Научная статья на тему 'Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках "Новой северной политики" Республики Корея: предварительные итоги'

Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках "Новой северной политики" Республики Корея: предварительные итоги Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
835
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ СЕВЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / 9 МОСТОВ / КНДР / МУН ЧЖЭИН / NEW NORTHERN POLICY / REPUBLIC OF KOREA / RUSSIA / COOPERATION / NINE BRIDGES / DPRK / MOON JAE-IN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волощак Валентин Игоревич, Лукин Артём Леонидович

В статье исследованы текущее состояние и проблемы экономического сотрудничества России и Республики Корея в рамках «Новой северной политики» администрации Мун Чжэина. Авторы кратко раскрывают процесс формирования «Новой северной политики» и предлагают анализ конкретных направлений двустороннего сотрудничества, широко известных как «9 мостов». Несмотря на ряд обозначенных внутренних и внешних проблем, торгово-экономическое взаимодействие двух стран видится перспективным, а в свете продолжающегося межкорейского политического диалога особую актуальность приобретают трехсторонние проекты с участием России, КНДР и РК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волощак Валентин Игоревич, Лукин Артём Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Russia and South Korea as Part of ROK’s New Northern Policy: Preliminary Outcomes

The article explores the current state and the problems of economic cooperation between Russia and Republic of Korea as part of Moon Jae-in administration’s New Northern Policy. The authors provide a brief overview of New Northern Policy formation process and offer an analysis of specific areas of bilateral cooperation widely known as Nine Bridges. Although a number of internal and external problems still remain, authors consider trade and economic interaction as forward-looking; and within the context of unfolding inter-Korean political dialogue, Russia-DPRK-ROK trilateral projects are now becoming especially relevant. Thus, elevating ties with Russia is interesting for South Korea not only in terms of trade diversification, but also because of Russia’s positive role in the settlement of Korean conflict.

Текст научной работы на тему «Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках "Новой северной политики" Республики Корея: предварительные итоги»

ВОЛОЩАК Валентин Игоревич

ассистент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ, аспирант Школы гуманитарных наук ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: vvoloshchak@gmail.com

ЛУКИН Артём Леонидович

канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: artlukin@mail.ru

Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках «Новой северной политики» Республики Корея: предварительные итоги

ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80

В статье исследованы текущее состояние и проблемы экономического сотрудничества России и Республики Корея в рамках «Новой северной политики» администрации Мун Чжэина. Авторы кратко раскрывают процесс формирования «Новой северной политики» и предлагают анализ конкретных направлений двустороннего сотрудничества, широко известных как «9 мостов». Несмотря на ряд обозначенных внутренних и внешних проблем, торгово-экономическое взаимодействие двух стран видится перспективным, а в свете продолжающегося межкорейского политического диалога особую актуальность приобретают трехсторонние проекты с участием России, КНДР и РК.

УДК 339.92

Новая северная политика,

Республика Корея,

Россия,

сотрудничество, 9 мостов, КНДР, Мун Чжэин

Работа выполнена в рамках программы «Поддержка ко-рееведения в ведущих зарубежных вузах» Министерства образования Республики Корея и Академии корейских исследований (Academy of Korean Studies) (AKS-2015-OLU-2250003).

Для цитирования: Волощак В. И., Лукин А. Л. Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках «Новой северной политики» Республики Корея: предварительные итоги // Известия Восточного института. 2018. № 4. С. 68-80. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80

Вступление в должность президента Республики Корея Мун Чжэина в мае 2017 г. пришлось на сложное время обострения ядерной проблемы Корейского полуострова и ухудшения американо-китайских отношений. В непростой международной обстановке администрацией нового президента было сформулировано одно из главных направлений внешней политики государства - укрепление двусторонних отношений с Российской Федерацией, продуктивный диалог с которой способен принести как политические, так и экономические дивиденды обеим сторонам.

Заняв пост президента, Мун Чжэин практически сразу назначил неофициального «куратора» российско-корейских отношений - Сон Ёнгиля, видного деятеля прогрессивно-демократического лагеря, в частности, ранее занимавшего пост мэра Инчхона и сделавшего большой вклад в развитие отношений с Россией, за что был награжден Орденом Дружбы в 2013 г. 11 мая 2017 г. Сон был назначен специальным посланником в России, а 24 мая в Москве прошла встреча между ним и президентом В. Путиным, в ходе которой посланник ознакомил российскую сторону с основными намерениями и принципами нового правительства Республики Корея [5].

26 июня 2017 г. по инициативе Муна был образован Комитет по Северному экономическому сотрудничеству, основу которого составляет группа из 5 высоких государственных служащих (министры иностранных дел, объединения,

стратегии и финансов, торговли, промышленности и энергетики и советник президента по экономическим вопросам) и 20 представителей экспертного сообщества и деловых кругов [26]. Основная цель работы Комитета - реализация «Новой северной политики» (далее - НСП), впервые обозначенной в докладе правительства РК «100 главных задач государственной политики» от 25 августа 2017 г., согласно которому НСП наряду с «Новой южной политикой» объединены в рамках политического курса «Ответственное сообщество стран СевероВосточной Азии+». Под этой формулировкой понимается создание устойчивой системы регионального сотрудничества с государствами СВА, а также с Индией и странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и группы МИКТА (Мексика, Индонезия, Южная Корея, Турция, Австралия). Непосредственно НСП ставит задачи по включению РК в зону свободной торговли Евразийского экономического союза и развитию трёхстороннего экономического сотрудничества Россия-КНДР-РК (энергетические и транспортные проекты) [29, р. 120]. В немалой степени это предполагает существенное развитие торгово-экономических отношений с Россией.

