Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВА "ДЕВЯТИ МОСТОВ" ПРЕЗИДЕНТА МУН ЧЖЭ ИНА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ДЛЯ РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ИНИЦИАТИВА "ДЕВЯТИ МОСТОВ" ПРЕЗИДЕНТА МУН ЧЖЭ ИНА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ДЛЯ РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
649
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / "ДЕВЯТЬ МОСТОВ" / МУН ЧЖЭ ИН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукин Артём Леонидович

В статье рассматриваются предварительные итоги инициативы «Девяти мостов», провозглашённой президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином в 2017 г. и направленной на активизацию экономического сотрудничества между Южной Кореей и Россией. Дан обзор состояния сотрудничества России и Южной Кореей в приоритетных областях «Девяти мостов» и оценка общего экономического взаимодействия РФ и РК. Спустя три с половиной года после провозглашения инициативы «Девяти мостов» уровень делового взаимодействия между Южной Кореей и Россией практически не вырос. Более того, отмечается даже некоторая деградация по сравнению с периодом до «Девяти мостов». Инициатива «Девяти мостов» президента Мун Чжэ Ина создала определённые ожидания и надежды у российской стороны, но не принесла заметных положительных сдвигов в экономическом сотрудничестве России и Южной Кореи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOON JAE-IN'S NINE BRIDGES INITIATIVE: THE PRELIMINARY OUTCOMES FOR RUSSIA-ROK ECONOMIC RELATIONS

The article examines the preliminary outcomes of the Nine Bridges initiative launched by the Republic of Korea's President Moon Jae-in in 2017, with the goal of the initiative being to enhance economic ties between South Korea and Russia. The article assesses the current state of Russia-ROK cooperation in the Nine Bridges' priority sectors, as well as provides an overall evaluation of the Russia-ROK economic interaction. Three and a half years after the start of the Nine Bridges the level of business ties between Russia and South Korea has not appreciably increased. Indeed, there has even been some degradation, compared to the pre-Nine Bridges period. The Nine Bridges initiative of President Moon Jae-in created some expectations in Russia but has failed to produce tangible progress in the economic cooperation of Russia and the ROK.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВА "ДЕВЯТИ МОСТОВ" ПРЕЗИДЕНТА МУН ЧЖЭ ИНА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ДЛЯ РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

ЛУКИН Артём Леонидович,

канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: artlukin@mail.ru

Инициатива «Девяти мостов» президента Мун Чжэ Ина: предварительные итоги для российско-южнокорейских экономических отношений

УДК 327 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/61-75

В статье рассматриваются предварительные итоги инициативы «Девяти мостов», провозглашённой президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином в 2017 г. и направленной на активизацию экономического сотрудничества между Южной Кореей и Россией. Дан обзор состояния сотрудничества России и Южной Кореей в приоритетных областях «Девяти мостов» и оценка общего экономического взаимодействия РФ и РК. Спустя три с половиной года после провозглашения инициативы «Девяти мостов» уровень делового взаимодействия между Южной Кореей и Россией практически не вырос. Более того, отмечается даже некоторая деградация по сравнению с периодом до «Девяти мостов». Инициатива «Девяти мостов» президента Мун Чжэ Ина создала определённые ожидания и надежды у российской стороны, но не принесла заметных положительных сдвигов в экономическом сотрудничестве России и Южной Кореи.

Провозглашение инициативы «Девяти мостов»

Уже в самом начале своего президентского правления Мун Чжэ Ин объявил Россию в числе четырёх ключевых государств, отношения с которыми особенно важны для Южной Кореи (три другие приоритета - США, Китай и Япония) [25]. В июле администрация Муна обнародовала 100 приоритетов своей политики, среди которых была концепция «Сообщества Северо-Восточной Азии плюс». Она, в свою очередь, включала «Новую северную политику», направленную на интенсификацию сотрудничества со странами бывшего СССР, а также Мон-голией1. Основным приоритетом Новой северной политики должно было стать развитие экономического взаимодействия с Россией. Для координации Новой северной политики Южной Кореи был учреждён комитет при президенте Республики Корея (РК), председателем которого был назначен видный южнокорейский политик и союзник Муна Сон Ён Гиль [28]. Один из первых иностранных визитов Муна в качестве президента РК состоялся именно в Россию. В сентябре 2017 г. он принял участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, где провёл переговоры с Владимиром Путиным2 и провозгласил инициативу «Девяти мостов», которая являлась продолжением Новой северной политики и была направлена на расширение экономических связей Южной Кореи с Россией и российским Дальним Востоком. В своём выступлении на ВЭФ Мун, в частности, заявил: «Во время моего прези-

Россия,

Республика Корея, российский Дальний Восток,

российско-южнокорейские отношения, «Девять мостов», Мун Чжэ Ин

Работа выполнена в рамках программы «Поддержка ко-рееведения в ведущих зарубежных вузах» Министерства образования Республики Корея и Академии корейских исследований (Academy of Korean Studies) (AKS-2015-OLU-2250003).

1 В качестве ещё одного компонента «Сообщества Северо-Восточной Азии плюс» была провозглашена «Новая южная политика», направленная на развитие отношений со странами Юго-Восточной Азии

1 Это была вторая по счёту двусторонняя встреча Путина и Муна. Первая состоялась в июле 2017 г. на полях саммита «большой двадцатки» в Гамбурге.

Для цитирования: Лукин А. Л. Инициатива «Девяти мостов» президента Мун Чжэ Ина: предварительные итоги для российско-южнокорейских экономических отношений // Известия Восточного института. 2020. № 4. С. 61-75. doi: dx. doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/61-75

дентского срока я намереваюсь достигнуть очень тесных отношений с Россией. В этом заключается цель Новой северной политики Кореи... Корея - оптимальный партнёр в деле развития российского Дальнего Востока, чем сейчас активно занимается российское правительство. Новая северная политика также основана на сотрудничестве с Россией. Поэтому Корея будет более активно участвовать в развитии российского Дальнего Востока. Корейские компании будут вкладывать свой капитал и технологии в создание крупных промышленных объектов и инфраструктуры на российском Дальнем Востоке. Для таких крупных инфраструктурных проектов правительство Кореи намерено в сотрудничестве с российским правительством предоставить необходимую поддержку, включая возможность увеличения финансовых инвестиций» [22]. Общаясь с прессой после саммита с Путиным, Мун опять подчеркнул, что «именно Республика Корея» является «самым оптимальным партнёром для освоения Дальнего Востока». Мун, в частности, упомянул, что стороны достигли договорённости о создании «новой инвестиционной платформы в размере 2 миллиардов долларов, которая предназначена для оказания поддержки в реализации дальневосточных проектов» [5].

