Введение
Российско-корейские отношения характеризуются наличием общих интересов, осторожной дипломатии и региональной геополитики. Однако взаимоотношения между странами подверглись серьезному испытанию и сильно трансформировалась после начала Специальной Военной Операции (СВО). Начало СВО моментально внесло напряженность между Россией и западными державами, а также отразилось на всем международном сообществе, заставив страны пересмотреть свою дипломатическую позицию и стратегические альянсы. Южная Корея с ее динамично развивающейся экономикой, стратегическим расположением и сложным соседом в лице КНДР, столкнулась с собственным набором проблем после конфликта. Балансирование связей с основными заинтересованными сторонами, такими как США, ЕС и Китай, при одновременной попытке сохранения нормальных взаимоотношений с Россией превратилось попытку балансирования между этими сторонами [1].
Целью данной статьи является изучение того, как СВО повлияло на российско-корейские отношения. Посредством всестороннего анализа мы изучим непосредственные последствия конфликта, экономическую взаимозависимость, стратегические соображения и потенциальные направления будущего сотрудничества между двумя странами.
Результаты исследования
Несмотря на то, что Россия является одним из десяти крупнейших торговых партнеров Южной Кореи и важным рынком для экспорта, участие Южной Кореи в блокировке операций SWIFT с Россией и участие в международных санкциях против российских банков негативно сказываются на взаимной экономической кооперации. До начала СВО торговля между Россией и Кореей стабильно росла при взаимном обмене жизненно важными ресурсами. Россия в основном экспортировала природные ресурсы, такие как нефть и газ, металлы и древесина. Корея, с другой стороны, имела диверсифицированный экспортный портфель, включавший электронику, машины и автомобили. Корейские инвестиции в Россию перед началом СВО были в основном направлены в такие сектора, как энергетика, производство и инфраструктура. Россия напротив же была заинтересована в технологиях Кореи и инвестировала в такие сектора, как электроника, телекоммуникации и передовое производство. Важным аспектом в двухсторонних отношениях являлся энергетический сектор. Россия, будучи одним из крупнейших в мире поставщиком энергии на мировой рынок, рассматривала Корею, испытывающую энергетический голод из-за своей развитой производственной базы, но при этом не имеющих собственных ресурсов (в частности нефти и газа) и сильную зависимость от импорта, как важный рынок сбыта. Также действовали соглашения, подписанных между странами, которые способствовали торговле, инвестициям и взаимному сотрудничеству. Они варьировались от торговых соглашений, способствующих более плавному обмену товарами, до более конкретных соглашений, таких как энергетическое партнерство и технологическое сотрудничество [2].
До начала СВО экономические связи между Россией и Кореей демонстрировали устойчивый рост, характеризующийся взаимной зависимостью в конкретных отраслях. Подтверждением этому являются объемы торговли, по состоянию на 2021, предшествовавший операции, двусторонняя торговля между двумя странами приблизилась к 26 млрд. долл. США, причем Россия в основном экспортировала сырье, такое как нефть, природный газ, уголь и металлы, а импорт из Корея составлял электронику, станки, автомобили и текстиль. Россия являлась поставщиком основных товаров, в то время как Корея поставляла товары промышленного производства.
Рис. 1. Экспорт и Импорт из РФ в РК (в млрд. долл. США)
Еще одним важным аспектом отношений были прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Корейские инвестиции в Россию были диверсифицированы по различным секторам, включая инфраструктурные проекты, энергетику и производство. Например, может послужить компания Hyundai Motor (автомобили марки Hyundai и Kia). Hyundai Motor стабильно занимала лидирующие позиции по объемам продаж на российском рынке, в 2021 году Kia смогла реализовать 201 тыс. автомобилей, заняв 2-е место по общим продажам, Hyundai 3-е место с объемом 167 тыс. автомобилей. В 2008 в Сестрорецке был создан завод полного цикла на начальном этапе объем инвестиций составил 400 млн. долл. США, в 2021 году в Санкт-Петербурге был открыт завод по производству двигателей, его строительство оценивалось в 13,1 млрд. рублей. Стоит отметить, что не смотря на санкции и невозможность поставки комплектующих для продолжения производства, завод не был полностью остановлен, а был переориентирован на поставки кузовов на казахский рынок [3].