В августе 2017 г. были окончательно закреплены инструкции и положения Комитета по Северному экономическому сотрудничеству, а 28 августа его руководителем был назначен Сон Ёнгиль. Вскоре основные принципы НСП на международном уровне представил Мун Чжэин на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2017 г., провозгласив т. н. инициативу «9 мостов» - базового плана экономического сотрудничества. Инициатива направлена на развитие сотрудничества с Россией и рядом других государств по девяти направлениям: судостроение, сельское хозяйство, энергетика, железнодорожный транспорт, газоснабжение, рыбное хозяйство, развитие морских портов, развитие промышленного комплекса в Приморье, а также совместное освоение Северного морского пути [28].

Уже на ВЭФ был подписан ряд документов, включая меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между правительственными организациями: Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и КОТКЛ, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и КОТКЛ, Министерством экономического развития РФ и Министерством науки и информационно-коммуникационных технологий Кореи и др. [16]. В октябре 2017 г. Россия и РК сформировали межпарламентский консультативный орган для обсуждения общих вопросов двустороннего сотрудничества, сопредседателями которого стали спикер Национального собрания РК Чон Сегюн и председатель Государственной Думы В. Володин [25]. Также Комитетом по северному экономическому сотрудничеству была поставлена цель подписать в первой половине 2018 г. меморандум о взаимопонимании с Министерством по развитию Дальнего Востока, что было сделано в марте 2018 г. в рамках Дня корейского инвестора во Владивостоке [22]. Эти соглашения заложили фундамент для практического осуществления НСП и инициативы «9 мостов».

Сон Ёнгиль покинул свой пост в июле 2018 г., рассчитывая принять участие в выборах руководителя правящей партии, и приехал на ВЭФ в сентябре уже в качестве руководителя Комитета по Северному экономическому сотрудничеству Совместной демократической партии («Тобуро»). Несмотря на это, НСП продолжает развиваться: В. Путин и Мун Чжэин дважды встретились во второй половине 2018 г., уточнив несколько новых направлений сотрудничества и подписав ряд

документов. Во время июньского визита южнокорейского президента в РФ, стороны договорились о формировании инновационной платформы для четвёртой промышленной революции и развитии межведомственного сотрудничества по вопросам культуры, здравоохранения, ИКТ и др. [7]. Предметом обсуждения на встрече лидеров двух стран 14 ноября 2018 г. на полях саммита АСЕАН стали санкционный режим в отношении КНДР и возможности его смягчения в целях содействия проектам трёхстороннего сотрудничества корейских государств и России. 7 ноября 2018 г. на пост руководителя Комитета по Северному экономическому сотрудничеству был назначен бывший экономист Goldman Sachs Квон Гухун, ранее работавший в московском представительстве МВФ.

Реализация инициативы «9 мостов»: основные направления и проблемы

Несмотря на то, что НСП и инициатива «9 мостов» нацелена на сотрудничество не только с Россией, но также и со странами Центральной Азии, Монголией, Украиной и Белоруссией, главенствующую роль занимает все же Дальний Восток России, с которым Корею должна связать большая часть «мостов».

На данный момент наиболее перспективными выглядят энергетические и транспортные проекты. Например, сфера газовой энергетики достаточно традиционна для российско-южнокорейского партнерства, и хотя крупнейшими экспортерами сжиженного природного газа в Корею являются Катар и Австралия, поставлена цель диверсифицировать каналы импорта СПГ путем увеличения поставок из России. Южнокорейские компании участвуют в дальневосточных нефтегазодобывающих проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве потребителя продукции, а на конференции с главой Министерства по развитию Дальнего Востока А. Галушкой Сон Ёнгиль в очередной раз подтвердил намерение нарастить импорт СПГ из России, имея в виду именно дальневосточный газ «Сахалина-2» [22]. В первом квартале 2018 г. чистая прибыль оператора сахалинских проектов компании Sakhalin Energy составила свыше 28 млрд. руб., что превысило аналогичный прошлогодний показатель на 41,9% [21]. Ожидается, что после введения в эксплуатацию третьей производственной линии завода «Сахалин-2» появится возможность значительно увеличить поставки СПГ в Корею в объемах, превышающих ранее обозначенные в соглашении между Газпромом и корейской газовой корпорацией KOGAS 2016 г. и долгосрочном договоре между Sakhalin Energy и Kogas 2005 г. (последний предусматривает покупку РК 1,5 млн. т. российского СПГ ежегодно в течение 20 лет [3]). Учитывая, что разногласия KOGAS с австралийским поставщиком North West Shelf дали старт судебному процессу между сторонами и пересмотру стоимости контракта, южнокорейская сторона может переключить внимание на российских партнёров (с другой стороны, сотрудничество с Россией не исключает аналогичных рисков [19]). Россия выигрывает у основных конкурентов - США, Австралии, Катара, Индонезии и Малайзии - как минимум за счёт географического преимущества, хотя и вряд ли в ближайшем будущем сможет вытеснить их с южнокорейского рынка. Кроме этого, в настоящее время рассматривается вариант постройки завода по производству СПГ в районе Владивостока мощностью до 15 млн. т.

в год, этап технико-экономического обоснования его строительства завершится в 2019 г.