В июне 2018 г. Мун Чжэ Ин нанёс государственный визит в Российскую Федерацию, первый государственный визит южнокорейского президента в Россию с 1999 года. Муну была предоставлена редкая для глав иностранных государств привилегия выступить перед Государственной Думой. Во время переговоров с Путиным Мун излучал оптимизм относительно перспектив корейско-российского экономического сотрудничества. Совместное коммюнике по итогам саммита Путина и Муна в Москве содержало длинный список областей для совместных проектов - от нефти и газа до искусственного интеллекта и телекоммуникационных сетей пятого поколения (5G) [15]. Было подписано 14 российско-корейских соглашений о сотрудничестве в различных сферах, хотя почти все они были протоколами намерений, а не обязывающими соглашениями и контрактами [4].

В сентябре 2018 г. премьер-министр РК Ли Нак Ён возглавил южнокорейскую делегацию на ВЭФ во Владивостоке, где состоялась его встреча с Путиным. В ноябре 2018 г. президенты Мун и Путин провели двустороннюю встречу в Сингапуре на полях многосторонних саммитов АСЕАН, договорившись «наращивать сотрудничество для получения конкретных результатов» [31]. Пятая, и пока последняя, встреча Путина и Муна состоялась на полях саммита «большой двадцатки» в Осаке в июне 2019 г. Путин проинформировал южнокорейского коллегу о состоявшейся незадолго до этого встрече с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, а также обсудил с ним экономические проекты между двумя странами. Оба президента выразили надежду, что российско-южнокорейский план действий по реализации инициативы «Девяти мостов», подписанный в феврале 2019 г., приведёт к достижению существенных результатов [27]. 2020-й должен был стать годом особенно активных контактов и обменов между Россией и Южной Кореей, поскольку знаменовал тридцатилетие установления дипломатических отношений между двумя странами. Ожидалось, что в 2020 г. Путин посетит РК с визитом. Однако пандемия коронавируса нарушила эти планы.

Интенсивность официальных российско-южнокорейских контактов в первые два с половиной года администрации Муна была весьма высокой. С июля 2017 г. по июнь 2019 г. российский и корейский лидеры провели пять двусторонних саммитов. Кроме того, министры иностранных дел двух стран встречались по меньшей мере раз в год [10]. Высшей точкой стал визит Муна в Россию в июне 2018 г. Однако с тех пор прогресс в отношениях Москвы и Сеула несколько застопорился, несмотря на то, что Мун и Путин встречались ещё два раза. Потеря темпа в развитии российско-южнокорейских отношений отчасти может быть объяснена тем, что во внешнеполитическом плане Мун всецело сфокусировался на дипломатических играх с Ким Чен Ыном и Дональдом Трампом, что оставляло мало место для всего остального, в том числе для России. Заметных успехов не случилось и на экономическом фронте: южнокорейские инвестиции так и не хлынули в Россию.

Основные сферы сотрудничества России и Южной Кореи в рамках инициативы «Девяти мостов»

Провозглашённая Муном в сентябре 2017 г. инициатива «Девяти мостов» включает девять приоритетных секторов для российско-южнокорейского сотрудничества: газ, железнодорожный транспорт, порты, электроэнергетика, Северный морской путь, судостроение, сельское хозяйство, рыболовство, создание индустриальных комплексов [26].

Газ. «Девять мостов» преследует цель диверсификации газового импорта Южной Кореи путём увеличения поставок сжиженного природного газа (СПГ) из России и строительства газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР.

В июне 2018 г. в ходе визита Муна в Россию российская газовая компания «Новатэк» и Корейская газовая корпорация (KOGAS) подписали протокол о намерениях о сотрудничестве в сфере СПГ. Согласно этому меморандуму, KOGAS должен был рассмотреть возможность приобретения доли в проекте «Новатэка» Арктик СПГ-2, а также покупки газа с этого завода после того, как он будет введён в эксплуатацию. Предусматривалась также возможность вхождения KOGAS в проект «Новатэка» по строительству терминала по перевалке СПГ на Камчатке [12]. Однако в конечном счете KOGAS решил не входить в качестве инвестора в Арктик СПГ-2. Иностранными акционерами проекта стали китайские, французские и японские компании. Судя по всему, участие KOGAS в проекте строящегося терминала на Камчатке тоже маловероятно. Во всяком случае, с июня 2018 г. не было никаких сигналов о том, что южнокорейская компания готова вложиться в этот проект.

Идея строительства Транс-Корейского газопровода для поставки природного газа из России в Южную Корею транзитом через Северную Корею обсуждается уже два десятилетия, но за всё это время к её практической реализации так и не приблизились. Главное препятствие заключается в чрезвычайно высоких геополитических рисках, в том числе обусловленных нерешённой ядерной проблемой Корейского полуострова. Кроме того, санкции, наложенные на КНДР, делают реализацию таких масштабных и сложных проектов практически невозможным предприятием. Одно из последних публичных упоминаний о Транскорейском газопроводе прозвучало в ок-

тябре 2018 г., когда заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что компания готова в «сжатые сроки» реализовать проект при условии «достижения необходимых политических и коммерческих договоренностей» [3]. Судя по всему, однако, в «Газпроме» не слишком верят в то, что политические условия и коммерческие гарантии для газопровода будут обеспечены в ближайшем будущем.

