Введение
В настоящее время экономическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея осложнено рядом серьезных проблем. Хотя Россию трудно охарактеризовать как важного партнера Республики Корея, она все же является одним из государств, необходимых Корее для реализации экономических проектов в Евразии. Рано или поздно государствам придется восстанавливать отношения, и в качестве фундамента понадобится пример успешной практики по расширению сотрудничества между двумя странами. Одним из таких проектов является «Новая Северная политика» президента Мун Чжэ Ина. Хотя инициатива «9 мостов» Мун Чжэ Ина не предлагает новых методов и основана на проектах транспортной и энергетической логистики (как и евразийская инициатива Пак Кын Хе в экономическом плане направленная на создание общей энергетической, транспортной и производственной сети стран континента), улучшение сотрудничества пошло на пользу всем сторонам. Практика Китая показала, что стабильные и сбалансированные экономические отношения в долгосрочной перспективе позволяют смягчать политические конфликты между государствами. Возможно, в будущем именно экономические отношения станут основой новых доверительных отношений между Южной Кореей и Россией.
Для начала следует отметить, что «Новая Cеверная политика» правительства Мун Чжэ Ина основана на идее соединения Республики Корея с остальной Евразией через КНДР и Россию [1, С. 355]. Эта политика предоставляет новое пространство для развития и возможности для совместного процветания путем соединения транспортных, логистических и энергетических сетей и, в конечном итоге, путем расширения этого интегрированного логистического и энергетического пространства для создания «пояса», соединяющего Корейский полуостров с Евразией. Цели данной политики включают: 1. Получение новых источников роста за счет активного участия в процессе евразийской интеграции. 2. Стратегическое укрепление доверия между Россией и Южной Кореей, что могло бы помочь в решении северокорейской проблемы и улучшении отношений между Севером и Югом, а также в соединении Южной Кореи с континентом через Дальний Восток. Из них администрация Мун Чжэ Ина придает большее значение второй составляющей. Новая северная политика действует в двух направлениях – политически (обеспечение мира и воссоединение Корейского полуострова) и экономически (получение нового источника роста для южнокорейской экономики). Администрация Мун Чжэ Ина сделала правильное замечание, что геоэкономические аспекты политики для стран континента не могут быть реализованы без участия Северной Кореи в данном южнокорейском проекте.
Однако насколько реалистичен национальный стратегический подход, основанный на глубоком сотрудничестве с Россией и КНДР, которых Соединенные Штаты, один из ключевых союзников Южной Кореи, считают угрозой? Возможна ли реализация «Новой Северной политики» без изменения уровня и содержания южнокорейско-американского альянса при условии, что США считают данный курс, подразумевающий установление прочных отношений с Россией, фактором возникновения трещины в своем альянсе с Южной Кореей? Не будет ли такой проект слишком неустойчивым и зависимым от курса политики США и России?
Как показало время, Корее все же пришлось столкнуться с данной проблемой, и многие проекты сотрудничества были приостановлены из-за политической обстановки. Однако в данном исследовании нам хотелось бы изучить практическую сторону вопроса: помогла ли политика Мун Чжэ Ина улучшить корейско-российские экономические отношения.
Результаты исследования
Начать рассматривать двусторонние экономические отношения стоит с экономических показателей для лучшего понимания состояния экономик обеих стран.