Второе направление «газового моста» - это строительство газопровода из Южной Кореи в Россию через КНДР. Все три государства проявляют интерес к этому проекту, однако конкретики пока что нет: из обсуждений прошлых лет видно, что общая протяженность такого газопровода может составить 1100 км (из них 700 - по территории Северной Кореи), а стоимость по прокладке оценивалась в 2,5 млрд. долл. В 2011 г. [13]. Вероятно, этот проект будет реализован путём присоединения транскорейского газопровода к конечной точке газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», и в настоящее время КООА8 ведут консультации с Газпромом по вопросу прокладки газопровода через территорию КНДР. Российская сторона отмечает, что проект может быть реализован в краткие сроки при наличии политической воли сторон [1], однако очевидно, что строительство газопровода, равно как и реализация любых других проектов с участием КНДР сильно осложнено целым комплексом политических проблем, включая действие санкционного режима в отношении Северной Кореи. В свете развивающегося диалога на Корейском полуострове подобные проекты снова становятся актуальными, и шансы на развитие трёхстороннего сотрудничества несколько повышаются.

Другим важным «мостом» являются железнодорожные проекты, и главной целью НСП здесь объявляется воссоздание Транскорейской железной дороги и её сопряжение с Транссибирской магистралью. Этот трёхсторонний план пока что рассчитан на длительную перспективу и на данном этапе представляет собой совокупность нескольких проектов. В настоящее время обсуждается совместная модернизация западной линии Кёнъисон, открытой более сотни лет назад и соединяющей Сеул, Пхеньян и Синыйджу, что обозначено в тексте совместной декларации Севера и Юга по результатам саммита 27 апреля 2018 г. [24]. Линия Кёнъвонсон (Сеул-Вонсан), представляющая собой восточный транспортный коридор, также требует реконструкции, прежде всего - на северокорейской территории. В долгосрочной перспективе РК рассчитывает связать эти линии с Пусаном и выйти на Южно-Маньчжурскую железную дорогу (через отрезок Синыйджу-Даньдун и далее), создав таким образом ещё одно направление для планируемой Транскорейской магистрали. Для обсуждения этих вопросов южнокорейская сторона в июне 2018 г. инициировала вступление железнодорожного оператора КгаЯ в Организацию сотрудничества железных дорог в качестве постоянного члена, чему ранее препятствовали протесты КНДР, являющейся участником ОСЖД [31]. В настоящее время Южная Корея проводит исследования и оценку железных дорог Севера, а также совместную работу и консультации с Россией - в конце 2018 г. ожидается открытие представительства К>гаП в Москве [4]. Заделом к реализации проектов «железнодорожного моста» служит пример построенной в 2008-2014 гг. железной дороги на участке «Хасан-Раджин» и открытие терминала в северокорейском порту Раджин (суммарный объем инвестиций составил 10,6 млрд. руб.). Весьма целесообразным и перспективным видится возвращение Южной Кореи в «Хасан-Раджин», где РК до 2016 г. являлась участником логистического проекта по поставкам угля в качестве инвестора и пользователя транспортных услуг. Учитывая, что

фундаментальная цель по соединению сети южнокорейских железных дорог с Транссибом требует гораздо более ощутимых вливаний, а «Хасан-Раджин» выведен из-под санкций ООН, южнокорейское участие в нём остается возможным.

Интерес для РК представляют также и комплекс направлений сотрудничества с Россией, тесно связанных между собой: судостроение, модернизация морских портов и совместное освоение Северного морского пути. Южная Корея планирует участвовать в модернизации и строительстве портов на Дальнем Востоке, уделяя особое внимание порту Зарубино. В ходе встречи с врио губернатора Приморского края А. Тарасенко 4 марта 2018 г. Сон Ёнгиль подтвердил готовность РК обеспечить загрузку мощностей строящегося портового сооружения. Южнокорейский бизнес также участвует в сооружении контейнерных терминалов в портах Славянка и «Вера» (Фокино) [8]. Развитие портов - важный аспект разработки международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», в морских сегментах которых заинтересована Корея: 24 апреля 2018 г. в терминале Зарубино была осуществлена выгрузка транзитного груза в рамках рейса Сакаиминато-Чанчунь, одним из организаторов которого выступила южнокорейская компания DBS Cruise Ferry [15], вторая тестовая перевозка с заходом Зарубино по этому же маршруту прошла в октябре 2018 г. Южная Корея проявляет большой интерес к портам в Приморье, однако если в случае Зарубино возникает конфликт интересов между РК и КНР, также планирующей вложиться в инфраструктуру порта, то более существенные перспективы РК могут ждать в развитии порта Славянка: в октябре 2018 г. Министерством морских дел и рыболовства было объявлено проведение технико-экономического обоснования проекта, которое продлится до сентября 2019 г. с целью обеспечить возможность участия южнокорейских компаний в развитии порта [27].

РК также имеет интересы в Арктике: целью одного из направлений НСП является превращение Северного морского пути в новый логистический маршрут и повышение эффективности его коммерческой эксплуатации с целью укрепления на арктическом рынке. Пока что речь не идёт о проектах по развитию портов в Северном Ледовитом океане - вместо этого РК делает упор на строительство и обслуживание судов. На верфях корейской компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering строится 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для газодобывающего проекта «Ямал СПГ», из них уже 4 введены в эксплуатацию и доставляют газ по СМП [2]. Однако на данный момент двустороннее сотрудничество в сфере судостроения встречает ряд проблем: южнокорейским компаниям создаёт конкуренцию судостроительный и судоремонтный завод «Звезда» в Большом Камне (принявший заказ на постройку 15 танкеров для другого российского проекта в Арктике - «Арктик СПГ-2» [6]), из сотрудничества с которым DSME вышла в 2012 г.; негативный фон создаёт также и развивающийся кризис в судостроительной и сталеплавильной отраслях в РК. В этих условиях южнокорейский бизнес не спешит делать значительные инвестиции в российское судостроение, и участие компаний из РК в проекте по развитию верфи «Звезда» пока что ограничивается оказанием инжиниринговых услуг в области современных судостроительных технологий компанией Hyundai Samho Heavy Industries [17]

(сотрудничество группы Hyundai с российским Дальним Востоком в целом является чувствительным вопросом после закрытия электротехнического завода в Артеме и выкупа её гостиничного и сельскохозяйственного бизнеса в Приморье другим корейским концерном Lotte). 3 декабря 2018 г. было объявлено о приобретении у Hyundai готовых частей корпуса танкеров класса Aframax для их сборки на заводе «Звезда»: приморская суперверфь пока не готова строить суда целиком и пока может сотрудничать с корейской стороной, производя крупноузловую сборку и стыковку готовых частей [18]. Среди небольших судостроительных проектов между двумя странами можно отметить контракт на поставку в Южную Корею двух катамаранов Pacifico Cruise производства компании «Композитное кораблестроение» - резидента Свободного порта Владивосток [14].