Железные дороги. «Девять мостов» провозглашают цель уменьшения логистических издержек путём наращивания трансевразий-ских перевозок через Транссибирскую магистраль (ТСМ). Кроме того, ставится даже более амбициозная цель соединения ТСМ и будущей Транскорейской магистрали (ТКМ). Однако по обоим пунктам результаты пока минимальны. На сегодня со стороны Южной Кореи не пришло никаких инвестиций в проекты, которые направлены на увеличение пропускной способности и эффективности ТСМ. Что касается соединения ТСМ и ТКМ, то шансы на это в обозримом будущем остаются весьма низкими - в силу тех же самых препятствий, которые блокируют строительство Транскорейского газопровода. В таких условиях стороны пока ограничиваются символическими шагами. Так, при поддержке со стороны России и КНДР в июне 2018 г. РК стала членом Организации сотрудничества железных дорог [29]. Кроме того, в июне того же года главы «Российских железных дорог» и Korail обсудили возможность учреждения совместного предприятия в сфере железнодорожной логистики [14]. С тех пор это предприятие так и не было создано.

Электроэнергетика. Этот компонент «Девяти мостов» предусматривает создание Энергетического супер-кольца Северо-Восточной Азии (Northeast Asian Super Grid), которое должно интегрировать энергосистемы России, Южной Кореи, Китая, Монголии и Японии, в основном полагаясь на возобновляемые источники энергии. Это, пожалуй, наиболее визионерский проект Новой северной политики и «Девяти мостов». Мун был очень красноречив, рассказывая о концепции супер-кольца на ВЭФ-2017: «Сотрудничество в сфере генерации энергии поможет решить глобальную проблему энергетического транзита к чистым источникам. Я надеюсь, что Россия сможет стать лидером в этом процессе. Если российскую инициативу Энергетического супер-кольца соединить с использованием ветряной энергии монгольской пустыни Гоби и солнечной энергией в качестве компонентов гигантской супер-сети, в Северо-Восточной Азии может сформироваться крупнейшее в мире энергетическое сообщество. Более того, оно может стать основой для дальнейшего экономического сообщества Северо-Восточной Азии, наподобие Европейского Союза, а также многосторонней системы безопасности. Я верю, что сотрудничество в сфере генерации энергии может принести СевероВосточной Азии экономическое процветание, а вместе с ней и мир» [22].

Идея энергетической интеграции СВА в виде создания электроэнергетического супер-кольца не нова и обсуждается с конца 1990-х годов. С тех пор она, однако, не сильно продвинулась в плане практического осуществления. Провозглашённая Муном в 2017 году инициатива мало что в этом изменила. Во всяком случае, отсутствует какая-либо информация о конкретных достижениях на этой ниве. Нет

и никаких данных о том, что южнокорейские компании предпринимают какие-то шаги в этом направлении. Инициатива Муна об энергетическом сообществе СВА и ведущей роли России в этом проекте пока остаётся лишь красивой идеей.

Судостроение. Это одна из областей двустороннего сотрудничества, в которых Россия и Южная Корея достигли реальных результатов. Одно из главных направлений нынешнего российско-южнокорейского партнёрства в судостроении - создание современных судов для российских углеводородных проектов в Арктике. Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering уже поставила в Россию 15 танкеров ледового класса для перевозки СПГ. Благодаря этому российскому заказу Южная Корея стала первой страной в мире, построившей СПГ-танкер, способный работать в полярных условиях. По заказу «Новатэка» DSME также изготовит две гигантские баржи для перевалки СПГ [26]. Кроме того, Hyundai Samho Heavy Industries и Samsung Heavy Industries вступили в партнёрские соглашения с принадлежащей «Роснефти» супер-верфью «Звезда», расположенной в г. Большой Камень в Приморском крае. Hyndai предоставляет «Звезде» инженерные ноу-хау и поставляет ключевые компоненты для строительства в Большом Камне крупных нефтяных танкеров типа Aframax [18]. Samsung же обеспечит «Звезду» чертежами и технологиями для строительства СПГ-танкеров ледового класса [6].

Следует, однако, заметить, что, несмотря на развивающееся двустороннее сотрудничество в кораблестроении, российские и южнокорейские интересы здесь не вполне совпадают. Россия хотела бы привлекать южнокорейские инвестиции для строительства и модернизации верфей на российской территории, а также стремится получить максимальный доступ к накопленному Южной Кореей опыту и технологиям в гражданском кораблестроении. Южные корейцы, в свою очередь, мало заинтересованы в том, чтобы инвестировать в развитие судостроения в России, отчасти в силу вполне рационального желания не создавать дополнительной конкуренции для своих же кораблестроителей. Республика Корея заинтересована прежде всего в том, чтобы самой строить дорогостоящие суда по российским заказам или, по крайней мере, продавать России свои технологии и инжиниринговые услуги в сфере судостроения.

Порты. Презентуя «Девять мостов» на ВЭФ в сентябре 2017 г., президент Мун особо упомянул развитие порта Зарубино, расположенного в Приморском крае. Выбор Зарубино, скорее всего, объяснялся символизмом, так как Зарубино находится рядом с границей КНДР [22]. С тех пор не было никаких сообщений об участии Южной Кореи в развитии Зарубино. Правда, в январе 2020 г. появилась информация о том, что корейские фирмы заинтересованы в инвестициях в порт Славянки, недалеко от Зарубино. Корейская инжиниринговая компания Hyein E&C провела исследование, заказанное и профинансированное правительством РК, по предварительному технико-экономическому обоснованию инвестиций в этот порт [13]. Сообщалось также об интересе южнокорейских компаний к проекту по созданию морского перегрузочного порта «Подъяпольский» рядом с одноимённым селом в Шкотовском районе Приморского края. Проект получил поддержку министерства рыболовства и морских дел РК в сентябре 2019 года, и было принято решение разработать предварительное

технико-экономическое обоснование реализации проекта, которое было подготовлено компанией Hyein E&C. Предполагается, что проект будет ориентирован на перевалку рыбы и морских биоресурсов [8]. Однако на сегодня корейские фирмы не приняли окончательных инвестиционных решений в отношении Славянки, Подъяпольска или каких-либо других портов в России.

