НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
КУКЛА Марина Петровна
канд. экон. наук, доцент кафедры корееведения Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
МЯДЗЕЛЬ Виктор Сергеевич
студент бакалавриата по направлению подготовки «Востоковедение и африканстика» Восточного института-Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия -Республика Корея»: заметки с полей V ВЭФ
УДК 339.92
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122
ВЭФ, Россия,
Республика Корея,
инвестиции,
ССТ,
российско-корейское
экономическое
сотрудничество,
Звезда-Хёндэ
В сообщении анализируются результаты бизнес-диалога «Россия - Республика Корея», состоявшегося на площадке V Восточного Экономического Форума 5 сентября 2019 г. Авторы акцентируют внимание на проблемах российско-корейского сотрудничества в сфере торговли и инвестиций, формулируют возможные пути их решения, опираясь на результаты дискуссии. Обозначаются перспективы российско-корейского экономического сотрудничества с учётом поставленных задач на среднесрочную перспективу.
Настоящая работа выполнена в рамках программы «Поддержка корееведения в ведущих зарубежных вузах» Министерства образования Республики Корея и Академии корейских исследований (Academy of Korean Studies) (AKS-2015-OLU-2250003).
Для цитирования: Кукла М. П., Мядзель В. С. Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия -Республика Корея»: заметки с полей V ВЭФ // Известия Восточного института. 2019. № 3. С. 116-122. <Ы: ахЛоь о^/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122
В сентябре 2019 г. во Владивостоке прошёл Пятый Восточный Экономический Форум, который собрал участников из нескольких десятков стран. Одной из самых представительных на Форуме оказалась делегация Республики Корея, в составе которой было свыше 250 человек и возглавлял которую заместитель премьер-министра, министр финансов Южной Кореи Хон Намги. Ключевым событием российско-корейского взаимодействия в рамках ВЭФ стал традиционный для этой площадки бизнес-диалог «Россия - Республика Корея».
По сравнению с бизнес-диалогом «Россия - Республика Корея» 2018 г., набор обсуждаемых вопросов претерпел незначительные изменения. Прежде всего, не обсуждалась проблема двусторонней торговли (тарифных и нетарифных барьеров) и лишь вскользь отмечена необходимость заключения соглашения о свободной торговле между странами. Кроме того, стороны достигли большего взаимопонимания в констатации проблем двустороннего взаимодействия и подтвердили необходимость прицельно создавать «ролевые модели» инвестиционного сотрудничества.
Экономические разногласия Кореи и Японии не оказали большого влияния на формирование более активной позиции корейского бизнеса. Япония также не упоминалась как возможный участник многосторонних проектов. Более того, корейская делегация была крайне скромно представлена на других сессиях ВЭФ, что отражает невысокую степень заин-
тересованности в мероприятии либо отсутствие прочных профессиональных контактов в разных сферах.
Основной повесткой нынешнего бизнес-диалога «Россия -Республика Корея» стало обсуждение стратегии «9 мостов», предложенной президентом Республики Корея Мун Джэином применительно к стратегии по развитию и интеграции Дальнего Востока. Необходимость переходить на новый уровень взаимодействия по этой стратегии, которая включает газовую промышленность, логистику, электроэнергетику, судостроение, создание рабочих мест, сельское хозяйство, рыболовство, портовое хозяйство и освоение Северного морского пути - остаётся актуальной задачей, подтверждаемой обеими сторонами [1].
Число проектов, реализованных корейским капиталом на Дальнем Востоке, невелико (9 проектов), а другие виды сотрудничества (торговля, научно-техническое, гуманитарное взаимодействие, бурно растущий туризм) не создают пока основы для повышения эффективности российской экономики и решения задач экономического развития Дальнего Востока.
Основными вопросами дискуссии, состоявшейся в рамках бизнес-диалога «Россия - Республика Корея» 2019 г., стали проблемы и достижения межрегионального взаимодействия и инвестиционного сотрудничества, системные проблемы, препятствующие продвижению корейских компаний в восточные регионы России.