Остальные «мосты» сотрудничества вызывают меньше интереса сторон, но могут внести большой вклад в долгосрочной перспективе. Так, отдельной сферой партнерства в рамках НСП выделена энергетика, под которой понимается создание электроэнергетических сетей в Северо-Восточной Азии. Эта идея отсылает к более раннему проекту Азиатского суперкольца, однако на презентации инициативы «9 мостов» Мун Чжэин предложил более узкий вариант, который объединит сети стран СВА: Южной Кореи, Японии, России, Монголии и Китая. Один из важных аспектов Суперкольца СВА - развитие возобновляемой энергии, и ожидается, что основу проекта составит использование ветрогенераторов и солнечных батарей в Монголии, а также российских ГЭС. Потенциал выработки энергии ветра в пустыне Гоби оценивается в 1,11 петаватт в час ежегодно, а энергии солнца - 1,5 петаватта в час; совокупная выработка ГЭС Дальнего Востока России - 1,1 петаватт в час [24]. Такая производительность в несколько раз превышает собственный потенциал Южной Кореи, и проект Суперкольца открывает серьезные перспективы, но ряд технологических и правовых сложностей (к примеру, запрет Японии на приобретение электроэнергии за рубежом [20]) сильно препятствуют процессу. Помимо этого, под вопросом остается участие Северной Кореи, которая активно обсуждается как участник схожих проектов по прокладке газопровода и модернизации общей железнодорожной сети, но тем не менее не была включена Муном в список стран, соединенных Суперкольцом СВА. На ВЭФ-2018 министром энергетики Александром Новаком в очередной раз была озвучена российская инициатива поставок электроэнергии на Корейский полуостров в рамках проекта Суперкольца [12].

Достаточно интересным можно назвать сотрудничество в рыбной промышленности. Изначально стороны договорились о создании рыбоперерабатывающего комплекса на мысе Назимова в г. Владивосток. Сообщалось о готовности компании Korea Trading & Industries вложить около 130 млн. долл. в строительство комплекса, который будет включать логистический центр рыбной и мясной продукции, рыбный порт и контейнерный терминал, а также завод по переработке рыбного филе и крабового мяса. В качестве партнёра с российской стороны готова выступить магаданская рыбопромышленная компания Mag-Sea International, однако корейские инвесторы не могут получить разрешение местной администрации на выделение земельного участка. В качестве альтернативы российская сторона предлагает построить

комплекс в Ольгинском районе Приморского края - площадка для создания комплекса будет предоставлена в бухте Ракушка, где в настоящее время налаживается вся необходимая инфраструктура [10]. В любом случае реализация такого проекта достаточно перспективна и за счёт богатой ресурсной базы может создать конкуренцию Китаю, являющемуся сегодня крупным рыбоперерабатывающим хабом. Другая проблема здесь заключается в необходимости модернизации российского рыбопромыслового флота. Россия испытывает потребность в масштабном строительстве крупнотоннажных рыболовных судов, в чём могут помочь корейские компании - и это ещё один вопрос, по которому партнёрам предстоит договориться.

В сельском хозяйстве Россия и Корея обсуждают создание комплекса по производству минеральных удобрений в поселке Козьмино Находкинского городского округа, инициатором и оператором которого выступает ЗАО «Национальная химическая группа». Стоимость комплекса, ввод которого в эксплуатацию планируется на 2022 г., оценивается примерно в 6 млрд. долл., в качестве главного инвестора должна выступить группа компаний Hyundai. Завод будет ориентирован на производство метаноловых удобрений и, по предварительным расчетам, сможет выпускать 1,8 млн. тонн метанола в год. Ожидаемая низкая себестоимость производства делает данную инициативу весьма привлекательной для сторон. [9].

Развитие же промышленного комплекса в Приморье остаётся весьма широко сформулированной и несколько отдалённой задачей. Под этим «мостом» понимается трёхсторонний проект по созданию промышленного комплекса в Приморском крае, который объединит южнокорейский капитал, российские земельные и сырьевые ресурсы и северокорейскую рабочую силу. Однако перспективы реализации подобного проекта пока что остаются довольно неопределёнными, во многом по причине санкционного режима, действующего в отношении КНДР.

Заключение

Сегодня российско-южнокорейское экономическое сотрудничество осложнено рядом проблем. Россию сложно назвать ключевым партнёром Республики Корея, но последняя, безусловно, заинтересована в укреплении двусторонних партнерских отношений как минимум с целью диверсификации внешнеэкономических связей и выхода на новые рынки сбыта в Азии, а в перспективе - создания устойчивой системы сотрудничества в нескольких направлениях. Для России же Южная Корея выступает очень важным партнером-инвестором и рынком сбыта энергетической продукции. К тому же географическая близость двух стран - немаловажный фактор развития двусторонних экономических отношений, способный сыграть позитивную роль в развитии Дальнего Востока России, что является сейчас одной из приоритетных задач внутренней политики РФ. И поэтому, хотя инициатива «9 мостов» не предлагает новых методов и базируется на транспортно-логистических и энергетических проектах (как и экономический аспект «Евразийской инициативы» предыдущего южнокорейского президента Пак Кынхе, направленный на формирование общих энергетических, транспортных и производственных сетей государств континента [11]), укрепление сотрудничества может сы-

грать на пользу всем сторонам.