Северный морской путь. Россия хотела бы видеть Южную Корею в качестве крупного инвестора в развитие СМП. Однако помимо риторики о заинтересованности в СМП ни южнокорейское правительство, ни южнокорейский бизнес пока не приняли никаких конкретных обязательств этом отношении. Маловероятно, что в обозримом будущем Южная Корея будет готова вкладываться в СМП: климатические, геополитические и другие неопределённости и риски, связанные с освоением СМП, остаются довольно высокими. Вместо инвестирования финансовых средств в развитие СМП Южная Корея предпочла бы зарабатывать на нём деньги, прежде всего через получение российских заказов на постройку судов, способных работать в арктических широтах.

Рыболовство. Главным проектом в этом направлении «Девяти мостов» должно было стать создание крупного логистического и перерабатывающего комплекса в Приморском крае. Первоначально такой рыбный комплекс предполагалось построить во Владивостоке, в который южнокорейская компания Korea Trading & Industries обещала инвестировать 130 млн. долл. Но проект столкнулся с трудностями с получением необходимого земельного участка во Владивостоке. В качестве альтернативы Владивостоку приморские власти предложили другую локацию - в Ольгинском районе [7]. С 2018 г. никакой новой информации о состоянии дел по проекту рыбопромышленного комплекса не поступало, свидетельствуя о том, что проект либо заморожен, либо вовсе почил в бозе.

Сельское хозяйство. Ещё задолго до «Девяти мостов» сельскохозяйственная отрасль была в числе наиболее притягательных областей для южнокорейских инвестиций на российском Дальнем Востоке. Сельскохозяйственное сотрудничество Южной Кореи с Россией сосредоточено в Приморском крае, где действует около дюжины предприятий, контролируемых южными корейцами [1]. Наиболее крупным среди них является бизнес, принадлежащий Lotte International. Lotte ежегодно выращивает в Приморье около 30 тысяч тонн сои, кукурузы и овса. Большая часть урожая экспортируется в Южную Корею. В 2019 г. Lotte также приступила к производству молока в Приморском крае [9].

Индустриальный комплекс. Этот пункт «Девяти мостов» предусматривает строительство в Приморском крае индустриального парка с корейскими капиталами и технологиями. Идея создания в Приморье корейского промпарка не нова: попытки её реализовать предпринимаются с 1990-х годов, но все они пока оканчивались безрезультатно.

В декабре 2020 г., то есть более чем три года спустя после того, как Мун выдвинул инициативу «Девяти мостов», было подписано соглашение о взаимодействии в целях реализации проекта индустриального парка в Приморском крае между АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и корейской госкомпанией Korea Land and Housing Corporation (LH Corporation). Индустриальный парк

планируется возвести на территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская». Предполагается, что его участниками станут корейские компании в статусе резидентов ТОР, среди которых есть производители автозапчастей и рыбопереработчики. Проект предполагает объём инвестиций в размере 200 млн. долл. и создание более 2 тыс. рабочих мест [19]. Нет гарантий, что проект будет реализован, поскольку все достигнутые по индустриальному парку соглашения пока являются протоколами о намерениях, а не твёрдыми инвестиционными контрактами.

Динамика российско-южнокорейского экономического взаимодействия

Российско-южнокорейская товарная торговля зарегистрировала пик в 2014 г., достигнув объёма 27,2 млрд. долл. Но в 2015 и 2016 гг. в двусторонней торговле был отмечен резкий спад, что стало результатом сочетания ряда негативных факторов, особенно падения цен на нефть и значительной девальвации российского рубля. Российско-южнокорейская торговля начала восстанавливаться в 2017 г., достигнув почти 25 млрд. долл. в 2018 г. и затем немного сократившись в 2019 г. Разразившаяся в 2020 г. пандемия коронавируса нанесла серьёзный удар по двусторонней торговле, обрушив её на 27% по данным за первое полугодие (таблица 1).

Можно сделать вывод, что «Девять мостов» не оказали существенного эффекта на торговые связи России и РК. Динамика двусторонней торговли преимущественно определялась флуктуациями курса рубля к доллару (воздействуя на способность России осуществлять импорт из Южной Кореи) и ценами на нефть (влияя на стоимостной объём российского углеводородного экспорта в РК). Структура российско-южнокорейской торговли всё это время остаётся без принципиальных изменений: около 80% российского экспорта в Южную Корею составляют углеводороды, тогда как Южная Корея поставляет в Россию гораздо более широкий круг продуктов, в основном продукцию машиностроения и потребительские товары.

Табл. 1. Российско-южнокорейская торговля товарами, млн. долл. США. Источники: [2, 18, 24]

Год Объём торговли Экспорт РФ в РК Импорт РФ из РК

2011 21 150 10 850 10 300

2012 22 450 11 350 11 100

2013 25 180 14 860 10 300

2014 27 290 18 280 9 010

2015 18 060 13 500 4 560

2016 15 140 10 030 5 110

2017 19 278 12 345 6 933

2018 24 841 17 837 7 008

2019 24 359 16 357 8 001

2020 (январь-июнь) 9 293 6 301 2 991

Табл. 2. Прямые зарубежные инвестиции Южной Кореи в России. Источник: [30].

У Москвы были некоторые ожидания, что «Девять мостов» президента Муна приведут к росту прямых инвестиций из Южной Кореи. Этого не произошло. Уже на протяжении ряда лет южнокорейские капиталовложения в России находятся на минимальном уровне, не превышая 100 млн. долл. в год (таблица 2). Южнокорейский бизнес явно не торопится инвестировать в Россию, воспринимая Россию как страну, в которой издержки и риски сравнительно высоки, а возможности получения стабильных прибылей ограничены.

