Научная статья на тему 'Отношения к ценностям спорта в российском социуме'

Отношения к ценностям спорта в российском социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1448
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности спорта / типы взаимосвязей между спортом и людьми / поколения / социологический опрос
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кадушина В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения к ценностям спорта в российском социуме»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 316.4

ОТНОШЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ СПОРТА В РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ

Автором исследуется отношение к спорту, как важному общественному явлению. Выделяются основные типы взаимосвязей между спортом и людьми. Проводится социологический анализ ценностей спорта. Выявляются, что у социальных поколений отношение к ценностям спорта меняется на протяжении жизни.

Ключевые слова: ценности спорта, типы взаимосвязей между спортом и людьми, поколения, социологический опрос.

Спорт как ценное общественное явление связан с каждым членом социума. Под действием спорта у индивида развиваются не только физические качества, он позитивно воздействует на духовную сферу и интеллект. Спорт является важнейшим фактором и областью расширения социокультурного потенциала общества. В нем могут быть актуализированы значительные, но очень разные части этого потенциала: физические, творческие и ментальные способности человека, личностно-нравственные качества (низкие и высокие), эстетические дарования. Важнейшим социальным аспектом функционирования спорта является его способность осуществлять социально-психологическую стабилизацию индивида. С другой стороны, спорт стимулирует и миролюбие, и агрессию. На протяжении всей жизни, каждому члену социума необходимо постоянно соответствовать развитию общества, приспосабливаться к непрерывно меняющейся общественной обстановке, требованиям, ценностям. Спорт помогает человеку на всех стадиях его развития получить навыки коммуникации, ознакомиться с социальными ролями, т.е. влиться в современную социальную жизнь.

Социальные ценности обобщают взгляды на какое-либо объективно существующее явление и оценки его положительного значения. В зависимости от занимаемых позиций в пространстве и времени разные люди могут дать разные оценки одному и тому же явлению. Это свидетельствует о том, что концепция ценности отнюдь не статична. Ее формирование у отдельной личности во многом происходит под влиянием других членов общества.

Эффект спорта является закономерной реакцией или закономерным результатом, производимым спортом как социальным явлением в определенном обществе, в определенной природной среде по отношению к субъектам - людям, занимающимся спортом. Эффект спорта отражает его сущность. Спорт обладает биологическим эффектом: с телом каждого занимающегося физическими упражнениями человека может произойти ряд изменений. Например, убыстряются пульс и частота дыхания, ускоряется метаболизм. При частых занятиях спортом в результате стимулирования физической нагрузкой наращивается мускулатура, увеличивается соединительная и уменьшается жировая ткань, возрастает плотность костей и объем сердечной полости. Скорость реакции, ловкость,

В. А. Кадушина

Саратовский

государственный

социально-экономический

университет

e-mail:

ka vika@mail.ru

двигательная способность, адаптивность, иммунитет - все это достигает максимального роста, производя видимое улучшение, как во внешнем облике, так и на уровне функционирования организма человека. Спорт обладает также социальным эффектом, поскольку каждый участник может испытывать чувство радости и удовлетворения, которые помогают воспитывать и закалить настрой и волю человека, укрепить поведенческие, эстетические и ценностные установки. Биологический эффект спорта называется также первым эффектом, а социальный эффект - вторым, так как последний развивается на основе первого. Указанный эффект спорта обязательно существует в любое время в любом месте.

Спорт обладает оздоровительной, развлекательной, образовательной, политической функциями, а также функциями содействия межличностном общению и социализации человека. По мере дальнейшего прогресса спорта и увеличения рациональных знаний о спорте возможно выявление его новых функций. Основой для возникновения и расширения всех функций служит эффект спорта; для них характерны выращенные временные особенности. Несмотря на то, что функции объективно существуют, их обнаружение либо степень проявления зависят от особенностей конкретного социума в данный период времени.

Ценностные характеристики представляют собой совокупность оценок по отношению к спорту со стороны конкретного социума. Существуют различные оценки значения одного и того же спортивного события или явления со стороны отдельных социальных групп или индивидов (как представителей этих групп). Такие различия часто связаны с временными (возрастными) особенностями. Ценностные характеристики не только непосредственно отражают взгляды людей на существующую ситуацию, но и опосредованно могут выражать их требования к содержанию и тенденциям развития спорта. Их изучение важно для различных спортивных наук.

Как и функции, ценностные характеристики существуют на основе эффекта спорта. Первые представляют собой возможные проявления влияния и действия спорта на общество, вторые - отбор представлений о спорте и его полезности со стороны конкретного социума. Обе стороны формировались в процессе развития, имеют как точки соприкосновения, так и различия.