Среди проблем можно выделить возникающий конфликт интересов по некоторым направлениям. Так, развитие порта в Раджине входит в противоречие с проектом в Зарубино: если удастся создать морской транспортный коридор, связывающий Пусан и Раджин, преимущество Зарубино и других портов Приморья станет менее ощутимым. То же касается и транскорейского газопровода, прокладка которого существенно снизит значимость поставок российского СПГ для Южной Кореи. Наиболее же проблемным здесь является конфликт интересов в сфере судостроения, поскольку Россия стремится развивать собственную промышленность, вкладывая в судостроительные и судоремонтные предприятия на Дальнем Востоке и обеспечивая их госзаказами (в том числе и для развития СМП, где Южная Корея тоже имеет интересы). В условиях рецессии в судостроительной отрасли в РК, подобная конкуренция может негативно сказаться на участии корейских инвесторов в российских проектах.

Кроме этого, неблагоприятный фон создают неудавшиеся сделки - выход южнокорейской корпорации «Международный аэропорт Инчхон» из состава акционеров ОАО «Хабаровский аэропорт», продажа электротехнического завода Hyundai в Артёме, выход верфи DSME из инвестиционного соглашения с заводом «Звезда». Неурегулированный вопрос с выделением земельного участка для промышленного комплекса на мысе Назимова также не добавляет уверенности другим корейским инвесторам. В условиях расширяющихся американских экономических санкций против России, особое значение имеет административная поддержка двустороннего экономического партнерства. Работа профильных государственных структур, таких как Министерство развития Дальнего Востока и южнокорейский Комитет по северному экономическому сотрудничеству, должна способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательства и преодолению атмосферы недоверия.

В свете текущей разрядки напряжённости на Корейском полуострове, начавшейся в 2018 г. с «олимпийского перемирия» и продолжившейся своего рода «дипломатическим наступлением» Пхеньяна, снова стали актуальными совместные проекты с КНДР - как межкорейские, так и трёхсторонние с участием России. Россия может поддерживать эти начинания в качестве дипломатического посредника: двусторонние встречи и саммиты с участием КНДР должны стать первым шагом к многостороннему обсуждению, организация которого будет во многом зависеть от политической инициативы России. Эффективные и плодотворные переговоры на многосторонней основе создадут важный фундамент для торгово-экономического сотрудничества, в котором будут заинтересованы как Россия, так и оба корейских государства.

Литература

1. «Газпром»: газопровод в Южную Корею при необходимости могут построить в сжатые сроки [Электронный ресурс] // ТАСС. 25.10.2018. URL https://tass. ru/ekonomika/5717746 (дата посещения: 11.12.2018).

2. «Новатэк» создаст свою транспортную компанию в Арктике [Электронный ресурс] // Regnum. 19.05.2018. URL https:// regnum.ru/news/2417696.html (дата посещения: 07.12.2018).

3. «Сахалин Энерджи» подписала контракт на поставку СПГ с Корейской Газовой Корпорацией («Когаз») [Электронный ресурс] // Сайт Sakhalin Energy. 15.07.2005. URL http://www.sakhalinenergy.ru/ru/press-releases/2631/ (дата посещения: 06.12.2018).

4. В Москве откроется представительство Корейских железных дорог [Электронный ресурс] // ТАСС. 02.10.2018. URL https://tass.ru/ekonomika/5626212 (дата посещения: 11.12.2018).

5. Встреча со спецпосланником Президента Республики Корея Сон Ён Ги-лем [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 24.05.2017. URL http://kremlin.ru/events/president/ news/54564 (дата посещения: 03.12.2018).

6. Горохова А. Борьба за ледокол «Лидер»: на чьей стороне правительство России? Арктике [Электронный ресурс] // Regnum. 02.06.2018. URL https://regnum. ru/news/2425352.html (дата посещения: 04.12.2018).

7. Документы, подписанные по итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Российскую Федерацию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 22.06.2018. URL http://kremlin. ru/supplement/5320 (дата посещения: 11.12.2018).

8. Иванова Д. Республика Корея рассматривает Приморье в качестве основного российского партнера [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. 05.03.2018. URL http://www.primorsky.ru/news/140929/ (дата посещения: 02.12.2018).

9. Клименко О. Корейцы распробовали метанол [Электронный ресурс] // Золотой Рог. 31.01.2018. URL http://www.zrpress. ru/business/primorje_31.01.2018_87573_ korejtsy-rasprobovali-metanol.html (дата посещения: 06.12.2018).

10. Клименко О. Рыба не может попасть в Свободный порт [Электронный ресурс] // Золотой Рог. 20.06.2018. URL http://www.zrpress.ru/business/ primorje_20.06.2018_89699_ryba-ne-mozhet-popast-v-svobodnyj-port.html (дата посещения: 11.12.2018).

11. Лукин А. Л., Коротич С. А. Евразийская инициатива после Пак Кын Хе: развитие, современное состояние и перспективы южнокорейских интеграционных проектов // Известия Восточного института. 2016. № 4. С. 102-112.

12. Минэнерго РФ рассматривает возможность поставок электроэнергии на Корейский полуостров [Электронный ресурс] // ТАСС. 12.09.2018. URL https://tass. ru/vef-2018/articles/5557561 (дата посещения: 11.12.2018).