Таблица 1
Экономические показатели Южной Кореи и России за 2017-2021 гг. [2]
Страна Показатель Единицы 2017 2018 2019 2020 2021
Южная Корея ВВП (Номинал.) млрд. долл. 1623,0 1725,3 1651,4 1638,2 1823,8
ВВП (ППС) млрд. долл. 2105,8 2218,8 2309,2 2317,1 2503,3
ВВП на душу населения (номинал.) долл. 31600 33433 31936 31638 35195
ВВП на душу населения (ППС) долл. 41001 42996 44658 44750 48308
Государственный долг % от ВВП 40,0 40,0 42,1 47,8 51,2
Россия ВВП, (Номинал.) млрд. долл. 1575,1 1653,0 1690,0 1478,5 1647,5
ВВП (ППС) млрд. долл. 3818,7 4019,7 4174,8 4100,4 4447,4
ВВП на душу населения (номинал.) долл. 10723 11261 11516 10115 11273
ВВП на душу населения (ППС) долл. 25999 27386 28448 28052 30431
Государственный долг % от ВВП 14,3 13,6 13,7 19,2 17,9
Экономика Южной Кореи составляет 1,7% мирового ВВП по ППС, Россия – 3,0%. Таким образом, это 14 и 6 экономики мира соответственно (2021 г.) [3]. К тому же, по номинальному ВВП Россия несильно отстает от Республики Корея. Однако нельзя пренебрегать другим множеством факторов, включая размер государственного долга, население, обеспеченность природными ресурсами и т.д.
В период президентства Мун Чжэ Ина также наблюдался стабильный рост внешнеторгового оборота между Россией и Кореей, что мы можем видеть в Таблице 2.
Таблица 2
Товарооборот Южной Кореи с Россией за 2017-2021 гг. [4]
Страна Показатель Единица 2017 2018 2019 2020 2021
Южная Корея Экспорт в Россию Млрд. долл. 6,90 7,32 7,77 6,90 9,98
Импорт из России Млрд. долл. 12,04 17,50 14,54 10,62 17,35
Внешнеторговый оборот Млрд. долл. 18,94 24,82 22,31 17,52 27,33
Выявим средний годовой темп роста в 2017-2021 гг. – 13,8%. Безусловно, мы можем наблюдать значительное падение торговли между Россией и Кореей в 2019 и 2020 гг., что объясняется рецессией в связи с пандемией COVID-19, однако показатели уже следующего года дают понять, что данный кризис во внешнеторговом обороте Южная Корея и Россия преодолели очень быстро. Такой рост свидетельствует о взаимном интересе в сотрудничестве и о имеющихся перспективах расширении торговли. Для сравнения, рост внешнеторгового оборота между Кореей и Японией за тот же период составил всего 1,45%.
Что Корея продает России? [5]
1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности – 4,01 млрд. долл.
2. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части – 1,47 млрд. долл.
3. Пластмассы и изделия из них – 720,2 млн. долл.
4. Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности – 663,3 млн. долл.
5. Изделия из черных металлов – 604,7 млн. долл.
6. Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности – 300,6 млн. долл.
7. Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства – 290,0 млн. долл.
Как мы можем видеть, Россия заинтересована в покупке практически всей линии основных товаров, производимых Республикой Корея. За 2017-2021 гг. в 2 раза вырос экспорт автомобилей в Россию, а парфюмерии и косметики в 3 раза.
Что Корея покупает у России? [5]
1. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные – 13,21 млрд. долл.
2. Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные – 1,21 млрд. долл.
3. Черные металлы – 690,3 млн. долл.
4. Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы – 597,0 млн. долл.
5. Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов – 338,5 млн. долл.
6. Алюминий и изделия из него – 322,1 млн. долл.
Как мы можем видеть, несмотря на то, что объем импорта Кореи из России больше, чем экспорт, импорт преимущественно концентрируется на энергоносителях (76.4% от общего импорта). Более того, импорт российских энергоносителей вырос почти в 1,5 раза в 2017-2021 гг. при относительно малом росте импорта остальных товаров. То есть, диверсификация импортируемых товаров в данный период на достаточно низком уровне. Тем не менее, можно выделить крайне положительную черту отношений – стабильный рост торгово-экономических показателей.