Туризм - это одна из немногих «историй успеха» в российско-южнокорейских экономических отношениях в последние годы. С 2016 г. отмечался бум южнокорейского туризма в Россию: число турпоездок возросло со 181 тыс. в 2016 г. до 413 тыс. в 2019 г. (таблица 3). В 2019 г. Южная Корея стала третьим по величине источником иностранных туристов для России, пропустив вперед только Китай и Германию [20]. Большинство южнокорейских путешественников в Россию выбирают Приморский край и Владивосток в силу географический близости и сравнительной дешевизны. Туристический всплеск слабо связан с «Девятью мостами» и обусловлен в основном сочетанием благоприят-

Год Объем инвестиций, млн. долл. США

2000 4

2001 7

2002 24

2003 25

2004 31

2005 38

2006 109

2007 242

2008 359

2009 430

2010 335

2011 100

2012 109

2013 122

2014 116

2015 178

2016 110

2017 82

2018 94

2019 99

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Количество турпоездок из РК в РФ 107 942 135 676 153 189 181 024 276 560 342 300 413 600

Количество турпоездок из РФ в РК 175 360 214 366 188 106 233 973 270 427 302 540 343 000

ных факторов, таких как введение с 2014 г. безвизового режима между РФ и РК, выгодный курс воны по отношению к рублю, улучшившаяся инфраструктура во Владивостоке. Российский туризм в Южную Корею тоже демонстрировал рост, хотя и менее драматический. К сожалению, в 2020 г. пандемия коронавируса практически полностью остановило пассажирское сообщение между двумя странами. На сегодня пока неясно, удастся ли восстановить туристические потоки между Россией и Южной Кореей - и как быстро это произойдёт.

Заключение

В ходе участия в Восточном экономическом форуме в сентябре 2017 г. и во время последующих российско-южнокорейских саммитов и встреч на высоком уровне президент Мун Чжэ Ин и другие представители руководства РК неоднократно заявляли о желании расширять экономическое сотрудничество с Россией и её дальневосточным регионом, в том числе в области инвестиций. Однако спустя три с половиной года после провозглашения Новой северной политики и инициативы «Девяти мостов» уровень делового взаимодействия между Южной Кореей и Россией практически не вырос. Более того, отмечается даже некоторая деградация по сравнению с периодом до «Девяти мостов». Так, не произошло увеличения южнокорейских инвестиций в Россию. В 2016 г. южнокорейские капиталовложения в российскую экономику составили 110 млн. долл., а в 2019 г. эта цифра понизилась до 99 млн. долл. Москва особенно разочарована тем, что с момента запуска «Девяти мостов» южнокорейская сторона не вложилась ни в один крупный проект в России. Между Россией и Южной Кореей уже в течение ряда лет обсуждаются многочисленные инвестиционные проекты, но не по одному из них южными корейцами не принято окончательного решения - подписываются только необязывающие меморандумы и протоколы о намерениях.

Те немногочисленные достижения, которые всё-таки имели место в российско-южнокорейском сотрудничестве в последние годы, например, сотрудничество в сфере судостроения или туристический бум, по существу мало связаны с «Девятью мостами» и были бы реализованы независимо от этой инициативы. Как один из примеров неторопливости Сеула в исполнении своих обещаний можно привести ситуацию с российско-корейской инициативой финансового сотрудничества, которая задумывалась в качестве инвестфонда в объеме 2 млрд. долл. в целях развития Дальнего Востока. Соглашение, в соответствие с которым указанная сумма должна была быть проинвести-рована в течение трёх лет, было подписано в сентябре 2017 г. в присутствии Путина и Муна. Однако с тех пор инвестфонд не был создан и не единого доллара в него так и не поступило. В октябре 2020 г. лишь

Табл. 3. Динамика туризма между Россией и Южной Кореей. Источники: [ 20, 17, 23].

сообщалось, что «работа по созданию совместного инвестфонда РФ и Южной Кореи продолжается» [16].

Почему имеет место такое расхождение между риторикой Сеула о горячем желании к экономическому сотрудничеству с Россией и реальными результатами? Южнокорейский бизнес, особенно крупные корпорации, не спешат начинать масштабные проекты с Россией в силу ряда причин, прежде всего из-за того, что российская экономика уже в течение долгого времени стагнирует, а риски ведения бизнеса в России воспринимаются как сравнительно высокие. Иными словами, для южнокорейских компаний Россия - это место, где потенциальные прибыли не перевешивают возможных рисков. Поэтому южнокорейские инвестиции избегают России и текут в такие страны, как Вьетнам, где экономический и деловой климат воспринимается как более комфортный, более перспективный и менее рискованный.

В российском руководстве, вероятно, надеялись, что администрация Муна будет активно побуждать южнокорейские компании к инвестициям в Россию не только путём деклараций о важности сотрудничества с Россией, но и, что самое главное, через использование финансовых механизмов государственных корпораций и банков, таких как KEXIM или Korea Development Bank. Однако даже несмотря на «Девять мостов» государственные финансовые институты Республики Корея воздерживаются от предоставления кредитов или финансовых гарантий для крупных проектов в России, а без такой поддержки частные корейские компании зачастую крайне неохотно идут на масштабные инвестиции в Россию.

Американские санкции в отношение России - это ещё одна веская причина южнокорейской пассивности в экономическом сотрудничестве с Россией. Крупные южнокорейские компании и государственные чиновники почти в буквальном смысле трепещут перед санкциями США и никогда не пойдут на риск нарушения этих санкций ради отношений с Россией, пусть даже если речь идёт о выгодных бизнес-проектах. Судя по всему, именно опасения, связанные с антироссийскими санкциями США, заставили Hyundai и KEXIM выйти из проекта по строительству Находкинского завода минеральных удобрений стоимостью шесть миллиардов долларов, несмотря на его коммерческую привлекательность.

Приходится констатировать, что инициатива «Девяти мостов» президента Мун Чжэ Ина создала определённые ожидания и надежды у российской стороны, но не принесла заметных положительных сдвигов в экономическом сотрудничестве России и Южной Кореи. До окончания пятилетнего президентского срока Муна остаётся немногим более одного года. Маловероятно, что за это время в российско-южнокорейских экономических взаимосвязях будет достигнут существенный прогресс.

Литература

1. Абашева Е. Корейские поставщики ищут партнёров в Приморье [Электронный документ] // ZRPRESS.RU (сайт). 01.12.2015. URL https://www.zrpress.ru/ business/primorje_01.12.2015_75281_

korejskie-postavschiki-ischut-partnerov-v-primorje.html (Дата посещения: 10.01.2021).

2. Внешняя торговля России [Электронный ресурс]. URL https://russian-trade. com/ (Дата посещения: 12.01.2021).