Среди успехов экономического сотрудничества, достигнутых странами за минувший год, отмечались расширение гуманитарных обменов и взрывной рост корейского туризма в Россию. Не менее важным достижением называют поступательный рост сотрудничества в сфере медицины и высоких технологий, а также реализацию на территории России целого ряда высокотехнологичных проектов с участием корейских инвесторов в области автомобилестроения и электроники. Экономическое взаимодействие двух стран обеспечивают ставшие уже регулярными платформы бизнес-коммуникации: ВЭФ, Форум межрегионального сотрудничества, День корейского инвестора. Появляются и новые институты поддержки сотрудничества: российско-корейский инновационный центр в Корее, российско-корейский центр научно-технического сотрудничества в Москве, офис Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в Сеуле, представительство провинции Северная Кёнсан во Владивостоке и др.
Свидетельством роста взаимодействия двух экономик стало заключение на полях ВЭФ соглашения о сотрудничестве между технопарком г. Пхохана и Технопарком «Русский», а также планируемое соглашение между ДВФУ и Университетом Р08ТЕСН (г. Пхохан). Намеченный на осень 2019 г. запуск круизной линии из южнокорейского Пхохана во Владивосток является признанием корейских партнёров значительного роста туристического потока в Россию.
Помимо достижений двусторонних экономических отношений в ходе диалога были обозначены основные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию взаимодействия, а также возможные направления их решения.
Важно понимать, что южнокорейская идея «9 мостов» в широком смысле предполагает взаимодействие Кореи не только с Россией, но и в целом в направлении многосторонности с участием КНДР, ЕАЭС, стран Центральной Азии. Поэтому одним из способов решения проблемы застоя в экономических отношениях участники дис-
куссии называли торговое и инвестиционное сотрудничество России и Республики Корея посредством инвестиционного с третьими странами. Так, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко во время своего выступления указал на необходимость «внедрения совместных проектов, ориентированных не только на производство продуктов, используемых внутри национальных экономик, но и на эффективную продажу на рынках третьих стран» [1].
Глава корейской делегации, вице-премьер Республики Корея Хон Намги в ходе своего выступления предложил «совместным участием Республики Корея и России создать крупномасштабный инвестиционный фонд для развития индустрии материалов, деталей и оборудования». Данный фонд поможет в развитии регионального, а также научно-технического сотрудничества, сотрудничества в сфере инноваций и высоких технологий [1].
Торговля
По результатам последних лет товарооборот между Россией и Республикой Корея показывает стабильный рост, составив в 2018 г. почти 25 млрд. долл. США. Однако руководством обеих стран поставлена задача нарастить товарооборот для достижения отметки в 30 млрд. долларов США.
Добиться этого можно путём наращивания объёма поставок сельскохозяйственной и другой продукции, подкреплённого созданием эффективной структуры логистики. Важную роль в росте товарооборота сыграло бы соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕАЭС, действие которого необходимо распространить в том числе на сферу услуг и инвестиций.
Сельское хозяйство
В качестве одного из наиболее успешных и динамичных проектов корейских инвестиций в Приморском крае, приводится проект в сфере сельского хозяйства, который представил генеральный директор дальневосточного представительства Lotte International в России Чой Вонбо. Предприятие занимается тем, что возделывает сою, кукурузу и овёс, а урожай, общий объем которого оценивается в 30 тыс. тонн в год, поставляет в Южную Корею. Компания расширяется и в нынешнем году организовала молочное производство.
Отсутствие инфраструктуры для экспортной отгрузки зерновых с территории Приморского края ограничивает объёмы отгружаемого сырья и тормозит развитие ориентированных на экспорт предприятий. При этом гарантией создания терминала является перспектива обеспечения экспорта зерновых в объёме 1 млн тонн, а пока экспортируется 250-300 тыс. тонн в год. Поэтому строительство зернового терминала в порту Славянка, а также других объектов для хранения зерна способствовало бы развитию торговли и инвестиционного сотрудничества в данной сфере.
«Хасан - Раджин»
Интерес для корейских инвесторов могут представлять не только двусторонние проекты, но также и проекты с участием третьих стран. Южнокорейский бизнес может быть заинтересован в развитии известного российско-северокорейского проекта «Хасан - Раджин».
Так, заинтересованность в развитии этого проекта подтвердил и мэр г. Пхохана Ли Кандок. На территории Пхохана расположено ведущее сталелитейное предприятие страны Р08С0, для функционирования которого необходимы стабильные поставки угля и которое уже имеет опыт взаимодействия в данной сфере.