Однако стабильный рост экономических показателей в сотрудничестве Южной Кореи и России наблюдались и в периоды президентства Ким Ен Сама, Ким Дэ Чжуна, Но Му Хена, которые, однако, не привели к прорывным инвестиционным проектам или значительному расширению экономических отношений между государствами. «Новая Северная политика» Мун Чжэ Ина дала надежду на новые горизонты в рамках российско-корейских отношений. Мун Чжэ Ин называл Российскую Федерацию ключевым партнеров в новой евразийской инициативе Кореи. Мун также поставил одной из главных целей достижение торгового оборота с РФ в 30 млрд. долл., чего удалось достичь в 2022 году [6]. В совместных проектах, однако, планы были куда более сложные и большие. В частности, задачи по включению РК в зону свободной торговли Евразийского экономического союза и развитию трехстороннего экономического сотрудничества Россия–КНДР–РК. Корея также проявляла интересы в Арктике: целью одного из направлений «Новой Северной политики» является превращение Северного морского пути в новый логистический маршрут и повышение эффективности его коммерческой эксплуатации с целью укрепления на арктическом рынке. Южная Корея сделала упор на строительство и обслуживание судов. За это данный период значительно выросли и прямые иностранные инвестиции, что видно на таблице 3.
Таблица 3
Прямые иностранные инвестиции России и Кореи 2017-2021 гг. [7]
Показатель Единица 2017 2018 2019 2020 2021
ПИИ Кореи в Россию млн. долл. США 58,80 109,58 91,87 71,69 110,37
ПИИ России в Корею млн. долл. США 1,09 7,11 4,12 -3,10 52,8
Около 70 % от всего объема было инвестировано в обрабатывающую промышленность, 16 % в торговлю и ремонт автотранспорта, 3 % в финансовую и страховую деятельность и 3 % в сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство [8, С. 236].
Что касается субрегионального распределения южнокорейских ПИИ на Дальнем Востоке России, то эта картина далеко не соответствует общей тенденции концентрации глобальных ПИИ в Сахалинской области, где реализуются проекты по разработке сахалинской нефти и газа с участием крупнейших мировых нефтегазовых компаний. В результате в 2019 году Сахалинская область получила 89,6% от общего объема ПИИ на Дальнем Востоке России. Однако в 2019 году наибольший объем корейских инвестиций был сконцентрирован в Приморском крае (69,7%) и Хабаровском крае (17,9%), где условия с точки зрения размера рынка и плотности населения относительно более привлекательны по сравнению с другими регионами Дальневосточного федерального округа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что корейские ПИИ в Дальневосточном федеральном округе больше стремятся к российскому рынку, чем к российским ресурсам [9, С. 284].
Как мы можем видеть, инвестиции значительно выросли за время президентства Мун Чжэ Ина. Однако стоит учесть, что в рамках инвестиций было немало и откровенно неудачных сделок, такие как выход южнокорейской компании Incheon International Airport Corporation из доли в ОАО «Хабаровский аэропорт», продажа завода Hyundai Motor в Артеме [10] и отказ судостроительного завода DSME от инвестиционной сделки с заводом «Звезда». Это создало неблагоприятный фон для экономических отношений. Были и проблемы связанные с инвестиционными рисками: корейские компании неуверенно инвестируют в Россию, опасаясь коррупции, недостаточной юридической базы для защиты инвесторов и т.д.
Выводы
Взаимные ПИИ за данный период значительно выросли, если рассматривать их относительно прошлых показателей, однако южнокорейские инвестиции в Россию гораздо меньше по сравнению со вкладами в другие страны BRIC и Вҗетнам, ключевой страной «Новой Южной политики». Вместе с тем, Южная Корея является одним из крупнейших инвесторов на российском Дальнем Востоке. Другими словами, с точки зрения России в целом, Южная Корея имеет меньшее влияние на российскую экономику, чем Европа или Китай, но с точки зрения экономики российского Дальнего Востока, Южная Корея является одним из важнейших экономических партнеров.
Правительство Мун Чжэ Ина определило «Новую Южную политику» и «Новую Северную политику» как два основных столпа своей внешнеэкономической стратегии. Однако широко признается, что «Новая Северная политика» была менее успешной, в отличие от «Новой Южной политики», которая достигла результатов, таких как специальный саммит АСЕАН-Корея в 2019 году. Однако следует отметить, что «Новая Северная политика» Южной Кореи – это не только экономическая стратегия, но и поиск оси внешнеполитической стратегии.