13. Не нужно резких движений. С. Лавров призвал осторожно подходить к процессу нормализации ситуации на Корейском полуострове [Электронный ресурс] // Neftegaz.RU. 31.05.2018. URL https://neftegaz. ru/news/view/171988-Ne-nuzhno-rezkih-dvizheniy.-S.-Lavrov-prizval-ostorozhno-podhodit-k-protsessu-normalizatsii-situatsii-na-Koreyskom-poluostrove-VIDEO (дата посещения: 06.12.2018).

14. Новое судно, собранное в Приморье, представил резидент Свободного порта Владивосток [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. 18.06.2018. URL https:// www.primorsky.ru/news/146009/?sphrase_ id=5333178 (дата посещения: 11.12.2018).

15. Паром Eastern Dream из Японии прибыл в порт Зарубино по МТК «При-морье-2» [Электронный ресурс] // Korabel. ru. 27.04.2018. URL https://www.korabel. ru/news/comments/parom_eastern_dream_ iz_yaponii_pribyl_v_port_zarubino_po_ mtk_primore-2.html (дата посещения:

06.12.2018).

16. Россия и Южная Корея подписали пакет документов на ВЭФ России [Электронный ресурс] // РИА Новости. 06.09.2017. URL https://ria.ru/ economy/20170906/1501862188.html (дата посещения: 08.12.2018)

17. СП «Звезды» и Hyundai заключило с ЦКБ Лазурит договор по танкерам типа «афрамакс» [Электронный ресурс] // Нефть и капитал. 12.09.2017. URL https:// oilcapital.ru/news/companies/12-09-2017/sp-zvezdy-i-hyundai-zaklyuchilo-s-tskb-lazurit-dogovor-po-tankeram-tipa-aframaks (дата посещения: 06.12.2018).

18. Суперверфь «Звезда» в Приморье запустит «отверточное» судостроение [Электронный ресурс] // Primamedia. 03.12.2018. URL https://primamedia.ru/ news/765670/ (дата посещения: 11.12.2018).

19. Топорков А. Условия на азиатском рынке газа могут стать невыгодны для России [Электронный ресурс] // Ведомости. 14.02.2018. URL https://www.vedomosti. ru/business/articles/2018/02/14/750898-aziatskom-rinke-gaza-nevigodni-rossii (дата посещения: 06.12.2018).

20. Трутнев: энергомост в Японию не имеет смысла, пока запрещен импорт энергии [Электронный ресурс] // РИА Новости. 15.12.2016. URL https://ria.ru/ economy/20161215/1483675168.html (дата посещения: 06.12.2018).

21. Чистая прибыль Sakhalin Energy по МСФО в I квартале выросла на 41,9% - до 28,2 млрд рублей [Электронный ресурс] // Rambler News Service. 30.05.2018. URL https://rns.online/energy/CHistaya-pribil-Sakhalin-Energy-po-MSFO-v-I-kvartale-virosla-na-419--do-282-mlrd-rublei-2018-05-30/ (дата посещения: 06.12.2018).

22. Шилова Е. Александр Галушка и Сон Ён Гиль подписали соглашение о сотрудничестве России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. 12.03.2018. URL https:// minvr.ru/press-center/news/13704/?sphrase_ id=427597 (дата посещения: 08.12.2018).

23. Южная Корея увеличит по-

ставки сжиженного газа из России [Электронный ресурс] // РИА Новости. 19.01.2018. URL https://ria.ru/ economy/20180119/1512901404.html (дата посещения: 06.12.2018).

24. Full text of joint declaration issued at inter-Korean summit [Electronic resource] // Yonhap. 27.04.2018. URL http://english. yonhapnews.co.kr/search1/2603000000. html?cid=AEN20180427013900315 (accessed 06.12.2018).

25. Korean, Russian parliaments agree to form consultative body [Electronic resource] // Yonhap. 15.10.2017. URL http://english. yonhapnews.co.kr/search1/2603000000. html?cid=AEN20171015002500315 (accessed 08.12.2018).

26. Organization [Electronic resource] // The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation. URL http://www. bukbang.go.kr/bukbang_en/about_pr/ organization/ (accessed 06.12.2018).

27. S. Korea eyes development of port in Russian Far East [Electronic resource] // Yonhap. 15.10.2018. URL https://en.yna.co.kr/ view/AEN20181015003800320 (accessed 11.12.2018).

28. Vision - Strategy [Electronic resource] // The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation. URL http://www. bukbang.go.kr/bukbang_en/vision_policy/ vision_policy/ (accessed 06.12.2018).

29. 1004 //

2017.08. 122 p. = 100 главных задач государственной политики. - Cеул: Правительство Республики Корея, 2017. 122 с.

30. &EHS. щщг| о A|of- [Electronic resource] //

15.11.2017. URL http://www.hani. co.kr/arti/politics/diplomacy/819216.html (accessed 06.12.2018) = Кан Тхэхо. Транзит энергии и Азиатское Суперкольцо [Электронный ресурс] // Хангере. 15.11.2017. URL http://www.hani.co.kr/arti/politics/ diplomacy/819216.html (дата посещения: 06.12.2018).

31. A, ä-^sl °| ^ц [Electronic resource] // Й&Н^. 31.05.2018. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2018/ 05/31/0200000000AKR20180531156100014.

HTML (accessed: 06.06.2018) = КНДР на 31.05.2018. URL: http://www.yonhapnews.

