЭД // Ь2^ш&Ь. 1955. № 8. Ь2 5-8 [Письмо Верховного духовного совета всем епархиям по случаю выборов Верховного Патриарха-Католикоса всех армян // Эчмиадзин. 1955. № 8. С. 5-8].

10. -ицшишшЬ^ шqquфfr шр^^ф. 823. S. 3. 100 [Национальный архив Армении. Ф. 823. Оп. 3. Д. 100].

Литература

1. Григорян А. А. Отношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью в 1953-1964 гг. по материалам Журнала Московской Патриархии // Сайт кафедры церковной истории Московской духовной академии. URL: http://his-tory-mda.ru/publ/otnosheniya-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-s-armyanskoy-apostolskoy-tserkovyu-v-1953-1964-gg-po-materialam-zhurnala-moskovskoy-patriarhii_5605.html (дата обращения: 20.02.2020).

2. Деврикян В. Геворг VI // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 488-489.

3. Джагацпанян Е. Д. Вардапет // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 572.

4. Красноложкин Г., иер. Армянская Церковь. История и современное состояние: курсовое сочинение. Загорск: МДА, 1973.

Arsen A. Grigorian

NATIONAL CHURCH COUNCIL OF THE ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH IN 1955 AND THE ELECTION OF VAZGEN (PALJIAN) As CATHOLICOs OF ALL ARMENIANs

Abstract. The proposed article is based on previously unpublished materials from the State Archive of the Russian Federation and the National Archive of Armenia, and that gives particular value to this work. These sources are documents of the Council for Affairs of the Religious Cults under the Council of Ministers of the USSR and the Council for Affairs of the Armenian Church under the Council of Ministers of the Armenian SSR. Among them are reports on the work done by the Councils departments, materials of the work of the Plenipotentiary for the Armenian SSR, and a special collection of the main documents of the National Church Council of the Armenian Apostolic Church in 1955. Publications from the central editions of the Armenian SSR, the Armenian Apostolic and Russian Orthodox Churches also served as sources for this article. The author considers the significance of the National Church

Council of the Armenian Apostolic Church of 1955 and reviews the Church problems, which made up its agenda. In the domestic scientific literature, the activity of the Council is poorly explored, that's why the purpose of this article is to provide a complete chronological presentation of its events and decisions, which would give a general historical view and fill the gaps in knowledge of the history of the National Church Council. The main reason for its convening was the death of the Catholicos of All Armenians George VI on May 9, 1954 and the need to elect a new Catholicos. The bishop of Romanian and Bulgarian eparchies, Vazgen (Paljian), became the newly elected Catholicos. The enthronement of Vazgen I took place on October 2, and three days later the third session of the Council was held, the main issue of which was to elaborate Constitution (charter) of the Armenian Church. The question about difficult financial situation of the Primatial Pulpit of all Armenians was raised up in this session too. Proposals to solve this problem were entrusted to the newly formed provisional budget commission, which presented a list of measures to eliminate the deficit at the next session of the Council, on October 7. It was decided to submit this list to the Supreme Religious Council, the reelection of which became the next item on the agenda. At the end of the session, Catholicos Vazgen spoke about his plans to govern the Church.

All these questions had never been explored in detail, and their consideration is the novelty of this paper. The article will also be of interest to researchers of history of the Russian Orthodox Church, since its representatives in the person of Metropolitan Pitirim (Sviridov) and Bishop John (Razumov) visited the Council as guests.

Keywords: Armenian Apostolic Church, National Church Council, Catholicos of All Armenians Vazgen i, Constitution of the armenian Church, making of chrism, Echmiadzin Theological Academy, printing house.