Совместить экономические и политические интересы не всегда просто. Ранее все правительства Корея проводили политику в отношении России с примерно одинаковым содержанием, но результаты не оправдали ожиданий. Поэтому следует помнить, что наиболее важной задачей для успеха будущей стратегии в отношении России является четкое осознание геополитических рисков, которые Южная Корея готова принять без значительного ущерба для ее союза с США. Кроме того, необходимо также найти способы разумного реагирования на западные санкции против России и создать эффективную институциональную платформу для реализации новой политики в отношении Северной Кореи.
Список литературы
1. Ом, Гу Хо. СТРАТЕГИЯ НОВОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2020. №3.
2. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October/weo-report?c=542,922,&s=NGDPD,PPPGDP,NGDPDPC,PPPPC,GGXWDG_NGDP,&sy=2017&ey=2021&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1 (дата обращения: 11.02.2023).
3. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/SPROLLS/world-economic-outlook-databases#sort=%40imfdate%20descending (дата обращения: 11.02.2023).
4. Korea Customs Trade Development Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kctdi.or.kr/service/pub/IntroServlet (дата обращения: 11.02.2023).
5. UN. International Trade Center. Trade Map [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c410%7c%7c643%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (дата обращения: 11.02.2023).
6. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 11.02.2023).
7. Статистика внешнего сектора // Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 11.02.2023).
8. Оськин, В.В. Структура прямых инвестиций из Республики Корея в Россию / В.В. Оськин // Молодой ученый. – 2020. – № 29 (319). – С. 235-237.
9. Lee, Han-Sol. THE SUB-NATIONAL DISTRIBUTION OF SOUTH KOREAN FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN RUSSIA: A FOCUS ON THE RUSSIAN FAR EAST // Ecinomics. 2020. Vol.52.
10. Hyundai Motor рассмотрит сценарий продажи своего завода в России // РИА новости. 18.10.2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20221018/hyundai-1824764906.html (дата обращения: 11.02.2023).
References
1. Om, Gu Ho. STRATEGIJa NOVOJ SEVERNOJ POLITIKI I EE OGRANIChITEL''NYE FAKTORY // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologija. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2020. №3.
2. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October/weo-report?c=542,922,&s=NGDPD,PPPGDP,NGDPDPC,PPPPC,GGXWDG_NGDP,&sy=2017&ey=2021&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1 (data obrashhenija: 11.02.2023).
3. International Monetary Fund. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.imf.org/en/Publications/SPROLLS/world-economic-outlook-databases#sort=%40imfdate%20descending (data obrashhenija: 11.02.2023).
4. Korea Customs Trade Development Institute [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kctdi.or.kr/service/pub/IntroServlet (data obrashhenija: 11.02.2023).
5. UN. International Trade Center. Trade Map [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c410%7c%7c643%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (data obrashhenija: 11.02.2023).
6. Statistika vneshnej torgovli. Po dannym FTS Rossii. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://customs.gov.ru/statistic (data obrashhenija: 11.02.2023).
7. Statistika vneshnego sektora // Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (data obrashhenija: 11.02.2023).
8. Os'kin, V.V. Struktura prjamyh investicij iz Respubliki Koreja v Rossiju / V.V. Os'kin // Molodoj uchenyj. – 2020. – № 29 (319). – S. 235-237.
9. Lee, Han-Sol. THE SUB-NATIONAL DISTRIBUTION OF SOUTH KOREAN FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN RUSSIA: A FOCUS ON THE RUSSIAN FAR EAST // Ecinomics. 2020. Vol.52.
10. Hyundai Motor rassmotrit scenarij prodazhi svoego zavoda v Rossii // RIA novosti. 18.10.2022. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://ria.ru/20221018/hyundai-1824764906.html (data obrashhenija: 11.02.2023).
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Антонов А.А., 2023
©Antonov A.A., 2023