собрании ОСЖД... Вопросы межкорей- co.kr/bulletin/2018/05/31/0200000000A

ского железнодорожного сотрудниче- KR20180531156100014.HTML (дата посе-

ства [Электронный ресурс] // Йонхап. щения: 06.12.2018).

Valentin I. VOLOSHCHAK

Teaching assistaint, Department of International Relations, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University; postgraduate student, School of Humanities, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia). E-mail: vvoloshchak@gmail.com

Artyom L. LUKIN

Ph. D. (in Political Science), Assistant Professor, International Relations Department, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: artlukin@mail.ru

Cooperation between Russia and South Korea as Part of ROK's New Northern Policy: Preliminary Outcomes

UDC 339.92

doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80

New Northern Policy,

Republic of Korea,

Russia,

cooperation,

Nine Bridges,

DPRK,

Moon Jae-in

This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).

The article explores the current state and the problems of economic cooperation between Russia and Republic of Korea as part of Moon Jae-in administration's New Northern Policy. The authors provide a brief overview of New Northern Policy formation process and offer an analysis of specific areas of bilateral cooperation widely known as Nine Bridges. Although a number of internal and external problems still remain, the authors consider trade and economic interaction as forward-looking. Within the context of unfolding inter-Korean political dialogue, Russia-DPRK-ROK trilateral projects are now becoming especially relevant. Thus, elevating ties with Russia is interesting for South Korea not only in terms of trade diversification, but also in view of Russia's positive role in the settlement of the Korean conflict.

For citation: Voloshhak V. I., Lukin I. L. Cooperation between Russia and South Korea as Part of ROK's New Northern Policy: preliminary outcomes // Oriental Institute Journal. 2018. № 4. P. 68-80. doi: dx.doi. org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Gazprom»: gazoprovod v YUzhnuyu Koreyu pri neobkhodimosti mogut postroit' v szhatye sroki [EHlektronnyj resurs] // TASS. 25.10.2018. URL https://tass.ru/ ekonomika/5717746 (data poseshheniya: 11.12.2018).

2. «Novatehk» sozdast svoyu transportnuyu kompaniyu v Arktike [EHlektronnyj resurs] // Regnum. 19.05.2018.

URL https://regnum.ru/news/2417696.html (data poseshheniya: 07.12.2018).

3. «Sakhalin EHnerdzhi» podpisala kontrakt na postavku SPG s Korejskoj Gazovoj Korporatsiej («Kogaz») [EHlektronnyj resurs] // Sajt Sakhalin Energy. 15.07.2005. URL http://www.sakhalinenergy.ru/ru/

press-releases/2631/ (data poseshheniya: 06.12.2018).

4. V Moskve otkroetsya predstavitel'stvo Korejskikh zheleznykh dorog [EHlektronnyj resurs] // TASS. 02.10.2018. URL https://tass. ru/ekonomika/5626212 (data poseshheniya: 11.12.2018).

5. Vstrecha so spetsposlannikom Prezidenta Respubliki Koreya Son YOn Gilem [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 24.05.2017. URL http:// kremlin.ru/events/president/news/54564 (data poseshheniya: 03.12.2018).

6. Gorokhova A. Bor'ba za ledokol «Lider»: na ch'ej storone pravitel'stvo Rossii? Arktike [EHlektronnyj resurs] // Regnum. 02.06.2018. URL https://regnum. ru/news/2425352.html (data poseshheniya: 04.12.2018).

7. Dokumenty, podpisannye po itogam gosudarstvennogo vizita Prezidenta Respubliki Koreya Mun CHzheh Ina v Rossijskuyu Federatsiyu [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii. 22.06.2018. URL http://kremlin.ru/supplement/5320 (data poseshheniya: 11.12.2018).

8. Ivanova D. Respublika Koreya rassmatrivaet Primor'e v kachestve osnovnogo rossijskogo partnera [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Administratsii Primorskogo kraya. 05.03.2018. URL http://www.primorsky. ru/news/140929/ (data poseshheniya: 02.12.2018).

9. Klimenko O. Korejtsy rasprobovali metanol [EHlektronnyj resurs] // Zolotoj Rog. 31.01.2018. URL http://www.zrpress. ru/business/primorje_31.01.2018_87573_ korejtsy-rasprobovali-metanol.html (data poseshheniya: 06.12.2018).

10. Klimenko O. Ryba ne mozhet popast' v Svobodnyj port [EHlektronnyj resurs]// Zolotoj Rog. 20.06.2018. URL http://www.zrpress.ru/ business/primorje_20.06.2018_89699_ryba-ne-mozhet-popast-v-svobodnyj-port.html (data poseshheniya: 11.12.2018).

11. Lukin A. L., Korotich S. A. Evrazijskaya initsiativa posle Pak Kyn KHe: razvitie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy yuzhnokorejskikh integratsionnykh proektov // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2016. № 4. S. 102-112.

12. Minehnergo RF rassmatrivaet vozmozhnost' postavok ehlektroehnergii na Korejskij poluostrov [EHlektronnyj resurs]

// TASS. 12.09.2018. URL https://tass.ru/vef-2018/articles/5557561 (data poseshheniya: 11.12.2018).

13. Ne nuzhno rezkikh dvizhenij. S. Lavrov prizval ostorozhno podkhodit' k protsessu normalizatsii situatsii na Korejskom poluostrove [EHlektronnyj resurs] // Neftegaz. RU. 31.05.2018. URL https://neftegaz.ru/ news/view/171988-Ne-nuzhno-rezkih-dvizheniy.-S.-Lavrov-prizval-ostorozhno-podhodit-k-protsessu-normalizatsii-situatsii-na-Koreyskom-poluostrove-VIDEO (data poseshheniya: 06.12.2018).