В качестве общественного явления спорт имеет взаимосвязи с каждым членом общества. Все имеющие взаимосвязи между людьми и спортом мы разделяем на четыре основных типа: - связи тренировки; - связи закалки; - связи наслаждения; - связи ограничения. Наиболее тесные связи, существующие между человеком и спортом, - это связи тренировки, затем по порядку идут связи закалки и наслаждения. В каждом из типов связей люди желают достигнуть определенных целей, которые можно разделить на отдельные пункты (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение интенсивности типов взаимосвязей между людьми и спортом как социальным явлением

Категория1 Степень интенсивности связи со спортом (+) Тип связей Цели

А +++ Тренировки а - повысить спортивные качества и технику, получить награды; а1 - повысить качество и возможности собственного тела в соответствии с требованиями специальности

В ++ Закалки Ь - укрепить тело и дух, сформировать свое тело, улучшить внешний облик; Ь1 - удовлетворить потребности в развлечениях и общении; Ь2 - профилактика и лечение заболеваний

С ++ Наслаждения с - наслаждаться физкультурой и спортом с помощью органов чувств

D - Ограничения -

1 Категории А, В, С, D применялись в статье и далее для исследовательского анализа.

Воздействие спорта на организм проявляется в его телесном облике; его материальные изменения достаточно наглядны и поддаются различного рода измерениям. Поэтому, прежде всего мы воспринимаем материально-телесный аспект ценностей спорта. Кроме того, в течение своей жизни человек может с помощью спорта значительно повысить свои производственные показатели, справляться с большим объемом работы, за счет чего получить немалую выгоду. Этот аспект также углубляет и укрепляет наше представление о материальной ценности спорта.

В 1969-1979 гг. советские социологи проводили комплексное исследование на Красноярском алюминиевом заводе. Одна из задач состояла в том, чтобы выяснить, существуют ли тесные связи между усталостью, которую испытывают рабочие на производстве, и занятиями спортом. Выяснилось, что меньше других уставали рабочие, имевшие второй спортивный разряд, из них не испытывали усталость 47,9%; затем следовали работники с третьим спортивным разрядом (из них не испытывали усталость 39,2%). Наибольшую усталость испытывали работники, не имевшие спортивных разрядов. Соответственно труд рабочих-разрядников отличался более высокой производительностью2.

Саратовский ветеран спорта К. Ликолгин вспоминал, что когда он в 1970 г. Только пришел на завод, то «хотя и было желание работать за станком, но сил не хватало». В течении 20 лет постоянных тренировок в беге на длинные дистанции он настолько укрепил организм, что увеличил количество обслуживаемых станков с одного до шести. Ежедневное расстояние, которое он преодолевал, двигаясь между станками, составляло 10 км. Таким образом, человек выполнял работу шестерых.

Советские ученые, произведя необходимые замеры, выяснили, что у людей, постоянно занимающихся спортом, производительность труда на 0,6 -10% выше по сравнению с теми, кто занимается спортом нерегулярно.

В качестве примера проанализируем выборку данных по народному хозяйству СССР за 1979 г. Число работников, регулярно занимавшихся спортом, составляло 30% общего числа лиц, занятых в производстве. Вследствие более высокого уровня полезной деятельности они дополнительно увеличивали ВВП на 4 млрд. руб. К тому же количество рабочего времени, потерянного по причине болезней и травм на производстве, у трудящихся, часто занимающихся спортом, в 4,5 раза меньше (потери рабочего времени из-за травм и болезней у людей, не занимающихся спортом, составляют 4,3% общегодового уровня). Таким образом, постоянно занимающиеся спортом рабочие и служащие только по коэффициенту выхода на работу увеличили стоимость валового производства на 5,7 млрд. руб., а с учетом повышенной производительности труда эта цифра увеличивается на 9,7 млрд. руб. (или 2,2 % всего ВВП). Данная закономерность (которая прослеживается и по другим годам) служит объективным подтверждением экономического значения спорта и физической культуры. Поэтому многие ученые придерживаются концепции, которая трактует спорт как одну из производительных сил общества.

Под действием спорта (его биологического эффекта) организм человека укрепляется, в нем происходят очевидные материальные изменения. Одновременно обогащается и развивается духовная сфера3. Развиваются такие качества, как оптимизм и бодрость; укрепляется воля, настойчивость и целеустремленность. Особо следует отметить роль спорта в улучшении межличностных отношений, которые являются чрезвычайно важной составляющей духовной жизни человека. Доверие, понимание, поддержка, помощь, сотрудничество и т. п. - все то, на что надеется и что ищет каждый человек в социуме, воспитывается в процессе занятий спортом.