Тем не менее участие южнокорейского бизнеса в проекте возможно лишь при формировании благоприятных политических условий (снятия санкций в отношении КНДР и стабилизации отношений на Корейском полуострове). Вместе с тем глава официальной делегации Кореи, вице-премьер Республики Корея Хон Намги обозначил заинтересованность Кореи участвовать в работе проекта «Хасан-Раджин» на уровне совместных исследований в сфере интермодальных перевозок. В целом корейская сторона занимает пассивную позицию по данному вопросу.
Судостроение
Существенная часть сессии была посвящена сотрудничеству России и Корее в сфере судостроения, примером которого является предприятие «Звезда-Хёндэ». Вопрос о том, насколько данный вид сотрудничества способствует развитию российского судостроения и локализации производства, не перестаёт быть актуальным.
Острая конкуренция за портфель заказов между судостроительными предприятиями разных стран и отсутствие заинтересованности в переносе производства на другие площадки усугубляется ограниченностью внутреннего рынка России. Накопление заводом «Звезда» достаточного опыта производства по внутренним заказам, по мнению корейских партнёров, будет способствовать развитию российского судостроения, а поиск рынка сбыта за рамками национальных экономик выведет производство на новый уровень.
Стабильному развитию судоверфи «Звезда» препятствует также и отсутствие возле нее инфраструктуры и компаний-партнеров, образующих полноценный промышленный комплекс. Как следствие, вблизи п. Большой Камень, где расположен завод «Звезда-Хёндэ», уже запланировано строительство промышленного парка площадью 200 га, который будет способствовать развитию малых и средних сопутствующих производств.
Проблемы и пути решения
Бизнес-диалог «Россия - Республика Корея» выявил ряд серьёзных проблем и барьеров, препятствующих выходу двустороннего экономического сотрудничества на новый уровень.
За прошедшие десятилетия корейский бизнес, пришедший в Россию, накопил большой опыт неудач, что отрицательно сказалось на доверии корейского бизнеса к российской деловой среде. Назрела необходимость в восстановлении доверия со стороны корейских инвесторов. Решением стала бы стабильная поддержка и взращивание успешных проектов. Только создание реальных моделей успешного сотрудничества может вернуть корейские компании в Россию.
Другие направления развития сотрудничества, предложенные участниками сессии, предполагают, например, приглашение корейских компаний к управлению ТОРами.
Росту заинтересованности зарубежного бизнеса в российской экономике будет способствовать развитие перспективных отраслей, таких как аквакультура, деревообрабатывающая и горная промышленность.
Среди возможных направлений развития сотрудничества России и Кореи называют также стимулирование взаимного характера инвестиций. Другими словами, полноценные партнерские отношения могут быть построены только при условии привлечения инвестиций не только из Кореи в Россию, но и из России в Корею. Развитие партнерских отношений в форме совместного инвестирования в третьи страны (например, во Вьетнам) необходимо для накопления опыта взаимодействия и последующего применения в отношении КНДР. В случае смягчения санкций, развитие сотрудничества с КНДР даст новый импульс для развития и российско-южнокорейских отношений.
Российская экономика нуждается в создании условий для выхода на национальный рынок корейского малого и среднего бизнеса, а не только крупных предприятий. Так как, по мнению корейских экспертов, у малого и среднего бизнеса заинтересованность в выходе на рынок России больше.
Нельзя игнорировать и рост туристического потока из Кореи в Россию. Поддержка растущей тенденции и создание инфраструктуры для обеспечения туристического потока принесёт дополнительные выгоды для экономики России.
Стороны выразили интерес в развитии интермодальных перевозок, повышении эффективности их за счёт увеличения скорости доставки, создании конкурентоспособных сервисов, в том числе за счёт цифровизации.
Был поднят вопрос об усилении каналов взаимодействия сторон на региональном уровне. Для анализа результатов существующих договоров необходима проработка параметров эффективности двусторонних соглашений и институтов поддержки сотрудничества.
Выявление результатов торгово-инвестиционного сотрудничества России и Кореи в динамике поможет проанализировать эффективность работы совместных институтов развития взаимодействия. Опыт в решении практических проблем и истории успеха корейских предприятий в России создадут благоприятный образ российской экономики, который послужит импульсом для нового роста двустороннего взаимодействия.
Тем не менее остались и вопросы, которые не были затронуты участниками дискуссии. Например, проработка условий заключения ССТ между Россией и Кореей или проблемы нетарифных барьеров для российско-корейской торговли. Проработка условий заключения торгового договора между двумя странами вывела бы отношения на новый уровень.