14. Novoe sudno, sobrannoe v Primor'e, predstavil rezident Svobodnogo porta Vladivostok [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Administratsii Primorskogo kraya. 18.06.2018. URL https://www. primorsky.ru/news/146009/?sphrase_ id=5333178 (data poseshheniya: 11.12.2018).

15. Parom Eastern Dream iz YAponii pribyl v port Zarubino po MTK «Primor'e-2» [EHlektronnyj resurs] // Korabel.ru. 27.04.2018. URL https://www.korabel.ru/ news/comments/parom_eastern_dream_ iz_yaponii_pribyl_v_port_zarubino_po_ mtk_primore-2.html (data poseshheniya: 06.12.2018).

16. Rossiya i YUzhnaya Koreya podpisali paket dokumentov na VEHF Rossii [EHlektronnyj resurs] // RIA Novosti. 06.09.2017. URL https://ria.ru/ economy/20170906/1501862188.html (data poseshheniya: 08.12.2018)

17. SP «Zvezdy» i Hyundai zaklyuchilo s TSKB Lazurit dogovor po tankeram tipa «aframaks» [EHlektronnyj resurs] // Neft' i kapital. 12.09.2017. URL https://oilcapital. ru/news/companies/12-09-2017/sp-zvezdy-i-hyundai-zaklyuchilo-s-tskb-lazurit-dogovor-po-tankeram-tipa-aframaks (data poseshheniya: 06.12.2018).

18. Superverf' «Zvezda» v Primor'e zapustit «otvertochnoe» sudostroenie [EHlektronnyj resurs] // Primamedia. 03.12.2018. URL https://primamedia.ru/news/765670/ (data poseshheniya: 11.12.2018).

19. Toporkov A. Usloviya na aziatskom rynke gaza mogut stat' nevygodny dlya Rossii [EHlektronnyj resurs] // Vedomosti. 14.02.2018. URL https://www.vedomosti. ru/business/articles/2018/02/14/750898-

aziatskom-rinke-gaza-nevigodni-rossii (data poseshheniya: 06.12.2018).

20. Trutnev: ehnergomost v YAponiyu ne imeet smysla, poka zapreshhen import ehnergii [EHlektronnyj resurs] // RIA Novosti. 15.12.2016. URL https://ria.ru/ economy/20161215/1483675168.html (data poseshheniya: 06.12.2018).

21. CHistaya pribyl' Sakhalin Energy po MSFO v I kvartale vyrosla na 41,9% - do 28,2 mlrd rublej [EHlektronnyj resurs] // Rambler News Service. 30.05.2018. URL https://rns. online/energy/CHistaya-pribil-Sakhalin-Energy-po-MSFO-v-I-kvartale-virosla-na-419--do-282-mlrd-rublei-2018-05-30/ (data poseshheniya: 06.12.2018).

22. SHilova E. Aleksandr Galushka i Son YOn Gil' podpisali soglashenie o sotrudnichestve Rossii [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Ministerstva Rossijskoj Federatsii po razvitiyu Dal'nego Vostoka. 12.03.2018. URL https://minvr.ru/press-center/news/13704/?sphrase_id=427597 (data poseshheniya: 08.12.2018).

23. YUzhnaya Koreya uvelichit postavki szhizhennogo gaza iz Rossii [EHlektronnyj resurs] // RIA Novosti. 19.01.2018. URL https:// ria.ru/economy/20180119/1512901404.html (data poseshheniya: 06.12.2018).

24. Full text of joint declaration issued at inter-Korean summit [Electronic resource] // Yonhap. 27.04.2018. URL http://english. yonhapnews.co.kr/search1/2603000000. html?cid=AEN20180427013900315 (accessed 06.12.2018).

25. Korean, Russian parliaments agree to form consultative body [Electronic resource] // Yonhap. 15.10.2017. URL http://english. yonhapnews.co.kr/search1/2603000000. html?cid=AEN20171015002500315 (accessed 08.12.2018).

26. Organization [Electronic resource]

// The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation. URL http://www. bukbang.go.kr/bukbang_en/about_pr/ organization/ (accessed 06.12.2018).

27. S. Korea eyes development of port in Russian Far East [Electronic resource] // Yonhap. 15.10.2018. URL https://en.yna.co.kr/ view/AEN20181015003800320 (accessed 11.12.2018).

28. Vision - Strategy [Electronic resource] // The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation. URL http://www. bukbang.go.kr/bukbang_en/vision_policy/ vision_policy/ (accessed 06.12.2018).

29. 100^ // § 2017.08. 122 p. = 100 glavnykh zadach

gosudarstvennoj politiki. - Ceul: Pravitel'stvo Respubliki Koreya, 2017. 122 s.

30. &EH2. B-^SI of-A|of tt^^^— [Electronic resource] //

15.11.2017. URL http://www.hani. co.kr/arti/politics/diplomacy/819216.html (accessed 06.12.2018) = Kan Tkhehkho. Tranzit ehnergii i Aziatskoe Superkol'tso [EHlektronnyj resurs] // KHangere. 15.11.2017. URL http://www.hani.co.kr/ arti/politics/diplomacy/819216.html (data poseshheniya: 06.12.2018).

31. A,

S [Electronic

resource] // 31.05.2018. URL:

http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2018/ 05/31/0200000000AKR20180531156100014. HTML (accessed: 06.06.2018) = KNDR na sobranii OSZHD... Voprosy mezhkorejskogo zheleznodorozhnogo

sotrudnichestva [EHlektronnyj resurs] // Jonkhap. 31.05.2018. URL: http://www. yonhapnews.co.kr/bulletin/2018/05/31/02000 00000AKR20180531156100014.HTML (data poseshheniya: 06.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.