Рассмотрим пример из практики средней школы, где из-за разного уровня психологического развития отмечается четко обозначенный рубеж между мальчиками и девочками. Противоположный пол вызывает у большинства 13-14-летних учеников почти аллергическую реакцию, между мальчиками и девочками легко возникают конфликты, отмечается ограниченное общение между полами4. Однако во время проведения школь-

2 См.: Теория и практика физической культуры. 1985. №4.

3 Фомин Ю.А. Влияние российского спорта на формирование личности // Социс. 2008. № 10. С. 143-146.

4 Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

ных соревнований подростки легко ломают рамки, казалось бы, жесткого поведения, проявляют внимание, выступают сплоченным коллективом, демонстрируют отношение гармонии и согласия.

Во время совместных утренних занятий физкультурой или просмотра международных спортивных матчей никто не обращает внимания на возрастные и социальные границы, все разделяют общие заботы и переживания. Трудно найти средство, более эффективное, чем спорт, позволяющий налаживать отношения между людьми, устранять барьеры «психологической защиты», быстро включаться в дела, которые объединяют всех. Проигрыш любимой команды может вызвать и отрицательные эмоции у болельщиков, но сила и глубина этих переживаний служат своеобразным доказательством мощного воздействия спорта на духовную сферу.

Исходя из огромного воздействия спорта на духовную жизнь людей, некоторые ученые считают его одним из видов духовной культуры. На наш взгляд, ценность спорта соединяет материальный и идеальный аспекты. По существу, это две составляющие целостного взгляда на ценность спорта. Не существует только материального или только духовного аспекта ценности спорта для людей. Неразделимые, как два полюса магнита, оба этих аспекта, хотя и по-разному, оказывают активное влияние на людей.

Первые знания о спорте дети получают в процессе игры. Формирование индивидуального отношения к ценности спорта представляет собой длительный процесс, на который оказывают воздействие многие факторы. Эта позиция может изменяться вслед за изменениями общественных условий 5.

В исследованиях по социологии спорта очень значимо изучение перемен в концепциях ценности спорта и в индивидуальных взглядах на этот вопрос. Для проведения изучения представлений о ценности спорта нами был проведен опрос 402 саратовцев в 2008 году. Среди них - 202 студента неспортивных вузов г. Саратова (социально-экономического университета и технического университета), а также 200 саратовцев старше 45 лет. Выборка была стихийная.

В ходе проведенного нами социологического исследования ценности спорта методом опроса 200 респондентов старше 45 лет, установлено, что наибольшее их число относится к категории С, представители которой считают, что ценность спорта в получении визуального наслаждения. Они составляют 44,5% от общего количества опрошенных. К категории В относятся те, кто ценят спорт как способ закалки, они составляют 33,9%. Представители категории Б (13%) считают, что спорт имеет небольшое значение или вообще не имеет. Люди, относящиеся к самой малочисленной категории А (8,5%) полагают, что ценность спорта состоит в тренировке тела.

Только 144 человека вспомнили и оценили свое отношение к ценности спорта в середине 1980-х годов. На основе их ответов была составлена таблица, реконструирующая ситуацию в советское время. Наибольшее число людей (71,5%) ретроспективно отнесли себя к категории Б; далее идет категория В - 13,3%; затем А и С, насчитывающие примерно одинаковое количество людей (по 7,6%).

Проведенное обследование показывает изменение отношения людей к ценности спорта за последние, примерно, 25 лет. За период середины 1980 гг. - по 2008г. численность категорий А, В и С увеличилась, соответственно численность категории Б уменьшилась. Очевидно, что увеличение численности категорий А, В и С способствовало развитие спорта, поэтому можно предположить, что за эти три десятилетия произошли значительные перемены в концепции ценности спорта для нашего народа.

Наибольший интерес вызывают мнения, произошедшие в категории Б. В середине 1980гг. к этой категории относились 71,5% (из числа опрошенных), а к 2008г. этот показатель сократился до 13%. Если спроецировать эти цифры на население страны, то получается, что за прошедшие три десятилетия более половины населения (около 59%) в той или иной степени пришли к пониманию ценности спорта.

По собственным предположениям опрошенных, на изменение их отношения повлияли следующие факторы:

5 Кравчик, З. Спорт и современные образцы культуры / З. Кравчик / / Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2.