Citation. Grigorian A. A. Natsional'no-tserkovnyi Sobor Armianskoi Apostol'skoi Tserkvi 1955 g. i izbranie katolikosom vsekh armian Vazgena (Palchiana) [National Church Council of the Armenian Apostolic Church in 1955 and the Election of Vazgen (Paljian) as Catholicos of All Armenians]. Vestnik ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the ekaterinburg Theological seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 319-336. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10314

About the author. Grigorian Arsen Arturovich — Master of Theology, graduate student of the Moscow Theological Academy (Russia, Sergiev Posad). e-mail: [email protected]

submitted on 28 February, 2020 accepted on 28 May, 2020

References

1. Devrikian V. Gevorg VI. pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2005, vol. 10, pp. 488-489.

2. Dzhagatspanian E. D. Vardapet. pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2003, vol. 6, p. 572.

3. Grigorian A. A. Otnosheniia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi s Armiancskoi Apostolskoi Tserkov'iu v 1953-1964 gg. po materialam Zhurnala Moskovskoi Payriarhii [Relations Between

the Russian Orthodox Church and the Armenian Apostolic Church in 1953-1964 by Materials of the Journal of the Moscow Patriarchate]. Available at: http://history-mda.ru/publ/otnosheni-ya-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-s-armyanskoy-apostolskoy-tserkovyu-v-1953-1964-gg-po-materialam-zhurnala-moskovskoy-patriarhii_5605.html (accessed: 20.02.2020).

4. Intronizatsiia Verhovnogo Patriarha-Katolikosa vseh armian Vazgena I [The Enthronement of the Supreme Patriarch-Catholicos of All Armenians Vazgen I]. Kommunist: organ Tsentralnogo komiteta Kp Armenii — Communist: organ of the Central Committee of the Communist party of armenia, 1955, no. 235, p. 3.

5. Izbranie Verhovnogo Patriarha-Katolikosa vseh armian [The Election of the Supreme Pa-triarch-Catholicos of All Armenians]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow patriarchate, 1955, no. 11, pp. 63-64.

6. Krasnolozhkin G., priest. armianskaia Tserkov'. Istoriia i sovremennoe sostoianie: kursovoe sochinenie [The Armenian Church. History and Modern State: A course work]. Zagorsk, 1973.

7. O Verhovnom Patriarhe-Katolikose vseh armian Vazgene I [About the Supreme Patriarch-Catholicos of All Armenians Vazgen I]. Kommunist: organ Tsentralnogo komiteta Kp armenii — Communist: organ of the Central Committee of the Communist party of armenia, 1955, no. 235, p. 3.

8. Otkrytie Sobora Armianskoi Tserkvi [Opening of the Council of Armenian Church]. Kommunist: organ Tsentralnogo komiteta Kp armenii — Communist: organ of the Central Committee of the Communist party of armenia, 1955, no. 233, p. 3.

9. Priem v Armianskom obshchestve kul'turnoi sviazi s zagranitsei v chest' predstavitelei za-rubezhnyh armian [Reception in the Armenian Society for Cultural Relations with Foreign Countries in Honor of Representatives of Diaspora Armenians]. Kommunist: organ Tsentralnogo komiteta Kp armenii — Communist: organ of the Central Committee of the Communist party of armenia, 1955, no. 232, p. 3.

10. Restavratsiia Echmiadzinskogo kafedral'nogo sobora [Restoration of the Etchmiadzin Cathedral]. Kommunist: organ Tsentralnogo komiteta Kp armenii —Communist: organ of the Central Committee of the Communist party of armenia, 1955, no. 231, p. 3.

11. Velikii prazdnik Armianskoi Tserkvi [Great Celebration of the Armenian Church]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow patriarchate, 1955, no. 12, pp. 64-70.

12. 0-hpmqmj& -nqknp fonphpq^ frrntfrn^p PnlnP pbtikpfrEf U^hbmjb -uijng Omjpmqmjh pbmpnipjmb rnnp^_ [Letter from the Supreme Spiritual Council to All Eparchies About the Election of the Supreme Patriarch-Catholicos of All Armenians]. — Etchmiadzin, 1955, no. 8, pp. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.