3. «Газпром»: газопровод в Южную Корею при необходимости могут построить в сжатые сроки Приморье [Электронный документ] // ТАСС (сайт). 25.10.2018. URL https://tass.ru/ekonomika/5717746 (Дата посещения: 10.01.2021).

4. Документы, подписанные по итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Российскую Федерацию [Электронный документ] // Официальный сайт Президента России. 22.06.2018. URL http://kremlin. ru/supplement/5320 (Дата посещения: 09.01.2021).

5. Заявления для прессы по итогам переговоров с Президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином [Электронный документ] // Официальный сайт Президента России. 06.09.2017. URL http://kremlin.ru/ catalog/countries/KR/events/55541 (Дата посещения: 09.01.2021).

6. «Звезда» построит СПГ-танкеры по проекту Samsung [Электронный документ] // Argus (сайт). 04.09.2019. URL https:// www.argusmedia.com/en/news/1971169-звезда-построит-спгтаккеры-по-проекту-samsung (Дата посещения: 09.01.2021).

7. Клименко О. Рыба не может попасть в Свободный порт [Электронный документ] // ZRPRESS.RU (сайт). 20.06.2018. URL https://www.zrpress.ru/business/ primorje_20.06.2018_89699_ryba-nemozhet-popast-v-svobodnyj-port.html (Дата посещения: 09.01.2021).

8. Корейские компании проявляют интерес к строительству морского перегрузочного порта «Подъяпольский» в Приморье [Электронный документ] // PortNews (сайт). 29.12.2020. URL https://portnews.ru/ news/306967/ (Дата посещения: 15.12.2020).

9. Кукла М. П., Мядзель В. С. Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия - Республика Корея»: заметки с полей V ВЭФ // Известия Восточного института. 2019. № 3. С. 116-122. doi: dx.doi. org/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ли Сок Пэ: Сеул и Москва обсуждают возобновление авиасообщения [Электронный документ] // РИА «Новости» (сайт). 21.08.2020. URL https://ria. ru/20200821/seul- 1576080308.html (Дата посещения: 15.01.2021).

11. На судостроительном комплексе «Звезда» спущено на воду первое судно [Электронный документ] // Блог «BMPD» (сайт) 12.05.2020. URL https://bmpd. livejournal.com/4022544.html (Дата посещения: 09.01.2021).

12. «НОВАТЭК» подписал меморандум о взаимопонимании с KOGAS [Электронный документ] // Официальный сайт компании «НОВАТЭК». 22.06.2020. URL https://www.novatek.ru/ru/press/releases/ index.php?id_4=2485 (Дата посещения: 02.01.2021).

13. Полмиллиарда долларов в порт Славянка [Электронный документ] // Sea News (сайт). 20.01.2020. URL https:// seanews.ru/2020/01/20/ru-polmilliarda-dollarov-v-port-slavjanka/ (Дата посещения: 04.01.2021).

14. РЖД и Korail обсудили создание СП по железнодорожной логистике [Электронный документ] // РИА «Новости» (сайт). 22.06.2018. URL https://ria. ru/20180622/1523237112.html (Дата посещения: 03.01.2021)

15. Совместное заявление Российской Федерации и Республики Корея [Электронный документ] // Официальный сайт Президента России. 22.06.2018. URL http:// kremlin.ru/supplement/5321 (Дата посещения: 10.01.2021).

16. Совместный инвестфонд РФ и Южной Кореи стал частью плана «Девяти мостов» сотрудничества [Электронный документ] // Finanz.Ru (сайт). 27.10.2020. URL https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/ sovmestny-investfond-rf-i-yuzhnoy-korei-stal-chastyu-plana-devyati-mostov-sotrudnichestva-1029729440 (Дата посещения: 11.01.2021).

17. Туристический поток из России в Южную Корею в 2019 г. вырос на 13,4% [Электронный документ] // Ассоциация туроператоров (сайт). 14.01.2020. URL https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50034.html (Дата посещения: 07.01.2021).

18. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL https://customs. gov.ru/ (Дата посещения: 05.01.2021).

19. Южная Корея вновь проявила интерес к российской Арктике [Электрон-

ный документ] // Primgazeta.ru (сайт). 22.12.2020. URL https://primgazeta.ru/news/ yuzhnaya-koreya-vnov-proyavila-interes-k-rossijskoj-arktike-22-12-2020-02-57-53 (Дата посещения: 04.01.2021).

20. 10 стран с крупнейшими турпото-ками в Россию [Электронный документ] // Вести^и (сайт). 17.02.2020. URL https:// www.vesti.ru/finance/article/1266811 (Дата посещения: 01.01.2021).

21. Hyundai построит самые сложные части танкеров «Звезды» для «Роснефти» [Электронный документ] // Ведомости (сайт). 03.12.2018. URL https://www.vedomosti.ru/business/ news/2018/12/03/788157-aframax-hyundai (Дата посещения: 13.01.2021).

22. Address by President Moon Jae-in at the 3rd Eastern Economic Forum in Vladivostok, Russia [Электронный документ] //KOREA.net (сайт). 07.09.2017. URL https://www.korea.net/Government/Briefing-Room/Presidential-Speeches/view?articleId = 149834&pageIndex=1 (Дата посещения: 09.01.2021).

23. KOTRA [Электронный ресурс]. URL https://news.kotra.or.kr/user/globalAllBbs/ kotranews/album/2/globalBbsDataAllView. do?dataIdx=170349&searchNationCd=10109 3 (Дата посещения: 09.01.2021).

24. K-Stat [Электронный ресурс]. URL https://stat.kita.net/ (Дата посещения: 09.01.2021).

25. Moon urges improved ties with four major powers for peaceful end to NK nukes [Электронный документ] // Korea Herald (сайт). 25.10. 2017. URL http://www.koreaherald.com/ view.php?ud=20171025000807&ACE_

SEARCH=1&__s=uodw3dvouwdwzbqqastf

(Дата посещения: 05.01.2021).