1. Относительный рост материального благосостояния и благополучие в семье;

2. Появление свободного времени для досуга;

3. Большое количество разноплановой пропаганды спорта;

4. Мода на спорт в обществе;

5. Потребности лечения и профилактики заболеваний;

6. Развитие культуры, расширение возможностей для получения образования и рост числа получивших образование.

Многие респонденты считали, что цены на товары в городах в середине 1980гг. держались низкими и стабильными, но люди не могли откладывать деньги на спортивные расходы. Сейчас ситуация изменилась, семьи с обычными доходами могут купить спортивную одежду, спортивную обувь, принадлежности. С улучшением жизненных условий в семьях появилось свободное время, в том числе и для спорта.

Большинство приписывает заслуги по формированию у них концепции ценности спорта активной пропаганде в средствах массовой информации. Разъясняя содержание тех ли иных видов спортивных состязаний, предоставляя материал, СМИ сформировали мотивированный и устойчивый интерес общества к спорту6. Эта тема становится престижной (модной), о ней «все говорят», поэтому элементарные знания и интерес к спорту становится частью «культурного минимума».

Телевидение считается наиболее эффективным средством для осуществления спортивной агитации. Значительно увеличилось количество спортивных передач, что, несомненно, сыграло свою роль в утверждении концепции ценности спорта. В несколько раз возрастает количество наименований специализированной спортивной периодики. Увеличивается объем публикаций на тему спорта на страницах центральных и местных газет.

Таким образом, конкретные данные подтверждают вполне очевидное предположение о том, что общественная пропаганда способствует признанию ценности спорта.

Одновременно с этим выясняется факт о закрытии телеканала «Спорт»7 из-за дорогостоящих трансляций. Миллионы зрителей не смогут бесплатно смотреть трансляции крупнейших соревнований, болеть за своих кумиров. Хотя параллельно с этим сообщением премьер-министр РФ В.В. Путин на встрече со своими соратниками еще раз подчеркнул особую важность физического развития молодежи, ее оздоровления, пропаганды физической культуры и спорта. Президент страны Д.В. Медведев недавно говорил, что «во многом благодаря работе этого телеканала в России возрождается интерес к физической культуре, развивается массовый и детский спорт». Доля граждан страны, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к 2015 году должна достигнуть 30%. Совсем неясно как будет решаться эта задача, если у людей исчезнет возможность следить за состязаниями, радоваться победам российских атлетов, брать живой пример со звезд мирового уровня.

Некоторые респонденты полагали, что развитие культуры и образования - основная причина изменений их оценки роли спорта. Поскольку занятия физкультурой являются важной составляющей учебных занятий в школах и в вузах, практически в каждой семье имеются получающие ли получившие образования люди, которые «ассимилировали спорт».

Обобщая приведенные нами данные, можно отметить существование системы объективных условий для формирования концепции ценности спорта. К их числу относятся: рост материального благосостояния, появление свободного времени и воздействие спортивных агитации. Среди указанных условий основным является уровень жизни. Именно этот фактор определяет количество свободного времени у людей, а также условия реализации воздействия спортивной агитации (возможность приобретать носители информации, а также тратить достаточное количество на усвоение получаемой информации).

Изменения, произошедшие в концепции ценности спорта у одних и тех же людей в нашей стране за период с середины 1980-х по 2008г., проявились в увеличении численности категории С и значительном сокращении категории Б. Что касается нового поколения, то у него формирование концепции ценности спорта происходило в иной обстановке, в условиях роста культурного и материального уровня жизни.

6 Зверева В. Телевизионный спорт / / Логос № 3. 2006. С. 63-75.

7 Аргументы и факты. «Спорт проиграл» От 7 - 13 октября 2009, № 41 (1510).

Проведем сравнение данных об отношении к ценности и целям спорта 202 студентов обычных (не специализированных спортивных) вузов г. Саратова и людей старше 45 лет. Это позволит получить соотношение показателей для двух поколений в один и тот же период времени. Так людей старше 45 лет ценности спорта таковы: А - 7%, В - 36%, С - 45%, Б - 13%. А у студентов следующие: А - 6,9%, В - 53,7%, С - 27,3%, Б - 11,6%. Как видно из сравнения большие различия категорий А и Б отсутствуют. Особенности проявляются в категориях В и С: по сравнению со старшим поколением у студентов уменьшилась численность категории С и существенно (на 20,2%) увеличилась численность категории В. На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что у современной молодежи по сравнению со старшим поколение связь со спортом более сильная, поэтому численность категории В со временем увеличивается, а категории С и Б соответственно уменьшается.