Энергетический сектор, имеющий решающее значение для экономики России, также имел корейское участие. Помимо прямого импорта нефти и газа, корейские компании участвовали в совместных геологоразведочных предприятиях, используя огромные энергетические запасы России. Корейские компании участвовали в реализации проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2»
Туризм и культурные обмены, хотя и не строго экономические, способствовали их переплетению отношений [4]. Приток корейских туристов в российские города рос, чему способствовали смягчение визового режима и расширение авиасообщения. В ходе своего визита в Республику Корея в 2021 году, министр иностранных дел Сергей Лавров озвучил что в Корее побывало 270 тыс. россиян, в Россию же посетили 430 тыс. человек. Интерес россиян к Республике Корея в первую очередь можно связать с ростом популярности K-pop и корейских дорам в России.
Сразу после начала СВО Южная Корея оказалось в сложном положений. Выступая за принципы территориальной целостности и суверенитета, о чем свидетельствуют его сдержанные заявления на международных форумах, Сеул старался не оттолкнуть Россию открыто. Например, вместо прямого осуждения Южная Корея выразила «озабоченность» ситуацией в Украине, подчеркнув свою приверженность миру и стабильности. При этом Корея полностью присоединившись к своим западным партнерам, в частности к США, Южная Корея также ввела санкции против России. Но эти меры были относительно сдержанными. Например, хотя Сеул ограничил экспорт в Россию конкретных товаров, связанных с безопасностью, он не ввел масштабные финансовые или секторальные санкции. В торговле между двумя странами, особенно в таких сегментах, как электроника и автомобили, наблюдались лишь незначительные сбои. Например, Hyundai Motor и LG Electronics продолжили свою деятельность в России, сигнализируя о непрерывности бизнеса, несмотря на политическую напряженность [5].
Южнокорейские предприятия с долями в России столкнулись с периодом неопределенности. Более крупные конгломераты, такие как Samsung, инвестировавшие в российский электронный и производственный секторы, заняли выжидательную позицию. В то время как некоторые более мелкие компании рассматривали возможность вывода или сокращения своих инвестиций из-за опасений что российское правительство в ответ на арест российских активов за рубежом может начать арестовывать активы «недружественных» стран в России. Крупные предприятия в основном остались, хотя и с повышенной осторожностью.
Одним из серьезных опасений Сеула была возможность укрепления связей между Москвой и Пхеньяном. Когда в 2014 году Россия списала значительную часть долга Северной Кореи советских времен, появились предположения о намерениях Москвы усилить свое влияние на Корейском полуострове, что усложнило задачу для Сеула. Укрепление взаимоотношений России и КНДР, в первую очередь несет за собой озабоченность Южной Кореи со стороны безопасности. По мнению Сеула восстановление отношений России и КНДР в первую очередь означает сотрудничество в военной сфере и теоретические поставки современного российского вооружения Пхеньяну. Потенциальная угроза начала этих поставок КНДР до сих пор останавливает Республику Корея от поставок летального вооружения в Украину [6].
Реакция Южной Кореи на конфликт в Украине, схожая с позицией Запада, привела к тому, что Россия включила Южную Корею в список недружественных стран. Это не только ухудшило перспективы политического диалога и международного взаимодействия, но и нанесло серьезный удар по двустороннему сотрудничеству, которое успешно развивалось на протяжении последних 30 лет
Несмотря на это, культурные и академические обмены между Россией и Южной Кореей продолжались. Халлю до сих пор имеет много поклонников в России, а программы обмена студентами между российскими и корейскими ВУЗами, приостановилась в начале 2022 года, но уже к концу 2022, началу 2023 года вновь возобновились.