26. President Moon Jae-in hails South

Korea's LNG barge contract with Russia [Электронный документ] // Neftegaz.Ru (сайт). 10.06.2020. URL https://neftegaz. ru/en/news/politics/553278-president-moon-jae-in-hails-south-korea-s-lng-barge-contract-with-russia/ (Дата посещения: 08.01.2021).

27. Results of Korea-Russia summit on sidelines of G20 summit in Japan [Электронный документ] // ROK President Official Website. 29.06.2019. URL https:// english1.president.go.kr/BriefingSpeeches/ Briefings/438 (Дата посещения: 09.01.2021).

28. Song Young-gil to head presidential panel [Электронный документ] // Korea Times (сайт). 25.08.2017. URL http:// www.koreatimes.co.kr/www/news/ nation/2017/08/356_235428.html (Дата посещения: 09.01.2021).

29. South Korea admitted into OSJD on North Korea's approval [Электронный документ] // Hankyoreh (сайт). 08.06.2018. URL http://english.hani.co.kr/arti/english_ edition/e_business/848290.html (Дата посещения: 09.01.2021).

30. Statistics of Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // Korea Exim Bank (сайт). URL https://stats.koreaexim.go.kr/ sub/interstateStatistics.do (Дата посещения: 09.01.2021).

31. The President and Russian President Vladimir Putin hold summit [Электронный документ] // ROK President Official Website. 15.11.2018. URL https://english1.president. go.kr/BriefingSpeeches/Briefings/357 (Дата посещения: 09.01.2021).

32. Vision. Strategy [Электронный документ] // The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation (сайт). URL https://www.bukbang.go.kr/bukbang_ en/vision_policy/vision_policy/ (Дата посещения: 14.01.2020).

Artyom L. LUKIN,

Ph. D. (in Political Science), Associate Professor of International Relations Department, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia). E-mail: artlukin@mail.ru

Moon Jae-in's Nine Bridges Initiative: the Preliminary Outcomes for Russia-ROK Economic Relations

UDC 327 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/61-75

The article examines the preliminary outcomes of the Nine Russia,

Bridges initiative launched by the Republic of Korea's President the Republic 0f K0rea,

Moon Jae-in in 2017, with the goal of the initiative being to the Russian Far East

enhance economic ties between South Korea and Russia. The Russia south K0rea

article assesses the current state of Russia-ROK cooperation in reiations

the Nine Bridges' priority sectors, as well as provides an overall h n ' b d evaluation of the Russia-ROK economic interaction. Three and a e ine ri ges

half years after the start of the Nine Bridges the level of business Moon Jae-in ties between Russia and South Korea has not appreciably

increased. Indeed, there has even been some degradation, Thisworkwassupport«!by

' ° ' the Core University Program

compared to the pre-Nine Bridges period. The Nine Bridges for Korean Studies through the initiative of President Moon Jae-in created some expectations Ministry °f Education °f the

„ • «_ r-ij.. j -l-i • Republic of Korea and Korean

in Russia but has failed to produce tangible progress in the Studies

Promotion Service of

economic cooperation of Russia and the ROK. the Academy of Korean Studies

(AKS-2015-0LU-2250003)

For citation: Lukin A. L. Moon Jae-in's Nine Bridges Initiative: the Preliminary Outcomes for Russia-ROK Economic Relations // Oriental Institute Journal. 2020. № 4. P. 61-75. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/61-75

References

1. Abasheva E. Korejskie postavshhiki ishhut partnyorov v Primor'e [EHlektronnyj dokument] // ZRPRESS.RU (sajt). 01.12.2015. URL https://www.zrpress.ru/business/ primorje_01.12.2015_75281_korejskie-postavschiki-ischut-partnerov-v-primorje. html (Data poseshheniya: 10.01.2021).

2. Vneshnyaya torgovlya Rossii [EHlektronnyj resurs]. URL https://russian-trade.com/ (Data poseshheniya: 12.01.2021).

3. «Gazprom»: gazoprovod v YUzhnuyu Koreyu pri neobkhodimosti mogut postroit' v szhatye sroki Primor'e [EHlektronnyj dokument] // TASS (sajt). 25.10.2018. URL https://tass.ru/ekonomika/5717746 (Data poseshheniya: 10.01.2021).

4. Dokumenty, podpisannye po itogam gosudarstvennogo vizita Prezidenta Respubliki Koreya Mun CHzheh Ina v Rossijskuyu Federatsiyu [EHlektronnyj dokument] //

Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 22.06.2018. URL http://kremlin.ru/supplement/5320 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

5. Zayavleniya dlya pressy po itogam peregovorov s Prezidentom Respubliki Koreya Mun CHzheh Inom [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 06.09.2017. URL http://kremlin.ru/ catalog/countries/KR/events/55541 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

6. «Zvezda» postroit SPG-tankery po proektu Samsung [EHlektronnyj dokument] // Argus (sajt). 04.09.2019. URL https://www. argusmedia.com/en/news/1971169-zvezda-postroit-spgtakkery-po-proektu-samsung (Data poseshheniya: 09.01.2021).

7. Klimenko O. Ryba ne mozhet popast' v Svobodnyj port [EHlektronnyj dokument] // ZRPRESS.RU (sajt). 20.06.2018. URL https://www.zrpress.ru/business/

primorje_20.06.2018_89699_ryba-nemozhet-popast-v-svobodnyj-port.html (Data

poseshheniya: 09.01.2021).

8. Korejskie kompanii proyavlyayut interes k stroitel'stvu morskogo peregruzochnogo porta «Pod'yapolskij» v Primor'e [EHlektronnyj dokument] // PortNews (sajt). 29.12.2020. URL https://portnews.ru/news/306967/ (Data poseshheniya: 15.12.2020).

9. Kukla M. P., Myadzel' V. S. Problemy i perspektivy biznes-dialoga «Rossiya -Respublika Koreya»: zametki s polej V VEHF // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2019. № 3. S. 116-122. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122.

10. Li Sok Peh: Seul i Moskva obsuzhdayut vozobnovlenie aviasoobshheniya [EHlektronnyj dokument] // RIA «Novosti» (sajt). 21.08.2020. URL https://ria. ru/20200821/seul- 1576080308.html (Data poseshheniya: 15.01.2021).