Таким образом, формирование концепции ценности спорта на уровне личности относится к реалиям своевременного этапа развития общества, способствует еще большему расцвету спортивной деятельности. Среди объективных факторов, способствующих формированию ценностной концепции, ведущую роль играет рост материального благосостояния, появление свободного времени и действие пропаганда спорта.

Концепция ценности спорта непосредственно воздействует на тенденции его развития, определяет его будущее.

При общем признании ценности спорта существует определенные различия в мотивации у старшего поколения и молодежи. Например, молодое поколение выбирает категорию В из-за стремления к развлечениям и общению. Выбор категории В старшим поколением, как правило, обусловлен решением проводить профилактику и лечение заболеваний. Эти изменения в целостной концепции ценности спорта, помимо воздействия на физиологию и психологию двух поколений, приобрели значение «общественной моды». Мода на спорт поставила его на первое место в списке приоритетов в личной жизни молодых людей.

Мы показали, что общественная мода оказала значительное влияние на изменение концепции ценности спорта. Именно мода способствовала, например, широкому распространению танцев диско как оздоровительных упражнений для людей старшего возраста, вопреки известному консерватизму, присущему старикам. В то же время выполнение радиозарядки практически прекратилось, несмотря на большую пользу таких занятий для здоровья.

По мере повышения материального благосостояния основной мотивацией для занятий спортом становятся развлечение и общение. Однако при долгосрочном планировании необходимо учитывать также иные аспекты ценности спорта, добиваясь его комплексного развития.

Человека, который хочет стать спортсменом, общество избирает задолго до того, как он им становится. В самую прекрасную пору детства и юности он вынужден тратить огромную часть времени на тренировки, причем без адекватного материального вознаграждения. Так средний возраст начала тренировок по различным видам спорта следующий: волейбол - 12 лет, плавание - 13 лет, баскетбол - 14 лет.

В последние годы международные требования к результатам спортсменов возрастают, поэтому возраст начала тренировок снижается. В некоторых видах спорта, требующих особой гибкости и силы, таких как спортивная гимнастика, прыжки в воду, возраст начала регулярных занятий снизился до дошкольного. Поскольку спортсмены в том возрасте, когда их ровесники получают всесторонне образование, все свое время тратят на тренировки, с годами у них может появиться неудовлетворенность собственными познаниями, культурным уровнем, социальными возможностями. Кроме того, при выполнении своей общественно деятельности спортсмены испытывают такие моральные и физические нагрузки, с которыми редко встречаются обычные люди.

Общество привыкло считать спортсменов самыми здоровыми людьми, что на самом деле не верно. Правильнее считать, что спортсмены - это люди с самыми сильными физическими данными, но отнюдь не с самым крепким здоровьем. Спортсмены сознательно идут на множество жертв, таких как отдых, личная жизнь, успехи в учебе, занятие другими видами спортивной деятельности. Труд спортсмена требует большой самоотверженности и самопожертвования.

Анализ концепции ценности в спорте приводит к следующим выводам: В условиях роста культурного и материального уровня жизни отмечены положительные изменения в концепции ценности спорта у современной молодежи по сравнению со старшим поколением. В основном цель студенческой молодежи акцентирована на удовлетворении потребности в развлечениях и общении в спорте, ориентируясь на «общественную моду». Мода на спорт поставила его на главное место среди приоритетов в жизни современного общества, как школу характера, мужества и воли. Согласно результатам опросов у разных социальных групп свое отношение к ценностям спорта меняется на протяжении жизни в силу многих условий и факторов: это и различия в мотивации у старшего поколения и молодежи; улучшение материального благосостояния; развитие культуры и образования; влияние пропаганды в средствах массовой информации; меняющаяся общественная мода на спорт и развитие общества в целом.

1. Теория и практика физической культуры. 1985. №4.

2. Фомин Ю.А. Влияние российского спорта на формирование личности // Социс. 2008. № 10. С. 143-146.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

4. Кравчик, З. Спорт и современные образцы культуры / З. Кравчик // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2.

5. Зверева В. Телевизионный спорт // Логос № 3. 2006. С. 63-75.

6. Аргументы и факты. «Спорт проиграл» От 7 - 13 октября 2009, № 41 (1510).

Список литературы

RELATIONS TO VALUES OF SPORTS IN THE RUSSIAN SOCIETY

Saratov state social and economic university

V. A. Kadushina

The author investigates the relation to sports as the important public phenomenon. The basic types of interrelations between sports and people are allocated. The sociological analysis of values of sports is carried out. It is shown that at social generations the relation to values of sports varies throughout a life.

e-mail:

ka_vika@mail.ru

Key words: Values of sports, types of interrelations between sports and people, generations, sociological interrogation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.