Выводы
Таким образом, экономические отношения между Россией и Кореей в последнее время претерпели значительные изменения под влиянием международной политики и санкций. Эти трансформации затронули не только торговлю и инвестиции, но и расширились на сферы энергетики и технологий. Корейские компании адаптируются к новым условиям, в то время как обе страны ищут альтернативные пути для поддержания экономического сотрудничества. Несмотря на текущие трудности, сохраняется потенциал для дальнейшего развития и взаимодействия, особенно в контексте изменяющегося глобального экономического ландшафта. Прогнозирование будущих отношений между Россией и Кореей требует учета множества переменных, но одно остается очевидным: гибкость и способность к адаптации будут ключевыми в определении пути вперед для обеих стран.
Список литературы
1. Российский совет по международным делам (РСМД). 2022. «Россия и Южная Корея: отношения на паузе». (Электронный ресурс). Доступно по ссылке: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya-otnosheniya-na-pauze/ (дата обращения: 18.11.2023).
2. РИА Новости. 2022. «Источник сообщил, что Южная Корея по-прежнему закупает российский СПГ» (Электронный ресурс). Доступно по ссылке: https://ria.ru/20220528/gaz-1791467499.html?ysclid=lnjkwq15yi747294439 (дата обращения: 18.11.2023).
3 Автостат. 2023. «Название статьи» (Электронный ресурс). Доступно по ссылке: https://www.autostat.ru/analytics/50398/?ysclid=lnjiz0wywo652711721 (Дата обращения: 18.11.2023).
4. Росстат (2023). «Статистика внешней торговли» [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 18.11.2023).
5. Министерство иностранных дел Российской Федерации (2023). МИнформация о визовых отношениях с Республикой КореяМ [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://mid.ru/en/maps/kr/1442998/#:~:text=Last%20year%2C%20over%20270%2C000%20Russians,Korea%20on%20Mutual%20Visa%20Waiver (дата обращения: 18.11.2023).
6. Министерство энергетики Российской Федерации (2023). МЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И КОРЕЕЙ СТАБИЛЬНО РАЗВИВАЕТСЯМ [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: https://minenergo.gov.ru/node/19137?ysclid=lnjjtxlt78331058013 (дата обращения: 18.11.2023).
References
1. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD). 2022. “Rossija i Juzhnaja Koreja: otnoshenija na pause”. (Jelektronnyj resurs). Dostupno po ssylke: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya-otnosheniya-na-pauze/ (data obrashhenija: 18.11.2023).
2. RIA Novosti. 2022. “Istochnik soobshhil, chto Juzhnaja Koreja po-prezhnemu zakupaet rossijskij SPG” (Jelektronnyj resurs). Dostupno po ssylke: https://ria.ru/20220528/gaz-1791467499.html?ysclid=lnjkwq15yi747294439 (data obrashhenija: 18.11.2023).
3 Avtostat. 2023. “Nazvanie stat'I” (Jelektronnyj resurs). Dostupno po ssylke: https://www.autostat.ru/analytics/50398/?ysclid=lnjiz0wywo652711721 (Data obrashhenija: 18.11.2023).
4. Rosstat (2023). “Statistika vneshnej torgovli” [Jelektronnyj resurs]. Dostupno po ssylke: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (data obrashhenija: 18.11.2023).
5. Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii (2023). MInformacija o vizovyh otnoshenijah s Respublikoj KorejaM [Jelektronnyj resurs]. Dostupno po ssylke: https://mid.ru/en/maps/kr/1442998/#:~:text=Last%20year%2C%20over%20270%2C000%20Russians,Korea%20on%20Mutual%20Visa%20Waiver (data obrashhenija: 18.11.2023).
6. Ministerstvo jenergetiki Rossijskoj Federacii (2023). MJeNERGETIChESKOE SOTRUDNIChESTVO MEZhDU ROSSIEJ I KOREEJ STABIL''NO RAZVIVAETSJaM[Jelektronnyj resurs]. Dostupno po ssylke: https://minenergo.gov.ru/node/19137?ysclid=lnjjtxlt78331058013 (data obrashhenija: 18.11.2023).