Роль и эффективность институтов развития в российско-корейском сотрудничестве также нуждается в дальнейшей проработке. За последнее время создан целый ряд платформ для обсуждения и выстраивания концепции развития двустороннего взаимодействия, но необходимо выявить эффективность каждого из них, так как многообразие институтов и не всегда скоординированная их работа подчас нивелирует затраченные усилия.
***
Подводя итог состоявшемуся на полях 5-го ВЭФ бизнес-диалогу «Россия - Республика Корея», отметим, что, даже учитывая ряд серьёзных проблем, препятствующих росту двустороннего взаимодействия, достижения в области экономического сотрудничества тоже имеются.
Российское правительство, выстраивая экономическую политику, делает большую ставку на развитие дальневосточного региона и его интеграцию в АТР. Корейская сторона, в свою очередь, также формирует экономическую политику в отношении России с учётом географической близости российского Дальнего Востока.
Постепенное устранение проблем вернёт доверие корейских инвесторов к российской экономике, а дальнейшее развитие двусторонних отношений будет способствовать росту национальных экономик.
Литература
1. Волощак В. И., Лукин А. Л. Российско-южнокорейское сотрудничество в рамках «Новой северной политики» Республики Корея: предварительные итоги // Известия Восточного института. 2018. № 4. С. 68-80. ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80
2. «Риск не проблема, но чем выше риск, тем выше должна быть прибыль». Член совета при президенте Южной Кореи о том, почему корейцы неохотно инвестируют в
Россию // Официальный сайт ИД «Коммерсант». URL https://www.kommersant.ru/doc/ 4087080?fbclid=IwAR1fgWAiVYiqoB1MgtdH 841LbAG2EZzIQff1EB CVSV9VBu72hmdrGF SFaVU (Дата посещения: 12.09.2019).
3. Россия - Республика Корея [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система Росконгресс. URL https://roscongress.org/sessions/eef-2019-rossiya-respublika-koreya-/translation/ (Дата посещения: 16.09.2019).
Marina P. KUKLA
Ph. D. (in Economics), Assistant Professor, Dept. of Korean Studies, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: [email protected]
Viktor S. MIADZEL
Undergraduate Student, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: [email protected]
Problems and Prospects of Business Dialogue "Russia -Republic of Korea": 5th EEF Notes
УДК 947.084.31(571.63) doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122
EEF, Russia,
Republic of Korea,
Investments,
FTA,
Russian-Korean economic cooperation,
shipbuilding
The article analyzes the results of the Russia-Republic of Korea business dialogue held at the site of the 5th Eastern Economic Forum on September 5, 2019. The authors focus on the problems of Russian-Korean cooperation in the field of trade and investment, as well as formulate possible solutions to them based on the results discussions. The prospects of Russian-Korean economic cooperation are outlined, taking into account the tasks set for the medium term.
This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).
For citation: Kukla M. P., Miadzel V. S. Problems and prospects of business dialogue "Russia - Republic of Korea": 5th EEF notes // Oriental Institute Journal. 2019. № 3. P. 116-122. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-3/116-122
References
1. Voloshhak V. I., Lukin А. L. Rossijsko-yuzhnokorejskoe sotrudnichestvo v ramkakh «Novoj severnoj politiki» Respubliki Koreya: predvaritel'nye itogi // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2018. № 4. S. 68-80. doi: dx.doi. org/10.24866/2542-1611/2018-4/68-80
2. «Risk ne problema, no chem vyshe risk, tem vyshe dolzhna byt' pribyl'». CHlen soveta pri prezidente YUzhnoj Korei o tom, pochemu korejtsy neokhotno investiruyut v Rossiyu // Ofitsial'nyj sajt ID «Kommersant».
URL https://www.kommersant.ru/doc/40870 80?fbclid=IwAR1fgWAiVYiqoB1MgtdH841L bAG2EZzIQff1EBCVSV9VBu72hmdrGFSFa VU (Data poseshheniya: 12.09.2019).
3. Rossiya - Respublika Koreya [EHlektronnyj resurs] // Informatsionno-analiticheskaya sistema Roskongress. URL https://roscongress.org/sessions/eef-2019-rossiya-respublika-koreya-/translation/ (Data poseshheniya: 16.09.2019).