11. Na sudostroitel'nom komplekse «Zvezda» spushheno na vodu pervoe sudno [EHlektronnyj dokument] // Blog «BMPD» (sajt) 12.05.2020. URL https:// bmpd.livejournal.com/4022544.html (Data poseshheniya: 09.01.2021).

12. «NOVATEHK» podpisal memorandum o vzaimoponimanii s KOGAS [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt kompanii «NOVATEHK». 22.06.2020. URL https://www.novatek.ru/ru/press/releases/ index.php?id_4=2485 (Data poseshheniya: 02.01.2021).

13. Polmilliarda dollarov v port Slavyanka [EHlektronnyj dokument] // Sea News (sajt). 20.01.2020. URL https://seanews. ru/2020/01/20/ru-polmilliarda-dollarov-v-port-slavjanka/ (Data poseshheniya: 04.01.2021).

14. RZHD i Korail obsudili sozdanie SP po zheleznodorozhnoj logistike [EHlektronnyj dokument] // RIA «Novosti» (sajt). 22.06.2018. URL https://ria.ru/20180622/1523237112. html (Data poseshheniya: 03.01.2021)

15. Sovmestnoe zayavlenie Rossijskoj Federatsii i Respubliki Koreya [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 22.06.2018. URL http://kremlin. ru/supplement/5321 (Data poseshheniya: 10.01.2021).

16. Sovmestnyj investfond RF i YUzhnoj Korei stal chast'yu plana «Devyati mostov» sotrudnichestva [EHlektronnyj dokument] // Finanz.Ru (sajt). 27.10.2020. URL https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/ sovmestny-investfond-rf-i-yuzhnoy-korei-stal-chastyu-plana-devyati-mostov-s otrudnichestva-1029729440 (Data poseshheniya: 11.01.2021).

17. Turisticheskij potok iz Rossii v YUzhnuyu Koreyu v 2019 g. vyros na 13,4% [EHlektronnyj dokument] // Assotsiatsiya turoperatorov (sajt). 14.01.2020. URL https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/50034.html (Data poseshheniya: 07.01.2021).

18. Federal'naya tamozhennaya sluzhba [EHlektronnyj resurs]. URL https://customs. gov.ru/ (Data poseshheniya: 05.01.2021).

19. YUzhnaya Koreya vnov' proyavila interes k rossijskoj Arktike [EHlektronnyj dokument] // Primgazeta.ru (sajt). 22.12.2020. URL https://primgazeta.ru/news/ yuzhnaya-koreya-vnov-proyavila-interes-k-rossijskoj-arktike-22-12-2020-02-57-53 (Data poseshheniya: 04.01.2021).

20. 10 stran s krupnejshimi turpotokami v Rossiyu [EHlektronnyj dokument] // Vesti.Ru (sajt). 17.02.2020. URL https://www.vesti.ru/ finance/article/1266811 (Data poseshheniya: 01.01.2021).

21. Hyundai postroit samye slozhnye chasti tankerov «Zvezdy» dlya «Rosnefti» [EHlektronnyj dokument] // Vedomosti (sajt). 03.12.2018. URL https://www.vedomosti.ru/ business/news/2018/12/03/788157-aframax-hyundai (Data poseshheniya: 13.01.2021).

22. Address by President Moon Jae-in at the 3rd Eastern Economic Forum in Vladivostok, Russia [EHlektronnyj dokument] //KOREA.net (sajt). 07.09.2017. URL https:// www.korea.net/Government/Briefing-Room/Presidential-Speeches/view?articleId = 149834&pageIndex=1 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

23. KOTRA [EHlektronnyj resurs]. URL https://news.kotra.or.kr/user/globalAllBbs/ kotranews/album/2/globalBbsDataAllView. do?dataIdx=170349&searchNationCd=10109 3 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

24. K-Stat [EHlektronnyj resurs]. URL https://stat.kita.net/ (Data poseshheniya:

09.01.2021).

25. Moon urges improved ties with four major powers for peaceful end to NK nukes [EHlektronnyj dokument] // Korea Herald (sajt). 25.10. 2017. URL http://www.koreaherald.com/ view.php?ud=20171025000807&ACE_

SEARCH=1&__s=uodw3dvouwdwzbqqastf

(Data poseshheniya: 05.01.2021).

26. President Moon Jae-in hails South Korea's LNG barge contract with Russia [EHlektronnyj dokument] // Neftegaz.Ru (sajt). 10.06.2020. URL https://neftegaz.ru/en/ news/politics/553278-president-moon-jae-in-hails-south-korea-s-lng-barge-contract-with-russia/ (Data poseshheniya: 08.01.2021).

27. Results of Korea-Russia summit on sidelines ofG20 summit in Japan [EHlektronnyj dokument] // ROK President Official Website. 29.06.2019. URL https://english1.president. go.kr/BriefingSpeeches/Briefings/438 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

28. Song Young-gil to head presidential panel [EHlektronnyj dokument] // Korea Times (sajt). 25.08.2017. URL http:// www.koreatimes.co.kr/www/news/

nation/2017/08/356_235428.html (Data poseshheniya: 09.01.2021).

29. South Korea admitted into OSJD on North Korea's approval [EHlektronnyj dokument] // Hankyoreh (sajt). 08.06.2018. URL http://english.hani.co.kr/arti/english_ edition/e_business/848290.html (Data poseshheniya: 09.01.2021).

30. Statistics of Foreign Direct Investment [EHlektronnyj resurs] // Korea Exim Bank (sajt). URL https://stats.koreaexim.go.kr/sub/ interstateStatistics.do (Data poseshheniya: 09.01.2021).

31. The President and Russian President Vladimir Putin hold summit [EHlektronnyj dokument] // ROK President Official Website. 15.11.2018. URL https://english1.president. go.kr/BriefingSpeeches/Briefings/357 (Data poseshheniya: 09.01.2021).

32. Vision. Strategy [EHlektronnyj dokument] // The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation (sajt). URL https://www.bukbang.go.kr/bukbang_ en/vision_policy/vision_policy/ (Data poseshheniya: 14.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.